Научная статья на тему 'Гендерные особенности самопредъявления девушек в межличностном общении и их связь с выбором одежды'

Гендерные особенности самопредъявления девушек в межличностном общении и их связь с выбором одежды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1040
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / ФЕМИНИННОСТЬ / FEMININITY / МАСКУЛИННОСТЬ / MASCULINITY / САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / SELF-PRESENTATION / ВНЕШНИЙ ОБЛИК / APPEARANCE / ОДЕЖДА / CLOTHING / СТИЛИ ОДЕЖДЫ / CLOTHING STYLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касабова И. С.

Статья посвящена вопросу внешнего облика человека как средства само-предъявления и отражения гендерной идентичности девушек на их стиле одежды. Проведен анализ связи между содержательными аспектами самопредъявления девушек в межличностном общении в связи с их гендерной идентичностью и выбором одежды. Для этого изначально использовались методики, направленные на выявление характеристик, которые испытуемые чаще всего демонстрируют в одежде, а также содержательные характеристики стиля одежды на предмет маскулинности и фемининности. С помощью методики «Самопредъявление в межличностном общении» (автор И.П. Шкуратова) были выявлены категории качеств, которые девушки в процессе общения демонстрируют чаще всего: деловые, аттрактивные, альтруистические и качества близости в отношениях. С помощью корреляционного анализа по Ч. Спирмену было подтверждено, что проявление гендерной идентичности в межличностном общении влечет за собой выбор одежды в соответствии с гендером. Девушки, демонстрирующие в межличностном общении открытость, нежность, искренность, а также аттрактивные качества, предпочитают выбор фемининных стилей одежды. Проявление деловых характеристик в общении влечет за собой демонстрацию маскулинности в одежде. При выборе стиля одежды фемининные девушки отдают предпочтение тем стилям, которые подчеркивают их женственность (классический и романтический), а маскулинные девушки спортивному стилю. Таким образом, гендерная идентичность девушек определяет содержание создаваемого образа в межличностном общении, детерминирует выбор одежды как средства самопредъявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Features of Women''s Self-Presentation in Interpersonal Communication and their Relation to the Choice of Clothes

The article focused on the problem of person''s appearance as a mean of selfpresentation and reflection of girl''s gender identity in clothes. We have done the analysis of the relationship between substantial aspects of women''s self-presentation in interpersonal communication due to their gender identity and choice of clothes. To do this, we used techniques aimed to identify the characteristics that the examinees often show in the manner of clothing, as well as substantial characteristics of the style of clothing for masculinity and femininity. Using the method of "Self-presentation in interpersonal communication", the category of quality that girls often show in the process of communication was revealed: such qualities as business, attractive, altruistic and quality in the vicinity of the relationship. With the help of Spearman''s correlation analysis it was confirmed that the expression of gender identity in interpersonal communication entails the selection of clothing according to gender. Girls showing openness, affection, sincerity and attractiveness in interpersonal communication prefer feminine styles of clothes Manifestation of business characteristics in communication entails a demonstration of masculinity in clothes. When choosing a style of clothes, feminine girls prefer the styles that accentuate their femininity (classical and romantic) and masculine girls sporty style. Thus gender identity of women defines the content of the image created in interpersonal communication, determines the choice of clothing as means of self-presentation.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности самопредъявления девушек в межличностном общении и их связь с выбором одежды»

УДК 159.9.072

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЕВУШЕК В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ И ИХ СВЯЗЬ С ВЫБОРОМ ОДЕЖДЫ

Касабова Ирина Сергеевна

Статья посвящена вопросу внешнего облика человека как средства самопредъявления и отражения гендерной идентичности девушек на их стиле одежды. Проведен анализ связи между содержательными аспектами самопредъявления девушек в межличностном общении в связи с их гендерной идентичностью и выбором одежды. Для этого изначально использовались методики, направленные на выявление характеристик, которые испытуемые чаще всего демонстрируют в одежде, а также содержательные характеристики стиля одежды на предмет маскулинности и фемининности. С помощью методики «Самопредъявление в межличностном общении» (автор И. П. Шкуратова) были выявлены категории качеств, которые девушки в процессе общения демонстрируют чаще всего: деловые, аттрактивные, альтруистические и качества близости в отношениях. С помощью корреляционного анализа по Ч. Спирмену было подтверждено, что проявление гендерной идентичности в межличностном общении влечет за собой выбор одежды в соответствии с гендером.

