Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1576
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕР / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ / CONFLICT / ADOLESCENCE / GENDER IDENTITY / GENDER / MASCULINITY / FEMININITY / ANDROGYNY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власова Н. В., Буслаева Е. Л.

В период подросткового возраста происходит формирование самосознания, одним из компонентов которого является гендерная идентичность. Представленное в статье эмпирическое исследование имело целью выявить связь гендерного аспекта и особенностей поведения в конфликте у подростков. Согласно полученным результатам, было выявлено, что чем выше у подростков выражена маскулинность, тем выше склонность к проявлению способа конфронтации в конфликтной ситуации; чем выше выражена феминность, тем выше склонность к проявлению способов приспособления в конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT BEHAVIOR MODELS AMONG ADOLESCENTS WITH DIFFERENT GENDER IDENTITIES

Self-awareness, one of the key components of which is gender identity, is formed during adolescence. The empirical research presented in the article focuses on revealing the relationship between the gender aspect and adolescents’ behavior models in conflict situations. The research findings have shown that the more adolescents expressed their masculinity, the more they were prone to resort to the confrontation model in a conflict situation; the more they expressed their femininity, the more they were prone to the adaptive model.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ»

УДК 159.9

Н. В. Власова, Е. Л. Буслаева

Власова Н. В., кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры юридической психологии и права Московского государственного психолого-педагогического университета; e-mail: L1025173@yandex.ru

Буслаева Е. Л., кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры психологии и педагогической антропологии Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета; e-mail: moselena2201@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПОДРОСТКОВ

с разной гендерной идентичностью

В период подросткового возраста происходит формирование самосознания, одним из компонентов которого является гендерная идентичность. Представленное в статье эмпирическое исследование имело целью выявить связь гендерного аспекта и особенностей поведения в конфликте у подростков. Согласно полученным результатам, было выявлено, что чем выше у подростков выражена маскулинность, тем выше склонность к проявлению способа конфронтации в конфликтной ситуации; чем выше выражена феминность, тем выше склонность к проявлению способов приспособления в конфликте.

Ключевые слова: конфликт; подростковый возраст; полоролевая идентичность; гендер; маскулинность; феминность; андрогинность.

Vlasova N. V. Е. L. Buslaeva

Vlasova N. V., PhD (Psychology), Assoc. Professor, Chair of Legal, Forensic Psychology and Law, Department of Legal and Forensic Psychology, MSUPE; e-mail: L1025173@yandex.ru

Buslaeva E. L. , PhD, Assoc.Prof. Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, Institute of Humanities and Applied Sciences, Moscow State Linguistic University; e-mail: moselena2201@yandex.ru

conflict behavior models among adolescents with different gender identities

Self-awareness, one of the key components of which is gender identity, is formed during adolescence. The empirical research presented in the article focuses on revealing the relationship between the gender aspect and adolescents' behavior

models in conflict situations. The research findings have shown that the more adolescents expressed their masculinity, the more they were prone to resort to the confrontation model in a conflict situation; the more they expressed their femininity, the more they were prone to the adaptive model.

Key words: conflict; adolescence; gender identity; gender; masculinity; femininity; androgyny.

Введение

В настоящее время изучение подростковых конфликтов приобретает все большую актуальность. Масштабы распространения острых конфликтных ситуаций с участием подростков выросли до катастрофического уровня. Так, волна агрессивного поведения с применением подростками оружия прокатилась по всему миру и получила определенное название - «колумбайн». Чаще всего причиной крайне жестокого поведения становятся неразрешенные межличностные конфликты, которые впоследствии выливаются в акты ненависти и злости не только по отношению к обидчику, но и к другим людям и обществу в целом [Абдурахманов, Костеров 2011].

Подростковый возраст представляет собой один из самых важных и одновременно самых сложных периодов в жизни человека. Для него характерен острый возрастной кризис, в процессе которого происходят ключевые изменения в развитии личности. Так, С. Холл описывает его как «период бури и натиска» [Hall 1904], а Л. И. Божович о подростковом возрасте пишет: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе ... и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [Божович 2008, с. 34].

Основное противоречие подросткового возраста, по мнению Л. С. Выготского, заключается в том, что подростки интегрируются в культуру взрослых людей, а одновременно с этим происходит индивидуализация, в процессе которой каждый подросток начинает распознавать свою уникальность [Выготский 2013].

