Рыночные отношения
УДК 330.16+339.17
АРТ-РЫНОК:
динамика и современное состояние
А. Н. СУХАРЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: [email protected] Тверской государственный университет
В статье представлены статистические и аналитические данные, показывающие динамику и современное состояние рынка произведений искусства (арт-рынок), включая его различные сегменты.
Ключевые слова: арт-рынок, арт-индексы, произведения искусства.
В настоящий момент арт-рынок можно считать одним из сегментов рынка инвестиций, а сами произведения искусства - альтернативным способом вложения капитала. Ведущими компаниями в сфере арт-индустрии рассчитываются индексы стоимости произведений искусства (арт-индексы), которые позволяют оценить ретроспективную доходность вложения капитала в арт-активы. Арт-индексами являются индекс Мея-Мозеса (Mei Moses Annual All Art Index) [3], Art prices index, индексы семейства ARTIMX (Art Investment Market index) и др.
Так, ARTIMX является интернет-проектом и предназначен для оценки выгодности вложения средств в арт-активы, включая различные направления арт-рынка и отдельных художников. Специалистами ARTinvestment. RU рассчитывается «семейство» ценовых индексов (всего 36 индексов, входящих в 4 «подсемейства») на произведения искусства. В основе расчета индексов используются данные о продажах предметов искусства на более чем 17 тыс. аукционах. Индексы рассчитываются с 2001 г. (при этом и используют данные о 4,5 млн про-
дажах (на середину 2013 г.). При этом учитываются аукционные цены только по тем произведениям искусства, по которым у большинства экспертов существуют мнения об их инвестиционной привлекательности (т. е. с учетом инвестиционного риска произведений искусства)1.
В качестве базиса индексов принята средняя цена предметов искусства в 2000 г., которая условно принята за 1 000 пунктов.
ARTIMX включает расчет следующих индексов:
1) ARTIMX - общий индекс цен мирового рынка произведений искусства;
2) ARTIMX Painting - индекс цен мирового рынка живописи;
3) ARTIMX Graphics - индекс цен мирового рынка графики;
4) ARTIMX Old masters - индекс цен мирового рынка картин «старых мастеров»;
5) ARTIMX Impressionism & Modern Art - индекс цен мирового рынка импрессионизма и модернизма;
6) ARTIMX Contemporary Art - индекс цен мирового рынка современного искусства;
7) ARTIMX-RUS - общий индекс цен русского искусства. Отдельно рассчитываются ценовые индексы более чем 850 русских художников (Artist's ARTIMX), произведения которых на-
1 URL: http://artinvestment.ru.
финансы и кредит
19
иболее востребованы на мировом арт-рынке в настоящее время;
8) ARTIMX-RUS Painting - индекс цен русской живописи;
9) ARTIMX-RUS Graphics - индекс цен русской графики.
Также специалистами ARTinvestment. RU отдельно рассчитываются «подсемейства» индексов ARTIMXp (ARTIMX profit) и ARTIMXba (ARTIMX buying activity). Индексы «подсеймества» ARTIMXp рассчитываются для тех же индексов «семейства» ARTIMX, но только в постоянных ценах, где в качестве базиса выбраны цены на произведения искусства по состоянию на 01.01.2001. Иными словами, эти индексы нивелируют влияние инфляции и показывают изменение реальной стоимости произведений искусства в отличие от индексов ARTIMX, которые показывают изменение цен произведений искусства в номинальном выражении (в долларах США). Индексы «подсемейства» ARTIMXba (ARTIMX buying activity) показывают соотношения между количеством проданных и выставленных на продажу произведений искусства на мировых аукционах (как в целом, так и по отдельным видам искусства, входящим в индексы ARTIMX).
