Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА: КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА'

ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА: КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1035
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ / ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / PRESCHOOL CHILD / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS AND ABILITIES / COMMUNICATION WITH PEERS / SOCIOMETRIC STATUS / PEDAGOGICAL SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батенова Юлия Валерьевна, Рощина Ольга Анатольевна

В представленной статье анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязи коммуникативной компетентности и социометрического статуса старшего дошкольника. На сегодняшний день проблема коммуникативного развития современных дошкольников является актуальной в связи с возросшим дефицитом навыков общения и взаимодействия, а также их разнообразными дефектами. Непосредственное общение современных детей друг с другом обедняется, вытесняется виртуальным взаимодействием. Развитие коммуникативных способностей детей возможно благодаря сотрудничеству и принятию со стороны сверстников в условиях дошкольного образования. В группе каждый имеет свой статус, который во многом зависит от коммуникативного развития дошкольника. В настоящем исследовании выборка испытуемых составила 64 человека. Апробация критериев диагностических методик осуществлялась в пилотажном исследовании. Авторами отмечается, что существуют эффективные способы развития коммуникативной компетентности с учетом социометрического статуса ребенка, при этом взаимосвязь между этими переменными всегда прямопропорциональна. Следовательно, необходимо целенаправленно развивать и формировать как коммуникативные навыки, так и статусное положение в группе, поскольку в дошкольном возрасте на эту социально-психологическую характеристику влияют в большей степени значимые взрослые, то есть родители и педагоги. Так же представлены и проанализированы психолого-педагогические условия эффективного формирования коммуникативных навыков и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Батенова Юлия Валерьевна, Рощина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY OF THE PRESCHOOL CHILD: COMMUNICATIVE COMPETENCE AND SOCIAL STATUS OF THE CHILD

The article analyzes the results of an empirical study of the relationship of communicative competence and sociometric status of the senior preschool child. To date, the problem of communicative development of modern preschoolers is relevant due to the increased shortage of communication and interaction skills, as well as their defects. Direct communication of modern children with each other is impoverished, replaced by virtual interaction. Development of communicative abilities of children is possible thanks to cooperation and acceptance from peers in the conditions of preschool education. In the group, everyone has their own status, which largely depends on the communicative development of the preschooler. The total sample of subjects was 64 people. Approbation of criteria of diagnostic techniques was carried out in the pilot study. The authors note that there are effective ways to develop communicative competence taking into account the sociometric status of the child, while the relationship between these variables is always directly proportional. Therefore, it is necessary to purposefully develop and form both communication skills and status in the group, since in preschool age this socio-psychological characteristic is influenced to a greater extent by significant adults, that is, parents and teachers.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА: КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА»

УДК 373

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0005

ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА: КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА

© 2020

AuthorlD: 270042 SPIN: 8427-4907 Researched: B-2133-2019 ORCID: 0000-0002-1792-2736 ScopusID: 57207686816

Батенова Юлия Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и возрастного консультирования Южно-Уральского государственного университета (НИУ); доцент кафедры педагогики и психологии детства Рощина Ольга Анатольевна, магистрант Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: gorodova89@mail.ru) Аннотация. В представленной статье анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязи коммуникативной компетентности и социометрического статуса старшего дошкольника. На сегодняшний день проблема коммуникативного развития современных дошкольников является актуальной в связи с возросшим дефицитом навыков общения и взаимодействия, а также их разнообразными дефектами. Непосредственное общение современных детей друг с другом обедняется, вытесняется виртуальным взаимодействием. Развитие коммуникативных способностей детей возможно благодаря сотрудничеству и принятию со стороны сверстников в условиях дошкольного образования. В группе каждый имеет свой статус, который во многом зависит от коммуникативного развития дошкольника. В настоящем исследовании выборка испытуемых составила 64 человека. Апробация критериев диагностических методик осуществлялась в пилотажном исследовании. Авторами отмечается, что существуют эффективные способы развития коммуникативной компетентности с учетом социометрического статуса ребенка, при этом взаимосвязь между этими переменными всегда прямопропорциональна. Следовательно, необходимо целенаправленно развивать и формировать как коммуникативные навыки, так и статусное положение в группе, поскольку в дошкольном возрасте на эту социально-психологическую характеристику влияют в большей степени значимые взрослые, то есть родители и педагоги. Так же представлены и проанализированы психолого-педагогические условия эффективного формирования коммуникативных навыков и умений.

