Научная статья на тему 'Особенности страхования объектов современного артрынка'

Особенности страхования объектов современного артрынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ДОХОДНОСТЬ / РИСК / АРТРЫНОК / АРТБИЗНЕС / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова Н. О., Самусь В. Н.

В статье рассмотрена тенденция повышения инвестиционной привлекательности предметов искусства в контексте развития мирового артрынка, актуализирующая повышение роли страхования объектов артрынка как инструмента, позволяющего минимизировать риски и компенсировать финансовые последствия возможных убытков всех участников. Представлены результаты анализа российской и зарубежных систем страхования предметов искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности страхования объектов современного артрынка»

Страховой рынок

УДК 368.1:7

особенности страхования объектов современного артрынка

Н. О. СТАРКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента

Е-mail: [email protected] Кубанский государственный университет

В. Н. САМУСЬ, экономист финансового отдела Е-шиИ: [email protected] ООО «Краснодар Водоканал»

В статье рассмотрена тенденция повышения инвестиционной привлекательности предметов искусства в контексте развития мирового артрынка, актуализирующая повышение роли страхования объектов артрынка как инструмента, позволяющего минимизировать риски и компенсировать финансовые последствия возможных убытков всех участников. Представлены результаты анализа российской и зарубежных систем страхования предметов искусства.

Ключевые слова: страхование, инвестиции, доходность, риск, артрынок, артбизнес, произведения искусства.

В конец XX — начале XXI в. началось стремительное развитие артрынка: спрос на предметы искусства возрастает и у отечественных, и у иностранных покупателей. Расширяется и развивается инфраструктура артрынка. В настоящее время артрынок, схожий с традиционным финансовым рынком, интересен как сфера выгодного инвестирования: художник — эмитент, выставка — эмиссия, произведение искусства — пакет акций. Предметы искусства как актив на современном рынке характеризуются большей доходностью (до 15—20 % в год) и все чаще рассматриваются в качестве эф-

фективного инструмента инвестирования средств граждан и юридических лиц. Мировой экономический кризис, пик которого пришелся на 2008 г., показал, что инвестиции в произведения искусства являются реальной возможностью сохранения и приумножения капитала в отличие от популярной недвижимости и предметов роскоши, сильно упавших в цене в тот же период [1]. Аналитики отмечают, что в настоящее время все больше культурных ценностей выводится в оборот [2]: они выступают объектами купли-продажи и аренды, что позволяет собственнику получать доходы, становятся предметом залога, вносятся в качестве вкладов в уставные капиталы обществ. На этом основании у владельцев культурных ценностей и посредников начинает формироваться устойчивый интерес к страхованию объектов артрынка как инструменту, позволяющему минимизировать риски и компенсировать финансовые последствия возможных убытков.

Страхование произведений искусства включает:

— страхование имущества от рисков утраты или повреждения в результате природных факторов и противоправных действий третьих лиц;

— титульное страхование, связанное с рисками утраты права собственности (риск реституции);

— страхование финансовых рисков, возникающих вследствие потери дохода.

Комплексная страховая защита произведений искусства должна покрывать риски и защищать имущественные интересы всех участников рынка произведений искусства. Каждому из участников необходимо страховое покрытие, адекватное содержанию рисков, связанных с особенностью их деятельности. Классификация рисков, возникающих в процессе оборота и хранения произведений искусства, в зависимости от источника возникновения рисков и особенностей предмета страхования, представленав табл.1.

Объем российского рынка страхования произведений искусства в настоящее время незначителен и составляет, по приблизительным оценкам экспертов, от 700 тыс. до 1 млн долл. в год [3]. В целом отечественный рынок современного искусства оценивается в 5—10 млн долл., а антикварного — в 1,5 млрд долл. [5]. Но это лишь небольшая часть того, что потенциально подлежит страхованию. Реальные масштабы российского артрынка скрыты в запасах частных коллекционеров, находящихся в тени. Хотя именно они составляют потенциальный объем рынка страхования произведений искусства. Соответствующие страховые полисы приобретают в основном государственные музеи и выставочные комплексы, экспонирующие предметы искусства, принадлежащие им или арендуемые. Великобритания, ФРГ и США собирают более половины мировой страховой премии, тогда как на долю России в

настоящее время приходится не более 3 % от этой суммы.

