Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / профессиональный колледж / культура / социокультурные потребности / социокультурная компетентность / национально-гражданская идентичность / профессиональная культурная идентичность / патриотическое воспитание / поликультурное воспитание / волонтёрская деятельность / волонтёрство / электронная информационно-образовательная среда. / secondary vocational education / vocational college / culture / socio-cultural needs / socio-cultural competence / national-civil identity / professional cultural identity / patriotic education / multicultural education / volunteering / volunteering / electronic information and educational environment.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Коровин Александр Юрьевич

Современное среднее профессиональное образование базируется на социокультурном подходе к обучению и воспитанию подрастающего поколения, что отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». При разработке комплекса мероприятий, направленных на формирование социокультурной компетентности студентов колледжа, необходимо ориентироваться на их социокультурные потребности. В настоящей статье охарактеризованы особенности социокультурных потребностей студенческой молодёжи. Данные потребности определяют вектор направления деятельности обучающихся: установление необходимых социальных связей с опорой на культурные нормы и ценности. Компонентами социокультурных потребностей являются следующие: национально-гражданская идентичность − желание идентифицировать себя с определённой этической общностью на основе принятия национально-культурных традиций; профессиональная культурная идентичность − стремление будущего специалиста консолидироваться с конкретным профессиональным сообществом; приобщение к культуре общества − потребность в чтении и посещении культурно-досуговых центров. Автором рассмотрены такие факторы формирования данных потребностей у студентов колледжа, как психологические особенности их развития, а также способы организации их досуга в рамках внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-CULTURAL NEEDS OF PROFESSIONAL COLLEGE STUDENTS

Modern secondary vocational education is based on a socio-cultural approach to the education and upbringing of the younger generation, which is reflected in the «Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025». When developing a set of measures aimed at shaping the sociocultural competence of college students, it is necessary to focus on their sociocultural needs. This article describes the features of the socio-cultural needs of student youth. These needs determine the direction vector of students' activities: the establishment of the necessary social connections based on cultural norms and values. The components of socio-cultural needs are the following: national-civil identity − the desire to identify oneself with a certain ethical community based on the adoption of national-cultural traditions; professional cultural identity − the desire of the future specialist to consolidate with a specific professional community; familiarization with the culture of society − the need for reading and visiting cultural and leisure centers. The author considers such factors in the formation of these needs among college students as the psychological characteristics of their development, as well as ways to organize their leisure time as part of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА»

УДК 377.031 ГРНТИ 14.33.07

DOI 10.24412/2409-3203-2023-33-291-295

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Коровин Александр Юрьевич

преподаватель ГЪПОУ МО «Подольский колледж имени А.В. Никулина» Россия, г. Подольск

Аннотация: Современное среднее профессиональное образование базируется на социокультурном подходе к обучению и воспитанию подрастающего поколения, что отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». При разработке комплекса мероприятий, направленных на формирование социокультурной компетентности студентов колледжа, необходимо ориентироваться на их социокультурные потребности. В настоящей статье охарактеризованы особенности социокультурных потребностей студенческой молодёжи. Данные потребности определяют вектор направления деятельности обучающихся: установление необходимых социальных связей с опорой на культурные нормы и ценности. Компонентами социокультурных потребностей являются следующие: национально-гражданская идентичность - желание идентифицировать себя с определённой этической общностью на основе принятия национально-культурных традиций; профессиональная культурная идентичность - стремление будущего специалиста консолидироваться с конкретным профессиональным сообществом; приобщение к культуре общества - потребность в чтении и посещении культурно-досуговых центров. Автором рассмотрены такие факторы формирования данных потребностей у студентов колледжа, как психологические особенности их развития, а также способы организации их досуга в рамках внеурочной деятельности.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессиональный колледж, культура, социокультурные потребности, социокультурная компетентность, национально-гражданская идентичность, профессиональная культурная идентичность, патриотическое воспитание, поликультурное воспитание, волонтёрская деятельность, волонтёрство, электронная информационно-образовательная среда.

