Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянов Алексей Сергеевич, Фурсова Диляра Викторовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи параметров гендерной идентичности и механизмов психологической защиты личности у студентов. Описаны результаты психологической диагностики выборки студентов обоих полов по видам механизмов психологической защиты личности, уровню маскулинности и фемининности. Показано, что для студенческого возраста характерно адекватное полу усвоение специфики параметров маскулинности - фемининности: для студентов женского пола характерны фемининные черты, для студентов мужского пола - маскулинные черты. Установлено, что существуют психологические защитные механизмы личности у студентов, которые чаще и интенсивнее используются представителями мужского и женского полов. При этом выявлено, что репертуар используемых механизмов психологической защиты у юношей и девушек различен, но общим является отрицание. Преобладающими механизмами психологической защиты у девушек являются регрессия и реактивное образование, у юношей - интеллектуализация и подавление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лукьянов Алексей Сергеевич, Фурсова Диляра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INTERRE-LATION BETWEEN PSYCHO-LOGICAL DEFENSE MECHA-NISMS AND GENDER IDEN-TITY IN STUDENTS: RESULTS OF AN EMPIRICAL RESEARCH

The article presents the results of an empirical study of the relationship between the parameters of gender identity and the psychological defense mechanisms in students. The results of psychological diagnostics of a both sexes students according to the types of psychological defense mechanisms, the level of masculinity and femininity are described. It is shown that the student age is characterized by adequate gender assimilation of the specifics of masculinity - femininity parameters: feminine traits are characteristic of female students, masculine traits are characteristic of male students. It is established that there are psychological defense mechanisms among students, which are more often and intensively used by representatives of the male and female sexes. At the same time, it was revealed that the repertoire of psychological defense mechanisms used in boys and girls is different, but denial is common. The predominant psychological defense mechanisms in girls are regression and reactiveness, in boys - intellectualization and repression.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Таким образом, в эмоциональной и когнитивной автономии явных различий не обнаружено. В ценностной и поведенческой автономии можно предположить более сглаженное распределение у славян. Однако для уверенных выводов на этот счёт необходимо существенное увеличение объёмов выборок.

Выводы. В статье приведены результаты пилотажного исследования тендера, ответственности и автономии у младших подростков Крыма - крымских татар и славян. Проведённое исследование показало, что выборки, состоящие из 23 крымских татар и 23 славян Крыма, оказались недостаточными для получения статистически значимых результатов. Однако, можно предположить более высокий уровень ответственности за другого в общем деле у крымских татар, а также более высокий уровень ответственности за себя в общем деле у славян Крыма. В ценностной и поведенческой автономии можно предположить более сглаженное распределение у славян. Однако для уверенных выводов на этот счёт необходимо существенное увеличение объёмов выборок.

Бесспорным результатом проведённого исследования является явно выраженное преобладание средних значений над низкими и высокими. Так, в гендерном распределении явно преобладает андрогинность: в каждой выборке по 18 человек против 4 феминных гендеров и 1 маскулинного. В ответственности и автономии также очевидно преобладание средних значений. Именно это обстоятельство привело к упомянутым выше трудностям: испытуемых с низкими и высокими показателями оказалось слишком мало для выявления статистически значимых закономерностей. На этом основании при проведении дальнейших исследований придётся существенно - в десять и более раз - увеличивать объём выборки. Увеличение количества испытуемых в этом учебном году оказалось невозможным в связи с карантином, объявленным из-за эпидемии коронавируса.

Литература:

1. Кнохинова, Е.М. Воспитание ответственности у учащихся старших классов в деятельности ученического самоуправления: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.М. Кнохинова. - М., 1973. - 20 с.

2. Кузьмина, Е.И. Психология свободы: теория и практика: учебное пособие / Е.И Кузьмина. - Санкт Петербург: Питер, 2007. - 336 с.

3. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект / Вопросы территориального развития. - 2018. - №2(42). - С. 6

4. Леонтьев Д.А. Феномен свободы: от воли к автономии личности / Только уникальное глобально: сб. стат. в честь 60-летия Г.Л. Тульчинского. - СПб., 2007. - С. 64-89.

5. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - М.: Педагогика, 1983. - 240 с.

6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2014. - 460 с.

7. Поскрёбышева Н.Н., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка / Национальный психологический журнал. - М.: 2014. - № 1. - С. 74-85.

8. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС / Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. -№2. - С. 24-30

9. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Психология детства: Практикум. - Екатеринбург.: У-фактория. -2004. - 416 с.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М., 1990. - 368 с.

11. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс. - 1990. - 288 с.

12. Хоч Н.С., Штепа Н.А. Молодое поколение России: особенности гендерных трансформаций личности мужчин и женщин / Томск: Вестник томского государственного педагогического университета. - 2005. - №1. - С. 131-134

13. Чуркина Н.А. Андрогинная идентичность как способ адаптации человека в современном обществе // Тамбов: Грамота. - 2017. - № 5(79). - C. 204-206.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Лукьянов Алексей Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Фурсова Диляра Викторовна

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Будённовске (г. Будённовск)

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования связи параметров гендерной идентичности и механизмов психологической защиты личности у студентов. Описаны результаты психологической диагностики выборки студентов обоих полов по видам механизмов психологической защиты личности, уровню маскулинности и фемининности. Показано, что для студенческого возраста характерно адекватное полу усвоение специфики параметров маскулинности -фемининности: для студентов женского пола характерны фемининные черты, для студентов мужского пола - маскулинные черты. Установлено, что существуют психологические защитные механизмы личности у студентов, которые чаще и интенсивнее используются представителями мужского и женского полов. При этом выявлено, что репертуар используемых механизмов психологической защиты у юношей и девушек различен, но общим является отрицание. Преобладающими механизмами психологической защиты у девушек являются регрессия и реактивное образование, у юношей -интеллектуализация и подавление.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, гендерная идентичность, маскулинность, фемининность, студенты, эмпирическое исследование.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the relationship between the parameters of gender identity and the psychological defense mechanisms in students. The results of psychological diagnostics of a both sexes students according to the types of psychological defense mechanisms, the level of masculinity and femininity are described. It is shown that the student age is characterized by adequate gender assimilation of the specifics of masculinity - femininity parameters: feminine traits are characteristic of female students, masculine traits are characteristic of male students. It is established that there are psychological defense mechanisms among students, which are more often and intensively used by representatives of the male and female sexes. At the same time, it was revealed that the repertoire of psychological defense mechanisms used in boys and girls is different, but denial is common. The predominant psychological defense mechanisms in girls are regression and reactiveness, in boys - intellectualization and repression.

Key words: psychological defense mechanisms, gender identity, masculinity, femininity, students, empirical research.

Введение. В настоящее время темпы развития происходящих в мире социальных и в целом исторических процессов настолько высоки, что современному человеку практически каждый день приходится приспосабливаться к новым условиям жизни. В такой среде воздействие факторов окружающей среды, влияющих на физическое и психическое здоровье человека, крайне негативно отражается на процессе его адаптации. С точки зрения психологической науки, для облегчения этого процесса адаптации традиционно условиями определяются так называемые психологические защитные механизмы (механизмы психологической защиты), которые приводят к снятию эмоционального напряжения, сохранению нормального уровня самооценки личности, её образа «Я» и картины окружающего мира (А. Альфред, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, Г. Салливен, А. Фрейд, З. Фрейд и др. [напр., 4; 6; 10]).

Механизмы психологической защиты приобретают несомненную важность и силу своего влияния в студенческий период, в период одновременно личностного и профессионального становления, формирования мировоззренческой позиции личности, выбора направлений личностно-профессионального развития в целом. Исследованиями роли и места защитных механизмов личности у студентов, особенности их связи с разными психологическими феноменами, профессионально-важными качествами и успешностью разного рода деятельности у студентов проводились И.Ю. Александровым, В.В. Маркеловым [1], И.С. Морозовой, Е.А. Панасенко [5], Е.В. Сараевой, Н.А. Суворовой [9], О.В. Шишкиной [11] и др. Заметим, что особое внимание при исследовании студентов, в целом, часто уделяется гендерным аспектам их поведения и деятельности, прежде всего гендерной (полоролевой) идентичности (Н.В. Белолипецких [2], О.А. Беляева [3], Л.П. Окулова [7], Л.В. Посошенко [8], А.А. Шматова [12] и др.).

