future music teacher]. Nauka i shkola [Science and School], 2010, no. 5. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/muzykalno-kommunikativnoe-obrazovanie-kak-komponent-professionalnoy-podgotovki-buduschego-uchitelya-muzyki (accessed 15.01.2022).
7. Mozdykov A.V. Obshchenie kak instrument vzaimodeystviya pedagoga i uchashchegosya v muzykal'no-pedagogicheskom kolledzhe: dis. kand. ped. nauk [Communication as a tool of interaction between a teacher and a student in a music pedagogical college. PhD in pedagogy diss.]. Moscow, 2001. 151 p. (In Russ.).
8. Morozov V.P. Neverbal'naya kommunikatsiya: eksperimental'no-psikhologicheskie issledovaniya [Nonverbal communication: experimental psychological research]. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 2011. 526 p. (In Russ.).
9. Neuhaus G.G. Ob iskusstve fortepiannoy igry: Zapiski pedagoga [On the art of piano playing. Notes of a teacher]. Moscow, Music Publ., 1982. 300 p. (In Russ.).
10. Sysoeva E.Yu. Kommunikativnaya kul'tura prepodavatelya vuza: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po programme dopolnitel'noy kvalifikatsii «Prepodavatel' vysshey shkoly vysshego professional'nogo obrazovaniya» [The communicative culture of a university teacher: a textbook for students of higher educational institutions studying under the additional qualification program «Teacher of the higher school of Higher professional education»]. Samara, Samara State University Publ., 2014. 141 p. (In Russ.).
11. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopedic dictionary]. S.S. Averintsev, E.A. Arab-Ogly, L.F. Ilyichev, etc. Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1989. 815 p. (In Russ.).
12. Kharlamova G.S. K voprosu o sushchnosti vospriyatiya [On the question of the essence of perception]. Vestnik evraziyskoy nauki [Bulletin of Eurasian Science], 2012, no. 4. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/ n/k-voprosu-o-suschnosti-vospriyatiya (accessed 18.01.2022).
УДК (330.163.14(571.17):316.334.52)
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-211-219
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО РЕГИОНА1
Гольская Анна Олеговна, аспирант кафедры педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Костюк Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и физической культуры, проректор по научной и инновационной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Тельманова Анастасия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Для формирования и укрепления социально-культурной идентичности современных студентов, обеспечения единства российской нации важное значение имеют сформированные в молодежной среде социокультурные потребности. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей социально-культурных потребностей студентов высших учебных заведений угледобывающего региона.
В данном исследовании авторы рассматривали социально-культурные потребности учащейся молодежи с точки зрения концептуального обоснования стратификации населения Кузбасса и дальнейшей разработки научно-методических рекомендаций по формированию социально-культурных потребностей детей и молодежи на основе взаимодействия субъектов социально-культурного и образовательного пространства региона.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Кемеровской области - Кузбасса в рамках научного проекта № 20-413-420004.
Исследование проводилось на основе метода опроса и анализа полученных результатов. В статье представлены результаты социологического исследования, в котором принимали участие студенты высших учебных заведений региона, затрагивались вопросы о том, какие социально-культурные потребности важны для студентов вузов угольного региона, насколько эти же потребности, с точки зрения респондентов, удовлетворены.
Авторы статьи утверждают, что результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы: возможность, полнота и желание удовлетворения социально-культурных потребностей у учащейся молодежи региона зависят от наличия свободного времени и степени развития инфраструктуры культуры и искусства на территории, от количества учреждений культуры, их широкой специализации и охвата всех слоев населения.
Ключевые слова: социально-культурные потребности, студенты вузов, учащаяся молодежь, угледобывающий регион, Кузбасс, культура.
FEATURES OF THE SOCIO-CULTURAL NEEDS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE COAL-MINING REGION2
Golskaya Anna Olegovna, Postgraduate of Department of Pedagogy, Psychology and Physical Culture, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
KostyukNatalya Vasilyevna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Department of Pedagogy, Psychology and Physical Culture, Vice-rector for Research and Innovation, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Telmanova Anastasiya Sergeevna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Department of Management and Economics of the Socio-cultural Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
For the formation and strengthening of the socio-cultural identity of modern students, ensuring the unity of the Russian nation, the socio-cultural needs formed in the environment o youth are of great importance. This article is devoted to the consideration of the peculiarities of the socio-cultural needs of students of higher educational institutions of the coal mining region.