Выделяют две разновидности коммуникации в качестве психологических механизмов самооценки: «Я - Другой», которая позволяет сопоставить себя с другими людьми, и «Я - Я», в которой подросток начинает осознавать себя как человека со своими личными мотивами, интересами и ценностями. К концу подросткового возраста формируется самосознание, которое изначально выражается

в оценке, заимствованной у взрослых, а затем становится собственной самооценкой и реализуется в появлении тенденции к самовыражению и самореализации, а также в развитии своих позитивных качеств и формировании возможности преодолевать негативные.

Одним из главных элементов самосознания является самооценка, которая формируется благодаря повышению ее устойчивости и дифференциации в соответствии с социальным контекстом взаимодействия с другими людьми. Как отмечает Е. Л. Буслаева, «не всем им удается справиться с противоречивостью ценностно-нормативной системы сегодняшних реалий, и у некоторых подростков и юношей проявляется склонность к выбору асоциальных стратегий жизнедеятельности» [Буслаева 2018, с. 261]. В то же время данный возрастной период сам по себе характеризуется повышенной конфликтностью, которая проявляется во взаимоотношениях с родителями, педагогами и ровесниками. Ее причинами могут быть личностная агрессивность, низкий уровень эмпатии, несформированность самоконтроля и адекватных механизмов психологической защиты [Власова 2005].

В ситуации конфликта подросток нередко ведет себя довольно резко, проявляя яркие негативные эмоциональные реакции, вспыльчивость, неспособность контролировать свои поступки, действия и вербальные проявления. При этом в оценке своих поведенческих паттернов и их реализации в условиях протекания конфликта особую значимость для подростка приобретает отношение со стороны сверстников, их мнение о нем и реакция на демонстрируемое им поведение, что приводит к формированию у подростка самооценки, способствует развитию самосознания и идентичности [Абдурахманов 2015].

Формирование гендерной идентичности в подростковом возрасте

Важным компонентом самосознания личности подростка является его гендерная идентичность, которая активно формируется в этот возрастной период. Подросток, осознавая себя представителем определенного пола, выстраивает определенную линию поведения и оценивает ее в соответствии с общепринятыми стереотипами о «женском» и «мужском». Гендерные стереотипы оказывают существенное влияние на поведение подростка и восприятие всего, что его окружает. В его поведении наиболее отчетливо отражается степень выраженности маскулинных и феминных черт, которые были усвоены в процессе социализации.

Формирование идентичности представляет собой одну из главных задач, которая стоит перед подростком. По мнению Э. Эриксона, идентичность определяется как «осознание временной протяженности собственного Я», включающее детское прошлое и выстраивающее проекцию себя в будущее. Осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов и самостоятельно осуществляющего систему выборов, которые обеспечивают целостность и зрелость личности [Эриксон 2006].

В связи с этим формирование гендерной идентичности является значимым моментом данного возрастного периода. На этом этапе жизни выявляется дифференциация подростком маскулинных и фе-минных черт в представлении как о себе, так и о других людях. Выделение стереотипных мужских и женских черт в зависимости от половой принадлежности, приверженность или сопротивление данным установкам определяют образ действий подростка, его позиционирование себя в обществе.

В данном возрастном периоде обычно принято выделять три основных этапа развития гендерной идентичности:

- недифференцированное^ маскулинных и феминных черт в себе;

- гипердифференциация маскулинных и феминных качеств;

- интеграция маскулинных и феминных признаков в себе.

В настоящее время наиболее популярной в определении гендерной идентичности является андрогинная модель С. Бэм. В рамках данной классификации предполагается, что представители мужского и женского пола необязательно должны соответствовать традиционным моделям, а могут сочетать в себе как маскулинные, так и фе-минные характеристики. Такое сочетание описывает предложенный автором андрогинный тип, который, по ее мнению, является одним из самых приспособленных к жизни [Бэм 2004].

Так, андрогинная личность содержит в себе многообразный спектр полоролевого поведения. Он используется в соответствии с требованиями ситуации, в которой демонстрируется - инструмен-тальности или экспрессивности. Таким образом, человек с андрогин-ным типом проявляет большую гибкость в полоролевом поведении, чем тот, кто обладает исключительно маскулинными или феминными характеристиками. При этом обе составляющие полоролевой идентичности развиваются независимо друг от друга.

