УДК 665.642
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ЗАВОДОВ КАК ОСОБОГО ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
© Юлия Сергеевна ТУЛИНА
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, кафедра оценки и управления собственностью; ОАО «ЛУКОЙЛ»; ведущий специалист департамента имущественных отношений, e-mail: Yuliya.Tulina@lukoil.com
Дается системный анализ нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) как объекта оценки, формулируются важнейшие аспекты текущего состояния отрасли, оказывающие влияние на экономику заводов. Выявлены особенности НПЗ с точки зрения определения его рыночной стоимости и раскрыты причины негативного технического состояния многих НПЗ в России. Анализ специфических черт НПЗ позволил определить важные аспекты его деятельности, на которые оценщик должен обратить особое внимание. Сделан вывод о том, что формирование эффективных экономических рычагов развития нефтеперерабатывающей отрасли со стороны государства позволит преодолеть отставание от западных стран как в технологическом, так и в экономическом разрезе.
Ключевые слова: особенности нефтеперерабатывающего завода как объекта оценки; НПЗ; генезис нефтепереработки в России; модернизация нефтеперерабатывающего завода.
Состояние нефтеперерабатывающей отрасли России в сочетании со стремительным ростом ее автомобильного рынка открывает перед инвесторами большие возможности для вложений в российскую нефтепереработку. Масштабные инвестиции в предприятия отрасли требуют взвешенного подхода к анализу объектов инвестирования, а также к расчету объективной величины рыночной стоимости российских нефтеперерабатывающих заводов (далее - НПЗ). Несмотря на достаточно большое количество аналитических исследований предприятий нефтепереработки, практически все они выполнены инвестиционными банками или аналитическими агентствами (ИФК «Метрополь», ФК «ОТКРЫТИЕ», Ренессанс Капитал, Инфо ТЭК Консалтинг, Банк «ишСгеёй», ИК «Русс-Инвест», РосБизнесКонсалтинг,
РйсЬКай^8, ФИНАМ и др.), которые рассматривают НПЗ исключительно через призму портфельных инвестиций и в лучшем случае для расчета стоимости их акций используют элементы сравнительного и доходного подходов. Определение стоимости имущественного комплекса НПЗ они вообще не производят, тем самым ограничивая возможности для использования результатов оценки.
Анализ и сопоставление данных о генезисе нефтеперерабатывающей отрасли России позволил выявить несколько особенно-
стей НПЗ как объекта оценки. Эти особенности позволяют выделить оценку нефтеперерабатывающего завода из прочих промышленных предприятий, т. к. только комплексный учет всей специфики объекта оценки может позволить рассчитать обоснованную величину его рыночной стоимости. Особенности НПЗ проявляются с большей многогранностью, нежели у других промышленных предприятий. Во-первых, это непрерывность технологического процесса в сочетании со сложностью поточной схемы завода (ни одно другое производство не имеет настолько широкого выбора комбинаций производственного цикла). Фактически НПЗ будет считаться и завод с 1-2 установками атмосферной перегонки нефти большой установленной мощности и парой установок очистки с индексом Нельсона 1, и целый нефтехимический комплекс с 5-6 переделами и выпуском целой номенклатуры нефтехимической продукции. Во-вторых, крайне сильная зависимость экономики предприятия от мировых цен на сырую нефть и нефтепродукты. В-третьих, зарегулированность всей деятельности НПЗ со стороны государства: технические регламенты на топливо, экологические нормы и правила, цены на моторное топливо и т. д. Рассмотрим особенности нефтеперерабатывающего завода как объекта оценки более подробно.
Первой особенностью НПЗ является схема учета сырой нефти, т. е. ответ на вопрос: является нефтеперерабатывающий завод собственником сырья и готовой продукции или он работает по процессинговой схеме? В первом случае весь доход (маржа переработки), созданный в результате производственного процесса, остается на предприятии, что, безусловно, увеличивает рыночную стоимость его акций. Во втором случае, НПЗ получает только компенсацию фактически понесенных затрат на производство нефтепродуктов с учетом расходов на простое воспроизводство основных средств, а большая часть прибыли аккумулируется у собственника готовой продукции.
