Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ВЫБОРА СТУДЕНТАМИ ВУЗА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ С ИХ ГЕНДЕРНЫМ ТИПОМ'

СВЯЗЬ ВЫБОРА СТУДЕНТАМИ ВУЗА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ С ИХ ГЕНДЕРНЫМ ТИПОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегии поведения в конфликте / конфликт / соперничество / сотрудничество / избегание / компромисс / приспособление / гендерный тип / маскулинность / феминность / андрогинность / strategies of behavior in conflict / conflict / rivalry / cooperation / avoidance / compromise / adaptation / gender type / masculinity / femininity / androgyny

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маслова Татьяна Михайловна

В данной статье рассмотрена проблема связи выбора студентами вуза стратегии поведения в конфликте с их гендерным типом. Конфликт — это столкновение мнений, установок, взглядов, стремлений личности (Д. П. Кайдалов, Е. И. Суименко). Стратегиями поведения в конфликте являются компромисс, сотрудничество, соперничество, избегание, приспособление (К. Томас). С. Бем определила гендерный тип как вид социальной идентичности, который характеризует человека с точки зрения его принадлежности к женской или мужской группе и выделила маскулинный, феминный и андрогинный типы. Эмпирическими методами установления связи гендерного типа с выбором стратегии поведения в конфликте мы воспользовались методиками К. Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» для определения психологического пола и Сандры Бем «Маскулинностьфеминность». Базой проведения исследования был Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема. В исследовании приняло участие 110 респондентов (55 юношей и 55 девушек), обучающихся на разных направлениях подготовки. С помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона было установлено, что гендерный тип оказывает влияние на компромисс как стратегию поведения в конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN THE CHOICE OF A STRATEGY OF BEHAVIOR IN A CONFLICT BY UNIVERSITY STUDENTS WITH THEIR GENDER TYPE

This article examines the problem of the relationship between the choice of a strategy of behavior in a conflict by university students with their gender type. A conflict is a clash of opinions, attitudes, views, aspirations of an individual (D. P. Kaidalov, E. I. Suimenko). The strategies of behavior in the conflict are compromise, cooperation, rivalry, avoidance, adaptation (K. Thomas). S. Boehm defined the gender type as a type of social identity that characterizes a person from the point of view of his belonging to a female or male group and singled out masculine, feminine and androgynous types. We used empirical methods of establishing a connection between a gender type and the choice of a strategy of behavior in a conflict, namely K. N. Thomas’ Assessment of ways of reacting in a conflict method to determine the psychological gender and the method of Sandra Bam’s Masculinity-femininity method. The base for the study is Sholom-Aleichem Priamursky State University. The study involved 110 respondents (55 boys and 55 girls) majoring in different areas of study. Using Pearson's linear correlation coefficient, it was found that gender type influences the compromise as a strategy of behavior in conflict.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ВЫБОРА СТУДЕНТАМИ ВУЗА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ С ИХ ГЕНДЕРНЫМ ТИПОМ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9 Т. М. Маслова

СВЯЗЬ ВЫБОРА СТУДЕНТАМИ ВУЗА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ С ИХ ГЕНДЕРНЫМ ТИПОМ

В данной статье рассмотрена проблема связи выбора студентами вуза стратегии поведения в конфликте с их гендерным типом. Конфликт — это столкновение мнений, установок, взглядов, стремлений личности (Д. П. Кайдалов, Е. И. Суименко). Стратегиями поведения в конфликте являются компромисс, сотрудничество, соперничество, избегание, приспособление (К. Томас). С. Бем определила гендерный тип как вид социальной идентичности, который характеризует человека с точки зрения его принадлежности к женской или мужской группе и выделила маскулинный, феминный и андрогинный типы. Эмпирическими методами установления связи гендерного типа с выбором стратегии поведения в конфликте мы воспользовались методиками К. Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» для определения психологического пола и Сандры Бем «Маскулинность — феминность». Базой проведения исследования был Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема. В исследовании приняло участие 110 респондентов (55 юношей и 55 девушек), обучающихся на разных направлениях подготовки. С помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона было установлено, что гендерный тип оказывает влияние на компромисс как стратегию поведения в конфликте.

Ключевые слова: стратегии поведения в конфликте, конфликт, соперничество, сотрудничество, избегание, компромисс, приспособление, гендерный тип, маскулинность, феминность, андрогинность.

DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -243-123-130

Исполняя различные социальные роли, вступая во взаимодействие с окружающим миром, человек иногда испытывает трудности, непонимание, которые впоследствии приводят к конфликтным ситуациям или конфликтам. Рождаясь, человек не знает, как конструктивно разрешать конфликты, поэтому, поступая интуитивно, часто наносит вред себе и другим людям, ухудшает отношениям с ними. Поэтому важно, чтобы в современном мире актуализировалась необходимость осознания приро-

Маслова Татьяна Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: tat290807@mail.ru.

© Маслова Т. М., 2021

123

ды межличностного конфликта, познание причин и способов его разрешения с целью установления положительных отношений между индивидуумами.

Цель данного исследования: теоретически и экспериментально установить связь выбора стратегии поведения в конфликте с тендерным типом.

Изучением проблем, связанных с конфликтами, занимались многие зарубежные и отечественные учёные. Так, например, немецкие учёные В. Зигерт, Л. Ланг рассматривали условия возникновения и способы предупреждения конфликтов; Дж. Г. Скотт выявил взаимосвязь скрытых нужд и планов с насыщением конфликтов, Р. Фишер и Д. Эртель разработали методы урегулирования конфликтов [6]. В отечественной психологической науке учёные А. Я. Анцупов, Ф. М. Бородкин, Н. М. Гришина, Э. Э. Карпинский, В. И. Сперанский, А. И. Шипилов считают, что стратегии взаимодействия, выбираемые участниками конфликта, становятся решающим фактором преодоления конфликтной ситуации [1], [9].

Под конфликтом Д. П. Кайдалов и Е. И. Суименко понимают столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности. Конфликт является важной частью жизни каждого индивида, из него можно извлекать как выгоду, так и получать отрицательный результат [5]. К. К. Платонов, В. Г. Казаков, Т. В. Черняева определили конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений [10].

Рассматривая конфликтные ситуации, стоит отметить, что женщины и мужчины склонны выбирать различные стратегии поведения. Мужчины в конфликтах больше склонны к соперничеству, при этом ведут себя достаточно властно и авторитарно. Женщины же в большинстве своём стараются избегать конфликтных ситуаций, им также присуща неуверенность в критических ситуациях, они более склонны к эмпатии, стараются не задеть чужие чувства, избежать негативных столкновений, угодить. Описанные аспекты связаны с полоролевым воспитанием, от результата которого зависит выбор стратегии поведения в конфликте.

Современная психология активно исследуют гендерные аспекты личности: С. Л. Бем, Т. Л. Бессонова, К. Гиллиган, И. А. Жеребкина, Е. А. Здра-вомыслова, Л. В. Ильиченко, В. Е. Каган, И. С. Клецина, М. В. Колясникова, В. Ю. Мамаева, Э. Маккоби, Д. Спенси и другие занимались вопросами половой или гендерной идентичности [2], [7], [11]. Гендерный тип — это вид социальной идентичности, характеризующий индивида с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе.

Американский учёный Сандра Бем выдвинула концепцию о трёх типах гендерной идентичности: феминной (комплекс психических, поведенческих и характерологических особенностей, присущих женскому полу); маскулинной (это психические и поведенческие особенности, которые присущи мужскому полу); андрогинной (это демонстрация

124

человеком особенностей, которые присущи одновременно мужскому и женскому полу).

Благодаря изучению общественных представлений о типичных «мужских» и «женских» качеств, С. Л. Бем выяснила, что к феминным качествам большинство респондентов относит нежность, застенчивость, заботливость, уступчивость и другие. К типично маскулинным качествам относят спортивность, напористость, независимость, властность, стремление к лидерству и другие. По мнению психолога, наилучшим вариантом для социальной адаптации является андрогинность, которая вбирает в себя лучшее из каждой половой роли и предполагает большую поведенческую гибкость [11].

По мнению О. А. Ворониной, тендерные черты имеют социально-биологическую основу, в ходе исторического процесса гендерные черты приобрели особые формы. Гендерные характеристики (стереотипы, черты и роли) должны изучаться для более глубокого понимания особенностей поведения и потребностей женщин и мужчин [4].

Анализируя понятие «гендерный тип», мы пришли к выводу, что гендер — это психологический статус, который связан с полом человека, он включает в себя врождённые и приобретённые типы поведения, — это так называемый «социальный пол», определяющий роль и поведение человека в обществе. Гендерная идентичность является важной структурой личности, которая позволяет дать личности характеристику с позиции мужской принадлежности или женской. Вопросы гендерной идентичности остаются актуальными и вызывают всё больший интерес исследователей. Проблемы гендерной идентичности напрямую влияют на развитие стратегий и методик воспитания детей разного возраста.

