Библиографический список
1. Андрианов А.С. Условия, влияющие на развитие профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в процессе служебной деятельности. Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы международной научно-практической конференции. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017.
2. Андрианов А.С. Проблема совершенствования профессионально-психологической подготовки сотрудников полиции. Итоги науки в теории и практике: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции Евразийского Научного Объединения. 2015: 65 - 67.
3. Баранов В.Е. Формирование готовности к боевой деятельности у курсантов вузов МВД России с использованием комплексных занятий по физической и огневой подготовке. Сборник материалов X международной научно-практической конференции. ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В.В. Лукьянова». 2016: 75 - 79.
4. Иванов-Катанский С.А. Искусство уклонения от выстрелов, методы скоростной стрельбы и техника обезоруживания. Москва, 2002.
5. Андрианов А.С., Медведев И.В. Адаптированность слушателей первоначального обучения образовательных учреждений МВД России к учебной деятельности средствами пропаганды здорового образа жизни. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 55; Ч. 4.
References
1. Andrianov A.S. Usloviya, vliyayuschie na razvitie professional'nyh kachestv sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii v processe sluzhebnoj deyatel'nosti. Gosudarstvo i pravo v 'epohu global'nyh peremen: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: Barnaul'skij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2017.
2. Andrianov A.S. Problema sovershenstvovaniya professional'no-psihologicheskoj podgotovki sotrudnikov policii. Itoginauki v teoriiipraktike: sbornik materialov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Evrazijskogo Nauchnogo Ob'edineniya. 2015: 65 - 67.
3. Baranov V.E. Formirovanie gotovnosti k boevoj deyatel'nosti u kursantov vuzov MVD Rossii s ispol'zovaniem kompleksnyh zanyatij po fizicheskoj i ognevoj podgotovke. Sbornik materialov X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. FGKOU VO «Orlovskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossii imeni V. V. Luk'yanova». 2016: 75 - 79.
4. Ivanov-Katanskij S.A. Iskusstvo ukloneniya ot vystrelov, metody skorostnoj strel'by i tehnika obezoruzhivaniya. Moskva, 2002.
5. Andrianov A.S., Medvedev I.V. Adaptirovannost' slushatelej pervonachal'nogo obucheniya obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii k uchebnoj deyatel'nosti sredstvami propagandy zdorovogo obraza zhizni. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2017. Vyp. 55; Ch. 4.
Статья поступила в редакцию 13.03.19
УДК 37 02
Pavlova E.I., postgraduate, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: [email protected]
MORAL AND ETHICAL EDUCATION OF STUDENTS IN A COLLEGE. The work is dedicated to a problem of moral and ethical education of students of a college. The author conducts research, theoretical and practical justification of success of development of this direction in college students. The main thing is to reveal necessary pedagogical conditions which will allow this direction to become successful within a college. For this purpose it is necessary to reveal forms of the organization of educational influence, the means and material resources of the educational environment. The author concludes that morals, principles, categories, ideals, learned and adopted by the person at a young age, express a definite personal attitude towards other people, towards himself, towards his work and to the world. The contents of the educational work on moral and ethical education should be guided by principles of humanism, participation, social compensation, social partnership, unity, mutual responsibility and equal opportunities.
Key words: moral and ethical education, pedagogical conditions, collective activity, public installations, traditions, charity events, volunteer activity.
Е.И. Павлова, аспирант, Гжельский государственный университет, п. Электроизолятор, E-mail: [email protected]
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Работа посвящена проблеме нравственно-этического воспитания студентов колледжа. Проблема заключается в поиске, теоретическом и практическом обосновании успешности развития этого направления у студентов колледжа. Главное - выявить необходимые педагогические условия, которые позволят данному направлению в рамках колледжа стать успешным. А для этого необходимо выявить формы организации воспитательного воздействия, средства и материальные возможности образовательной среды. Автор делает вывод о том, что усвоенные и принятые личностью в молодом возрасте нравственные нормы, принципы, категории, идеалы выражают определённое личностное отношение к другим людям, к себе, к своему труду, к окружающему миру. Содержание воспитательной работы по нравственно-этическому воспитанию должно опираться на принципы гуманизма, участия, социальной компенсации, социального партнёрства, единства, взаимной ответственности и равных возможностей.
