Научная статья на тему 'Особенности взаимоотношений субъектов артрынка и артбизнеса'

Особенности взаимоотношений субъектов артрынка и артбизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
артрынок / артбизнес / художник / галерея / имидж / репутация / маркетинговые коммуникации / art market / art business / artist / gallery / image / reputation / marketing communications

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова Надежда Олеговна, Петров Николай Евгеньевич

Исследованы основы артрынка и артбизнеса. Определен характер экономических отношений между основными субъектами артрынка. Установлены их роли и функции в процессе продвижения, продажи продукта творчества художника осуществлении маркетинговых коммуникаций. Определены наиболее распространенные формы и особенности отношений между художником и галереей в условиях современного российского артрынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of mutual relations of subjects of art market and art business

Basics of art market and the art business have been studied. Character of economic relations between main subjects of art market has been defined. Their roles and responsibilities in promotion and sales of art product and implementation of marketing communications have been determined. Most common forms and features of the relationship between artist and gallery in modern Russian art market have been identified.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимоотношений субъектов артрынка и артбизнеса»

Features of mutual relations of subjects of art market and art business

2. Индексы цен на нефтепродукты. Информационное агентство Kortes-Thomson Reuters.//[Electronic resource]. - Available from: http://www.kortes.com/index/

3. Козырь Н. С. Реструктуризация бизнеса и оценка его стоимости.//Наука и экономика. - 2010. - № 2. - С. 95-99.

4. Куницына Н. Н., Савцова А. В. Региональные экономические системы: цикличность и неопределенность динамики. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2008. - 184 с.

5. Никулина О. В., Ладыгина Е. И. Системы качества как основа успешного бизнеса.//Качество. Инновации. Образование. - 2013. - № 2 (93). - С. 50-55.

6. Официальный сайт Министерства энергетики РФ./ДЕкЩгаше resource]. - Available from: http://minenergo.gov.ru

7. Официальный сайт Российского топливного союза.//[Electronic resource]. - Available from: http://www.rfu.ru/

8. Оценка общего потребления энергии во всех регионах РФ. Эколого-энергетическое рейтинговое агентство « Интерфакс-ЭРА».//[Electronic resource]. - Available from: http://interfax-era.ru/reitingi-regionov/2009/obshchee-potreblenie-energii

9. Старкова Н. О., Кизим А. А. Управление маркетингом промышленных предприятий.//Экономика устойчивого развития. - 2012. - № 9. - С. 183-189.

10. Старкова Н. О. Перспектива интеграции России с ЕС.//Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2010. - № 32. - С. 63-71.

11. Старкова Н. О., Рзун И. Г., Польшикова К. С. Рынок автомобильного топлива России. Тенденции, перспективы, прогноз.//Проблемы современной экономики. - 2014. - № 22-2. - С. 191-197.

12. Шевченко И. В., Логинов А. Е. Энергетические стратегии в условиях глобализации.//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2006. - № 6. - С. 27-32.

Starkova Nadezhda Olegovna, Kuban State University, candidate of science in Economics, associate professor, International economics and management department E-mail: n.starkova@mail.ru Petrov Nikolai Evgenevich, undergraduate of International economics and management department

E-mail: npetrov.ht@gmail.com

Features of mutual relations of subjects of art market and art business

Abstract: Basics of art market and the art business have been studied. Character of economic relations between main subjects of art market has been defined. Their roles and responsibilities in promotion and sales of art product and implementation of marketing communications have been determined. Most common forms and features of the relationship between artist and gallery in modern Russian art market have been identified.

Keywords: art market, art business, artist, gallery, image, reputation, marketing communications.

Старкова Надежда Олеговна, Кубанский государственный университет, к. э. н., доцент кафедры мировой экономики и менеджмента

E-mail: n.starkova@mail.ru Петров Николай Евгеньевич, магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента

E-mail: npetrov.ht@gmail.com

Особенности взаимоотношений субъектов артрынка и артбизнеса

Аннотация: Исследованы основы артрынка и артбизнеса. Определен характер экономических отношений между основными субъектами артрынка. Установлены их роли и функции в процессе продвижения, продажи продукта творчества художника осуществлении маркетинговых коммуникаций. Определены наиболее распространенные формы и особенности отношений между художником и галереей в условиях современного российского артрынка.

Ключевые слова: артрынок, артбизнес, художник, галерея, имидж, репутация, маркетинговые коммуникации.

191

Section 12. Economics and management

Художественный рынок (артрынок) всегда являлся неотъемлемым элементом культурной жизни развитого общества [10]. Сегодня он считается самым важным инструментом в актуализации произведений искусства, проектов и творческих идей, а также сферой удовлетворения потребностей людей в культурном развитии, через постижение содержания и лицезрения изображения, приобретенного уникального творческого продукта.

