Научная статья на тему 'Оценка долгосрочных перспектив развития мировой нефтеперерабатывающей промышленности'

Оценка долгосрочных перспектив развития мировой нефтеперерабатывающей промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
711
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ЗАВОДЫ / СПРОС НА НЕФТЕПРОДУКТЫ / ПРОГНОЗ МИРОВОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломонов Алексей Павлович

В статье дана оценка долгосрочных перспектив развития мировой нефтеперерабатывающей промышленности. Представлена региональная структура мировой нефтепереработки до 2030 г. Приведены прогнозные данные, характеризующие мировой спрос на нефтепродукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка долгосрочных перспектив развития мировой нефтеперерабатывающей промышленности»

Оценка долгосрочных перспектив развития мировой нефтеперерабатывающей промышленности

Assessment of long-term prospects of development of world oil-processing industry

Соломонов Алексей Павлович

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального и корпоративного управления Рязанского государственного радиотехнического университета, Россия, г. Рязань

E-mail: [email protected]

Solomonov Alexey Pavlovich

PhD (Economics), Associate Professor, Public, Municipal and Corporate Management Department, Ryazan State Radioengineering University, Russia, Ryazan

E-mail: elena_solomonov@mail .ru

Аннотация. В статье дана оценка долгосрочных перспектив развития мировой нефтеперерабатывающей промышленности. Представлена региональная структура мировой нефтепереработки до 2030 г. Приведены прогнозные данные, характеризующие мировой спрос на нефтепродукты.

Summary. In the article the assessment of long-term prospects of development of world oil-processing industry is given. The regional structure of world oil processing till 2030 is presented. The expected data characterizing world demand for oil products are provided.

Ключевые слова: нефтепереработка, нефтеперерабатывающие заводы, спрос на нефтепродукты, прогноз мирового рынка.

Keywords: oil processing, oil refineries, demand for oil products, forecast of the world market.

В странах ОЭСР, где спрос снижается, не потребленные внутренним излишком нефтепродукты могут экспортироваться, однако следует учитывать рост конкуренции на рынке и недоступность этой стратегии для некоторых стран. В период до 2035 г. ожидается закрытие ряда НПЗ (главным образом, в Европе) с мощностью переработки около 10 млн. баррелей в день.

В обзоре мирового рынка нефти ОПЕК на период до 2030 г. сообщалось, что «золотой век» нефтепереработки, который пришелся на период 2004-2008 гг., когда спрос на нефть неуклонно возрастал (что обеспечивало высокий уровень загрузки производственных мощностей), закончился. В итоге обнаружились такие проблемы, как наличие холостых мощностей и их хроническая недо-загрузка, уменьшение доходности предприятий [5].

Современная мировая нефтеперерабатывающая промышленность развивается под влиянием трех негативных фундаментальных факторов:

- уменьшение мирового спроса на нефтепродукты на несколько млн. баррелей в день;

- параллельный рост мирового производства альтернативных жидких углеводородов, не требующих переработки;

- высокая доходность и полная загрузка НПЗ в докризисный период стимулировали инициацию новых проектов по расширению мощностей в еже-

дневном объеме около 38 млн. баррелей.

В связи с этим, следует ожидать нарастания контрастных тенденций. Так, в развитых странах будут закрываться действующие заводы и отменяться новые проекты, тогда как в развивающихся экономиках Азии будут строиться новые современные НПЗ. Особо отмена ряда проектов коснется США и ЕС, где дополнительным фактором является стратегия роста эффективности функционирования транспортного сектора на основе использования биотоплива и альтернативных типов двигателей в автомобилях. Нефтеперерабатывающая промышленность развивающихся стран будет развиваться под влиянием государственной экономической политики. Так, например, примечательна политика Индии и Китая, предусматривающая беспошлинный импорт сырья и налоговые каникулы для компаний. Развитие российской нефтепереработки, в свою очередь, будет сдерживаться спросом в странах ЕС, остающихся ключевым рынком экспорта российских нефтепродуктов.

С учетом различных факторов ОПЕК была построена вероятностная модель спроса на новые мощности по первичной переработке нефти по регионам и временным периодам (см. табл. 1).

