Научная статья на тему 'Развитие культурного мира студента в условиях социокультурной среды педагогического колледжа'

Развитие культурного мира студента в условиях социокультурной среды педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ МИР / КУЛЬТУРНЫЙ МИР / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / АКСИОСФЕРА / LIVING WORLD / CULTURAL WORLD / SOCIO-CULTURAL SPHERE / AXIO-SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Валентина Александровна

В статье рассматривается проблема развития культурного мира студента педагогического колледжа. Образовательная среда педагогического колледжа в условиях развития региона, характеризующегося явлениями депривации в социокультурной и экономической сферах, оказывает существенное влияние на развитие культурного мира студента и выполняет функции его социализации, инкультурации и раннего профессионализма. В статье описаны основные тенденции и сценарии развития культурного мира студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of the Students Cultural Outlook in a Socio-cultural Context of a Pedagogical College

The article deals with the problem of development of a students cultural knowledge. Educational background of a pedagogical college in the developing region which is characterized by socio-cultural and economic deprivation influences the development of a students cultural knowledge greatly and determines his socialization, joining the culture and early professionalism. The article describes main tendencies and scenarios of a students cultural knowledge development.

Текст научной работы на тему «Развитие культурного мира студента в условиях социокультурной среды педагогического колледжа»

УДК 008 ББК Ч 11

В. А. Федотова

г. Чита, Россия

Развитие культурного мира студента в условиях социокультурной среды педагогического колледжа

В статье рассматривается проблема развития культурного мира студента педагогического колледжа. Образовательная среда педагогического колледжа в условиях развития региона, характеризующегося явлениями депривации в социокультурной и экономической сферах, оказывает существенное влияние на развитие культурного мира студента и выполняет функции его социализации, инкультурации и раннего профессионализма. В статье описаны основные тенденции и сценарии развития культурного мира студента.

Ключевые слова: жизненный мир, культурный мир, социокультурная среда, аксиосфера.

V. A. Fedotova

Chita, Russia

The Development of the Student’s Cultural Outlook in a Socio-cultural Context of a Pedagogical College

The article deals with the problem of development of a student’s cultural knowledge. Educational background of a pedagogical college in the developing region which is characterized by sociocultural and economic deprivation influences the development of a student’s cultural knowledge greatly and determines his socialization, joining the culture and early professionalism. The article describes main tendencies and scenarios of a student’s cultural knowledge development.

Keywords: Living world, cultural world, socio-cultural sphere, axio-sphere

Исследования современной науки показывают наличие существенных связей между культурой и системой образования. В ситуации меняющегося социокультурного мира отчётливо проявляется потребность в ценностно ориентированном, социально активном, интеллектуально продуктивном человеке, способном к созидательному проектированию действительности. Развитие культурного мира студента становится актуальной проблемой в силу изменившихся тенденций развития среднего профессионального образования. Обеспечиваемая колледжем ранняя профессионализация подростка обретает феноменологические и аксиологические основания, детерминирующие иную для него стратегию жизнедействия, что особенно имеет значение для молодёжи регионов страны, характеризующихся явлениями депривации в социокультурной и экономической сфере.

Проблема культурного мира разработана в трудах отечественных и зарубежных учёных в различных направлениях. В социально-философском аспекте она исследована М. Хайдеггером, Ю. Хабермасом, А. Шюцем и др.; феноменологическом: Г. Гадамером, Э. Гуссерлем, В. Дильтеем и др.; социокультурном: В. С. Барулиным, В. С. Библе-ром, М. С. Каганом, Ю. М. Лотманом, В. А. Луковым, Ю. М. Резником, Е. Н. Шапинской и др.

В исследовании культурного мира студента в зарубежной и отечественной науке можно выделить несколько направлений, а именно: анализ проблем жизненного мира студентов (Х. А. Абульханова-Славская, Ю. Р. Вишневский, М. Н. Губогло, Ю. А. Зубок, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, Т. Б. Щепанская и др.); исследование вопросов культурного самоопределения студентов в субкультурном взаимодействии (О. А. Аксютина, Р. Ю. Александров, Т. С. Георгиева, Ю. В. Ирхин, Е. Л. Омельченко, А. Г. Русанова, А. И. Шендрик и др.); изучение возрастных, гендерных и социокультурных особенностей студентов подросткового возраста (Ш. Бюлер, Л. Колберг, Э. Шпрангер, В. Штерн,

Э. Эриксон); определение роли социокультурной среды учебного заведения в культурном развитии студента (А. Л. Андреев, В. А. Колесников, Е. В. Крутых, О. В. Мондонен и др.).

