Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ КУЗБАССА В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ'

СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ КУЗБАССА В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЖИТЕЛИ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КЛАСТЕР ИСКУССТВ / SOCIO-CULTURAL NEED / RESIDENTS / SELF-ISOLATION / PANDEMIC / A PILOT STUDY / THE CLUSTER OF ARTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костюк Наталья Васильевна, Марков Виктор Иванович, Ахметгалеева Зульфия Мансуровна, Волкова Татьяна Александровна, Тельманова Анастасия Сергеевна

Статья нацелена на анализ социально-культурных потребностей населения в условиях вынужденной самоизоляции, резкого ограничения социальных контактов, социальной депривации, к которым привела пандемия COVID-19 2019-2020 года. В статье представлено описание методов проведения исследования, являющегося «пилотным», в ходе реализации научного проекта «Социально-культурные потребности населения Кузбасса в условиях развития кластера искусств: социально-философские и психолого-педагогические аспекты выявления и формирования аттракторов», в число которых вошли: опрос, проводимый в режиме онлайн; методы и процедуры статистической обработки данных для количественной и качественной интерпретации данных (показатели описательной статистики, методы корреляционного анализа, коэффициент ранговой корреляции Спирмена); методы качественного анализа и интерпретации результатов исследования. Выборочная совокупность составила 286 респондентов - жителей Кемеровской области - Кузбасса. В результате анализа выявлено, что в условиях вынужденной самоизоляции наиболее блокированными оказались: гедонистические потребности (наслаждение, удовольствие); потребность восстановления энергии; потребность движения, двигательной активности; потребность в свободе; потребность общения. Результаты, полученные в ходе анализа, демонстрируют перспективность исследований в направлении изучения социокультурных предпочтений и ценностно-смысловой сферы личности в условиях вынужденных социально-культурных ограничений и нестабильности жизнедеятельности в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костюк Наталья Васильевна, Марков Виктор Иванович, Ахметгалеева Зульфия Мансуровна, Волкова Татьяна Александровна, Тельманова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL NEEDS OF KUZBASS RESIDENTS IN CONDITIONS OF SELF-ISOLATION

The article is aimed at analyzing the socio-cultural needs of the population in conditions of forced selfisolation, sharp restrictions on social contacts, and social deprivation, which resulted from the COVID-19 pandemic of 2019-2020. The article describes the methods of conducting the research, which is a “pilot” in the course of the scientific project “Socio-cultural needs of the population of Kuzbass in the context of the development of the cluster of arts: socio-philosophical and psychological-pedagogical aspects of identifying and forming the attractors,” which includes: a survey conducted in the on-line mode, methods and procedures for statistical data processing for quantitative and qualitative interpretation of data (indicators of descriptive statistics, methods of correlation analysis, Spearman’s coefficient of rank correlation), methods of qualitative analysis and interpretation of research results. The sample totaled 286 respondents-residents of Kemerovo region - Kuzbass. As a result of the analysis, it was revealed that the leading ones in the conditions of forced self-isolation were the most blocked: hedonistic needs (pleasure, pleasure); the need to restore energy; the need for movement, motor activity; the need for freedom; the need for communication. The results obtained in the course of the study demonstrate the prospects of research in the direction of studying socio-cultural preferences and value-semantic sphere of the individual in the conditions of forced socio-cultural restrictions and instability of life in the modern world.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ КУЗБАССА В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ»

References

1. Ogburn W.F. Social Change with Respect to Culture and Original Nature. New York, B.W. Huebsch Publ., 1922. (In Engl.).

2. Ogburn W.F. How Technology Changes Society. Sociology and Social Research, 1947, vol. 249 (1), pp. 81-88. (In Engl.).

3. Parmar H.S. Tribal Development in Himachal Pradesh: Policy, Programmes, and Performance. New Delhi, Mittal Publ., 1992. (In Engl.).

4. Paula Muni. Tribal India Communities Customs and Culture. New Delhi, Dominant Publ. and Distributers, 2000. (In Engl.).

5. Vijay Kumar Sharma. Bogateyshie traditsii i udivitel'nye kul'turnye praktiki Kinnaura [Incredible traditions and amazing cultural practices of Kinnauras]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture andArts], 2017, no. 41/2, pp. 13-18. (In Engl.).