В ходе психологических исследований было установлено влияние гендерных особенностей личности на проявление их качеств, так, например, Т. В. Борзова и Е. С. Плотникова показывают связь психологического пола с самоуправлением и самореализацией [3], мы установили влияние гендерных особенностей на локус контроля [8].

Таким образом, гендерный тип зависит от социальной организации общества, роли, которые исторически сложились у мужчин и женщин и накладывают отпечаток на сферы, в которых индивиды проявляют инициативу.

Для установления связи гендерного типа и выбора стратегии поведения в конфликте мы воспользовались методикой К. Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» и для определения психологического пола методикой Сандры Бем «Маскулинность — феминность».

В нашем исследовании мы полагаем, что на выбор стратегии поведения в конфликте оказывает влияние гендерный тип: деструктивные стратегии поведения в конфликте выбирают личности, развитые по маскулинному типу, конструктивные стратегии поведения выбирают личности, развитые по феминному или андрогинному типам.

125

База исследования: Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема. В исследовании приняло участие 110 студентов (по 55 юношей и девушек), обучающихся по направлениям подготовки «Практическая психология», «Специальное дефектологическое образование» и «Информатика».

С помощью методики Сандры Бем «Маскулинность — феминность» мы определили психологический пол у участников исследования. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Психологический пол студентов вуза

Гендерный тип Количество Процент, %

Маскулинность 9 8,2

Феминность 17 15,5

Андрогинность 84 76,3

Исходя из данных, представленных в таблице 1, необходимо отметить, что большинство студентов имеют гендерный тип — андрогин-ность (84 студента, что составляет 76,3 %). Такие респонденты не являются носителями чётко выраженной психологической феминности или маскулинности, у них могут быть представлены существенные черты феминного и маскулинного типов, они гармоничны и взаимодополняемы, что повышает адаптивную способность личности.

Гендерный тип — феминность — выявлен у 17 студентов, что составляет 15,5 % респондентов, такие люди уступчивы, чувствительны, могут проявлять мягкость, они застенчивы, нежны и способны к сочувствию и сопереживанию.

Тендерный тип маскулинность диагностирован у 9 испытуемых, что составляет 8,2 %, такие люди могут проявлять типичные для мужчин черты, такие, как независимость, уверенность в себе, напористость, самостоятельность, доминантность, агрессивность, склонность к риску.

Таким образом, большинство испытуемых имеет гендерный тип — андрогинность (76,3 %).

С помощью методики К. Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» нами были определены ведущие стратегии поведения в конфликте. Стратегии поведения в конфликте мы определили как конструктивные, к ним мы отнесли: сотрудничество, компромисс и приспособление, и деструктивные, к ним мы отнесли: соперничество и избегание. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Анализ результатов исследования, отражённых в таблице 2, показывает, что респонденты чаще выбирают конструктивные стратегии поведения в конфликте (компромисс — 29,1 %; сотрудничество — 14,5 %; приспособление — 19,1 %). Деструктивные стратегии поведения выбрал 41 респондент (соперничество — 20,9 %, избегание — 16,4 %).

126

Таблица 2

Выбор стратегии поведения в конфликте студентами вуза

Стратегии поведения в конфликте Количество Процент, %

Избегание 18 16,4

Компромисс 32 29,1

Приспособление 21 19,1

Соперничество 23 20,9

Сотрудничество 16 14,5

Далее мы установили связь выбора стратегий поведения в конфликте студентами вуза с их тендерным типом. Результаты отразили таблице 3.

Таблица 3

Связь выбора студентами вуза стратегий поведения в конфликте с их гендерным типом

Стратегии Гендерный тип

поведения Андрогинность Феминность Маскулинность

в конфликте Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Избегание 13 11,8 4 3,63 1 0,9

Компромисс 27 24,6 3 2,73 2 1,8

Приспособление 15 13,6 6 5,50 0 0,0

Соперничество 15 13,6 2 1,82 6 5,5

Сотрудничество 14 12,7 2 1,82 0 0,0

Анализ результатов исследования, отражённых в таблице 3, показывает, что у большинства студентов с тендерным типом андрогинность (27 респондентов, что составляет 24,6 %), ведущей стратегией поведения в конфликте является компромисс, они готовы к взаимным уступкам. В равном количестве респонденты с андрогинностью склонны к соперничеству и приспособлению. Но у 15 испытуемых, что составляет 13,6 %, стратегия поведения — соперничество, они стремятся действовать активно и индивидуально, добиваются удовлетворения своих интересов в ущерб второй стороны, а со стратегией поведения «приспособление» действуют в ущерб собственным интересам ради интересов другой стороны. К сотрудничеству склонны 14 респондентов, что составляет 12,7 %, такие люди принимают решения, которые удовлетворяют интересы обеих сторон. Респонденты с гендерным типом андрогинность (13 студентов, что составляет 11,8 %), стремятся к избеганию, у них отсутствует стремление к сотрудничеству и к удовлетворению собственных интересов.