Ключевые слова: дошкольник, коммуникативная компетентность, коммуникативное развитие, формирование коммуникативных навыков и умений, общение со сверстниками, социометрический статус, педагогическая ситуация.

PERSONALITY OF THE PRESCHOOL CHILD: COMMUNICATIVE COMPETENCE AND SOCIAL STATUS OF THE CHILD

© 2020

Batenova Yulia Valeryevna, candidate of psychological Sciences, associate Professor Department of psychology developmental and age counseling, South-Ural state University (NRU); associate Professor Department of pedagogy and psychology of childhood Roschina Olga Anatolyevna, undergraduate South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: gorodova89@mail.ru) Abstract. The article analyzes the results of an empirical study of the relationship of communicative competence and so-ciometric status of the senior preschool child. To date, the problem of communicative development of modern preschoolers is relevant due to the increased shortage of communication and interaction skills, as well as their defects. Direct communication of modern children with each other is impoverished, replaced by virtual interaction. Development of communicative abilities of children is possible thanks to cooperation and acceptance from peers in the conditions of preschool education. In the group, everyone has their own status, which largely depends on the communicative development of the preschooler. The total sample of subjects was 64 people. Approbation of criteria of diagnostic techniques was carried out in the pilot study. The authors note that there are effective ways to develop communicative competence taking into account the sociometric status of the child, while the relationship between these variables is always directly proportional. Therefore, it is necessary to purposefully develop and form both communication skills and status in the group, since in preschool age this socio-psy-chological characteristic is influenced to a greater extent by significant adults, that is, parents and teachers.

Keywords: preschool child, communicative competence, communicative development, formation of communicative skills and abilities, communication with peers, sociometric status, pedagogical situation.

ВВЕДЕНИЕ. Ускоряющийся темп жизни, высокая занятость родителей, повышенная эмоциональная напряженность, увлеченность гаджетами, Интернетом, сетевыми играми, приводят к значительному снижению общения детей, а также нарушению гармонии в межличностных отношениях, как следствие, - серьезным трудностям в общении со сверстниками у многих дошкольников. Многие дети не умеют координировать действия с партнером по общению, сопереживать и радоваться, выражать сочувствие, симпатию.

Дошкольный период имеет особое значение для развития и становления личности человека, формирования отношения к себе и окружающим. Это жизненно важный период в развитии ребенка: формируются основы физического, психического здоровья, закладываются особенности эмоционального, социального и культур-

ного поведения [1-11].

Отношение к другим людям, общение с ровесниками является основной частью человеческой жизни и очень весомо для становления личности дошкольника, его внутреннего мира. Данная тема является актуальной, так как сегодня мы наблюдаем очень много негативных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и др.) среди подростковой среды. Однако эти качества и поведенческие паттерны зарождаются именно в дошкольном возрасте.

Одна из ведущих потребностей ребенка дошкольного возраста - общение, которое приобретает внеситуативную и личностную форму. Это общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, и на фоне различных видов деятельности: трудовой и познавательной. Оно имеет самостоя-

Батенова Юлия Валерьевна, Рощина Ольга Анатольевна ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА: КОММУНИКАТИВНАЯ ...

тельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым [Лисина]. Общение преобразуется в потребность не только в доброжелательном внимании, но и в переживании. В этом возрасте увеличивается число конфликтов со сверстниками. Дети занимают разное положение среди сверстников.

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ Проблему генезиса общения и развития коммуникативных способностей дошкольников изучали: Л.Я. Коломинский, Л.Н. Галигузова. М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппен-рейтер и др. Большой вклад в изучение общения дошкольников внесла М.И. Лисина, разработавшая концепцию взаимосвязи общения и психического развития, личностного становления ребенка дошкольного возраста и роли взрослых и сверстников в развитии общения и отношений. С какой бы стороны ученые не рассматривали проблему общения дошкольников, все они указывали на важность отношений с окружающими, а их нарушение является одним из показателей отклонений в развитии ребенка [12].

Общение со сверстниками оказывает влияние на личность дошкольника. В условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим людям, адаптировать эти правила к разнообразным ситуациям и формам образа, а также выполняет роль, которую играет в группе.

В дошкольном возрасте активно развиваются коммуникативные качества личности: эмпатия, доброта, непосредственность, открытость, инициативность и др. [1316]. Кроме того, формируются коммуникативные действия и умения: организаторские (умение инициировать общение, игр, лидерство в какой-то деятельности, владение организаторскими способностями); перцептивные (умение воспринимать и понимать других людей, признание мнения другого); оперативные (свободное владение вербальным и невербальным общением, поддержание и удержание контакта в течение длительного времени) [17].