УДК 008

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ КУЗБАССА В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ1

Костюк Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, РФ). E-mail: kostuk1978@mail.ru

Марков Виктор Иванович, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры культурологии, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, РФ). E-mail: vikt-markov@yandex.ru

Ахметгалеева Зульфия Мансуровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, РФ). E-mail: zula_a@inbox.ru Волкова Татьяна Александровна, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии, права и социально-политических дисциплин, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, РФ). E-mail: tatyanaolkowa@yandex.ru

Тельманова Анастасия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, РФ). E-mail: astel-75@mail.ru

Статья нацелена на анализ социально-культурных потребностей населения в условиях вынужденной самоизоляции, резкого ограничения социальных контактов, социальной депривации, к которым привела пандемия COVID-19 2019-2020 года.

В статье представлено описание методов проведения исследования, являющегося «пилотным», в ходе реализации научного проекта «Социально-культурные потребности населения Кузбасса в условиях развития кластера искусств: социально-философские и психолого-педагогические аспекты выявления и формирования аттракторов», в число которых вошли: опрос, проводимый в режиме онлайн; методы и процедуры статистической обработки данных для количественной и качественной интерпретации данных (показатели описательной статистики, методы корреляционного анализа, коэффициент ранговой корреляции Спирмена); методы качественного анализа и интерпретации результатов исследования. Выборочная совокупность составила 286 респондентов - жителей Кемеровской области - Кузбасса.

В результате анализа выявлено, что в условиях вынужденной самоизоляции наиболее блокированными оказались: гедонистические потребности (наслаждение, удовольствие); потребность восстанов-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Кемеровской области - Кузбасса в рамках научного проекта № 20-413-420004.

ления энергии; потребность движения, двигательной активности; потребность в свободе; потребность общения.

Результаты, полученные в ходе анализа, демонстрируют перспективность исследований в направлении изучения социокультурных предпочтений и ценностно-смысловой сферы личности в условиях вынужденных социально-культурных ограничений и нестабильности жизнедеятельности в современном мире.

Ключевые слова: социально-культурные потребности, жители, самоизоляция, пандемия, пилотное исследование, кластер искусств.

SOCIO-CULTURAL NEEDS OF KUZBASS RESIDENTS IN CONDITIONS OF SELF-ISOLATION2

Kostyuk Natalya Vasilyevna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kostuk1978@mail.ru

Markov Viktor Ivanovich, Dr of Culturology, Professor, Professor of Department of Culturology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: vikt-markov@yandex.ru

Akhmetgaleeva Zulfiya Mansurovna, PhD in Psychology, Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: zula_a@ inbox.ru

Volkova Tatyana Aleksandrovna, PhD in Philosophy, Associate Professor, Department Chair of Philosophy, Law and Social and Political Subjects, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: tatyanaolkowa@yandex.ru

Telmanova Anastasiya Sergeevna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Department of Management and Economy in Sociocultural Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: astel-75@mail.ru

The article is aimed at analyzing the socio-cultural needs of the population in conditions of forced self-isolation, sharp restrictions on social contacts, and social deprivation, which resulted from the COVID-19 pandemic of 2019-2020.

The article describes the methods of conducting the research, which is a "pilot" in the course of the scientific project "Socio-cultural needs of the population of Kuzbass in the context of the development of the cluster of arts: socio-philosophical and psychological-pedagogical aspects of identifying and forming the attractors," which includes: a survey conducted in the on-line mode, methods and procedures for statistical data processing for quantitative and qualitative interpretation of data (indicators of descriptive statistics, methods of correlation analysis, Spearman's coefficient of rank correlation), methods of qualitative analysis and interpretation of research results. The sample totaled 286 respondents-residents of Kemerovo region - Kuzbass.

As a result of the analysis, it was revealed that the leading ones in the conditions of forced self-isolation were the most blocked: hedonistic needs (pleasure, pleasure); the need to restore energy; the need for movement, motor activity; the need for freedom; the need for communication.

The results obtained in the course of the study demonstrate the prospects of research in the direction of studying socio-cultural preferences and value-semantic sphere of the individual in the conditions of forced socio-cultural restrictions and instability of life in the modern world.

Keywords: socio-cultural need, residents, self-isolation, pandemic, a pilot study, the cluster of arts.