Однако надо отметить, что до настоящего времени эти два явления - гендерная идентичность и психологическая защита - рассматривались в основном отдельно друг от друга. В этом смысле актуальным остаётся проблема описания особенностей выбора механизмов психологических защит у студентов в зависимости от их гендерной идентичности, поскольку и механизмы психологической защиты, и гендерная идентичность являются составляющими общей и профессиональной Я-концепции, оказывают влияние на процессы социально-психологической адаптации, связаны с личностно-профессиональным развитием в целом.

Целью эмпирического исследования выступило выявление особенностей связи психологических защит личности и гендерной идентичности у студентов.

В исследовании приняли участие студенты ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь) в количестве 72 человек. Выборка представлена юношами и девушками 2-3-го курса (44,4% и 55,6% от общего числа испытуемых соответственно), средний возраст испытуемых составляет 19,27 л.

В качестве инструментария для нашей работы определены эмпирические методы:

- Методика «Индекс жизненного стиля» для диагностики механизмов психологической защиты «Я». Опросник включает 97 утверждения, требующих ответа по типу «верно - неверно». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях.

- Опросник С. Бем «Маскулинность - фемининность». Методика была создана для диагностики психологического пола личности и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств, индикаторов), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя конкретных качеств.

- Шкала «маскулинности - фемининности» Фрайбургского личностного опросника. Шкала, как и остальные в опроснике, сформирована на основе результатов факторного анализа и отражает совокупность взаимосвязанных первичных переменных, относящихся в нашем случае к параметрам маскулинности - фемининности.

Для обработки результатов исследования использован метод корреляционного анализа, целью которого было выявление статистически значимых коэффициентов корреляции между значениями диагностических шкал. Для реализации этой цели нами была использована программа IBM SPSS Statistics, v. 22.0.

Изложение основного материала статьи. При диагностике видов и напряжённости психологических защит выявлено, что у юношей общая напряжённость психологических защит в среднем составляет 45%, что входит в пределы нормы. У девушек этот показатель - составляет 52%, что может означать наличие реально существующих, но неразрешенных внутренних конфликтов, наличие высокой эмоциональности девушек (которая выше, нежели юношей), связанной с параметрами повышенной адаптивности.

Детализация полученных результатов - в таблице 1.

Таблица 1

Виды психологических защит у юношей и девушек

Виды защит Юноши Девушки

Отрицание 62,5% 75,0%

Подавление 68,8% 52,5%

Регрессия 43,8% 65,0%

Компенсация 43,8% 45,0%

Проекция 46,9% 47,5%

Замещение 53,1% 37,5%

Интеллектуализация 62,5% 57,5%

Реактивное образование 21,9% 62,5%

Как видно в табл. 1, преобладающими защитными механизмами у девушек являются отрицание (75,0%), регрессия (65,0%) и реактивное образование (62,5%). Девушки острее реагируют на стресс, являются более уязвимыми, социальная среда для девушек является более эмоционально насыщенной и стрессогенной. Основными защитными механизмами у юношей являются отрицание (62,5%), подавление (68,8%) и интеллектуализация (62,5%). Юноши нашей выборки в среднем отличаются повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, у них проявляются артистические способности и зачастую отсутствует критичность, выражены признаки внешней самодостаточности и независимости.

По опросникам на «маскулинность - фемининность» (обобщая данные двух опросников) у большинства юношей выявлена маскулинность (90,7% испытуемых), фемининность у 3,1%, андрогинность у 6,2%. У девушек выявлена в 92,5%

случаев фемининность, в 2,5% случаев - андрогинность и в 5,0% - маскулинность. Эти результаты прежде всего свидетельствуют о том, что выявлено характерное для студенческого возраста адекватное полу усвоение характеристик маскулинности - фемининности: в нашем случае - для студенток характерны фемининные черты, в то время как для юношей-студентов характерны маскулинные черты.

Проведённая поэлементная диагностика показателей позволяет нам реализовать основную задачу исследования -выявление связи между этими параметрами. Для этого мы использовали корреляционный анализ. Для расчётов использовался коэффициент корреляции Пирсона.

Результаты, полученные нами в группе девушек, можно увидеть в таблице 2 (нами полужирным шрифтом для наглядности выделены значимые связи между измеренными показателями; уровень значимости - меньше 0,05).