В настоящее время российский рынок нефтепродуктов является олигопольным, поэтому отсутствие реальной конкуренции приводит к высокой марже переработки.
По данным экспертов, маржа переработки в России на конец 2010 г. составляла около 15 долл. с 1 барреля, в то время как в США она составляет 4 долл., в Европе -6 долл. [1]. По мнению Минэнерго, это стало одной из причин напряженности с поставками моторного топлива в ряде регионов страны. В качестве решения проблемы министерство предлагает поручить совету директоров ОАО «Роснефтегаз» рассмотреть вопрос о покупке НПЗ в европейской части России с
высоким процентом отбора светлых нефтепродуктов, мощностью более 6 млн т в год и имеющего возможность производить топливо в соответствии с действующим техрегла-ментом (не ниже «Евро-3»).
Мощности этого НПЗ должны быть предоставлены исключительно независимым поставщикам сырой нефти (которые оплачивают НПЗ только переработку своей нефти и забирают нефтепродукты), доля каждого из которых не должна превышать 10 %. При этом рентабельность самого НПЗ должна быть ограничена на уровне 10-15 %. По мнению министерства это позволит обострить конкуренцию на рынке и, как следствие, снизить цены на моторное топливо и прекратить сбои с его поставкой в топливно-дефицитных регионах.
До 2008 г. значительное количество независимой давальческой нефти перерабатывалось на предприятиях башкирского ТЭКа, т. к. перерабатывающие мощности ОАО «АНК «Башнефть» почти втрое превышали ее собственную добычу. Конкурируя друг с другом, уфимские НПЗ формировали рыночную цену на нефтепродукты в своем регионе. Со сменой владельцев башкирских НПЗ (в 2008 г. они перешли под контроль АФК «Система») работа по давальческой схеме нефтепереработки была прекращена.
30
25
20
15
10
1.1
11111 --1-Г"
“I-----------------------------Г"
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
2008 2008 2008 2008 2009 2009 2009 2009 2010 2010 2010 2010
5
0
Рис. 1. Динамика маржи переработки нефти в России, долл./барр. Источник: составлено автором по данным ИФД «Капитал»
Второй особенностью НПЗ как объекта оценки выступает его установленная мощность. Здесь сразу можно выделить мини-НПЗ, с объемом переработки до 500 тыс. т в год и заводы, с объемом переработки до 9-11 млн т в год. В настоящее время доминирующее положение в нефтеперерабатывающей отрасли занимают крупные НПЗ, однако производство нефтепродуктов на мини-НПЗ получает все большее распространение в России. Внедрение установок малой мощности:
а) обеспечивает потребности труднодоступных регионов в нефтепродуктах;
б) значительно снижает нагрузку на бюджеты разных уровней на финансовую поддержку северного завоза;
в) существенно не влияет на сырьевой баланс в целом по стране;
г) создает дополнительные рабочие места;
д) стимулирует спрос на энергопотребляющие товары, в первую очередь, автомобили.
В 1990-е гг. началось активное проектирование и строительство мини-НПЗ. Технологические схемы мини-НПЗ, как правило, представлены или только атмосферной перегонкой или более сложными вариантами, среди которых перегонка плюс риформинг, атмосферная перегонка, вакуумная перегонка, риформинг, гидроочистка. Продукцией мини-НПЗ являются бензины с различной октановой характеристикой: от А-76 до
АИ-93, в зависимости от сложности технологической схемы; зимнее и летнее дизельное топливо, авиакерасин, котельное топливо марок М-40, М-100.
Мини-НПЗ обладают рядом положительных моментов: упрощенные технологические схемы, блочно-модульный тип оборудования и быстрое изготовление, небольшой штат сотрудников, возможность строительства в отдаленных районах, где имеются запасы и организована добыча нефти, но куда приходится завозить нефтепродукты. В то же время мини-НПЗ не лишены недостатков: главные из них - это малая глубина переработки; невысокое качество получаемых нефтепродуктов и необходимость их облагораживания; невозможность полного соблюдения правил по охране окружающей среды; относительно более высокие, по сравнению с
крупным НПЗ, показатели себестоимости продукции и удельных капитальных затрат.
