Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ / ФЕМИННОСТЬ / МУСКУЛИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валишина А.М., Шаяхметова Э.Ш., Кунц Г.Н.

В статье показана особенность социальной идентичности у девушек с различным уровнем готовности к браку. Было выявлено, что девушки с андрогинным типом более адаптивны в поведенческом плане в отношениях с партнером. Они способны проявлять такие черты как: покладистость, умение идти на компромисс, мягкость, доброта, уступчивость, что благоприятно сказывается на союзе с партнером. Также было определено, чем ниже уровень навязанности профессиональной идентичности у девушек, тем больше они готовы к семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ»

УДК 159.99

Валишина А.М., ст.преподаватель, Шаяхметова Э.Ш., д-р биол. наук, профессор,

Кунц Г.Н., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ

Аннотация. В статье показана особенность социальной идентичности у девушек с различным уровнем готовности к браку. Было выявлено, что девушки с андрогинным типом более адаптивны в поведенческом плане в отношениях с партнером. Они способны проявлять такие черты как: покладистость, умение идти на компромисс, мягкость, доброта, уступчивость, что благоприятно сказывается на союзе с партнером. Также было определено, чем ниже уровень навязанности профессиональной идентичности у девушек, тем больше они готовы к семейной жизни.

Ключевые слова: социальная, профессиональная идентичность, готовность к браку, феминность, мускулинность, андрогинность

Актуальность. Вызывает тревогу тот факт, что позиция семьи в современной системе ценностей изменилась. Для молодых людей снизилась значимость разнообразных сторон семейной жизни. Образ мужа, жены представлен весьма стереотипно, в основном, -негативно.

Подобный упадок ценностей способен привести к дальнейшему сокращению нации, особенно в случае непринятия определенных мер. Поэтому требуется изменение сложившихся установок, формирование положительного образа семьи [4]. Понимание необходимости разработки продуманной стратегии устойчивого развития, планомерного расширения духовности приводит к выводу о целесообразности духовных, социальных основ семьи и повышения уровня готовности к браку.

Важными факторами, которые определяют особенности психологической готовности девушек к вступлению в брак, являются гендерная, профессиональная и этническая идентичность [1, 2, 3].

Цель исследования - выявление особенности социальной идентичности девушек с различным уровнем готовности к браку.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе факультета психологии БГПУ им. М. Акмуллы. В обследовании приняли участие 108 девушек в возрасте 18 - 25 лет. Участницы выборки на момент обследования не состояли в браке и не имели детей. Для решения цели исследования были использованы следующие диагностические методики: опросник Сандры Бем «Диагностика психологического пола», методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель, методика для измерения выраженности этнической идентичности Дж. Финни, диагностика готовности к семейной жизни Тест-Карта И.Ф. Юнда. Результаты тестирования обрабатывались с использованием программы «Statistica 10.0». Взаимосвязи различных переменных были изучены с помощью корреляционного анализа (х2-критерий Пирсона). Достоверными были выбраны результаты на уровне значимости p<0,05.

Результаты исследования. На первом этапе эмпирического исследования была проведена методика, направленная на диагностику готовности девушек к браку (методика И.Ф. Юнды). В результате диагностики было установлено, что достаточный уровень готовности к семейной жизни продемонстрировали 58,5 % девушек. Девушки ориентированы на сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте, восстановлении справедливости, дружное обсуждение планов, в

реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие, уважительное отношение к профессиональной занятости, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам, сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения.

У 39,7 % девушек наблюдается удовлетворительный уровень готовности к семейной жизни. Девушки могут проявлять недовольство, упреки в нерасторопности, неумение ладить с начальством, решать производственные вопросы, прием гостей без всякого энтузиазма, без проявлений знаков должного уважения, в разговоре порой может проскальзывать недовольство, безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу, половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности, досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения.

Для 1,8 % девушек характерен недостаточный уровень готовности к семейной жизни. Девушки проявляют спокойно-дружеское отношение, иногда с утешением и разделением огорчения, единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их, отношение к занятости супруга понимающее, хотя и без особого интереса к его профессии, развитие в спарринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности, главным считается умение «не высовываться», быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома.

