Научная статья на тему 'Факторная структура социокультурных потребностей студенческой молодежи'

Факторная структура социокультурных потребностей студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
422
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / NEEDS / SOCIOCULTURAL NEEDS / YOUTH / STUDENTS / MODEL OF SOCIOCULTURAL NEEDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрункина Татьяна Сергеевна, Шмелева Елена Александровна

Проведен анализ социокультурных потребностей, выявленных у студентов вузов Ивановской области. Приведен теоретический обзор научных трудов о потребностях личности. Описаны план исследования и его результаты. Обобщены математико-статистические данные, представлены результаты опроса среди студенческой молодежи на предмет выраженности социокультурных потребностей. С помощью факторного анализа сделана попытка представить социокультурные потребности студенческой молодежи в виде структурносодержательной модели. Впервые выявлены структурные компоненты модели социокультурных потребностей личности: национально-гражданская идентичность, профессиональное саморазвитие, социальная рефлексия, приобщение к культуре общества, семейные ценности. Каждый компонент проанализирован и описан. Сформулированы два основных принципа структурно-содержательной модели социокультурных потребностей студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORAL STRUCTURE OF STUDENTS’ SOCIOCULTURAL NEEDS

The article analyzes sociocultural needs of university students in the Ivanovo region. A theoretical review of scholarly papers on individual’s needs is presented. We summarize the mathematical and statistical data and present the results of a survey among students regarding the degree of expression of their sociocultural needs. With the use of factor analysis, an attempt is made to present the sociocultural needs of students in the form of a structure and content model. For the first time, we have identified structural components of the model of an individual’s sociocultural needs: national-civic identity, professional self-development, social reflection, assimilation of the society's culture, family values. Each of these components is analyzed and described. Two main principles of the structure and content model of studentssociocultural needs are formulated.

Текст научной работы на тему «Факторная структура социокультурных потребностей студенческой молодежи»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 1 (45), с. 91-98 91

УДК 316.61

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2017 г. Т.С. Стрункина, Е.А. Шмелева

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

[email protected]

Статья поитупила врндакцию 15.09.2016 Статья прикята к пуеликации 06.02.2017

Проведен анализ социокультурных потребностей, выявленных у студентов вузов Ивановской области. Приведен теоретический обзор научных трудов о потребностях личности. Описаны план исследования и его результаты. Обобщены математико-статистические данные, представлены результаты опроса среди студенческой молодежи на предмет выраженности социокультурных потребностей. С помощью факторного анализа сделана попытка представить социокультурные потребности студенческой молодежи в виде структурно-содержательной модели. Впервые выявлены структурные компоненты модели социокультурных потребностей личности: национально-гражданская идентичность, профессиональное саморазвитие, социальная рефлексия, приобщение к культуре общества, семейные ценности. Каждый компонент проанализирован и описан. Сформулированы два основных принципа структурно-содержательной модели социокультурных потребностей студенческой молодежи.

Ключнвек илова: потребности, социокультурные потребности, молодежь, студенческая молодежь, модель социокультурных потребностей.

Введение

Самосовершенствование, творчество, профессиональное становление, сохранение традиционных семейных ценностей, чувство национально-гражданской идентичности сегодня определяют важные социокультурные векторы государства. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025) [1] базируется на принципе социокультурного развития, позитивной социализации и духовно-нравственном становлении подрастающего поколения. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [2] предполагает развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан и ориентирована на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» [3] акцентирует необходимость формирования общероссийской гражданской идентичности. Государственная национальная политика Российской Федерации на период до 2025 г. [4] нацелена на развитие гражданственности и укрепление патриотизма. Определен целый ряд государственных ориентиров, определяющих необходимость развития и укрепления активной гражданской позиции, традиционных ценностей, нравственности и патриотизма.

Теоретическое изучение проблемы ценност-но-потребностной сферы молодого поколения позволяет обобщить необходимый материал для построения модели социокультурных потребностей и разработки формирующей или развивающей программы [5] развития социокультурных потребностей студенческой молодежи. Целенаправленная работа в области ценностных ориентаций и потребностей современной молодежи даст необходимый результат, а развитые социокультурные потребности молодежи определяют ее активную гражданскую позицию.

