Научная статья на тему 'Особенности современного этапа использования мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий при обучении русскому языку'

Особенности современного этапа использования мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий при обучении русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / TEACHING RUSSIAN LANGUAGE / INFOCOMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA MEANS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гостева Юлия Николаевна

В статье подчеркивается актуальность использования современных средств мультимедиа при обучении русскому языку в условиях меняющейся социокультурной среды. Многоуровневый социальный запрос и практика развития современного образования обусловили необходимость комплексного изучения и специального проектирования образовательного процесса обучения русскому языку с использованием мультимедийных средств и коммуникативных технологий. Анализ монографической и научно-методической литературы, результатов диссертационных исследований позволили выявить некоторые особенности современного этапа использования мультимедийных средств и информационно-коммуникационных технологий обучения русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia and info-communicative technologies of teaching Russian: specific features of the modern stage

The article reveals specific features of modern multimedia aids and infocommunicative technologies of teaching Russian. Their place in the process of education, teaching potential, perspectives are under analysis.

Текст научной работы на тему «Особенности современного этапа использования мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий при обучении русскому языку»

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ю.Н. Гостева

Кафедра русского языка Медицинского факультета Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье подчеркивается актуальность использования современных средств мультимедиа при обучении русскому языку в условиях меняющейся социокультурной среды. Многоуровневый социальный запрос и практика развития современного образования обусловили необходимость комплексного изучения и специального проектирования образовательного процесса обучения русскому языку с использованием мультимедийных средств и коммуникативных технологий. Анализ монографической и научно-методической литературы, результатов диссертационных исследований позволили выявить некоторые особенности современного этапа использования мультимедийных средств и информационно-коммуникационных технологий обучения русскому языку.

Ключевые слова: обучение русскому языку, информационно-коммуникативные технологии, мультимедийные средства обучения.

Учеными-лингводидактами давно осознан факт необходимости новых подходов в преподавании русского языка. Идея внедрения в процесс обучения компе-тентностно-ориентированных подходов отражает необходимость повышения эффективности учебного процесса, качества образования вследствие использования в процессе обучения современных методов и форм обучения, усиливающих дея-тельностную составляющую и учитывающих особенности развития личности. Один из таких подходов — использование мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий.

Понятие «технология» еще уточняется, термин употребляется в достаточно широком контексте. В практике встречаются и такие термины, как «педагогические технологии», «технологии образования», «новые педагогические, инновационные учебные технологии».

В современной дидактике, во многих методических работах чаще встречается термин «педагогическая технология». Можно наметить этапы развития понятия «педагогическая технология»: от применения аудиовизуальных средств в учебном процессе (40-е — сер. 50-х гг.), программированного обучения (сер. 50-х — 60-е гг.) к заранее спроектированному учебному процессу, гарантирующему достижение четко поставленных целей (с 70-х гг.), к созданию компьютерных и информационных технологий обучения (с начала 80-х гг.).

Действительно, «в практику образования приходят новые педагогические технологии» [6]. Необходимость этого обусловлена изменением запросов социума и внутренними потребностями системы образования [4]. Сегодня обучающиеся,

как правило, имеют опыт взаимодействия с различными мультимедийными средствами обработки, передачи, хранения и представления информации в повседневной жизни и испытывают большой интерес к их использованию в качестве средства для проведения досуга. Однако предметом интереса зачастую являются остросюжетные компьютерные игры, в меньшей степени интерес вызывают образовательные программы [5]. Очевидно, что необходима такая модель образовательного процесса, который обеспечил бы не только формирование умений рационально использовать компьютер в процессе получения и переработки необходимой образовательно ценной информации, но и развитие личностных качеств, ценностных ориентиров гражданина информационного общества.

Изучение практического опыта показало, что использование информационных технологий в обучении русскому языку не является массовым явлением. Среди причин — не только нерешенность организационно-педагогических проблем, но и отсутствие готовности преподавателя к решению обозначенных стандартом задач, связанных с информатизацией образовательного процесса. Причиной, по мнению многих исследователей, является отсутствие четких представлений о том, каким образом современные мультимедийные средства и информационно-коммуникативные технологии помогут достичь планируемых результатов обучения русскому языку, каковы должны быть изменения в содержании, формах организации, методах и приемах обучения [1]. Вместе с тем учеными-лингводидак-тами изучен опыт успешной реализации отдельных направлений использования информационно-коммуникативных технологий (Е.С. Полат, Н.А. Алгазина, М.Ю. Бухаркина, С.И. Гудилина, Г.Г. Малёва, В.И. Земзерёва, Н.В. Ладыженская, Г.И. Пашковой, М.А. Татаринова и др.).