Далее представим динамику изменения цен на произведения искусства на основе динамики ценового индекса ARTIMX. На 01.01.2001 его значение было установлено равным 1 000 пунктов. В 2001 г. происходило его падение до 752 пунктов (декабрь 2001 г.), а далее последовал рост до 2 386 пунктов (август 2008 г.). Потом началось достаточно быстрое его падение до 1 077 пунктов (ноябрь 2009 г.), а затем последовала тенденция к росту, максимум был достигнут в мае 2012 г. и составил 1 762 пункта. После этого наблюдалась общая тенденция к его снижению, по состоянию на май 2013 г. значение индекса составило 1 486 пунктов2.
Представляется необходимым сравнить динамику цен индекса на общемировом арт-рынке с индексом цен на произведения русских художников (ARTIMX-RUS). За точку отсчета здесь берется 01.01.2001 (значение индекса соответствует 1 000 пунктов). Индекс демонстрировал в целом тенденцию к росту, а ценовой пик был достигнут в ноябре
2008 г., составил 2 746 пунктов. Потом последовало падение, минимум которого был отмечен в декабре
2009 г. (1 728 пунктов). Далее ценовой индекс по-
2 URL: http://artinvestment.ru.
вышался до максимальной отметки в 3 199 пунктов (декабрь 2013 г.). Затем последовало некоторое понижение индекса. По состоянию на июнь 2013 г. его значение составило 2 923 пункта.
Сравнительная характеристика динамики изменения арт-индексов ARTIMX и ARTIMX-RUS за 2001-2013 гг. (на январь каждого года) представлена в табл. 1. За этот период значение индекса ARTIMX-RUS превышало значение индекса ARГПMX, причем величина превышения имела тенденцию к росту не только в пунктах, но и в процентном выражении.
Сравнительная характеристика динамики индексов ARTIMXp и ARTIMXp-RUS представлена в табл. 2. Учитывая, что эти индексы показывают изменение реальной стоимости (т. е. с учетом обесценивания денег) произведений искусства, то их динамика в целом оказывается схожей с динамикой индексов ARTIMX и ARTIMX-RUS. За 12 лет (январь 2001 г. - январь 2013 г.) реальная стоимость произведений искусства в мире выросла на 23,3 %, в том числе на произведения искусства русских художников - на 134,0 %.
Сопоставляя динамику общемирового ценового индекса с индексом цен на русское искусство, можно сделать вывод, что за последние 12,5 лет их общие тенденции в целом совпадали, при этом русское искусство показало большую доходность при мень-
Таблица 1
сравнительная характеристика динамики индексов ARTIMX и ARTIMX-RUS, 2001-2013 гг.
Год ARTIMX ARTIMX-RUS Превышение ARTIMX-RUS над ARTIMX
в пунктах в %
2001 1 000 1 000 - -
2002 764 998 234 30,6
2003 1 014 1 288 214 27,0
2004 1 113 1 172 59 5,30
2005 1 354 1 618 264 19,5
2006 1 152 1 734 582 50,5
2007 1 508 2 051 543 36,0
2008 2 015 2 528 513 25,5
2009 1 784 2 302 518 29,0
2010 1 113 1 859 746 67,0
2011 1 336 2 004 668 50,0
2012 1 591 2 446 855 53,7
2013 1 644 3 106 1 462 88,9
Источник: авторская разработка по данным ARTinvestment. RU. URI: http://artinvestment.ru.
Примечание. Данные представлены на январь соответствующего года.
Таблица 2
Сравнительная характеристика динамики индексов ARTIMXp и ARTIMXp-RUS, 2001-2013 гг.
Год ARTIMXp ARTIMXp-RUS Превышение ARTIMXp-RUS над ARTIMXp, пункты
2001 1 000 1 000 -
2002 743 972 229
2003 971 1 216 245
2004 1 040 1 101 61
2005 1 223 1 457 234
2006 1 016 1 532 516
2007 1 290 1 759 469
2008 1 669 2 095 426
2009 1 457 2 175 718
2010 894 1 496 602
2011 1 067 1 590 523
2012 1 234 2 017 783
2013 1 233 2 340 1 107
Источник: авторская разработка по данным ARTinvestment. RU. URI: http://artinvestment га.
