Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕРАКЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕРАКЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРАКЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СФЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СВЕРСТНИК / ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / SOCIAL INTERACTION / INTERPERSONAL INTERACTION / SPHERES OF INTERACTION / PRESCHOOL CHILDREN / PEER / CHILDREN COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна

В статье раскрывается сущность понятия «социальная интеракция», указаны виды социальной интеракции, рассмотрены составляющие эффективной интеракции, представлены стадии развития социальной интеракции у детей дошкольного возраста, описаны особенности и сферы межсубъектного взаимодействия детей в дошкольные годы, перечислены отличительные особенности интеракции детей дошкольного возраста со сверстниками, дана характеристика детскому коллективу, раскрыто значение и влияние детского коллектива на становление личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIAL INTERACTION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CHILDREN'S TEAM

The article describes the essence of the concept of «social interaction», lists the types of social interaction, considers the components of effective interaction, presents the stages of development of social interaction in children of preschool age, describes the features and areas of interpersonal interaction of children in preschool years, lists the distinctive features of interaction of children , the characteristic of the children's collective is given, the meaning and influence of the children's collective on the formation of the child 's personality are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕРАКЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

первую очередь проанализировали учебные планы, с целью определения возможности поликультурного образования как дисциплин, входящих в базовую часть, так и в его вариативную часть.

Анализ показал, что в основном предметы, направленные на подготовку будущих педагогов начальной школы, характеризуются гуманитарным уклоном. Учебным дисциплинам свойственен значительный дидактический потенциал в подготовке учителей к осуществлению поликультурного образования младших школьников.

В ходе исследования нами был разработан алгоритм подготовки студентов к осуществлению поликультурного образования младших школьников.

Первый шаг - освоение знаний. Освоение теоретических знаний студентами о поликультурном образовании возможно за счет обновления содержания изучаемых дисциплин. Необходимо введение в дисциплину модуля, способствующего формированию представлений об особенностях исторического развития каждой нации, проживающей на территории республики Северная Осетия, постичь культуру, народный уклад , народные обычаи, традиции и т.д.

Второй шаг - эмоциональное переживание. Данный шаг направлен на формирование чувства любви к Родине, малой Родине, гордости за принадлежность к конкретной нации, близости к родному краю, ответственности за его будущее.

Третий шаг - создание поведенческих этнических моделей. Используя в качестве примеров тексты художественных произведений, в которых описывается героизм персонажей, жизнь выдающихся людей, отстаивавших интересы родного народа, защищавших его моральные и культурные ценности, всю народную культуру, можно создать базу народных поведенческих моделей.

Выводы. Итак, в основе каждого шага подготовки будущих учителей к осуществлению поликультурного образования младших школьников лежало содержательное наполнение учебных предметов. При этом мы учитывали национальный состав, уровень развития обучающихся и специфику их умственной деятельности.

Если личность не самоидентифицировалась, она не способна уважительно относиться к другим культурам, также не способна принять и ценности культуры отдельно взятых людей, значит, не способна и к открытому, мирному диалогу с представителями иной национальной культуры. Поликультурное образование воспитывает каждого человека как представителя (носителя) своей национальной культуры и языка, знающего свои корни, уважающего их и принимающего культуру других людей, толерантно относящегося к их традициям и обычаям.

Литература:

1. Башмакова, Н.И. Направления развития профессиональной подготовки в гуманитарном вузе в условиях поликультурной социально-образовательной среды / Н.И. Башмакова, Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3 [Электронный ресурс] - URL: http://www.scienceeducation.ru/117-13459 (дата обращения: 19.10.2019).

2. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 113-115. https://elibrary.ru/item.asp?id=15501378

3. Буттаева А.М., Специфика духовного бытия человека в условиях бар поликультурной среды [Текст]: трос автореф. дис. на соиск. учен. канд. философ. наук / А.М. Буттаева, 09.00.11. Махачкала, 2003, 162 с.

4. Зембатова Л.Т. Проблема формирования национального самосознания младших школьников в условиях региона. Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования», №5 (72), 31 октября, 2018, С. 169-171.