У студентов с гендерным типом феминность: (6 респондентов, что составляет 5,5 %), выбирают стратегию поведения в конфликте приспособление, действуют в ущерб собственным интересам ради интересов другой стороны; (4 студента, что составляет 3,63 %), предпочитают избегание, у них отсутствует стремление и к сотрудничеству, и к удовлетворению собственных интересов. В данной категории компромисс как стратегию поведения в конфликте выбрали 3 респондента, что составля-

127

ет 2,73 %, они готовы к взаимным уступкам. Сотрудничество выбрали 2 респондента, что составляет 1,82 %, такие студенты принимают решения, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

У студентов с гендерным типом маскулинность выбор распределился так: 6 респондентов, что составляет 5,5 %, стремятся к соперничеству, они стремятся действовать активно и индивидуально, добиваются удовлетворения своих интересов в ущерб второй стороны; компромисс выбрали 2 студента, что составляет 1,8 %, эти респонденты готовы к взаимным уступкам; избегание был выявлен у 1 респондента, что составляет 0,9 %, у таких студентов отсутствует стремление к сотрудничеству и к удовлетворению собственных интересов. Студентов, склонных к приспособлению и сотрудничеству, в данной категории респондентов не выявлено.

Таким образом, студенты с гендерным типом феминность в большинстве стремятся к приспособлению (6 — 5,5 %), с маскулинностью — к соперничеству (6 — 5,5 %) и с андрогинностью — к компромиссу (27 — 24,5 %).

Для проверки гипотезы о связи выбора стратегии поведения в конфликте у студентов вуза с гендерным типом нами был использован линейный коэффициент корреляции Пирсона. Значения коэффициента корреляции представлены в таблице 4. Согласно шкале Чеддока, результаты считаются значимыми в том случае, если соответствуют значению 0,3 или выше.

Таблица 4

Линейный коэффициент корреляции Пирсона

Стратегии поведения в конфликте Гендерный тип, к.к.

Избегание 0,46

Компромисс 0,13

Приспособление -0,18

Соперничество -0,09

Сотрудничество -0,13

Коэффициент корреляции Пирсона между стратегией поведения в конфликте «избегание» и психологическим полом равен 0,46. Такие данные говорят о том, что психологический пол влияет на выбор такой стратегии поведения в конфликте, как избегание.

Анализ результатов исследования (9 респондентов, что составляет 8,2 % от общего числа респондентов, проявляют маскулинность (в исследовании принимало участие 55 юношей)), позволяет наметить перспективу дальнейшей разработки данной проблемы: проанализировать причины дисгармонии в развитии гендерного типа и наметить коррекци-онную работу в данном направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 591 с.

128

2. Бендас Т. В. Тендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 431 с.

3. Борзова Т. В., Плотникова Е. С. Самореализация студентов с разным уровнем способности к самоуправлению / / Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2020. № 4. С. 126 — 139.

4. Воронина О. А. Тендерные аспекты идентичности / / Человек. 2012. № 6. С. 15—31.

5. Кайдалов Д. П., Суименко Е. И. Единоначалие и коллегиальность. Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива. М.: Мысль, 1979. 254 с.

6. Козырев Г. И. Конфликтный потенциал современного российского общества / / Социологические исследования. 2017. № 6. С. 68 — 78.

7. Мамаева В. Ю. Тендерные особенности поведения потребителей // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2012. № 3 (36). C. 87 — 97.

8. Маслова Т. М., Галкина Я. Е. Локус контроля студентов вуза как ресурс развития: гендерный аспект / / Глобализация. Наука. Творчество: материалы по итогам I-ой Всероссийской научно-практической конференции, 20 — 30 марта 2019 г. URL: https://s.siteapi.org/015a6a4a47a50b3.ru/docs/ 8hdqlgepco00c48gowo4cs8ww8wcs0 [Дата обращения 03.01.2021].

9. Сперанский В. И. Конфликтогенные факторы социальной напряженности / / Социально-политический журнал. 1996. № 2. С. 152 — 162.

