Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1043
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / СКАЗКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вареца Е.С., Белоус О.В., Олешко Т.И.

В настоящее время все более актуальной становится гендерная проблематика, в рамках которой наблюдается повышенный интерес к изучению проблемы полового самосознания на разных этапах онтогенеза. Современные исследователи проблемы гендерной идентичности обращают внимание на сложность изучения этого психологического феномена в связи с обилием теоретических подходов, многообразием и неоднозначностью его терминологического содержания, дефицитом диагностических методик его изучения. Именно поэтому исследование гендерной идентичности актуально и значимо для современной науки. В настоящее время увеличилось количество лиц, имеющих различные проявления ограниченных возможностей здоровья и находящихся в ситуации инклюзивного образовательного пространства. В связи с этим нам было актуально представить особенности проявления женственности у девушек с ОВЗ, т.к. этот период важен для возникновения симпатии, первой влюбленности и первых отношений. Необходимо организовать психологическую помощь девушкам с ОВЗ в раскрытии женственности. В рамках программы сопровождения раскрытия женственности у девушек с ОВЗ, мы использовали сказки. Девушки с ОВЗ кроме общего недовольства своей внешностью, уверенности в своей непривлекательности для противоположного пола, часто не видят реализации себя как женщины: они не планируют интимные отношения, создание семьи и родительство. Некоторые девушки с ОВЗ могут проявлять инфантильность, другие вынуждены, наоборот проявлять мужественность, в любом случае, они не проявляют свою женственность. Для полноценной жизни необходимо оказать психологическую помощь в раскрытии женственности у девушек с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вареца Е.С., Белоус О.В., Олешко Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER IDENTITY AND FEATURES OF ITS FORMATION IN MODERN CONDITIONS

Gender issues are now becoming more and more relevant, with increased interest in the study of sexual identity at different stages of ontogenesis. Modern researchers of the problem of gender identity draw attention to the complexity of studying this psychological phenomenon in connection with the abundance of theoretical approaches, the diversity and ambiguity of its terminological content, and the lack of diagnostic methods for studying it. That is why the study of gender identity is relevant and significant for modern science. At present, there has been an increase in the number of persons with various manifestations of limited health opportunities and in a situation of inclusive educational space. In this regard, it was relevant for us to present the features of the manifestation of femininity in girls with limited health opportunities, since this period is important for the emergence of sympathy, first love and first relationships. It is necessary to organize psychological assistance to girls with limited health opportunitiesin the disclosure of femininity. As part of the program to accompany the disclosure of femininity in girls with limited health opportunities, we used fairy tales. Girls with limited health opportunities, in addition to general dissatisfaction with their appearance, confidence in their unattractiveness for the opposite sex, often do not see the realization of themselves as women: they do not plan intimate relationships, family creation and parenthood. Some girls with limited health opportunities may be infantile, others are forced, on the contrary, to show masculinity, in any case, they do not show their femininity. For a full life, it is necessary to provide psychological assistance in revealing femininity in girls with limited health opportunities.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Гендерная идентичность и особенности её формирования в современных условиях

Елена Сергеевна Вареца

кандидат психологических наук, доцент Армавирский государственный педагогический университет Армавир, Россия Iena-zima09@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Ольга Валерьевна Белоус

кандидат психологических наук, доцент Армавирский государственный педагогический университет Армавир, Россия belous_a@inbox.ru 0000-0001-9942-3545

Татьяна Ивановна Олешко

кандидат психологических наук, доцент Армавирский государственный педагогический университет Армавир, Россия oleshko_69@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 18.04.2022 Принята 19.05.2022 Опубликована 15.06.2022