Мини-НПЗ, расположенные в отдаленных районах на расстоянии свыше 1 тыс. км от ближайшего НПЗ, конкурируют по показателю себестоимости получаемой продукции с привозными моторными топливами. Мини-НПЗ, попавшие в «зону влияния» ближайшего крупного НПЗ, в большинстве случаев оказываются неконкурентоспособными. В случае принятия более жесткого законодательства по охране окружающей среды, в т. ч. в части качественных характеристик моторных топлив, отдельные виды продукции мини-НПЗ могут вообще не найти сбыта.
Для мини-НПЗ невозможно использовать уменьшенные копии проектов, используемые на крупных нефтеперерабатывающих предприятиях как для атмосферной, так и для вакуумной перегонки. Более того, если проекты небольших атмосферных установок существуют, то установок малой производительности для вакуумной переработки просто нет. В этой связи большинство мини-НПЗ имеют только атмосферную перегонку нефти, при которой глубина переработки довольно низкая, а попытки увеличить глубину за счет повышения температуры переработки резко снижают качество дизельного топлива. Большой проблемой для мини-НПЗ является подготовка нефти, т. к. сырье для производства поступает не из системы трубопроводов ОАО «Транснефть», где она соответствует строгим параметрам качества, а напрямую с месторождения, пройдя незначительную подготовку. Наличие солей и механических примесей очень быстро выводит из строя оборудование и негативно влияет как на сам производственный процесс, так и на качество нефтепродуктов.
Однако именно мини-НПЗ дают возможность наиболее полно использовать особенности каждого вида сырья для производства какого-либо специфического нефтепродукта. Высокосернистые, парафинистые нефти, а также нефть с нафтеновым основанием с успехом могут перерабатываться на мини-НПЗ, принося максимальную выгоду. Для реализации подобного проекта можно ограничиться только установкой атмосферной перегонки, а можно включить в него 8-10 различных
процессов, добиваясь высокого качества продукции и глубины нефтепереработки.
Строительство и эксплуатация мини-НПЗ могут быть очень эффективными, если учитывать следующие особенности: во-первых, технологическое оборудование мини-НПЗ должно быть недорогим и компактным, чтобы после устаревания и износа его легко можно было бы заменить новым; во-вторых, залогом стабильности бизнеса является гибкая технологическая схема мини-НПЗ для переработки в топливо нефти любого исходного качества; в-третьих, должны выполняться требования ГОСТа на моторное топливо с учетом будущих технических регламентов.
Исходя из стратегических интересов России, очевидно, что получение из сырой нефти хотя бы базовых качественных продуктов - прямогонного бензина, товарного дизельного топлива и мазута - и дальнейшая их продажа более экономически выгодны для России, чем экспорт сырой нефти за рубеж. Поэтому строительство и эксплуатация небольших НПЗ, основанных на высокотехнологичных установках, несомненно, оправдано в текущих российских условиях.
Следующая особенность НПЗ как объекта оценки - это физико-химические характеристики сырой нефти, перерабатываемой на заводе. Экспертами выявлена четкая зависимость между параметрами нефти и необходимой поточной схемой НПЗ: чем тяжелее нефть, тем более сложная технологическая схема используется. Дополнительные установки по очистке нефти от тяжелых примесей, серы и вредных химических веществ увеличивают:
- размер инвестиций на строительство и реконструкцию;
- эксплуатационные расходы в расчете на 1 т нефтепродуктов;
- энергопотребление всего НПЗ.
Таким образом, заводы, использующие
более легкую нефть, имеют существенное преимущество и, как следствие, более низкую себестоимость переработки 1 т сырой нефти по сравнению с НПЗ, работающими на тяжелой нефти, чья рентабельность значительно ниже. Большие расходы значительно сокращают величину чистой прибыли завода и, как следствие, уменьшают рыночную стоимость НПЗ.