Примечание. Данные представлены на январь соответствующего года.
шей волатильности. Действительно, максимальный прирост индексов в 2008 г. (по сравнению с принятой базой на 01.01.2001) составил для общемирового арт-рынка 138,6 %, а для русского искусства - 174,6 %. Глубина падения цен на русское искусство в 2009 г. составляла 37 %, а падение цен в целом на произведения искусства в мире упали на 55 %. По состоянию на май-июнь 2013 г. значение ценового индекса на произведения искусства в мире в целом было почти в 2 раза ниже, чем на русское искусство3. Таким образом, произведения русских художников в настоящий момент можно считать одним из наиболее привлекательных инструментов для вложения капитала в арт-активы. Это оказывается возможным вследствие того, что русское искусство все еще недооценено на мировом арт-рынке. Однако сопоставление арт-ин-дексов с индексами цен на другие активы показывает явный проигрыш инвестиций в произведения искусства по сравнению с инвестициями в золото, недвижимость, фондовый рынок и др.
Сравнительная динамика индексов цен по различным направлениям искусства (картины «старых мастеров», импрессионизм и модернизм, современное искусство) представлена в табл. 3. На
3 Расчеты автора по данным ARTinvestment. RU. URL: http:// artinvestment.ru.
сентябрь 2012 г. в среднем доходность вложения средств в картины старых мастеров была бы в 1,5 раза больше по сравнению с вложением средств в картины импрессионистов и модернистов. Вместе с тем степень доходности произведений искусства старых мастеров по сравнению с доходностью современного искусства является не столь явной. Сравнение между индексами ARTIMX Old masters и ARTIMX Contemporary Art свидетельствует о том, что они часто меняются лидирующей позицией.
В целом динамика индекса цен на произведения современного искусства опережает динамику общего индекса цен на искусство, в то время как индекс цен на картины импрессионистов и модернистов отставали от изменения этого индекса (табл. 4). Индекс цен на произведения старых мастеров может как отставать от общего арт-индекса (до 2008 г.), так и опережать его (с 2008 г.). По сравнению с золотом произведения искусства имеют внутренний потенциал роста в рамках долгосрочного периода [1; 2].
В настоящий момент одним из лидеров в области оценки и формирования мировой базы по ценам на предметы искусства является Artprice, а его база включает 520 тыс. художников и 27 млн оценок произведений искусства и результатов аукционных продаж. В современном мире арт-рынок, по оценке
Таблица 3
Динамика индексов на произведения искусства старых мастеров, импрессионизма и модернизма, современного искусства, 2001-2012 гг.
Год ARTIMX Old masters ARTIMX Impressionism & Modern Art ARTIMX Contemporary Art
2001 1 000 1 000 1 000
2002 652 696 644
2003 695 787 1 102
2004 1007 825 1 536
2005 899 962 1 472
2006 896 886 1 066
2007 1 248 1 359 1 674
2008 2 031 1 749 2 260
2009 2 439 1 713 2 518
2010 2 089 1 019 2 163
2011 2 035 1 194 1 803
2012 1 914 1 333 2 183
2012 (сентябрь) 2 339 1 439 2 259
Источник: авторская разработка по данным ARTinvestment. RU. иШ: http://artmvestment т.
Примечание. Данные представлены на январь соответствующего года.
Таблица 4
Сравнительная характеристика между динамикой индексов на произведения искусства старых мастеров, импрессионизма и модернизма, современного искусства, 2001-2012 гг.