Doi: 10.31773/2078-1768-2020-52-29-36

2 The reported study was funded by RFBR and Kemerovo region - Kuzbass, project number № 20-413-420004.

Изучение социально-культурных потребностей населения и особенно их трансформации в современных динамичных и весьма нестабильных условиях является актуальным для исследователей разных научных дисциплин и направлений. Но события последнего года, связанные с пандемией СОУГО-19, которая выступила единым фактором, определяющим жизнедеятельность практически всех жителей планеты, заставили акцентировать внимание на вопросах: как пандемия повлияла и еще повлияет на восприятие жизни практически всем человечеством? Какие потребности и мотивы граждан оказались блокированы необходимостью изоляции, которая, как оказалось, с древнейших времен остается главным оружием человечества в извечной борьбе с миром микроорганизмов? Как отразилась вынужденная социальная депривация на желаниях и намерениях жителей города, страны, планеты? Каким образом это может повлиять на актуализацию тех или иных потребностей и мотивов впоследствии и т. д.

Кроме того, сложившаяся ситуация вскрыла проблему ценностей личности и общества на новом качественном уровне. Сегодня проводится большое количество дискуссий, анализируя которые можно сделать вывод об уязвимости ценностей потребительского общества в целом и о том, что переоценка их значимости, несомненно, произойдет.

Потребность подготовки и представления данной статьи научному и профессиональному сообществу также связана с корректировкой деятельности авторов в рамках реализации научного проекта «Социально-культурные потребности населения Кузбасса в условиях развития кластера искусств: социально-философские и психолого-педагогические аспекты выявления и формирования аттракторов». Озвученный проект связан с началом крупных преобразований в Кемеровской области, призванных изменить лицо региона, в том числе в культурной сфере жизнедеятельности Кузбасса и кузбассовцев [2, с. 31-40]. Совершенно логично встал вопрос о необходимости изучения, с целью последующего формирования, соответствующего человеческого фактора, социально-культурного потенциала региона, который представлен, в том числе, в собственно социокультурном потенциале самих жителей Кузбасса.

Таким образом, в рамках проекта произошло выделение как минимум двух направлений научно-исследовательской работы: фундаментальное изучение социокультурного портрета, а также характера и структуры социально-культурных потребностей жителей региона и разработка научных основ реализации культурной политики в регионе в условиях развития кластера искусств [3, с. 14-22]. И первый, и второй векторы научной работы являются значимыми результатами для региона и развития социально-культурного пространства Кемеровской области.

Кроме того, данный проект отличает серьезный теоретико-методологический фундамент, который включает системный, цивилизационный, социально-экономический, социокультурный, структурно-функциональный, субъектно-деятель-ностный, аксиологический и другие научные подходы, в том числе предложенный Н. И. Лапиным антропосоциетальный подход [4 , с. 24].

Итак, первый этап реализации научного проекта связан с проведением пилотного исследования [5, с. 170] для составления социально-культурного портрета жителей региона. В условиях вынужденной изоляции в инструментарий исследования были включены позиции, связанные с изучением намерений респондентов как жителей Кузбасса на ближайший постизоляционный период. Подчеркнем, что режим проведения данной части исследования был скорректирован и реализован дистанционно, онлайн.

Для проведения пилотного исследования по изучению социально-культурных потребностей населения Кузбасса в рамках научного проекта «Социально-культурные потребности населения Кузбасса в условиях развития кластера искусств: социально-философские и психолого-педагогические аспекты выявления и формирования аттракторов» был разработан опросный лист, включающий в себя 16 позиций, связанных с социально-экономическими характеристиками жизнедеятельности респондентов, их социально-культурными предпочтениями, предпочитаемыми (типичными) способами времяпрепровождения на самоизоляции.

В контексте темы представленной статьи в опросный лист был включен вопрос о планах респондентов, касающихся их социально-культурной и досуговой активности, других видов

активного времяпрепровождения по окончании периода самоизоляции и ограничений. В данный перечень вошли: посещение музея, театра, библиотеки, кинотеатра, филармонии, плавательного бассейна, спортивного клуба, салона красоты, кафе и ресторана, торговых центров; поездка на природу, прогулки в парке и в городе, велосипедные и другие прогулки; командные, игровые виды спорта (футбол, волейбол и т. п.); встреча с родными, близкими, друзьями и др.

Кроме того, в опросник включены позиции, связанные с определением структуры потребностей респондентов на основе предъявления им списка значимых потребностей.