Анализируя физико-химические свойства сырой нефти, отметим главные негативные факторы, которые создают основные проблемы:
- высокая плотность нефти - меньше 20 API (более 0,9318 г/см), указывает на необходимость экспериментального подбора вторичных процессов глубокой переработки; атмосферная и вакуумная разгонка нефти на узкие фракции и исследование их свойств не дадут прогнозов на компоновку технологий;
- высокое содержание серы - больше 3,8 % масс, указывает на необходимость применения процессов сероочистки, для всех технологических потоков: для газов, для всех дистиллятных фракций и для остаточных продуктов;
- высокое содержание асфальтенов -больше 9,9 % масс, указывает на необходимость тщательного выбора процессов, обеспечивающих или удаление асфальтенов, или их концентрирование, или гидрогенизацион-ное насыщение;
- атмосферные и вакуумные остатки (>360°С и выше) фактически могли бы использоваться в качестве битумов, однако их высокое содержание в нефти - более 5570 % масс - не создает предпосылок к строительству рентабельного НПЗ, поскольку основную прибыль приносят бензин и дизельное топливо.
Для строительства завода по переработке тяжелой нефти традиционные схемы компоновки технологических процессов не подходят, что существенно увеличивает инвестиции в строительство и переработку нефти.
Из третьей вытекает четвертая особенность НПЗ: глубина переработки нефти. Этот показатель рассчитывается через процент выхода светлых нефтепродуктов. В результате расчетов на примере одного из отечественных НПЗ было доказано, что чем выше процент выхода светлых нефтепродуктов, тем больше величина добавленной стоимости к цене сырой нефти и, следовательно, выше рентабельность производства и рыночная стоимость предприятия. Даже увеличение доли светлых нефтепродуктов за счет дополнительных инвестиций в строительство установок для деструктивных процессов переработки нефти не уменьшает итоговую рыночную стоимость завода.
По нашему мнению, дальнейшее развитие НПЗ возможно только следующим образом: в связи с тем, что нефть является не восполняемым ресурсом, и себестоимость ее добычи неуклонно растет, т. к. вовлекаются в разработку все более отдаленные и труднодоступные месторождения, в долгосрочной перспективе целесообразно инвестировать средства в увеличение глубины переработки сырой нефти, увеличивая тем самым индекс Нельсона.
В настоящее время некоторые российские вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) предпринимают активные шаги, чтобы переломить сложившуюся ситуацию: увеличить глубину переработки нефти и отделаться от роли поставщиков полуфабрикатов для иностранных переработчиков, т. к. основную прибыль в отрасли приносит именно вторичная переработка. Ее доля в формировании прибыли составляет 77-94 % [2, с. 54] в зависимости от загрузки мощностей НПЗ.
Из-за низкой доли автомобильных бензинов в номенклатуре выпускаемых нефтепродуктов российские НПЗ вынуждены производить в большом количестве побочные продукты, главным образом, мазут, который остается невостребованным отечественными потребителями. Потребление мазута внутри страны - менее половины от объема выпуска. С учетом тенденции последних лет о переходе теплоэнергетики на природный газ, как более дешевое и теплоемкое топливо, спрос на мазут остается только для ТЭЦ в зимнее время и в качестве резервного топлива. В данной ситуации НПЗ вынуждены продавать мазут по любой цене, иначе у них будут накапливаться его остатки в резервуарном парке.
На наш взгляд, в этой ситуации у нефтяных компаний - собственников НПЗ остается три варианта поведения. Первый - забыть о нефтепереработке, неэффективных пропорциях выхода мазута и бензина и заниматься только экспортом сырой нефти. Однако этот сценарий входит в явное противоречие с обязательствами перед государством (поставками ГСМ для нужд армии, других силовых структур, а также для сельского хозяйства), нарушение которых означает открытый конфликт с властью.