На формирование гендерной идентичности в подростковом возрасте оказывают влияние многие факторы. К ним можно отнести: половое созревание и физиологические изменения организма ребенка, половой диморфизм, структуру детско-родительских отношений, взаимоотношения со сверстниками обоих полов, а также влияние общества, реализуемое в СМИ, интернет-сообществах и социальных сетях.

По мнению В. Л. Ситникова, появление гендерных стереотипов у одростков обусловлено системой образов-эталонов, образов-ориентиров и образов-отражений представителей каждого пола разного возраста. [Ситников, Стреленко 2003]. Е. А. Тарасова отмечает, что влияние гендерных отличий отражается, по большей части, в стратегиях конфликтного взаимодействия. Девочки стараются вести себя в соответствии со стандартной женской ролью, а мальчики, напротив, идут к цели с использованием различных путей. Девочки чаще проявляют терпимость и желание прийти к компромиссу. В то время как мальчики обычно используют избегание или агрессию в поведении [Тарасова 2002].

Влияние гендерной идентичности на конфликтное поведение в подростковом возрасте

Любая из сфер жизнедеятельности подростка, участвующая в формировании его личностной идентичности, может реализовы-ваться в условиях конфликта. В конфликтной ситуации поведение подростка определяется следующими закономерностями: происходящее осознается с трудом, а включенность в данный процесс достаточно длительная.

Предпочтение и выбор участником конфликта определенной стратегии и способа поведения основывается на индивидуально-личностных, гендерных, возрастных и других особенностях подростка, задействованного в ситуации.

В исследованиях отечественных психологов обнаруживается довольно противоречивое мнение по проблеме наличия гендерных отличий поведения в конфликте на ранних этапах социализации личности. Так, А. В. Семенов отмечает, что девочки чаще осознают происходящую ситуацию конфликта и стараются прийти к ее завершению [Семенов 2002]. Мальчики в большинстве случаев являются инициаторами конфликта. Во взаимодействии, происходящем после завершения конфликта, поведение мальчиков отличается отходчивостью,

а девочек - злопамятностью. Мальчикам чаще присуща физическая и вербальная агрессия, а девочкам - косвенная. Обращаясь к мнению И. Л. Шелехова и соавторов, можно увидеть другую тенденцию. На их взгляд, девочки чаще провоцируют конфликты, проявляют агрессию, но, как правило, не прямую, а косвенную. Мальчики же, наоборот, редко стремятся к конфликтам, а если всё же втягиваются в них, то ведут открытую борьбу, но при этом довольно долго помнят нанесенные им обиды и поражения [Шелехов, Морева, Власова 2007].

В свою очередь А. В. Барановская, анализируя гендерный аспект поведения в конфликте старших подростков, приходит к выводу, что «для подростков мужского пола более свойственно в конфликтной ситуации проявлять компромисс как ведущую стратегию поведения, а для подростков женского пола ведущими стратегиями поведения в конфликтной ситуации являются избегание и уступчивость» [Барановская 2016].

Интересным представляется мнение Ц. А. Шамликашвили, С. В. Харитонова, Д. Н. Пчелинцевой, В. П. Графского о связи агрессивности с тендерными особенностями подростка. Так, исследователи отмечают, что «в динамике от средних к старшим классам у девочек возрастает склонность к проявлению косвенной и вербальной агрессии, а у мальчиков нарастает в равной степени склонность как физической, так и косвенной, и вербальной агрессии» [Шамликашви-ли, Харитонов, Пчелинцева, Графский 2018].

В связи с этим становится актуальным вопрос о поведении подростка в той или иной конфликтной ситуации, какие способы ее разрешения он выберет. Еще большую значимость эта проблема приобретает из-за отсутствия систематизированных и комплексных мер по преодолению негативных последствий подростковых конфликтов. Так, при доминировании неконструктивных способов поведения в конфликте в межличностных отношениях с окружающими у ребенка могут сформироваться реакции, приводящие к неблагоприятным последствиям. Например, при склонности к стратегии избегания подросток может подвергаться издевательствам и насмешкам со стороны сверстников, стать жертвой буллинга, а при доминировании стратегии соперничества - конфликты могут перерастать в асоциальное поведение, в которых подросток будет способен применить физическую силу [Власова 2014]. В современных условиях все более актуальным становится психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей, подростков, юношей, необходимость оптимизирования их поддержки [Буслаева 2017].

