психология личности
особенности восприятия коммуникативного «я» у юношей и девушек с разной тендерной идентичностью
Белых Татьяна Викторовна
Доктор психологических наук, доцент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, e-mail: [email protected] Белых Виктор Владимирович
Студент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, e-mail: [email protected] DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10026
Аннотация: В статье представлены данные статистического констатирующего исследования выраженности гендерной идентичности и представлений личности о собственных стилевых особенностях межличностного взаимодействия и способах реагирования в ситуации конфликта, как составляющих коммуникативного «Я» у юношей и девушек в студенческом возрасте. Для выявления указанных характеристик были использованы апробированные и стандартизированные методы психодиагностического исследования: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири в модификации Л.Н. Собчик, методика диагностики способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса, методика «Маскулинность-фемининность» С.Бэм, корреляционный анализ Ч. Спирмена. В ходе исследования были опрошены 320 студентов Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, возраст 18-21 год. Из них в статистическом эксперименте участвовали 180 человек: 90 девушек - по 30 человек с разной гендерной идентичностью (маскулинных, фемининных, андрогинных) и 90 юношей в сравниваемых группах, также по 30 человек в зависимости от гендерной идентичности. Результаты исследования позволяют говорить о наличии как сходств, так и различий в структуре коммуникативного «Я» у девушек и юношей с разной гендерной идентичностью. Выявлено,
что вне зависимости от половых различий у студентов: при высоком уровне маскулинности проявляются такие стилевые особенности как доминирование и властность в ситуациях межличностного взаимодействия; при высоком уровне фемининности обнаруживается низкий уровень конфликтности; андрогинные как юноши, так и девушки в отличие от всех сравниваемых выборок демонстрируют наличие многовариативных способов реагирования в конфликтной ситуации. Существенные различия в сравниваемых выборках связаны с тем фактом, что при использовании одинакового стиля межличностного взаимодействия у юношей и девушек с разной гендерной идентичностью проявляются разные способы реагирования на конфликтную ситуацию. Полученные данные могут быть использованы в практике оказания психологической помощи студентам, испытывающим трудности при взаимодействии в условиях конфликтного взаимодействия, позволяющие учитывать индивидуально предпочитаемые гендерно-детерминированные как стилевые особенности интеракции, так и способы реагирования в конфликте.
ключевые слова: коммуникативное «я» личности, маскулинность, фемининность, андрогинность, стиль межличностного взаимодействия, способ реагирования в ситуации конфликта, гендерная идентичность.
features of the perception of the
COMMUNICATIVE "I" IN YOUNG MEN AND
girls with different gender identity
Belykh Tatyana Viktorovna
Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Saratov National Research State University named after N.G.Chernyshevskiy, Saratov, e-mail: [email protected] Belykh Viktor Vladimirovich
Student, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevskiy, Saratov, e-mail: [email protected]
Annotation: The article presents data from a statistical ascertaining study of the severity of gender identity and the individual's ideas about their own stylistic features of interpersonal interaction and how to respond in a conflict situation, as components
5
of the communicative "I" of young men and women in their student age. To identify the above characteristics, approved and standardized methods of psychodiagnostic research there were used: methods for diagnosing interpersonal relationships by T. Liri in the modification of L.N. Sobchik, the method of diagnosing methods of behavior in a conflict situation of K. Thomas, the method of "Masculinity-femininity" of S. Bem, correlation analysis of C. Spearman. The study surveyed 320 students of the Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, aged 18-21 years. Of these, 180 people participated in the statistical experiment: 90 girls — 30 people each with different gender identities (masculine, feminine, androgynous) and 90 young men in the compared groups, and 30 people each, depending on gender identity.
The results of the study suggest that there are similarities as well as differences in the structure of the communicative "I" in girls and boys with different gender identities. It was revealed that regardless of gender differences among students: with a high level of masculinity, such stylistic features as domination and authoritativeness appear in situations of interpersonal interaction; a high level of femininity reveals a low level of conflict; androgynous boys and girls, in contrast to all compared samples, demonstrate the presence of multivariate ways of responding in a conflict situation. Significant differences in the compared samples are related to the fact that when using the same style of interpersonal interaction, boys and girls with different gender identities manifest different ways of responding to a conflict situation. The obtained data can be used in the practice of providing psychological assistance to students experiencing difficulties in interacting in conditions of conflict interaction, allowing to take into account individually preferred gender-determined, both stylistic features of interaction and ways of responding to a conflict.