Высокие темпы развития и наибольшая концентрация объемов страхования произведений искусства отмечены в США, Германии и Великобритании. Системы страхования произведений искусства, существующие в этих странах, в целом идентичны и организованы с учетом специфики объектов страхования. В качестве объектов страхования выступают музейные коллекции, частные коллекции и коммерческий сектор, включающий корпоративные коллекции произведений искусства и профессиональных артдилеров.

Основное количество договоров страхования в развитых странах приходится на долю коммерческого сектора, т. е. крупных банков и корпораций, коммерческих галерей и аукционных домов. Исходя из потребностей этой категории страхователей, зарубежные страховщики разработали оптимальные условия страхования произведений искусства, включающие в страховое покрытие все возможные риски, связанные со страхованием произведений искусства.

Самые распространенные системы страхования произведений искусства в развитых странах представлены на рисунке.

Наиболее популярна в развитых странах система страхования «от стены до стены» («wall to wall»), которая применяется в период выездных экспозиций произведений искусства. Страховая защита начинает действовать в тот момент, когда

Таблица 1

классификация рисков, возникающих в процессе оборота и хранения произведений искусства

критерий наименование

Целенаправленное воздействие человека Кража, поджог, вандализм

Природные факторы Пожар, удар молнии, землетрясение, наводнение, цунами, ураган, буря, смерч

Хозяйственно-экономические факторы Неквалифицированные действия в отношении произведений искусства, халатность, несоблюдение требований к обеспечению сохранности произведений искусства в связи с изменением экономической ситуации

Политические факторы Военные конфликты, национализация, конфискация, экспроприация, массовые беспорядки, терроризм

Особенности предметов страхования Общие (характерны для любого имущества): стихийные бедствия; аварии канализационных, отопительных и противопожарных систем; противоправные действия третьих лиц. Специфические (характерны для произведений искусства): риски, связанные с хранением и перевозкой произведений искусства; риски, связанные с индивидуальными характеристиками произведений искусства; ошибки и упущения при экспертизе и оценке; ошибки и неосторожность в процессе реставрации; утрата права собственности (риск реституции)

Финансовые риски Возможная потеря дохода их владельцами, вызванная обесцениванием произведения искусства в результате воздействия покрываемого страхованием фактора риска

Системы страхования произведений искусства

«От стены до стены»

«Страхование при первом риске»

Системы страхования произведений искусства

Покрытие «по перечню»

«Общее покрытие»

картина снимается со стены (т. е. с момента изъятия экспоната с места его постоянного хранения), и распространяется на весь период выставки, вплоть до возвращения на место первоначального хранения. В этом случае страховым покрытием «с ответственностью за все риски» защищаются абсолютно все передвижения экспонатов, в том числе монтаж, упаковка, предварительное и промежуточное складирование. В свою очередь, страхуя чужие риски, страховая компания стремится минимизировать свои, предусматривая в страховых договорах обязанность клиента обеспечить упаковку и распаковку груза специально подготовленными упаковщиками. Это могут быть как сотрудники страхователя (работники музея, галереи), так и нанятые мастера упаковочного дела.

При страховании крупных корпоративных коллекций и музейных собраний применяется «страхование при первом риске», предназначенное для наиболее ценных и дорогостоящих предметов коллекций. При этом используются два типа страхового покрытия:

— покрытие «по перечню» («itemized coverage»);

— «общее покрытие» («blanket coverage»).

При покрытии «по перечню» в страховом полисе указывается перечень произведений искусства с указанием страховой стоимости каждого предмета, страховая сумма определяется путем сложения стоимости каждого указанного в списке предмета.

