Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность дошкольников с разным групповым статусом'

Коммуникативная компетентность дошкольников с разным групповым статусом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
377
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNICATIVE COMPETENCE / GROUP STATUS / PRESCHOOL AGE / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГРУППОВОЙ СТАТУС / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ляхова Екатерина Витальевна

Анализ особенностей развития коммуникативной компетенции в период дошкольного возраста напрямую связан с групповым статусом. Определены характерные отличия в коммуникативной компетентности для каждого уровня группового статуса детей дошкольного возраста. На основании этого сделан вывод о том, что при отличиях группового статуса, наблюдаются отличия в особенностях коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ляхова Екатерина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative competence of preschool children with different group status

An analysis of the features of the development of communicative competence in the period of preschool age is directly related to group status. Determined the characteristic differences in communicative competence for each level of group status of preschool children. Based on this, concluded that with differences in group status, there are differences in the features of communicative competence.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность дошкольников с разным групповым статусом»

© Ляхова Е.В. 2019

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT GROUP STATUS

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ГРУППОВЫМ СТАТУСОМ

Ekaterina Vitalievna Lyakhova, Екатерина Витальевна Ляхова,

assistant of the Department of social pedagogy and ассистент кафедры социальной

psychology Moscow State Pedagogical University педагогики и психологии ФГБОУ ВО МПГУ,

E-mail: Lyakhova2895@mail.ru E-mail: Lyakhova2895@mail.ru

Для цитирования: Ляхова Е.В. Коммуникативная компетентность дошкольников с разным групповым статусом. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2019. С. 30-32.

Annotation. An analysis of the features of the development of communicative competence in the period of preschool age is directly related to group status. Determined the characteristic differences in communicative competence for each level of group status of preschool children. Based on this, concluded that with differences in group status, there are differences in the features of communicative competence.

Key words: communicative competence, group status, preschool age.

Аннотация. Анализ особенностей развития коммуникативной компетенции в период дошкольного возраста напрямую связан с групповым статусом. Определены характерные отличия в коммуникативной компетентности для каждого уровня группового статуса детей дошкольного возраста. На основании этого сделан вывод о том, что при отличиях группового статуса, наблюдаются отличия в особенностях коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, групповой статус, дошкольный возраст.

В настоящие время родители и специалисты озабочены тенденцией снижения коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста, эмоциональной неустойчивостью, в том числе, трудностями в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, задержкой в речевом развитии, что, как правило, приводит к социально-психологической дезадаптации, раннему проблемному поведению или девиантному поведению (в частности, агрессивному поведению) в более старшем возрасте1. Без специального психолого-педагогического сопровождения и работы со стороны родителей дети самостоятельно не способны преодолеть эти социальные проблемы коммуникационного характера.

В рамках ФГОС ДО законодательно закреплено положение об особых образовательных потребностях, в том числе и речевое развитие, и становление коммуникативной компетентности. Программа ФГОС ДО направлена на создание условий становления ребенка, открывающих возможности для его благоприятной социализации, его индивидуального развития, развития активности и творческих способностей на основе взаимодействия со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности2.

Государственный стандарт дошкольного образования определяет ряд направлений по образованию и воспитанию детей, среди которых важное

место отводится социальному и личностному развитию. Социально-коммуникативное развитие направлено на овладение норм и ценностей, принятых в социуме, включая нравственные и моральные нормы и другое. А также такое направление как - речевое развитие, которое содержит владение речью как методом коммуникации и культуры; развитие активного словаря; развитие связной, грамматически верной диалогической и монологической речи и многие другие не менее важные аспекты речевого развития3.