Для дальнейшего исследования и получения более надежных результатов при статистической обработке данных были использованы результаты девушек только с достаточным уровнем готовности к брачным отношениям (всего 65 человек).

Далее была проведена диагностика гендерной идентичности. Был использован опросник «Маскулинноть/фемининность» С. Бэм. Методика была проведена на выборке в 65 человек. Так, фемининность продемонстрировали 3 % девушек Такие девушки склонны демонстрировать чисто женские черты: умение уступать, жизнерадостность, застенчивость, нежность, падкость на лесть, преданность, женственность, готовность понимать других, сострадание, способность утешить и др. Андрогинность выражена у большинства девушек (94,5 %). Девушки могут демонстрировать одновременное и женственные (жизнерадостность, застенчивость, нежность, падкость на лесть, преданность, женственность, готовность понимать других и др.) и мужественные (независимостью, атлетическим телосложением, напористостью, сильной личность, аналитичностью, способностью к лидерству и др.) черты.

Маскулинность показала только одна девушка (1,5 %). Девушки с развитой маскулинностью обладают верой в себя, склонностью защищать свои взгляды, независимостью, атлетическим телосложением, напористостью, сильной личность, аналитичностью, способностью к лидерству, властностью, мужественностью, собственной позицией и т.д.

Для диагностики этнической идентичности была использована методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности. Методика была проведена на выборке в 65 человек.

По шкале «Аффективный компонент» средний балл составил 2,3, что говорит о выраженности среднего уровня аффективной составляющей этнической идентичности девушек: девушки не всегда хорошо знают свое этническое происхождение и понимают, что оно значит для них, рады, что принадлежат к своей этнической группе, чувствуют связь со своей этнической группой, хорошо понимают, что значит для них их этническая принадлежность, чувствуют сильную привязанность к своей этнической групп, хорошо относятся к своему этническому происхождению.

Стандартное отклонение (1 балл) показывает, что размах ответов достаточно большой, поэтому есть в выборке девушки, которые чувствуют принадлежность к ней, гордятся своей этнической группой, но также есть девушки, которые, напротив, негативно относятся к своей этнической идентичности, не понимают, что она значит для них.

По шкале «Когнитивный компонент» средний балл составил 2,4, что говорит о выраженности среднего уровня когнитивной составляющей этнической идентичности девушек: девушки не всегда ищут информацию о своей этнической группе, активны в организациях или социальных группах, которые включают преимущественно членов их этнической группы, задумываются о том, как этническая принадлежность повлияет на их жизнь, разговаривают с другими людьми о своей этнической группе, соблюдают традиции своей этнической группы.

Стандартное отклонение (1 балл) показывает, что размах ответов достаточно большой, поэтому есть в выборке девушки, которые интересуются историей своей этнической группы, разговаривают с другими людьми о своей этнической группе, понимают, как этническая принадлежность отразиться на их жизни, но также есть девушки, которые, напротив, не осознают, как этническая принадлежность скажется на их жизни, не активны в социальных сетях в группах, члены которых той же этнической группы.

Диагностика профессиональной идентичности проводилась с помощью методики изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель. Методика была проведена на выборке в 65 человек.

Наибольшей по степени выраженности в группе девушек является навязанная профессиональная идентичность (25,5 %). У данной группы девушек профессиональная идентичность сформирована, есть профессиональные планы и цели, но источником их являются друзья или родители. В будущем это может привести к разочарованию в выбранной профессии.

Далее по степени выраженности следуют мораторий на профессиональный выбор и сформированная профессиональная идентичность. В обеих группах по 22,5 % девушек. Девушки со сформированной идентичностью оценили свои возможности и интересы, на этой основе приняли осознанное решение относительно того, какую профессию выбрать, каковы профессиональные цели. Девушки с мораторием на профессиональную идентичность находятся на этапе размышлений о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения.

Наименее выражен у девушек неопределенный статус профессиональной идентичности (18 %). Девушки из данной группы не готовы и не хотят формировать свои профессиональные цели и планы, что скорее всего обусловлено тем, что их родители не предпринимают попыток определить профессиональное будущее своих детей, пуская все на самотек.

Также среди девушек были и те (9 %), у кого профессиональная идентичность не выражена и нельзя говорить о том, какой ее вариант преобладает.