СЧ 0.25726/р 1883-5992-4607-т

Аннотация

В настоящее время все более актуальной становится гендерная проблематика, в рамках которой наблюдается повышенный интерес к изучению проблемы полового самосознания на разных этапах онтогенеза. Современные исследователи проблемы гендерной идентичности обращают внимание на сложность изучения этого психологического феномена в связи с обилием теоретических подходов, многообразием и неоднозначностью его терминологического содержания, дефицитом диагностических методик его изучения. Именно поэтому исследование гендерной идентичности актуально и значимо для современной науки. В настоящее время увеличилось количество лиц, имеющих различные проявления ограниченных возможностей здоровья и находящихся в ситуации инклюзивного образовательного пространства. В связи с этим нам было актуально представить особенности проявления женственности у девушек с ОВЗ, т.к. этот период важен для возникновения симпатии, первой влюбленности и первых отношений. Необходимо организовать психологическую помощь девушкам с ОВЗ в раскрытии женственности. В рамках программы сопровождения раскрытия женственности у девушек с ОВЗ, мы использовали сказки. Девушки с ОВЗ кроме общего недовольства своей внешностью, уверенности в своей непривлекательности для противоположного пола, часто не видят реализации себя как женщины: они не планируют интимные отношения, создание семьи и родительство. Некоторые девушки с ОВЗ могут проявлять инфантильность, другие вынуждены, наоборот проявлять мужественность, в любом случае, они не проявляют свою женственность. Для полноценной жизни необходимо оказать психологическую помощь в раскрытии женственности у девушек с ОВЗ.

Ключевые слова

гендер, гендерная идентичность, самосознание, женственность, сопровождение, ограниченные возможности здоровья, сказка

Введение

Современное общество - общество глобальных трансформационных процессов и таких же глобальных общечеловеческих проблем: экологической, демографической, социокультурной и пр. Среди этих важных проблемных направлений отдельно выделяется тема изменений гендерной культуры и гендерных стереотипов во многих западных и восточных странах.

Особенности гендерной культуры и гендерных отношений активно изучаются в рамках различных наук - философии, культурологи, социологии, экономики, политологии и др. Большинство исследователей (Г.Н. Брант, Дж. Батлер, Д.В. Воронцов, И.А. Жеребкина, Е.А. Здравомыслова, Е.Ю. Мещеркина, С.А. Орлянский, И.Н.Тартаковская, И.С.Кон, С. Ушакин, Е.Р. Ярская-Смирнова, И.С. Клецина, Л.Н. Пушкарева и др.) отмечают, что изменения направлены, с одной стороны, на снижение поляризации и неравенства в отношениях мужчины и женщины в правовых, социальных, культурных и психологических аспектах, а с другой - на сохранение индивидуальности, самобытности, нетипичности, инаковости каждой личности и развитие толерантности как на личностном, так и на межличностном уровне.

Все уровни или ракурсы гендерной проблематики отражаются в плоскости психологических состояний и переживаний человека. И если жесткая биполярная модель отношений «мужское -мужчинам» и «женское - женщинам» в мировом и российском обществе расширяется, то процесс этот в первую очередь затрагивает саму личность: ее ценности, потребности и модели поведения.

Процесс изменений происходит внутри конкретной личности, которая расширяет или подтверждает свои гендерные приоритеты. Личность все больше приобретает возможность в реализации того типа гендерной идентичности, который является результатом ее индивидуального опыта, включающего не пассивное усвоение некоторых норм и требований гендерной роли, а творческое преобразование внутри личности. Причем в различных социальных, этнических, профессиональных, возрастных и других группах процесс конструирования и реализации гендерной идентичности наполнен своей спецификой (О.А. Гаврилица, О.М. Здравомыслова, В.В. Знаков, М. Кауфман, В.А. Лабунская, Е.Н. Луковицкая, Н.К. Радина и др.).

Таким образом, возникает проблема исследования становления гендера.

В настоящее время как аксиома считается положение о том, что различия по половому признаку не заданы и не закреплены природой; они регулируются человеком. Подразумевается, что эти признаки можно изменять и формировать (конструировать) вместе с культурой в процессе социализации человека, они являются своеобразным культурным и социальным конструктом.