5. Суровцовой Е.И. Поликультурная среда образовательной организации как феномен современной духовной жизни общества [Текст] / Е.И. Суровцова // Педагогическое образование в России. 2014. № 7. С. 162-164

Педагогика

УДК 372.32

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕРАКЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «социальная интеракция», указаны виды социальной интеракции, рассмотрены составляющие эффективной интеракции, представлены стадии развития социальной интеракции у детей дошкольного возраста, описаны особенности и сферы межсубъектного взаимодействия детей в дошкольные годы, перечислены отличительные особенности интеракции детей дошкольного возраста со сверстниками, дана характеристика детскому коллективу, раскрыто значение и влияние детского коллектива на становление личности ребенка.

Ключевые слова: социальная интеракция, межличностное взаимодействие, сферы взаимодействия, дети дошкольного возраста, сверстник, детский коллектив.

Annotation. The article describes the essence of the concept of «social interaction», lists the types of social interaction, considers the components of effective interaction, presents the stages of development of social interaction in children of preschool age, describes the features and areas of interpersonal interaction of children in preschool years, lists the distinctive features of interaction of children , the characteristic of the children's collective is given, the meaning and influence of the children's collective on the formation of the child 's personality are revealed.

Keywords: social interaction, interpersonal interaction, spheres of interaction, preschool children, peer, children collective.

Введение. С момента своего существования человек находится в окружении других людей. С первых секунд своей жизни он становится субъектом социума, участником межличностного взаимодействия, который приобретает первичные навыки коммуникации задолго до того, как начнет разговаривать.

Поскольку человек является социальным существом, то его развитие подчинено не только биологическим, но и общественным законам, которые, в свою очередь, формируют его как полноценного субъекта многоуровневых общественных взаимоотношений. В процессе межличностного взаимодействия человек наследует, приобретает конкретный опыт социальной направленности, который через призму субъективной перцепции усваивается и преобразуется в неотъемлемую составляющую его существования. Развиваясь под общественным влиянием, индивид приспосабливается и выполняет определенные функции, обязанности, регулирует и отвечает за свою поведенческую деятельность и поступки, тем самым становится неотъемлемой составной общественного пространства.

Анализ научной литературы показал, что проблема социальной интеракции исследовалась в следующих направлениях: концепция коммуникативной деятельности дошкольников (З. Богуславская, Л. Галигузова, И. Маврина, М. Лисина, А. Рузская, Е. Смирнова, В. Утробина и др.); коммуникативно-речевое общение детей (А. Богуш, О. Гаврилушкина, М. Лисина, Н. Луцан, И. Луценко, Л. Калмыкова, Т. Пироженко, Н. Шилина и др.); взаимодействие воспитателя и детей (Е. Панько, Я. Коломинский и др.). Ученые отмечают тесную связь общения с различными видами деятельности и общей жизнедеятельностью ребенка.

По данным исследований М. Лисиной, на протяжении дошкольного возраста потребность в интеракции со сверстниками в детском коллективе возрастает и к старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером.

Изложение основного материала статьи. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни человека, фундаментом становления и развития базовых взаимоотношений с окружающими, знакомства с основными сферами жизнедеятельности, с обществом в целом. Приобретение ребенком (самостоятельно и под руководством близких взрослых, воспитателей и других людей) первоначального опыта социального взаимодействия имеет значение для раскрытия и проявления его возрастного потенциала, последующей подготовке к школьному обучению, к продуктивной деятельности и интеракции с социумом, а в последующем к взрослой жизни.

Интеракция в переводе с английского языка interaction, лат. inter - между и actio деятельность, рассматривается как взаимодействие, взаимовлияние людей или группы лиц друг на друга и рассматривается как межсубъектная коммуникативная деятельность («обмен символами»). В качестве важнейшей особенности интеракция определяется как умение субъекта общения «принимать роль другого» и адекватно представлять себе, как его воспринимает партнер по общению [14, c. 86].

