Научная статья на тему 'Социально-культурные факторы и проблемы жизнедеятельности студенческого коллектива'

Социально-культурные факторы и проблемы жизнедеятельности студенческого коллектива Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
362
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GROUP / STRUCTURE OF LIFE ACTIVITY / SOCIAL FACTORS / CULTURE / SOCIALIZATION / CONFLICTS / КОЛЛЕКТИВ / СТРУКТУРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пасикова М.В., Безверхая Л.Ф.

Статья посвящена анализу закономерностей и теоретических концепций жизнедеятельности студенческого коллектива. Рассмотрен культурологический аспект развития и основное внимание уделено процессу эволюции внутриорганизационных взаимоотношений, как результату социализации и динамики изменений системы групповых ценностей. В статье также затронута социальная сфера дидактических звеньев. Речь идет о процессе построения эффективного студенческого коллектива и проблемах отношений при изменениях в ролевой структуре организации. Рассмотрены особенности различных индивидуальных стратегий при развитии конфликта в группе. Предложены пути повышения эффективности предприятия сферы образовательных услуг на основе анализа рефлексии личности студента на отведённую ей роль и построения структурно-иерархических моделей взаимоотношений в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL FACTORS AND PROBLEMS OF LIFE ACTIVITIES IN A STUDENT GROUP

The article is dedicated to an analysis of laws and theoretical concepts of students. The cultural aspect of development is considered and the main attention is paid to the process of the intraorganizational relationships evolution as a result of socialization and dynamics of changes in the system of group values. The article studies the social sphere of didactic links. The authors talk about the process of building an effective students’ group and the problems of relationships taking into account changes in the role structure of the organization. The features of various individual strategies in the development of conflict in the group are considered. The ways of improving the efficiency of an educational institution are proposed. These ways are based on the analysis of the students’ personality reflection, on the role assigned to it and on building the structural-hierarchical models of relationships in a team.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные факторы и проблемы жизнедеятельности студенческого коллектива»

3. Vinokurova V.A., Chaldyshkina N.N. Rabota social'nogo pedagoga po nravstvennomu vospitaniyu studencheskoj molodezhi s ispol'zovaniem social'noj reklamy. Social'naya pedagogika v sovremennyh social'nyh praktikah: sbornik nauchnyh statej V Mezhdunarodnogo simpoziuma. Nauchnye redaktory A.V. Mudrik, T.T. Schelina. 2015: 55 - 61.

4. Voronkova G.N. Vospitanie lichnosti v nravstvennojdeyatel'nosti: metodicheskie rekomendacii. Omskij gos. ped. in-t im. Gor'kogo. Omsk: OGPI, 2015.

5. Dvornikova I.N. Studencheskij kollektiv kak sub'ekt lichnostno-professional'nogo vospitaniya buduschego specialista. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012; 7. Available at: https://cyberleninka.ru/-article/n/studencheskiy-kollektiv-kak-subekt-lichnostno-professionalnogo-vospitaniya-buduschego-spetsialista

6. Efremov D.A. K obosnovaniyu modeli pedagogicheskogo upravleniya studencheskoj gruppoj kak kollektivom. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2008; 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-obosnovaniyu-modeli-pedagogicheskogo-upravleniya-studencheskoy-gruppoy-kak-kollektivom

7. Zhukova N.M. Metodika vospitatel'nojraboty: uchebnoe posobie. Moskva: MGAU, 2015.

8. Krivoruchenko V.K. Molodezhnaya politika: vzglyad uchenogo i praktika. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013; 2: 78 - 87.

9. Laptev I. G. Studencheskaya molodezh' kak ob'ekt duhovno-nravstvennogo vospitaniya. Gumanitarnye issledovaniya. 2016; 2 (58): 104 - 108.

10. Mel'nikova M.S. Volonterskaya deyatel'nost' kak sredstvo nravstvennogo vospitaniya molodezhi. «V druzhbe narodov - sila Rossii»: sbornik materialov po internacional'nomu i duhovno-nravstvennomu vospitaniyu shkol'nikov. Novosibirsk, 2015: 18 - 25.

11. Posoh A.V., Venner A.N. K probleme nravstvenno-'eticheskogo vospitaniya studentov (iz opyta raboty). Trudy BGTU. Uchebno-metodicheskaya rabota. 2009; 8: 173 - 175.

12. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. № 273-FZ. Prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 21 dekabrya 2012 goda, odobren Sovetom Federacii 26 dekabrya 2012 goda. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/

Статья поступила в редакцию 03.03.19

УДК 378

Pasikova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training, South Federal University (Taganrog, Russia),

E-mail: mariazueva@yandex.ru

Bezverhaya L.F., senior teacher, Department of Physical Training, South Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: lili7207@mail.ru

SOCIO-CULTURAL FACTORS AND PROBLEMS OF LIFE ACTIVITIES IN A STUDENT GROUP. The article is dedicated to an analysis of laws and theoretical concepts of students. The cultural aspect of development is considered and the main attention is paid to the process of the intraorganizational relationships evolution as a result of socialization and dynamics of changes in the system of group values. The article studies the social sphere of didactic links. The authors talk about the process of building an effective students' group and the problems of relationships taking into account changes in the role structure of the organization. The features of various individual strategies in the development of conflict in the group are considered. The ways of improving the efficiency of an educational institution are proposed. These ways are based on the analysis of the students' personality reflection, on the role assigned to it and on building the structural-hierarchical models of relationships in a team.

Key words: group, structure of life activity, social factors, culture, socialization, conflicts.

М.В. Пасикоеа, канд. пед. наук., доц. каф. физеоспитания, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог,

E-mail: mariazueva@yandex.ru

Л.Ф. Безверхая, ст. преп. каф. физеоспитания, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог, E-mail: lili7207@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Статья посвящена анализу закономерностей и теоретических концепций жизнедеятельности студенческого коллектива. Рассмотрен культурологический аспект развития и основное внимание уделено процессу эволюции внутриорганизационных взаимоотношений, как результату социализации и динамики изменений системы групповых ценностей. В статье также затронута социальная сфера дидактических звеньев. Речь идет о процессе построения эффективного студенческого коллектива и проблемах отношений при изменениях в ролевой структуре организации. Рассмотрены особенности различных индивидуальных стратегий при развитии конфликта в группе. Предложены пути повышения эффективности предприятия сферы образовательных услуг на основе анализа рефлексии личности студента на отведённую ей роль и построения структурно-иерархических моделей взаимоотношений в коллективе. Ключевые слова: коллектив, структура жизнедеятельности, социальные факторы, культура, социализация, конфликты.

При рассмотрении структуры жизнедеятельности коллектива или студенче- В большей мере индивидуальность деятельности проявляется на

ской группы можно выделить в ней три уровня: втором, когнитивном уровне - в построении иерархии понятий, идей и

- символический, знаковый (семиотический), разделяемых коллективом ценностей, в способах их перестановок и

- когнитивный - познающий, модифицирующий противопоставлений. На этом уровне важна общепринятая «картина ми- мотивационный. ра».

Первый уровень включает в себя язык общения, поведенческие модели Высший, мотивационный уровень - связан с деятельностью и коммуника-

и стереотипные сочетания: «фирменный» стиль; разнообразие атрибутики, как тивными потребностями группы, со всей совокупностью характерных сфер обще-знаков принадлежности; принятых группой норм и правил поведения. ния и взаимосочетаемых ролей.

Таблица 1

Отличия и зависимость от состояния сознания (СС) устойчивых стереотипов восприятия окружающих и обобщений

Аспекты Критерии

Характеристики восприятия (6) Наложение стереотипов Логика обобщений Креативное восприятие

Практика восприятия (5) С использованием устойчивых стереотипов (рамочное СС) С использованием творческих обобщений (измененяющееся СС) Интуитивный тип СС

Восприятие коллег другой культуры (4) Статичный, негибкий Динамичный, гибкий Диффузийное, проникающее

Восприятие опыта новых связей (3) Избирательное Объясняющее Разумеющее

Восприятие опыта, опровергающего стереотипы (2) Не признается значимым Имеет прикладное значение Интегрирующее, обобщающее

Источники стереотипов и обобщений (1) Приобретаемые Создаваемые Игнорируемые, отрицаемые

Эти уровни соединены и прямыми, и обратными связями. Высшие уровни, когнитивный и мотивационный, воздействуют на первый уровень. Элементы первого проникают на высшие уровни. Сложность процесса формирования отношений и ассимиляции культур проявляется при деятельности группы в среде, принадлежащей к другой национальной или традиционной культуре, что усложняет принятие её членами общей системы ценностей [1].

Эффективность коллектива оценивается с помощью классического критерия - соотношения между результатом деятельности и «расходами» на достижение этого результата, т. е. на основе «экономики» групповых отношений. Для того чтобы успешно развиваться в среде системы более высокого порядка, как личности, так и группе необходимо скорректировать структуру своих взаимосвязей, объединить цели, определить временной горизонт и стратегии развития.