Материалы и методы исследования

При проведении данного исследования мы опирались на теоретические и методологические основы зарубежных и отечественных подходов к анализу идентичности (Э. Эриксон), самосознания личности (В.В. Столин,), принципы организации Я-концепции (Р. Бернс), положения теории ролей (Я. Морено, Г.Лейтц, Б. Бидль, Е. Томас), представления о проблеме пола и развитии личности в этом аспекте (Б.Г.Ананьев, И.С.Кон), представления о полоролевой идентичности (С. Бем, Дж. Мани, А. Экхардт, Дж.Т.Спенс, В.Е.Каган), концепции становления полоролевого самосознания в процессе онтогенеза (Г.С.Васильченко), представления о полоролевых стереотипах (В.С.Агеев, В.Е.Каган, Т.И.Юферева, Ш.Берн).

В качестве методов исследования применялись психологические психосемантические методики, проективные методы, статистические методы обработки данных.

Нами были подобраны методики для изучения женственности и уровня самооценки у девушек с ОВЗ: тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёв; методика «За семью печатями», цель которой выявление уровня женственности и открытости; методика «Маскулинность -

фемининность» С. Бем (Sandra L. Bem, 1974), которая предназначена для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности.

Исследование проводилось среди студенток всех факультетов ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», которые входят в категорию лиц с ОВЗ. В исследовании приняли участие 16 девушек от 18 до 21 года.

Результаты и обсуждение

Полоролевая идентичность рассматривается нами как системное понятие, основанное на нескольких составляющих («пол», «роль», «идентичность»). Понятие «пол» рассматривается с биологической точки зрения (Геодакян В.А., 1991; Шабельников В.К., 2003) и в социальном контексте (Stoller R., 1968; Малкина-Пых И. Г., 2006), а также в рамках предложенной интеграции различных уровней половых различий - биологического, психологического и социального (Агеев В.С, 1987). Термин «роль», рассматриваемый в рамках ролевой теории личности (Biddl B.J., Thomas E., 1979), понимается как усвоенный стереотип поведения в определенном социальном контексте. В личностном аспекте понятием «роль» обозначают интериоризированный аспект собственной деятельности, ставший компонентом самосознания (Кон И.С., 1978). Понятие «идентичность» было впервые введено Э.Эриксоном (Erikson E.H., 1968) и в самом общем виде означает «субъективное ощущение тождества и целостности». Более развернуто это определение трактуется как «усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к миру, чувство адекватности и стабильного владения собственным «Я».

Традиционно в рамках самосознания и идентичности выделяют ряд компонентов. Многие авторы выделяли компоненты полоролевой идентичности, исходя из собственных концептуальных оснований (Money J., Ehrhardt A., 1972; Васильченко Г.С., 1990; Каган В.Е., 1991; Мухина В.С., 1997; Дворянчиков Н.В., 1998; Кернберг О., 2000). На основании проанализированных концепций, можно выделить следующие компоненты полоролевой идентичности.

1. Половая идентичность - отнесение себя к мужскому или женскому полу.

2. Полоролевые стереотипы (образы) - эталоны поведения, свойственные мужчине и женщине, образцы мужественности и женственности.

Полоролевые предпочтения и ориентации - предпочитаемые идеальные представления о себе и желаемом партнере, в том числе в сфере сексуальных отношений. (Сыроквашина, 2007)

Основными категориями, характеризующими понятие «полоролевой идентичности», являются категории «маскулинности» и «фемининности». С одной стороны, между мужчиной и женщиной имеется ряд различий, в том числе и в сфере психологического функционирования, однако большинство из выявленных в ходе разнообразных исследований различий являются недостаточно достоверными (Maccoby, 1999). С другой стороны, наряду с реально существующими и не подтверждаемыми половыми различиями исследователей интересовал вопрос, касающийся формирования и функций полоролевых стереотипов (Агеев, 1987). Маскулинность или фемининность - это комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, определяющих социальную принадлежность группы, объединенной по признаку пола (Словарь гендерных терминов, 2002). В большинстве исследуемых культур традиционно к маскулинным чертам характера относятся независимость, напористость, доминантность, к фемининным - пассивность, уступчивость, мягкость, чувствительность (Берн, 2001).