Основой для списка значимых потребностей стала модель потребностей Л. М. Фридмана и И. Ю. Кулагиной (см. [1, с. 62-63]). Формулировки потребностей были изменены так, чтобы они представляли собою ценности. Также «нравственно-эстетические» потребности были разделены на «нравственные» и «эстетические» и в результате обозначены как «нравственность» и «красота». Итоговый список составили следующие потребности:

- ощущения безопасности;

- эмоционального контакта;

- понимать обстановку, знать, что происходит;

- движения, двигательной активности;

- наслаждения, удовольствия;

- в сильных эмоциях;

- свободы;

- восстановления энергии;

- статуса, признания;

- общения;

- познания;

- в подготовленности;

- быть личностью;

- в нравственности;

- в красоте;

- смысла жизни;

- самовыражения;

- творчества.

Из данного списка респондентам предлагалось выбрать не более пяти самых значимых для них потребностей. Был предусмотрен вариант ответа «Другое».

Для обработки и анализа результатов исследования были использованы:

- методы и процедуры статистической обработки данных для количественной и качественной интерпретации данных (показатели описательной статистики, методы корреляционного анализа, коэффициент ранговой корреляции Спирмена);

- методы качественного анализа и интерпретации результатов исследования.

В исследовании приняли участие 286 (двести восемьдесят шесть) респондентов - жителей города Кемерово и Кемеровской области - Кузбасса, на момент исследования которым исполнилось 16 лет и более. Из них 230 респондентов - представители женского пола, 56 - мужского.

Респонденты также были дифференцированы по виду занятости (на основании представленных данных), что позволило выделить для последующего анализа пять основных групп (рис. 1). Это:

- работающие граждане (занятые и самозанятые) - 176 человек (61,55 % общей выборки);

- обучающиеся образовательных организаций (школ, среднего профессионального образования, высшего образования) - 70 человек (24,47 % общей выборки);

- домохозяйки - 19 человек (6,64 % общей выборки);

- пенсионеры - 14 человек (4,9 % общей выборки);

- временно безработные - 7 человек (2,44 % общей выборки).

При этом в группу «обучающиеся образовательных организаций» вошли 58 студентов вузов, что составило 20,3 % общей выборки.

Как было сказано выше, одной из задач исследования выступило выявление планов респондентов относительно социокультурной и досуговой деятельности по окончании периода самоизоляции. Так, в ходе исследования выяснены следующее выборы респондентов, характеризующие их намерения и предпочтения (табл. 1): лидирующие позиции, набравшие больше число выборов, заняли прогулки по городу, в парке и поездки на природу (94,21 %; 75,4 %; 71,3 % соответственно). Далее следуют посещения магазинов (43,9 % выборов), кафе и ресторанов (43,5 %), походы в кино (42,3 %), спортивный клуб (32,5 %), театр (36,6 %). Наименьшее число выборов набрали позиции «занятие вокалом, караоке» (2,0 %) и «посещение библиотеки» (6,9 %).

Число респондентов %

11. Работающие - 61,55

12. Обучающиеся - 24,47

3. Домохозяйки - 6,64

4. Пенсионеры - 4,9

15. Безработные - 2,44

Рисунок 1. Число респондентов - участников пилотного исследования по изучению социально-культурных потребностей жителей Кузбасса (п = 286)

Таблица 1

Рейтинг предпочтений респондентов по окончании периода самоизоляции по видам активности (п = 286)

Ранг Вид активности Выбор %

1 Прогулка по городу 94,21

2 Прогулка в парке 75,4

3 Поездка на природу 71,3

4 Посещение торговых центров 43,9

5 Посещение кафе, ресторанов 43,5

6 Поход в кино 42,3

7 Поход на фитнес, в спортзал 32,5

8 Поход в театр 36,6

9 Посещение бассейна 22,4

10 Посещение бани, сауны 19,9

11 Поход в филармонию 19,8

12 Занятие командными, игровыми видами спорта (футбол, хоккей и т. п.) 15,9

13 Встречи с родными, близкими, друзьями 8,4

14 Поход в музей 7,4

15 Посещение ночного клуба 7,4

16 Поход в библиотеку 6,9

17 Занятие вокалом, караоке 2,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для выявления причин, по которым респонденты сделали свой выбор, после того, как они ответили о своем выборе мест для посещения после самоизоляции, было поставлено два вопроса: «Что для Вас важно?» и «По каким причинам Вы посетили бы именно эти места?». Вариантами ответов на данные вопросы были списки потребностей, описанные выше. Далее сравнивалась частота указанных потребностей в обоих случаях (рис. 2).