Потребностная сфера личности представлена во многих научных трудах известных ученых. А. Маслоу исследовал индивидуальные потребности индивида [6]. В своей работе мы использовали его видение иерархии потребностей для уточнения определения социальных и социокультурных потребностей. Ко второй половине 70-х гг. XX века тематика потребностей стала актуальной для отечественных психологов и философов. В классификацию потребностей Н.М. Бережного входят две большие группы -базовые и ценностно-ориентированные потребности. Они, в свою очередь, делятся на более узконаправленные потребности [7]. А.Г. Здра-вомыслов в своей книге дал определения и обозначил границы понятий «ценности», «потребности» и «интересы» [8]. На основе обобщенного опыта зарубежных и отечественных философов о проблематике ценностей М.С. Каган соз-

Таблица 1

Социокультурные потребности студенческой молодежи (»=384)

№ п/п Потребности

1 В работе

2 В получении образования

3 В культуре общения

4 В создании семьи

5 В сохранении традиций общества, его институтов и ценностей

6 В посещении культурно-развлекательных центров

7 В следовании нормам нравственности

8 В принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям

9 В принятии обществом

10 В посещении театров

11 В защите интересов Родины и своего народа

12 Испытывать гордость за страну

13 В получении новой информации

14 В воспитании своих детей

15 В чтении

16 В работе по профессии

17 В уважении другими людьми

18 В свободе вероисповедания

19 В заботе со стороны близких людей

20 В профессиональном росте

дал оригинальную концепцию теории ценности, связанную с разработанной им философией культуры [9]. По мнению В.Н. Сагатовского, потребности можно удовлетворить при наличии не только внешних, но и внутренних возможностей субъекта. К ним относятся способности, знания, умения и организационно-волевые качества [10].

Несмотря на богатый теоретический материал, необходимо отметить, что в настоящее время конкретных знаний о специфике, содержании и категориальном статусе такого важного феномена современной социальной действительности, как социокультурные потребности, явно недостаточно.

Изучив различные подходы к рассмотрению потребностей личности, их видов и особенностей, мы определяем социокультурные потребности личности как потребности, характеризующиеся стремлением человека найти отражение культуры общества в своем бытии через непосредственное взаимодействие с социумом [11]. Поэтому целью нашей работы является создание структурной модели социокультурных потребностей студенческой молодежи.

Методика и результаты исследования

Первый этап изучения социокультурных потребностей позволил составить список данных потребностей. В исследовании приняли участие студенты вузов Ивановской области. Полученный перечень социокультурных потребностей студенческой молодежи (п=384) представлен в таблице 1.

Следующий этап исследования предполагал определение степени выраженности социокуль-

турных потребностей у студенческой молодежи. В исследовании были также задействованы студенты вузов Ивановской области (п=341). Студентам было предложено оценить степень выраженности обозначенных потребностей по пятибалльной шкале: 1 - отсутствует; 2 - скорее отсутствует; 3 - скорее всего присутствует; 4 -скорее присутствует; 5 - ярко выражена.

Математико-статистическая обработка данных опроса показала, что мнение респондентов достаточно однородно. Это подтверждается незначительными отклонениями показателей асимметрии (Ля) и эксцесса (Ех) от нуля у большинства показателей. О единогласности решений студентов свидетельствует показатель коэффициента вариации (V), который колеблется от 17% до 36%. То есть средняя величина является типичной, а исследуемая группа - однородной. Косвенное подтверждение репрезентативности выборки дают показатели ошибок среднего (т), которые для всех показателей существенно меньше самого среднего (Х) и стандартного отклонения (о) [12]. Более подробно данные представлены в таблице 2.

Интерпретируя полученные результаты, рассмотрим социокультурные потребности по степени их выраженности.