Интеракция - взаимодействие людей или групп друг на друга как своеобразный социальный диалог. Впервые понятие «интеракция» было предложено американским философом и социологом Дж. Г. Мидом в 1960-е гг., которые рассматривал данное понятия с точки зрения взаимодействия между людьми, предполагающее определенное взаимовлияние в процессе реализации совместной деятельности. Также, им было отмечено, что непосредственными составляющими эффективной интеракции, которые сопровождают данный процесс, выступают обмен информацией, опытом, взглядами, достижение взаимопонимания, становление себя на место (роль) партнера (увидеть ситуации глазами другого), построение единой линии планирования или стратегии. Дж. Г. Мид также в своих исследованиях рассматривает особенности неэффективной интеракции, которая сопровождается такими явлениями как конкуренция или конфликты, где каждый субъект взаимодействия в процессе коммуникации отстаивает свою позицию и мнения, пренебрегая точкой зрения собеседника, не пытается понять и почувствовать его [4].

По данным социолога П. Сорокина феномен социальной интеракции имеет определенные опорные точки, такие как: наличие минимум двух людей, осуществляющих взаимодействие; в процессе коммуникации происходит учет невербальных средств общения (уделяют внимание мимике, жестам, позе, действиям), которые способствуют лучшему восприятию партнера; позиция, чувства, мысли, мнения должны перекликаться у всех субъектов социальной интеракции. Выделяют также вербальную и невербальную интеракции [9, с. 207].

В составе вербальной интеракции присутствуют такие механизмы как: наличие непосредственного речевого воздействия на собеседника (учитывается тембр, тон голоса, мелодичность и экспрессивность речи); происходит передача и обмен информацией и опытом с последующей реакцией и откликом собеседника на полученную информацию (комментирование, высказывание свой точки зрения и отношения к услышанному или ситуации). Основой невербальной интеракции выступает знаковая система общения (проксемика), она ориентирует коммуниканта на позы, которые демонстрирует партнер при общении (закрытая, открытая, напряженная, расслабленная и т.д.), учитывая его положение в пространстве (захват территории или использование минимума пространства), а также синхронность и подстройка собеседника в использовании мимики, жестов, позы тела и т.д.

Таким образом, социальная интеракция - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем, приравнивается к коммуникативному поведению, куда включена передача информации, получение, реакция на нее, ее переработка и возврат ее, а так же реакция на новую информацию первого лица.

Взаимодействие ребенка с окружающими является непосредственным источником его психического развития. От того, насколько оно будет полным и многогранным, зависит в конечном счете индивидуальный психологический портрет человека, его жизненный потенциал.

Социальная интеракция в дошкольный период является для ребенка тем фундаментом, на основе которой формируются все его остальные личностные образования: отношение к себе (А. Запорожец, М. Лисина, Е. Савонько, Р. Стеркина), к другим людям (Х. Бедельбаева, Е. Смирнова), а также к предметной деятельности (С. Корницкая, Т. Сорокина).

Рассматривая особенности социальной интеракции среди дошкольников, ряд ученых (М. Лисина [3], А. Рузкая [6], О. Смирнова [7] и др.) в русле концепции коммуникативной деятельности выделяет две сферы взаимодействия: с взрослыми и со сверстниками.

Опыт социальной интеракции с окружающими взрослыми или ровесниками является тем самым базисом, необходимым для полноценного формирования индивидуума, становление его самосознания в детском возрасте.

Элементы межличностной интеракции отражены в системной структуре объективных взаимоотношений, которые выстраиваются среди людей в их общественной жизни. Для полноценного развития и формирования

ребенка дошкольного возраста необходимы отношения как со взрослыми так и контакты конструктивного характера со сверстниками.

Специфика общения со сверстниками имеет ряд характерных отличий от общения со взрослыми. В своих исследованиях ученые М. Лисина [3] и А. Рузская [6] выделяют некоторые характерные отличительные особенности. Сравнивая две сферы взаимодействия, ученые отмечают, что общение с ровесниками более разнообразно в применении и выборе коммуникативных действий, нестандартных и нерегламентированных средств общения, насыщеннее в эмоциональном плане, где инициативные действия преобладают над ответными и т.д.