Выводы исследования, проведённого в прошлом веке Элтоном Мэйо и его коллегами, продемонстрировали, что социальные факторы берут верх над техническими требованиями. «Великим открытием» стало открытие определяющего

мер, на раскрытие потенциала, их моральные качества, преданность делу, исполнительность, состояние физического здоровья и эмоциональное благополучие.

Особым интересом в исследовании влияния на деятельность пользуются процессы социализации, аккультурации, стабильности ценностных норм и установок (габитуса), социальной регуляции и разрешения конфликтов.

Социализация характеризуется процессом, при помощи которого индивиды, воспринимая образ действий и мышления своего окружения, интериоризируя его и интегрируя в свою личность, становятся членами группы или коллектива, внутри которых они получают особый статус или остаются в изоляции.

Индивидуализация - подразумевает активные действия, направленные на изменение поведения и культуры отношений в группе. Соотношение социализации и индивидуализации и различные типы поведения студентов, принимающих или отвергающих групповые нормы и ценности, и оказывающих различное влияние на культуру отношений отражены в таблице 2.

Согласно классической терминологии Роберта Мертона, разработанной им ещё в середине прошлого века, можно выделить пять вариантов развития вза-

Таблица 2

Матрица воздействия культуры отношений в группе на рефлексию студентов

Индивидуализация

Низкая Высокая

Социализация Высокая Конформизм Созидательный индивидуализм

Низкая Изоляция Бунт

влияния культурных факторов, таких как взаимопонимание, совместимость, чувство принадлежности, психологический климат - на производительность самой организации и труда каждого. Материальное стимулирование имело ограниченную эффективность, как и улучшение условий труда или обучения [2].

Исследования, проведённые в российских организациях также показали, что на современном этапе общественного развития культура является одним из важнейших факторов развития и повышения эффективности работы и группы, и отдельного индивидуума в коллективе. Удовлетворенность сложившимися межличностными отношениями, совместимость членов организации способствует повышению качества учёбы и совместного труда, лучшей управляемости коллективом. Так, по данным исследования, в среде с положительным климатом производительность на 0,8-4,2% выше средней, а в среде с отрицательным - на 2,5-1,8% ниже средней. Прогулы, практика самоисключения и текучесть кадров в подразделениях, где хорошая психологическая атмосфера, составляет в среднем 8,1%, а при плохой обстановке - 81%, т. е. в десять раз больше [3]. Каждый четвёртый из опрошенных считает причиной нарушения дисциплины в коллективе конфликты между руководителем и отдельными личностями. А в учебном процессе причиной нездоровой атмосферы и снижения успеваемости - являются конфликты в дидактических звеньях «личность-личность» и «личность-группа».

Т. Дил и А. Кеннеди [4] в своих исследованиях пошли дальше простого описания влияния элементов культуры на деятельность организации. Они заявили, что успешные коллективы имеют монолитную культуру, с помощью которой сотрудники объединяются, отождествляя себя со своей организацией и совместно стремясь к достижению единой цели. Менее процветающие компании имеют слабую культуру, при которой сотрудники разобщены, их преданность компании минимальна. Авторы считают, что ролевые коммуникации, культура взаимоотношений - влияют на политику компании, принимаемые решения и все виды деятельности. А, следовательно, и на ролевую рефлексию и итоговый успех коллектива и личности. Слабая культура мешает достижению целей и сдерживает развитие.

В дополнение к влияниям организационного уровня изучено воздействие культуры коммуникаций и ролевое распределение на отдельных людей. Напри-

имодействия в группе: «конформизм» - при желании адаптации; «ритуализм» -при избытке старания; противоположность действий - при «мятеже»; неприятие доминирующих ценностей - при «экстремизме»; практика самоисключения из коллектива - или «уход». Столкновение различных устоявшихся правил общения и деловых коммуникаций может также выражаться во взаимном обогащении знаниями, или в появлении большей или меньшей напряженности. Которая является фактором дезадаптации и может привести к девиантному поведению - будь то тот же «уход», конфликты или криминальные проявления.

Аспекты идентификации или социализации представлены в работах Р. Сен-золье и Д. Сегрестена. При этом наибольшее внимание уделяется культурной составляющей и социальным эффектам [5].

В рамках роли обучающей организации, социализация - это процесс введения студента в первичный коллектив, передача ему правил, норм, ценностей и навыков, становление личности при помощи общения и усвоения индивидом ценностей и установок, присущих данному коллективу. Социализация является непрерывным процессом передачи ключевых элементов культуры, принятых социальных норм и ролевых правил группы её членам, студентам, включающими в себя как официальные действия педагогов, так и неформальные методы обучающих, связанные с понятием «ролевое моделирование».