В группу «скорее присутствующих» (балл «4») вошли следующие потребности: «в получении образования» (X = 4.37 ± 0.041), «в культуре общения» (X = 4.02 ± 0.049), «в получении новой информации» (X = 4.11 ± 0.045), «в заботе со стороны близких людей» (X = 4.17 ± 0.048), «в профессиональном росте» (X = 4.34 ± 0.044). Респонденты выразили единодушное мнение, что подтверждают значения моды (Мо) и ме-

Таелица 2

Математико-статистическая обработка данных социокультурных потребностей студенческой молодежи ___ (и=341) ^_____

№ Социокультурные потребности X (баллы) т (баллы) Ме (баллы) Мо (баллы) ст (баллы) Ех (баллы) As (баллы) V (%)

1 В работе 3.75 0.056 4 4 1.04 0.32 -0.77 28

2 В получении образования 4.37 0.041 5 5 0.75 1.32 -1.15 17

3 В культуре общения 4.02 0.049 4 4 0.91 0.66 -0.84 23

4 В создании семьи 3.65 0.069 4 5 1.28 -0.63 -0.64 35

5 В сохранении традиций общества, его институтов и ценностей 3.54 0.054 4 4 1.00 0.17 -0.55 28

6 В посещении культурно- развлекательных центров 3.48 0.056 4 4 1.04 -0.09 -0.55 30

7 В следовании нормам нравственности 3.78 0.049 4 4 0.91 0.50 -0.65 24

8 В принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям 3.93 0.053 4 4 0.97 0.72 -0.89 25

9 В принятии обществом 3.64 0.053 4 4 0.97 0.29 -0.62 27

10 В посещении театров 2.99 0.058 3 3 1.08 -0.49 -0.06 36

11 В защите интересов Родины и своего народа 3.74 0.053 4 4 0.98 0.15 -0.58 26

12 Испытывать гордость за страну 3.91 0.054 4 4 0.99 0.48 -0.84 25

13 В получении новой информации 4.11 0.045 4 4 0.84 1.01 -0.88 20

14 В воспитании своих детей 3.93 0.064 4 5 1.18 0.34 -1.05 30

15 В чтении 3.68 0.057 4 3 1.06 -0.48 -0.41 29

16 В работе по профессии 3.77 0.061 4 4 1.12 -0.26 -0.69 30

17 В уважении другими людьми 3.92 0.051 4 4 0.95 0.96 -0.93 24

18 В свободе вероисповедания 3.58 0.060 4 4 1.11 -0.16 -0.60 31

19 В заботе со стороны близких людей 4.17 0.048 4 5 0.89 1.60 -1.16 21

20 В профессиональном росте 4.34 0.044 4 5 0.82 3.06 -1.51 19

дианы (Ме), которые близки к средним арифметическим значениям (X), а стандартные отклонения (ст) незначительные.

У студентов достаточно приоритетны социокультурные потребности в получении образования, в культуре общения, в получении новой информации, в заботе со стороны близких людей, в профессиональном росте. Это может быть отражением их социального статуса: студент является полноценным источником удовлетворения четырех из пяти перечисленных по-

требностей. Вероятно, испытывая стремление к профессиональному росту и образованию, респонденты выбрали путь профессионального обучения [13]. Стремление к культуре общения могло служить причиной выбора именно высшего учебного заведения как среды, предполагающей высокий уровень коммуникаций. Потребность в заботе со стороны близких людей может отражать социальное положение и обусловленное возрастными особенностями эмоциональное состояние респондентов.

Таблица 3

Факторная структура социокультурных потребностей студенческой молодежи

№ фактора Название и удельный вес фактора, % Наполнение фактора

1 Национально-гражданская идентичность 28.434 5. В сохранении традиций общества, его институтов и ценностей (0.437) 7. В следовании нормам нравственности (0.511) 8. В принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям (0.811) 11. В защите интересов Родины и своего народа (0.833) 12. Испытывать гордость за страну (0.821)

2 Профессиональное саморазвитие 9.377 2. В получении образования (0.616) 3. В культуре общения (0.425) 13. В получении новой информации (0.601) 16. В работе по профессии (0.621) 20. В профессиональном росте (0.674)

3 Социальная рефлексия 7.009 9. В принятии обществом (0.673) 17. В уважении другими людьми (0.712) 19. В заботе со стороны близких людей (0.564)

4 Приобщение к культуре общества 6.394 6. В посещении культурно-развлекательных центров (0.517) 10. В посещении театров (0.789) 15. В чтении (0.661)

5 Семейные ценности 5.111 1. В работе (0.474) 4. В создании семьи (0.815) 14. В воспитании своих детей (0.756)