Девушки, демонстрирующие в межличностном общении открытость, нежность, искренность, а также аттрактивные качества, предпочитают выбор фемининных стилей одежды. Проявление деловых характеристик в общении влечет за собой демонстрацию маскулинности в одежде. При выборе стиля одежды фемининные девушки отдают предпочтение тем стилям, которые подчеркивают их женственность (классический и романтический), а маскулинные девушки - спортивному стилю. Таким образом, гендерная идентичность девушек определяет содержание создаваемого образа в межличностном общении, детерминирует выбор одежды как средства самопредъявления.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, фемининность, маскулинность, самопредъявление, самопрезентация, внешний облик, одежда, стили одежды.

Введение

Термин «самопредъявление» своим происхождением обязан представителям символического интеракционизма, каждый из которых внес определенный вклад в понимание процесса самопредъявления (Г. Блумер, И. Гофман, Ч. Кули, Дж. Г. Мид).

Основным понятием в символическом интеракционизме является понятие роли. Оно было введено Дж. Г. Мидом, однако по-настоящему было раскрыто в работах И. Гофмана. Предложенная им концепция социальной драматургии подробно описана в книге «Представление себя другим в повседневной жизни», в которой он рассматривает человека прежде всего как исполнителя социальных ролей. Смысл ролевого поведения сводится к созданию определенного впечатления о себе у партнера по взаимодействию или аудитории. По теории И. Гофмана, любое взаимодействие между людьми - это своего рода театральное представление, где каждый придерживается определенной линии поведения [2]. Введение понятия роли дало возможность исследователям разграничить саму личность и ее поведение в конкретной ситуации.

Исследование феномена самопредъявления имеет свою историю и в отечественной науке. Отдельные его аспекты изучались в связи с проблемами социальной перцепции (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. В. Знаков, В. Н. Панферов), формирования имиджа (А. Я. Панасюк, В. М. Шепель). В последнее десятилетие в отечественной психологии были осуществлены эмпирические исследования разных аспектов феномена самопредъявления.

Е. А. Петрова разработала теорию визуальной психосемиотики общения, в рамках которой изучается проблематика визуальной самоподачи образа Я [6]. Ю. М. Жуков рассматривает процесс самопредъявления в рамках делового общения [3]. Он формулирует правила общения как средства регуляции коммуникативного поведения. В. А. Лабунская исследует самопредъявление через изучение экспрессивного поведения личности [5]. И. П. Шкуратова изучает этот феномен как один из компонентов самовыражения личности в общении [10]. Н. В. Соколова-Бауш исследовала самопредъявление как с позиции коммуникатора, так и с позиции реципиента [8]. Ею были получены данные, которые говорят о том, что человек может формировать впечатление о себе с помощью управления выразительными движениями, находясь как в роли коммуникатора, так и в роли реципиента.

Внешний облик является одним из основных средств самопредъявления личности, поскольку он создает визуальный образ в глазах других людей.

Внешний облик рассматривается Е. А. Петровой как «средство объективации и интерпретации субъекта, как орудие развития и формирования его психологических структур, в первую очередь образа Я, и как экспрессивно-импрессивного проявления личности» [6, с. 223].

Основная цель любой самопрезентации - донести собеседнику необходимую информацию посредством внешнего самопредъявления. Одним из самых важных инструментов самопредъявления является одежда, поскольку она создает визуальный образ в глазах других людей.

Анализ литературы по проблеме функций одежды показывает обязательное упоминание защитной функции одежды (М. И. Килошенко, А. Б. Плаксина) [7, 4] и информационно-символической (М. И. Килошенко) [4]. Р. М. Гимаева выделяет следующие основные мотивы выбора одежды: следование моде, статус, престиж, желание соответствовать определенной социальной группе, стремление к выражению собственной индивидуальности, формирование привлекательности [1].