Товаром на художественном рынке считается произведение искусства, художественный сервис и эстетическая информация. Всякий товар при этом обладает самым важнейшим свойством для удовлетворения самых различных потребностей — потребительской стоимостью. Произведение искусства — это товар особенного рода, который обладает специфическими свойствами (к примеру, особым проявлением закона стоимости). Оно также обладает стоимостью, причем ее величина, в первую очередь, может измеряться количеством труда, которое необходимо для производства определенного товара и стоимостью расходных материалов. Произведение искусства невозможно оценить по общему количеству потраченных нот, холста, красок и конечно же времени для его создания. Цена на него определяется особенным способом, мало связанным с калькуляцией издержек [11].

Даже с учетом обозначенных особенностей основного товара, артрынок прежде всего является местом, где осуществляется товарно-денежный обмен между продавцом и покупателем. При этом владелец арттовара в равной степени заинтересован в его продаже, как и продавец в покупке, так как если творческая или какая-либо другая идея не реализуется, тогда она не получает никакой ценности либо определенного социального резонанса. Но даже при всем разнообразии художественных жанров, творческие продукты не всегда могут соответствовать изменяющимся вкусам современного искушенного потребителя. Это вовсе не подразумевает, что художник должен идти на поводу у рынка, ориентируясь на его предпочтения, у него другая функция и он не должен изменять искусству из коммерческих побуждений, меняя стиль своего творчества, однако он может прибегнуть к другим инструментам воздействия на потребителя с целью завоевания их внимания и приверженности. Данными инструментами, также, как и на любом другом рынке, выступают маркетинговые коммуникации, которые в наше время могут принимать самые различные формы и осуществляться за счет множества источников [3; 7; 9], в том числе в глобальной информационной сети [4].

Как любой предмет, предназначенный для продажи, произведение искусства нуждается в людях, обеспечивающих отношения обмена между создателем этого произведения и покупателем. Данный вид отношений находит отражение в термине «артбизнес», субъектами которого помимо художников и покупателей выступают посредники, кураторы выставок, аукционные дома, галереи. Именно на долю последних, как правило, возлагаются

обязанности по продвижению работ художников на рынок и маркетинговому сопровождению пребывания самого автора на рынке.

Неизвестные художники, прежде чем стать «покупаемым», а также получить право бесплатно выставляться в престижных салонах, стараются проявить собственную манеру, общий стиль и просто сформировать собственный уникальный имидж. В современном же мире имидж и цены на работы художника, не всегда связываются с его профессионализмом и уровнем мастерства, а достигаются интегрированием всего спектра распространенных в этой сфере маркетинговых коммуникаций [1].

Важно также отметить то, что все современные галереи и выставочные центры не просто могут предлагать произведения искусства в качестве товаров, они создают с помощью системы социокультурных коммуникаций разнообразные стандарты для его потребления и восприятия, формируют стиль, образ жизни, а также характер в покупательском поведении.

Специалист артрынка полагают, что современный российский художественный рынок определяется ещё и чувствами, в которых важную роль также играет и сама галерея. Галерист отыскивает покупателя на конкретную продукцию на художественном рынке, он также выполняет роль эксперта, куратора, знатока маркетинга и искусства. Вокруг того или иного галериста со временем формируется свой круг профессиональных художников, которые доверяют ему и его знаниям конъюнктуры рынка. Каждая галерея вырабатывает свою собственную художественную политику, которая включает ещё и стратегию самой галереи (концепция ее деятельности), а также тактику (комплекс мер, благодаря которому достигается реализация самой стратегии). Это очень широкое понятие, которое объединяет структуру всей галереи, основную специфику ее общей выставочной деятельности, круг художников и бренд. Политика галереи включает и критерии отбора художников. Одним из наиважнейших критериев является качество художественного произведения. Но он не может стать главным и единственным, так как для более эффективного воздействия на рынок галерее важно выбирать художников определенного направления, течения, для того чтобы формировать основную общую тенденцию.