Категория потребностей со средней степенью выраженности (балл «3») проявилась в показателях: «в создании семьи» (X = 3.65 ± ± 0.069), «в воспитании своих детей» (X = =3.93 ± 0.064), «в работе» (X = 3.75 ± 0.056), «в работе по профессии» (X = 3.77 ± 0.061), «в сохранении традиций общества, его институтов и ценностей» (X = 3.54 ± 0.054), «в следовании нормам нравственности» (X = 3.78 ± 0.049), «в принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям» (X = 3.93 ± 0.053), «в защите интересов Родины и своего народа» (X = 3.74 ± 0.053), «испытывать гордость за страну» (X = 3.91 ± 0.054), «в посещении культурно-развлекательных центров» (X = 3.48 ± ± 0.056) и «в чтении» (X = 3.68 ± 0.057), «в принятии обществом» (X = 3.64 ± 0.053) и «в уважении другими людьми» (X = 3.92 ± 0.051), «в свободе вероисповедания» (X = 3.58 ± 0.060), «в посещении театров» (X = 2.99 ± 0.058).

Вероятно, студенты еще не определились окончательно, есть ли у них перечисленные потребности. Это может быть связано с возрастными особенностями мировоззрения респондентов, которые в настоящий момент еще не готовы к удовлетворению перечисленных потребностей, но оценивают их значимость в будущем [14]. Поэтому предполагать высокоразвитое чувство патриотизма, ориентированность студентов на изучение литературы и посещение культурно-развлекательных центров и театров оказалось преждевременно.

Группа «скорее отсутствующих» (балл «2») социокультурных потребностей включила в се-

бя всего одну потребность - «в посещении театров» (X = 2.99 ± 0.058). Это свидетельствует о том, что студенческая молодежь в первую очередь хочет развиваться профессионально, так как профессионально направленные потребности отнесены к скорее присутствующим. В то же время она не испытывает желания посещать такие культурные учреждения, как театр. Возможно, это проявление особенностей возрастного периода, превалирования других интересов [15] или специфика менталитета небольших городов.

Обсуждение

С помощью факторного анализа была выявлена структура факторов, определяющих социокультурные потребности студенческой молодежи. Содержание, названия, удельный вес и наполнение факторов приведены в таблице 3.

Фактор № 1 «Национально-гражданская идентичность» имеет наибольший вес (удельный вес фактора 28.434%). В нем отражены патриотическое отношение к стране (испытывать гордость за страну), желание сохранить ее культуру (потребности в сохранении традиций общества, его институтов и ценностей; в следовании нормам нравственности) и защищать свой гражданский статус (в принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям; в защите интересов Родины и своего народа) [16].

Фактор № 2 «Профессиональное саморазвитие» (удельный вес фактора 9.377%) отражает компонент профессионального развития и са-

моразвития в виде получения образования и новой информации, профессионального роста, культуры общения и работы по профессии.

Фактор № 3 «Социалькая рефлексия» (удельный вес фактора 7.009%) можно трактовать как фактор получения положительной обратной связи от окружающих и от общества. Здесь сосредоточены социокультурные потребности в принятии обществом, в уважении другими людьми, в заботе со стороны близких людей.

Фактор № 4 «Приоещерие к культурн оеще-ства» (удельный вес фактора 6.394%) отражает потребности в изучении и принятии культуры социума. Это потребности в посещении культурно-развлекательных центров, посещении театров, в чтении.

Фактор № 5 «Семейрее цнккости» (удельный вес фактора 5.111%) свидетельствует о наличии группы потребностей, охваченных идеей семейных ценностей, принятием личностного смысла создания и содержания семьи и представленных потребностями в работе, в создании семьи, в воспитании своих детей.

Потребность «в свободе вероисповедания» не была занесена с таблицу, так как имеет нагрузку менее 0.4. Однако в третьей группе показателей ее вес составляет 0.342, что, на наш взгляд, дает возможность косвенно ее отнести именно к этой группе.

Полученные факторы, их удельный вес и наполнение мы учитывали при создании модели структуры социокультурных потребностей.