Key words: communicative personality "I", masculinity, femininity, androgyny, interpersonal interaction style, method of reaction in a conflict situation, gender identity.
Представления личности о себе и собственном способе взаимодействия с окружающими являются неотъемлемой частью Я-концепции личности, состоящей из комплекса взаимосвязанных социально-когнитивных оценок личностью интегрированного образа Я, сформированного в результате осуществления различных видов деятельности.
В отечественной и зарубежной психологии проблеме формирования Я-концепции посвящены многочисленные работы. В отечественной психологии изучены структура и функции Я-концепции в работах B.C. Агапова, 1999, В.И. Андреева, 1996 С.А. Баклушинского, 1996, А.А. Бодалева, 1988, Н.В. Боровиковой, 1998, А.А. Деркача, 1993, Т.Л. Григорьевой, 2001, А.В. Иващенко, 2002, Н.Ю. Митюриной, 2002, П.М. Попова, 1990 и др. Формирование и
трансформация «Образ Я» в отечественной психологии изучались в рамках исследования самосознания личности. Результаты этих исследований отражены в работах И.С. Кона [3], В.В. Столина [9], Е.Т. Соколовой [8], С.Р. Пантилеева, Н.И. Сарджвеладзе [5].
В зарубежной психологии Я-концепция изучается как совокупность социально-когнитивных характеристик: установок и оценок по отношению к себе, интерпретаций собственного поведения, репрезентаций ожидания успеха/ не успеха деятельности. Понятие «Я-концепции» при этом определяется как структурированный образ, состоящий из представлений о компонентах «Я» как субъекта и «Я» как объекта, а также из восприятия ожидаемого отношения других людей. Функциями «Я-концепции», по К. Роджерсу, являются контроль и интерпретация поведения, его влияние на выбор человеком своей активности, что может обуславливать особенности развития позитивной и негативной «Я-концепции» [7]. В работах Р. Бернса понимание «образа Я» связано с представлениями о самооценке как совокупности установок «на себя» и как суммы всех представлений индивида о самом себе, помимо этого выявлено также, что сформированная позитивная Я-концепция человека детерминирована тремя основными факторами - убежденностью в том, что другие люди относятся ко мне с симпатией; проявлением самоуважения и уверенностью в возможности эффективно осуществить личностно значимую для человека деятельность [1]. По К. Роджерсу психологическая дезадаптация может наступить вследствие рассогласования между «образом Я» и реальным опытом личности. В зарубежных исследованиях имеется большое количество данных, обнаруживших связь Я-концепции с такими психологическими явлениями как «организация жизни человека, (Markus, Wurf, 1987); восприятие и обработка социальной информации (Kihlstrom, Cantor, 1984); память (Higgins, Bargh, 1987), потенциал личности и самопрогнозы (Markus, 1989, Smith, Petti, 1995)» [6, с. 3].
Гендерная идентичность - результат социализации и важнейшая составляющая Я-концепции личности. Различие между двумя терминами «sex» (биологический пол) и «gender» (социокультурный пол), введенные психологом Р. Столлером и эндокринологом Д. Мони, впервые было сформулировано Э. Оукли (1972) в определении гендера, согласно которому «пол» является понятием, соотнесенным с биологическими различиями между мужчиной и женщиной, а «гендер» представляет собой предмет культуры, так как он соотнесён с социальной классификацией категорий «маскулинное»/«фемининное». По мнению Гредновской Е.В. «при всем многообразии подходов и позиций в отношении определения гендера наиболее показательными являются несколько концепций: теория социальной конструкции гендера; теория гендерной системы, где данное понятие выступает в роли стратификационной категории; теория гендера как культурологической интерпретации» [2, с.5].
