Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2171
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАВЫК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ / INTERACTION / INTERACTION SKILL / INTERACTION WITH PEERS / INTERACTION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH PEERS / SENIOR PRESCHOOL AGE / THE FORMATION OF INTERACTION SKILLS / COMMUNICATION SKILLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудряшова Светлана Константиновна

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру и другим людям. Общение со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия для проявления творческого, самобытного начала, облегчает вхождение ребенка в детский коллектив, служит основой развития качественно новых форм общения между детьми. Не случайно сегодня в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ребенка. Учитывая значительную роль общения, процесс коммуникации остается актуальным предметом исследования современной педагогики, особенно в системе дошкольного образования. В данной связи в статье рассматривается сущность понятий «навык взаимодействия» и «взаимодействие со сверстниками». Раскрываются теоретические аспекты взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Выявлены основные компоненты понятия. Рассмотрены основные методики выявления уровня сформированности навыков взаимодействия со сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SKILLS OF INTERACTION WITH PEERS IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

At an early age, communication with children of peers arises and develops intensively. The experience of the first relationships with peers largely determines the characteristics of the child’s self-awareness, his attitude to the world and other people. Communicating with peers enriches the lives of babies with new experiences, is a source of bright positive emotions, creates the conditions for manifestation of a creative, original beginning, facilitates the child’s entry into the children's team, and serves as the basis for the development of qualitatively new forms of communication between children. It is no coincidence that today in the Federal educational standard of preschool education special attention is paid to the socio-communicative development of the child. Given the significant role of communication, the communication process remains a relevant research subject of modern pedagogy, especially in the system of preschool education. In this regard, the article discusses the essence of the concepts of “skill of interaction” and “interaction with peers”. The theoretical aspects of the interaction of older preschool children with their peers are revealed. The main components of the concept are revealed. The basic methods of revealing the level of formation of skills of interaction with peers are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Kudryashova Svetlana Konstantinovna FORMATION OF SKILLS OF INTERACTION ..

pedagogical sciences

УДК 373.2

ББК 74.14

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0029

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2020

Кудряшова Светлана Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мордовский государственный институт им. М.Е. Евсевьева (430007, Россия, Саранск, ул. Студенческая, 11а, e-mail: svetakudrjschova@yandex.ru)

Аннотация. В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру и другим людям. Общение со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия для проявления творческого, самобытного начала, облегчает вхождение ребенка в детский коллектив, служит основой развития качественно новых форм общения между детьми. Не случайно сегодня в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ребенка. Учитывая значительную роль общения, процесс коммуникации остается актуальным предметом исследования современной педагогики, особенно в системе дошкольного образования. В данной связи в статье рассматривается сущность понятий «навык взаимодействия» и «взаимодействие со сверстниками». Раскрываются теоретические аспекты взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Выявлены основные компоненты понятия. Рассмотрены основные методики выявления уровня сформированности навыков взаимодействия со сверстниками.

Ключевые слова: взаимодействие, навык взаимодействия, взаимодействие со сверстниками, взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, старший дошкольный возраст, формирование навыков взаимодействия, навыки общения.

FORMATION OF SKILLS OF INTERACTION WITH PEERS IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

© 2020

Kudryashova Svetlana Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy Mordovian State Pedagogical Institute (430007, Russia, Saransk, Student street, 11A, e-mail: svetakudrjschova@yandex.ru)

Abstract. At an early age, communication with children of peers arises and develops intensively. The experience of the first relationships with peers largely determines the characteristics of the child's self-awareness, his attitude to the world and other people. Communicating with peers enriches the lives of babies with new experiences, is a source of bright positive emotions, creates the conditions for manifestation of a creative, original beginning, facilitates the child's entry into the children's team, and serves as the basis for the development of qualitatively new forms of communication between children. It is no coincidence that today in the Federal educational standard of preschool education special attention is paid to the socio-communicative development of the child. Given the significant role of communication, the communication process remains a relevant research subject of modern pedagogy, especially in the system of preschool education. In this regard, the article discusses the essence of the concepts of "skill of interaction" and "interaction with peers". The theoretical aspects of the interaction of older preschool children with their peers are revealed. The main components of the concept are revealed. The basic methods of revealing the level of formation of skills of interaction with peers are considered.

Key words: interaction, interaction skill, interaction with peers, interaction of older preschool children with peers, senior preschool age, the formation of interaction skills, communication skills.

ВВЕДЕНИЕ.