В настоящее время как аксиома считается положение о том, что различия по половому признаку не заданы и не закреплены природой; они регулируются человеком. Подразумевается, что эти признаки можно изменять и формировать (конструировать) вместе с культурой в процессе социализации человека, они являются своеобразным культурным и социальным конструктом. Женственность - это коммуникативные навыки, умение влиять на собеседника и восхищать собою. Грамотно уходить от конфликтов и завоевывать друзей. Эта женщина умеет искусно себя презентовать.

В словаре можно найти следующее определение: женственность характеризуется особенностями в психической структуре и эмоциональной сфере женщины, а так же ее внешняя привлекательность для мужчин (Клименкова, 1996).

Впервые внимание к проявлению своей женственности появляется в подростковом возрасте, когда начинается половое созревание и формирование тела девочки. Но особое значение проявление женственности приобретает в период юности, когда возникают симпатия к представителям противоположного пола, первая влюбленность и первые отношения (Клименкова, 1996).

В обыденном понимании женственность связывают с умением скрывать свои недостатки и подчеркивать достоинства. Все это входит в стиль и имидж женщины. С точки зрения психологического знания в женственность входят интеллект, ее развитие, модели ее поведения. При этом, чем больше моделей поведения, тем прекраснее эта женщина. В теории женственности выделяют качества настоящей женщины: доброта, мягкость, наивность, скромность, уступчивость, нежность, ласковость, терпение, детская непосредственность, искренность, расслабленность, верность.

Проявление женственности проверяется в кругу ровесников как противоположного так и своего пола. Подсознательно включается механизм сравнения себя с другими, девочка начинает понимать про себя: я привлекательная, обаятельная или некрасивая, «серая мышка». Впервые меняются представления о мальчиках и мужчинах в раннем подростковом возрасте. Ровесники начинают казаться одновременно и привлекательными, и непонятными. Впервые возникают элементы симпатии, влюбленности и дружеские отношения.

В юности приходит пора любви, возникает потребность в спутнике противоположного пола. Первый раз по-настоящему почувствовать себя женственной девушка может в общении с любимым (или фантазируя о нем). Впервые у девушки начинают возникать эмоциональные переживания, связанные с возможным расставанием и тревога относительно будущего.

В юности появляется другой подход к женственности. Девушки видят в женственности некий образ «трогательной беззащитности и уязвимости, которая вызывает желание у мужчины защищать и оберегать женщину». Но современные девочки, девушки и молодые женщины начинают своим поведением, манерами походить на мужчин. Сейчас становится нормой проявлять силу, не просить о помощи, быть напористой и жесткой в отношениях, проявлять выдержку, «не распускать нюни».

Рассматривая психологические составляющие женственности можно говорить не только об общем ощущении женственности, степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности, но и о самооценке, которая будет основой самовосприятия и презентации личности.

Нами были подобраны методики для изучения женственности и уровня самооценки у девушек с ОВЗ: тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёв; методика «За семью печатями», цель которой выявление уровня женственности и открытости; методика «Маскулинность -фемининность» С. Бем (Sandra L. Bem, 1974), которая предназначена для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности.

Анализ результатов опросника «Маскулинность - фемининность» С. Бем показал, что маскулинность не выражена ни у одной из девушек; фемининность выражена у 60% девушек, их показатели заключаются в пределах больше «+1»; андрогинность выражена у 40% девушек, их показатели заключаются в пределах от «-1» до «+1».

Анализ сводных данных показывает, что в экспериментальной группе проявлении женственности на высоком уровне - 6 девушек (36%); средний уровень - 6 девушек (36%); низкий уровень - у 4 девушек (28%).

Девушки, которые показали высокий уровень проявления женственности, имеют высокий уровень самооценки. В поведении и общении с юношами, они, как правило, не показывают сомнения, могут адекватно отреагировать на замечания других и трезво оценивают свои действия, а также проявляют свои женские «штучки» по назначению, так как уверено могут ими пользоваться и знают в какой ситуации их применить.

Девушки, имеющие средний уровень проявления женственности, показывают такой же уровень самооценки, они могут ощущать некоторую неловкость в общении с людьми, в особенности с мужским полом, часто снижают свои способности, не имея достаточных на то оснований.