Ключевые слова: нравственно-этическое воспитание, педагогические условия, коллективная деятельность, общественные установки, традиции, благотворительные акции, волонтёрская деятельность.
В настоящее время очень важная роль в воспитании молодёжи принадлежит нравственно-этическому направлению, поэтому нужно рассмотреть необходимые педагогические условия, которые позволят данному направлению в рамках колледжа стать успешным.
Под педагогическими условиями мы понимаем организацию, содержание, формы и методы воспитания, способствующие решению задач в этом направлении. Педагогические условия следует рассматривать как компонент педагогической системы, влияющей на личность и обеспечивающих эффективность образовательно-воспитательного процесса (А.М. Столяренко) [1].
В целом, можно выделить комплекс педагогических условий, способствующих эффективности процесса нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи в образовательной организации:
1) развитие молодёжного студенческого коллектива,
2) использование опыта традиционной народной культуры, изучение содержания и символики народных традиций,
3) использование потенциала традиций профессионального образовательного учреждения,
4) участие студенческой молодёжи в благотворительных акциях и волонтёрской деятельности,
5) участие студенческой молодёжи в дискуссионной площадке киноклуба,
6) выявление и конкретизация задач и содержания нравственно-этического воспитания студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности.
Рассмотрим их подробнее.
Первым основным из педагогических условий является создание студенческого коллектива в колледже и взаимодействия личности в нём.
Такая коллективная деятельность становится успешной при совместной деятельности учебной, трудовой, творческой и воспитательной.
Направленность деятельности и цели любого коллектива формируют характер взаимодействий внутри коллектива, поскольку они строятся на единой основе. В.А. Бабицына, ПН. Воронкова, Н.М. Жукова [2; 3; 4] отмечают, что детерминантами жизнедеятельность любого молодёжного коллектива являются самостоятельность, ответственность, взаимное доверие. Развития этих характеристик для любой личности коллектива является критерием общего уровня развития студенческого коллектива. Деятельность коллектива должна быть правильно организована. А для этого необходимо чтобы все члены коллектива качественно выполняли порученные им задания, стремились к достижению поставленной цели. При правильной организации учитываются интересы и мнения всех студентов в коллективе.
В трудах И.Н. Дворниковой, Д.А. Ефремова, В.К. Криворученко [5; 6; 7; 8] отмечено, что «молодёжный коллектив, организованный взрослыми (педагогами), становится механизмом в формировании нравственных качеств и чувств молодёжи». Участие студентов в решение общественных задач, развивает общение в группе, а, следовательно, и личность студента.
По мнению Д.А. Ефремова [6], воспитательная задача по формированию коллектива должна быть направлена на реализацию общественно полезной деятельности коллектива, чтобы не свети воспитательное действие к нулю.
Следует сказать, что в таком коллективе студенты могут являться и членами других объединений, находящимися внутри этого коллектива. При этом происходит освоение новых социальных ролей и расширении сети социальных связей и отношений, что способствует овладевать навыками управления в одной группе и подчинения в другой группе. При этом на студента, находящегося в таком коллективе, влияет общественное мнение коллектива и моральные установки, сложившиеся в нём.
Для формирования студенческого коллектива необходимо учитывать и разновозрастные контакты. Появление таких контактов со всеми студентами разных курсов способствует единству образовательного пространства и развитию каждого студента. Коллектив коллежа, объединяющий малые коллективы разной направленности формирует особую психологическую атмосферу.
Следовательно, развитие студенческих групп до уровня коллектива, способствует развитию интересов каждого и нравственно-этическому развитию студентов. Созданный студенческий коллектив будет выступать средством нравственно-этического развития каждого члена коллектива.
Реализация педагогического условия обеспечивается активной работой кураторов в группах по направлениям: работа со студентами по выбору творческих студенческих объединений, приобщение студентов в социально значимую деятельность, беседы со студентами на классных часах.
Второе педагогическое условие - приобщение опыта традиционной народной культуры, изучение нравов и обычаев народов, населяющих Россию.
Приобщение обучающихся к нравственно ориентированной практической деятельности будет более эффективна в том случае, если народные традиции будут традицией всего коллектива.
В качестве традиций выступают: общественные установки, народные обычаи, обряды, нравственные ценности, нормы и правила поведения.