В нашем исследовании нас интересовала проблема обнаружения сходств и различий во взаимосвязи представлений юношей и девушек с разной гендерной идентичностью о собственных стилевых характеристиках межличностного
взаимодействия и способах реагирования на конфликтную ситуацию (составляющие коммуникативного «Я»). Мы предполагаем, что в зависимости от типа гендерной идентичности у девушек, как и у юношей, будут выявлены существенные различия в социально-когнитивной оценке собственных, выработанных в ходе социализации стилевых особенностях межличностного взаимодействия и способах реагирования на конфликтную ситуацию. При этом представления о себе как субъекте общения (коммуникативное «Я») будут иметь сходства и различия, как между девушками и юношами с одинаковой гендерной идентичностью, так и с разной гендерной идентичностью.
В исследовании приняли участие 320 студентов Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, возраст 18-21 год. Из них в статистическом эксперименте участвовали 180 человек: 90 девушек - по 30 человек с разной гендерной идентичностью (маскулинных, фемининных, андрогинных) и 90 юношей в сравниваемых группах, также по 30 человек в зависимости от гендерной идентичности. Из статистического эксперимента были исключены 40 студентов в связи с высоким уровнем социальной желательности ответов. 100 человек из выборки показали средние значения выраженности гендерной идентичности, на основании чего были также исключены из дальнейшего статистического анализа. Использовались следующие психодиагностические методы: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири в модификации Л.Н. Собчик, методика диагностики способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса, методика «Маскулинность-фемининность» (Bem Sex Role Inventory, BSRI), предложенная Сандрой Бем в 1974 году для диагностики психологического пола и определяющая степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности; использовался корреляционный анализ Ч. Спирмена.
В результате проведения статистического констатирующего исследования были выявлены значимые корреляционные связи между исследуемыми параметрами коммуникативного «Я» у юношей и девушек с разной гендерной идентичностью.
В таблице №1 представлены данные, отражающие взаимосвязь представлений маскулинных девушек о собственных стилевых особенностях межличностного взаимодействия и способах поведения в конфликтной ситуации.
Таблица 1
Взаимосвязь представлений о стилях межличностного взаимодействия и способах поведения в конфликтных ситуациях у маскулинных девушек
Стили межличностного взаимодействия и способы реагирования в конфликте/ гендерная идентичность Маску-лин-ность В/Л Н/Д Н/С П/З С/К П/А
З/П -0,43* -0,38*
П/А 0,36*
Н/С 0,36*
О/В -0,44* -0,41* -0,43* 0,46*
Избегание -0,39* 0,36*
Компромисс 0,33* -0,43*
*Примечание: стили межличностного взаимодействия: В/Л (властный-лидирующий), Н/Д (независимый-доминирующий), Н/С (недоверчивый-скептический), П/З(покорный-застенчивый), С/К (сотрудничающий-конвенциональный), О/В (ответственный-великодушный), П/А (прямолинейный-агрессивный), З/П (зависимый-послушный). * Корреляция значима на уровне р<0,05,
** Корреляция значима на уровне р<0,01.
Как видно из таблицы №1, у маскулинных девушек выявлены следующие представления о собственных особенностях межличностного взаимодействия. В конфликтной ситуации, предпочитая «избегание» как способ реагирования в конфликтной ситуации, они демонстрируют «прямолинейный-агрессивный» стиль межличностного взаимодействия, использование «компромисса» свойственно девушкам с «независимым-доминирующим» стилем. Маскулинность у респондентов этой выборки отрицательно коррелирует с «зависимым-послушным» стилем межличностного взаимодействия, а данный стиль в свою очередь отрицательно с «властным-лидирующим». Отрицательные корреляции характерны между проявлением таких стилей как: «независимости-доминировании», «недоверчивости-скептичности» и «ответственности-великодушии».