На основании феноменологического, социально-философского и культурологического подходов к пониманию культурного мира установлено, что в содержательном отношении он представляет собой интеграцию культурных компонентов: значений, ценностей, нормативных установок, компетентностей, определяющих поведение индивида во взаимодействии со средой. В функциональном отношении культурный мир

138

© Федотова В. А., 2011

Культурология

призван транслировать модель самоопределения, аксиосферу, рационально-нормативную картину мира.

Исследование культурного мира студента колледжа предполагает выявление социокультурных характеристик субъекта данного типа. На основе социально-психологического, аксиологического, игрового, деятельностного, коммуникативного подходов определено, что феномен студента колледжа представляет собой совокупность психолого-типологических, смысловых, ценностных, поведенческих установок индивида подросткового и раннего юношеского возраста, а также игровых, знаково-символических, коммуникативных форм его бытия, обусловленного моделью профессионального образования и социокультурными факторами жизнедеятельности. В контексте выделенных подходов концептуализация понятия «культурный мир студента колледжа» позволила раскрыть параметры взаимодействия субъективного и объективного в культурном развитии студента и выявить следующие сущностные черты его культурного мира: открытость и пластичность ценностных параметров сознания, объективированное отношение к ценности, преимущество самовыражения через коммуникативные действия, отношение к выбору профессии в конструкте «серьезной игры».

В социокультурном отношении в силу возрастных и заданных социокультурных свойств студент колледжа ориентирован на модель поведения доминирующей для него среды. Принимая во внимание то, что социокультурная среда колледжа способна быть ценностно-эмоциональным источником культурного мира студента, транслировать мотивы поведения, модель самовыражения индивида, автор исходит из позиции, что она оказывает существенное влияние на развитие студента, особенно в ситуации депривации в социокультурной и экономической сфере региона.

В настоящей статье рассматривается функциональное культурологическое значение Читинского педагогического колледжа, проектирующего социокультурную среду социализации и профессионализации студента, начиная с подросткового возраста в социально-экономических условиях Забайкальского края. Данные социологического анализа на основе Читинского педагогического колледжа свидетельствуют о том, что социальный состав студентов на 75 % состоит из представителей сельской местности, на 30-65 % детей из семей низкого уровня доходов. В среднем 40-70 % студентов являются представителями неполных семей, которые не имеют возможности как в материальном обеспечении, так и культурном развитии своих детей. Для культурного мира абитуриентов колледжа характерны обыденные, аморфные представления об образовании, взаимоотношени-

ях, ценностях культуры. Как следствие в культурном мире происходит редуцирование ценностных и морально-нравственных ориентиров, выражающееся в деструктивном поведении.

В сложившейся ситуации наиболее значимыми являются следующие функции образовательного учреждения, а именно:

1) функция «социального лифта», т. е. создание условий для качественного инновационного образования и культурного развития;

2) функция формирования культурного опыта на основе традиций, преемственности ценностей, уклада жизни учреждения;

2) функция внедрения культурных образцов, таких, как культивирование общечеловеческих ценностей, ценностей профессии, идеализация модели студента и профессионала;

3) функция проектирования, т. е. создание условий культуросозидательной деятельности субъектов педагогического процесса, способствующей себя-определению и нравственному развитию;

4) инновационная функция как способствование развитию качественного инструментария для нововведений и обновления культурного пространства и др.

Функциональное назначение колледжа предполагает использование эффективных технологий обучения и воспитания студентов. В условиях современных новационных изменений общества и образования необходим выбор таких технологий, которые могли бы соответствовать современным тенденциям развития культурного мира студента колледжа. В Читинском педагогическом колледже апробируется технология социокультурного проектирования образовательной среды. Прокомментируем основные элементы модели социокультурного проектирования колледжа.