Год Превышение индекса ARTIMX Old masters над индексом ARTIMX, пункты Превышение индекса ARTIMX Impressionism & Modern Art над индексом ARTIMX, пункты Превышение индекса ARTIMX Contemporary Art над индексом ARTIMX, пункты Превышение индекса ARTIMX Old masters над индексом ARTIMX, % Превышение индекса ARTIMX Impressionism & Modern Art над индексом ARTIMX, % Превышение индекса ARTIMX Contemporary Art над индексом ARTIMX, %
2001* 0 0 0 0,0 0,0 0,0
2002 -112 -68 -120 -14,7 -8,9 -15,7
2003 -319 -227 88 -31,5 -22,4 8,7
2004 -106 -288 423 -9,5 -25,9 38,0
2005 -455 -392 118 -33,6 -29,0 8,7
2006 -256 -266 -86 -22,2 -23,1 -7,5
2007 -260 -149 166 -17,2 -9,9 11,0
2008 16 -266 245 0,8 -13,2 12,2
2009 655 -71 734 36,7 -4,0 41,1
2010 976 -94 1050 87,7 -8,4 94,3
2011 699 -142 467 52,3 -10,6 35,0
2012 323 -258 592 20,3 -16,2 37,2
2012 (сентябрь) 723 -177 643 44,7 -11,0 39,8
* 01.01.2001 принято за точку отсчета.
Источник: авторская разработка по данным ARTinvestment. ЯИ. ЦШ: http://artinvestment. ги. Примечание. Данные представлены на январь соответствующего года.
Artprice, носит как бы «биполярный» характер и складывается преимущественно из арт-рынков Китая и западного мира (США и Европа)4. На Западе арт-рынок существует уже не одно столетие, а его главными механизмами выступают аукционные дома Кристис и Сотбис. Китайский сегмент арт-рынка стал развиваться с 2005 г. и связан с созданием Beijing Poly International Auction Co. - одного из ведущих китайских аукционных домов. В 2012 г. ситуация по аукционной торговле произведениями искусства различных стран выглядела следующим образом:
1-е место - Китай (41 % мирового объема аукционной торговли);
2-е место - США (27 %);
3-е место - Великобритания (18 %);
4-е место - Франция (4 %);
5-е место - Германия (2 %);
6-е место - Швейцария (1 %) (на все остальные страны мира пришлись 7 %)5.
4 Art Market Trends 2012. Saint-Romain-au-Mont-d' Or: Artprice, 2013.
5 Art Market Trends 2012. Saint-Romain-au-Mont-d' Or: Artprice,
2013; расчеты автора по данным ARTinvestment. RU. URL: http://artinvestment.ru.
В последние несколько лет арт-рынок осуществлял свой рост за счет увеличения спроса на произведения искусства в Китае, что носило, главным образом, спекулятивный характер, а сами произведения искусства приобретались не столько как потребительное благо, а как инвестиционный инструмент. Наоборот, в США и Европе произведения искусства принято приобретать в целях получения эстетического наслаждения (как потребительное благо), а инвестиционную компоненту рассматривать как нечто вторичное. Если в 2011 г. арт-рынок осуществлял свой рост за счет спроса на произведения искусства в Китае, то в 2012 г. этот его сегмент стал «сдуваться»: произошло снижение спроса и цен на произведения искусства в Китае. Наоборот, западный сегмент арт-рынка в целом имел устойчивую тенденцию к росту, но из-за снижения спроса в Китае тоже несколько стал терять свою динамику.
Общий объем мировой аукционной торговли произведениями искусства в 2012 г. составил 12 269 млн долл. (всего 449,5 тыс. лотов)6. Средняя стоимость одного проданного лота составила 27,3 тыс.
6 Art Market Trends 2012. Saint-Romain-au-Mont-d'Or: Artprice, 2013; расчеты автора по данным ARTinvestment. RU. URL: http://artinvestment. ru.
долл. В Китае средняя стоимость одного проданного лота составила 33,9 тыс. долл., а в остальных странах мира - 22,9 тыс. долл. В Китае доля проданных лотов в общем количестве выставленных на продажу лотов составила 46 % (2012 г.), в то время как в 2011 г. она составляла 49 %, 2010 г. - 56 %, 2009 г. - 63 %7.