Можно сказать, что выявленные корреляции отражают наличие статистических связей между маскулинностью и стилевыми предпочтениями девушек и характеризуют особенности их коммуникативного «Я». А именно, в структуре коммуникативного «я» оказываются взаимосвязанными способность использовать компромисс и избегание как способ разрешения конфликтных ситуаций при доминирующем и прямолинейном стиле межличностного взаимодействия. Повышение независимости и властности приводит к снижению ответственности и меньшей чувствительности к партнеру по общению.
В таблице №2 представлены данные, отражающие взаимосвязь
представлений андрогинных девушек о собственных стилевых особенностях межличностного взаимодействия и способах поведения в конфликтных ситуациях.
Таблица 2
Взаимосвязь представлений о стилях межличностного взаимодействия и способах поведения в конфликтных ситуациях у андрогинных девушек
Стили межличностного взаимодействия и способы реагирования в конфликте / гендерная идентичность Маскулинность В/Л Н/Д П/З
П/А 0,40* 0,74**
Н/С 0,36* 0,42*
Соперничество 0,50* -0,34*
Избегание -0,44*
Приспособление 0,45*
Как видно из табл. 2 для андрогинных девушек характерно наличие связей маскулинности с такими стилями межличностного взаимодействия как «прямолинейность-агрессивность» и «недоверчивость-скептичность». В сложных конфликтных ситуациях они склонны использовать «соперничество» при выраженном «властном-лидирующем» стиле коммуникации, если он выражен слабо, то может использоваться и «избегание» как способ разрешения конфликта, «приспособление» используется при «покорно-застенчивом» стиле межличностного взаимодействия.
То есть, андрогинные девушки способны использовать разные стили межличностного взаимодействия от «покорно-застенчивого» до «прямолинейно-агрессивного», но в зависимости от преобладания каждого из них различается способ реагирования в конфликтной ситуации. Это может быть «соперничество», «избегание» или «приспособление». Таким образом, коммуникативное «Я» андрогинных девушек характеризуется симультанным взаимодействием разных стилевых особенностей межличностного взаимодействия и связанных с ними способов реагирования на конфликтную ситуацию, что может обеспечивать высокую степень вариативности поведения и восприятия себя как более адаптированной и успешной.
В таблице №3 представлены данные, отражающие взаимосвязь представлений фемининных девушек о собственных стилевых особенностях межличностного взаимодействия и способах поведения в конфликтных ситуациях.
Таблица 3
Взаимосвязь представлений о стилях межличностного взаимодействия и способах поведения в конфликтных ситуациях у фемининных девушек
Стили межличностного взаимодействия и способы реагирования в конфликте /гендерная идентичность Феми-нинность В/Л Н/Д Н/С П/З З/П
П/З 0,46*
О/В 0,54** -0,56**
Соперничество 0,53** 0,50** -0,50**
Избегание -0,54** -0,36*
Компромисс -0,51** -0,48** 0,60**
Уровень конфликтности -0,43* 0,60**
Сотрудниче ство 0,40*
Из таблицы 3 видно, что чем выше уровень фемининности у девушек, тем меньше общий уровень конфликтности. Склонность использовать «соперничество» как способ разрешения конфликта у фемининных девушек возникает при выраженных «независимом-доминирующим» и «недоверчивом-скептическом» стиле коммуникации. «Сотрудничество» используют девушки с «зависимым-послушным» стилем взаимодействия, «компромисс» с «застенчиво-покорным» стилем. В отличие от всех предыдущих сравниваемых групп, девушки с фемининной гендерной идентичностью склонны использовать такой способ разрешения конфликта как «сотрудничество», но в сочетании с высокими показателями застенчивости.
В задачи настоящего исследования входило также изучение особенностей коммуникативного «Я» у юношей с разной гендерной идентичностью.
В таблице №4 представлены данные, отражающие взаимосвязь представлений маскулинных юношей о собственных стилевых особенностях межличностного взаимодействия и способах поведения в конфликтных ситуациях.