Одна из главных функций одежды состоит в идентификации человека по ряду социально-психологических и демографических признаков. Пол и гендер накладывают существенный отпечаток на самопредъявление личности. И. П. Шкуратова выделяет три направления влияния пола и гендера личности на процесс самопредъявления: 1) пол и гендер личности определяют содержание создаваемого образа; 2) пол и гендер влияют на выбор предпочитаемых стратегий и тактик самопредъявления; 3) мужчины и женщины по-разному используют средства самопрезентации [10]. Все эти три способа предъявить свой пол и гендер взаимосвязаны между собой и работают на создание определенного образа в глазах окружающих.

В зависимости от ситуации (деловое общение, отдых, домашнее общение) человек может подчеркивать свой гендер во внешнем облике или одеваться нейтрально. Маскулинные женщины часто придерживаются мужской линии одежды. Это выражается в ношении брючных костюмов в деловой сфере, рубашек и джемперов. Фемининные мужчины являются поклонниками романтического стиля в одежде, их костюмы обычно выполнены из традиционно женских тканей, мягких по фактуре и разнообразных по цвету.

Большие возможности для предъявления гендерных особенностей при выборе одежды имеют женщины, поскольку они прочно вторглись на мужскую территорию, завоевав право носить практически все виды мужской одежды, вплоть до военной формы.

В зависимости от своего гендера, девушки и женщины выбирают одежду, больше подчеркивающую их женское или мужское начало [11]. Разумеется, что при этом главным фактором является назначение одежды. Для деловой сферы девушки и женщины подбирают одежду более маскулинную, чтобы подчеркивать свое равенство с мужчинами. Для праздничных выходов, особенно в компании с мужчиной, девушки и женщины феминизируют свою внешность.

Актуальность исследования заключается в том, что гендер является важной детерминантой самопредъявления личности, оказывая влияние на процессуальные и содержательные характеристики создания своего образа. Девушки демонстрируют отдельные свои характеристики в зависимости от партнера и от его пола. Общаясь с людьми в деловой обстановке, все мы

больше сосредоточены на деловых и статусных признаках, среди близких людей мы ориентированы на демонстрацию эмоциональных состояний и т. д. Каждый человек в разных ситуациях демонстрирует разные характеристики, в зависимости от цели взаимодействия с конкретным лицом. Следовательно и внешний облик должен соответствовать тем гендерным характеристикам, которые девушки стремятся предъявить.

Цель данного исследования состояла в выявлении связи между содержательными аспектами самопредъявления девушек в межличностном общении в связи с их гендерной идентичностью и выбором одежды.

Задача исследования - проанализировать связи предпочтений девушек в выборе одежды с содержанием предъявляемых образов.

Гипотеза исследования заключалась в том, что проявление гендерной идентичности в межличностном общении влечет за собой выбор одежды в соответствии с гендером.

Эмпирическим объектом исследования выступила выборка девушек, состоящая из 60 студенток вузов Ростова-на-Дону в возрасте от 19 до 23 лет. Исследование проводилось в 2011-2012 гг.

Методы и методики исследования

В соответствии с задачей исследования и с целью подтверждения гипотезы были использованы следующие методы математической статистики: вычисление средних значений, ранжирование, корреляционные связи между признаками исследовались с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена. Для анализа эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением пакетов «EXCEL» и «SPSS 13.0».

Для решения поставленных задач использовались следующие методики: 1) опросник С. Бэм по изучению фемининности и маскулинности; 2) методика И. П. Шкуратовой «Самопредъявление в межличностном общении», разработанная на основе техники репертуарных решеток Дж. Келли [9]; 3) методика «Стили одежды»; 4) опросник И. П. Шкуратовой «Фемининность-маскулинность в одежде».

Методика С. Бэм позволила определить степень выраженности маскулинных и фемининных характеристик испытуемых. С помощью данной методики на первом этапе исследования были отобраны крайние группы фемининных и маскулинных девушек по 30 человек.

Методика И. П. Шкуратовой «Самопредъявление в межличностном общении» (СПО) применялась для выявления содержательных аспектов самопредъявления. Процедура выполнения этого теста состоит из нескольких этапов.