Одним из показателей коммуникативной компетентности дошкольников является их социометрический статус в группе сверстников. Актуальность его изучения обусловлена прежде всего тем, что ребенок длительное время проводит в стенах дошкольной организации. Положение ребенка в группе является основополагающим в выстраивании взаимоотношений у детей 6-7 лет. Кроме того, место в группе сверстников и соответствующее отношение к этому месту оказывают влияние на формирование личностных свойств ребенка.

Понятие «социометрический статус» ввел Я. Морено. Автор рассматривал его как позицию человека в социальной группе, а систему межличностных отношений определял как совокупность эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус индивида в группе - это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе вну-тригрупповых отношений, степень реальной власти над другими участниками [18].

Внедрение социометрического метода исследования в России связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и других исследователей.

И.В. Фокина и О.К. Соколовская утверждают, что социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать в ней определенное пространственное положение, то есть определенным образом соотноситься с другими элементами [19].

И.Г. Дорошина считает, что социометрический статус - это положение человека в системе межличностных отношений и определяется количеством выборов и предпочтений, которые каждый член группы получает по результатам социометрического опроса. Социализация

связана со статусом личности в системе социальных и межличностных отношений. Цели личности и особенности их реализации в группе во многом определяются групповыми нормами и требованиями, т. е. групповые ценности могут влиять на развитие личности членов группы. Положение человека в системе личностных отношений в группе зависит от двух систем факторов: качеств личности и особенностей группы, на него также влияют общение, совместная деятельность в группе, степень принятия индивидом групповых норм и ценностей [20, с. 128].

А.А. Волков и Е.А. Зеркалова считают, что социометрический статус - это показатель принятия и любви других членов группы, показывающий числовые показатели принятия индивида в группу [21].

Не всегда формирование коммуникативных навыков у дошкольников проходит успешно, дети могут испытывать трудности в общении из-за отсутствия необходимых навыков, неразвитости психических процессов, неблагоприятной обстановки в семье и других факторов

[22]. Необходимо учитывать негативные личностные качества детей, проявляющиеся к старшему дошкольному возрасту: агрессивность, тревожность, негативизм, замкнутость, конфликтность, которые, по мнению ряда авторов, наблюдаются все чаще. Именно эти личностные особенности влияют на статус в группе сверстников.

Анализ исследований и различных методических рекомендаций свидетельствует о том, что в процессе развития коммуникативной сферы дошкольников определенным педагогическим потенциалом обладают следующие средства:

- игра, которая является одним из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и навыков. Во время игры дети учатся взаимодействовать с окружающим миром, со взрослыми и со сверстниками. Их словарный запас увеличивается, развивается грамматический строй речи. Через игру дети знакомятся с правилами поведения, приобретают основные коммуникативные навыки, качества, необходимые для установления общения со сверстниками и другими людьми

[23].

- конструирование и художественно-эстетическая деятельность: в процессе рисования, лепки или аппликации ребенок не только проецирует свое отношение к сверстникам и взрослым, он учится сотрудничать с другими детьми, создавать совместные работы, договариваться и обсуждать результаты [24].

- трудовая деятельность: выполняя элементарные трудовые обязанности, дети общаются, учатся договариваться, обсуждать свои достигнутые победы или неудачи в самообслуживании, чувствуют себя равноправными членами детского общества [25].

- чтение и обсуждение сказок: в сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает определенный опыт жизненных ситуаций. Работа со сказками начинается с ее анализа и дальнейшего обсуждения. После прочтения сказки и ее анализа устанавливается связь с реальными жизненными ситуациями, что помогает детям, на примере сказки, быстро находить выходы из различных ситуаций и способы взаимодействия с другими людьми [26].

- ежедневное общение детей и взрослых по интересам или в связи с предстоящей совместной деятельностью. Взрослый становится образцом для подражания для ребенка. Глядя на то, как взрослый действует в той или иной ситуации, ребенок вырабатывает представления о том, как действовать, что говорить в определенные моменты [27].

Помимо указанных средств развития коммуникативной компетентности дошкольника в системе педагогических средств особое место занимает педагогическая ситуация, определяемая как неотъемлемая часть педагогического процесса, совокупность условий и обсто-

ятельств, посредством которых педагог контролирует процесс обучения и включает ребенка, побуждая к подтверждению или изменению своего поведения. Его возможности в решении задач формирования коммуникативных умений связаны с тем, что он позволяет перевести знания ребенка об умении в практическую форму, осознать связь знаний и навыков общения с реальной жизнью детей, способствует актуализации потребности в общении с окружающими, позволяет обогатить опыт общения с другими людьми, и тем самым влиять на статус ребенка в группе.