In this study, the authors considered the socio-cultural needs of students from the point of view of the conceptual justification of the stratification of the population of Kuzbass and the further development of scientific and methodological recommendations for the formation of socio-cultural needs of children and youth based on the interaction of subjects of the socio-cultural and educational space of the region.
The study was conducted on the basis of the survey method and the analysis of the results obtained. The article presents the results of a sociological study in which students of higher educational institutions of the region took part. Questions were raised about what socio-cultural needs are important for students of universities in the coal region, to what extent these same needs, from the point of view of respondents, are satisfied.
The authors of the article claim that the results of the study made it possible to draw conclusions; the possibility, completeness and desire to meet the socio-cultural needs of the students of the region depend, to a greater extent, on the availability of free time and the degree of development of the infrastructure of culture and art in the territory, on the number of cultural institutions, their broad specialization and coverage of all segments of the population.
Keywords: socio-cultural needs, university students, young students, coal mining region, Kuzbass, culture.
2 The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the Kemerovo Region - Kuzbass within the framework of the scientific project No. 20-413-420004.
Вопросы о том, как культура определяет и формирует мир молодежи, рассматриваются в контексте как научных исследований, так и глобальных политических подходов, направленных на выработку эффективных стратегий и программ в области развития будущего.
Проблематика социокультурных потребностей находится на стыке смежных областей гуманитарного знания: социологии, культурологии, психологии. Широкое отражение проблема потребностей нашла в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. С. Леднева, А. Маслоу, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе и других. Известные психологи создали различные классификации потребностей, вывели понятия и разграничения видов потребностей, раскрыли сущность их возникновения [10].
XXI век заставил исследователей уделить пристальное внимание анализу социально-культурных потребностей как факторов влияния на потребление и производство новых продуктов культуры, на осознание значимости культуры для молодежи, на существование в социально-культурном пространстве.
Социально-культурные потребности - особый вид потребностей, синтезирующий элементы социальных, духовных и материальных потребностей, обусловленных подчинением индивида системе социальных связей и культурных норм и ценностей, характеризующихся стремлением человека найти отражение культуры общества в своем бытии через непосредственное взаимодействие с социумом [9; 11].
В 2019 году на базе Кемеровского государственного института культуры стартовал исследовательский проект «Социально-культурные потребности населения Кузбасса в условиях развития кластера искусств: социально-философские и психолого-педагогические аспекты выявления и формирования аттракторов», целью которого являлось изучение структуры социально-культурных потребностей населения региона для обоснования и разработки алгоритма уточнения и развития инфраструктурных и содержательных аспектов формируемого кластера искусств в Кузбассе.
Изучение социально-культурных потребностей обучающейся молодежи Кемеровской области - Кузбасса является одним из этапов реали-
зации данного проекта и обусловлено задачами концептуального обоснования стратификации населения Кузбасса (по возрастному, тендерному, образовательному и территориальному признакам) с точки зрения социально-культурных потребностей [1].
С целью изучения социально-культурного потребностного профиля студентов высших учебных заведений Кемеровской области - Кузбасса было проведено социологическое исследование. В исследовании принимали участие студенты высших учебных заведений Кемеровской области - Кузбасса. Всего приняло участие 1900 респондентов. В выборку вошли 710 студентов ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» и 1190 студентов других вузов региона, 670 юношей и 1230 девушек. Возраст исследуемых 17-30 лет. Опрос проводился с помощью GoogleForms.
В качестве методического инструментария нами использовалась специально разработанная анкета, которая представляла собой перечень вопросов о том, какие социально-культурные потребности важны для студентов вузов угольного региона, насколько эти же потребности, с точки зрения респондентов, удовлетворены. В ходе исследования применены методы математической статистики, количественный и качественный анализ результатов, анализ значимости социально-культурных потребностей для респондентов. Были заданы вопросы, касающиеся:
- предпочитаемых способов проведения досуга;
- осведомленности о культурных событиях региона;
- вовлеченности в культурную жизнь региона (посещаемости учреждений культуры);
- целей посещения учреждений культуры;
- причин, этому препятствующих.