Таблица 1. Сравнительная характеристика динамики спроса на жидкие углеводороды и потребностей в увеличении мощностей НПЗ (по базовому сценарию ОПЕК), млн. баррелей в день

Годы Роста спроса на жидкие углеводороды в мире Потребности наращивания мощностей по первичной переработке нефти

Расширение существующих мощностей Ввод новых мощностей Итого

2009 -2015 6,5 7,3* 0,2* 7,5*

2015 -2020 5,2 0,0 2,9 2,9

2020-2025 4,7 0,0 2,8 2,8

2025-2030 4,6 0,0 3,3 3,3

Всего 2009-2030 21,0 7,3 9,2 16,5

Примечание: * - проекты, находящиеся на продвинутой стадии реализации Источник: данные ОПЕК

Ожидается, что темп роста мирового потребления нефтепродуктов будет

составлять ежегодно 1,2% в 2012-2025 гг. [3, С 23]. Транспорт развивающихся

стран останется ключевым источником роста спроса на нефтепродукты. Так, в Китае, уже являющемся крупнейшим рынком сбыта новых легковых автомобилей в мире, их число к 2025 г. возрастет до 266 млн. Рост легкового автомобильного парка в Азии будет стимулировать рост спроса на бензин, а рост потребления средних дистиллятов будет обеспечивать за счет прироста коммерческого транспорта и перевозок. Рост потребления мазута и светлых нефтепродуктов будут демонстрировать и страны Ближнего Востока.

Развитые страны достигли своего пика в потреблении нефтепродуктов и находятся на стадии насыщения рынков автомобилей. Одновременно рост топливной эффективности транспорта ограничит рост потребления продуктов нефтепереработки. Поэтому потребление бензина в этой группе стран продолжит снижение, а спрос на дистилляты вырастет ввиду ужесточения экологических требований к топливу по бункеровке и роста потребностей со стороны сектора коммерческих перевозок.

В целом, мировой спрос на дизельное топливо будет возрастать наиболее интенсивно среди нефтепродуктов и доля дизельного топлива в общемировом потреблении нефтепродуктов увеличится к 2025 г. с 32 до 37%, что будет требовать изменения конфигурации действующих мощностей по переработке.

В соответствии со среднесрочным прогнозом ОПЕК на протяжении всего периода сохранится избыток мощностей нефтепереработки. Ввиду того, что ряд проектов находится на стадии невозврата, это приведет к росту мощностей в 2015 г. на 7,5 млн. баррелей в день. Самое большое число проектов с высоким уровнем вероятности реализации находится в АТР.

Прочие регионы,

Латинская Америка, 0.7 11%

Северная Америка, 0.7

Ближний Восток, 1.6, 24%

Рис. 1. Оценка мощностей по основным регионам в 2015 г.

Источник: данные ОПЕК

Прогнозируется, что в 2015-2020 г. будет достигнут максимальный разрыв между потребностями в новых перерабатывающих мощностях и ростом мирового спроса на нефть, поскольку рост спроса на нефть в размере 5,2 млн. баррелей в день будет требовать дополнительных мощностей в размере не менее 2,9 млн. баррелей в день (отставание роста мощностей от спроса на нефть оценивается на одну треть) [1, С 52].

В географическом плане многие страны планируют наращивание перерабатывающих мощностей. Так, например, в Саудовской Аравии в 2016-2017 гг. планируется завершение строительства 3 новых НПЗ совокупной мощностью 1,2 млн. барр. в сутки. Китай планирует увеличить мощности по переработке нефти к 2018 г. на 2,4 млн. барр. в сутки.

Запланированные проекты строительства новых НПЗ отличаются высокой сложностью и мощностью, что явится вызовом для НПЗ Европы. Кроме того, их отличает удобное географическое расположение с точки зрения логистики, что в будущем принесет им дополнительный доход на арбитражных операциях. Введение в эксплуатацию новых мощностей на Ближнем Востоке и в Азии приведет к перераспределению региональных потоков нефтепродуктов: объем экспорта бензинов из Европы в страны Ближнего Востока сократится, а конкуренция на рынке дизельного топлива Европы возрастет.