Анализ частоты выборов потребностей показал, что в условиях самоизоляции, отвечая на вопрос: «Что для Вас важно?», - чаще всего респонденты указывали: ощущение безопасности -60,1 % (172 чел.), понимание обстановки, знание, что происходит - 42,7 % (122 чел.), общение -39,5 % (113 чел.) и свободу - 36,5 % (105 чел.).

Представленные показатели позволяют сделать вывод о том, что актуализация данных потребностей непосредственно зависит от угрозы распространения коронавирусной инфекции, а также связанной с этим вынужденной мерой самоизоляции. Последующие результаты анализа показали, что удовлетворение самых «напряженных» потребностей - в безопасности и понимании того, что происходит, неразрывно связано с окончанием угрозы распространения вируса и самоизоляции.

При этом, чем чаще респонденты указывали потребность в безопасности, тем более при

% 60,0 40,0 20,0 0,0

. . 1 .

.1. 1 1 к. .....

II II 1 Fl ГП I1 ЧП1Ч1

^ ч^

.¿У X«"

х-

Л- ^ ^ J? Ж J? J? ^ rf Л? ¿Г J" /V

■Г .cf гГ^ ^ ^

л^ О

^ Ж Ж ЖЖ^ ^ *

к®

с4> Л? -C>v ф

х^ ^ ¿Г

Г J? J>° ^ ^^

J9 J

о4

veT л-«'

^ ^ Jt

л?' J

<9

г<' 0°

чО

.сг лг ^ <&' гР"

А?

Для вас наиболее важно ...

По каким причинам Вы посетили бы именно эти

места?

Рисунок 2. Частота выбора потребностей респондентами (п = 286)

ответе на вопрос: «Какие виды активности Вы проявляете во время самоизоляции?», они отмечали склонность к таким способам провождения времени, как просмотр телевизионных передач (г = 0,193**) и игра с детьми (г = 0,143*)3.

В то же время, чем реже респонденты отмечали потребность в безопасности, тем чаще они называли такие виды активности, как: медитация и релаксация (г = -0,167**), самодеятельная музыка (игра на инструменте, пение, сочинение) (г = -0,155**), а также тренинги, самопознание и саморазвитие (г = -0,146*). То есть последние три вида активностей, скорее всего, переключали внимание респондентов от угрозы пандемии и явились своеобразной стратегией совладания с чувством возможной угрозы.

Выбор потребности в понимании, знании того, что происходит, также связан с частым указанием просмотра телевизионных передач (г = 0,192**), а также с уходом за домашними животными (выгул) (г = 0,180**), обучением детей (г = 0,140*) и работой в саду-огороде (г = 0,127*). Обратные связи между указанием потребности

3 Взаимосвязь выборов мест для посещения и выбора потребностей рассчитывалась с помощью подсчета коэффициента корреляции по Спирмену.

* - при уровне значимости р < 0,05;

** - при уровне значимости р < 0,001.

в понимании того, что происходит, обнаружены с дистанционным самообучением (г = -0,202**), самодеятельным изобразительным искусством (г = -0,185**), тренингами, самопознанием и саморазвитием (г = -0,132*).

Те, кто указал в качестве важной потребности общение, более склонны проводить время в общении с близкими (г = 0,150*), а также посещать виртуальные музеи (г = 0,129*) и работать дома (г = 0,129*). В то же время они менее склонны смотреть телевизионные передачи (г = -0,116*).

Респонденты, указавшие в качестве значимой потребности свободу, преимущественно занимаются физическими упражнениям, фитнесом (г = 0,165**), тренингами, самопознанием и саморазвитием (г = 0,142*), медитацией и релаксацией (г = 0,138*), слушают музыку (г = 0,142*), прогуливаются на свежем воздухе (г = 0,120*), принимают гостей (г = 0,130*), занимаются планированием (г = 0,120*).

Из анализа представленных взаимосвязей видно, что для респондентов, ценностью которых является свобода, с одной стороны, нашлись виды активности, связанные с творчеством и саморазвитием, даже в условиях самоизоляции. С другой же стороны, ограничительные меры, определенные режимом повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной ин-

фекции, на таких респондентов действовали в слабой мере, они продолжали совершать прогулки и принимать гостей.