Современный человек использует сегодня в своей повседневной жизни огромное количество гаджетов. К сожалению, не исключение и дети. Это порождает огромное количество проблем. Все чаще из уст педагогов мы слышим, что «современный этап развития общества, наряду с прогрессом в промышленной и информационной сферах...несет кризис в нравственном и духовном развитии» [1, с.182]. Современный ребенок хорошо ориентируется в мире новых информационных технологий, но, к сожалению, испытывает огромные проблемы во взаимодействии со своими сверстниками. Вместе с тем, потребность человека во взаимодействии с другими людьми с возрастом увеличивается. Сегодня этот вопрос является актуальным в педагогике дошкольного воспитания.

Проблема коммуникации в разные исторические эпохи рассматривалась И. И. Бецким, Н. И. Новиковым, Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским, феномен «товарищества» и «корпоративного духа» рассматривали А. Молотов, Г. Роков, О. Шмидт, человека и его опыт общения с другими людьми изучали А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, неформальным объединениям беспризорных детей посвящены работы А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, а методике воспитания личности в коллективе - В. А. Сухомлинского. В середине 60-х годов XX века общение стало самостоятельной теоретической

проблемой благодаря исследованиям Б. Г. Ананьева, Б. Д. Парыгина и нашло свое дальнейшее продолжение в работах М. Н. Аникеева, А. В. Киричука, А. В. Мудрика и др.

Проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками находит освещение в работах Г. М. Андреевой, Р. С. Буре, Я. Л. Коломинского, Е. Е. Кравцовой, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского, Л. В. Пи-меновой, Г. П. Щедровицкого.

Не случайно сегодня в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ребенка, включающему в себя: присвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками [2, с. 97].

Сразу после своего рождения ребенок вступает в первые контакты с окружающими людьми. Уже в дошкольном возрасте он учится взаимодействовать с окружающими, именно это дает возможность сформировать у него представления о собственных возможностях. От того насколько будут сформированы навыки коммуни-

130

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Кудряшова Светлана Константиновна ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...

кации у ребенка зависит успешность его дальнейшей социализации. Я. Л. Коломинский отмечал, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для воспитания положительного отношения к людям, поскольку именно в обществе развиваются такие механизмы, как: эмпатия и рефлексия, лежащих в основе формирования сочувствия и сопереживания [3, с. 34]. Коммуникативная активность детей старшего дошкольного возраста направлена как на взрослых, так и сверстников.

Педагоги и психологи единодушно отмечают, что недостаточная степень коммуникации приводит к серьезным трудностям во взрослой жизни, в частности, О. А. Санькова считает основой успешной адаптации - высокий уровень развития коммуникативных навыков, формирование которых должно осуществляться с самого раннего возраста [4, с.22].

Учитывая значительную роль общения, процесс коммуникации остается актуальным предметом исследования современной педагогики, особенно в системе дошкольного образования [5-9].

С умения дошкольника строить взаимоотношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди других людей.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Проблемное поле исследования потребовало изучения и анализа научной литературы в широком спектре психолого-педагогических источников, а также реальной практики. Определение возможностей формирования навыков взаимодействия со сверстниками осуществлялось на основе применения теоретических (анализ научной литературы, обобщение, систематизация) и эмпирических (наблюдение, анкетирование) методов исследования.

Сегодня педагоги и родители все чаще замечают, что некоторые дети старшего дошкольного возраста имеют огромные трудности при взаимодействии со сверстниками: не умеют найти подход к партнеру, поддержать установленный контакт, согласовывать свои действия с чужими, адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию т.д.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания, смысловой памяти и других психологических процессов. «Представления в этот период жизни у дошкольника фрагментарны, неустойчивы, диффузны, однако они интенсивно развиваются в игровой и продуктивной деятельности» [10]. Старшие дошкольники большую часть времени проводят в совместных играх и беседах, для них более важным становится мнение товарищей. В этот период ребенок учится оценивать окружающих его людей, при этом данные суждения изменчивы и неустойчивы. Старший дошкольник более точен в описании и оценке физических данных людей, но испытывает затруднения в описании моральных.

Дети дошкольного возраста точнее оценивают физические данные, хуже моральные. Во многом их оценка зависит от ситуации и сложившихся отношений. Самую яркую оценку дети дают хорошо знакомым взрослым, отмечая внешний вид, эрудированность, нравственные качества. Восприятие сверстника носит избирательный характер. Выше оценка тех, к кому они проявляют симпатию. Словесное описание лишено объективности, поскольку указываются лишь положительные качества. Сильны и тендерные различия в оценке. При характеристике девочек отмечается больше положительных качеств, чем отрицательных. Огромную роль при формировании правильной оценки людей, как маленьких, так и взрослых, играют те взрослые, которые окружают ребенка: бабушки, воспитатели, старшие братья и сестры. Их высказывания относительно других людей формируют у детей «эталон» оценки. Следует отметить, что семья является главным фактором формирования детских отношений, и не может быть заменена другими институтами социализации. Особое значение имеет «об-

раз мыслей» и «образ общения» семьи. Здесь у ребенка формируется первый опыт положительных эмоциональных отношений, выражающийся в дружбе, любви, привязанности, и, наоборот, отрицательных - антипатия, неприязнь, вражда, ненависть.

