Научная статья на тему 'Исследование особенностей поведения девушек с различным уровнем фемининности'

Исследование особенностей поведения девушек с различным уровнем фемининности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2569
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / CONFLICT STRATEGY / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ / PSYCHOLOGICAL SEX / ГЕНДЕР / GENDER / ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / GENDER BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Л. В.

Представлены результаты исследования поведения девушек различных гендерных типов в ситуации конфликта и взаимоотношениях с окружающими. Выявлено соотношение между гендерными типами, взаимоотношениями и стратегиями поведения в конфликте в рамках одного биологического пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF BEHAVIOR OF YOUNG WOMEN WITH VARIOUS FEMINITY LEVEL

The article presents the research of the behavior of girls of different gender types in conflict situations and relationship with the others. The study revealed the relation of genders, relationship and conflict behavior strategies within one biological sex.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей поведения девушек с различным уровнем фемининности»

чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Важной особенностью этой группы в нашем случае является то, что предпочитают яркие насыщенные цвета только женщины. При этом все женщины в молодом возрасте: от 18 до 30 лет.

В группе людей, предпочитающих темные цвета, установлено, что подавляющее большинство — это выраженные интроверты, часто погружены в себя, испытывают трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. Для этой группы испытуемых характерен низкий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей, при этом они обладают развитой эмпатией, нацелены скорее слушать собеседника, нежели говорить самостоятельно. Воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. При этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл скорее воспоминания о прошлом, нежели нацеленность на будущее.

Таким образом, выявлено, что цветовые предпочтения соотносятся с определенными личностными характеристиками человека. Данная закономерность может использоваться в психодиагностике, при самопрезентации, может оказать помощь в понимании молодежных субкультур и их атрибутов и пр. Представляется, что проблематика психологии цвета имеет широкие перспективы изучения.

Список литературы

1 Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика. -СПб. : Речь, 2005. - 352 с.

2 Дашков И. М., Устинович Е. А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера) //Проблемы моделирования. Диагностика психических состояний в норме и патологии. -Л., 1980. - С. 115-126.

УДК 159.922.1

Л.В. Мальцева

Курганский государственный университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФЕМИНИННОСТИ

Аннотация. Представлены результаты исследования поведения девушек различных гендерных типов в ситуации конфликта и взаимоотношениях с окру-

жающими. Выявлено соотношение между гендерными типами, взаимоотношениями и стратегиями поведения в конфликте в рамках одного биологического пола.

Ключевые слова: стратегии поведения в конфликте, психологический пол, гендер, гендерное поведение.

L.V. Maltseva Kurgan State University

THE STUDY OF BEHAVIOR OF YOUNG WOMEN WITH VARIOUS FEMINITY LEVEL

Abstract. The article presents the research of the behavior of girls of different gender types in conflict situations and relationship with the others. The study revealed the relation of genders, relationship and conflict behavior strategies within one biological sex.

Keywords: conflict strategy, psychological sex, gender, gender behavior.

Введение

Каждый человек обладает множеством психологических черт характера, некоторые из которых являются как бы «бесполыми», универсальными, а другие традиционно связываются с типично мужским или женским поведением. Некоторые типично женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, другие же формируются в процессе воспитания и социализации. Считается, что в межличностных отношениях и конфликтах женщина должна проявлять подчинение, идти на компромисс, приспосабливаться и уступать, быть дружелюбной и альтруистичной.

Современные социальные тенденции говорят об опасности феминизации мужчин и об угрозе маскулинизации женщин. Причинами этого явления ученые называют общую трудовую деятельность, совместное обучение и воспитание, вследствие чего происходит ослабление половых различий в поведении, переход во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами от иерархического соподчинения к равноправию, изменение культурных стереотипов маскулиности-фе-мининности. В. Каган в книге «Воспитателю о сексологии» отмечает, что требования к фемининности девочек прогрессирующе уменьшаются, в диапазон их полоро-левых ориентаций все больше и больше включаются маскулинизированные стереотипы поведения взрослых женщин [1].

Другие исследования также показывают, что существуют некоторые изменения в социальном поведении женщин. Девушки демонстрируют большую социальную мобильность, чем мужчины, и в период социальных трансформаций демонстрируют новые формы тендерного поведения, вторгаясь, например, в сферу деятельности, которая воспроизводится на уровне стереотипов как традиционно «мужская» [2].