Прежде всего была проанализирована оценка
респондентами привлекательности факторов проживания в Кузбассе. Респондентам предлагалось оценить по четырехбалльной шкале (где «4» -очень привлекателен; «3» - скорее привлекателен; «2» - скорее не привлекателен; «1» - совсем не привлекателен) степень привлекательности лично для них следующих факторов: ситуация с работой и занятостью; состояние высокотехнологичных производств, экономики; особенности культурного общения; особенности городского простран-
ства; возможность для самовыражения; возможность разнообразить досуг; уровень заработной платы; наличие и качество культурных событий; экология. В ходе статистической обработки получены следующие результаты: средний оценочный балл по предложенным факторам не превысил 2,35 из возможных 4 (таблица 1). Наиболее высокого показателя достиг фактор «наличие и качество культурных событий». Наименьший средний балл набрал фактор «экология» (1,46 балла из 4), это свидетельствует об отрицательном отношении респондентов к состоянию экологии в регионе, что в целом соответствует официальным статистическим данным и опубликованным данным других исследований, проводимых в регионе [3; 4; 6].
Таблица 1
Оценка степени привлекательности -непривлекательности факторов проживания в Кузбассе
Факторы привлекательности — непривлекательности Баллы
Ситуация с работой и занятостью 1,88
Состояние высокотехнологичных производств, экономики 2,02
Экология 1,46
Уровень заработной платы 1,80
Возможность разнообразить досуг 2,26
Особенности городского пространства 2,31
Возможность для самовыражения 2,21
Наличие и качество культурных событий 2,35
Особенности культурного общения 2,24
В результатах частоты посещения учреждений культуры и культурных событий города зафиксированы следующие показатели, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Как часто Вы посещаете учреждения культуры / участвуете в культурных событиях региона
Варианты ответов КемГИК Другие вузы Вместе
% % %
Несколько раз в неделю 25,4 2,5 11
1 раз в неделю 18,3 5 10
Окончание таблицы 2
Варианты ответов КемГИК Другие вузы Вместе
% % %
1 раз в месяц 43,7 32,8 36,8
1 раз в год 11,3 30,2 23,2
Не посещаю 1,3 29,5 19
Из результатов опроса мы видим, что студенты института культуры являются более активными участниками культурных событий региона. У представителей других вузов угледобывающего региона культурные мероприятия не вызывают интереса. Несмотря на возможную осведомленность о культурной жизни региона, желание их посещения у молодежи не обязательно возникает.
Рейтинг причин нежелания посещать культурные события региона представлен в таблице 3.
Таблица 3
Назовите главную причину, которая мешает
Вам посещать учреждения культуры / участвовать в культурных событиях региона?
Причины, мешающие посещать учреждения культуры КемГИК Другие вузы Вместе
% % %
Высокая стоимость участия в мероприятии 16,90 18,49 17,89
Недостаток информации о мероприятиях 19,72 15,13 16,84
Нежелание посещать мероприятия одному 8,45 14,29 12,11
Отсутствие свободного времени 47,89 40,34 43,16
Неинтересные мероприятия - 9,24 5,79
Нет причин 5,63 2,52 3,68
Я там работаю 1,41 - 0,53
Рассматривая первопричины интереса к культурной жизни региона, мы определили предполагаемое целеполагание участия в культурной жизни студентов высших учебных заведений Кузбасса. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Какую цель Вы преследуете, посещая учреждения культуры / участвуя в культурных событиях? (выберите один ответ)
Большинство студентов высших учебных заведений, принимавших участие в опросе, отмечают рекреационную и досуговую функции культуры («Интересно провести время»: студенты КемГИК - 43,66 %, студенты других вузов -42,86 %, при этом вариант ответа «Расслабиться и отдохнуть» у студентов других вузов находится на втором месте - 24,37 %, а у студентов КемГИК на последнем - 1,41 %). Необходимо также отметить, что представители учащейся молодежи вузов города Кемерово рассматривают культуру как источник своего внутреннего обогащения («Повысить свой культурный уровень»: студенты КемГИК - 46,48 %, то есть на первом месте, а у студентов других вузов - 21,85 %). Представители высших учебных заведений Кузбасса не рассматривают культурные площадки города как перспективные места для расширения привычного круга общения и заведения новых знакомств.