В случае «общего покрытия» возможно заключение договора страхования без предоставления документов, удостоверяющих стоимость каждого предмета. Договор оформляется не на полную стоимость имущества, а лишь на ее часть, при этом оговаривается значительное снижение страховой премии.

Западные страховые организации, специализирующиеся на страховании произведений искусства, взаимодействуют с многопрофильными группами специалистов: искусствоведами, технологами, реставраторами, юристами, оценщиками, а также со специалистами в области безопасности, логистики, перевозки и упаковки произведений искусства. Кроме того, они предлагают ряд сопутствующих страхованию дополнительных услуг:

— упаковка и перевозка произведений искусства;

— оценка их стоимости;

— риск-менеджмент;

— консультации по реставрации и ситуации на рынке произведений искусств и пр.

Накопленный опыт в комплексном решении вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением произведениями искусства, позволил этим компаниям занять ведущие позиции на мировом рынке страхования произведений искусства. Лидерами являются компании: AXA Art (43,8 % мировой премии по страхованию произведений искусства), AIG, Chubb, Lloyd's и Hiscox [4].

Системы страхования предметов искусства в России и за рубежом сильно отличаются. В практике иностранных страховщиков существуют специальные типовые правила страхования произведений искусства, в которых отражен основной объем страхового покрытия. В России же до недавнего времени страховые компании не выделяли страхование художественных ценностей в самостоятельный вид услуг, страхуя их в составе имущества. Страхование произведений искусства осуществлялось большинством российских страховщиков по принятым в компаниях общим правилам и договорам имущественного страхования, которые изначально разрабатывались для страхования домашней утвари, офисной техники и товара на складе. Это предоставляло владельцу произведения минимальную защиту от возможных рисков. Однако при этом налагало на него дополнительные обязанности по обеспечению сохранности имущества и оказывало негативное влияние на стоимость страхования (например, если страховой тариф для обычного имущества составляет в среднем 0,25—1,5 %, то ценное имущество страхуется по более высокой ставке — 1,5—2 % от стоимости имущества в год).

Такие договоры, заключенные на стандартных условиях имущественного страхования, не учитывают специфики объектов страхования и не покрывают многих из наиболее вероятных рисков страхователей [3]. В настоящее время некоторые из российских страховых компаний усовершенствовали правила и процедуры страхования произведений искусства с учетом перечисленных рисков, разработав и утвердив специальные правила и формы договоров (полисов) для страхования произведений искусства. В России их страхуют такие компании, как Ингосстрах, Ренессанс Страхование, РЕСО-Гарантия, а также компания «Марш». Спрос на страховую защиту произведений искусства со стороны государства формируется исключительно за счет обязательного страхования временно вывозимых за пределы РФ выставок произведений искусства, находящихся в государственной собственности музейных предметов.

Система страхования государственных коллекций произведений искусств, временно вывозимых за пределы РФ, осуществляется поэтапно (табл. 2).

Страхование коллекций произведений искусства и предметов антиквариата на Западе — стандартная процедура. В России большинство частных коллекционеров не желает страховать свои коллекции, чтобы не афишировать их и не привлекать к себе излишнего внимания как проверяющих органов, так и мошенников. По данным страховщиков, в России застраховано не более 10 % частных коллекций [7].

По российским законам максимальная страховая сумма, которую может выплатить российская страховая компания, составляет не более 10 % от ее собственных средств — это риски, которые страховщик может оставить на собственном удержании. Поэтому страхование дорогостоящих предметов искусства всегда нуждается в перестраховании. В качестве принимающей стороны могут выступать как российские, так и зарубежные перестраховочные компании. У иностранных перестраховщиков опыт такого страхования значительно богаче (по времени) и обширнее (по тематике). Так, синдикат Lloyd's способен принять на страхование коллекцию картин

Таблица 2

Характеристика системы страхования государственных коллекций произведений искусств, временно вывозимых за пределы рФ