В играх и общении дошкольники воспроизводят действия взрослых людей и учатся согласовывать свои действия со сверстниками. Поскольку эти взаимоотношения чаще ситуативны, то ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в продолжение дня. В своих исследованиях Я. Л. Коломинский отмечает следующие причины конфликтов между детьми: «из-за игрушек»; «из-за ролей и правил игры»; «разрушение игры», «по поводу выбора общей темы игры», «по поводу состава участников игры», «по поводу сюжета игры», «по поводу правильности игровых действий». Дошкольники считают сверстников равными себе, поэтому практически не умеет выделять их устойчивые личностные качества. Взаимодействие со сверстниками более эмоционально, часто сопровождается резкими интонациями, криками, смехом, отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Общаясь со сверстниками, дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. Дошкольнику важнее высказаться самому, чем выслушать другого, в результате беседа часто не складывается, поскольку каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга.

К старшему дошкольному возрасту у детей часто возникает бескорыстное желание помочь другому. Многие способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника, что свидетельствует о том, что сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной.

Неблагополучное положение ребенка в группе, неумение общаться, непопулярность в группе сверстников, резко снижая интенсивность процесса общения, замедляют процесс социализации, препятствуют формированию ценных качеств личности. Многочисленные исследования подтверждают, что в этом возрасте все чаще одни дети становятся все более предпочитаемые в группе детского сада, другие занимают позицию аутсайдера. Для формирования положительного отношения к сверстнику, детям необходимо сообщать соответствующие знания и помогать организовывать собственную деятельность, в которой они будут учиться действовать согласованно с другими, делать полезное для других.

Таким образом, взаимодействие детей старшего дошкольного возраста со сверстниками отличается специфическими особенностями от общения со взрослыми. Оно более экспрессивно, ситуативно. Положительные отношения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста проявляются в умении сочувствовать, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие с окружающими. Для формирования навыков взаимодействия необходима специальная организация взрослыми педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия [11].

В ходе теоретического анализа материала были выявлены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты навыков взаимодействия со сверстниками.

Вышеперечисленное позволило выделить систему уровней и соответствующих им показателей сформи-рованности навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста:

- высокий уровень - это дошкольники, которые хорошо владеют навыками взаимодействия со сверстниками и активно используют эти навыки в общении со сверстниками, показывают положительное отношение к окружающей жизни в общем, они могут дать адекватную оценку своим действиям других людей, они демонстрируют инициативность, активно действуют, всегда

Kudryashova Svetlana Konstantinovna pedagogical

FORMATION OF SKILLS OF INTERACTION ... sciences

берут на себя ответственность и по собственной инициативе решают сложившиеся ситуации.

- средний - дети, которые не всегда, но идут на контакт со сверстниками, к окружающей жизни наиболее часто демонстрируют положительное отношение, довольно редко нейтральное, они могут затрудняться в том, чтобы первыми подойти для общения, могут дать неадекватную оценку поведению окружающих, в меру активны, но не редко проявляют избирательность, не всегда могут брать на себя ответственность, им порой трудно без помощи взрослых сделать выбор, нередко замыкаются.

- низкий - для детей характерно неглубокое, поверхностное формирование навыков взаимодействия со сверстниками, чаще проявляют нейтральное, пореже агрессивное поведение по отношению к другим детям, для них свойственна неправильная оценка поступков других людей, проанализировать свои поступки затрудняются, таким детям свойственно чаще критика, нежели действия.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

С целью выявления исходного уровня сформирован-ности навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста был проведен эксперимент, в котором приняли участие дети МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида» г.о. Саранск.

Была выбрана методика оценки стиля навыков взаимодействия Т. Гордона, которая показала, насколько дети умеют слушать, говорить, понимать окружающих, работать в группе, оказывать помощь, принимать помощь, адекватно реагировать на происходящее вокруг и т.д.