Таблица 4
Взаимосвязь представлений о стилях межличностного взаимодействия и способах поведения в конфликтных ситуациях у маскулинных юношей
Стили межличностного взаимо-действия/гендерная идентичность Маскулинность В/Л Н/Д П/А Н/С П/З
В/Л 0,44*
Н/С -0,37* 0,51* 0,48*
П/З -0,41* -0,69**
С/К 0,32* 0,31* -0,33* -0,47* -0,59** -0,36*
Избегание -0,40*
Маскулинность у юношей положительно коррелирует с «властным-лидирующем» и«сотрудничающим-конвенциональным» стилем межличностного взаимодействия, а отрицательно с «недоверчиво-скептическим» и «покорно-застенчивым». Чем ярче проявляют юноши маскулинность, тем меньше используют «избегание» как способ разрешения конфликта.
В таблице №5 представлены данные, отражающие взаимосвязь представлений андрогинных юношей о собственных стилевых особенностях межличностного взаимодействия.
Таблица 5
Взаимосвязь представлений о стилях межличностного взаимодействия и способах поведения в конфликтных ситуациях у андрогинных юношей
Стили межличностного взаимодействия П/А Н/С П/З Н/Д
Н/С 0,48*
П/З 0,43*
С/К -0,51** 0,39*
Соперничество 0,35*
Компромисс -0,67** -0,32*
Сотрудниче ство 0,52**
У андрогинных юношей использование «соперничества» как способа разрешения конфликта связано с выраженным «независимо-доминирующим» стилем межличностного взаимодействия; «сотрудничество» с «покорно-застенчивым стилем», а способность к «компромиссу» отрицательно связана с «прямолинейным-агрессивным» и «недоверчивым-скептическим» стилями коммуникации. 12
В таблице №6 представлены данные, отражающие взаимосвязь представлений фемининных юношей о собственных стилевых особенностях межличностного взаимодействия.
Таблица 6
Взаимосвязь представлений о стилях межличностного взаимодействия и способах поведения в конфликтных ситуациях у фемининных юношей
Стили межличностного взаимодействия/ гендерная идентичность Фемининность В/Л Н/Д Н/С П/З З/П
Н/Д 0,45*
П/А 0,37*
П/З -0,46*
З/П 0,51**
С/К 0,55** 0,59**
О/В 0,54** -0,55** 0,41*
Уровень конфликтности -0,48* 0,57**
Компромисс -0,37* -0,51** -0,48** 0,56**
Сотрудниче ство 0,40*
Юноши с ярко выраженной феминностью имеют низкий уровень выраженности конфликтности, они также демонстрируют способность к использованию «компромисса» и «сотрудничества» как способов разрешения возможных конфликтов. «Компромисс» используется при «покорно-застенчивом» стиле межличностного взаимодействия и игнорируется при «властном-лидирующем», «независимом-доминирующем», «недоверчивом-скептическом». «Сотрудничество» характерно для фемининных юношей с «зависимым-послушным» стилем межличностного взаимодействия.
Таким образом, представления юношей и девушек о собственном коммуникативном «я» имеют как сходства, так и различия в зависимости от гендерной идентичности.
Сходства у маскулинных девушек и юношей проявляется в том, что чем выше уровень маскулинности, тем чаще отдается предпочтение таким стилевым особенностям как доминирование и властность в ситуациях межличностного взаимодействия. Различия проявляются в способах реагирования в конфликте - у девушек может использоваться «избегание» и «компромисс» при прямолинейно-агрессивном и независимо-доминирующем стилях межличностного взаимодействия, в то время как юноши, демонстрируя властно-лидирующий стиль не склонны использовать «избегание» как способ разрешения конфликта.
У фемининных девушек и юношей обнаружена одинаковая зависимость,
чем выше уровень фемининности, тем ниже общий уровень конфликтности в ситуациях межличностного взаимодействия, также для обеих сравниваемых групп, использование «сотрудничества», как способа разрешения конфликта связано с преобладанием зависимо-послушного стиля интеракции и «компромисса» при выраженном покорно-застенчивом стиле. Различия заключаются в том, что при повышении вероятности использования независимо-доминирующего стиля взаимодействия, фемининные девушки могут использовать «соперничество» как один из способов реагирования на конфликтную ситуацию.