Рост мощностей по первичной переработке нефти в мире будет сопровождаться введением в эксплуатацию новых конверсионных производств. Новые НПЗ в Китае и странах Ближнего Востока будут иметь высокий индекс Нельсона (для сравнения: в Европе этот показатель в среднем равен 7, а для указанных НПЗ развивающихся стран будет равен 10). Наиболее активно в развивающихся странах будут строиться установки гидрокрекинга и каталитического крекинга.

В долгосрочном аспекте загрузка НПЗ будет определяться ростом влияния альтернативных видов топлива, которые получаются из газоконденсатных жидкостей с газоперерабатывающих заводов (NGL), угля (CTL) и газа ^ТЬ). Поэтому каждый баррель спроса будет требовать все меньше переработки. Не-

обходимость ввода дополнительных мощностей практически сохранится на прежнем уровне до 2025 г., а с 2025 г. немного возрастет. По прогнозам ОПЕК, в 2030 г. ежедневный объем переработки нефти достигнет 79,3 млн. баррелей. В региональном распределении США продемонстрируют отрицательную динамику, а региона АТР - резко положительную (см. табл. 21).

Таблица 21. Динамика поставок нефти на НПЗ стран мира в 20152030 гг. (по базовому сценарию ОПЕК), млн. баррелей в день

Годы США и Канада Европа Страны бывшего СССР Латинская Америка Африка Ближний Восток АТР Мир в целом

2008 16,0 13,5 6,1 6,6 2,8 59 22,0 72,9

2015 14,4 12,4 6,1 6,3 3,0 6,8 21,9 70,9

2030 13,4 11,6 6,6 7,4 3,9 7,9 28,5 79,3

Изм. в 20082030 гг. -2,6 -1,9 +0,5 +0,8 +1,1 +2,0 +6,5 +6,4

Сокращение в США и Канаде эксперты связывают с наращиванием поставок этанола и совокупным снижением спроса на бензин. Аналогичная ситуация будет наблюдаться и в Европе, где поставки на НПЗ уменьшаться на 1,9 млн. баррелей в день [1, С 53]. Снижение объясняется ростом применения биотоплива. Остальные годы развивающегося мира будут давать стабильный, но незначительный рост. Россия займет промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами: переработка будет расти на 0,5 млн. баррелей в день, но будет ограничена европейским спросом.

В целом, к 2030 г. ожидается следующая региональная структура мировой нефтепереработки.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

^19-

169

18.5

114.6

_ I 8.4 8.3

- ттн

9.1 9.3

8.1

10

I-ги

3.8

4.9

I

к а

^ 5=

Э =«

О У

И

и о

* I Й £¡8 5 а о

^ ю

□ 2008 г.

й Л

3 й

о к

и &

к а

.а <

и

к &

-е-

<

Я и я 2

й Ь

к о ч И

□ 2030 г.

Рис. 2. Динамика доли отдельных регионов в мировой нефтепереработке, 2008-2030 гг. (согласно базовому сценарии ОПЕК), %

В ближайшие годы ожидается снижение глобального уровня утилизации НПЗ до отметки в 75%, но, ввиду того, что 80% считается минимальным порогом рентабельности, следует ожидать массовые закрытия заводов в развитых странах, причем наиболее уязвимым будет североамериканский рынок. Так, для повышения уровня утилизации до 82%, необходимо вывести из ежедневной эксплуатации 7 млн. баррелей, свыше 70% из которых должны быть ликвидированы в странах ЕС и США. В этом контексте пострадают именно мини-заводы с простым циклом процессов, не имеющие собственной рыночной и производственной ниши, зависимые от экспортного сырья.

По имеющимся прогнозам, что наиболее быстрорастущими регионами в нефтепереработке будут АТР и Ближний Восток, т.е. для которых характерны наивысшие темпы роста спроса на нефтепродукты. Так, Китай планирует увеличить национальные мощности по переработке нефти на 2,4 млн. баррелей в сутки к 2018 году [4, С. 27].