Е.В. Волченкова считает, что педагогическая ситуация как средство воспитания, обучения и развития ребенка - это совокупность условий и обстоятельств, составляющих часть педагогического процесса, посредством которых педагог, взаимодействуя с учениками, решает определенные педагогические задачи [28]. К ситуациям педагогического значения в нашем случае Н. Бордовская и А. Реан относят такие, как:

- ситуации взаимодействия (ситуации помощи и взаимопомощи, выбора, конфликтные ситуации, ситуации общения и др.)

- ситуации отношения (ситуации требований, выражения веры и доверия, ограничения, проявления невнимательности, сопереживания, подчинения и веры и т.)

- ситуации, создающие позитивную мотивацию (ситуации стимулирования, успеха, самоуважения и др.)

- ситуации освоения новых способов действия (ситуации быстрого переключения в работе и общении, игровые ситуации, учебные ситуации и др.) [29].

Таким образом, эффективность развития у детей коммуникативных умений зависит не только от разных видов деятельности детей, но и от тех ситуаций общения и взаимодействия, в которые, ситуативно или целенаправленно, педагог погружает их, способствуя решению различных коммуникативных задач. А то, как развита коммуникативная сфера дошкольника, с каким вектором направленности эмоций она сопровождается, влияет на оценку и установку статуса ребенка в группе сверстников [30].

Кроме того, в качестве предполагаемых факторов развития коммуникативной компетентности дошкольника мы определяем: особенности развития личности ребенка, а именно наличие коммуникативных потребностей, выраженность эгоцентрических потребностей, уровень развития самооценки, познание себя и успешность социализации через самокатегоризацию.

МЕТОДЫ. В экспериментальном исследовании взаимосвязи социометрического статуса дошкольника и его коммуникативного развития приняли участие 64 ребенка подготовительной группы дошкольного учреждения в возрасте 6-7 лет. В выборке испытуемых 35 девочек и 29 мальчиков. Ребята очень дружелюбны по отношению друг к другу, мальчики всегда помогают и уступают девочкам. Дети активные, веселые, но есть дети провоцирующие конфликты. Дети эмоционально адекватно реагируют на педагогическое воздействие (замечания, организацию), детей можно заинтересовать любой деятельностью. Особенность поведения обусловлена тем, что не было постоянного, систематического педагогического воздействия (часто менялись воспитатели).

Для диагностики были выбраны методики: социометрия Дж. Морено, «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (модификация Никишиной В.Б.), методика «Зеркало настроений» (О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю.Кузина, И.В. Груздова) и методика диагностики способностей детей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина).

РЕЗУЛЬТАТЫ. Итоги проведения социометрической процедуры показали следующее. 18% детей - «предпочитаемые» - это те дети, которые находятся в группе в атмосфере любви и поклонения, с ними всегда хотят играть. Таких детей ценят за внешние данные, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях, за уверен-

ность. «Принимаемые» (56%) - это простые и открытые для общения, им доверяют, с ними советуются. «Пренебрегаемые» - 17% - непринятые в игру, они часто чувствуют равнодушие или неприязнь одногруппни-ков. Чаще всего это драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого. «Изолированные» (9%) - это тихони, которых не видно и не слышно, они не участвуют в общих играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить. Причинами изолированности может являться: редкое посещение детского сада, негативное отношение воспитателя к ребенку, неопрятный внешний вид и т.д. Указанные факторы влияют на характер взаимоотношений ребенка со сверстниками, выбор партнера по общению и, как следствие, на социометрический статус ребенка.

Таким образом, в относительно небольшой группе детей можно увидеть представителей всех слоев социометрической мишени. Отметим, что дети, которые относятся к «изолированным», между собой также не контактируют и не взаимодействуют, но у них наблюдается стремление к общению с представителями всех остальных слоев, то есть и с «предпочитаемыми», и с «принимаемым», и с «пренебрегаемыми».