Все вышесказанное и определило цель нашего исследования -выявить связь гендерного аспекта и особенностей поведения в конфликте у подростков.

Процедура эмпирического исследования

Гипотеза исследования заключалась в предположении, согласно которому существуют различия в конфликтном поведении подростков в зависимости от гендерных особенностей. В частности, чем выше у подростков выражена маскулинность, тем выше склонность к проявлению способа конфронтации в конфликтной ситуации; чем выше выражена феминность, тем выше склонность к проявлению в конфликте способов приспособления. Помимо этого, для подростков с выраженной маскулинностью характерны вспыльчивость и агрессивность, а подросткам с выраженной феминностью - уступчивость.

Метод исследования. В ходе эмпирического исследования нами было проведено сравнение способов поведения в конфликтной ситуации подростков с разным типом гендерной идентичности. Выборку эмпирического исследования составили учащиеся 8-х и 9-х классов общеобразовательной школы г. Москвы. Общее число респондентов - 76 подростков (32 девочки и 44 мальчика). Средний возраст испытуемых составил 14,5 (+/- 0,9) лет.

В исследовании были использованы следующие методики: опросник полоролевой идентичности С. Бэм, тест Томаса - Кил-менна «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» в адаптации Н. В. Гришиной и методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева. Для обработки данных использовался статистический критерий проверки гипотез в статистическом пакете SPSS, корреляционный анализ был проведен с применением коэффициента корреляции Спирмена.

Результаты исследования

При изучении гендерного аспекта с помощью опросника С. Бэм в исследуемой группе подросткового возраста были получены следующие результаты: у большинства подростков (54 %) выявлена склонность к андрогинности, выраженную маскулинность продемонстрировали 26 % детей, а выраженную феминность - 20 % подростков. При этом показатель выраженной андрогинности у девочек встречается чаще (69 %), чем у мальчиков (42 %). Выраженность феминности

в данной возрастной группе составила у мальчиков 18 %, у девочек -25 %, а черты маскулинности ярче выражены в группе мальчиков (40 %), чем девочек (6 %). В соответствии с полученными данными, дальнейший анализ осуществлялся на основе сравнения трех групп, которые были сформированы в зависимости от гендерных типа идентичности подростков.

Согласно результатам методики «Поведение в конфликтной ситуации», во всей совокупности выборки самыми распространенными способами поведения в конфликте являются сотрудничество (32 %), компромисс (24 %) и избегание (19 %). Конфронтация как стиль поведения в конфликтной ситуации по данным проведенного исследования является наименее распространенным - его продемонстрировали лишь 9 % подростков.

Анализ сопоставления показателей в соответствии с идентификацией гендерного типа показал, что склонность к выбору стиля конфронтации имеют 55 % подростков с выраженным маскулинным типом и 17 % - с андрогинным типом. При этом у представителей феминного типа склонность к выбору конфронтации вообще не была выявлена (0 %).

Распределение данных по шкале «Избегание» показало следующие результаты. Данный стиль поведения в конфликте предпочли 37 % подростков с фемининным типом, 52 % детей с андрогинной идентичностью и 16 % представителей исследуемой группы с маскулинной полоролевой принадлежностью.

Склонность к стилю приспособлению в конфликтной ситуации продемонстрировали 67 % подростков феминного типа, а представители андрогинного и маскулинного типов показали данный способ поведения в конфликте в 20 % и 18 % случаев соответственно.

Результаты по шкалам «Сотрудничество» и «Компромисс» были довольно близкими по соотношению к численности каждой из исследуемых групп, и, как отмечено выше, данные стратегии поведения являются наиболее частыми в поведении подростков при выборе действий в конфликтной ситуации.

Согласно результатам методики «Личностная агрессивность и конфликтность», была установлена склонность подростков к проявлению определенного типа эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию. Полученные данные свидетельствуют, что самыми выраженными личностными чертами подростков, определяющими

их конфликтное поведение, являются вспыльчивость и подозрительность, в то время как наименее выраженной характеристикой оказалась бескомпромиссность.

