ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 316.61:316.346.32-053.6 ББК С522.6+С542.14
ГСНТИ 15.41.21
Код ВАК 19.00.05
Стрункина Татьяна Сергеевна,
аспирант, кафедра психологии и социальной педагогики, Ивановский государственный университет, Шуйский филиал;
155908, Ивановская обл., г. Шуя, ул. Кооперативная, д. 24; e-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ: ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура; общество; потребности; молодежь; социокультурные потребности.
АННОТАЦИЯ. В связи с проблемой формирования российской идентичности встает вопрос становления ценностных ориентаций, воспитания традиционных социальных и культурных ценностей и потребностей молодежи. Взаимосвязь социальных и культурных процессов в жизни человека актуализирует проблему конструирования понятия социокультурных потребностей. Каждое из этих понятий - социальные и культурные потребности - уже стало значимым в психологической и педагогической науке. Понятие социокультурных потребностей активно используется, но предметом специального психолого-педагогического исследования еще не являлось, а использовалось без определения, с принятием интуитивного понимания его сущности. Социокультурные потребности молодого поколения, находясь в фокусе становления личности и формирования ценностного сознания, приобретают особую социальную значимость. Знание ведущих потребностей современной молодежи поможет выстроить модель новых представлений, необходимых для формирования социокультурных потребностей молодого поколения. В статье представлен анализ понятия социокультурных потребностей молодежи. Обосновывается специфика социокультурных потребностей как стремления человека найти отражение культуры общества в своем бытии через непосредственное взаимодействие с социумом. Описаны особенности потребностной сферы молодежи и обоснован потенциал социокультурных потребностей в формировании российской идентичности в молодежной среде.
Strunkina Tatiana Sergeyevna,
Post-graduate Student of Department of Psychology and Social Pedagogy, Ivanovo State University (Shuya Branch), Shuya, Russia.
ON THE ISSUE OF SOCIO-CULTURAL NEEDS OF THE YOUTH: PHILOSOPHICAL-HISTORICAL ANALYSIS
KEY WORDS: culture; society; needs; youth; socio-cultural needs.
ABSTRACT. The problem of formation of Russian identity calls forth the question of consolidation of value orientations and education of traditional social and cultural values and needs of the young people. The interrelation between social and cultural processes in the life of man actualizes the problem of construction of socio-cultural needs. Each of these notions - social and cultural needs - have become meaningful both in psychological and pedagogical science. The notion of socio-cultural needs is being actively used, but it hasn't become an object of a special psycho-pedagogical research, and has been used without proper definition, with intuitive realization of its essence. Socio-cultural needs of the younger generation, which lie in the center of formation of a person and value-oriented mentality, obtain special social significance. Knowledge of the leading needs of contemporary youth may help create a model of new ideas, necessary for the formation of socio-cultural needs of the younger generation. The article analyzes the notion of socio-cultural needs of the youth and substantiates the specific features of socio-cultural needs understood as a human desire to find the reflection the culture of society in one's being through direct interaction with the society. The author describes the sphere of needs of the young people the potential of socio-cultural needs in the formation of Russian identity among young people.
Ву
> условиях формирования российской идентичности проблемы становления ценностных ориентаций, воспитания традиционных социальных и культурных ценностей и потребностей молодежи обращают на себя все большее внимание исследователей. Эти проблемы требуют системного решения, поскольку молодежь как социально-демографическая группа является одной из главных ценностей общества. От молодежи зависит будущее страны, поэтому необходимо создавать условия раз-
вития ценностно-смыслового фундамента и воспитания потребностей молодых людей.
Социально ориентированная политика государства актуализирует значимость удовлетворения социальных потребностей граждан: в образовании, в саморазвитии, полноценном досуге и т. п. Государственная культурная политика России сосредотачивает внимание на процессах просвещения граждан, в особенности, детей и молодежи, их духовного и творческого развития, воспитания патриотизма [17]. Важным момен-
© Стрункина Т. С., 2015
том культурной стратегии России выступает идея создания на всей территории страны качественной культурной среды, доступных культурных благ и равных условий для творческой деятельности [12]. Становление культуры в качестве регулятора жизни, развитие культурных потребностей граждан заложены в цели культурной стратегии.