К проблеме развития коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Я.Л. Коломенский, В.С. Мухина, А.С. Усова, Т.А. Репина, А. Маслов, А. Бандура, Н.Я. Михайленко, Д.Е. Мэй, И.И. Томпсон и др. А.Н. Леонтьев, определил коммуникативную компетентность как ориентацию на объект общения, умение владеть языком, владеть средствами общения (мимикой, пантомимикой, речью), изъясняться с помощью вербальных и невербальных средств, уметь выражать свои чувства, желания, эмоции4. Однако единого понимания в изучении данного понятия нет, кроме того, в контексте изучения коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте, о нем говорят не многие. Несмотря на это, по мнению С.В. Никитиной, Н.Г. Петровой, Л.В. Свирской, коммуникативная компетентность была включена в модель компетент-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ностей, которой овладевает дошкольник по итогам окончания ДОУ, что указывает на значимость коммуникативной компетентности в развитии дошкольника с образовательной точки зрения. И.А. Зимней-ко, указывает, что коммуникативная компетентность отвечает за способность дошкольника взаимодействовать с другими детьми. Л.А. Трубайчук, относит к коммуникативной компетентности такие важные умения как помощь взрослым, сопереживание другим, способность ставить себя на место другого. Таким образом, коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте - это показатель социального взаимодействия, социального опыта, и социальной активности.

Установив, что коммуникативная компетентность является итоговым показателем по окончании ребенком ДОУ, мы понимаем, что навыки коммуникации необходимы ребенку далее в овладении учебной деятельностью, так как школьная жизнь, представляет собой еще один социум. После детского сада, дошкольнику необходимо будет адаптироваться к условиям школы: познакомиться с новым коллективом, адаптироваться в нем, поддерживать новые и многообразные контакты, вступать в новые отношения (учитель-ученик). Этот период зависит от сформированности коммуникативной компетентности дошкольников. Актуальность изучения коммуникативной компетентности дошкольников, обусловлена не только связями с дальнейшей адап-тированностью ребенка в школе, профилактикой де-виантного поведения, но и собственно функциями коммуникативной компетентности: понимание эмоционального состояния окружающих, получение информации в общении, способность вести диалог, умение слушать других. Так как коммуникативная компетенция является навыком, отвечающим за социализацию ребенка, а также является одним из качеств поликультурной личности, мы находим изучение проблемы коммуникативной компетентности дошкольников с разным групповым статусом актуальной. Тем не менее, несмотря на то, что в дошкольном образовании сейчас применяются новые образовательные технологии, а понятие компетенций является центральным в системе российского образования, развитие дошкольников, в том числе и коммуникативное, индивидуализировано. Задачей психологов-практиков является изучение эффективности используемых методов, применяемых в формировании коммуникативной компетентности, изучении развития данной компетенции у дошкольников, измерение данного параметра, анализ способности к коммуникации детей с разным групповым статусом, с целью формирования стандарта развития компетенция.

Особый интерес как для науки, так и для практики представляет изучение коммуникативной компетентности в контексте прочих социально-психологических характеристик дошкольника, среди которых особое место принадлежит групповому статусу. Понятие группового статуса было изучено в работах Дж. Мид, Т. Парсонса, Ч. Кули, Г.М. Андреевой, Т.Г. Стефаненко и др. Проблема группового статуса дошкольника раскрывается в работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. В настоящее время остается не раскрытым аспект увеличения коммуникативных проблем у дошкольников, поэтому на первый план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, факторы, влияющие на развитие коммуникативной грамотности дошкольников, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативная компетентность ребенка приобретает особую значимость. Также не полностью раскрыто влияние социального статуса дошкольника на развитие его коммуникативной культуры. И поскольку человек - существо социальное и нуждается в общении для гармоничного роста личности, вышеописанные темы требуют тщательного изучения для получения информации, которая даст базис для практиков (для создания психолого-педагогических маршрутов сопровождения, для разработки ряда рекомендаций родителям и педагогам, для построения индивидуальных коррекционных программ).

Теоретический обзор подходов к изучению коммуникативной компетентности показал, что интерес к изучению феномена возник, начиная с 1987 года, однако сужался до понятий «коммуникации», «общения» (Г.С. Васильев). Позднее полную формулировку феномена предложил Е.В. Руденский. Коммуникативная компетентность - это коммуникативные навыки, развитие адекватных умений в общественных системах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в рамках коммуникации, соблюдение приличий и воспитанность. В структуре коммуникативной компетентности основополагающими являются навыки коммуникации, которые формируются в процессе профессионального, образовательного и личностного развития, в рамках языковой среды. Проанализировав психологическую и педагогическую литературы выяснили, что групповой статус как социально-психологический феномен - это положение индивида, которое он занимает в конкретной социальной группе. Выделяют следующие типы социометрического статуса: популярные («звезды»), предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные. Эти четыре типа можно разделить на