На первом этапе испытуемому предлагался ролевой список, который включал лиц из ближайшего окружения, и испытуемый должен был подобрать конкретных людей, выполняющих эти роли: муж (молодой человек), отец, мать, друг, подруга, руководитель, сотрудница. На втором этапе испытуемому предлагался список из 50 черт личности и давалась инструкция представить мысленно общение с каждым человеком из ролевого списка и подумать, какое качество он демонстрирует в общении с ним в первую очередь. Затем респондент должен был оценить, насколько он стремится выглядеть таким же в общении с другими людьми, пользуясь оценками: 2 балла - очень важно выглядеть таким; 1 балл - иногда важно выглядеть таким; 0 - совсем неважно выглядеть таким. Указанные 50 качеств включают в себя фемининные, маскулинные и нейтральные. К фемининным были отнесены такие качества, как женственность, покладистость, мягкость и др. К маскулинным - напористость, смелость, уверенность в себе и др. К нейтральным качествам в методике отнесены активность, ум, верность и др.

Чтобы повысить надежность теста, испытуемому предлагалось повторить эту процедуру дважды, т. е. для каждого партнера назвать по два предъявляемых ему качества. Таким способом испытуемый заполнял таблицу оценок, в которой строками были предъявляемые качества, а столбцами - люди, в адрес которых они предъявляются.

В последнем столбце таблицы респондент записывал, насколько эти качества у него реально выражены, пользуясь оценками: 2 балла - качество сильно выражено; 1 балл - средне выражено; 0 - слабо выражено.

Все перечисленные в списке характеристики разделены автором методики на семь групп: 1) деловые характеристики; 2) интеллектуальные характеристики; 3) альтруистические характеристики; 4) характеристики, указывающие на близость в отношениях респондента с другими людьми; 5) характеристики, являющиеся социально одобряемыми; 6) характеристики привлекательности; 7) социально неодобряемые качества.

Методика «Стили одежды» предполагает оценку основных стилей одежды и описания своего костюма в четырех ситуациях (в деловой сфере, на празднике, на природе и дома). Испытуемым предлагалось, визуально опираясь на картинки, на которых изображены модели, одетые в одежду разных стилей и краткое их описание, оценить, насколько им нравится одежда каждого из перечисленных стилей и насколько часто они ее носят. В обоих вопросах оценка производилась по трехбалльной шкале: 3 - очень нравится, 2 - средне нравится, 1 балл - не нравится; 3 - ношу часто, 2 - ношу иногда, 1 балл - не ношу. Испытуемым было предложено семь стилей: классический, романтический, повседневный, этнический, гламурный, спортивный, джинсовый.

Опросник «Фемининность-маскулинность в одежде» применяется с целью

выявления гендерной дифференциации одежды. Методика представляет собой опросник, выявляющий предпочтения в выборе одежды девушек с разной гендерной идентичностью. Результаты теста оцениваются в баллах, где 50 баллов является максимальным количеством и составляет фемининные предпочтения, 0 - минимальным и соответствует маскулинным предпочтениям. В качестве признаков фемининности рассматривались следующие: выбор тонких, прозрачных, мягких тканей; обилие ярких тонов; наличие отделок в одежде (в виде рюшей, кружев, оборок и пр.); большая степень оголен-ности тела (вырезы на груди, короткие рукава, короткие юбки), большое прилегание одежды. Если девушка отмечала много таких признаков в своей одежде, она получала много баллов по этой методике.

Первично на общей выборке испытуемых применялась методика СПО с целью исследования категорий качеств, которые девушки демонстрирует чаще всего. Степень представленности категорий определялась числом девушек, назвавших ту или иную характеристику. Как показал анализ данных, девушки чаще всего демонстрируют в процессе общения деловые, аттрактивные, альтруистические качества и качества близости в отношениях.

Для выявления связей предпочтений девушек в выборе одежды с содержанием предъявляемых ими образов был проведен корреляционный анализ по Ч. Спирмену по всем методикам, которые использовались в исследовании: 1) опросник С. Бэм по изучению фемининности и маскулинности; 2) методика И. П. Шкуратовой «Самопредъявление в межличностном общении»; 3) методика «Стили одежды»; 4) опросник «Фемининность-маскулинность в одежде».