Человек выступает субъектом культуры общества посредством самовыражения и самопознания для отбора и накопления навыков, умений, социального опыта, позволяющих ему стать полноценным членом общества. Культура выступает механизмом адаптации человека к социуму, предъявляющему ему свою систему ценностей, ограничений и норм. Для современного российского общества проблема изучения, развития, формирования социальных и культурных потребностей является особо актуальной. В связи с переплетением социальных и культурных процессов в жизни человека целесообразным видится конструирование понятия социокультурных потребностей. Каждое из этих понятий - социальные и культурные потребности - уже стали значимыми в психологической науке. Понятие социокультурных потребностей активно используется, но предметом специального психологического исследования еще не являлось, а использовалось без определения, с принятием интуитивного понимания своей сущности.
Таким образом, социокультурные потребности молодого поколения, находясь в фокусе становления личности и формирования ценностного сознания, приобретают особую социальную значимость. Инициативность или безынициативность, прогресс или регресс, творчество или конформность - проявление этих социальных явлений обусловлены ведущими социокультурными потребностями. Именно они определяют направление деятельности и жизни [16]. Знание ведущих потребностей современной молодежи поможет выстроить модель новых представлений, необходимых для формирования социокультурных потребностей молодого поколения.
Проблематика социокультурных потребностей находится на стыке смежных областей гуманитарного знания: социологии, культурологии, психологии.
Широкое отражение проблема потребностей нашла в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, В. С. Леднева, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского, А. Маслоу и других. Известные психологи создали различные классификации потребностей, вывели понятия и разграничения видов потребностей, раскрыли сущность их воз-
никновения. Опыт исследования молодежи как социальной группы нашел отражение в трудах К. Манхейма, Е. С. Баразгова, Ю. Р. Вишневского, Ю. Г. Волкова, В. И. До-бренькова, Г. Е. Зборовского, И. С. Кона, и других. Ученые отмечают противоречивый характер молодого человека, парадоксальное молодежное сознание, которое часто отличается от общепринятых норм и ценностей.
Построение понятия социокультурных потребностей молодежи мы основываем на анализе и обобщении философской, психологической и социологической литературы.
Начало становления категории «потребность» уходит корнями в античную, древнекитайскую и восточную мысль. Именно в эпоху Античности была выделена роль потребностей в жизни общества и человека, произошло разделение потребностей на идеальные и материальные. Гераклит Эфесский (544-483 гг. до н. э.), изучая социальное назначение золота, которое выполняло функции обмена, показывает, что вне потребностей невозможно познание сущности человека и его бытия. Уже тогда, рассматривая натуру человека, философы проявили интерес к ее общественной обусловленности. Так, например, считалось, что человеческие потребности - это форма зависимости человека от общества.
Фокус внимания на проблеме потребностей эпохи Античности был сосредоточен в рамках материализма. Одна часть этих воззрений была связана с эвдемонизмом и гедонизмом, основу которых составляло стремление человека к наслаждению и счастью (Демокрит Абдерский, Антифот из Афин, Эпикур). Другая их часть относилась к философско-материалистическим учениям, которые особо выделяли разграничение животных и человеческих потребностей (Платон, Аристотель, Сократ) [16].
Сократ говорил о необходимости соединения социальных и личных потребностей. Только разум, как он считал, в состоянии анализировать потребности, побеждать неразумный взгляд к жизни и неразумным потребностям. Тем самым Сократ доказал существование у человека разумных потребностей. Мудрость, справедливость, благочестие, всеблагость и добродетель должны составлять структуру нравственных принципов человека и, в конечном счете, стать его потребностью. Высшей потребностью, по мнению Сократа, является добродетель, как главная цель бытия человека, а ее главный источник - творческое начало нравственности.