Одним из направлений в содержании нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи России могут выступать традиции народов Центральной России, Урала, Сибири (русские, татары, чуваши, удмурты, казахи, марийцы, ненцы, буряты т. д.). Культурные традиции народов России закреплены в песнях, обрядах, танцах, семейно-бытовом укладе, национальных ремеслах.
Для эффективности и реализации данного условия необходимо в блок дисциплины по выбору в учебном плане включить дисциплину «Культура межнациональной коммуникации»
Третье педагогические условие - использование потенциала традиций профессионального образовательного учреждения.
Конференции, внутренние конкурсы, студии, кружки, акции, традиционные форумы студенческой науки, студенческое самоуправление - привлекают студентов к социокультурной, профессиональной и научной деятельности. Это способствует развитию индивидуальности и нравственной деятельности студента, создаётся воспитательное пространство и особое окружение, что, по мнению И.П Лаптева [9], определяет социализацию молодёжи и наполняет нравственным содержанием образовательный процесс.
Необходимым условием учебного заведения в нравственно-этическом воспитании студенческой молодёжи - это ориентация на нравственные ценности (общественные, коллективные, личностные).
Приведём примеры традиций, которые в настоящее время соблюдаются в Гжельском колледже:
Библиографический список
• ежегодная студенческая конференция «Молодёжь в науке и технике», в которых принимают участие большое число студентов под руководством педагогов техникума;
• праздник первокурсника (или посвящение в первокурсники);
• традиционные творческие конкурсы «Синяя птица Пжели»;
• проведение ежегодной областной эколого-патриотической акции «Лес Победы»;
• ежегодное участие в выставке творческих работ участников международного фестиваля «Мы учимся в России»,
• ведение блогов на сайте техникума преподавателями отдельных предметов и кураторами групп.
Четвертое педагогическое условие - участие студентов в благотворительных акциях и волонтёрской деятельности.
Вовлечение молодых людей в волонтёрскую деятельность, пишет М.С. Мельникова [10], является основой формирования нравственных качеств. Такими качествами являются доброта, милосердие, толерантность, отзывчивость, готовность прийти на помощь и т. п.
В России волонтёрская деятельность в настоящее время очень популярна. Как отмечают А.В. Посох и А.Н. Веннер [11, с. 173 - 178], участие в волонтёрской деятельности для молодёжи является формой нравственно-этического воспитания, которая призвана разрушить потребительскую психологию современной молодёжи, которая будет способствовать формированию новых нравственных форм и моделей поведения у молодого поколения.
Наряду с волонтёрской деятельностью, проявлением нравственно-этического поведения является участие в благотворительных акциях. Некоторые авторы отождествляют волонтёрскую деятельность и благотворительные акции. Но, следует сказать, что благотворительные акции носят разовый характер, а волонтёрская деятельность отличается постоянным участием, деятельностью волонтёрского отряда.
Пятое педагогическое условие - выявление и конкретизация задач и содержания нравственно-этического воспитания студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности.
Дисциплины профессионального модуля являются базовыми в освоении будущей профессии. Профессиональная деятельность будущих специалистов должна носить нравственно-этический характер:
1) нацеленность на развитие общества и государства,
2) способствование собственному профессиональному росту и развитию,
3) обеспечение нравственного характера общения в профессиональной среде.
А для этого в каждой дисциплине профессионального модуля нужно выделить задачи и содержание нравственно-этического воспитания. Реализация данного педагогического условия ложится на преподавателей дисциплин профессиональной направленности. В законе «Об образовании» [12] отмечается, что образовательный и воспитательный процессы должны быть неразрывными (статья 55), что требует от педагогов высокого профессионального уровня, призванных решать проблемы и задачи нравственно-этического воспитания.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что усвоенные и принятые личностью в молодом возрасте нравственные нормы, принципы, категории, идеалы выражают определенное личностное отношение к другим людям, к себе, к своему труду, к окружающему миру.
Содержание воспитательной работы по нравственно-этическому воспитанию должны опираться на принципы гуманизма, участия, социальной компенсации, социального партнёрства, единства, взаимной ответственности и равных возможностей.
1. Столяренко A.M. Психология и педагогика: учебник. Москва: Юнити-Дана, 2011.
2. Бабицына В.А. Проблема развития нравственности в раннем юношеском возрасте. Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2011; 3: 50 - 53.