Девушки, у которых низкий уровень проявления женственности, имеют и низкий уровень самооценки. Их отличают болезненные реакции по поводу даже намека на критические замечания в свой

адрес, стремление следовать мнению других людей, сильные переживания от избыточной застенчивости. В общении с мужчинами испытывают скованность, застенчивость, необщительны. Как правило, девушки, имеющие заниженную самооценку, не умеют пользоваться своей сексуальностью, грацией и женской хитростью.

Мы считаем, что для полноценной жизни девушек с ОВЗ необходимо организовать им психологическую помощь в раскрытии женственности. В этом отношении в условиях вуза целесообразно будет использовать психологическое сопровождение как форму психологической помощи.

Сопровождение отличает от коррекционной работы то, что оно имеет ориентацию на настоящее и будущее, использует имеющейся потенциал личности, создает условия для полноценного движения вперед, опирается на сильные стороны и качества человека. В психологии под «сопровождением» понимается системная комплексная технология социально-психологической помощи личности (Г.Л. Бардиер, М.Р. Битянова, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Ю.В. Слюсарев, И.С. Якиманская и др.) (Клименкова, 1996).

На сегодняшний день сопровождение относится к особой форме осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи — патронажа. Сопровождение опирается не на «исправление недостатков и переделку», а находит скрытые ресурсы развития человека или семьи, опирается на его (ее) собственные возможности и создает на этой основе психологические условия для восстановления связей с миром людей (Винокурова, 2010). Сущностная характеристика психологического сопровождения связана с созданием условий для перехода личности и (или) семьи к самопомощи. Подразумевается, что специалист в ходе психологического сопровождения должен создать такие условия, чтобы оказывать необходимую и достаточную (но, ни в коем случае не избыточную) поддержку клиента, который перейдет от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

В рамках программы сопровождения раскрытия женственности у девушек с ОВЗ, мы предложили использовать сказки. Во-первых, в сказках мудрость и уроки «зашифрованы», они преодолевают фильтры сознания и фиксируются в подсознании. Во-вторых, в сказках предложены разные формы поведения девушек и женщин. Но даже если в сказке героини должны преодолевать препятствия, например русская народная сказка «Перышко Финиста ясна сокола», последнее испытание всегда связано с проявлением женских качеств. Так, в поисках суженого героиня «три пары башмаков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три просвиры каменных изглодала», но встретившись с ним, проявляет терпение и мудрость. Суженный не узнаёт красну девицу, и она вынуждена наняться в работницы в новую семью Финиста ясна сокола. Получив ночью доступ к своему суженому, девица «причитает и плачет». И это приносит результат: слеза подает на щеку Финиста ясна сокола, он просыпается, чары рассеиваются и он узнает свою возлюбленную. Если бы героиня проявила напористость, то это только бы оттолкнуло от нее суженого.

В программу сопровождения мы включали анализ русских народных сказок и психотерапевтических сказок И.К. Сёминой (http://elfikarussian.ru).

Кроме этого мы предлагали сочинить сказку самостоятельно. Авторская клиентская сказка позволяет, с одной стороны увидеть потерны поведения героя и его результаты, проследить динамику личностного роста, а с другой - наметить пути развития личности.

Приведем сказку студентки 1 курса. Сказка в авторской редакции.

В одном большом и наполненном огромным количеством людей городе жила была маленькая кошечка. Она была ни на кого не похожая, очень тревожная, не общительная, стеснительная и недоверчивая. Это делало ее очень одинокой. Некоторые прохожие не замечали кошечку, некоторые огрызались, злились, проходя мимо нее, но были и такие кто пытался позвать или погладить кошку, но та начинала шипеть и царапаться, тем самым не подпуская к себе никого.