Анализ коэффициентов корреляции показал, что выбор музея для посещения по окончании самоизоляции связан с потребностью в познании (г = 0,22**) и в творчестве (г = 0,14*). Выбор для посещения библиотеки связан с необходимостью в эмоциональном контакте (г = 0,14*), познании (г = 0,14*), ценности нравственности (г = 0,12*) и обратно пропорционально связан со свободой (г = -0,14*). То есть те, кто чаще выбирали посещение библиотеки, реже выбирали потребность в свободе.

Выбор поездки на природу связан с потребностями в свободе (г = 0,12*) и восстановлении энергии (г = 0,15*). С этими же потребностями связан выбор прогулки в парке: свободы (г = 0,12*), восстановления энергии (г = 0,12*), а также с необходимостью понимать обстановку, знать, что происходит (г = 0,12*), и потребностью в наслаждении, удовольствии (г = 0,15*).

Прогулки по городу связаны с потребностями в движении, двигательной активности (г = 0,13*), в свободе (г = 0,19**), общении (г = 0,13*). Выбор посещения кафе, ресторанов связан с потребностями в наслаждении, удовольствии (г = 0,25**), в сильных эмоциях (г = 0,14*), а также в общении (г = 0,22**).

Выбор фитнеса и посещения спортзала связан с потребностями в движении, двигательной активности (г = 0,15**) и красоте (г = 0,12*) и обратно пропорционально связан с потребностью в ощущении безопасности (г = -0,14*).

Выбор посещения театра связан с потребностями в эмоциональном контакте (г = 0,19**), сильных эмоциях (г = 0,20**), а также познании (г = 0,20**) и творчестве (г = 0,20**). Посещение после самоизоляции филармонии указали те, кому важна потребность в творчестве (г = 0,16**). Выбор посещения кинотеатров связан с потребностями в эмоциональном контакте (г = 0,14*), наслаждении, удовольствии (г = 0,17**).

Кататься на велосипеде, скейте и т. п. намеревались те, кто выбрал движение (г = 0,17**) и общение (г = 0,17**). Выбор плавательного бассейна связан с потребностью в восстановлении энергии (г = 0,16**) и самовыражении (г = 0,19**).

В ходе исследования был выявлен еще один интересный факт: выбор респондентами посещения бани, сауны по окончании самоизоляции прямо коррелирует с ценностью нравственности (r = 0,13*). На первый взгляд, данная взаимосвязь кажется случайной, однако в исследовании американских ученых Chen-Bo Zhong и Katie Liljenquist [6], посвященном переживанию нарушения этических норм, показана взаимосвязь между чистотой тела и моральной чистотой. C. Zhong и K. Liljenquist экспериментально показали, что, с одной стороны, угроза моральной чистоте вызывает желание произвести процедуры, связанные с очищением тела. А, с другой стороны, физическое очищение помогает легче пережить муки совести после нарушения этических норм.

Предпочтение командных, игровых видов спорта (футбол, хоккей и т. п.) связано с потребностями в эмоциональном контакте (r = 0,15**) и движении (r = 0,24**).

Необходимо отметить, что респонденты обозначили еще один вид активности после самоизоляции, который обобщенно можно назвать «встречи с родными, близкими, друзьями». Выбор данной позиции связан с потребностями в статусе, признании (r = 0,21**), общении (r = 0,15*) и смысле жизни (r = 0,12*).

Подводя итог результатам представленной части исследования, проведенного в рамках научного проекта «Социально-культурные потребности населения Кузбасса в условиях развития кластера искусств: социально-философские и психолого-педагогические аспекты выявления и формирования аттракторов», на основании анализа того, какие потребности респонденты намерены удовлетворить по окончании самоизоляции прежде всего, следует отметить, что наиболее блокированными в условиях вынужденной самоизоляции оказались:

- гедонистические потребности (наслаждение, удовольствие) - у 53,1 % респондентов (152 чел.);

- потребность восстановления энергии -у 44,8 % респондентов (128 чел.);

- потребность движения, двигательной активности - у 42,7 % респондентов (122 чел.);

- потребность в свободе - у 38,1 % респондентов (109 чел.);

- потребность общения - у 33,6 % респондентов (96 чел.).