Этап Участник Процесс взаимодействия участников

1 Музей, направляющий выставку; принимающая выставку сторона (музей, галерея, выставочный комплекс) Согласование организационных условий выставки

2 Музей, направляющий выставку; Министерство культуры РФ Согласование стоимости музейных предметов

3 Музей, направляющий выставку; принимающая выставку сторона (музей, галерея, выставочный комплекс) Заключение договора о целях и условиях временного вывоза музейных предметов

4 Музей, направляющий выставку; страховая компания Заключение договора страхования. Страхователем выступает Министерство культуры РФ, от лица и по поручению которого действует направляющий выставку музей

5 Принимающая выставку сторона (музей, галерея, выставочный комплекс); страховая компания Оплата страховой премии принимающей стороной. При этом предоставляемое страховое покрытие включает стандартные риски, связанные с транспортировкой и хранением произведений искусства

6 Страховая компания; перестраховочная компания Заключение договора перестрахования

7 Музей, направляющий выставку; Росохран-культура Подача ходатайства о временном вывозе

8 Росохранкультура; Министерство культуры РФ; эксперты, аттестованные Росохранкуль-турой Проведение обязательной экспертизы произведений уполномоченными Министерством культуры специалистами, по результатам которой Росохранкультурой принимается решение о возможности временного вывоза и выдаче свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей

9 Музей, направляющий выставку; Росохранкультура Получение свидетельства на право временного вывоза

стоимостью до 100 млн долл. [8]. Главное условие любого страховщика заключается в том, что клиент должен предоставить чек либо экспертную оценку вещи, подтверждающие ее истинную ценность и стоимость. Оценивать предмет искусства должен независимый эксперт. Стоит отметить, что давать заключение о стоимости произведения искусства или антикварной вещи могут только профессиональные эксперты-оценщики с лицензией государственного образца. Некоторые страховые компании работают только с определенными экспертами, выдавая их список желающему застраховать свою коллекцию клиенту. В России единственной компанией, которая проводит комплексную экспертизу и оценку произведений искусства, является «Арт Консалтинг». Ее заключениям доверяют не только все российские страховщики, но и всемирно известная компания Lloyd's, которая часто выступает по отношению к российским страховым компаниям как перестраховщик [9]. Классические случаи отказа от страхования произведений искусства в мировой практике:

— неподтверждение предстраховой экспертизой подлинности объекта, представленного к страхованию;

— отсутствие какой-либо экспертизы.

Чем больше мер безопасности предпринял владелец коллекции, тем дешевле обойдется ему страховой полис. Самый низкий тариф применяется, если предметы хранятся в сейфе, в охраняемом помещении, оборудованном пожарной сигнализацией или системой пожаротушения. Если коллекция хранится на крайнем этаже здания, с окнами без решеток, тариф будет выше [6].

Тарифы на страхование произведений искусства рассчитываются индивидуально, с учетом всех факторов: от условий хранения коллекции (температурного режима, системы кондиционирования, противопожарной и охранной систем, состояния помещения) до факта наличия табличек «Не курить» на лестничных пролетах в музее [7]. Кроме того, страховая компания может выдвинуть определенные требования к условиям хранения объекта.

Страховая сумма при страховании предметов искусства всегда определяется на основании экспертного заключения профессиональных оценщиков, которые со своей стороны стараются учесть все факторы, способные повлиять на цену произведения:

— степень сохранности работы;

— период ее создания;

— условия хранения;

— принадлежность к определенным периодам

творчества автора;

— участие в престижных выставках;

— публикации в авторитетных каталогах;

— наличие оригинальной подписи и т. д. Проведенный анализ современного состояния

российской системы страхования позволил выявить

причины ее непопулярности, основными из которых

являются следующие.

1. Трудности легализации коллекции и получения владельцами экспертного заключения — бюрократические и фактические, поскольку в России многие предметы приобретались нелегально.

2. Неспособность страхователей, по мнению самих компаний, предоставляющих страховые услуги, обеспечить должные условия хранения коллекций.