Анализ монографической и научно-методической литературы, результатов диссертационных исследований позволили выявить следующую степень изученности проблемы. Педагогической наукой получены доказательства позитивного влияния современных мультимедийных средств и коммуникативных технологий обучения русскому языку на развитие речемыслительных, коммуникативных умений и позитивных качеств личности обучающегося, частично разработаны методики подготовки преподавателя русского языка к использованию современных мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. При этом потребность в теоретической и практической разработке проблемы остается актуальной. Существует необходимость в более глубоком теоретико-методологическом обосновании использования информационно-коммуникативных технологий при обучении русскому языку в сфере профессионально-делового общения, основанных на реализации дидактических возможностей современных мультимедийных средств, например, при дифференцированном обучении, и ориентированных на интеллектуальное и личностное развитие учащихся, на формирование ключевых компетентностей, на воспитание личности, живущей в информационном обществе.

Таким образом, несомненно, и сегодня еще новым подходом в преподавании русского языка является использование информационно-коммуникационных и коммуникативных технологий. Как известно, их отличие от традиционных средств,

способов, методов поиска, обработки и продуцирования информации состоит в использовании электронных устройств, прежде всего компьютера.

Для определения понятий, связанных с медиаобразованием, компьютерным обучением, в отечественной и в зарубежной лингводидактике существует много терминов.

Обзор существующих на данный момент подходов к вопросам медиаобра-зования выявил общее в определении медиаобразования как «процесса развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [7]. Именно эти цели следует, по нашему мнению, рассматривать как основные, если иметь в виду процесс педагогического воздействия на обучающихся, постоянно испытывающих на себе влияние потоков медиаинформации.

В последние годы широкое распространение получили термины «информационные технологии», «новые или новейшие информационные технологии», «информационно-коммуникационные технологии», в которых отразились современные возможности и компьютерной техники, и телекоммуникаций.

Различные понятия, зафиксированные данными терминами, определяют три основные сферы применения компьютеров в образовании, а именно: организация учебного процесса и управление им; обучение в самом широком смысле этого слова — от обучения под руководством преподавателя (стационарного и дистанционного) до использования компьютерных технологий в целях самообразования; изучение конкретных учебных дисциплин.

В практике использования компьютеров в обучении родному языку с середины 80-х гг. прошлого века стали применяться разнообразные прикладные программы — редакторы текстов, программы проверки орфографии, электронные словари, а также электронные таблицы, настольные издательские системы, энциклопедические, игровые и другие программы.

Второй этап использования компьютеров в обучении родному языку, начавшийся в 90-е гг., связан с качественным изменением технических возможностей компьютеров и распространением телекоммуникационных технологий в учебном процессе. Такие их особенности, как гипертекст, создающий систему перекрестных ссылок в текстовых массивах информации; гипермедиа, сочетающие возможности гипертекста и мультимедиа, позволяют использовать компьютер как для работы над совершенствованием всех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, письменная речь, говорение, включая такие его аспекты, как произношение и интонация), так и для реального общения в письменной и устной форме.

Следующим этапом (начало ХХ! в.) в развитии компьютерного обучения считают использование виртуальной реальности. В «виртуальном» классе-лаборатории обучающиеся получают возможность действовать в условиях, имитирующих

различные речевые ситуации. Это, несомненно, расширит возможности совершенствования речемыслительных умений и навыков, создаст оптимальные условия для формирования коммуникативной, социокультурной компетенций.

Главной особенностью современного этапа использования современных мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий является массовое и целенаправленное использование пространства Интернет, профессионально ориентированных компьютерных программ разных типов: собственно обучающих, прикладных, инструментальных, телекоммуникационных — с целью создания интегрированной компьютерной обучающей среды, с помощью которой обеспечивается более эффективное развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

В современных исследованиях подчеркиваются особые возможности Интернета для изучения русского языка в общеобразовательных и высших учебных заведениях, поскольку ресурсы Интернета дают в распоряжение преподавателей и обучающихся информацию по самым различным аспектам изучения русского языка.