Философия Древнего Китая также уделяла внимание рассмотрению человеческих потребностей. Однако биологическая и социальная природа потребностей не была
изучена, хотя осознание важной роли потребностей в жизни человека не отрицалось. Потребности не были связаны с социальным бытием человека. Утверждалось, что каждый человек может иметь только то, что определяется его способностями.
Период средневековья ставил приоритетом в изучении потребностей теологический аспект. Потребности человека изучаются в рамках учения о душе и Духе, соотносятся с Богом. Развитие потребностей связывается с таинственной связью с божественными истинами. Материальные потребности резко противопоставлены духовным. Важным отличием от античности является создание духовного мира, отличного от мифологизированного сознания. Смыс-лообразующая черта средневековья - господство церкви, как в духовной, так и в общественной жизни. Этот факт нашел свое отражение в философской мысли: материальные потребности перестали рассматриваться [14].
Средневековая философия Востока укрепляла осознание абсолютной ценности человеческого бытия, которыми является Бог и душа. Именно душа обуславливает развитие человеческих потребностей. У человека, в отличие от животных, есть душа. Таким образом, потребности человека определяют Бог и душа.
Существенный вклад в развитие и понимание феномена потребностей был сделан в эпоху Ренессанса и Нового времени. Этот период характеризуется возвращением к наследию античности, а также более глубоким пониманием сущности человека. Социальные и экономические отношения того времени сложились таким образом, что представления о потребностях изменились. Были выделены связки потребностей: материальные и духовные, социальные и нравственные, познавательные и интеллектуальные. Потребности были опосредованы природой, их изучением занимались материалисты-просветители. Часто философы не могли конкретно выделить те или иные потребности, строго разграничить их. Так Томас Гоббс, основываясь на теорию равенства способностей, представил положение о равенстве надежд на достижение целей. Если два человека одновременно хотят одну и ту же вещь, которой вдвоем обладать они не могут, то они становятся врагами. Это говорит о том, что удовлетворению человеческих потребностей мешают три основные причины: недоверие, соперничество, жажда славы. Жан Жак Руссо видел связь между потребностями и умственным развитием народа, утверждал, что потребности основываются на природе и обстоятельствах жизни.
Проведенный анализ показал, что в период Ренессанса и Нового времени философам не удалось прийти к одному мнению в толковании феномена потребностей и причин их возникновения.
Немецкую классическую школу философии тоже не обошла стороной проблема потребностей. Здесь особое место отводилось выделению духовных и биологических потребностей. Взгляды на природу в этот период отражаются в материалистической теории, основанной на идеях античной философской мысли, воззрениях Возрождения и Нового времени. Анализируя духовные потребности, развивается осмысление единства духовных и чувственных потребностей. В это время было Гегелем сделано открытие о непрерывности процесса возникновения и изменения потребностей. Также появляется классификация потребностей с выделением их различных видов по форме и по содержанию. Гегель не создал законченную классификацию потребностей, но выделил духовные и материальные потребности, подчеркивая важность первых для человека. Ученик Гегеля Людвиг Фейербах объяснял потребности с точки зрения естественной, материальной природы человеческого организма
К. Маркс выявил закон возвышения потребностей: биологические потребности являются исходными, первичными стимулами человеческой деятельности. Более сложные социальные потребности, также требующие удовлетворения, возникают на основе биологических потребностей. Размножение философ рассматривает как удовлетворение личных потребностей (биологических и социальных), а также общую потребность всего человечества. Завершая свою классификацию, К. Маркс выделил материальную связь между людьми, возникающую в процессе производства и потребления независимо от их воли и сознания. Эта связь вызвана человеческими потребностями и способом производства материальных благ. Таким образом, концепция Маркса устанавливает зависимость между биологическими и социальными, духовными и материальными, личными и общественными потребностями [3].