3. Чрезмерно жесткие, по мнению страхователей, требования к условиям хранения, выдвигаемые страховщиками.

4. Недостаточная заинтересованность страховщиков, поскольку специфика страхования предметов искусства состоит в огромных лимитах ответственности наряду с низкими ставками страхования. Кроме того, страховщики считают эти сделки невыгодными, поскольку страхователи склонны к завышению стоимости принадлежащих им ценностей.

5. Высокий уровень правонарушений в данной сфере и незащищенность частных коллекционеров от посягательств криминальных элементов.

6. Недостаточная изученность международного опыта в области страхования произведений искусства и возможности его адаптации к современным условиям РФ.

7. Отсутствие унифицированных правил страхования и методологии оценки рисков, а также единой методики расчета страховых тарифов [4].

8. Отсутствие достаточного количества профессиональных экспертных институтов. В России это привело к тому, что полисы российских компаний по страхованию произведений искусства не принимались западными партнерами в перестрахование из-за недоверия к российским экспертным оценкам. Спрос на данный вид услуг в РФ формируется главным образом за счет отечественных музеев и выставочных комплексов.

9. Склонность профессиональных участников страхового рынка (экспертов, оценщиков, компаний, специализирующихся на перевозках культурных ценностей и пр.) образовывать взаимовыгодные альянсы. Клиента, обратившегося за страхованием, вынуждают пользоваться услугами членов такой группы. При этом услуги, оказываемые в рамках партнерства, дорогостоящие и не всегда качественные. Таким образом, несмотря на активное развитие мирового артрынка, сопровождающееся диверсификацией его инфраструктуры, отмечаемый аналитиками подъем российского рынка произведений искусства происходит пока достаточно хаотично и неуверенно. В условиях современного артрынка России еще не сформировалась цивилизованная система минимизации рисков, возникающих в процессе оборота и использования предметов искусства, призванная защищать интересы его участников. Проблема совершенствования системы страхования отечественного артрынка не может быть решена в одностороннем порядке, поскольку требует принятия комплексных мер со стороны как страхователей, так и страховщиков. Приоритетным направлением совершенствования инфраструктуры российского артрынка и его адаптации к мировым стандартам следует избрать развитие страхования частных собраний произведений искусства. В связи с этим перед отечественными страховщиками формулируется задача: разработать и закрепить специальные правила страхования произведений искусства и унифицировать подходы к формированию страховых тарифов, адекватных условиям российского и требованиям зарубежного артрынка.

Список литературы

1. Гаген А. Предметы искусства остаются выгодной инвестицией. Информационное агентство «Финансовый Юрист». URL: http://www. financial-lawyer.ru/newsbox/investment/166-528440.html.

2. Мортина К. Д. Артрынок и его привлекательность для инвесторов // Финансовые рынки. 2009. № 19.

3. Стоит ли вкладывать в произведения искусства? URL: http://denga.ru/articles /86/3193.

4. Страхование особой группы имущества. Страховая компания «ГУТА-Страхование». URL: http://www.gutains.ru/prorerty/art.

5. Страховка для искусства — от чего можно защитить антиквариат или коллекцию. URL: http://rubl.ru/articles/r3/2317_strahovka-dlya-iskusstva—ot-chego-mozhno-zaschitit-antikvariat-ili-kollekciyu.html.

6. Суворов Н. Специфика художественной галереи // Справочник художника, графика, дизайнера. 2007. № 3.

7. Суворова А. Изобразительное искусство и особенности его позиционирования на современном артрынке России // Коммерческая успешность как результат эффективного продвижения художественного продукта. 2009. № 7.

8. Уроки двенадцати стульев. Банк «Новый символ». URL: http://www.newsymbol.ru.

9. Фатеева Н. А. Особенности становления ар-трынка в современных условиях: социологический анализ // Философия и культурология. 2008. № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата A4.

Тел./факс:(495) 721-85-75 [email protected]

_J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.