Обратимся к анализу значимости собственно социально-культурных потребностей студентов высших учебных заведений угледобывающего региона и оценки степени удовлетворенности этих потребностей респондентами. В проводимом исследовании социально-культурные потребности трактуются как синтез социальных и культурных потребностей субъекта, формирующихся и
трансформирующихся в процессе социализации в конкретной культурной среде, в конкретном обществе. Социально-культурные потребности определяют направление жизнедеятельности субъекта и обусловливают появление таких социальных явлений, как прогресс - регресс, творчество - конформность и др. Анализ первоисточников [3; 4; 6], проведенные ранее исследования позволили определить перечень социально-культурных потребностей, предложенный респондентам. В него вошли следующие социально-культурные потребности:
- интересная работа;
- получение образования;
- общение;
- создание семьи;
- сохранение традиций общества, его ценностей;
- посещение культурно-развлекательных центров (домов культуры, клубов и т. п.);
- следование нормам нравственности;
- принадлежность к стране и своему гражданству, языку, традициям;
- общественное признание;
- посещение театров;
- защита интересов Родины и своего народа;
- гордость за свою страну;
- посещение филармонии;
- получение новой информации;
- воспитание своих детей;
- чтение;
- работа по профессии;
- посещение музеев, выставок;
- уважение другими людьми;
- взаимная забота о близких людях;
- профессиональный рост;
- путешествия;
- развлечения;
- материально обеспеченная жизнь;
- творчество;
- посещение библиотек;
- прогулки по паркам, в скверах, в городском саду;
- занятия спортом;
- другое.
В ходе исследования респондентам предлагалось оценить степень значимости лично для них каждой из представленных социокультурных потребностей по пятибалльной шкале (где «5» -
Варианты ответов КемГИК Другие вузы Вместе
% % %
Интересно провести время 43,66 42,86 43,16
Повысить свой культурный уровень 46,48 21,85 31,05
Познакомиться с новыми людьми 4,23 4,20 4,21
Расслабиться и отдохнуть 1,41 24,37 15,79
Другие цели 4,23 1,68 2,63
Не посещаю - 5,04 3,16
очень важно; «4» - скорее важно, чем нет; «3» -затрудняюсь ответить; «2» - скорее не важно, чем важно; «1» - совсем не важно). Анализ результатов позволил выстроить рейтинг социокультурных ценностей, демонстрирующих наличие следующих тенденций.
Во-первых, средние арифметические значения, полученные благодаря статистической обработке результатов, не опускаются ниже 3 баллов - показателя ситуации, когда респондент сомневается в оценке важности - неважности потребности и тем более уверенной оценки низкой значимости социокультурной потребности. Это возможно интерпретировать как положительную тенденцию в оценке респондентами степени важности всех представленных социокультурных потребностей.
Во-вторых, более важными для студенческой молодежи Кемеровской области - Кузбасса становятся так называемые «базовые» потребности, они связаны с профессиональным ростом (среднее значение - 4,53), материально обеспеченной жизнью (среднее значение - 4,52), взаимной за-
ботой о близких людях (среднее значение - 4,49), интересной работой (среднее значение - 4,45).
Анализ данных, представленных в таблице 4, показывает, что у большинства молодежи потребность в профессиональном росте (саморазвитии) является первостепенной. Самой важной молодежь считает потребность в профессиональном росте, необходимость сделать карьеру, но зачастую не связывает свой профессиональный рост с профессией, к овладению которой они готовятся в настоящее время в учебных заведениях.
Сформированность потребности в профессиональном саморазвитии на высоком уровне преобладает у студентов в сфере искусства. Эта группа молодежи является наиболее профессионально ориентированной, у нее ярко выражена потребность в профессиональном росте. Профессиональное саморазвитие рефлексируется, приносит удовольствие, выбор обучающего материала производится самостоятельно и целенаправленно.
Полный перечень социально-культурных потребностей с распределением средних значений представлен в таблице 5.