FEATURES OF SOCIO-CULTURAL NEEDS OF PROFESSIONAL COLLEGE

STUDENTS

Korovin Alexander Yurievich

lecturer

Podolsk College named after A. V. Nikulin Russia, Podolsk

Abstract: Modern secondary vocational education is based on a socio-cultural approach to the education and upbringing of the younger generation, which is reflected in the «Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025». When developing a set of measures aimed at shaping the sociocultural competence of college students, it is necessary to focus on their sociocultural needs. This article describes the features of the socio-cultural needs of student youth. These needs determine the direction vector of students' activities: the establishment of the necessary social connections based on cultural norms and values. The components of socio-cultural needs are the following: national-civil identity - the

291

desire to identify oneself with a certain ethical community based on the adoption of national-cultural traditions; professional cultural identity - the desire of the future specialist to consolidate with a specific professional community; familiarization with the culture of society -the need for reading and visiting cultural and leisure centers. The author considers such factors in the formation of these needs among college students as the psychological characteristics of their development, as well as ways to organize their leisure time as part of extracurricular activities.

Keywords: secondary vocational education, vocational college, culture, socio-cultural needs, socio-cultural competence, national-civil identity, professional cultural identity, patriotic education, multicultural education, volunteering, volunteering, electronic information and educational environment.

Современное среднее профессиональное и высшее образование, как универсальный механизм становления личности, отражает новый взгляд на взаимосвязь образования и культуры, которая заключается в формировании социокультурной компетентности студентов, заключающейся в понимании национальных особенностей общения и поведения окружающих. В соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» при разработке комплекса мероприятий, проводимых в учебных заведениях для самоопределения обучающихся на основе социокультурных ценностей, должны быть учтены их потребности [5]. Следовательно, прежде чем приступать к реализации такой актуальной педагогической задачи, как воспитание будущего специалиста, способного к межкультурному диалогу, необходимо определить и сформировать его социокультурные потребности.

Феномен «социокультурные потребности» включает в себя, во-первых, элементы социальных потребностей, в основе которых - желание самореализоваться в социуме, необходимость в общении, потребность в одобрении со стороны социума; а во-вторых, потребности в эстетике и культуре, т.е. освоение и созерцание историко-культурного наследия своей страны. Данные потребности представляют собой источник активности, который мотивирует личность к деятельности.

Социальные потребности связаны с обществом, социализацией, национально-гражданской идентичностью, принадлежностью к определённой социальной группе. В процессе социальной адаптации в определённой среде (в частности - среде учебного заведения) у личности формируются культурные потребности, поскольку культура задаёт определённые шаблоны. Материальная и духовная культура является источником формирования смыслов, метасистемой, которая позволяет личности осмыслить социальные процессы в обществе и определить своё место в данных процессах. Освоение культурных ценностей - повышение уровня культуры личности - влечёт за собой изменение в поведении, т.е. человек изменяет свой быт и способы деятельности под культурные шаблоны. В связи с чем культура становится инструментом удовлетворения потребностей, а сами потребности - критериями качества осуществляемой деятельности. Социокультурные потребности определяют вектор направления деятельности: установление необходимых социальных связей с опорой на культурные нормы и ценности. Таким образом, социокультурные потребности - это внутренние побуждения человека к реализации своего социального, духовного и культурного потенциала, заключающегося в освоении культурных знаний и эстетических ценностей.