Результаты показали, что среди дошкольников могут адекватно оказывать и принимать знаки внимания 50 % испытуемых, 37,5 % - предпочитают быть пассивными в оказании знаков внимания и в принятии знаков внимания от других, агрессивную реакцию ко всем знакам внимания проявляют 12,5 % детей. Реагировать на справедливую критику могут адекватно только 25 % дошкольников, 16,6 % - готовы просто промолчать и закрыться, 58,4 % - будут стараться защитить себя, даже если они не правы. На несправедливую критику адекватно, без лишних эмоций реагируют только 16,6 % дошкольника, почти половина - 45,9 % проявляют агрессию, но и пассивными остаются 37,5 % детей. Результаты крайности реакций свойственна старшим дошкольникам, так как это проявление эмоций, а эмоциональная сфера не сформирована у детей и им свойственно переключаться от одной эмоции на другую. На задевающие, провоцирующие вопросы все дошкольники прореагировали пассивно. Данный результат свидетельствует о том, что при резком воздействии со стороны, например взрослого, ребенок может просто закрыться и переживать внутри себя. Обратиться к сверстнику адекватно могут только 16,6 % дошкольников, 37,5 % - предпочитают вообще этого не делать, а у 45,9 % - эти возможности проявляются в агрессивной форме и чаще направлены на сверстников, особенно если сверстник слабее. Следовательно, старшие дошкольники не могут правильно строить взаимоотношения со сверстниками, у них плохо сформированы навыки взаимодействия, большинство - проявляют агрессию, а другая половина предпочитают быть пассивными и не строить отношения, это может быть причиной страха, инстинкта самосохранения. 50 % старших дошкольников предпочитают не отказывать в просьбе, под этим может скрываться желание быть «добрым», другая половина умеют сказать «нет», что помогает им отказать в случае, если ему предлагают сделать неполезное дело. Умение самому оказать сочувствие, поддержку сформировано у 83,4 % старших дошкольников, 16,6 % - не умеют правильно проявлять своего желания помочь.

Навык вступать в контакт свойственен 29,1 % дошкольников, 4,2 % -проявляют сопротивление, 66,7 % 132

- закрываются от контактов, особенно если это новые и незнакомые люди. Эти результаты свидетельствуют о том, что дошкольники плохо владеют навыками общения, у них проявляется страх завязать разговор. Адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт могут 37,5 % дошкольников. Умение просить и принимать помощь адекватно, свойственно 58,3 % опрашиваемых дошкольников, 41,7 % - не готовы проявлять помощь и так же принимать ее. Адекватное реагирование на собственный неуспех и успех другого проявляется у 33,4 % детей. У дошкольников наблюдаются разные виды реакций: агрессивная - ребенок не умеет адекватно принимать любые знаки внимания, реагировать на справедливую и не справедливую критику; компетентная - ребенок адекватно реагирует на справедливую и несправедливую критику, охотно идет на контакт со сверстниками; зависимо - пассивная реакция - ребенок замыкается или уходит, когда ему оказывают знаки внимания, так же реагируют на попытку другого вступить в контакт, это может быть причиной страха, инстинкта самосохранения. Результаты показывают, что большинству дошкольников свойственна зависимо - пассивная реакция в межличностном общении, отмечаются хорошие результаты проявления у дошкольников компетентности в общении.

Таким образом, результаты диагностики по тесту Т. Гордона «Коммуникативные навыки», свидетельствуют о том, что дошкольники испытывают трудности во взаимодействии друг с другом. Им свойственно компетентно реагировать на умение оказывать и принимать знаки внимания, другая часть закрываются от помощи, есть дети, которые на все это реагируют агрессивно. Результаты свидетельствуют о том, что дошкольники склонны к сопереживанию, желанию помочь тем, кого обидели, потому что они находятся в той возрастной группе, где детям свойственно обижаться, и самокритика сформирована недостаточно, чтобы адекватно расценить происходящее. Они проявляют эти качества, когда, например, жалеют бездомных животных. Дошкольники очень болезненно реагируют на критику, если даже она справедливая, причинами таких результатов служит низкая самооценка, которая свойственна данной возрастной группе. Свойственная реакция дошкольников на несправедливую критику, это реакция агрессивная, и как нестранно «пассивность». Результаты крайности реакций свойственны дошкольникам, так как это проявление эмоций, а эмоциональная сфера тоже не сформирована полноценно. При резком воздействии со стороны, например взрослого, ребенок может просто закрыться и переживать внутри себя. Дошкольники не могут правильно строить взаимоотношения со сверстниками, поэтому большинство проявляют агрессию, а другая половина предпочитают быть пассивными и не строить отношения, это может быть причиной страха.