К вопросу классификации потребностей обращались известные исследователи в сфере психологии. А. Маслоу - яркий представитель гуманистического направления -создал теорию пирамиды потребностей, разделив все потребности на пять уровней: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении, потребность в самоактуализации [6]. Позднее он добавил еще две высшие потребности:
познавательные и эстетические. Социальные потребности Маслоу рассматривает как потребности в принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство социального взаимодействия, поддержки и привязанности. Это потребность в любви. В основном, эта потребность возникает после удовлетворения физиологических потребностей и потребности в безопасности. Актуализируясь, потребность в любви вызывает у человека нехватку друзей, отсутствие любимых и близких людей. Он начинает стремиться к теплым дружеским отношениям, хочет быть частью социальной группы, чтобы найти там такие отношения. Маслоу подчеркивает, что невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности может привести в дезадаптации и даже к более серьезной патологии [8]. Культурные потребности в теории Маслоу можно увидеть в эстетических и познавательных потребностях. К эстетическим потребностям относится стремление к гармонии, порядку, красоте. Познавательные потребности выражаются в желании знать, уметь, исследовать.
Г. Салливен - видный представитель неофрейдизма - считает социальной потребностью врожденную потребность в безопасности. Удовлетворение только лишь органических потребностей ребенка должно сопровождаться нежным соучастием взрослого. Социальное здесь выступает в возникающей системе межличностных отношений, которые существуют с момента рождения.
Известный психиатр-терапевт К. Роджерс в своем индерективном подходе обозначает, что развитие личности способствует превалированию потребности в одобрении и уважении других людей над потребностями организма.
С. Б. Каверин, проанализировав классификации потребностей [5], предложил свой вариант. К социальным потребностям в матрице Каверина можно отнести потребности социогенного характера. Это потребности в самоутверждении, в общении, в познании и в самовыражении. Социогенные потребности формируются, по словам Каверина, как бы сами собой, без воспитательных воздействий, как результат социализации.
В результате анализа и обобщения научных источников стало возможным установить, что социальные потребности, в отличие от культурных потребностей, раскрыты достаточно полно. Некоторые авторы проводят параллель между культурными и духовными потребностями [2], сводя их формирование к принятым в обществе обычаям, традициям, материальному благосостоянию населения, уровню развития техники и т. п.
Итак, социальные потребности - это потребности в общении, социальном обслуживании, в самореализации, в альтруизме, в свободе, в дружбе, в одобрении окружающих или стремление к власти и др. Культурные потребности - потребности в образовании, освоении художественных ценностей, духовном развитии. Социальные и культурные потребности во многом зависят от культурной среды, тесно переплетаются с ее разумом и между собой, социальным статусом и уровнем образования, общим развитием личности [10].
Таким образом, одной из отличительных особенностей, установленных в ходе изучения генезиса понятий, является тот факт, что социальные потребности могут рассматриваться как врожденные, а культурные - формируются и развиваются в результате воздействия культуры на человека.
Рассматривая синтез социальных и культурных потребностей, о необходимости которого говорилось ранее, мы приходим к построению понятия социокультурных потребностей личности. В психологии мы не нашли четкого определения этого понятия, однако, оно встречается в сфере образования, религии, досуга. Социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде по мере взросления человека.
Социокультурные потребности исключительно разнообразны. Вбирая в себя социальную и культурную среду, они сопутствуют человеку в течение всей его осознанной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи подвластными общественным трансформациям новых условий жизни, уровню образования, социального окружения, моды и др. [1].
Следует отметить, что потребности видоизменяются на протяжении жизни человека, в зависимости от принадлежности его к определенной возрастной группе. На протяжении всего ХХ века учеными велись серьезные и активные попытки понять и трактовать понятия «молодежь», «молодость» и «молодое поколение». Сначала молодежь представляли как категорию «не взрослых», затем выделили ее в самостоятельную социально-демографическую группу, и, наконец, признали ее социокультурным феноменом. В 1974 г. С. Н. Иконникова писала: «Пока следует говорить скорее о необходимости такой теории, нежели о ее наличии» [9, с. 12], а в 1999 г. В. В. Павловский заявил о том, что возникла новая, базовая наука о молодежи - ювенология [12].