Таблица 5
Распределение средних значений оценки важности социально-культурных потребностей студентов вузов Кемеровской области — Кузбасса (в баллах)
Потребности КемГИК Другие вузы Вместе
Важно Удолет-ворена Важно Удолет-ворена Важно Удолет-ворена
Интересная работа 4,75 3,61 4,27 3,44 4,45 3,50
Получение образования 4,55 4,14 4,28 3,71 4,38 3,87
Общение 4,51 4,21 4,07 3,70 4,23 3,89
Создание семьи 3,96 3,39 3,88 3,39 3,91 3,39
Сохранение традиций общества, его ценностей 3,68 3,55 3,51 3,28 3,57 3,38
Посещение культурно-развлекательных центров (домов культуры, клубов и т. п.) 4,21 3,90 3,40 3,23 3,71 3,48
Следование нормам нравственности 4,11 3,68 3,84 3,39 3,94 3,50
Принадлежность к стране и своему гражданству, языку, традициям 3,65 3,79 3,48 3,29 3,54 3,47
Общественное признание 3,92 3,38 3,26 3,18 3,51 3,26
Посещение театров 4,13 3,68 3,15 3,18 3,52 3,36
Защита интересов Родины и своего народа 3,48 3,28 3,39 3,19 3,42 3,23
Гордость за свою страну 3,61 3,31 3,25 3,19 3,38 3,24
Посещение филармонии 3,77 3,70 2,97 3,03 3,27 3,28
Окончание таблицы 5
Потребности КемГИК Другие вузы Вместе
Важно Удолет-ворена Важно Удолет-ворена Важно Удолет-ворена
Получение новой информации 4,56 4,03 4,11 3,88 4,28 3,94
Воспитание своих детей 4,06 3,27 3,84 3,38 3,92 3,34
Чтение 4,32 3,96 3,82 3,53 4,01 3,69
Работа по профессии 4,38 3,68 3,87 3,36 4,06 3,48
Посещение музеев, выставок 4,00 3,58 3,18 3,09 3,49 3,27
Уважение другими людьми 4,52 3,94 4,07 3,48 4,24 3,65
Взаимная забота о близких людях 4,65 4,17 4,39 3,98 4,49 4,05
Профессиональный рост 4,77 3,79 4,39 3,60 4,53 3,67
Путешествия 4,77 3,44 4,24 3,52 4,44 3,49
Развлечения 4,66 3,80 4,15 3,61 4,34 3,68
Материально обеспеченная жизнь 4,66 3,39 4,43 3,57 4,52 3,51
Творчество 4,83 3,99 3,91 3,52 4,25 3,69
Посещение библиотек 3,51 3,48 3,09 3,04 3,25 3,21
Прогулки по паркам, в скверах, в городском саду 4,30 4,01 3,93 3,62 4,07 3,77
Занятия спортом 4,18 4,04 3,92 3,56 4,02 3,74
Потребность в профессиональном саморазвитии молодежи обусловливает их профессиональное и социальное самоопределение, жизненные ориентиры, обеспечивает состояние уверенности в завтрашнем дне, наличие долгосрочных перспектив и выступает одним из факторов в противостоянии социокультурным угрозам и иным источникам опасности для общества. Формирование этого вида социокультурных потребностей у студентов является важным направлением деятельности образовательных организаций [7].
Культурные потребности демонстрируют усредненные показатели важности и степени их удовлетворенности, что говорит об изменении культурных интересов и ценностей у молодежи, ограничениях участия молодежи в производстве и потреблении продуктов культуры. И тем не менее можно отметить определенную долю присутствия культуры в жизни учащейся молодежи региона [2].
Социально-культурные потребности молодого поколения имеют особую значимость, так как находятся в основе становления личности и
социума в целом. И культура, и социальная среда являются наиважнейшими факторами развития индивида, его способностей, ценностей, свойств, социально-культурных потребностей. Но как на человека действуют эти аспекты, так и сам индивид воздействует на них, выбирая то, как относится к тем или иным стимулам. Несомненно, нужно отметить, что индивид сам принимает участие в изменение и усовершенствование социальной среды и культуры [5; 8].