И социализация, и аккультурация, и социальная регуляция связаны - как с причиной возникновения, так и с разрешением противоречий и конфликтов, возникающих при адаптации или замене старых норм индивидуального или группового поведения. При замене старых правил взаимоотношений - на новые, личные, или общественные ценности в группе.

В случае постоянных, затяжных, неразрешаемых конфликтов, студенческий коллектив, как и любая другая организация, несёт неизмеримый ущерб в результате снижения продуктивности, качества учёбы, креативности и настроения коллектива

Например, в трудовых коллективах, по опросу Американской ассоциации менеджмента, руководители различных рангов не менее 25% времени затрачивают на урегулирование трудовых споров. Если умножить этот процент на средний заработок менеджеров, ни у кого не возникнет сомнений в грандиозности потерь от неразрешенных конфликтов [6]. А если вычесть этот процент из вре-

Таблица 3

Характерные особенности различных индивидуальных стратегий при развитии конфликта в группе

Тип стратегии

Наступательный Приспосабливающийся Оборонительный

Особенности и характеристики Обобщенность претензий. Агрессивно-девиантный подход к ведению разговора и усугубление конфликта Активный поиск точек соприкосновения. Дифференциация обвинений. Шаблонные приемы и активное отрицание фактов. Переход на личности.

Несогласие и отражение обвинений Соглашательство и поиск компромисса Готовность к полной капитуляции

Поиск и выдвижение новых контраргументов и фактов Пользующиеся успехом модели ведения разговора Не раз испытанные модели поведения для парирования аргументов

Рост сопротивления групповому авторитету (эффективен при росте личного авторитета во внешней среде) Аргументированное противостояние Минимально необходимый уровень вербального сопротивления

Интенсивный рост доли обвинений в чужой адрес и непризнание ответных Фокусировка на общих целях. Рассеивание сомнений и приглашение к мировой Локализация обвинений и раскаяние

мени обучения и усвоения знаний, ни у кого, также, не возникнет сомнений в грандиозности потерь студентами знаний, навыков и умений от внутригрупповых конфликтов.

Дискуссии на тему конфликтов всегда имеют под собой одну и ту же почву: речь всегда идет об уровне интеграции культуры личности в устоявшиеся правила и ценности группы. Георг Зиммель в своих работах говорит об обществе, как о сфере постоянного обмена между конструктивными и деструктивными силами, где несогласие является неотъемлемой частью социализации.

Однако пока одни оценивают и критикуют поведение других, их собственные действия, движения, слова и поступки тоже находятся под внимательным наблюдением. И здесь большое внимание необходимо уделить особенностям индивидуальных стратегий при развитии конфликта и процедурам регуляции, идет ли речь о законе, правилах, компромиссе или переговорах (таблица 3).

Конфликты различаются по своей интенсивности, степени осознанности участниками, природой и структурой предмета борьбы. Они могут быть более или менее жестокими. Могут быть направлены на распределение благ или на завоевание власти, на продвижение идей или изменение правил. Они могут принимать форму игры с нулевой суммой (то, что теряет один, приобретает другой), положительной (через смесь сотрудничества и столкновения), а в некоторых случаях и отрицательной суммой (есть только проигравшие). Непременно при конфронтации возникает вопрос о цене победы.

Конфликты культурных различий, негативно влияют на психологическое состояние группы, что в свою очередь снижает качество выполняемых обязанностей при учёбе. В результате, оценка деятельности группы является неудовлетворительной, что провоцирует медленный рост успеваемости и низкую эффективность обучения.

Широкий набор взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон предоставляются переговорами. Специалисты считают, что тщательно подготовленные переговоры на 50% определяют успех всей дальнейшей деятельности в звеньях «личность-группа» и «личность-личность» [7].

Проблемы жизнедеятельности студенческого коллектива могут возникнуть на различных эмоциональных и структурных уровнях - в результате выстраивания групповых отношений и социальной рефлексии личностей при распределении ролей в группе.