10. Черняева Т. В. Индивидуально-психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2008. 22 с.

11. Bem S. L. The Measurement of Psychological Androgyny / / Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. Vol. 42. P. 165 — 172.

•Jc -Jc -Jc

Maslova Tatyana M.

RELATIONSHIP BETWEEN THE CHOICE OF A STRATEGY OF BEHAVIOR IN A CONFLICT BY UNIVERSITY STUDENTS WITH THEIR GENDER TYPE

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan,Russia)

This article examines the problem of the relationship between the choice of a strategy of behavior in a conflict by university students with their gender type. A conflict is a clash of opinions, attitudes, views, aspirations of an individual (D. P. Kaidalov, E. I. Suimenko). The strategies of behavior in the conflict are compromise, cooperation, rivalry, avoidance, adaptation (K. Thomas). S. Boehm defined the gender type as a type of social identity that characterizes a person from the point of view of his belonging to a female or male group and singled out masculine, feminine and androgynous types. We used empirical methods of establishing a connection between a gender type and the choice of a strategy of behavior in a conflict, namely K. N. Thomas' Assessment of ways of reacting in a conflict method to determine the psychological gender and the method of Sandra Bam's Masculinity-femininity method. The base for the study is Sholom-Aleichem Priamursky State University. The study involved 110 respondents (55 boys and 55 girls) majoring in different areas of study. Using Pearson's linear correlation coefficient, it was found that gender type influences the compromise as a strategy of behavior in conflict.

Keywords: strategies of behavior in conflict, conflict, rivalry, cooperation, avoidance, compromise, adaptation, gender type, masculinity, femininity, androgyny.

DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -243-123-130

129

References

1. Antsupov A. YA., Shipilov A. I. Konfliktologiya (Conflictology), 2nd ed., Moscow, UNITI-DANA Publ., 2004. 591 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bendas T. V. Gendernaya psikhologiya (Gender psychology), St. Petersburg, Peter Publ., 2006. 431 p.

3. BorzovaT. V., Plotnikova E. S. Self-realization of students with different levels of ability to self-government [Samorealizat siya studentov s raznym urovnem sposobnosti k samoupravleniyu], Vestnik Priamurskogo gosudarstvennogo universiteta im. Sholom-Aleykhema, 2020, no. 4, pp. 126—139.

4. Voronina O. A. Gender aspects of identity [Gendernyye aspekty identichnosti], Chelovek, 2012, no. 6, pp. 15—31.

5. Kaydalov D. P., Suimenko Y. I. Yedinonachaliye i kollegial'nost'. Voprosy teorii i praktiki vzaimodeystviya rukovoditelya i kollektiva (One-man management and collegi-ality. Questions of theory and practice of interaction between the leader and the team), Moscow, Mysl' Publ., 1979. 254 p.

6. Kozyrev G. I. Conflict potential of modern Russian society [Konfliktnyy potentsial sovremennogo rossiyskogo obshchestva], Sotsiologicheskiye issledovaniya, 2017, no. 6, pp. 68 — 78.

7. Mamaeva V. Yu. Gender characteristics of consumer behavior [Gendernyye osobennosti povedeniya potrebiteley], Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2012, no. 3, pp 87—97.

8. Maslova T. M., Galkina YA. YE. Locus of control of university students as a development resource: gender aspect [Lokus kontrolya studentov vuza kak resurs razvitiya: gendernyy aspect], Materialy po itogam I-oy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Globalizatsiya. Nauka. Tvorchestvo», 20 — 30 marta 2019 g. (Globalization. The science. Creativity: materials on the results of the I All-Russian Scientific and Practical Conference, March 20 — 30, 2019). Available at: https://s.siteapi.org/015a6a4a47a50b3.ru/docs/8hdqlgepco00c48gowo4cs8ww8w cs0 (accessed 01/03/2021).

9. Speranskiy V. I. Conflict-generating factors of social tension [Konflikty. Faktory sotsial'nogo napryazheniya], Obshchestvenno-politicheskiy zhurnal, 1996, no. 2, pp. 152 — 162.

10. Chernyayeva T. V. Individual'no-psikhologicheskiye determinant konfliktnogo povedeniya studentov vuza (Individual psychological determinants of conflict behavior of university students), Yaroslavl: YaGPU im. K. D. Ushinsky Publ., 2008. 22 p.

11. Bem S. L. The Measurement of Psychological Androgyny, Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1974, vol. 42, pp. 165 — 172.

•Jc -Jc -Jc

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.