1. Компоненты образовательной среды педагогического колледжа:

1.1. Концептуально-стратегический компонент включает программу долгосрочного развития образовательного учреждения, комплекс учебных планов и программ, направленных на развитие социальных, культурных и профессиональных компетенций. В качестве примера приведём программы культурологического цикла, а именно: «Культурный мир студента», «Художественная культура Забайкалья», «Культура народов Забайкалья» и др. Помимо программ предметных дисциплин в колледже работают программы внеучебной деятельности по трём направлениям: сопровождение учебного процесса, социальная поддержка студентов, социально значимые воспитательные проекты. Так, в первом направлении примером является программа «Интенсивная социально-психологопедагогическая адаптация студентов первого курса к условиям обучения в колледже и проживания

в городе»; во втором направлении представлены программы «Социальная координация жизнедеятельности студентов-сирот», «Студент-лидер»; в третьем направлении акцентировано внимание на программах студенческих сообществ и клубов («Горизонт», «Диалог культур», «Лира» и др.), представляющих собой весьма важный пласт формирования социально-зрелой субкультурной микросреды колледжа.

1.2. Проектно-деятельностный компонент определяет коммуникативное субъект-субъектное и субъект-объектное взаимодействие в культуросозидательной деятельности. В его основу заложена модель организации субкультурной студенческой среды колледжа, включающей сообщества нескольких направлений: дискуссионное, волонтёрское, культурно-досуговое, спортивнооздоровительное и др.

1.3. Новационно-исследовательский компонент включает инновационное моделирование социокультурной среды колледжа на трёх уровнях: проектно-инновационном (коллективная и индивидуальная опытно-экспериментальная деятельность), учебно-инновационном (управление образовательным процессом, сетевое взаимодействие) и ресурсно-инновационном (предметнодидактическое и медийное оснащение).

2. Сценарии развития культурного мира студента для различных типов поведенческой ориентации с заданными свойствами.

Первый сценарий предлагается для студентов целевой ориентации, которые характеризуются ценностной системой с преобладающими культурно-целевыми параметрами сознания. Основными мероприятиями сценария для данной группы являются проекты и акции, способствующие развитию самодетерминации индивида. Среди них отметим соорганизацию и со-управление в поле воспитательного пространства колледжа: студенческое самоуправление, организацию объ-

ектов культуросозидательной деятельности, сотрудничество со студентами других образовательных учреждений; организацию для студентов курсов дополнительной подготовки как в дистанционной форме, так и в пределах колледжа в рамках программы дополнительного образования; вовлечение в деятельность опытно-экспериментальных площадок в качестве организаторов субкультурных сообществ и мероприятий и др.

Второй сценарий представлен для студентов групповой ориентации с ролевым поведением. Особенностью культурного мира данной группы является низкий уровень активности, проблемы адаптации и самореализации. Сценарий «фасилитации», предлагаемый для них, основан на деятельностных формах самопрезентации в традиционных и новационных проектах колледжа, разрабатываемых корпоративными сообществами: «Клуб профессионалов», «Школа молодого педагога», «Школа лидера» и т. д.

Третий сценарий для студентов групповой ориентации с деструктивным поведением предполагает различные формы коррекции в развитии культурного мира. В его основе создание условий для ролевого взаимодействия, обеспечение социально значимых практик для самоидентификации (спортивные соревнования, волонтёрское движение, участие в традиционных мероприятиях), обеспечение форм диалоговых субъект-субъектных отношений, ценностного отношения к Другому и т. д.

Заданные свойства сценариев являются органичными для детерминации среды студента, посредством смыслообразующих линий которой каждый субъект «улавливает» возможности, опорные точки «собственного» сценария действия.

Таким образом, культурологические аспекты организации среднего профессионального образования позволяют избирательно создавать условия для развития культурного мира студента.

Список литературы

1. Александрова Е. А., Иванцова И. Е. Образовательное пространство и образовательная среда: сравнительный анализ // Личность в социокультурном измерении: история и современность. М.: Ин-дрик, 2007. 416 с.

2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс, 2000. 304 с.

3. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времён Возрождения и Реформации. М.: Университетская книга, 2000. 464 с.

4. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.

5. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.

6. Резник Ю. М., Смирнов, Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) М.: Ин-т человека РАН, независимый ин-т гражданского об-ва, 2002. 260 с.

7. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 377 с.

8. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003. 336 с.

Рукопись поступила в издательство 24 апреля 2011 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.