УДК 159.922.6
Чуракова Ольга Михайловна,
МБОУ «Раменская СОШ», с. Раменье Московской обл. e-mail: [email protected]
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
Аннотация: В статье анализируются возрастные закономерности общения в дошкольном возрасте, указываются основные направления развития общения в дошкольном детстве, приводятся результаты эмпирического исследования гендерных особенностей общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
Ключевые слова: общение, взаимодействие, гендерные особенности, дошкольный возраст.
Churakova Olga Mikhailovna,
Ramenskaya secondary school, Moscow region e-mail: [email protected]
GENDER PECULIARITIES OF COMMUNICATION OF PRESCHOOL
CHILDREN WITH PEERS
Abstract: the article examines the age patterns of communication in preschool age, are the main directions of development of communication in preschool children, the results of empirical studies of gender peculiarities of communication of preschool children with peers.
Key words: communication, interaction, gender differences, preschool age.
Произошедшие за последние десятилетия изменения в российском обществе отразились на жизни дошкольников, прежде всего, на их межличностной сфере. Важность изучения межличностной сферы определяется той ролью, которую она играет в жизни ребенка, в процессе становления личности. В дошкольном возрасте происходят важные изменения в межличностной сфере ребенка. В работах, направленных на изучение межличностной сферы дошкольников важное место занимают
исследования взаимоотношений детей со сверстниками. Решающую роль в формировании детской личности играет система отношений, которые складываются у ребенка с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинают складываться определенные отношения со сверстниками, которые оказывают существенное влияние на формирование личности детей [1]. Изучением особенностей взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте занимались такие исследователи, как А.Н. Веракса, Н.В. Куницына, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др. Тем не менее, в настоящее время отмечается недостаток исследований, посвященных изучению гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у дошкольников.
Актуальность темы заключается в том, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению многих исследователей приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для их пола. Важность этого вопроса обусловлена еще и тем, что дошкольное учреждение, как социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, что в свою очередь не способствует проявлению индивидуальности воспитанников.
М.И. Лисина, она дает следующие определение общению: общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [3]. Будет, верным согласиться со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть
представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен
психическими или физиологическими
состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном детстве осуществляется переход к внеситуативным формам общения, т.е. выходящим за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Ребенок становится способным общаться по поводу различных предметов и явлений, отсутствующих в поле восприятия. В дошкольном возрасте значительно возрастает значимость общения со сверстниками, в процессе которого ребенок реализует нормы и ценности, усвоенные в общении со взрослыми. Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становится важным для дошкольника. В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного являются сильнейшими стимуляторами его психического развития [2,3].
Целью нашего исследования являлось изучение гендерных особенностей общения детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. В исследовании приняло участие 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), дошкольники подготовительных групп в возрасте
6-7 лет МАДОУ Детский сад № 20 «Родничок». Для диагностики гендерных особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками использовались методики, соответствующие по своей диагностической направленности цели и задачам исследования, возрастной категории. Данные методики позволили выявить особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками (И. А. Орлова, В. М. Холмогорова) и выявить уровень межличностного общения детей дошкольного возраста (схема наблюдения по М. Я. Басову).
Анализируя результаты диагностики группы девочек, мы пришли к выводу о том, что по параметру «Интерес к сверстнику» высокий уровень имеют 5 девочек, средний уровень - 4 ребенка и 1 человек с низким уровнем. По параметру «Инициативность» детей с высоким уровнем - 3 человека, имеют средний уровень - 6 человек, низкий уровень - 1 ребенок. По следующему параметру «Чувствительность» наблюдается у 4-х человек - высокий уровень, средний уровень имеют 5 детей, низкий уровень - один человек. По параметру «Просоциальные действия» наблюдается 2 человека с высоким уровнем, 5 детей - со средним уровнем и 3 человека с низким уровнем. По параметру «Экспрессивно- мимические средства общения» 3 человека имеют высокий уровень, 4 человека -средний уровень, 3 человека с низким уровнем. По параметру «Активная речь» у всех детей наблюдается высокий уровень. По последнему параметру «Общий уровень развития общения со сверстниками» 6 человек имеют высокий уровень, 3 человека - средний уровень, 1 человек - низкий уровень.
Анализируя результаты диагностики группы мальчиков, мы пришли к выводу о том, что по параметру «Интерес к сверстнику» у одного человека выявлен высокий уровень, средний уровень - имеют 2 человека, и 7 человек с низким уровнем. По параметру «Инициативность» один человек с высоким уровнем, 3 человека - со средним уровнем, 6 человек - с низким
уровнем. По следующему параметру «Чувствительность» видно, что только у одного человека высокий уровень, средний уровень имеют 4 человека, низкий уровень - наблюдается у 5-и человек. По параметру «Просоциальные действия» 2 человека с высоким уровнем, 4 человека со средним уровнем и 4 человека с низким уровнем. По параметру «Экспрессивно- мимические средства общения» у одного ребенка высокий уровень, 6 детей имеют средний уровень и 3 человека с низким уровнем По параметру «Активная речь» у всей группы детей наблюдается высокий уровень. По последнему параметру «Общий уровень развития общения со сверстниками» высокий уровень наблюдается у 4-х детей, средний уровень у 5 детей и низкий уровень у одного ребенка.