Согласно стереотипу женственности, который остается популярным у мужчин до сих пор, женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми, т.е. обладать мужскими качествами [3].

В связи с этим была определена цель исследования: выявить, каковы особенности поведения девушек с разным уровнем фемининности во взаимоотношениях в целом и в конфликтах в частности.

В исследовании принимали участие 116 девушек 18-20 лет.

1 Основные методы исследования

Теоретические: анализ психологической и социологической литературы по гендерной проблематике.

Эмпирические: в исследовании были использованы следующие методики:

- Тест описания поведения К. Томаса (адаптированный Н.В. Гришиной);

- Методика С. Бем для оценки маскулинности - фемининности;

- Методика Т. Лири «Диагностика межличностных отношений».

Методы математической статистики: вычисление средних значений; корреляционный анализ.

2 Теоретико-методологическая основа исследования:

Теоретико-экспериментальное психологическое учение Б.Г. Ананьева о человеке - связь половых характеристик как индивидных свойств человека с особенностями его социального поведения.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского -роль социокультурной ситуации в развитии личности.

Теория классификации гендеров С. Бем.

Типология поведения в конфликте К. Томаса.

Проблематика гендерных исследований в психологии активно разрабатывалась в работах Б. Ананьева, Ш. Берн, И. Кона, Е.А. Здравомысловой, А. А. Чекалиной, К. Хорни и др.

3 Теоретические основы психологии гендерного поведения

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Однако помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что - женщине.

Проблемой изучения сходства и различия мужского и женского занимается гендерная психология, имеющая свою историю и динамику развития от названия «психология пола» (первые два десятилетия XX века) к «психологии половых различий» (1930-60-е годы) и «психологии различий, связанных с полом» (70-е годы XX века). Позже, чтобы разграничить биологические и социально обусловленные различия между представителями разного пола, в науку был введен термин «гендер», который чаще всего трактуется как социальный пол (Бендас, 2009) или социально детерминированные роли мужчин и женщин (Кон, 1989). Такое разграничение связано с тем, что «биологическое развитие само по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Для этого биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом, который включает в себя сексуальную идентичность, т.е. чувство и сознание своей половой принадлежности и связанные с ней социокультурные ориентации, т.е. интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии ''мужественности'' и ''женственности'', оценивает себя по этим критериям» [4].

Таким образом, мы имеем два понятия, которые тесно соприкасаются друг с другом. Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми. То есть гендер указывает на

то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве.

Психологический пол представляет собой совокупность знаний, представлений личности о себе, о своем сходстве или различиях с представителями своего пола в отличие от противоположного, отождествление себя с представителями своего пола, эмоционально-ценностное отношение к своему полу, способы поведения людей в зависимости от их позиций в полоролевой дифференциации. Такое понимание психологического пола приближается к социально-психологическому и социологическому понятию «гендер» и с некоторой долей условности их можно назвать синонимами [5].

В 1974 г. Сандра Бем предложила концепцию о существовании трех типов людей с различной гендерной идентичностью: с преобладанием фемининных характеристик, с преобладанием маскулинных характеристик и «андрогинных», т.е. тех, у кого наблюдается баланс маскулинных и фемининных характеристик. По ее мнению, люди первых двух типов являются негибкими, ограниченными, демонстрирующими в своем поведении бытующие в обществе гендерные стереотипы. Так, например, представители-мужчины маскулинного типа нечувствительны, энергичны, честолюбивы и свободолюбивы. Маскулинные женщины обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами и претендовать на их место в профессии, социуме. [3; 5]. Исследования представителей андрогинного типа показывают, что для них характерно адаптивное и гибкое поведение, прослеживается преобладание и рост прогрессивно-созидательно-творческого варианта мотивационного профиля, опора на собственную активность в жизни, что обеспечивает развитие личности с тенденцией к созиданию, творчеству [3; 6]. Исследования С. Бем позволили провести классификацию гендеров, в основе которой лежит демонстрация маскулинности и фемининности мужчинами и женщинами. Соответственно этой классификации можно выделить восемь гендер-ных типов, по четыре для мужчин и женщин [5].

Соответственно теме нашего исследования, мы остановимся лишь на типах, соответствующих женщинам.

Маскулинный тип (высокая маскулинность - низкая фемининность). Маскулинные женщины обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами и претендовать на их место в профессии, социуме, сексе и т. д.