Представленные результаты в таблице 2 позволяют говорить о следующем (заметим, что значения коэффициента корреляции по направленности здесь интерпретируются для девушек относительно признака «фемининность»): выявлена статистически значимая прямая связь между фемининностью и механизмом отрицания (г=0,912 и г=0,410), регрессией (г=0,571) и проекции (г=0,721 и г=0,484). Отрицательная (обратная) корреляционная связь была выявлена между фемининностью и интеллектуализацией (г=-0,527) и замещением (г=-0,498).

Обобщая полученные выводы, можно сформулировать следующий тезис: чем в большей степени девушка фемининна, тем в меньшей степени она предпочтёт интеллектуализацию как защитный механизм, но с высокой вероятностью выберет механизмы отрицания, регрессии или проекции.

Таблица 2

Связь гендерной идентичности и психологических защит у девушек

Параметры Отрицание Подавление Регрессия Компенсация Проекция Замещение Интеллектуализация Реактивное образование

Маскулинность -фемининность г 0,912 0,236 0,571 -0,027 0,721 -0,271 -0,527 0,108

Р 0,000 0,199 0,012 0,644 0,002 0,137 0,016 0,333

п 40 40 40 40 40 40 40 40

Шкала «маскулинность -фемининность» г 0,410 0,019 0,113 -0,018 0,484 -0,498 0,163 0,113

Р 0,022 0,904 0,904 0,912 0,016 0,013 0,310 0,484

п 40 40 40 40 40 40 40 40

Примечания: г, р, п - значение коэффициента корреляции, уровень значимости, количество респондентов Для юношей результаты корреляционного анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3

Связь гендерной идентичности и психологических защит у юношей

Параметры Параметры Отрицание Подавление Регрессия Компенсация Проекция Замещение Интеллектуализация

Маскулинность -фемининность г 0,746 0,594 0,292 -0,155 -0,102 -0,201 0,746 0,234

Р 0,001 0,011 0,139 0,205 0,211 0,129 0,001 0,169

п 32 32 32 32 32 32 32 32

Шкала «маскулинность -фемининность» г 0,452 0,328 0,021 -0,520 0,027 0,010 0,173 0,146

Р 0,018 0,038 0,909 0,016 0,885 0,959 0,434 0,353

п 32 32 32 32 32 32 32 32

Примечания: г, р, п - значение коэффициента корреляции, уровень значимости, количество респондентов

Как видно в таблице 3, получены следующие значимые связи между измеренными показателями (здесь отметим, что значения коэффициента корреляции по направленности интерпретируются для юношей относительно признака «маскулинность»): между маскулинностью и отрицанием (г=0,74б и г=0,452), подавлением (г=0,594 и г=0,328), интеллектуализацией (г=0,746). Отрицательная корреляционная связь выявлена между маскулинностью и защитным механизмом компенсации (г=-0,520).

Обобщая здесь полученные выводы, можно сформулировать такой тезис: чем в большей степени юноша маскулинен, тем с меньшей вероятностью он выберет компенсацию как защитный механизм, но с большей - механизмы интеллектуализации, подавления или отрицания.

Выводы. В результате проведённого исследования нами было выявлено, что существует взаимосвязь между психологическими защитными механизмами личности и гендерной идентичности у студентов. Этот основной вывод является результатом следующих обобщений:

- интенсивность и напряжённость психологических защит личности у студентов женского пола выше, чем у студентов мужского пола;

- существуют психологические защитные механизмы личности у студентов, которые чаще и интенсивнее используются представителями мужского и женского полов;

- для студенческого возраста характерно адекватное полу усвоение специфики параметров маскулинности -фемининности; для студентов женского пола характерны фемининные черты, для студентов мужского пола - маскулинные черты;

- репертуар используемых механизмов психологической защиты у юношей и девушек различен, но общим является отрицание; при этом преобладающими механизмами психологической защиты у девушек являются, помимо отрицания, регрессия и реактивное образование, у юношей - интеллектуализация и подавление.

Литература:

1. Александров, И.Ю. Особенности психологических защит и копинг-стратегий в структуре личности студентов факультета физической культуры / И.Ю. Александров, В.В. Маркелов // Вестник ПГГПУ. - 2016. - № 1. - С. 10-16.

2. Белолипецких, Н.В. Формирование гендерной культуры студенческой молодёжи / Н.В. Белолипецких // Учёные записки РГСУ. - 2014. - № 4. - С. 113-118.