Социокультурные потребности определяют внимание человека на определённых объектах и явлениях действительности, сформированные в определённой культурной (образовательной) среде; данные потребности будут направлять активность человека в соответствии с приобретёнными в данной среде нормами и ценностями. Учёные психологи и педагоги [4; 6] выделяют следующие компоненты социокультурных потребностей:

- Национально-гражданская идентичность - желание идентифицировать себя с определённой этической общностью на основе принятия национально-культурных

292

традиций; патриотическое отношение к Родине, проявляющееся, в том числе в желании сохранить её культуру. Гражданская идентичность является отражением социальной среды человека и обеспечивает адекватное существование не только индивида, но и всего сообщества в целом. В основе национальной идентичности лежит стремление к интеграции через приобщение к базовым для определённой общности ценностям, выраженным смысловыми символами и наполненным содержанием через социокультурный контекст.

- Профессиональная культурная идентичность - стремление будущего специалиста консолидироваться с конкретным профессиональным сообществом через принятие культурных ценностей и норм, принятых в определённом сообществе.

- Приобщение к культуре общества - потребность в чтении и посещении культурно-досуговых центров (музеев, театров), развлекательных центров. Термин «культура» обозначает как общепринятые нормы поведения и общения, так и образцы историко-культурного наследия страны, которые должен знать каждый образованный и культурный гражданин. Причём данные знания формируют художественно-эстетические потребности, т.е. «чувство прекрасного» - совокупность представлений о том, каким должен быть окружающий мир. Художественно-эстетические потребности студента формируют его способность воспринимать красоту как в искусстве, так и в жизни; умение оценивать эстетику; а также способность к творчеству.

Факторами формирования данных потребностей у студентов колледжа или вуза являются психологические особенности их развития, а также способы организации их досуга в рамках внеурочной деятельности. Студенческий возраст является сензитивным периодом для нравственного становления личности, характеризуемого повышенным вниманием к морально-этическим проблемам. Нравственный выбор осуществляется молодыми людьми, исходя из тех норм поведения, которые они восприняли и переняли у авторитетных для них людей, каковыми должны стать преподаватели учебного заведения. В студенческом возрасте человек коммуникабелен, стремиться установить с окружающими дружеские и социальные связи. Молодые люди ориентированы на обретение успешного социального статуса, который может быть достигнут за счёт высокого уровня образованности, для которого, помимо профессиональных знаний, необходимо освоить культуру общения и поведения, воспринимать национальные ценности, которые также воплощены в историко-культурном наследии (живописи, музыке, литературе). Поскольку в данном возрасте достаточно развита самоорганизация личности, то со стороны преподавателя достаточно продемонстрировать направление для саморазвития и ознакомить с критериями и показателями «культурной личности», чтобы молодые люди самостоятельно сконцентрировать внутренние волевые усилия на приобщении к культуре. Студенты находится в фазе формирования социокультурной компетентности, совокупности способностей осуществлять межкультурный диалог, поэтому среда (учебно-воспитательная, информационная/ виртуальная) колледжа или вуза должна транслировать гражданские, национальные и культурные ценности.

Развитие социокультурных потребностей будет способствовать их позитивной социализации, расширению возможностей для профессионального и личностного роста. Укрепившиеся социокультурные потребности являются ресурсом для преобразования социальной действительности [4, с. 30].

Социокультурные потребности подчинены системе социальных связей и культурных норм и ценностей, характеризующихся стремлением человека найти отражение культуры общества в своём бытии через непосредственное взаимодействие с социумом [7, с. 955]. Данная система потребностей обучающегося определяется социальной средой, которая формирует его культурные идеалы и ценности. Если студент их искренне принимает и осознаёт, что он ограничен в своих ресурсах и возможностях для повышения уровня культуры, то он старается адаптироваться к среде, с которой он себя идентифицирует. Социально-культурная адаптация студентов способствует развитию

293

готовности к наилучшему освоению профессии на основе персональной и социальной взрослости [1, с. 8]. Следовательно, среда учебного заведения должна содержать социокультурный компонент, транслирующий определённые культурные ценности и обладающий инструментами и ресурсами для удовлетворения социокультурных потребностей обучающихся.