Очевидно, что ввод в эксплуатацию новых мощностей в Китае и на Ближнем Востоке приведет к перераспределению международных потоков нефтепродуктов: объем экспорта бензина из Европы в страны Ближнего Востока снизится; возрастет конкуренция на рынке дизельного топлива ЕС. Данные процессы будут происходить параллельно с вводом новых конверсионных производства, а новые нефтеперерабатывающие мощности в Китае и на Ближнем

Востоке будут иметь высокий индекс Нельсона, что будет связано с глубокой переработкой нефти (индекс Нельсона в указанных регионах будет равен 10 против 7 в ЕС).

Таблица 3. Прогноз прироста производственных мощностей по действующим в 2013 г. проектам, млн. баррелей в день (в разрезе регионов)

Годы США и Канада Латинская Америка Африка Европа Россия и страны Каспия Ближний Восток Китай Прочие страны АТР Мир в целом

2014 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,5 0,4 0,4 1,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015 0,3 0,4 0,0 0,0 0,0 0,4 0,4 0,1 1,6

2016 0,1 0,2 0,1 0,0 0,2 0,2 0,5 0,2 1,4

2017 0,1 0,1 0,3 0,2 0,1 0,2 0,4 0,5 1,5

2018 0,0 0,2 0,1 0,0 0,0 0,7 0,2 0,1 1,4

2019 0,0 0,2 0,1 0,0 0,0 0,3 0,3 0,2 1,0

20142019 0,4 1,1 0,6 0,2 0,3 2,3 2,1 1,3 5,3

Источник: World Oil Outlook 2014. - OPEC, 2014. P.245.

В современных условиях мировая нефтепереработка испытывает серьезные изменения структуры предложения и спроса на нефть, и адаптация игроков данного сектора к новым условиям идет достаточно тяжело. Увеличение добычи широких фракций легких углеводородов, расширение производства синтетического жидкого топлива из газа и угля, биотоплива означает, что большая часть топлива доходит до конечного потребителя без участия НПЗ.

Несмотря на это, сектор нефтепереработки требует серьезных инвестиций в производство для удовлетворения интенсивно растущего спроса на дизельное топливо, уде втрое превысившего рост потребления бензина в мире. Имеются вполне оправданные прогнозы, что до 2035 г. под угрозой закрытия будут находиться нефтеперерабатывающие мощности в объеме до 10 млн. баррелей в день, и это в основном касается НПЗ стран ЕС [6, C. 6]. Также к указанному сроку ожидается исчезновение потребности в сырой нефти со стороны Северной Америки, и данный регион станет основным экспортером нефтепродуктом. В свою очередь, АТР станет главным центром мирового рынка нефти, поставки куда будут осуществляться как из стран Ближнего Востока, так и Африки, Канады и Латинской Америки. Новые нефтеперерабатывающие заводы Ближнего Востока, ориентированные на экспорт, позволят нарастить долю экспорта про-

дуктов нефтепереработки за счет сырой нефти, однако в результате большая часть данных новых мощностей будет нацелена на удовлетворение увеличивающегося внутреннего спроса со стороны стран этого же региона.

Таблица 4. Прогноз мирового спроса на нефтепродукты, 2013-2040 гг.

(млн. баррелей в день) (рост, %) (доля, %)

Вид 201 3 201 5 202 0 2012 2020 2013

2025 2030 2035 2040 - - - 2013 2040

2020 2040 2040

Легкие продукты

Эта-

нол/сжиженный 10,0 10,3 11,0 11,6 12,1 12,4 12,6 1,4 0,7 0,9 11,1 11,4

бензиновый газ

Нафта 6,0 6,2 6,6 7,1 7,6 8,1 8,8 1,3 1,4 1,4 6,7 7,9

Бензин 23,0 23,6 24,6 25,4 25,9 26,3 26,7 1,0 0,4 0,6 25,5 24,0

Средние дистилляты

Авиационный керосин 6,6 6,8 7,3 7,8 8,2 8,7 9,2 1,4 1,1 1,2 7,4 8,2

Дизельное топливо 26,1 27,1 29,7 31,7 33,3 34,7 36,1 1,9 1,0 1,2 29,0 32,5

Тяжелые продукты

Мазут 8,0 7,8 7,1 6,9 6,6 6,3 6,0 -1,6 -0,9 -1,1 8,9 5,4

Прочие 40,1 40,1 40,6 40,9 11,2 11,5 11,8 0,3 0,5 0,5 11,5 10,6

Всего 90,0 92,3 96,9 101, 3 104, 8 108, 0 111, 1 1,1 0,7 0,8 100, 0 100, 0

Источник: World Oil Outlook 2014. - OPEC, 2014. P.220.

