УДК 339.91
А.п. Соломонов ОСНОВНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация. В современных условиях происходит трансформация региональной структуры мировой нефтеперерабатывающей промышленности. В статье рассмотрены основные тенденции развития мировой нефтепереработки в послекризисных условиях с учетом появлении новых игроков и нарастания конкуренции на рынке.
Ключевые слова: мировая нефтеперерабатывающая промышленность, мировой рынок нефти, нефтеперерабатывающий завод (НПЗ).
Alexey Sobmonov MAIN REGIONAL TENDENCIES OF DEVELOPMENT
OF WORLD OIL-PROCESSING INDUSTRY
Annotation. In modern conditions the regional structure of world oil-processing industry transforms. In the article the main tendencies of world oil processing development in post-crisis conditions, taking into account emergence in the market of new players and growth of the competition on it are considered.
Keywords: world oil-processing industry, world market of oil, oil refinery.
Для нефтеперерабатывающей промышленности в последние годы характерны все большие процессы рационализации, что уже выразилось в закрытии в 2009-2012 гг. семи заводов с небольшими объемами переработки. Причем, закрытие нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) произошло не только в Мексиканском заливе и Восточном побережье, но и, например, на Виргинских островах.
Следует отметить последовательно проводимую с 1975 г. политику Правительства США по снижению потребления моторного топлива, выражаемую в установлении нормативов по расходу топлива для автомобилей, стимулировании использования биотоплива. В результате, зависимость США от импорта бензина постепенно снижается и США становятся уже нетто-экспортером нефтепродуктов, которые экспортируются в ЕС. Такая трансформация североамериканского рынка нефтепродуктов будет негативно сказываться на экономике европейских нефтепереработчиков, поскольку многие НПЗ в ЕС были созданы для арбитражных операций по экспорту бензинов в США. Указанная выше тенденция уменьшения импорта бензина в США делает данную модель фактически нежизнеспособной. Кроме того, следует учесть, что с момента кризиса 2009 г. европейские НПЗ испытывают серьезную недозагрузку мощностей и предполагается, что для преодоления кризиса в нефтепереработке в ЕС необходимо закрыть ряд мощностей с общим объемом до 1,5 млн баррелей в сутки.
Одной из ключевых тенденций развития мирового топливно-энергетического баланса является снижение потребления нефти в мировой экономике в качестве топлива и увеличение ее использования как нефтехимического сырья и моторного топлива. Последнее объясняется опережающим развитием моторизации мировой экономики (по сравнению с ее электрификацией) [3]. Параллельно, по мере увеличения потребления продукции нефтепереработки, ужесточаются экологические требования к ней, например, которые определяют содержание в них ароматических и сернистых соединений.
Развитие мировой нефтеперерабатывающей промышленности связано с усилением роли в данной отрасли крупных НПЗ, что особо прослеживается в США, нефтеперерабатывающая отрасль которых как по технико-технологическим возможностям, так и по объемам переработки лидирует в современном мире и превосходит Японию и ЕС вместе взятые. Эволюция нефтепереработки в США изначально связано с ужесточением конкурентной борьбы, наличием в стране объемного парка автомобилей (с превалированием автомобилей среднего и высокого класса, потребляющих бензин).
© Соломонов А.П., 2014
В результате, нефтеперерабатывающая промышленность США была существенно ориентирована на производство бензина с высокой степенью отбора светлых и высокой же глубиной переработки. Развитие нефтепереработки в США является своеобразным барометром, отражающим основные тенденции развития отрасли в мире, а также специфической отраслью, которая встроена в конкретную национальную модель социально-экономического развития.