Например, для преподавателей высшей школы и студентов интерес могут представлять такие ресурсы Интернета, как специализированные электронные библиотеки, поисковые системы, предоставляющие возможности поиска по тематической и предметной области, типу заданий (проекты, планы уроков, систематизированные ссылки, интерактивные задания) и профессиональной специфике обучающихся, порталы, ресурс которых позволяет участвовать в дискуссиях, знакомиться с передовыми педагогическими практиками.

Одной из важнейших проблем при использовании материалов Интернета при обучении русскому языку является проблема достоверности, научно-образовательной ценности и содержательной значимости найденной информации. Очевидно, что и жанровая специфика сайтов (сайты новостей, личные страницы, информационные материалы, научные публикации и др.) предполагает различное их содержание, и преподаватели, и студенты должны владеть умениями критично воспринимать информацию, размещенную в Интернете, к которой они обращаются.

Эффективное использование современных мультимедийных средств и коммуникативных технологий в обучении родному языку зависит от множества факторов, ведущими среди которых являются: обеспеченность компьютерной техникой и доступом в Интернет; наличие специальных учебных материалов и необходимого комплекса программ различных типов; образовательное качество использующихся мультимедийных средств обучения; достаточный уровень общей компьютерной грамотности учащихся и преподавателей; специальная подготовка преподавателей в области компьютерной лингводидактики; специальная организация учебного процесса.

При очевидной значимости всех перечисленных факторов ключевой фигурой интеграции информационно-коммуникативных технологий и мультимедиа в учебный процесс является преподаватель, имеющий необходимую квалификацию и стремление их использовать.

Учитывая, что значительная часть преподавателей, которая в настоящее время работает в учебных заведениях различных уровней, не имела возможности получить необходимую подготовку в области применения современных мультимедий-

ных средств и информационно-коммуникативных технологий во время обучения в вузе, и осознавая, что развитие компьютерных технологий идет очень быстрыми темпами, считаем важнейшей задачей, обозначенной в значительном количестве научных исследований, организацию системы переподготовки и информационно-методической поддержки преподавателей в сфере компьютерной лингво-дидактики.

В настоящее время в теоретических и прикладных аспектах компьютерной лингводидактики, разрабатывающихся учеными разных стран, можно выделить три направления исследований.

К первому принадлежат исследования, посвященные разработке теоретических аспектов использования компьютеров в обучении языку. В работах данного направления обсуждаются: методологические проблемы компьютерной лингво-дидактики; психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения языку; вопросы типологии компьютерных учебных материалов; проблемы оценки качества компьютерных средств обучения; возможности развития коммуникативных навыков в процессе обучения с использованием компьютеров и ряд других проблем.

Второе направление включает экспериментальную работу по созданию и использованию в учебном процессе компьютерных материалов, предназначенных для различных целей, форм и профилей обучения. Третье направление исследует пути интеграции компьютерного обучения в общий процесс обучения языку и разрабатывает эффективные приемы органичного использования информационно-коммуникативных технологий и средств мультимедиа в учебном процессе.

Эти направления исследований позволяют сделать вывод о комплексном подходе в изучении проблемы, что представляется правильным. Тем не менее, считаем необходимым подчеркнуть ведущую проблему — проблему подготовки преподавателей русского языка в области проектирования образовательного процесса с использованием мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2005.

[2] Собкин В.С., Адамчук Д.В. Мониторинг социальных последствий информатизации: что изменилось в школе за три года? — М.: Институт социологии образования РАО, 2008.

[3] Собкин В.С., Адамчук Д.В. Отношение участников образовательного процесса к информационно-коммуникационным технологиям. — М.: Институт социологии образования РАО, 2008.

[4] Хомерики О.Г. Образование, наука, культура в глобальном информационном пространстве. — М.: Перспектива, 2008.

[5] Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. — Т. V. — Вып. VII / Под ред. В.С. Собкина. — М.: Центр социологии образования РАО, 2000.

[6] Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. — М.: Дрофа, 2007.

[7] Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмот-ности, медиаеоипетентности. — Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2010.

MULTIMEDIA AND INFOCOMMUNICATIVE TECHNOLOGIES OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE: SPECIFIC FEATURES OF THE MODERN STAGE

J.N. Gosteva

Russian Language Department Medical Faculty People's' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article reveals specific features of modern multimedia aids and infocommunicative technologies of teaching Russian. Their place in the process of education, teaching potential, perspectives are under analysis.

Key words: teaching Russian language, infocommunicative technologies, multimedia means of education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.