Наибольший вес имеет фактор «национально-гражданская идентичность», что, с нашей точки зрения, позволяет ему занять центральное расположение в структурно-содержательной модели социокультурных потребностей. Он представляет собой ядро модели. Ядро способствует проявлению у студентов таких потребностей, как сохранение традиций общества, его институтов и ценностей; следование нормам нравственности, принадлежность к стране и своему гражданству, языку, традициям; защита интересов Родины и своего народа; испытывать гордость за страну, то есть тех потребностей, которые позволяют молодому человеку идентифицировать себя как гражданина, выражать чувство патриотизма и желание сохранить и передать это новым поколениям. Особенностью ядра является его тесная связь с остальными четырьмя компонентами структуры. Человек, обладающий высоким уровнем потребностей национально-гражданской идентичности, также будет стремиться к профессиональному саморазвитию, социальной рефлексии, приобщению к культуре общества, реализации и сохранению семейных ценностей. Это личность, которая с помощью

собственной активности выражает свое патриотическое отношение к государству.

Таким образом, компонент «национально-гражданская идентичность» отражает гражданское сознание, патриотические чувства, представления об основных проблемах страны. Выраженность потребностей национально-гражданской идентичности говорит об осознании молодежью себя гражданами России, разделении ее общегражданских основополагающих ценностей, осознании стоящих перед страной проблем, принятии ответственности за ее будущее. Такая молодежь обладает гражданскими и, в определенной мере, политическими ориентирами, в целом патриотично настроена [17].

Благодаря наличию второго компонента структуры - «профессиональное саморазвитие» -проявляются потребности в получении образования, в культуре общения, в получении новой информации, в работе по профессии, в профессиональном росте. Активизация этой составляющей социокультурных потребностей предполагает стремление человека к развитию своего акме [18]. Человек, обладающий высокими показателями потребностей второго компонента, является профессионально ориентированной личностью, проявляет профессиональную активность и профессиональную направленность. Он стремится к творческому самоопределению, саморазвитию и самореализации в своей профессиональной деятельности [19]. Профессиональное саморазвитие представляет собой процесс обогащения профессиональных способностей, профессиональных и личностных качеств. Потребности этого порядка предполагают желание осваивать новые профессиональные роли и качественно осуществлять профессиональную деятельность, совершенствовать ее; переносить профессиональный и социально-культурный опыт в реальную профессиональную практику, в которой происходит саморазвитие [20].

Третий компонент структуры «социальная рефлексия» выражается в потребностях в принятии обществом, в уважении другими людьми, в заботе со стороны близких людей. Это потребности внешнего локуса контроля, ориентированные на получение положительной обратной связи от общества. Рефлексия в данном случае трактуется как осознание человеком того, как окружающие воспринимают его [21]. Потребности этой категории предполагают желание формирования положительного отношения к суждениям и намерениям, способностям, эмоциям и мыслям собеседника в отношении объекта потребности. Кроме того, это отражает потребность в позитивных отношениях между субъектом и объектом восприятия. Получение

обратной связи от субъектов восприятия оказывает влияние на развитие и характер дальнейшего субъект-объектного взаимодействия. Стремление к положительному контакту говорит о стремлении человека к эмоционально благоприятным межличностным взаимоотношениям.

Четвертый компонент структуры «приобщение к культуре общества» включает потребности в посещении культурно-развлекательных центров и театров, а также в чтении литературы. Для того чтобы стать частью общества, успешно социализироваться, необходимо знать и понимать культуру социума. С принятием этой культуры наступает эстетическое удовлетворение. На всех трех этапах этого процесса социокультурные потребности приобщения к культуре могут быть активны. Потребности четвертого компонента отражают проявление социальной активности студенческой молодежи. В данном контексте это означает внутреннюю вовлеченность респондентов в изучение культурного достояния общества. Исходной предпосылкой формирования социальной активности студента является развитие в его сознании ответственности и самостоятельности. Самостоятельность, ответственность, активность выступают характеристиками активной жизненной позиции личности как субъекта деятельности и общественных отношений. Их формирование и изменение происходят в многослойном социальном комплексе учебных и трудовых, общественно-политических и бытовых, социокультурных и коммуникационных ситуаций [22]. Приобщение к культуре общества является выражением стремления молодых людей к раскрытию своих возможностей, проектированию и созиданию новой реальности, изживанию стереотипов и устаревших социально-психологических видов поведения. Потребности данной группы могут служить одной из основ для успешного конструирования образа жизни современных молодых людей, в рамках которого удается поддерживать и прогрессивно развивать систему общественных отношений, норм и ценностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пятый компонент структуры «семейные ценности» состоит из потребностей в создании семьи, воспитании своих детей, в работе. Семья - это ответственность и обязательства. Работа выступает способом проявления заботы человека по отношению к своей семье [23]. Семейные потребности предполагают наличие определенной готовности к созданию семьи. Личность с высокой выраженностью данных потребностей готова принимать на себя комплекс обязанностей по отношению к брачному партнеру и будущим детям, способна к самоотверженному отношению к партнеру и испытывает потребность в соответствующих видах деятельности в отношении него [24]. Наличие потребности в создании