Представленные результаты не исчерпывают всего спектра возможностей изучения социально-культурных потребностей и предпочтений личности. Они демонстрируют перспективность иссле-

дований в данном направлении и необходимость изучения иерархии потребностей и ценностей личности в динамичных, нестабильных условиях современного мира.

Литература

1. Капцов А. В. Методика для диагностики актуальных потребностей личности [Электронный ресурс] // Вестн. Самар. гуманитар. акад. Сер.: Психология. - 2008. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-dlya-diagnostiki-aktualnyh-potrebnostey-lichnosti (дата обращения: 16.06.2020).

2. Костюк Н. В., Марков В. И., Волкова Т. А., Тельманова А. С., Ахметгалеева З. М., Гольская А. О. Социокультурный портрет и культурные потребности региона // Формирование качественной культурной среды в малых городских и сельских поселениях: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 18-19 марта 2020 года) / редкол.: Е. А. Полякова (гл. ред.) [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2020. - С. 31-40.

3. Костюк Н. В., Марков В. И., Волкова Т. А., Тельманова А. С., Ахметгалеева З. М. Ценностно-ориентированный подход в реализации культурной политики как основа развития регионального кластера искусств // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2020. - № 51 . - С. 14-22.

4. Социокультурный портрет региона. Типовая программа и методика: сб. мат-лов конф. «Социокультурная карта России и перспективы развития российских регионов», Москва, Ин-т философии РАН, Центр изучения социокультурных изменений. 27 июня - 1 июля 2005 года / под ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. - М.: ИФРАН, 2006. - 466 с.

5. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев; уч. секр. О. Е. Чернощек. - М.: Норма, 2008. - 608 с.

6. C. Zhong, K. Liljenquist. Washing Away Your Sins: Threatened Morality and Physical Cleansing // Science. - 2006. -Vol. 313 (5792). - P. 1451-1452. - Doi: 10.1126/science.1130726.

References

1. Kaptsov A.V. Metodika dlya diagnostiki aktual'nykh potrebnostey lichnosti [Methods for diagnosing actual needs of the individual]. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of Samara humanitarian Academy. Series: Psychology], 2008, no. 2. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-dlya-diagnostiki-aktualnyh-potrebnostey-lichnosti (accessed 16.06.2020).

2. Kostyuk N.V., Markov V.I., Volkova T.A., Telmanova A.S., Akhmetgaleeva Z.M., Golskaya A.O. Sotsiokul'turnyy portret i kul'turnye potrebnosti regiona [Socio-cultural portrait and cultural needs of the region]. Formirovanie kachestvennoy kul'turnoy sredy v malykh gorodskikh i sel'skikh poseleniyakh: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Formation of a high-quality cultural environment in small urban and rural settlements. Materials of the All-Russian scientific and practical conference]. Barnaul, Altai State Institute of Culture Publ., 2020. 112 p. (In Russ.).

3. Kostyuk N.V., Markov V.I., Volkova T.A., Telmanova A.S., Akhmetgaleeva Z.M. Tsennostno-orientirovannyy pod-khod v realizatsii kul'turnoy politiki kak osnova razvitiya regional'nogo klastera iskusstv [Value-oriented approach in the implementation of cultural policy as the basis for the development of a regional cluster of arts]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 51, pp. 14-22. (In Russ.).

4. Sotsiokul'turnyy portret regiona. Tipovaya programma i metodika: Sbornik materialov konferentsii "Sotsio-kul'turnaya karta Rossii i perspektivy razvitiya rossiyskikh regionov" [Socio-cultural portrait of the region. Standard program and methodology. Collection of materials of the conference "Socio-cultural map of Russia and prospects for the development of Russian regions"]. Moscow, RAS Institute of Philosophy Publ., 2006. 466 p. (In Russ.).

5. Sotsiologicheskiy slovar' [Sociological dictionary]. Executive editor G.V. Osipov, L.N. Moskvichev, Scientific Secretary O.E. Chernoshchek. Moscow, Norma Publ., 2008. 608 p. (In Russ.).

6. C. Zhong, K. Liljenquist Washing Away Your Sins: Threatened Morality and Physical Cleansing. Science, 2006, vol. 313 (5792), pp. 1451-1452, doi: 10.1126/science.1130726. (In Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.