Развитию отрасли способствовало то, что в результате роста спроса на нефтепродукты в 1970-е гг. начала реализовываться программа субсидирования добычи нефти (англ. Crude Oil Entitlement Program) [2, с. 12-17]. Данные меры стимулировали рост перерабатывающих мощностей и уже к 1981 г. в стране действовало свыше 300 НПЗ с совокупной годовой производственной мощности около 1 млрд т (для сравнения: максимальная добыча нефти в СССР пришлась на 1987 г. и составила 625 млн т) [6]. Согласно указанной программе, развитию нефтепереработки способствовало создание многих несложных небольших ЕПЗ. В качестве примера небольшого размера предприятий в литературе указывается создание простейших установок по гидрооблагораживанию менее 30 тыс. баррелей в день (1,5 млн т в год) [5], а это соответствует мощности высокопроизводительного российского завода. Снижение объемов нефтедобычи в начале 1980-х гг. вело к постепенному накоплению избытка мощностей, поэтому регулирование цен в нефтяной промышленности было правительством США прекращено, что привело к уменьшению числа НПЗ, прежде всего, малых заводов, с неглубокой степенью переработки. За два десятилетия были закрыты или остановлены свыше 170 НПЗ, располагавшихся на большом расстоянии от морских портов, и не имевших доступа к транспортировке водным путем. Как итог, в начале текущего столетия в стране осталось 150 НПЗ совокупной мощностью переработки около 850 млн т в год [2, с. 40]. Следует указать, что малые предприятия закрывались параллельно с расширением производства на оставшихся НПЗ и среднегодовые темпы прироста мощностей в США в последние годы составляли около 1,7 %. Налицо тенденция роста загруженности НПЗ в последние годы, что было связано с сокращением количества действующих НПЗ и качественными изменениями производственных процессов на них.
Одновременно происходили изменения в корпоративной структуре отрасли: росла доля зарубежных собственников, в качестве одного из которых одно время даже рассматривалась российская компания «Лукойл» [7]. Поэтому следует констатировать, что в США возрастает концентрация производства в нефтеперерабатывающей промышленности. Эта концентрация необходима ввиду роста потребностей в нефтепродуктах и увеличения требований к их качеству.
В современной мировой нефтеперерабатывающей промышленности появляются новые акторы. Общеизвестно, что, например, создание супертанкеров в Японии было обусловлено нехваткой сырья. В странах Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), получивших большие объемы валютных доходов от экспорта нефти [1, с. 12-17], наблюдается активизация капиталовложений на создание собственных интегрированных компаний. Однако в этих странах отсутствуют другие природные ресурсы, поэтому обоснованным является закладка новой инфраструктуры на перспективу (например, в развитие туризма). Параллельно этими странами стоимость их нефти трансформируется в нефтепродукты, т.е. продукции с более высокой степенью промышленной обработки и, значит, добавленной стоимостью. Эти процессы сопряжены с рядом трудностей, поскольку зачастую речь идет о модернизации старых мощностей и встраивании новых мощностей в традиционные схемы. Кроме стран ОПЕК, активно эти процессы получают развитие в Индии и Китае. В период 2002-2012 гг. в мировой экономике было введено в эксплуатацию порядка 80 новых НПХ совокупной годовой мощностью переработки в 800 млн т [9].
В целом в развитии мировой нефтепереработки следует выделить следующие основополагающие тендениии.
1. Рост спроса на моторные топлива и продукты нефтехимии и одновременное снижение
потребления продукции нефтепереработки в промышленном и энергетическом секторах мировой экономики.
2. Необходимость совершенствования имеющихся и ввода новых мощностей вторичных процессов нефтепереработки, что связано со снижением темпов добычи нефти в связи с истощением запасов и необходимостью разработок новых месторождений; при этом, качество нефти ухудшается (в ней растет содержание серы).
3. Ужесточение экологических требований к качеству моторных топлив, что требует существенных инвестиционных издержек, которые в США и ЕС направляются на строительство новых вторичных установок по улучшению экологических характеристик продукции. Это позволяет получать больший выход дорогих светлых нефтепродуктов высокого качества Особенно это характерно для таких процессов, как каталитический крекинг, гидрокрекинг и гидроочистка топлив. В странах ЕС в последние годы (2000-2009 гг.) были последовательно введены стандарты Евро-3, Евро-4, Евро-5, характеризующиеся для автомобильных бензинов хотя и одинаковым октановым числом (на уровне 95/98), но в то же время предусматривающие постепенное снижение доли ароматических углеводородов и серы. Для дизельных топлив эти стандарты предусматривали повышение центанового числа от 51 до 54(58), существенного снижения содержания серы (в 35 раз), а также снижение доли полициклической ароматики.
4. Доминирование потребления автомобильных бензинов на рынке автомобилей США при незначительном росте удельного веса дизельного топлива, и, напротив, рост потребления дизельного топлива в Китае и ЕС.
5. Введение в эксплуатацию в ведущих развитых странах новых установок по улучшению качества и облагораживанию продуктов переработки нефти по сравнению с вводом новых мощностей по переработке сырой нефти.