Когда кошке становилось грустно, она находила тихое место, где никого нет, и наслаждалась своими мыслями и окружающей ее тишиной. Она много думала о том, что где то, есть та самая родная душа, которую она почувствует за многие километры, она подбежит, посмотрит ей прямо в глаза и замяукает от счастья. Душа потянется к ней, заглянет ей прямо во внутрь, туда, куда она никого никогда

не впускала и увидит то, что другие никогда не замечали. Душа попытается погладить ее, и кошечка позволит сделать это. На этот раз она не испугается, не зашипит, не зарычит, она откроется. Она поймет, что это, то самое, что она так долго ждала. Все вокруг будут удивляться, как так получилось, что такая недоверчивая, не общительная и злая кошка нашла свое счастье. А кошка в свою очередь будет думать, что если свое ждать, то обязательно дождешься. Она дождалась и теперь ей больше ничего не нужно, так как есть уютный дом, бегающие по нему дети и родная душа рядом.

Анализ сказки показывает заниженную самооценку студентки, повышенную тревожность, проблемы в адаптации в новом коллективе. Что касается проявления женственности, то чувствуется внутренняя потребность в спутнике жизни, любви, семейном счастье. Девушка надеется на то, что «если свое ждать, то обязательно дождешься» и именно любимый человек преобразит ее. Даже дружеских отношений с противоположным полом никогда не было.

Рассмотрим сказку студентки 2 курса. Сказка приведена в авторской редакции.

«Случай после...».

Привет!

Если у тебя, дорогой мой читатель, перед глазами лежит эта сказочная история, значит, ты входишь в число тех, кто хоть как-то знает и когда-либо видел загадочную Пли*.

Спросишь, почему я назвала её (историю) загадочной? Хо-Хо. Садись поудобней, я начинаю.

Жизнь моя началась давно-давно (по меньшей мере, и по земным меркам (будем измерять в них, ты ведь из XXI века) 19 лет назад), на планете, которая вряд ли тебе известна. (Она довольно-таки маленькая, поэтому у учёных вряд ли найдется время, чтобы заняться её изучением.)

Я на Земле достаточное количество времени. Знаю уже, какие у вас тут проблемы. Изучение жизни внеземных цивилизаций входит, конечно, в область научных исследований, но оно не первостепенно.

Но зачем тебе рассказы учёных, когда я сама могу обо всём поведать? Ты только попроси.

Я могу ооооочень долго рассказывать о своей жизни на вашей планете. Но.мы здесь ради сказки, из которой ты, я надеюсь, вынесешь кое-какие уроки. (У Вас на Земле пословица есть: «Сказка -ложь, да в ней намёк, добрым людям всем урок.».)

Три...Два...Один.. .ЬеГБ до!

После продолжительного путешествия по странам Внеземной Европы Пли* вернулась туда, где находилась последние 19 земных лет. Здесь её все-все заждались. (Это ведь по «земным меркам» её не было в городе пару недель. Но там, на Плоргонаре, прошло около 6 лет. (Время, которое может пройти, пока обычный землянин закончит бакалавриат лечебного факультета Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова.))

Мама звонила ей каждый день. Уж очень она переживала за своего совсем ещё юного цветочка.

Папа Пли* впал в небольшую депрессию: очень ему не хватало присутствия дочери дома. (Отмечу, что у них «сверхсвязь» есть друг с другом. Не могут находиться вдали друг от друга долгое время)

УРОК №1. Родители - это ангелы-хранители. Так что цени их любовь и заботу, дорогой читатель! И всегда-всегда (как можно чаще) старайся быть рядом с ними.

Сестрёнка и племянник тоже затосковали по Пли*. Кого же ещё Пупсикеби будет дёргать за косы и подразнивать? У кого Анастэйша одалживать наряды?

А подрули-дорогули? Они тоже ждали Пли* с распростёртыми объятиями.

Путешествие для Пли* было, своего рода, перезагрузкой.

УРОК №2. Иногда полезно отдаляться от места, где находишься постоянно. Ты стараешься уехать/уплыть/улететь туда, где тебя никто не знает, где для тебя всё ново. В таком месте душа обретает гармонию, тело успокаивается. (Открою секрет: Пли* называет такое состояние «дзен».)

Пли* вернулась, заряженной на все 100% для работы, для проектов, для новых идей и открытий.

И, в первую очередь, её волновал предстоящий показ мод, который она организовала совместно со своим близким человеком - Катрин.