Взаимоотношения художника и галереи требуют некоторых пояснений, поскольку они иногда являются весьма противоречивыми. Желая реализовать свои амбиции на артрынке при выборе определенной галереи, художник обязательно должен ориентироваться на ее репутацию и общий имидж, так как это может стать залогом его собственного имиджа. В зарубежной практике взаимоотношения художника и галереи четко обозначены в договоре и не соблюдение его условий чревато для каждой стороны большими штрафными санкциями [13]. Взяв на себя обязательства по продвижению на рынке работ художника, галерея практически полностью берет на себя обязанности посредника между ним и потребителем, а художник

192

Особенности взаимоотношений субъектов артрынка и артбизнеса

помимо занятий творчеством должен соблюдать все требования галереи по присутствию на различных мероприятиях, выставках, сессиях, интервью и т. д., связанных с формированием его имиджа и репутации. Имидж имени художника формируется галереей путем реализации целенаправленных действий по повышению его рейтинга в Едином художественном рейтинге, созданию его сайта [2], формированию элементов репутации [14], налаживанию контактов с постоянными потребителями (музеями, галереями, коллекционерами), прочим связям с общественностью, постоянному мониторингу реакции рынка [5] на работы художника и т. д. За счет интегрированных усилий художника и галереи достигается общая цель.

В отечественной практике дела обстоят несколько иначе из-за отсутствия правовой основы данных отношений и неупорядоченности среды российского артрынка. Современная специфика на отечественном рынке заключается в том, что отношение между художником и галереей достаточно часто трудно урегулировать, поскольку при создании, а также продвижении произведений на современный рынок художник желает быть защищенным именно галереей, но в момент реализации своих работ — выступать в качестве самостоятельного продавца. Данная неопределенность во взаимоотношениях негативно сказывается

на общей цели [6]. Все усилия галереи по формированию имиджа автора могут быть сведены на нет за счет проведения сделки самим художником, так как это резко понижает его имидж, как недосягаемого творца, вступившего в посредственные коммерческие отношения с покупателем.

На сегодняшний момент неупорядоченность экономических отношений в сфере российского артбизнеса сильно сдерживает его цивилизованное развитие и создает сложности для отечественных авторов в работе с зарубежными галереями. В связи с этим на современном отечественном артрынке, интерес к которому стремительно растет во всем мире [12], остро назревает проблема формирования адекватной системы экономических и правовых отношений между его субъектами, прежде всего именно внутри страны, а также необходимость реализации мероприятий по формированию современной рыночной инфраструктуры (аукционы, крупные галереи, электронные торговые площадки [8]), соответствующей международным требованиям и целям популяризации российской культуры и искусства. Формирование эффективного механизма функционирования отечественного артрынка должно явиться залогом его длительного развития, и интеграции с инфраструктурой мирового артрынка на условиях, защищающих интересы российских авторов.

Список литературы:

1. Воронов А. А., Хандамова Э. Ф. Иммитационное моделирование маркетинговых коммуникаций.//Практический маркетинг. - 2009. - № 7. - С. 3-13.

2. Воронов А. А., Степченко Т. С., Сторожева Г. Н. Методы и инструменты интернет-маркетинга в системе маркетинговых коммуникаций современной торговли.//Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3-2 (56-2). - С. 937-942.

3. Козырь Н. С., Толстов Н. С. Интернет-банкинг в РФ: Состояние и перспективы развития.//Экономика: теория и практика. - 2013. - № 4 (32). - С. 37-44.

4. Костарева А. М., Старкова Н. О. Особенности применения вирусного маркетинга в развитии рыночной деятельности современных предприятий.//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 88. - С. 642-652.

5. Никулина О. В., Покуль В. О. Маркетинговая концепция реализации инновационных идей.//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 24 (57). - С 37-44.

6. Осадчий А. Г. Основные тенденции развития российского рынка выставочных услуг./А. Г. Осадчий//Маркетинг. -2006. - № 6. - С. 82-88.

7. Плешакова М. В., Широкая Л. П. Проблемы и перспективы формирования предпринимательской среды сферы услуг.//Дискуссия. - 2011. - № 7. - C. 24-29.

8. Соколова И. В., Старкова Н. О. Основные направления и формы маркетинговой деятельности на электронном рын-кеУ/Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 7-8. - С. 295-299.

9. Старкова Н. О., Соколова И. В. Виды маркетинговых коммуникаций в интернет-среде.//Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-3 (52-3). - С. 422-426.

10. Старкова Н. О. Анализ становления и развития артрынка и артбизнеса.

11. Старкова Н. О., Самусь В. Н. Особенности страхования объектов современного артрынка.//Финансы и кредит. -2011. - № 38. - С. 61-66.

12. Старкова Н. О., Басараб В. Н. Оценка инвестиционной привлекательности и тенденций развития современного артрынка.//Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 4. - С. 8-15.

13. Суворов H. H. Галерейное дело: искусство в пространстве галереи. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

14. Чарочкина Е. Ю., Сергеев П. В. Роль человеческого капитала в формировании конкурентоспособной экономи-ки.//Известия Юго-Западного государственного университета. - 2013. - № 2 (47). - С. 50-55.

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.