Для решения этих проблем возможно применение технологического цикла дидактики, в который предлагается включить проведение анализа сущностных черт личностной рефлексии с целью определить статусно-ролевую недооценен-ность студентов в группе, тормозящую рост успеваемости и жизненную динамику личности. Для этого возникает необходимость в определении проблем эффективности обучения в аспекте оценки различия, и в предложениях по решению выявленных проблем. Которые включают выбор пути повышения эффективности предприятия сферы образовательных услуг и разработку метода повышения эффективности на основе:

- анализа потери времени и качества учёбы при разрешении конфликтов и разногласий;

- оценки и выводов из существующего положения не только в дидактических звене «личность - личность» и «личность - группа», но и в звеньях «преподаватель - группа» и «преподаватель - личность»;

- возможного прогнозирования событий сотрудничества, конкуренции, либо конфликта, и их развития, анализируя рефлексию личностей на отведённые им место и роль в группе;

- управления векторами положительных, отрицательных направленно-стей и взаимодействий в ролевых моделях коллектива и социальной рефлексии личности;

- моделирования психологической совместимости, рабочей атмосферы и построения оптимальной структурно-иерархической модели взаимоотношений в коллективе.

Что, в целом, позволяет выделить и систематизировать необходимый набор социально-культурных факторов для формирования эффективного студенческого коллектива.

Библиографический список

1. Саратовцев Ю.И. Управление изменениями: учебник для ВУЗов. Москва: ЮРАЙТ, 2016.

2. Mayo E. The Social problem of an Industrial Civilization With an appendix on the political problem, London and N.Y.: Routledge, 1949.

3. Погорадзе А.А. Производственная культура. Москва: Наука, 1990.

4. Deal Terrence E. and Kennedy A.A. (1982) Corporate cultures: The rights and rituals of corporate life. Reading, Mass: Addison-Wesley.

5. Ферреоль Ж. Социология. Терминологический словарь. Санкт-Петербург: Питер, 2003.

6. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента. Санкт-Петербург: Питер, 2004.

7. Фомин ГП. Математические методы и модели: учебник. Москва: Финансы и статистика, 2001.

References

1. Saratovcev Yu.I. Upravlenie izmeneniyami: uchebnik dlya VUZov. Moskva: YuRAJT, 2016.

2. Mayo E. The Social problem of an Industrial Civilization With an appendix on the political problem, London and N.Y.: Routledge, 1949.

3. Pogoradze A.A. Proizvodstvennaya kultura. Moskva: Nauka, 1990.

4. Deal Terrence E. and Kennedy A.A. (1982) Corporate cultures: The rights and rituals of corporate life. Reading, Mass: Addison-Wesley.

5. Ferreol' Zh. Sociologiya. Terminologicheskij slovar'. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.

6. Klok K., Goldsmit Dzh. Konec menedzhmenta. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.

7. Fomin G.P. Matematicheskiemetody imodeli: uchebnik. Moskva: Finansy i statistika, 2001.

Статья поступила в редакцию 03.03.19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378.4:378.1:378

Pluzhenskaya L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia),

E-mail: l.pluzhenskaya@yspu.org

Koryakovtseva O.A., Doctor of Sciences (Political Studies), Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky

(Yaroslavl, Russia), E-mail: youth1@mail.ru

STARTING THE WAY OF INNOVATION... CONCEPTUAL MODELS OF KNOWLEDGE MANAGEMENT IN A UNIVERSITY. The subject of the article is a new understanding of problems of management of a university as a center of fundamental science, and as a personnel basis that can ensure the formation of the national innovation system. The stated problems are actualized by the processes of modernization of the Russian higher education system. The solution to the problem can be determined by one of the currently known concepts of knowledge management: the concept of closed innovation, the concept of open innovation; the concept of the triple helix; the concept of the knowledge triangle; the concept of the third mission of a university. The article discusses the basic principles of the models, their basic characteristics and conditions of use. The work focuses on the organization of scientific research by the structural units of a university and the use of the results of research and development to expand the product portfolio of goods and services and modernization of products and services provided by the educational organization, the concept of closed innovation characterized by low efficiency of the use of knowledge. The concept of the triple helix contributes to the effectiveness of universities' participation in the building the Russian national innovation system. The development strategy, based on the principles of the knowledge triangle, is focused on the development of the priority direction in university activities - the organization of innovation as a system-forming factor in the development of a university. "The third mission of a university" is that a university becomes an active participant in the processes of sectoral and regional economic development in addition to its two main functions: training and research.

Key word: knowledge management, innovative development, concept of closed innovation, open innovation concept, concept of triple helix, concept of knowledge triangle, concept of the third mission of university, strategy of management of innovative activity of university.

Л.В. Плуженская, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль,

E-mail: l.pluzhenskaya@ yspu.org

О.А. Корякоецееа, д-р полит. наук, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского,

г. Ярославль, E-mail: youth1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.