(Близка мода им потому, что Пли* в своё время кончила художественную школу-студию, а Катрин просто следит за новыми тенденциями в одежде/обуви/аксессуарах.)

На этом мероприятии Пли* было волнительно ещё и потому, что музыкальное сопровождение она взяла на себя. (Ещё один талант Пли* - игра на фортепиано.)

И тут-то и началось чудо.

Заключение

Проблема изменения гендерных стереотипов и отношений затрагивает практически все стороны жизни и деятельности современного человека и может быть проанализирована в разных плоскостях, в связи с другими социальными проблемами и процессами. Очень часто оказывается, что девушка, а в дальнейшем и женщина не может качественно проявлять свою женственность, транслируя окружающим мужские качества. Проявляя целеустремлённость, упорство, настойчивость девушки и молодые женщины добиваются продвижения по карьерной лестнице или главенства в семье. При этом возникают ситуации, когда рушатся отношения с партнером, не складывается семейная жизнь. Особая ситуация с проявлением женственности у девушек с ОВЗ. Часто девушки ищут пути развития женских качеств и женственности в целом. В этом отношении эффективным будет полноценное сопровождение раскрытия женственности у девушек, которое основывается на прогнозировании возникающих проблем, побуждении клиента к их осмыслению, определении способов самостоятельного преодоления, возникающих препятствий.

Список литературы

1. Агеев В.С. , Безносов С.П. , Богданов В.А. Коллектив. Личность. Общение : словарь социал.-психол. понятий. Л. : Лениздат, 1987

2. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособ. СПб.: Питер, 2007. 431 с.

3. Берн Шон Меган Гендерная психология. (Секреты психологии). СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.

4. Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино, 2004.

5. Винокурова Г.А., Яшкова А.Н. Технологии психологического сопровождения профильного обучения // Молодежь и общество. 2010. № 3. С. 78-123.

6. Денисова Т.Н. Проблема формирования полоролевой идентичности. http://tatjanadenisova.ru/Problema_ formirovanija_polorolevoj_identichnosti.html

7. Каган В.Е. Половая идентичность и развитие личности. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени Бехтерева. 1991. № 4. С. 25-33.

8. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М,: Преображение, 1996. 136 с.

9. Кон И.С. Пол и гендер. Заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. 2004. № 1-2. С. 31-354.

10. Малахаева С.К., Пашенцева А.А. Гендерная идентичность в условиях современного мира // Молодой ученый. 2021. № 23 (365). С. 474-478.

11. Ожигова Л.Н. Психология тендерной идентичности личности. Краснодар: Кубанский гос. унив-т, 2006. 290 с.

12. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, - 2002 -256 с.

13. Сыроквашина К.В. Полоролевая идентичность у подростков с делинквентным поведением : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13.- Москва, 2007.- 152 с.

14. Флотская Н.Ю. Онтогенез половой идентичности. Архангельск: Поморский университет, 2004. - 463 с.

15. Berzonsky M.D. The structure of identity: Commentary on Jane Kroger's view of identity status transition. - Identity: An International Journal of Theory and Research, 2003, P. 231-245.

16. Bhana D. Gender and Childhood Sexuality in Primary School, Perspectives on Children and Young People. Springer, 2016. 229 p.: ill.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Maccoby E.E. The two sexes: growing up apart, coming together. L.: 1999. 384 p.

Gender identity and features of its formation in modern conditions

Elena S. Varetsa

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Armavir State Pedagogical University Armavir, Russia Iena-zima09@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Olga V. Belous

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Armavir State Pedagogical University Armavir, Russia belous_a@inbox.ru 0000-0001-9942-3545

Tatyana I. Oleshko

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Armavir State Pedagogical University Armavir, Russia oleshko_69@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 18.04.2022 Accepted 19.05.2022 Published 15.06.2022