Таблица 1

Результаты теста Томаса-Килменна «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» в адаптации Н. В. Гришиной

Способы поведения в конфликте / Гендерный тип Конфронтация Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление

Андрогинный 0,256 0,72 0,136 -0,164 0,129

Маскулинный 0,423** (при р<0,01) -0,291 0,71 -0,57 -0,80

Феминный -0, 463** (при р<0,01) 0,166 -0,193 0,245 0,496** (при р<0,01)

Так, результаты исследования по всем гендерным типам имеют близкие и довольно высокие значения по шкале «Вспыльчивость». Данная черта является характерной для подростков андрогинного типа - 34 %, маскулинного типа - 45 % и феминного типа - 48 %.

Наиболее выраженную склонность к обидчивости продемонстрировали 27 % подростков маскулинного типа. В то же время данная личностная особенность присуща лишь 22 % подростков с андрогин-ным типом и 11 % - с феминной полоролевой идентичностью.

Близкие результаты были получены и по шкале «Бескомпромиссность». Так, представители маскулинного типа в 18 % случаев имеют данную личностную особенность, в то же время она присуща лишь 9 % подростков с андрогинным типом. При феминном типе полороле-вой идентичности данная черта вообще не была выявлена (0 %).

Результаты по шкале подозрительности распределились равномерно по всем исследуемым группам и наблюдались у 36 % детей с феминным, 30 % андрогинным и 27 % - с маскулинным типом по-лоролевой идентичности.

Таблица 2

Результаты методики Е. П. Ильина и П. А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность»

Шкалы методики / Гендер Вспыльчивость Обидчивость Подозрительность Бескомпромиссность

Андрогинный -0,294 -,291 0,71 -0,57

Маскулинный -0,262 -0,314* (при р<0,05) -0,243 0,137

Феминный -0,293 -0,182 0,026 -0,404** (при р<0,01)

Таким образом, после проведенного корреляционного анализа, результаты которого представлены в таблицах 1 и 2, были выявлены обратная связь по шкалам «Феминность» и «Конфронтация» и прямая связь по шкалам «Маскулинность» и «Конфронтация». Данный факт свидетельствует о том, что чем сильнее у подростка выражен фемин-ный тип полоролевой идентичности, тем ниже склонность к стилю конфронтации в конфликтной ситуации, тем в меньшей степени он стремится к активному противостоянию с другими, проявлению жесткой, агрессивной позиции по отношению к партнерам. И, наоборот, чем выше проявляется его склонность к маскулинной полоролевой идентичности, тем ярче выражены поведенческие реакции конфронтации, стремление безапелляционно настаивать на своем мнении, занимать враждебную позицию в конфликте.

Также корреляционный анализ позволил диагностировать выраженную прямую связь по шкалам «Феминность» и «Приспособление». Это свидетельствует о том, что чем выше у подростка выражена феминность, тем сильнее будет выраженность проявлений приспособления в конфликтной ситуации, тем более характерным станет его желание снизить эмоциональное напряжение, сгладить и смягчить как собственные поведенческие реакции, так и ответные поступки и действия партнера, стремясь понять и уступить ему в споре.

Проведенный анализ личностных особенностей, влияющих на стиль поведения в конфликте, и гендерной идентичности подростков также показал, что существует обратная связь по шкалам «Маскулинность» и «Обидчивость», а также обратная связь по шкалам

«Феминность» и «Бескомпромиссность». Следовательно, можно констатировать, что чем сильнее у подростка выражены черты маскулинности, тем ниже будет его склонность к проявлению обидчивости. Такие подростки не фиксируются на эмоциональных переживаниях по поводу попыток нанести им психологическую травму, достаточно легко прощают партнера после разрешения конфликта, не склонны реагировать снижением самооценки и длительным сохранением в памяти обиды, несправедливости или непризнания их значимости со стороны окружающих.

При ярко выраженных чертах феминности у подростка будет заметно реже проявляться такая личностная характеристика как склонность к бескомпромиссности. Следовательно, для этой категории детей будут характерны желание урегулировать спорные вопросы конструктивными способами, стремление прийти к компромиссу, уступчивость и неконфликтность.