семьи свидетельствует об успешной полоролевой социализации личности, усвоении семейных ролей. Потребность в семье отражает мотивы в реализации роли родителя, любви, удовлетворении потребности человека в счастье.

Результаты факторного анализа показывают, что потребности национально-гражданской идентичности имеют наибольший вес и составляют 50.5% от общего веса полученных факторов структуры социокультурных потребностей. Это основополагающий вид социокультурных потребностей. Вероятнее всего, высокая степень выраженности социокультурных потребностей предполагает также высокий или выше среднего уровень выраженности потребностей национально-гражданской идентичности. Потребности в сохранении традиций общества, его институтов и ценностей, в следовании нормам нравственности, в принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям, в защите интересов Родины и своего народа, в проявлении гордости за свою страну составляют ядро социокультурных потребностей, отражающих влияние социокультурной среды. Социокультурная среда выступает основным пространством и совокупностью социальных и духовных условий, непосредственно окружающих человека. Это динамичное и многомерное пространство характеризуется специфическим культурным содержанием. Оно отражает сложившиеся здесь формы и нормы общения, ценности, значимые события, ритуалы. Социокультурное пространство осуществляет собирательную и рассеивающую функции и в зависимости от вектора действия стимулирует созидательную или разрушительную энергию [25].

Потребности любого компонента могут занимать доминирующую позицию в потребност-ной сфере личности. Человек может быть более направлен на национально-гражданскую идентичность, профессиональное саморазвитие, социальную рефлексию, приобщение к культуре общества или семейные ценности. То есть какой-либо из компонентов может быть выражен более интенсивно, в отличие от остальных. Человек, который стремится к удовлетворению профессиональных интересов и ставит их немного выше остального, может не отличаться интенсивностью потребностей к созданию семьи и защите интересов Родины, желанием хорошо выглядеть перед окружающими и посещать культурно-развлекательные учреждения.

Выводы

В результате исследования были определены наиболее выраженные у студентов потребности (X > 4). К ним относятся потребности в получении образования, в профессиональном росте, в

заботе со стороны близких людей, в получении новой информации, в культуре общения. Около 70% изученных потребностей выражены у студентов на среднем уровне (3 < Х < 4). Это все потребности, связанные с национально-гражданской идентичностью и семейными ценностями, а также частично с профессиональным саморазвитием, социальной рефлексией и приобщением к культуре общества. Слабо выражена потребность в посещении театров (Х = 2.99). То есть для студенческой молодежи характерны направленность на профессиональное развитие и преобладание профессиональных интересов над гражданскими, традиционными и семейными ценностями. Желание получить образование в данном возрасте ставится выше, чем посещение культурно-развлекательных и просветительных заведений, что указывает на определенный уклад в ценностной сфере молодых людей.

С помощью факторного анализа построена структурно-содержательная модель социокультурных потребностей студенческой молодежи. Модель отражает пятикомпонентную структуру социокультурных потребностей. Основные принципы модели отражены в следующем:

1. Ядро - национально-гражданская идентичность - составляет основу социокультурных потребностей. Уровень выраженности потребностей национально-гражданской идентичности в значительной мере определяет уровень выраженности социокультурных потребностей в целом.

2. Различные компоненты социокультурных потребностей (национально-гражданская идентичность, профессиональное саморазвитие, социальная рефлексия, приобщение к культуре общества, семейные ценности) могут быть выражены у студенческой молодежи в разной степени: одни могут доминировать над другими. То есть какой-либо компонент может быть выражен наиболее интенсивно в отличие от остальных.