Анализ результатов диагностики по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» показал, что среди «принимаемых» больше всего детей, у которых низкий уровень понимания эмоционального состояния людей. Они не смогли по картинке определить, как себя чувствует человек, изображенный на ней, и ответить, как догадался об этом. Эти дети также не смогли объяснить, что делают персонажи картинок: ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т. д., также были сложности с пониманием того, кому из изображенных на картинке хорошо, а кому - плохо. Среди «изолированных» дошкольников больше детей, у которых выявлен средний уровень понимания эмоционального состояния людей, так как они смогли определить чувства героя картинки, но не смогли рассказать, по каким признакам они это поняли. Дети этой группы четко определили, что люди делают - ссорятся или дружат, но были сложности с различением, кому плохо, а кому хорошо. Высокий уровень понимания эмоционального состояния людей показали большинство «предпочитаемых». Дети этой группы безошибочно ответили на все вопросы, определили чувства и состояния героев, изображенных на картинке, смогли объяснить как догадались об этом, в связи с чем уровень понимания эмоционального состояния людей у них высокий.

У большинства «предпочитаемых» и «изолированных» дошкольников выявлен низкий уровень умения понимать настроение других людей по вербальному и невербальному поведению, то есть они затруднялись в определении эмоциональных состояний сверстника или определяют это неверно, при произнесении фразы не могут передать различные эмоциональные состояния. Среди «пренебрегаемых» больше всего дошкольников, которые имеют средний уровень умения по вербальному и невербальному поведению понимать настроение других людей, так как в процессе диагностики определили эмоциональные состояния с помощью взрослого, фразу произносили эмоционально, но выражение чувств при этом было не всегда понятно. А среди «принимаемых» дошкольников больше детей, у которых выявлен высокий уровень такого умения, так как смогли самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстника в момент произнесения фразы и с помощью речи, мимики, телодвижений правильно передали чувства и состояния.

Детей, которые умеют спокойно слушать партнера, легко договариваться, больше среди «принимаемых», а среди «предпочитаемых» больше детей, которые иногда перебивают, иногда спорят, раздражаются в общении, а

Батенова Юлия Валерьевна, Рощина Ольга Анатольевна ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА: КОММУНИКАТИВНАЯ ...

среди «изолированных» больше детей, которые не умеют слушать. Не умение договариваться продемонстрировали больше детей среди «пренебрегаемых» и «изолированных». К легкой эмоционально-экспрессивной пристройке в совместной деятельности более способны «предпочитаемые» дошкольники, пристраиваются с трудом (иногда с помощью взрослого) больше «пренебрега-емые», совсем не могут пристроиться «изолированные» дошкольники. Среди «предпочитаемых» способность к эмоционально-экспрессивной пристройке выражена больше, чем у остальных.

ВЫВОДЫ. Не смотря на имеющиеся разработанные авторские программы по развитию коммуникативной компетентности среди старших дошкольников, мы проанализировали и реализовали ряд психолого-педагогических условий, отвечающих, на наш взгляд, более эффективному развитию коммуникативных навыков и умений, а также целенаправленному формированию статусных отношений в детской группе. На основании полученных результатов мы сделали вывод, что в такой ситуации лучше применять комплекс развивающих занятий, задачами которых являются:

1) развитие желания вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

2) воспитание уважительного и доброжелательного отношения друг к другу;

3) развитие умения взаимодействовать;

4) формирование умения распознавать эмоции других, сопереживать, овладевать своими чувствами,

5) выражать свои потребности с помощью вербальных средств;

6) с помощью игры, представления, спектакля доносить знания о нормах и правилах поведения в общении;

7) знакомить и дополнять знания об окружающей социальной действительности.

Анализируя и обобщая полученные результаты эмпирического исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1. Коммуникативная компетентность в старшем дошкольном возрасте определяется степенью популярности ребенка в группе сверстников и проявляется в готовности реализовывать позитивные стратегии в общении со взрослым и сверстниками, в степени включенности и эмоциональной близости в отношениях с членами семьи, общительности, любознательности, социальной адекватности поведения, ярко выраженном интересе к авторитетному взрослому, отсутствие закрытости и отгороженности.

2. Фактором становления коммуникативной компетентности в сфере общения со сверстниками выступает развитие децентрации, наличие в структуре мотиваци-онно-потребностной сферы детей старшего дошкольного возраста коммуникативных, познавательных и альтруистических потребностей.

3. Фактором становления коммуникативной компетентности в сфере общения со сверстниками выступает преобладание позитивных стратегий общения (оказание помощи, внимание, желание сделать приятное другому, совместная деятельность) со взрослыми и со сверстниками, что является подтверждением первого вывода.

4. Высокий уровень самооценки и высокая степень структурированности идентичности детей дошкольного возраста выступают факторами, определяющими становления коммуникативной компетентности в сфере общения со сверстниками.