Результаты исследования

В результате проведенного анализа была выявлена отрицательная взаимосвязь между деловыми качествами по методике СПО и фемининностью в одежде (г = -0,456, р < 0,01). Эта взаимосвязь объясняется тем, что деловые характеристики чаще всего предъявляются маскулинными девушками (умная, сильная, ответственная). Фемининной одеждой является та, которая подчеркивает женское начало, и это проявляется в следующих ее аспектах: стиль одежды, силуэт, ткань, цвет, рисунок (узор), прилегание, оголенность и прозрачность, наличие аксессуаров.

Подтверждение этому также можно найти в выявленной положительной взаимосвязи между деловыми качествами по методике СПО и маскулинностью по С. Бэм (г = 0,466, р < 0,01).

Аттрактивные качества по методике СПО положительно связались с фемининностью в одежде (г = 0,351, р < 0,01). То есть, девушки демонстрируют женственность и привлекательность как в межличностном общении, так и во внешнем облике. Также, аттрактивные качества отрицательно связались

с маскулинностью по С. Бэм (г = -0,274, р < 0,05) и положительно - с феми-нинностью по С. Бэм (г = 0,244, р < 0,05). Выявленные взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что фемининным девушкам важно быть привлекательными, нежели маскулинным.

Между альтруистическими качествами по методике СПО и фемининностью в одежде была выявлена отрицательная взаимосвязь (г = -0,273, р < 0,05). К альтруистическим характеристикам относятся внимательность, доброжелательность, доброта, заботливость, понимание. Их можно назвать нейтральными относительно гендерной принадлежности. В связи с этим предпочтение фемининной одежды не влечет за собой демонстрацию альтруистических качеств.

Категория качеств, демонстрирующих близость в отношениях по методике СПО, положительно связалась с фемининностью в одежде (г = 0,413, р < 0,01). Характеристиками близости в отношениях являются: открытость, нежность, верность, искренность и т. д. Именно эти характеристики стремятся продемонстрировать девушки, выбирая женственную одежду. Это подтверждает выявленная отрицательная связь между близостью в отношениях и маскулинными качествами по С. Бэм (г = -0,346, р < 0,01).

Маскулинные качества по методике СПО отрицательно связались с фемининностью в одежде (г = -0,465, р < 0,01). К маскулинным качествам относятся: независимость, напористость, властность, склонность защищать свои взгляды, честолюбие, способность к лидерству, склонность к риску, самодостаточность. Девушки, демонстрирующие эти характеристики в межличностном общении, стараются выбирать соответствующую одежду. Одежда маскулинного типа подразумевает свободные формы, толстые и грубые ткани, низкую степень оголенности.

Выявленная положительная взаимосвязь между фемининными качествами по методике СПО и фемининностью в одежде подтверждает вышесказанное (г = 0,541, р < 0,01). Девушки, демонстрирующие в межличностном общении качества, соответствующие их социальному полу, проявляют эти же качества при выборе одежды. Например, нежность, теплота, мягкость и т. д. - это качества, свойственные фемининным девушкам. Следовательно, их одежда отличается следующими признаками: округлость силуэта, прозрачность и тонкость тканей, высокая степень оголенности и облегания.

Между показателем привлекательности романтического стиля и фемининностью в одежде была выявлена положительная взаимосвязь (г = 0,343, р < 0,01). Также положительная связь была выявлена между использованием этого стиля одежды и фемининностью в одежде (г = 0,367, р < 0,01). Романтический стиль предполагает большое количество украшений (рюшей, воланов, кружев), подчеркивает женственность, чувственность, мягкость. Фемининным девушкам присущи такие характеристики, как мягкость, нежность,

застенчивость. В связи с чем стиль одежды подбирается ими в соответствии с их гендерной принадлежностью. Это подтверждает выявленные отрицательные взаимосвязи между привлекательностью данного стиля одежды и маскулинностью по С. Бэм (г = -0,208, р < 0,05), а также между ношением одежды романтического стиля и маскулинностью по С. Бэм (г = -0,236, р < 0,05).