Ниже представлены сравнительные результаты уровней развития общения девочек и мальчиков дошкольного возраста со сверстниками.
Рис. 1 Соотношение уровней развития общения девочек и мальчиков
дошкольного возраста со сверстниками
В группе девочек по критерию «Владение пластикой» 8 девочек владеют ей хорошо, а у 2-х девочек - движения хаотичны. По критерию «Чувствительность к воздействию сверстника» у 8-ми девочек она наблюдается, а у 2-х девочек не наблюдается. По критерию «Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника» у 8-ми
детей - сильно выражен этот критерий, а у 2-х детей не сильно выражен. По критерию «Характер участия в действиях сверстника» у 8-ми детей наблюдается, а у 2-х не наблюдается. По критерию «Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику» у 8- ми детей наблюдается, у 2-х детей не наблюдается. По критерию «Наличие потребности в общении» у 9-ти детей наблюдается, у одного ребенка не наблюдается. По критерию «Продолжительность общения» у 8-ми детей наблюдается, а у 2-х детей непродолжительное общение. В группе девочек высокий уровень развития навыков общения имеют - 7 человек, средний - 2 ребенка, низкий - 1 ребенок.
В группе мальчиков по критерию «Владение пластикой» 6 детей владеют ей хорошо, а у 4-х мальчиков движения хаотичны. По критерию «Чувствительность к воздействию сверстника» у 6-ти человек она высокая, у 2-х детей - средняя, у 2-х человек - низкая. По критерию «Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника» половина детей вовлечена в действия сверстника, а половина детей - нет. По критерию «Характер участия в действиях сверстника» у половины детей наблюдается, у половины детей - не наблюдается. По критерию «Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику» у 8-ми детей наблюдается, у 2-х детей не наблюдается. По критерию «Наличие потребности в общении» у 7-ми детей наблюдается, у 3-х детей не наблюдается. По критерию «Продолжительность общения» у 6-ти детей наблюдается, у 4-х детей не наблюдается. В группе мальчиков высокий уровень развития навыков общения наблюдается у 4-х человек, средний уровень - у 4-х человек, низкий - у 2-х человек.
Сравнивая результаты группы девочек и результаты группы мальчиков, можно сказать, что девочки более чувствительны к воздействию сверстника. Характер движения девочек плавный, жесты естественные. Они более общительны, чем мальчики. По результатам
диагностики группы девочек по первой методике можно сделать вывод о том, что девочки проявляют больший интерес в общении, нежели мальчики, они более инициативны, чувствительны, общительны. По результатам диагностики группы девочек по второй методике можно сделать вывод о том, что у девочек уровень развития навыков общения больше, чем у мальчиков. Они более общительны.
По результатам диагностики группы мальчиков по первой методике можно сделать вывод о том, что мальчики не испытывают особого интереса в общении, они менее инициативны, чем девочки, менее чувствительны по отношению к сверстникам. По результатам диагностики группы мальчиков по второй методике можно сделать вывод о том, что уровень развития навыков общения у них значительно меньше, чем у девочек. Это говорит о том, что они менее общительны.
Таким образом, в особенностях общения девочек и мальчиков дошкольного возраста со сверстниками существуют некоторые различия. Данные свидетельствуют о том, что девочки чаще проявляют инициативу во взаимоотношениях со сверстниками, чем мальчики. Девочки чаще отвечают на предложения сверстников, чем мальчики. Девочки проявляют больший интерес в общении со сверстником, нежели мальчики. Девочки более чувствительны к воздействию сверстника, чем мальчики. У девочек отмечается более позитивный эмоциональный фон, чем у мальчиков. Данные свидетельствуют о том, что девочки в большей степени заинтересованы в действиях сверстников, чем мальчики. Обнаружено, что у мальчиков уровень развития навыков общения значительно меньше, чем у девочек. Это говорит о том, что они менее общительны. Мальчики более негативно и неадекватно оценивают действия сверстников, чем девочки. Мальчики реже уступают сверстникам, чем девочки.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребёнка в дошкольном возрасте// Психологические основы формирования личности. М.: ВЦНИИ "Школа и педагогика" МП СССР и АПН СССР, 1986. №149-861.
2. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. 2014. М.: ООО "Издательство Спутник+". - 102 с.
3. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного возраста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 414 с.
4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986. - 144 с.