Проведение исследования позволило нам изучить степень выраженности социокультурных потребностей студенческой молодежи и построить их структурно-содержательную модель. Опираясь на полученные данные, мы разработаем программу развития социокультурных потребностей студенческой молодежи. В программе будет предусмотрено воздействие на наименее выраженные потребности молодежи, а в качестве опоры мы используем выявленные интенсивно проявляющиеся компоненты по-требностной сферы студентов.

Список литературы

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение

Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета. 2015. 8 июня.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.

3. ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (20142020 гг.): Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718 // Российская газета. 2013. 2 сентября.

4. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 52. Ст. 7477.

5. Кисляков П.А. Психологические основы системного подхода к исследованию личности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 1 (33). С. 3.

6. Маслоу А. Мотивация и личность: Пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

7. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко. М.: ФОРУМ, 2001. 160 с.

8. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 224 с.

9. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.

10. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Часть III: Антропология (Человек и Мир: укоренена ли Вселенная в Человеке?). СПб.: Петрополис, 1999. 288 с.

11. Стрункина Т.С., Шмелева Е.А. Конструирование понятия социокультурных потребностей личности // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5(2). С. 241.

12. Кричевец А.Н., Шикин Е.В., Дьячков А.Г. Математика для психологов: Учебник / Под ред. А.Н. Кричевца. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. 376 с.

13. Грудзинский А.О., Палеева О.А. Учебно-познавательная компетенция как базовый элемент функционального образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 1. С. 107-114.

14. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Абрамов А.В. Инновационный потенциал личности в профессиональном становлении: синтез подходов к изучению // В сб.: Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ярославль, 2015. С. 315-318.

15. Ростовская Т.К. Создание студенческой семьи: мотивация и жизненные стратегии членов молодых студенческих семей (итоги всероссийского межвузовского исследования) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4. С. 73-81.

16. Стрункина Т.С., Шмелева Е.А. Социокультурные потребности молодежи как ресурс формирования национально-государственной идентичности // Научный поиск. 2015. № 2.1. С. 52-54.

17. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / Ред. В.А. Тишков, Р.Э. Бараш, В.В. Степанов. М.: ИЭА РАН, 2014. 342 с.

18. Shmeleva E.A. Innovation potential of acmeologi-cal approach to teaching staff training // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 5. № 9. С. 1235-1245.

19. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. Екатеринбург, 2001. 197 с.

20. Шмелева Е.А. Психолого-педагогические основы развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3-1. С. 12-18.

21. Кривых С.В. Социальная рефлексия в основе социального взаимодействия // Региональное образо-

вание XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 4. С. 27-31.

22. Зотов В.В., Горелик О.В. Социальная активность студенческой молодежи как критерий формирования социокультурной среды вуза // Вопросы культурологии. 2009. № 5. С. 39-43.

23. Стрункина Т.С. Социокультурные потребности молодежи в семье, традиционных ценностях, образовании и саморазвитии // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 5 (132). С. 15-22.

24. Сердюкова Е.Ф. Нравственный компонент готовности молодых людей к вступлению в брак (на примере студенческой молодежи Чеченской Республики) // Научный диалог. 2014. № 3 (27). С. 86-91.

25. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. С. 456.

FACTORAL STRUCTURE OF STUDENTS' SOCIOCULTURAL NEEDS T.S. Strunkina, E.A. Shmeleva

Ivanovo State University

The article analyzes sociocultural needs of university students in the Ivanovo region. A theoretical review of scholarly papers on individual's needs is presented. We summarize the mathematical and statistical data and present the results of a survey among students regarding the degree of expression of their sociocultural needs. With the use of factor analysis, an attempt is made to present the sociocultural needs of students in the form of a structure and content model. For the first time, we have identified structural components of the model of an individual's sociocultural needs: national-civic identity, professional self-development, social reflection, assimilation of the society's culture, family values. Each of these components is analyzed and described. Two main principles of the structure and content model of students' sociocultural needs are formulated.

Keywords: needs, sociocultural needs, youth, students, model of sociocultural needs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.