Андрогинные как юноши, так и девушки в отличие от всех сравниваемых выборок демонстрируют наличие многовариативных способов реагирования в конфликтной ситуации. У девушек это - «соперничество», «избегание», «приспособление», а у юношей - «соперничество», «сотрудничество», «компромисс». При этом, чем ярче проявляется властность и независимость как стилевые характеристики интеракции, тем чаще используется «соперничество». Покорно-застенчивый стиль у девушек связан с предпочтением «приспособления» в ситуации конфликта, а у юношей со способностью проявлять «сотрудничество», как способа разрешения конфликта.
Таким образом, у девушек и юношей с одинаковой гендерной идентичностью восприятие коммуникативного «Я» имеет больше сходств, чем различий. Различия вне зависимости от гендерной идентичности между юношами и девушками связаны с использованием разных стилей межличностного взаимодействия, при которых конкретный способ разрешения конфликта актуализируется. Этот факт подтверждает идею, высказанную еще В.С. Мерлиным о том, что межуровневые связи в структуре индивидуальности (в данном случае личностные особенности и стилевые характеристики межличностного взаимодействия) имеют нелинейную, равновероятную детерминацию[4]. При одном и том же стиле межличностного взаимодействия у юношей и девушек с разной гендерной идентичностью проявляются разные способы реагирования на конфликтную ситуацию.
Полученные данные расширяют представления о специфике сформированности коммуникативного «Я» у юношей и девушек с разной гендерной идентичностью. Позволяют определить направления оказания психологической помощи студентам, имеющим затруднения в осуществлении межличностного взаимодействия, с целью его оптимизации с учетом сочетания половых, гендерных и стилевых особенностей его реализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
2. Гредновская Е.В. Кризис гендерной идентичности: дискурсы и практики (социально-философский аспект анализа). Автореф. канд филос. наук.
Екатеринбург, 2007, 26с.
3. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды/ Под ред. Е.А. Климова. - Воронеж, 1996, - 448с.
5. Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003. -303 с.
6. Рахимова А.Ф. Особенности структуры Я-концепции наркозависимых, прошедших реабилитацию. Автореф. канд психол.наук. Казань, 2003, 24с.
7. Роджерс К.Р. Становление личности: взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 416 с.
8. Соколова Е.Т. Психотерапия. Теория и практика / Е.Т. Соколова. - М.: Академия,2010. - 368 с.
9. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Просвещение, 1983. -288 с.
REFERENCES
1. Burns R. Razvitie YA-koncepcii i vospitanie [The development of self-concept and education] Moscow, Progress, 1986. 422 p.
2. Grednovskaya E.V. Krizis gendernoj identichnosti: diskursy i praktiki (socialno-filosofskij aspekt analiza). [The crisis of gender identity: discourses and practices (socio-philosophical aspect of analysis]. Author. cand filos sciences. Ekaterinburg, 2007, 26p.
3. Kon I.S. V poiskah sebya: lichnost i eyo samosoznanie [In search of self: personality and its self-consciousness ] Moscow, Politizdat, 1984. 335 p.
4. Merlin V.S. Psihologiya individualnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy [Psychology of individuality: Selected psychological works] Voronezh, 1996, 448p.
5. Psihologiya samosoznaniya: Hrestomatiya [Psychology of self-consciousness]: Reader / red.-comp. D.Y. Raygorodsky. Samara: Publishing house «Bakhrakh-M», 2003.303 p.
6. Rakhimov A.F. Osobennosti struktury YA-koncepcii narkozavisimyh, proshedshih reabilitaciyu [Features of the structure of the self-concept of drug addicts who have undergone rehabilitation]. Author. Candidate of Psychology Kazan, 2003, 24p.
7. Rogers, K.R. Stanovlenie lichnosti: vzglyad na psihoterapiyu [The formation of personality: a look at psychotherapy] Moscow, Eksmo-Press, 2001. 416 p.
8. Sokolova E.T. Psihoterapiya. Teoriya i praktika [Psychotherapy. Theory and Practice] Moscow, Academy, 2010. 368 p.
9. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [Self-consciousness of personality] Moscow, Enlightenment, 1983. 288 p.