Второй вариант предполагает снижение доли мазута за счет модернизации производ-
ства. Однако для его реализации у нефтяных компаний нет значимых экономических стимулов. Как свидетельствует исследование Института энергетической политики, в период с 1995-2009 гг. инвестиции крупных нефтяных компаний в нефтедобычу в 6-10 раз превышали инвестиции в нефтепереработку. Даже в зарубежные НПЗ российские компании вкладывали денег больше, чем в российские заводы в расчете на 1 т установленной мощности (13,5 долл. за 1 т в зарубежные НПЗ и 10,8 - в российские) [3].
Третий вариант состоит в поддержании статус-кво, в котором производство мазута является обременительной неизбежностью. Для большинства компаний этот вариант пока остается основным, поскольку изменить ситуацию в один день невозможно. Невостребованный в России мазут ВИНК отправляют на экспорт. Доля этого продукта в физическом объеме экспорта нефтепродуктов достигает 60 %. Из-за низкого качества продукции на европейском рынке российские нефтепродукты продаются лишь в качестве сырья для дальнейшей вторичной переработки.
По мнению многих экспертов инвестиции в модернизацию одного действующего завода с целью создания комплекса глубокой переработки нефти составляют сегодня примерно 500 млн долл., в строительство нового завода подобного типа - более 1,5 млрд долл. Средние сроки строительства таких установок - от трех до пяти лет [4, с. 24]. В таком специфическом капиталоемком бизнесе, как нефтепереработка, это требует особой долгосрочной уверенности в стабильности условий экономической деятельности. К сожалению, в России об этом пока говорить рано: ставки налогов для нефтяных компаний под лозунгом «оптимизации налогообложения» меняются практически каждый год, будущие пошлины и акцизы на нефтепродукты предсказать невозможно.
Существенным фактором, который мог бы повлиять на инвестиционные предпочтения российских ВИНК, могло бы стать целенаправленное формирование достаточно емкого внутреннего рынка качественных нефтепродуктов, обусловленного соответствующим спросом. Сейчас более 60 % автомобилей на дорогах России европейским нормам не соответствуют, еще 30 % соответствуют нормам Евро-2. К стандартам Евро-3 и
Евро-4 подходят всего 10 % автомобилей [5, с. 63]. Однако в последние годы количество таких машин стало расти намного быстрее, что связано, прежде всего, с наращиванием производства иномарок, собираемых в России. Кроме того, спрос на светлые нефтепродукты может увеличиться за счет увеличения авиаперевозок внутри страны.
Пятой особенностью НПЗ как объекта оценки является его вхождение в вертикально-интегрированную нефтяную компанию. Если завод находится в составе ВИНК, то его мощности гарантировано загружены поставками сырья, материнская компания выделяет дополнительные средства на модернизацию и реконструкцию предприятия, НПЗ имеет стабильный рынок сбыта нефтепродуктов. В настоящее время большая часть НПЗ в России входит в состав ВИНК. Если завод является независимым, то все эти проблемы менеджмент вынужден решать самостоятельно, основные из которых: поставка сырья и сбыт нефтепродуктов.
Кроме того, в настоящее время вертикально-интегрированные нефтяные компании доминируют на рынках сырой нефти и нефтепродуктов, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80 % нефти в РФ добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром-Нефть), более 75 % российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК [6, с. 25]. Структура собственности в отрасли выглядит следующим образом: 19 из 27 крупных НПЗ принадлежат ВИНК, остальные относятся к категории условно независимых. Относительно независимые крупные и несколько мелких НПЗ входят в структуры, не имеющие собственной нефти и вынужденные ее закупать на свободном рынке.
В марте 2011 г. Минэкономразвития России предложило вывести НПЗ из состава ВИНК. По мнению министерства, эта мера необходима для стабилизации цен на нефтепродукты и повышения конкуренции на рынке. «Мы рассматриваем ряд мер и, в частности, сейчас начато обсуждение выведения из вертикально-интегрированных компаний НПЗ, чтобы они работали с давальческим сырьем, что позволило бы вернуть ситуацию с конкуренцией на уровень 2009 года» [7]. Кроме того, в министерстве обсужда-
ется внесение изменений в законодательство, предусматривающее обязательность продажи части нефтепродуктов на бирже, а также корректировку правил биржевой торговли, чтобы исключить адресность сделки. В настоящее время рассматриваются такие варианты выведения НПЗ, как продажа, вывод из корпоративной инфраструктуры или аренда, но детальная проработка механизмов только начата.