№ 3 / 2019

31

две группы: с низким социометрическим статусом и с высоким социометрический статусом. Наиболее сензитивным периодом для формирования навыков коммуникативной компетентности является дошкольный возраст. Группу воспитанников можно охарактеризовать целостным образованием, формирующейся социальной системой, основывающейся на социометрическом статусе дошкольника. Совокупность социальных обязанностей и прав влияют на положение дошкольника в социальной структуре группы и общества в целом, тем самым провоцируя расширение выполняемых социальных ролей, представляющих собой социально ожидаемое поведение, обусловленное групповым статусом личности. Основные специфические особенности группового статуса дошкольника: вхождение в новую общественную ситуацию и расширение группового статуса, сепарация от значимых взрослых и акцент на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в рамках дошкольного образовательного учреждения, наличие социометрического статуса в группе и влияние данного статуса на формирование и развитие психики ребенка дошкольного возраста. Анализируя научные труды по проблеме особенностей коммуникативной компетентности дошкольников, можно выделить базисные характеристики коммуникативной компетенции детей: в процессе освоения новой социометрической роли и группового статуса, осваиваются новые формы общения, коммуникативные умения и навыки развиваются от примитивных к более сложным формам взаимодействия. В дошкольном возрасте под коммуникативной компетентностью понимаются адекватные реакции и эмоциональный отклик дошкольников на то, что происходит вокруг них, на появляющиеся ситуации коммуникации, проявление их эмоциональных состояний принятыми в человеческом социуме средствами.

Нами было реализовано эмпирическое исследование, направленное на изучение отличий коммуникативной компетентности у дошкольников с разным групповым статусом. Нами был использован следующий методический инструментарий: методика «карта коммуникативных компетенций», конструирование по образцу в диаде, социометрия «план корабля». Исследование было проведение в группах старшего и среднего дошкольного возраста. Общий объем выборки составил 40 человек. По результатам исследования было обнаружены отличительные особенности коммуникативной компетентности дошкольников с разным групповым статусом. Реализованное эмпирическое исследование, позволило определить следующие особенности коммуникативной компетентности дошкольников с разным групповым статусом: «звезды» - дети, из-

бираемые коллективом, но не имеющие организаторских навыков. Готовы и открыты к общению, но не умеют слушать собеседника, в ходе парной работы им сложно договориться, и они в большей степени ориентированы на индивидуальные работы; «лидеры» - дети, избираемые коллективом, и готовые к реализации организаторской работы. Открыты к общению, проявляют симпатию, но им сложно воспринимать чувства собеседника в диалоге. Однако они способны договариваться, готовы к сотрудничеству и взаимопомощи; «незамеченные» - дети, которые игнорируются коллективом. Дошкольники не выражают открыто своего желания к общению, но являются отличными слушателями, и наблюдателями, что в ходе общения позволяет им выстраивать диалог-сотрудничество, договариваться и оказывать взаимопомощь; «отверженные» - дети, которых избегают остальные дети в группе. Они не выражают желания общаться, мимически показывают отрицательные эмоции, в диалоге выражают свои позиции, аргументируют их, могут провоцировать конфликты. В играх со сверстниками это мешает им договариваться и оказывать взаимопомощь.

Представленное исследование может быть интересно в том числе и исследователям в сфере педагогики, психологии девиантного и делинквент-ного поведения, а также психологам, педагогам, сотрудникам органов внутренних дел, занимающихся проблемами делинквентного поведения и его профилактики, так как модель деструктивного поведения зачастую закладывается именно в дошкольном возрасте. Вместе с тем, субъекты профилактики де-виантного и делинквентного поведения начинают свою работу значительно позже, что, безусловно негативно сказывается на дальнейшей работе по коррекции поведения несовершеннолетних5.

1 Никитская Е.А., Сучков С.Л. Педагогические условия предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы Сборник научных трудов II Международной конференции. Рецензенты: И.Н. Медведев, А.С. Осипова. 2018. С. 480-484.

2 Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

3 Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

4 Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения, М.: Смысл, 2009. 423 с.

5 Никитская Е.А., Никитина Е.О. К вопросу о необходимости совершенствования работы субъектов профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Наука и школа. 2018. № 5. С. 182-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.