Проведенное исследование выявило достаточно представительную структуру социально-культурных потребностей молодежи, но при этом преобладание социальных потребностей над культурными.
Результаты проведенного исследования позволили авторам сделать выводы, что возможность, полнота и желание удовлетворения социально-культурных потребностей у учащейся молодежи региона зависят от наличия свободного времени и степени развития инфраструктуры культуры и искусства на территории, от количества учреждений культуры, их широкой специализации и охвате всех слоев населения.
Литература
1. Интервью заместителя председателя Правительства Кузбасса: Сергей Алексеев о спорте, туризме и культуре Кузбасса [Электронный ресурс] // Спецвыпуск телеканала «Кузбасс 1» 16.04.2021. - URL: https://kuzbass1.ru/ kuzbasslhd-online (дата обращения: 20.04.2021).
2. Костюк Н. В., Марков В. И., Тельманова А. С., Ахметгалеева З. М., Волкова Т. А., Гольская А. О. Социокультурный портрет и культурные потребности региона // Формирование качественной культурной среды в малых городских и сельских поселениях: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Барнаул, 18-19 марта 2020 года). -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2020. - С. 31-40.
3. Крюков В. А., Фридман Ю. А., Речко Г. Н., Логинов Е. Ю. Кузбасс в новом времени. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2020.
4. Левина Е. И. Некоторые основные характеристики миграции населения Кемеровской области // Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ. Т. 2. Демографический потенциал регионов России и СНГ: динамика роста и инерционность изменений. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2016. - С. 370-375.
5. Пора домой: Почему после учебы молодежь не спешит в свои регионы / А. Бондаренко [и др.] [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2019. - 4 дек. - URL: https://rg.ru/2019/12/04/reg-pfo/pochemu-posle-ucheby-molodezh- ne-speshit-v-svoi-regiony.html (дата обращения: 22.04.2021).
6. Протасова Т. Н. Оценка места жительства как фактор формирования миграционных установок жителей Кузбасса // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2019. - Т. 4, № 4. - С. 367-375.
7. Прияткина Н. Ю. Потребность в профессиональном саморазвитии студенческой молодежи в преодолении социокультурных угроз и рисков // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 4.
8. Путин объяснил отток молодежи из регионов в столицу [Электронный ресурс] // «Город 55», инф. портал: [сайт]. - М., 2021. - URL: https://gorod55.ru/news/society/07-02-2020/putin-ob-yasnil-ottok-molodezhi-iz-regionov-v-stolitsu (дата обращения: 02.05.2021).
9. Стрункина Т. С., Шмелева Е. А. Конструирование понятия социокультурных потребностей личности // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 241.
10. Стрункина Т. С. К проблеме социокультурных потребностей молодежи: философско-исторический анализ // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6.
11. Таранова Ю. В. Специфика формирования имиджа региона в условиях информационного общества // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи. - СПб., 2017. - С. 143-145.
References
1. Interv'yu zamestitelya predsedatelya Pravitel'stva Kuzbassa: Sergey Alekseev o sporte, turizme i kul'ture Kuzbassa [Interview of Deputy Chairman of the Government of Kuzbass Sergey Alekseev on sports, tourism and culture of Kuzbass]. Spetsvypusk telekanala «Kuzbass 1» [Special edition of the Kuzbass 1 TV channel], 16.04.2021. (In Russ.). Available at: https://kuzbass1.ru/kuzbass1hd-online (accessed 20.04.2021).
2. Kostyuk N.V., Markov V.I., Telmanova A.S., Akhmetgaleyeva Z.M., Volkova T.A., Golskaya A.O. Sotsiokul'turnyy portret i kul'turnye potrebnosti regiona [Socio-cultural portrait and cultural needs of the region]. Formirovanie kachestvennoy kul'turnoy sredy v malykh gorodskikh i sel'skikh poseleniyakh: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. [Formation of a high-quality cultural environment in small urban and rural settlements]. Barnaul, Altai State Institute of Culture Publ., 2020, pp. 31-40. (In Russ.).
3. Kryukov V.A., Fridman Yu.A., Rechko G.N., Loginov E.Yu. Kuzbass v novom vremeni [Kuzbass in the new time]. Novosibirsk, Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the RAS Publ., 2020. (In Russ.).