Заключение

Проведенное эмпирическое исследование по выявлению связи гендерного аспекта и особенностей поведения в конфликте в подростковом возрасте позволило сформулировать следующие выводы:

• большая часть подростков определяют свою гендерную идентичность как андрогинную. При этом девочки в большей степени склонны к определению своего полоролевого поведения как андро-гинного, чем их сверстники мальчики. Также четвертая часть выборки девочек идентифицируют себя с феминным типом и лишь немногие - с маскулинным. Мальчики, наоборот, чаще всего определяют себя в соответствии с маскулинным типом, реже - с андрогинной по-лоролевой идентичностью и крайне редко - с феминным типом;

• для подростков с любой гендерной идентичностью наиболее распространенными способами поведения в конфликте являются сотрудничество, компромисс и избегание, а наиболее выраженными чертами являются вспыльчивость и подозрительность, что в сущности определяется их возрастными особенностями и недостаточным коммуникативным опытом;

• существуют четкие различия в склонности выбора стиля поведения в конфликте у подростков с разной полоролевой идентичностью. Так, к конфронтации наиболее часто прибегают подростки с выраженной маскулинностью. В то же время их сверстники

с выраженной феминностью, наоборот, стараются избегать конфронтации и наиболее склонны проявлять в таких ситуациях тактику приспособления;

• подростки с феминным типом полоролевой идентичности по своим личностным особенностям, проявляющимся в конфликте, характеризуются стремлением к компромиссам и некоторой тенденцией к подозрительности, что в целом свидетельствует о нежелании данной группы детей вступать в конфликты и стремлением предвидеть подобное развитие событий, чтобы избежать их;

• для подростков с маскулинным типом полоролевой идентичности наиболее характерным для разрешения межличностных противоречий является прямой и открытый конфликт, где они не проявляют обидчивости и подозрительности, а в большей степени обнаруживают тенденцию к бескомпромиссности, жесткому определению своих личностных границ, интересов и желаний и отстаиванию их вне зависимости от потребностей партнера.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить наличие некоторых закономерностей в конфликтном поведении подростков с разными типами полоролевой идентичности. Данные результаты могут быть использованы для составления как групповых, так и индивидуальных программ по профилактике и коррекции агрессивного поведения, а также обучающих социально-психологических тренингов по конструктивному разрешению конфликтов в подростковом возрасте.

список литературы

Абдурахманов Р. А., Костеров А. С. Основные направления изучения ко-пинг-поведения в современной психологии // Цивилизация знаний: Проблема человека в науке XXI века : труды XII Международной научной конференции. 2011. С. 335-341. Абдурахманов Р. А. Психологическая культура как актуальная проблема современной школы // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. 2015. № 2. С. 35-39. Барановская А. В. Связь выбора стратегии поведения в конфликте у подростков старшего школьного возраста с гендерной идентичностью // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 3. С. 84-88. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. : Питер, 2008. 398 с.

Буслаева Е. Л. Особенности развития подрастающего поколения в современных условиях // Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе : материалы VIII Между-нар. науч.-практ. конф. М. : Институт мировых цивилизаций, 2018. С. 261.

Буслаева Е. Л. Особенности социализации подростков и юношей в современных условиях // В сборнике : Проблемы взаимодействия личности -общества и государства в XXI веке. Ученые записки : материалы Между-нар. науч.-практ. конф. М. : Вариант, 2017. С. 17-20.

Бэм С. Линзы гендера : Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. 336 с.

Власова Н. В. Психологическая диагностика и коррекция склонности подростков к употреблению наркотиков : монография. М. : Междунар. акад. акмеол. наук, Моск. открытый социал. ун-т., 2005. 141 с.

Власова Н. В. Психологический аспект исследования интернет-зависимого поведения подростков // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2014. № 1. С. 49-54.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. Детская психология. М. : Книга по Требованию, 2013. Т. 4. 432 с.

Семёнов А. В. Половозрастные различия и динамика представлений подростков в конфликтах : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 24 с.

Ситников В. Л., Стреленко А. А. Гендерные особенности «Я-», «ТЫ-обра-зов» подростков, переживших сексуальное насилие // Преступность несовершеннолетних: проблемы и пути решения : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Моск. ун-т МВД России, Фонд развития соц. инноваций / под ред. В. Я. Кикотя, А. А. Реана. М., 2003. С. 244-246.

Тарасова Е. А. Гендерные отличия в конфликтном взаимодействии. Воронеж, 2002. 203 с.