Фемининный тип (высокая фемининность - низкая маскулинность). Фемининные женщины отличаются покорностью, верностью, заботливостью, нежностью.

Высокий уровень андрогинии (высокая маскулинность - высокая фемининность). Андрогинные женщины способны осуществлять вполне мужские задачи, используя женские средства (гибкость, коммуникабельность).

Низкий уровень андрогинии (низкая маскулинность - низкая фемининность). Такие недифференцированные женщины характеризуются скорее недостатком либидо и страдают от нехватки жизненных сил.

4 Анализ исследований поведения женщин во взаимоотношениях и конфликтах

Анализ научных источников показал, что:

- женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты (РА. Березовская, 2001; И.В. Грошев, 1996);

- женщины в конфликтных ситуациях, возникающих в семейном и домашнем кругу, проявляют больше

терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов, скорее готовы заплакать (И.В. Грошев, 1996);

- женщины маскулинного типа более склонны оказываться в состоянии гнева и отыгрывать его на окружающих (Kopper, Epperson, 1991);

- у женщин между тремя видами стратегии поведения при психологической защите (избегание, агрессия и миролюбие) разрыв минимален (М.А. Круглова, 1999);

- при преодолении конфликтов у женщин больше выражены приспособление и сотрудничество. Стратегия избегания у мужчин и женщин выражена одинаково (Ю.М. Чуйкова, 2001);

- для женщин характерна тенденция к большей частоте конфликтов в связи с их личными потребностями. В социально-фрустрирующей ситуации женщинам более присуща интрапунитивная направленность реакции, связанная с самообвинением (А.И. Винокуров, 1996).

В целом, в современных исследованиях отмечается одна закономерность: как только возникает противоречие между занятой социальной позицией и биологическим полом, изменяется не позиция, а индивидуальная половая самоидентификация, то есть биологический пол становится несущественным при определении роли индивида в обществе [9].

На основе этого можно выдвинуть предположение о том, что в современном социуме отсутствует четкое разграничение «мужского» и «женского» пространства, которое ранее было закреплено за тем или иным тендером. Требования ориентации на достижения, карьеру, повышение своего статуса в общественной и семейной жизни, агрессивность в плане позитивной самореализации приписываются успешной личности вообще, независимо от пола.

Исследование гендерных типов у девушек

В нашем исследовании мы анализируем поведение девушек как категоризацию себя на оси «маскулинность - фемининность».

По средним показателям теста С. Бэм можно отметить незначительное преобладание фемининных качеств (11,78 баллов) над маскулинными (9,26 баллов). При этом по результатам опроса андрогинны (А) - 75% девушек, из них абсолютно андрогинны 7%. Феминниные (Ф) девушки составляют 22%, а маскулинные (М) девушки - всего 3% (рисунок 1).

стве традиционных половых различий в поведении. В-третьих, это подтверждает данные об изменении гендерных стереотипов у девушек на оси «фемининность - маскулинность» в сторону маскулинности. У андрогинных девушек в личности равноправно представлены черты как маскулинного, так и фемининного типов, что показывает их адаптивные способности. Взаимодополняемость мягкости, уступчивость и уверенности в себе отрицает ярко выраженное доминантное поведение в общении.

Девушек, проявляющих ярко выраженные фемининные качества (22%), можно охарактеризовать как покорных, верных, заботливых, уступчивых, чувствительных, способных к сочувствию и сопереживанию. У этих девушек мы наблюдаем соответствие биологического пола и гендерного фемининного поведения.

И лишь 3% девушек показали результаты маскулинности, т.е. такие качества, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность.

Исследование связи гендерного типа девушек и стратегии поведения в конфликте

Далее проанализируем результаты по тесту описания поведения К. Томаса. Результаты показывают, что стиль поведения в конфликте «компромисс» чаще всего используется в данной выборке испытуемых. Это говорит о желании девушек в ситуации конфликта отказаться от части своих требований, о готовности признать некоторые претензии другой стороны, простить и завершить конфликт частичными уступками. Примерно одинаковые баллы получились по типам «сотрудничество» и «избегание». Следовательно, в зависимости от ситуации, девушки пытаются конструктивно обсудить спорные вопросы и взаимовыгодно решить конфликт либо вообще уйти от решения проблемы. Самые низкие баллы получились по типам «доминирование» и «приспособление». Следовательно, меньшее количество испытуемых авторитарно навязывают оппоненту свою точку зрения, а также добровольно отказываются от борьбы, не видя шансов по другому решить конфликт (рисунок 2).