Термин «молодежь» окончательно сформировался как значимое явление в начале ХХ века и обрел определенную социокультурную автономность. Молодежь отлична более высокой активностью и динамич-
ностью, она открытая инновациям и меньше привязана к традициям. Молодежь, в отличие от других возрастов, более ориентирована на будущее, на преобразование и поиск нового. Но этот возраст таит в себе скрытое противоречие: ощущение дефицита важных ресурсов культуры и общества в противовес специфике современной культуры.
Молодежь как субъект духовных и социальных отношений имеет свои особенности и специфику. Наиболее важными среди них являются социализация, гражданское и профессиональное становление. Поиски своей стези в новых социальных и экономических условиях, ориентир на быстрые шаги по карьерной лестнице, и в то же время противоречащая им усиливающаяся социальная неадаптивность - все это определило специфичный характер социокультурных потребностей молодого человека, а также его личностной сущности [13]. Практика показывает, что врожденные биологические и психологические предпосылки освоения мира человека являются лишь отправной точкой становления личности. В этом процессе важную роль играют социальные институты культуры и образования [11]. Именно они способствуют передаче социального и духовного опыта других поколений, формированию молодежью своих актуальных ценностей, убеждений и осознанию своих потребностей и интересов, то есть формированию богатого духовного мира. Стойкие жизненные установки - наиважнейшее условие адаптации юношества в сложном современном мире [14].
Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопутствуют у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения, что отражается в социокультурных потребностях.
Таким образом, к изучению категории «потребность» на протяжении всей истории научной мысли поддерживался интерес, однако со стороны мыслителей разного времени наблюдалась противоречивость точек зрения и подходов к пониманию проблемы. Потребности человека выступают в качестве цельной развивающейся системы, обусловленной способом производства и оказывающей влияние на способ производства. Переплетаясь, культурные и социальные потребности образуют социокультурные потребности, возникновение которых возможно только в социокультурной среде.
На основе анализа и обобщения нами сформулировано понятие социокультурных потребностей как потребностей, характеризующихся стремлением человека найти отражение культуры общества в своем бытии через непосредственное взаимодействие с социумом [16]. Это те потребности, развитие которых ставит важной задачей политика государства.
Потребности молодежи имеют свои отличия от других возрастных групп. Проходя через призму мировоззрения, становления идеалов, они базируются на ценностях молодых людей, которые пока еще остаются подвижными и активно меняющимися.
Социальная среда и культура являются важнейшими факторами развития человека, его качеств, способностей, свойств, социокультурных потребностей. Но человек не является инертным объектом влияния этих сфер, он сам активно действует на них, выборочно относится к внешним стимулам и предполагаемым нормам поведения. Человек принимает участие в преобразовании и усовершенствовании социальной среды и культуры, что приводит к изменениям в нем самом, его духовной и физической природы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуализация потенциала социокультурной сферы: монография / под ред. Е. А. Шмелевой. Шуя : ШГПУ, 2012.
2. Гайнутдинова Е. В. Основные психологические подходы в развитии теории потребностей // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2003. № 1. С. 171-180.
3. Ефремов Г. А. Модель универсального потребителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2010. Т. 1. №8.
4. Зотова А. Ф., Миронова В. В., Разина A.B. Философия : учебник. М. : Академический Проект; Трик-ста, 2004.
5. Каверин С. Б. Мотивация труда. М. : Институт психологии РАН, 1998.
6. Кравченко А. И. Психология и педагогика : учебник. М. : Проспект, 2010.
7. Лисовский В. Т. Социология молодежи : учебник. СПб. : Санкт-Петерб. ун-т, 1996.
8. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. 3-е изд. СПб. : Питер, 2006.
9. Павловский В. В. Ювенология: проект интегративной науки о молодежи. М. : Академический проект, 2001.
10. Петров Л. И. Потребность как предмет социокультурной рефлексии // Омский научный вестник. 2012. №3. С. 238-242.
11. Печко Л. П. Культура человека и ее становление в филогенезе и онтогенезе // Педагогическое образование в России. 2009. №2. С. 62-72.
12. России требуется стратегия культурной госполитики // Официальный сайт партии «Единая Россия». URL: http://er.ru/news/126433.