Таблица 5. Долгосрочный прогноз региональной структуры спроса на

нефтепродукты (на 2040 г.), млн. баррелей в день

Вид Мир в целом США и Канада Латинская Америка Африка Европа Россия и страны Каспия Ближний Восток Китай Прочие страны АТР

Этанол/ сжиженный бензиновый газ 12,6 3,1 1,5 0,6 0,9 0,5, 1,6 1,5 3,0

Нафта 8,8 0,4 0,5 0,1 0,9 0,4 0,4 2,1 4,1

Бензин 26,7 8,1 3,7 1,3 2,2 1,3 1,9 3,8 4,4

Авиационный керосин 9,2 1,4 0,6 0,6 1,0 0,4 0,8 1,2 3,1

Дизельное топливо 36,1 3,9 4,0 2,2 5,9 1,1 2,8 7,6 8,6

Мазут 6,0 0,1 0,7 0,7 0,4 0,4 1,3 0,5 1,9

Прочие 11,8 1,0 0,9 1,3 1,1 0,4 1,5 2,2 3,3

Всего 111, 1 17,8 11,7 6,9 12,4 4,6 10,5 18,8 28,4

Источник: World Oil Outlook 2014. - OPEC, 2014. P.228.

В настоящее время часто принято говорить о заказе «золотого века» в ми-

ровой нефтепереработке и о том, что тех прибылей, которые давала эта отрасль в 2004-2008 гг., уже никогда не будет. В то время активно вводились в эксплуатацию новые НПЗ, а кризис привел к снижению цен на нефть и уменьшению спроса на нефтепродукты. И в настоящее время в мировой нефтепереработке есть немало проблем, поскольку мир стал «заложником излишних нефтеперерабатывающих мощностей» [2]. Кроме того, масштабно закрываются НПЗ Европы и США, и это происходит на фоне резкого расширения Китаем своей нефтепереработки, где модернизация проходит необычно интенсивно. В Индии возводятся беспрецедентно большие НПЗ, каких еще не было в истории. И продукция этих НПЗ, как мы уже отмечали, ориентирована на экспортные рынки.

По прогнозам, в 2012-2025 гг. среднегодовой темп прироста потребления нефтепродуктов в мире будет находится на уровне 1,2% [4, C. 23], причем основным источником повышения спроса будет оставаться развитие транспортного сектора в развивающихся странах (главным образом, в Китае). Также неплохая динамика потребления будет характерна для стран Ближнего Востока, которые используют мазут для опреснения и в электроэнергетике. В свою очередь, развитые страны находятся на пиковом значении потребления нефтепродуктов, а рост топливной эффективности автомобильного транспорта в этих странах будет способствовать снижению потребления нефтепродуктов. В то же время, следует говорить о снижении потребления бензина, но о росте спроса на дистилляты ввиду повышения экологических требований.

Библиографический список

1. Закат золотого века нефтепереработки // Нефтегазовая вертикаль. 2011. №1.

2. Капустин В.М. Стенограмма выступления докладчика // семинар «Нефтепереработка: мир и Россия» ИМЭМО РАН, 22 марта 2011 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imemo.ru/ru/conf/2011/22032011/220311 1 .pdf

3. Основные тенденции развития глобальных рынков нефти и газа до 2025 года. - М.: Лукойл, 2011.

4. Основные тенденции развития глобальных рынков нефти и газа до 2025 года. - М.: ОАО «Лукойл», 2013.

5. Энергетический прогноз ОПЕК - 2030 // Нефтегазовая вертикаль. 2010. №23-24.

6. World Energy Outlook - 2013. Краткий обзор на русском языке. -Париж: Международное энергетическое агентство, 2014. С.6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.