Данные, характеризующие динамику показателей 10 самых дорогих картин, проданных в мире в течение календарного года с аукционов, представлены в табл. 5. В 2012 г. совокупная стоимость 10 самых дорогих картин, проданных в мире с аукционов, составляла 529,6 млн долл. Необходимо отметить, что на стоимость картин, находящихся на самых верхних строчках рейтинга картин-рекордсменов, проданных по большой цене, оказывает воздействие не столько сама динамика индекса цен арт-рынка, сколько появление на нем тех или иных произведений искусства.
Данные о самых дорогих картинах, проданных с аукционов в 2012 г., представлены в табл. 6. Самая дорогая картина, проданная с аукциона в 2012 г., была норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (1863-1944) «Крик» (1895) - 107 млн долл. К сравнению, в 2011 г. самая дорогая картина с аукциона была продана за 57,2 млн долл. («Орёл, сидящий на сосне») китайского художника Ци Байши (18641957). В числе 10 самых дорогих проданных в 2012 г. с аукционов картин только одна была китайского художника (Ли Керан), в то время как в 2011 г. в их числе были картины трех китайских художников (Ци Байши, Ван Мэн, Сюй Бейхонг). В 2012 г. с аукционов было продано: по цене свыше 100 млн долл. - 1 картина; по цене от 50 до 100 млн. долл. - 2 картины; по цене от 10 до 50 млн долл. - 77 картин. Всего по цене свыше 10 млн долл. было продано 80 картин, а по цене свыше 50 млн долл. - 3 картины. Чтобы попасть в число 100 самых дорогих картин, проданных с аукциона в 2012 г., картина должна была быть продана не менее чем за 8,3 млн долл. (в 2011 г. -за 8,1 млн долл.). Наиболее дорогие картины - это картины Эдварда Мунка, Марко Ротко, Рафаэля, Ли Керана, Бэкона Френсиса, Роя Лихтенштейна, Клода Моне, Энди Уорхола, Пабло Пикассо, Франца Клайна, Джексона Поллока (табл. 7).
В 2012 г. картины американского художника (поп-арт) Энди Уорхола имели наивысший совокупный объем продаж с аукциона (330 млн долл.).
7 Art Market Trends 2012. Saint-Romain-au-Mont-d' Or: Artprice, 2013.
Таблица 5
Характеристика основных показателей продаж с аукционов 10 самых дорогих картин, 2010-2012 гг., млн долл.
Год Совокупная стоимость* Стоимость самой дорогой картины Минимальная стоимость картины для вхождения в десятку самых дорогих картин
2010 618,9 95,0 40,2
2011 423,1 57,2 34,3
2012 529,6 107,0 37,0
* Стоимость «с молотка» (без дополнительных выплат покупателя).
Источник: авторская разработка по данным ARTinvestment. ЯИ. ИШ: http://artinvestment.ru.
В число 10 художников с наибольшими суммами аукционных продаж вошли Энди Уорхол, Чжан Дацян, Пабло Пикассо, Ци Байши, Герхард Рихтер, Сюй Бэйхун, Ли Керан, Марк Ротко, Френсис Бэкон, Фу Баоши, из которых половина - это китайские художники, а общая сумма их проданных картин составила 2,25 млрд долл. Количество художников с максимальными объемами аукционных продаж выглядели следующим образом:
с объемом продаж свыше 300 млн долл. -1 художник;
с объемом продаж от 200 до 300 млн долл. -4 художника;
с объемом продаж от 100 до 200 млн долл. -
14 художников;
с объемом продаж от 50 до 100 млн долл. -
15 художников;
с объемом продаж от 10 до 50 млн долл. -154 художника.