< 10.25726/p 1883-5992-4607-m

Abstract

Gender issues are now becoming more and more relevant, with increased interest in the study of sexual identity at different stages of ontogenesis. Modern researchers of the problem of gender identity draw attention to the complexity of studying this psychological phenomenon in connection with the abundance of theoretical approaches, the diversity and ambiguity of its terminological content, and the lack of diagnostic methods for studying it. That is why the study of gender identity is relevant and significant for modern science. At present, there has been an increase in the number of persons with various manifestations of limited health opportunities and in a situation of inclusive educational space. In this regard, it was relevant for us to present the features of the manifestation of femininity in girls with limited health opportunities, since this period is important for the emergence of sympathy, first love and first relationships. It is necessary to organize psychological assistance to girls with limited health opportunitiesin the disclosure of femininity. As part of the program to accompany the disclosure of femininity in girls with limited health opportunities, we used fairy tales. Girls with limited health opportunities, in addition to general dissatisfaction with their appearance, confidence in their unattractiveness for the opposite sex, often do not see the realization of themselves as women: they do not plan intimate relationships, family creation and parenthood. Some girls with limited health opportunities may be infantile, others are forced, on the contrary, to show masculinity, in any case, they do not show their femininity. For a full

life, it is necessary to provide psychological assistance in revealing femininity in girls with limited health opportunities.

Keywords

gender, gender identity, self-awareness, femininity, accompaniment, limited health opportunities, fairy

tale

References

1. Ageev V.S. , Beznosov S.P. , Bogdanov V.A. Kollektiv. Lichnost'. Obshhenie : slovar' social.-psihol. ponjatij. L. : Lenizdat, 1987

2. Bendas T.V. Gendernaja psihologija: ucheb. posob. SPb.: Piter, 2007. 431 s.

3. Bern Shon Megan Gendernaja psihologija. (Sekrety psihologii). SPb.: prajm-EVROZNAK, 2001.

320 s.

4. Butovskaja M.L. Tajny pola. Muzhchina i zhenshhina v zerkale jevoljucii. Frjazino, 2004.

5. Vinokurova G.A., Jashkova A.N. Tehnologii psihologicheskogo soprovozhdenija profil'nogo obuchenija // Molodezh' i obshhestvo. 2010. № 3. S. 78-123.

6. Denisova T.N. Problema formirovanija polorolevoj identichnosti. http://tatjanadenisova.ru/Problema_ formirovanija_polorolevoj_identichnosti.html

7. Kagan V.E. Polovaja identichnost' i razvitie lichnosti. // Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii imeni Behtereva. 1991. № 4. S. 25-33.

8. Klimenkova T.A. Zhenshhina kak fenomen kul'tury. Vzgljad iz Rossii. M,: Preobrazhenie, 1996.

136 s.

9. Kon I.S. Pol i gender. Zametki o terminah // Andrologija i genital'naja hirurgija. 2004. № 1-2. S.

31-354.

10. Malahaeva S.K., Pashenceva A.A. Gendernaja identichnost' v uslovijah sovremennogo mira // Molodoj uchenyj. 2021. № 23 (365). S. 474-478.

11. Ozhigova L.N. Psihologija tendernoj identichnosti lichnosti. Krasnodar: Kubanskij gos. univ-t, 2006. 290 s.

12. Slovar' gendernyh terminov / Pod red. A. A. Denisovoj / Regional'naja obshhestvennaja organizacija "Vostok-Zapad: Zhenskie Innovacionnye Proekty". M.: Informacija XXI vek, - 2002 -256 s.

13. Syrokvashina K.V. Polorolevaja identichnost' u podrostkov s delinkventnym povedeniem : dissertacija ... kandidata psihologicheskih nauk : 19.00.13.- Moskva, 2007.- 152 s.

14. Flotskaja N.Ju. Ontogenez polovoj identichnosti. Arhangel'sk: Pomorskij universitet, 2004. - 463

s.

15. Berzonsky M.D. The structure of identity: Commentary on Jane Kroger's view of identity status transition. - Identity: An International Journal of Theory and Research, 2003, P. 231-245.

16. Bhana D. Gender and Childhood Sexuality in Primary School, Perspectives on Children and Young People. Springer, 2016. 229 p.: ill.

17. Maccoby E.E. The two sexes: growing up apart, coming together. L.: 1999. 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.