4. Levina E.I. Nekotorye osnovnye kharakteristiki migratsii naseleniya Kemerovskoy oblasti [Some main characteristics of migration of Kemerovo region population]. Dinamika i inertsionnost'vosproizvodstva naseleniya i zameshcheniya pokoleniy v Rossii i SNG. T. 2. Demograficheskiy potentsial regionov Rossii i SNG: dinamika rosta i inertsionnost' izmeneniy [Dynamics and inertia ofpopulation reproduction and replacement of generations in Russia and the CIS. Vol. 2. Demographic potential of the regions of Russia and the CIS: dynamics of growth and inertia of changes]. Ekaterinburg, Institute of Economics of the Ural Branch of the RAS Publ., 2016, pp. 370-375. (In Russ.).
5. Bondarenko A. [i dr.]. Pora domoy: Pochemu posle ucheby molodezh' ne speshit v svoi regiony [It's time to go home: Why do young people not rush to their regions after studying]. Rossiyskaya gazeta [Rossiyskaya Gazeta], 2019, December 4. (In Russ.). Available at: https://rg.ru/2019/12/04/reg-pfo/pochemu-posle-ucheby-molodezh-ne-speshit-v-svoi-regiony.html (accessed 22.04.2021).
6. Protasova T.N. Otsenka mesta zhitel'stva kak faktor formirovaniya migratsionnykh ustanovok zhiteley Kuzbassa [Assessment of the place of residence as a factor in the formation of migration attitudes of Kuzbass residents]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskiye, sotsiologicheskiye i ekonomicheskiye nauki [Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences], 2019, vol. 4, no. 4, pp. 367-375. (In Russ.).
7. Priyatkina N.Yu. Potrebnost' v professional'nom samorazvitii studencheskoy molodezhi v preodolenii sotsiokul'turnykh ugroz i riskov [The need for professional self-development of students in overcoming socio-cultural threats and risks]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2019, no. 4. (In Russ.).
8. Putin ob"yasnil ottok molodezhi iz regionov v stolitsu [Putin explained the outflow of young people from the regions to the capital]. «Gorod 55», inf. portal: [Omsk City News Portal]. Moscow, 2021. (In Russ.). Available at: https:// gorod55.ru/news/society/07-02-2020/putin-ob-yasnil-ottok-molodezhi-iz-regionov-v-stolitsu (accessed 02.05.2021).
9. Strunkina T.S., Shmeleva E.A. Konstruirovanie ponyatiya sotsiokul'turnykh potrebnostey lichnosti [Constructing the concept of socio-cultural needs of the individual]. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik [International Student Scientific Bulletin], 2015, no. 5-2, p. 241. (In Russ.).
10. Strunkina T.S. K probleme sotsiokul'turnykh potrebnostey molodezhi: filosofsko-istoricheskiy analiz [On the problem of socio-cultural needs of youth: philosophical and historical analysis]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2015, no. 6. (In Russ.).
11. Taranova Yu.V. Spetsifika formirovaniya imidzha regiona v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [The specifics of the formation of the image of the region in the conditions of the information society]. Sredstva massovoy informat-sii v sovremennom mire. Molodye issledovateli [Mass media in the modern world. Young researchers]. St. Petersburg, 2017, pp. 143-145. (In Russ.).
УДК 378:355
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-219-229
РАЗВИТИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ
Чурекова Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Григоренко Наталья Николаевна, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Москаленко Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье последовательно рассматривается вопрос развития самореализации студентов в процессе профессиональной подготовки и акцентируется внимание на вузах отрасли культуры и искусства. Выделяются следующие уровни данной проблемы: философский, социологический, педагогический и психологический. На основе анализа научной литературы делается вывод о нескольких направлениях в изучении данного феномена: как процесса, связанного, прежде всего, с активностью самой личности, а также с личностно-смысловыми характеристиками, имеющимися у человека. Предлагается понятие «самореализации» как системы личностных образований, поведенческого акта развития и саморазвития.
Далее в статье значительное внимание уделено связи понятий «самореализация» и «культура самореализации», выделены функции и структурные компоненты культуры самореализации: аксиологи-