Проверка достоверности гипотезы о том, что существуют особенности социальной идентичности у девушек с различным уровнем готовности к браку, производилась с использованием х2-критерия Пирсона. При поиске взаимосвязей нами были задействованы результаты 65 девушек, чей уровень готовности к браку находится на достаточном уровне (таблица 1).

Обнаружена прямая корреляционная связь между показателем андрогинности у девушек и их готовности к браку (х2=0,30 при р=0,02). Это означает, что чем больше девушки способны к вариативному поведению, тем выше у них степень готовности к браку. Иными словами, это высокая степень адаптивности к современным реалиям. В период, когда девушка нацелена на создание семьи, а так же для сохранения отношений, девушки демонстрируют такие качества как: уступчивость, гибкость, заботу, доброту, умение находить компромисс, мягкость, при этом, вне семьи девушка может проявлять такие качества, как: упорство, целеустремленность, настойчивость, например, на работе или общении вне семьи.

Полученные данные подтверждают наше предположение о том, что существует взаимосвязь между готовностью к браку и гендерной идентичностью у девушек.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа между готовностью к браку девушек и их гендерной, этнической и профессиональной идентичностью_

Показатели Готовность к браку

X2 эмп р - уровень стат.значимости

Гендерная идентичность

Маскулинность/фемининность 0.30 0.02*

Этническая идентичность

Когнитивный компонент 0.17 0.18

Аффективный компонент 0.15 0.24

Профессиональная идентичность

Неопределенная 0.02 0.88

Навязанная -0.34 0.01*

Мораторий 0.03 0.82

Сформированная 0.31 0.01*

Примечание: * - наличие значимой корреляционной связи, р<0.05.

Обнаружена обратная корреляционная связь между навязанной девушка профессиональной идентичностью и их готовностью к брачным отношениям (х2=-0,34 при р=0,01). Это означает, что чем ниже уровень навязанности профессиональной идентичности у девушек, тем больше они готовы к семейной жизни. Т.е. чем чаще источником профессиональных планов и намерений являются друзья или родители, тем меньше девушки ориентированы на уважительное отношение к профессиональной занятости, успехам, живой интерес к работе супруга и трудовым проблемам, сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения.

Обнаружена прямая корреляционная связь между сформированной профессиональной идентичностью девушек и их готовностью к брачным отношениям (х2=0,31 при р=0.01). Это означает, что чем лучше сформирована профессиональная идентичность девушек, тем лучше они готовы к семейной жизни. Т.е. девушки, оценившие свои возможности и интересы, и на этой основе принявшие осознанное решение относительно того, какую профессию выбрать, каковы профессиональные цели, ориентированы на сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте, восстановлении справедливости, дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие, уважительное отношение к профессиональной занятости, успехам, живой интерес к работе супруга и трудовым проблемам, сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения.

Полученные данные подтверждают наше предположение о том, что существует взаимосвязь между готовностью к браку и профессиональной идентичностью у девушек.

Выводы:

1. Существует взаимосвязь между показателем гендерной идентичности -андрогинностью и высокой степенью готовности к браку у девушек. Девушки с андрогинным типом более адаптивны в поведенческом плане в отношениях с партнером. Они способны проявлять такие черты как: покладистость, умение идти на компромисс, мягкость, доброта, уступчивость, что благоприятно сказывается на союзе с партнером.

2. Существует отрицательная взаимосвязь между показателями профессиональной идентичности и готовности к браку у девушек. Чем ниже уровень навязанности профессиональной идентичности у девушек, тем больше они готовы к семейной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голиков В.В. Проблема супружеской идентичности как части гендерной идентичности [Текст] / В.В. Голиков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - № 34-2. - С. 62-66.

2. Дубовикова С.Н. Этническая идентичность: представление россиян о себе (на примере волгоградской области) [Текст] / С.Н. Дубовикова, Е.Р. Минасян // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2019. - Т. 2. - № 8. -С. 270-275.

3. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях [Текст] / Н.Л. Иванова // Вопросы психологии. - 2008. - № 1. - 100 с.

4. Стрункина Т.С. Потребности в семейных ценностях в формировании социкультурной идентичности молодежи [Текст] / Т.С. Стрункина, Е.А. Шмелева // Воспитание и проблемы социальной безопасности детства в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 506-512.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.