Для выявления уровня сформированности навыков взаимодействия со сверстниками используем также методику «Два домика» - это вариант методики, который был предложен Я. Л. Коломенским, «Выбор в действии». Она является одной из детских вариантов социометрической методики.

Опираясь на данные, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы. Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией. Средний - когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково. Низкий - при преобладании в группе лиц с низким статусом («пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).

Анализ ответов показывает какие данные о сверстниках (умения, нравственные качества, внешние особенности и пр.) выделяют дети чаще всего. Выбор зависит от вида деятельности и от предполагаемой ситуации взаимодействия (ситуация игровая, трудовая и др.).

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Кудряшова Светлана Константиновна ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...

Необходимо учитывать, что оказывает влияние на выбор ребенка: общее положительное отношение, симпатии («Нравится»); внешние качества (красивая рубашка, яркое платье и пр.); умения дошкольника или его знания; нравственные качества ребенка; дружеские отношения («Я с ним дружу»); не могу объяснить.

Использование методики «Рукавички» Г. А. Цукер-мана позволяет оценить:

- плодотворность совместной деятельности;

- умение детей договариваться в процессе совместной деятельности;

- контроль друг над другом по ходу процесса выполнения деятельности: насколько дети замечают друг у друга отступления от изначального замысла, как на них реагируют;

- умение оказывать помощь друг другу по ходу рисования;

- эмоции, возникающие у детей от совместной деятельности: позитивное (получают ли удовольствие от совместной деятельности), нейтральное (взаимодействуют друг с другом только потому, что так надо) или отрицательное (игнорируют друг друга в процессе, ссорятся и др.).

Результаты показали, что у 50 % детей - низкий уровень развития навыков взаимодействия со сверстниками. При выполнении задания они не могли договориться между собой, и как следствие, их рисунки оказались различными. 40 % дошкольников показали средний уровень развития навыков взаимодействия со сверстниками. Они старались договориться, но все же в их рисунках были некоторые различия. 10 % - показали высокий уровень сформированности навыков взаимодействия, т.е. смогли договориться между собой, поэтому получились максимально схожие рисунки. Полученные данные показывают, что сформированность навыков взаимодействия со сверстниками у большинства детей старшего дошкольного возраста находится на низком уровне.

ВЫВОДЫ.

Практический анализ результатов диагностики показал, что дошкольники испытывают трудности при построении взаимоотношений в группе и одной из причин является низкий уровень сформированности навыков взаимодействия со сверстниками. Для решения данной проблемы необходима целенаправленная работа педагогов дошкольных образовательных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шукшина, Т. И. Духовно-нравственное воспитание и религиозное просвещение школьников в современных условиях / Т. И. Шукшина, Л. А. Серикова //Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2010. № 12. С. 182192.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. — N1155.

3. Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. /Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. — М., 2011. - 65 с.

4. Санькова, О. А. К вопросу формирования коммуникативных умений / О. А. Санькова // Среднее профессиональное образование. -2011. - № 10. - С. 21-22.

5. Литовкина, В. А. Формирование навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / В.А. Литовкина // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XIII между-нар. студ. науч.-практ. конф. № 8 (43). url: https://sibac.info/archive/ meghdis/8(43).pdf (дата обращения: 06.11.2018).

6. Галеева Е.В., Топченюк О.В., Манзырева Е.С. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 132136.

7. Андриенко О.А. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-8.

8. Бахышева Ш.А. Определение уровня социальной адаптации детей в детских дошкольных учреждениях // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 39-42.

9. Aleksieienko-Lemovska L.V. The activity approach as a basis for preschool teachers' methodological activities //Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 5-9.

10. Неверова, А. А. Особенности отношения к сверстникам у де-

тей дошкольного возраста [Текст] /А. А. Неверова //Актуальные вопросы современной психологии: материалы IIIМеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 102-106. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7212/ (дата обращения: 30.11.2018).

11. Кудряшова, С. К. К вопросу о взаимодействии детей старшего дошкольного возраста со сверстниками / С. К. Кудряшова, А. М. Каримова // Современные модели и практики организации дополнительного образования детей: сб. науч. т. по материалам Всерос. науч.-практ.конф. «Современные модели и практики организации дополнительного образования детей» (г. Саранск, 16-17мая 2018 г.) /редкол.: Т. И. Шукшина (председатель), Ж. А. Каско (отв.ред.) [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2018. — 1 электрон опт. диск (CD—R).

Исследование выполнено в рамках внутривузов-ского гранта Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева по теме: «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста».

Статья поступила в редакцию 22.11.2019

Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.