В случае реализации данной идеи министерства, рыночная стоимость НПЗ резко упадет, т. к. при давальческой схеме вся маржа переработки остается у собственника сырья и готовой продукции.
Заключительной особенностью российских НПЗ, как объекта оценки, является их удаленность от рынков сбыта готовой продукции. Экспертами подсчитано, что среднее расстояние от НПЗ в России до основных рынков сбыта составляет 1 100 км, тогда как в США эта цифра составляет всего 500 км, площадь территории, покрываемой с одного НПЗ в России, составляет 610 тыс. км2, в США этот показатель - 62 тыс. км2 [8].
Очевидно, что рентабельным такой бизнес может быть лишь при крайне высоких ценах на топливо. При снижении цены конкурентоспособность продукции, произведенной на «континентальных» НПЗ резко снизится. Поэтому, например, нефтепродуктовый терминал в Высоцке (Ленинградская область), введенный ОАО «ЛУКОЙЛ» в действие в июне 2004 г. (общая мощность 10,6 млн т в год), пока работает в основном на перевалку сырой нефти. Проект терминала в бухте Батарейная (юго-восточное побережье Финского залива), который давно анонсировал ОАО «Сургутнефтегаз», так пока и не введен в действие. Сейчас окончание его строительства увязывают с началом строительства завода по вторичной переработке нефти на НПЗ в Киришах.
Подводя итог, необходимо отметить, что особенности НПЗ как объекта оценки во многом определяются действующей государственной политикой в области нефтепереработки и таможенно-тарифного регулирования. Если бы государством были бы задействованы реальные экономические механизмы стимулирования отрасли, все недостатки отечественных НПЗ, оставшиеся от советского прошлого, были бы ликвидированы.
1. Опыт применения технологических коридоров в России. Исследование «Эксперт РА». 2010.
2. Книжников А., Пусенкова Н., Солнцева Е. Социально-экологический взгляд на российскую нефтепереработку. М., 2008.
3. Тренды и сценарии развития мировой энергетики в первой половине XXI века / А.М. Бе-логорьев А.М. [и др.]. М., 2011.
4. Курочкин А.К. Эффективная технология модернизации Российских НПЗ на доведение глубины переработки нефти до 80-85 % // Нефтегазовая вертикаль. 2007. № 21.
5. Моржаретто И. Смотрите, кто пришел! Планы российских автопроизводителей // За рулем. 2011. № 1.
6. Шуркалин А.К., Смолин С.Е. Внутренний рынок нефти России в период мирового экономического кризиса // Нефть, газ и бизнес. 2010. № 6.
7. Минэкономразвитие предлагает вывести НПЗ из состава ВИНК // Ведомости. 2011. 20 марта.
Поступила в редакцию 15.09.2012 г.
UDC 665.642
SOME FEATURES OF OIL REFINERY PLANTS AS SPECIAL SUBJECT PROPERTY
Yulia Sergeyevna TULINA, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Post-graduate Student, Property Evaluation and Management Department; JSC “LUKOIL”, Leading Specialist of Property Relations Department, e-mail: Yuliya.Tulina@lukoil.com
The system analysis of oil refinery plants as a special subject property, essential aspects of the current state of the industry affecting the economy is provided. The characteristics of oil refinery plant in terms of estimation its market value, and the reasons for negative technical condition of many Russian oil refinery plants are defined. The analysis of specific features of oil refinery plant had determined important aspects of its activities on which appraiser should pay particular attention. It is concluded that the government development of an effective economic tools for development of downstream will help to wipe out the lag behind western countries both in technological and economic terms.
Key words: features of oil refinery plant as special subject property; oil refinery; genesis of oil refining in Russia; oil refinery plant renovation.