5. Межличностные отношения имеют особенности, которые реализуются в процессе общения в зависимости от различных факторов, в частности, от оценок воспитателя (например, «Я выбираю Матвея, потому что Ольга Петровна его всегда выбирает»); а также от внешней привлекательности. Этот факт отчасти можно объяснить известным в социальной психологии эффектом восприятия, когда физически привлекательным детям, как самими дошкольниками, так и взрослыми, приписываются

положительные качества и намерения.

6. Межличностные отношения сверстников старшего дошкольного возраста зависят от взаимной симпатии, общих интересов, половой принадлежности. Эти факторы в равной степени свойственны людям разных возрастных групп. В частности, ярким примером доминирования аттракционной составляющей (симпатия и привлекательность) является тот факт, что многие дети при оценивании сверстников проявляют очевидную пристрастность, то есть завышают оценки своим друзьям и занижают другим детям. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Чернобровкина С.В. Тип детско-родительских отношений как фактор характеристик коммуникативной сферы и социометрического статуса у дошкольников / С.В. Чернобровкина, Т.В. Федорова // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С. 22-32.

2. Хузеева Р.Г. Изучение процессов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2017. Т.10. №54. С.8.

3. Зайцева О.Ю. Условия развития образа я детей старшего дошкольного возраста //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 152-156.

4. Николаева Э.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста как условие их этносоциализации //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 39-42.

5. Осипова Л.Б., Дружинина Л.А. Концептуальные основы модели социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушениями зрения //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 113-117.

6. Лысогорова Л.В., Зубова С.П. Модель интеллектуального развития дошкольника и младшего школьника // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 45-47.

7. Батенова Ю.В., Волчегорская Е.Ю., Емельянова И.Е. Современная социальная ситуация развития и формирование информационной культуры дошкольника // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 13-16.

8. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.

9. Барцаева Е.В. Теоретические основы структуры готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 299-302.

10. Буланова Д.Д. Формирование у дошкольников семейных ценностей посредством проектной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 95-96.

11. Лысогорова Л.В., Салдаева Е.Н. Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 64-66.

12. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.

13. Курышева О.В., Гафурова Т.Р., Курлина К.В. Влияние самооценки старших дошкольников на их межличностные отношения в группе. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. №64. С.99-105.

14. Феоктистова С.В., Хмелькова М.А. Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психическое развитие дошкольника. Актуальные проблемы психологического знания. 2012. №2(23). С. 93-103.

15. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Изучение эмпатии у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 210-213.

16. Игнатенко Т.Ф. Эмпатия как условие игрового взаимодействия //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 25-28.

17. Диагностика социального развития ребенка / под. ред. А. М. Щетининой. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.

- 88 с

18. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2017. 363 с.

19. Фокина И. В., Соколовская О. К. Психологический портрет студента с низким социометрическим статусом в учебной группе // Перспективы науки и образования. 2015. № 3.

20. Дорошина И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 29.

21. Волков А. А., Зеркалова Е. А. Эмпирические исследования степени влияния социальной поддержки, социального статуса и пола на академическую успешность // Психология образования: Современная зарубежная психология. 2014. № 2.

22. Батенова Ю.В. Особенности самооценки у старших дошкольников с различным уровнем операциональных нарушений в общении // Материалы XVII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии», г. Челябинск, ЮУрГППУ, 23-24 апреля 2019 г.

- Челябинск: Изд.-во: ЗАО «Цицеро», 2019. - С.41-45.

23. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. М.: Принт, 2012. 224 с.

24. Арушанова А.ГРазвитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.

25. Лавлинская О.И. Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с учетом ФГОС ДО. Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. №3(268). С.42-44.

26. Репина Т.А. Межличностные отношения в группе детского сада. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. Москва, ИИДСиВ. 2016. С.26-29.

27. Торопова Н.В., Низовских Н.А. Когнитивная сложность межличностного восприятия как показатель коммуникативной компетентности старших дошкольников. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. №5. С. 177-183.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Волченкова Е.В. Ситуационное проектирование как средство воспитания культуры поведения учащихся: дис. ... канд. пед. наук. / Е.В. Волченкова. Киров, 2007. 162 с.

29. БордовскаяН.В., Реан АА. Педагогика. СПб.: Питер, 2008. 304 с.

30. Насырова А.Х. Роль взрослого в изменении социального статуса дошкольника. Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. №1(3). С. 56-59.

Статья поступила в редакцию 30.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.