Таким образом, картины 188 художников были проданы в сумме более 10 млн долл. у каждого, из них 19 художников - более 100 млн долл. у каждого. В 2012 г. чтобы войти в перечень 500 художников с наибольшими стоимостными объемами продаж картин, необходимо было иметь объем аукционных продаж около 3 млн долл. Для нахождения художника в высшем ценовом диапазоне арт-рынка необходимо наличие множества сделок купли-продажи его картин.
Подытоживая ранее изложенное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в мире сложился и функционирует рынок произведений искусства, который, несмотря на «вечность искусства», подвержен конъюнктуре, находящей выражение в
Источник: авторская разработка по данным ARTinvestment. RU. ЦШ: http://artmvestment. т.
Таблица 6
Самые дорогие картины, проданные с аукциона в 2012 г.
Место (в зависимости от цены) Художник Годы жизни Принадлежность стране и направление в живописи Цена картины, долл. США Название картины и год создания
1-е Эдвард Мунк (1863-1944) Норвежский художник (экспрессионизм) 107 000 000 Крик (1895)
2-е Марк Ротко (1903-1970) Американский художник (абстрактный экспрессионизм) 77 500 000 Оранжевое, красное, желтое (1961)
3-е Марк Ротко (1903-1970) Американский художник (абстрактный экспрессионизм) 67 000 000 № 1 (Королевский красный и синий)
4-е Рафаэль (1483-1520) Итальянский художник (старые мастера) 42 675 600 Голова апостола
5-е Ли Керан (1907-1989) Китайский художник 40 396 040 Красные горы (1964)
6-е Бэкон Френсис (1909-1992) Английский художник (экспрессионизм) 40 000 000 Пишущий мужчина, отраженный в зеркале (1976)
7-е Рой Лихтенштейн (1923-1997) Американский художник (поп-арт) 40 000 000 Спящая девушка (1964)
8-е Клод Моне (1840-1926) Французский художник (импрессионизм) 39 000 000 Кувшинки (1905)
9-е Энди Уорхол (1928-1987) Американский художник (поп-арт) 39 000 000 Статуя Свободы (1962)
10-е Пабло Пискассо (1881-1973) Испанский художник (кубизм) 37 000 000 Натюрморт с тюльпанами (1932)
Примечание. Картины с одинаковой ценой продажи были ранжированы по месту и по цене продажи в зависимости от того, какая из них была продана первой.
Источник: авторская разработка по данным ARTinvestment. RU. ЦШ: http://artmvestment. т.
Таблица 7
Художники, картины которых получили наибольший объем продаж с аукционов в 2012 г.
Место (в зависимости от цены) Художник Годы жизни Принадлежность стране и направление в живописи Объем продаж, млн долл. США
1-е Энди Уорхол (1928-1987) Американский художник 330,0
2-е Чжан Дацян (1899-1983) Китайский художник 287,2
3-е Пабло Пикассо (1881-1973) Испанский художник 286,1
4-е Ци Байши (1864-1957) Китайский художник 270,2
5-е Герхард Рихтер (р. 1932) Немецкий художник 262,8
6-е Сюй Бэйхун (1895-1953) Китайский художник 175,8
7-е Ли Керан (1907-1989) Китайский художник 166,79
8-е Марк Ротко (1903-1970) Американский художник 166,78
9-е Френсис Бэкон (1909-1992) Английский художник 153,10
10-е Фу Баоши (1904-1965) Китайский художник 152,10
постоянном изменении уровня цен на произведения искусства под воздействием изменения экономических условий и множества других факторов.
Список литературы 1. Сухарев А. Н. Меновая стоимость золота: парадоксы исторических закономерностей // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 4 (28). С. 33-39.
2. Сухарев А. Н. Механизм формирования стоимости золота // Вестник Тверского гос. ун-та. Сер. «Экономика». 2005. № 10 (16). С. 27-38.
3. ЯковлеваН. В. Индекс Мея-Мозеса как инструмент прогнозирования доходности арт-рынка США // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Сер. «Экономика». 2009. № 1. С. 95-102.