Следовательно, мир дошкольников уже не ограничен рамками семейных взаимоотношений и значимые для него люди теперь - это не только его ближайшие родственники, а также и другие дети, сверстники. В процессе того как ребенок взрослеет, наиболее актуальными и существенными для него становятся отношения со сверстниками. Почти во всех группах дошкольного учреждения, независимо от возраста, разворачивается непростой, напряженный сценарий социальной интеракции детей.

Развитие социальной интеракции дошкольников проходит несколько стадий. На первой стадии, которая охватывает детей двух - четырех лет, сверстник выступает как партнер по чувственно - практическому взаимодействию, которое основывается на подражательной деятельности и «эмоциональной заразительности». Потребность в соучастии сверстника выражается в одновременных и одинаковых действиях детей и является главной коммуникативной потребностью.

Вторая стадия охватывает возраст от четырех до шести лет. В этот период возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. В отличии от соучастия, сотрудничество предполагает распределение игровых ролей и функций, учет действий и воздействий партнера. Совместная деятельность становится содержанием общения. На этом этапе возникает необходимость и потребность в признании и уважении сверстника.

На третьем этапе (в 6-7 лет) взаимодействие с ровесниками носит внеситуативный характер, где сущность коммуникации отходит от наглядной ситуации, и на передний план выступают устойчивые избирательные предпочтения среди дошкольников.

В своих исследованиях Р.А. Смирнова [8] и Р.И. Терещук [10] экспериментально доказали взаимосвязь возникновения избирательных привязанностей и предпочтений детей на основе непосредственной интеракции. Описано, что дошкольники отдают предпочтение тем детям, которые способны адекватно удовлетворить их потребности во взаимодействии, доброжелательном внимании и уважении.

Таким образом, рассматривая процесс становления социальной интеракции детей, возможно, четко отметить основные тенденции построения систем взаимодействия в дошкольный период. Со временем наблюдаются изменения в приоритетных направлениях коммуникации. С первых дней жизни у ребенка ярко выражена потребность во взаимодействии с взрослыми, которые создают разнообразные коммуникативные ситуации и выступают их инициаторами. Позднее, уже с раннего возраста ребенок сам становится инициатором контактов с взрослыми, а начиная со среднего и в старшем дошкольном возрасте ребенок переориентируется на своего сверстника.

Постепенно развивается образование «детского коллектива», который предполагает свою специфику межгруппового взаимодействия, общения детей друг с другом.

Проблема детского коллектива и взаимоотношения детей в группе изучалась в различных направлениях: коллектив как средство воспитания детей и подростков (А. Куракин, А. Макаренко, Л. Новикова, В. Сухомлинский); проблемы взаимодействия личности и коллектива (И. Иванов, Б. Лихачев); сущность и содержание коллективных взаимоотношений (В. Залогина, Т. Маркова, В. Нечаева, Л. Пеньевская).

Г. Андреева группу детского сада рассматривает как первую детскую организованную малую группу, оказывающую наряду с семьей определяющее влияние на становление личности дошкольника. На этом этапе у ребенка появляются начальные коллективистские отношения со сверстниками, в это же время определяются первые контуры детского коллектива [1, с. 19].

Малая или контактная группа определяется социальными психологами как «группа, все члены которой находятся в процессе взаимодействия, непосредственном контакте друг с другом» [1]. А. Усова определяет группу детского сада как первичную социально-психологическую общность, первое «детское общество [12]. В различных словарях коллектив - это группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами [5, с. 260]; коллектив как совокупность людей, объединенных общей работой, учебой, интересами [11, с. 406]; коллектив - относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Коллектив объединяет интересы индивида и общества [13, с. 311]. Таким образом, коллектив - это группа людей, объединенных каким-либо общим делом, интересом, при этом коллектив оказывает влияние на индивида, а индивид на коллектив.

Взаимоотношения детей различных дошкольных возрастов в группе детского сада отражены во многих педагогических исследованиях (Л. Артемова, А. Арушанова, В. Воронова, В. Горбачева, Р. Жуковская, Р. Ибрагимова, Д. Менджерицкая, В. Нечаева, Р. Римбург и др.). Авторы пришли к выводам, что в детском саду в процессе коллективной деятельности и общения ребята усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками, у них складываются те или иные способы поведения, постепенно закрепляющиеся как более или менее устойчивые нравственные качества личности.