13. Стрункина Т. С. Клубы по месту жительства как территория для досуговой деятельности детей с ОВЗ // Научный поиск. 2014. №4.2. С. 16-17.
14. Стрункина Т. С. Социологическое исследование уровня толерантности в молодежной среде в г. Шуя // Научный поиск. 2014. №2.1. С. 67.
15. Стрункина Т. С., Шмелева Е. А. Конструирование понятия социокультурных потребностей личности // Студенческий научный форум : мат-лы VII Междунар. студ. электронной науч. конф. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1232/11878.
16. Топчий Р. А., Шелехов. И. Л. Оценка первоисточников научной психологии в истории мировой философии с периода Античности до начала XX века // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2013. №6. С. 190-196.
17. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014 № 808 / / Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52. Ст. 7753.
18. Шмелева Е. А. Психолого-педагогические основы развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 3(1). С. 12-18.
LITERATURE
1. Aktualizatsiya potentsiala sotsiokul'turnoy sfery: monografiya / pod red. E. A. Shmelevoy. Shuya : ShGPU, 2012.
2. Gaynutdinova E. V. Osnovnye psikhologicheskie podkhody v razvitii teorii potrebnostey // Kas-piyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura. 2003. № 1. S. 171-180.
3. Efremov G. A. Model' universal'nogo potrebitelya // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i es-testvennykh nauk. M., 2010. T. 1. №8.
4. Zotova A. F., Mironova V. V., Razina A.B. Filosofiya : uchebnik. M. : Akademicheskiy Proekt; Trik-sta, 2004.
5. Kaverin S. B. Motivatsiya truda. M. : Institut psikhologii RAN, 1998.
6. Kravchenko A. I. Psikhologiya i pedagogika : uchebnik. M. : Prospekt, 2010.
7. Lisovskiy V. T. Sotsiologiya molodezhi : uchebnik. SPb. : Sankt-Peterb. un-t, 1996.
8. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' / per. s angl. 3-e izd. SPb. : Piter, 2006.
9. Pavlovskiy V. V. Yuvenologiya: proekt integrativnoy nauki o molodezhi. M. : Akademicheskiy pro-ekt, 2001.
10. Petrov L. I. Potrebnost' kak predmet sotsiokul'turnoy refleksii // Omskiy nauchnyy vestnik. 2012. №3. S. 238-242.
11. Pechko L. P. Kul'tura cheloveka i ee stanovlenie v filogeneze i ontogeneze // Pedagogicheskoe ob-razovanie v Rossii. 2009. №2. S. 62-72.
12. Rossii trebuetsya strategiya kul'turnoy gospolitiki // Ofitsial'nyy sayt partii «Edinaya Ros-siya». URL: http: //er.ru/news/126433.
13. Strunkina T. S. Kluby po mestu zhitel'stva kak territoriya dlya dosugovoy deyatel'nosti detey s OVZ / / Nauchnyy poisk. 2014. №4.2. S. 16-17.
14. Strunkina T. S. Sotsiologicheskoe issledovanie urovnya tolerantnosti v molodezhnoy srede v g. Shuya / / Nauchnyy poisk. 2014. №2.1. S. 67.
15. Strunkina T. S., Shmeleva E. A. Konstruirovanie ponyatiya sotsiokul'turnykh potrebnostey lichno-sti // Studencheskiy nauchnyy forum : mat-ly VII Mezhdunar. stud. elektronnoy nauch. konf. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1232/11878.
16. Topchiy R. A., Shelekhov. I. L. Otsenka pervoistochnikov nauchnoy psikhologii v istorii mirovoy filosofii s perioda Antichnosti do nachala XX veka // Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta. 2013. №6. S. 190-196.
17. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy po-litiki» ot 24.12.2014 № 808 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2014. № 52. St. 7753.
18. Shmeleva E. A. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy razvitiya innovatsionnogo potentsiala studen-tov i molodykh uchenykh // Vestnik NNGU im. N. I. Lobachevskogo. 2013. № 3(1). S. 12-18.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Е. А. Шмелева.