Использование спортивного стиля отрицательно связалось с феминин-ностью в одежде (г = -0,417, р < 0,01). Однако положительно связалось с маскулинностью по С. Бэм (г = 0,354, р < 0,01). Это объясняется тем, что спортивный стиль за последние несколько лет стал настолько популярен, что его можно использовать на мероприятиях самого различного масштаба. К спортивному стилю относятся удобные вещи для активного образа жизни. Их ткани, как правило, неизысканны, а фасон не перегружен деталями. Украшениям в спортивном стиле тоже уделяется мало внимания. Главная цель вещей спортивного стиля: не мешать движениям и быть практичными. Именно отсутствие сложных деталей и отказ от украшений делает спортивный стиль неженственным, даже если речь идет о юбках.

Далее была выявлена отрицательная взаимосвязь между привлекательностью классического стиля одежды и маскулинными качествами по методике СПО (г = -0,284, р < 0,05). Одежда этого стиля всегда популярна у тех, кто хочет одеваться удобно и элегантно. Классика у большинства девушек ассоциируется и с деловой и с нарядной одеждой одновременно (М. И. Килошенко) [4]. Этот стиль никогда не выходит из моды. В данной взаимосвязи можно наблюдать некую противоречивость, связанную с классическим стилем. С одной стороны, женщина, предпочитающая этот стиль, хочет быть привлекательной, неповторимой и очаровательной, а с другой - полноправным партнером в деловой сфере. Следующий ряд взаимосвязей также связан с этой противоречивостью: положительная взаимосвязь между привлекательностью классического стиля одежды и фемининностью в одежде (г = 0,331, р < 0,01), положительная связь между привлекательностью классического стиля и фемининностью по С. Бэм (г = 0,336, р < 0,01), отрицательная связь между привлекательностью классического стиля и маскулинностью по С. Бэм (г = -0,218, р < 0,05).

Проведенное исследование позволяет подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что гендерная идентичность девушек определяет содержание создаваемого образа, влияет на выбор предпочитаемых стратегий самопредъявления и детерминирует выбор одежды как средства самопредъявления.

Девушки, демонстрирующие в межличностном общении открытость, нежность, искренность, а также аттрактивные качества, предпочитают выбор фемининных стилей одежды. Проявление деловых характеристик в общении влечет за собой демонстрацию маскулинности в одежде. При выборе стиля одежды фемининные девушки отдают предпочтение тем стилям, которые

подчеркивают их женственность (классический и романтический), а маскулинные девушки - спортивному стилю.

В результате исследования можно говорить о том, что гендерная идентичность девушек влияет на предъявляемый ими образ в межличностном общении и определяет выбор стиля одежды. Для маскулинных и фемининных девушек одежда является своеобразным объектом их творческой деятельности, мотивированной потребностями самопредъявления. Стиль одежды задает нам рамки и манеры поведения, а также способен влиять на самосознание и самооценку ее владельца.

В перспективе представляется необходимым провести анализ стратегий самопредъявления в соответствии с личностными особенностями, а также провести сравнительный анализ выбора и особенностей использования стратегий самопредъявления мужчин и женщин.

Литература

1. Гимаева Р. М. Мотивы выбора одежды и категоризация семантического пространства, связанного с выбором одежды у женщин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические науки. - 2007. - № 2. - С. 178-183.

2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М., 2000. - 232 с.

3. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. - М.: Мысль, 1997. -64 с.

4. Килошенко М. И. Психология моды. - СПб.: Речь, 2001. - 192 с.

5. ЛабунскаяВ. А., БураковаМ. В. Фемининность-маскулинность внешнего облика женщин (психосемантический анализ образов причесок) // Психологический вестник РГУ. - 1998. - Вып. 3. - С. 376-393.

6. Петрова Е. А. Знаки общения. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 256 с.

7. ПлаксинаЭ. Б. История костюма. Стили и направления. - М.: Академия, 2004. - 224 с.

8. Соколова-БаушЕ. А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии. - 1999. -№ 3 (19). - С. 132-139.

9. Шкуратова И. П. Диагностика межличностных отношений с помощью техники репертуарных решеток. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2000. - 33 с.

10. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 192 с.

11. DontsovA. I. & Kabalevskaya A. I. Gender stereotypes among road users // Psychology in Russia: State of the Art. - 2013. - 6 (3). - pp. 150-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.