3. Беляева, О.А. Формирование гендерной идентичности студентов / О.А. Беляева // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2014. - № 2. - С. 75-78.

4. Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Электронный ресурс] / Ф.Е. Василюк. - URL: https://istina.msu.rU/media/publications/books/ebe/1d6/2109190/Vasilyuk_F.E._Psihologiya_perezhivaniya.pdf (дата обращения: 12.04.22).

5. Морозова, И.С. Взаимосвязь механизмов психологических защит с копинг-стратегиями у студентов-первокурсников / И.С. Морозова, Е.А. Панасенко // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 18. - С. 345-349.

6. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей [Электронный ресурс] / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. -URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2017/02/23/i-m-nikolskaya-r-m-granovskaya-psihologicheskaya-zashchita (дата обращения: 12.04.22).

7. Окулова, Л.П. Изучение представлений о гендерных стереотипах у современной молодёжи / Л.П. Окулова // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 1. - С. 12-19.

8. Посошенко, Л.В. Значимость юношеского возраста для оформления полоролевой идентичности молодого человека / Л.В. Посошенко // Известия ТРТУ. - 2015. - № 3. - С. 142-146.

9. Сараева, Е.В. Взаимосвязь самоотношения и психологических защит у юношей и девушек / Е.В. Сараева, Н.А. Суворова // Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. - Т. 32. - С. 182-190.

10. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы [Электронный ресурс] / А. Фрейд. - URL: https://bookscafe.net/read/freyd_anna-psihologiya_ya_i_zaschitnye_mehanizmy-81957.html#p2 (дата обращения: 12.04.22).

11. Шишкина, О.В. Динамика изменений психологических защитных механизмов у будущих психологов / О.В. Шишкина // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. - 2013. - № 2. - С. 172-175.

12. Шматова, А.А. Взаимосвязь гендерной идентичности и особенностей механизмов психологической защиты в студенческом возрасте / А.А. Шматова // Концепция «Общества знаний» в современной науке: сборник статей Международной научной конференции, 2019. - Уфа. - С. 169-175.

Психология

УДК 159.922

кандидат биологических наук, доцент Мисбахов Алмаз Айратович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); доктор медицинских наук, профессор Московский Александр Владимирович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлены психологические аспекты развития самооценки в подростковом возрасте. В настоящее время в современных психологических исследованиях особое место занимает изучение вопросов кризиса подросткового возраста. Авторами проведен глубокий теоретический анализ исследуемой проблемы идентификации личности подростком. Авторами рассматривается адекватность самооценки подростком. В статье анализируются половые различия в способности адекватного самооценивания. Представлена динамика содержательной стороны самооценки. Особенности восприятия подростком социального окружения обусловлены субъективными факторами. Особое место занимает эмоциональная окраска чувственного отношения к характерным особенностям данного человека. К объективным факторам относятся уровень развития интеллектуальной сферы и проявление когнитивных способностей, выраженных в действиях, поступках, поведении. Отличительной особенностью подросткового периода развития является значительные изменения в сфере его самосознания, определяющие последующее развитие и становление личности подростка. В подростковом возрасте личность начинает осознавать свою собственную природу и уникальность. Она переориентируется с внешних оценок со стороны окружающих людей на внутренние особенности формирования индивидуального характера. Формирование самооценки происходит в процессе индивидуальной и коллективной деятельности между участниками межличностного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности, определяющей характер социальных ролей и социальный статус личности. Анализируя динамику изменения самооценки подростка обращает на себя внимание тот факт, что в пубертатном периоде меняется именно содержательная сторона самооценки. Это обусловлено резким переходом от фрагментарного видения себя к полной картине о себе в виде четкой Я-концепции.

Ключевые слова: самооценка, подростковый возраст, адекватность самооценки, динамика самооценки, физический облик и самооценка.

Annotation. The article presents the features of personality development in adolescence. Currently, in modern psychological states, a special place is occupied by the study of issues of adolescence. The authors carried out a thorough analysis of identifying the problem of identifying the personality of a teenager. The authors of the adequate adequacy of self-esteem of a teenager. The article analyzes gender differences in the abilities of adequate self-assessment. Presentation of the dynamics of the content side of self-esteem. Peculiarities of teenager's perception of environment connection are caused by sensitive factors. A special place is occupied by the emotional coloring of the sensual attitude to the characteristic features of a given person. Objective manifestations include the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.