6. Рост производства и импорта продуктов нефтехимии и моторных топлив странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), ЕС и США.
7. Повышение глубины переработки нефти на базе внедрения малоотходных технологий производства качественных моторных топлив из тяжелых остатков нефти как эффективного средства снижения ее расхода.
8. Рост эффективности технологического обеспечения НПЗ на основе перевооружения производства, разработки высокоинтенсивных энергосберегающих технологий, селективных и активных катализаторов, совершенствования технологических схем [3].
В качестве основных изменений, которые произошли в отрасли в последние два десятилетия, следует отметить:
— уменьшение доли ЕС и России в мировой нефтепереработке при одновременном росте удельного веса стран АТР (прежде всего, Китая, Южной Кореи и Индии);
— остановка многих нерентабельных НПЗ ввиду ужесточения экологических требований (отмечается, что в США и ЕС новые капиталовложения идут на строительство не новых НПЗ, а вторичных процессов, направленных на улучшение экологических характеристик действующих заводов) [8, с. 82—87];
— нарастание неравномерности технологической структуры мировой нефтепереработки по отдельным регионам, выражающейся во все большем стремлении развитых (в отличие от развивающихся) стран к получению большего выхода высококачественных светлых при меньших выходах мазута), а также в дифференциации стран по глубине переработки (в США - 95 %, в Японии - 85 %, в России - 72 %) [10, с. 40—42].
В литературе ключевыми факторами, которые будут определять развитие мировой нефтепереработке в перспективе, отмечают повышение спроса на продукции нефтепереработки вразвиваю-
щихся странах, высокие темпы роста ввода новых мощностей переработки в странах сминимальными издержками (страны Ближнего и Среднего Востока), углубление интеграции нефтеперерабатывающих компаний на основе слияний и поглощений, концентрация малых и средних нефтеперерабатывающих предприятий на производстве инновационной продукции [11]. В целом, развитие мировой нефтепереработки в дальнейшем будет определяться укрупнением единичных мощностей, внедрением более эффективных процессов риформинга, каталитического крекинга, гидрогрекинга с наращиванием выхода реактивного и дизельного топлива. Отмечают также необходимость использования в целях оптимизации производства более совершенных информационных систем [4]. Иными словами, мировая нефтепереработка находится на пороге качественных преобразований.
Библиографический список
1. Агафонов И. А. Кривая Хубберта и нефтяной кризис // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Экономические науки». - 2013. - № 4(10).
2. Агафонов И.А. Тенденции развития предприятий нефтепереработки // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Экономические науки». - 2014. - № 2(12).
3. Ахметов С. Технология, экономика и автоматизация процессов переработки нефти и газа / C. Ахметов [и др.]. - М.: Химия, 2005. - 736 с.
4. Брагинский О.Б. Мировая нефтепереработка: экологическое измерение / О.Б. Брагинский, Э.Б. Шлихтер. -М.: Academia, 2003.
5. Гэри Дж.Х. Технологии и экономика нефтепереработки / Дж.Х. Гэри, Г.Е. Хэндверк, М.Дж. Кайзер; пер. с англ.; под ред. О.Ф. Глаголевой. - СПб.: ЦОП «Профессия», 2013. - 440 с.
6. Добыча нефти. Занимательная статистика. Прогноз компании BP до 2030 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vseonefti.ru/upstream/doby4a-nefti-statistika.html (дата обращения: 04.10.2014).
7. Коптюбенко Д. «Лукойл» атакует США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rbcdaily.ru/industry/562949979066521 (дата обращения: 13.11.2014).
8. Левинбук М., Капустин В., Завертанова М. Две страны - два подхода. Разнонаправленные векторы развития нефтепереработки США и России. - Oil & Gas Journal Russia. - 2010. - № 8.
9. Отчет-справочник. - СПб.: Прима-Химмаш, 2012. - 221 с.
10. Ялозюк Д.Ю. Тенденции развития мировой нефтеперерабатывающей промышленности // Мир гуманитарного и естественнонаучного знания: материалы V Международной научно-практической конференции. -Краснодар, 2013.
11. Kalkman J., Keller A. Global petrochemicals - Who is really benefitting from the growth in the new world? // Roland Berger Strategy Consultants Competence: Center Global Chemicals. - 2012. - № 11. - P. 15.