Рисунок 1 - Распределение значений по гендерным типам (%)

Таким образом, в данной выборке преобладают девушки с андрогинным типом (3/4 от всей выборки). Во-первых, здесь мы видим противоречие между биологическим полом и тендерными стереотипами, связанными с «женским» поведением. Во-вторых, эти данные свидетельствуют об изменениях в современном обще-

Рисунок 2 - Распеределение значений по типам поведения девушек в конфликте (средние значения)

Следовательно, в ситуации конфликта девушки чаще всего идут на компромисс, но реже всего уступают. Эти результаты говорят о некотором противоречии биологического пола и гендерных стереотипов фемининности.

Интересным является факт, что в группе девушек, выбравших несколько стратегий поведения (13% от всей выборки), 85% относятся к андрогинному типу. При этом самое частое сочетание стратегий - «сотрудничество + компромисс» (46%). Это подтверждается теоретическими выкладками об особенностях андрогинного поведения, при котором на паритетных началах пред-

ставлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. Интеграция стратегий «сотрудничество + компромисс» позволяет легче адаптироваться в конфликте при отсутствии резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении. Таким образом, результаты качественного анализа показали, что андрогинные девушки используют больше вариантов поведения в конфликтных ситуациях.

Для нахождения взаимосвязей между параметрами поведения девушек в конфликте и гендерными показателями мы использовали формулу коэффициента корреляции r-Пирсона, за уровень значимости для всех корреляций взят p<0, 05.

Наблюдается значимая положительная корреляционная связь между параметрами: доминирование и маскулинность (r=0,428), избегание и андрогинность (r=0,361), приспособление и андрогинность (r=0,298), компромисс и андрогинность (r=0,226), сотрудничество и андрогинность (r=0,226).

Значимая отрицательная связь наблюдается между доминированием и андрогинностью (r=-0,538), избеганием и маскулинностью (r=-0,341), феминностью и доминированием (r=-0,253).

Эти результаты говорят о том, что чем более ма-скулинна девушка, тем чаще она доминирует, навязывает оппоненту предпочтительное для себя решение и не пытается избежать конфликта.

Чем больше выражена фемининность, тем больше девушки приспосабливаются и не пытается доминировать. Они вынужденно или добровольно отказываются от борьбы из-за желания сохранения хороших отношений с оппонентом, сильной зависимости от него, угрозы серьезных негативных последствий или незначительности проблемы.

У девушек андрогинного типа (75% от всей выборки) имеется большой репертуар поведения: сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание. Такие девушки настроены на конструктивное обсуждение проблемы, готовы завершить конфликт частичными уступками, простить, уйти из конфликта при минимуме затрат, выиграть время, сохранить хорошие отношения с оппонентом. Единственный способ поведения, который они не используют в поведении, - это доминирование.

Исследование связи гендерного типа девушек и особенностей межличностных отношений

Далее обратимся к анализу результатов по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири. Анализ средних значений показал, что в отношениях с окружающими девушки чаще всего проявляют авторитарность, т.е. требуют к себе уважения, любят давать советы, упорны, уверенны и настойчивы. Редко ведут себя подчиненно и зависимо, эмоционально сдержанно и скромно. Если суммировать параметры доминирования (авторитарность, эгоистичность, агрессивность и подозрительность), то они преобладают над параметрами подчинения (подчинение, зависимость, дружелюбие, альтруизм) (рисунок 3). Если анализировать эти результаты в контексте маскулинности - фемининности, то у 59% девушек преобладают маскулинные особенности во взаимоотношениях, у 34% - фемининные, 7% девушек имеют одинаковые баллы по обеим шкалам.

Рисунок 3 - Распределение значений по методике Т. Лири (%)

Эти данные говорят о том, что более трети девушек склонны в отношениях к авторитарности, упорству и настойчивости. Шестая часть девушек в отношениях склонны к подчинению, готовы послушно и честно выполнять свои обязанности, уступать и сдерживать свои эмоции. Также примерно шестая часть испытуемых в отношениях проявляют дружелюбие, следуют условностям и правилам «хорошего тона», стремятся помогать, хотят чувствовать себя в центре внимания, склонны к сотрудничеству. Наименьший процент от всей выборки составляют девушки с агрессивным типом отношения к окружающим. Они резкие в оценке других, непримиримы, насмешливы, склонны во всем обвинять других людей.