Шамликашвили Ц. А. [и др.]. Агрессивность учащихся средних и старших классов и предпочитаемые ими стили поведения в конфликтной ситуации, гендерный аспект / Ц. А. Шамликашвили, С. В. Харитонов, Д. Н. Пчелин-цева, В. П. Графский // Психология и право. 2018. № 2. Т. 8. С. 139-152 (psyandlaw.ru).

Шелехов И. Л., Морева С. А., Власова Н. В. Гендерные роли и стереотипы // Наука и образование : материалы конференции : в 6 т. 2007. С. 200-204.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Флинта : МПСИ : Прогресс, 2006. 352 с.

Hall, G. S. Adolescence. N. Y. : Appleton. 1904. Vol. 2. P. 78.

references

Abdurahmanov R. A., Kosterov A. S. Osnovnye napravlenija izuchenija koping-po-vedenija v sovremennoj psihologii // Civilizacija znanij: Problema cheloveka v nauke XXI veka : trudy XII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2011. S. 335-341.

Abdurahmanov R. A. Psihologicheskaja kul'tura kak aktual'naja problema sovremennoj shkoly // Nauchnyj vestnik Volgogradskogo filiala

RANHiGS. Serija: Politologija i sociologija. 2015. № 2. S. 35-39.

Baranovskaja A. V. Svjaz' vybora strategii povedenija v konflikte u podrostkov starshego shkol'nogo vozrasta s gendernoj identichnost'ju // Vestnik Pskovsko-go gosudarstvennogo universiteta. Serija: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016. № 3. S. 84-88.

Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste M. : Piter, 2008. 398 s.

Buslaeva E. L. Osobennosti razvitija podrastajushhego pokolenija v sovremennyh uslovijah // Rossija i mir: razvitie civilizacij. Fenomen razvitija radikal'nyh politicheskih dvizhenij v Evrope : materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M. : Institut mirovyh civilizacij, 2018. S. 261.

Buslaeva E. L. Osobennosti socializacii podrostkov i junoshej v sovremennyh uslovijah // V sbornike : Problemy vzaimodejstvija lichnosti - obshhestva i gosu-darstva v XXI veke. Uchenye zapiski : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M. : Variant, 2017. S. 17-20.

Bjem S. Linzy gendera : Transformacija vzgljadov na problemu neravenstva polov / per. s angl. M. : Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija, 2004. 336 s.

Vlasova N. V. Psihologicheskaja diagnostika i korrekcija sklonnosti podrostkov k upotrebleniju narkotikov : monografja. M. : Mezhdunar. akad. akmeol. nauk, Mosk. otkrytyj social. un-t., 2005. 141 s.

Vlasova N. V. Psihologicheskij aspekt issledovanija internet-zavisimogo povedenija podrostkov // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija sovremennoj psihologii. 2014. № 1. S. 49-54.

Vygotskij L. S. Sobranie sochinenij. Detskaja psihologija. M. : Kniga po Trebovani-ju, 2013. T. 4. 432 s.

Semjonov A. V. Polovozrastnye razlichija i dinamika predstavlenij podrostkov v konfliktah : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2002. 24 s.

Sitnikov V. L., Strelenko A. A. Gendernye osobennosti «Ja-», «TY-obrazov» podrostkov, perezhivshih seksual'noe nasilie // Prestupnost' nesovershennoletnih: problemy i puti reshenija : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Mosk. un-t MVD Rossii, Fond razvitija soc. innovacij / pod red. V Ja. Kikotja, A. A. Reana. M., 2003. S. 244-246.

Tarasova E. A. Gendernye otlichija v konfliktnom vzaimodejstvii. Voronezh, 2002. 203 s.

Shamlikashvili C. A. [i dr.]. Agressivnost' uchashhihsja srednih i starshih klassov i predpochitaemye imi stili povedenija v konfliktnoj situacii, gendernyj aspekt / C. A. Shamlikashvili, S. V Haritonov, D. N. Pchelinceva, V. P. Grafskij // Psi-hologija i pravo. 2018. № 2. T. 8. S. 139-152 (psyandlaw.ru).

Shelehov I. L., Moreva S. A., Vlasova N. V. Gendernye roli i stereotipy // Nauka i obrazovanie : materialy konferencii : v 6 t. 2007. S. 200-204.

Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis. M. : Flinta : MPSI : Progress, 2006. 352 s.

Hall, G. S. Adolescence. N. Y. : Appleton. 1904. Vol. 2. P. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.