3. Винокурова В.А., Чалдышкина Н.Н. Работа социального педагога по нравственному воспитанию студенческой молодёжи с использованием социальной рекламы. Социальная педагогика в современных социальных практиках: сборник научных статей V Международного симпозиума. Научные редакторы А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. 2015: 55 - 61.
4. Воронкова Г.Н. Воспитание личности в нравственной деятельности: методические рекомендации. Омский гос. пед. ин-т им. Горького. Омск: ОГПИ, 2015.
5. Дворникова И.Н. Студенческий коллектив как субъект личностно-профессионального воспитания будущего специалиста. Сибирский педагогический журнал. 2012; 7. Available at: https://cyberleninka.rU/-article/n/studencheskiy-kollektiv-kak-subekt-lichnostno-professionalnogo-vospitaniya-buduschego-spetsialista
6. Ефремов Д.А. К обоснованию модели педагогического управления студенческой группой как коллективом. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008; 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-obosnovaniyu-modeli-pedagogicheskogo-upravleniya-studencheskoy-gruppoy-kak-kollektivom
7. Жукова Н.М. Методика воспитательной работы: учебное пособие. Москва: МГАУ 2015.
8. Криворученко В.К. Молодёжная политика: взгляд ученого и практика. Знание. Понимание. Умение. 2013; 2: 78 - 87.
9. Лаптев И. Г. Студенческая молодёжь как объект духовно-нравственного воспитания. Гуманитарные исследования. 2016; 2 (58): 104 - 108.
10. Мельникова М.С. Волонтёрская деятельность как средство нравственного воспитания молодёжи. «В дружбе народов - сила России»: сборник материалов по интернациональному и духовно-нравственному воспитанию школьников. Новосибирск, 2015: 18 - 25.
11. Посох А.В., Веннер А.Н. К проблеме нравственно-этического воспитания студентов (из опыта работы). Труды БГТУ. Учебно-методическая работа. 2009; 8: 173 - 175.
12. Об образовании в Российской Федерации. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/
References
1. Stolyarenko A.M. Psihologiya ipedagogika: uchebnik. Moskva: Yuniti-Dana, 2011.
2. Babicyna V.A. Problema razvitiya nravstvennosti v rannem yunosheskom vozraste. Vestnik social'no-gumanitarnogo obrazovaniya i nauki. 2011; 3: 50 - 53.
3. Vinokurova V.A., Chaldyshkina N.N. Rabota social'nogo pedagoga po nravstvennomu vospitaniyu studencheskoj molodezhi s ispol'zovaniem social'noj reklamy. Social'naya pedagogika v sovremennyh social'nyh praktikah: sbornik nauchnyh statej V Mezhdunarodnogo simpoziuma. Nauchnye redaktory A.V. Mudrik, T.T. Schelina. 2015: 55 - 61.
4. Voronkova G.N. Vospitanie lichnosti v nravstvennojdeyatel'nosti: metodicheskie rekomendacii. Omskij gos. ped. in-t im. Gor'kogo. Omsk: OGPI, 2015.
5. Dvornikova I.N. Studencheskij kollektiv kak sub'ekt lichnostno-professional'nogo vospitaniya buduschego specialista. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012; 7. Available at: https://cyberleninka.ru/-article/n/studencheskiy-kollektiv-kak-subekt-lichnostno-professionalnogo-vospitaniya-buduschego-spetsialista
6. Efremov D.A. K obosnovaniyu modeli pedagogicheskogo upravleniya studencheskoj gruppoj kak kollektivom. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2008; 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-obosnovaniyu-modeli-pedagogicheskogo-upravleniya-studencheskoy-gruppoy-kak-kollektivom
7. Zhukova N.M. Metodika vospitatel'nojraboty: uchebnoe posobie. Moskva: MGAU, 2015.
8. Krivoruchenko V.K. Molodezhnaya politika: vzglyad uchenogo i praktika. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013; 2: 78 - 87.
9. Laptev I. G. Studencheskaya molodezh' kak ob'ekt duhovno-nravstvennogo vospitaniya. Gumanitarnye issledovaniya. 2016; 2 (58): 104 - 108.
10. Mel'nikova M.S. Volonterskaya deyatel'nost' kak sredstvo nravstvennogo vospitaniya molodezhi. «V druzhbe narodov - sila Rossii»: sbornik materialov po internacional'nomu i duhovno-nravstvennomu vospitaniyu shkol'nikov. Novosibirsk, 2015: 18 - 25.