Фундаментом удовлетворения потребностей студентов в национально-гражданской идентичности является реализация патриотического и поликультурного воспитания. В рамках патриотического воспитания посредством проведения тематических лекториев, круглых столов и конференций создаются условия для формирования у обучающихся гордости за достижения своей страны в мировом сообществе. Содержание поликультурного воспитания подчинено главной цели - формированию положительного отношения к родной и иноязычной культуре, а также развитию межэтнической толерантности. Изучение созданных определёнными народами России традиций трудового, нравственного, эстетического и конфессионального характера должно сопровождаться практической деятельностью. Например, участие в волонтёрском движении формирует этику межнационального общения через приобщение к традициям разных культур и народов [3, с. 148]. Волонтёрская деятельность представляет собой достаточно широкий круг различных мероприятий, в которых может принять участие студент колледжа:

- Социальное волонтёрство - участие в профориентационных занятиях в школах, добровольная помощь во время «дня открытых дверей» в учебном заведении

- Виртуальное волонтёрство - помощь учащимся школ в освоении сайта колледжа (помощь в регистрации и подачи заявления), а также пропаганда культурного досуга посредством посещения музеев и библиотек в онлайн-режиме.

Волонтёрская деятельность социокультурной направленности может являться составной частью имиджевой политики учебного заведения.

Реализация социокультурной потребности в профессиональной культурной идентичности возможна посредством организации практикоориентированных студенческих конференций, в рамках которых обучающиеся смогли бы взаимодействовать с состоявшимися специалистами, перенимая их культуру поведения и общения.

Удовлетворение потребности студента в приобщении к культуре общества происходит совместно с группой людей. Данная потребность основана на том, что эрудированность в области культурно-исторического наследия и начитанность -показатели интеллектуального человека, которого уважают в обществе. Следовательно, учебное заведение должно популяризировать такую форму досуга и самообразования как посещение музеев и библиотек. Например, в электронной информационно-образовательной среде колледжа или вуза социокультурный компонент представляет собой информационные платформы и сервисы, обеспечивающие социальное партнёрство с культурно-досуговыми организациями, которые формируют у студентов сопричастность к достижениям в области культуры и искусства. В специально созданном виртуальном пространстве, на сайте учебного заведения, могут быть размещены гиперссылки на проводимые в онлайн-формате общекультурные мероприятия (лекции, философские чтения), виртуальные экспозиции в российских и зарубежных музеях [2, с. 450].

Таким образом, удовлетворение социокультурных потребностей студента - важный элемент учебно-воспитательной работы по формированию его социокультурной компетентности, от наличия и уровня которой зависит эффективность будущей профессиональной деятельности, заключающейся в умении осуществлять межкультурный диалог.

Список использованной литературы:

1. Александрова Н.С. Социально-культурная адаптация студента: смыслы образования и жизни // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2015. — №2(11).-С. 7-10.

2. Алферьева-Термсикос В.Б. Структура электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Педагогический журнал. - 2022. -Т. 12. № 6А Ч. I. - С. 445-453. - DOI: 10.34670/AR.2022.96.45.070.

3. Ковальчук А.Н. Образование и воспитание студентов в поликультурной среде колледжа // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения: Сборник материалов XIV-й международной научно-практической конференции, Липецк, 25 ноября 2016 года. - Липецк: ООО «РаДуши», 2016. - С. 144-148.

4. Матюхова Т.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития социокультурных потребностей студентов-будущих педагогов: оценка результативности // Пожарная и аварийная безопасность. - 2022. - № 1(24). - С. 29-35.

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fecl5756.pdf (дата обращения: 19.02.2023).

6. Стрункина Т.С., Шмелева Е.А. Социокультурные потребности молодежи как ресурс формирования национально-государственной идентичности // Научный поиск. -2015. -№2.1. - С. 52-54.

7. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Стрункина Т.С. Структура социокультурных потребностей студенческой молодежи // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов, Рязань, 05 апреля 2019 года / Под общей редакцией Д.В. Сочивко. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. - С. 954-963.

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.