С младенчества ребенок включен не только в непосредственную коммуникативную деятельность, общение с окружающими, но и в опосредованное общение: через печатанную продукцию, теле-радио системы и прочее. Дети со временем овладевают способами коммуникации. После трех лет речевая деятельность становится основным средством взаимодействия со сверстниками. Н. Аникеева считает, что между тремя и четырьмя годами контакты со сверстниками делаются более частыми, складываются первые детские взаимные привязанности. Начиная примерно с трех лет, девочки и мальчики предпочитают играть отдельно, что можно рассматривать, как, признак того, что общение для них становится средством полоролевого научения [2].

К старшему дошкольному возрасту, как отмечает Е. Смирнова, сверстник становится для ребенка не только предпочтительным партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самопознания, но неотъемлемой стороной его самосознания, субъектом обращения его целостного, неразложимого «Я». Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему, превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения детей. У

старших дошкольников развивается мотивация общения, впервые открыто проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от этих оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, подчеркивает Е. Смирнова, определяют формирующие взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело [7].

Итак, группа детского сада рассматривается как первичный коллектив, в котором формируются определенные взаимоотношения между детьми. Взаимоотношения в коллективе могут быть как положительными, так и отрицательными, однако все они основаны на речевом общении детей по поводу совместной деятельности.

Выводы. Исходя из вышесказанного необходимо отметить, что межличностное взаимодействие играет существенную роль в развитии психики детей. В результате социальной интеракции ребенок приобретает знания об объектах, предметах, явлениях окружающих его, знакомится и получает информацию об особенностях, свойствах и их функциях.

В процессе межличностного взаимодействия ребенок приобретает интерес к познавательной деятельности. Так, в ходе непосредственной коммуникации с окружающими человек получает возможность узнать специфику социального окружения, нормы и манеры поведения в социуме, его индивидуальные преимущества и недостатки, отношение и взгляды других людей на окружающую действительность и так далее. Взаимодействуя как с взрослым так и с ровесником, ребенок практикуется в умении контролировать собственное поведение, учится корректировать свои действия и деятельность, а также регулировать поведение окружающих.

Также в процессе социальной интеракции развивается и формируется эмоциональная сфера детей дошкольного возраста. Полный диапазон весь спектр специфических эмоций, присущих людям, появляется в процессе социальной интеракции или взаимодействия со сверстниками и взрослыми. А степень социальной интеракции находится в прямой зависимости от того на сколько ребенок умеет строить межсубъектные взаимоотношения со сверстниками, в его индивидуальном умении находить конструктивны решения из возможных ситуаций конфликтного характера, от степени сформированности социально-коммуникативной компетентности, от специфики детско-родительских взаимоотношений, проявляющихся в многообразных тенденциях родительского воспитания, что, бесспорно, находит отражение в дальнейшем становлении и социализации личности ребенка дошкольника.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

3. Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни / В кн.: Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. - М.: МПСИ, 2005. - С. 148-168.

4. Мид Джордж Герберт (1863-1931). Философия настоящего / Джордж Герберт Мид; пер. с англ. В. Николаева, В. Кузьминова. - Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014. - 271 с.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 сл. / С.И. Ожегов / [под ред. Н.Ю. Шведовой]. - М. : Рус. яз., 1987. - 797 с.

6. Рузкая А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 211 с.

7. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие / Е.О. Смирнова - М.: Academia, 2000 - 151 c.

8. Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Р.А. Смирнова. - Москва, 1981. - 199 с.

9. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / Питирим Сорокин; пер. с англ. В.В. Сапова. - Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000. - 1054 с.

10. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников / Р.К. Терещук; Отв. ред. А.Г. Рузская; М-во нар. образования МССР, НИИ педагогики Кишинев: Штиинца, 1989. - 99 с.

11. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Русские словари, 1994. Т.1. - 1423 с.

12. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1976. - 142 с.

13. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1985. - 308 с.

14. Этнопсихологический словарь / Ред. В.Г. Крысько. - М.: МПСИ, 1999. - 343 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.