Андрогинные девушки разделились здесь на три группы:

- третья часть девушек может одинаково часто проявлять и те, и другие качества, например агрессивность и дружелюбие, авторитарность и подчинение;

- другая треть чаще проявляет лишь доминантные качества, например авторитарность и эгоизм;

- последняя треть чаще используют в отношениях только дружелюбие, например зависимость и подчинение.

Таким образом, по результатам качественного анализа мы можем предположить, что андрогинные девушки имеют больше вариантов поведения в отношениях с окружающими, в том числе в конфликтных ситуациях. Фемининные девушки чаще проявляют в отношениях дружелюбие, альтруизм, зависимость и подчинение, а в конфликтных ситуациях находят компромисс или договариваются о сотрудничестве. Проверим это предположение с помощью корреляционного анализа (p<0.05).

Наблюдается сильная положительная значимая связь между маскулинностью и параметрами доминирования: авторитарность (r=0,759), эгоистичность (r=0,574), агрессивность (r=0,467). Фемининность связана с альтруизмом (r=0,633), дружелюбием (r=0,567), зависимостью (r=0,541), подчинением (r=0,462). Значимая положительная связь также обнаруживается между коэффициентом IS (андрогиния) и параметрами подчинения (r=0,517), зависимости (r=0,408), дружелюбия (r=0,328), альтруизма (r=0,300).

Маскулинные девушки доминируют в отношениях с помощью авторитарности, эгоистичности и агрессивности. А фемининные девушки проявляют в отношениях альтруизм, зависимость и подчинение.

Значимая отрицательная связь существует между маскулинностью и подчинением (r= -0,416). Также отрицательная зависимость наблюдается между андрогинностью и эгоистичностью (r=-0,491), авторитарностью (r= -0,434), агрессивностью (r= -0,378).

Это значит, что маскулинные девушки в отношениях не проявляют подчинение. Чем больше девушка фемининна, тем меньше она проявляет эгоистичность, авторитарность и агрессивность.

Заключение

Нами обнаружено, что в соответствии с реалиями современного общества в сознании человека происходит смешение маскулинных и фемининных стереотипов. С одной стороны, девочек воспитывают в традиционном патриархальном духе, с другой - женщина вынуждена быть самостоятельной во всех сферах жизни. В итоге у девушек формируются неустойчивые ген-дерные характеристики.

Выводы, которые мы сделали на основании полученных результатов:

- Три четверти опрошенных девушек относятся к андрогинному типу (средний уровень фемининности) Именно они показывают больше вариаций поведения в отношениях с окружающими, в том числе в конфликтных ситуациях. Такая интеграция маскулинных и фемининных качеств (мягкость, уступчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении при наличии целеустремленности и внутренней уверенности) повышает адаптивные возможности.

- Фемининные девушки (высокий уровень фемининности) чаще проявляют в отношениях дружелюбие, альтруизм, зависимость и подчинение, а в конфликтных ситуациях находят компромисс или договариваются о сотрудничестве. Чем больше девушка фемининна, тем меньше она проявляет эгоистичность, авторитарность и агрессивность в отношениях с окружающими. Чем выше фемининность, тем девушка более склонна к приспособлению, компромиссу и сотрудничеству в конфликте, не склонна к доминированию.

- Маскулинные девушки (низкий уровень фемининности) доминируют в отношениях с помощью авторитарности, эгоистичности и агрессивности и не проявляют подчинение, а в конфликте проявляют доминирование.

Поскольку гендерное поведение обусловлено различными факторами (биологическими, психологическими и социальными), то не удивительно, что биологический пол и гендер не всегда сочетаются друг с другом.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. - М. : Педагогика, 1991. - 256 с.

2 Гончарова Н. В. «Игры» для мальчиков (гендерные аспекты реализации карьерных притязаний) // Социс. -2003. - №1. - С. 83-91.

3 Бендас Т. В. Гендерная психология : учебное пособие. -СПб. : Питер, 2006. - 431. : ил.

4 Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального

в человеке. (Материалы к симпозиуму). - М., 1975. - С.763-776.

5 Чекалина А. А. Гендерная психология: учебное пособие. -М. : Ось - 89, 2006. - 256 с.

6 Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. - 318 с.

7 Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.: ил.

8 Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М. : Аспект Пресс. 1996.

9 Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям //Вопросы философии. - 1999. - №5. - С.71-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.