11. Posoh A.V., Venner A.N. K probleme nravstvenno-'eticheskogo vospitaniya studentov (iz opyta raboty). Trudy BGTU. Uchebno-metodicheskaya rabota. 2009; 8: 173 - 175.
12. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. № 273-FZ. Prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 21 dekabrya 2012 goda, odobren Sovetom Federacii 26 dekabrya 2012 goda. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/
Статья поступила в редакцию 03.03.19
УДК 378
Pasikova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training, South Federal University (Taganrog, Russia),
E-mail: [email protected]
Bezverhaya L.F., senior teacher, Department of Physical Training, South Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-CULTURAL FACTORS AND PROBLEMS OF LIFE ACTIVITIES IN A STUDENT GROUP. The article is dedicated to an analysis of laws and theoretical concepts of students. The cultural aspect of development is considered and the main attention is paid to the process of the intraorganizational relationships evolution as a result of socialization and dynamics of changes in the system of group values. The article studies the social sphere of didactic links. The authors talk about the process of building an effective students' group and the problems of relationships taking into account changes in the role structure of the organization. The features of various individual strategies in the development of conflict in the group are considered. The ways of improving the efficiency of an educational institution are proposed. These ways are based on the analysis of the students' personality reflection, on the role assigned to it and on building the structural-hierarchical models of relationships in a team.
Key words: group, structure of life activity, social factors, culture, socialization, conflicts.
М.В. Пасикова, канд. пед. наук., доц. каф. физвоспитания, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог,
E-mail: [email protected]
Л.Ф. Безверхая, ст. преп. каф. физвоспитания, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Статья посвящена анализу закономерностей и теоретических концепций жизнедеятельности студенческого коллектива. Рассмотрен культурологический аспект развития и основное внимание уделено процессу эволюции внутриорганизационных взаимоотношений, как результату социализации и динамики изменений системы групповых ценностей. В статье также затронута социальная сфера дидактических звеньев. Речь идет о процессе построения эффективного студенческого коллектива и проблемах отношений при изменениях в ролевой структуре организации. Рассмотрены особенности различных индивидуальных стратегий при развитии конфликта в группе. Предложены пути повышения эффективности предприятия сферы образовательных услуг на основе анализа рефлексии личности студента на отведённую ей роль и построения структурно-иерархических моделей взаимоотношений в коллективе. Ключевые слова: коллектив, структура жизнедеятельности, социальные факторы, культура, социализация, конфликты.
При рассмотрении структуры жизнедеятельности коллектива или студенче- В большей мере индивидуальность деятельности проявляется на
ской группы можно выделить в ней три уровня: втором, когнитивном уровне - в построении иерархии понятий, идей и
- символический, знаковый (семиотический), разделяемых коллективом ценностей, в способах их перестановок и
- когнитивный - познающий, модифицирующий противопоставлений. На этом уровне важна общепринятая «картина ми- мотивационный. ра».
Первый уровень включает в себя язык общения, поведенческие модели Высший, мотивационный уровень - связан с деятельностью и коммуника-
и стереотипные сочетания: «фирменный» стиль; разнообразие атрибутики, как тивными потребностями группы, со всей совокупностью характерных сфер обще-знаков принадлежности; принятых группой норм и правил поведения. ния и взаимосочетаемых ролей.
Таблица 1
Отличия и зависимость от состояния сознания (СС) устойчивых стереотипов восприятия окружающих и обобщений
Аспекты Критерии
Характеристики восприятия (6) Наложение стереотипов Логика обобщений Креативное восприятие
Практика восприятия (5) С использованием устойчивых стереотипов (рамочное СС) С использованием творческих обобщений (измененяющееся СС) Интуитивный тип СС
Восприятие коллег другой культуры (4) Статичный, негибкий Динамичный, гибкий Диффузийное, проникающее
Восприятие опыта новых связей (3) Избирательное Объясняющее Разумеющее
Восприятие опыта, опровергающего стереотипы (2) Не признается значимым Имеет прикладное значение Интегрирующее, обобщающее
Источники стереотипов и обобщений (1) Приобретаемые Создаваемые Игнорируемые, отрицаемые