ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 66-78. УДК 159.922+159.923+316.66+316.62
А. Ю. Маленова К. В. Малюга
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН С НЕТРАДИЦИОННОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ
Рассматриваются особенности гендерной ролевой идентичности молодых женщин с различной сексуальной ориентацией: гетеросексуальной, бисексуальной и гомосексуальной. В основе исследования лежит теоретический анализ подходов к проблеме пола, гендера, идентичности и сексуальной ориентации. На контрастных группах женщин были выявлены ролевой репертуар, соотношение мужественности/женственности в самосознании и поведении, ролевые ожидания и притязания в семейных отношениях, установлены связи между ними.
Ключевые слова: полоролевая идентичность; «Я» образ; ролевые ожидания; притязания; маскулинность; феминность; сексуальная ориентация.
A. Yu. Malenova K. V. Malyuga
FEATURES OF SEX ROLE IDENTITY AT YOUNG WOMEN WITH NONCONVENTIONAL SEXUAL ORIENTATION
The article considers the features of the gender role identity of young women with different sexual orientations: heterosexual, bisexual and homosexual. The study is based on a theoretical analysis of approaches to the problem of gender, identity and sexual orientation. On contrast groups of women the role repertoire, a ratio of courage / femininity in consciousness and behavior, role expectations and claims in the family relations have been revealed, connection between them is established.
Keywords: sex role identity; "I" am image; role expectations; aspirations; masculinity; femininity; sexual orientation.
Современное общество быстро и динамично изменяется. Активность феминистских движений, гласность и свобода выбора, тенденция к равноправию полов неоспоримо повлияли на взаимоотношения мужчин и женщин. Серьезные перемены в связи с этим произошли и с институтом брака и семьи: традиционный патриархат постепенно уступает свои позиции эгалитарными отношениями, все чаще молодежь выбирает сожительство в качестве пробной версии семейных отношений, снизились рождаемость и количество детей в семье. Изменению подвергся и половой состав семьи - в связи с активной легализацией однополых браков, в Европе и Америке растет число пар, состоящих из партнеров одного пола, стремящихся к узако-
© Маленова А. Ю., Малюга К. В., 2017
ниванию своих отношений, получению прав и обязанностей, которыми обладают семьи традиционного типа.
Нидерланды в 80-х гг. стали первой страной, где официально были утверждены права для однополых пар. В последующем легализация подобных браков была разрешена в Дании, Норвегии, Бельгии, Испании, Франции, США и ещё 11 странах мира [1]. Однополые браки в России официально не признаются, а любые другие формы союзов для однополых пар законодательством не предусмотрены. Тем не менее время от времени однополыми парами предпринимаются попытки заключения браков, а отказы в приёме заявлений ЗАГСами обжалуются в судах различных инстанций [2].
Одновременно с этим позиция гомосексуалистов очень уязвима - и без того ограниченные в своих правах, они испытывают постоянное давление со стороны общества и переживают внутриличностный конфликт самоидентичности. Под гомосексуальностью понимается предпочтение сексуальных партнеров собственного пола, которое проявляется в соответствующем поведении [3]. Для многих стран Ближнего Востока, Азии, а также России свойственны различные формы гомофобии: от осуждающего отношения до активных противоправных действий в отношении людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией [1]. Во-первых, это связано с господствующим типом традиционной (матриархальной/патриархальной) семьи. Во-вторых, реформы в области института семьи в странах Европы стимулировали активную пропаганду движения ЛГБТ (общество лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров) в России. Это в свою очередь вызвало протесты консерваторов. Но мало кого интересует, почему люди выбирают в качестве спутника жизни человека, одинакового с ними пола.
Возникают закономерные вопросы: какие представления о семье и браке имеют люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, их ожидания и притязания, а главное, если есть различия в этой сфере, с чем они связаны?
В нашем исследовании мы предположили, что в процессе половой идентификации усвоение половой принадлежности у людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией происходит иначе, чем у людей с гетеросексуальной ориентацией. Р. Столлер процесс половой идентификации разделяет на три составляющие: половая идентичность, полоро-левая идентичность и сексуальная ориентация. Последняя подразумевает предпочтение партнеров определенного пола. Половая идентичность обусловлена биологическим полом, тогда как полоролевая запускает паттерны сознательных и бессознательных взаимодействий с другими людьми с учетом половой принадлежности [4, с. 110]. Полороле-вая идентичность связана с усвоением половой роли - норм и образцов поведения, типичных для своего пола. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности (мужских качеств) и феми-нинности (женских качеств) [5]. Таким образом, полоролевая идентичность представляет
собой интеграцию базовой идентичности, причинно-обусловленная психофизиологией, представлений о полоролевых стереотипах данной культуры в контексте индивидуального опыта интерперсональных взаимодействий и совместной деятельности [3].
Выбор партнера, совпадающего пола с субъектом, свидетельствует о гомосексуальности личности. И. С. Кон подчеркивает, что это не является психической болезнью, а скорее результат специфических условий формирования личности в раннем детстве. Иными словами, гомосексуалы, в отличие от гете-росексуалов, не усваивают свою половую идентичность из культуры либо усваивают ее по-другому [3].
Высокий социальный интерес к нетрадиционным сексуальным отношениям контрастирует с малым числом исследований в отечественной науке, в которых раскрывались особенности гомосексуалов как социально-психологической группы. Проблема формирования и становления идентичности у личностей с гомосексуальной ориентацией активно стала разрабатываться в нашей стране только в последние десятилетия: исследования В. Е. Кагана, М. Б. Симоненковой, Е. Г. Доз-орцевой, Н. В. Дворянчикова, Л. Ю. Демидовой, О. Е. Курочкина и др.
Несмотря на то что гомосексуальность не связана с конкретным полом, более отчетливо этот феномен проявляется в мужской выборке, вызывая пристальное внимание общества и специалистов. Однако союз между женщинами вызывает не меньше вопросов. Почему некоторые девушки предпочитают серьезные отношения с женщиной, а не мужчиной? Чем это вызвано: общей тенденцией к равноправию полов, маскулинизацией женщин на фоне феминизации мужчин или же эта альтернатива выступает закономерным следствием социально-исторических изменений? Каким образом представлена полоролевая идентичность у женщин, предпочитающих в качестве сексуальных партнеров лиц одного с ними пола?
Именно последнее и выступило объектом нашего исследования, целью которого является выявление особенностей полоролевой идентичности у молодых женщин с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Предположение о наличии полоролевой специфики подразумевало выделение контрастных групп для сравнения. В качестве таковых выступили
женщины от 18 до 30 лет бисексуальной и гомосексуальной ориентации (по 20 человек), контрольную группу составили 40 женщин гетеросексуальной ориентации. Выбор данного возрастного периода обусловлен прежде всего ориентацией на исследование молодежи, которая как социально-демографическая группа представлена в нашей стране лицами от 14 до 30 лет [6]. Согласно концепции Э. Эриксона, именно к 17-20 годам идентичность окончательно формируется, а в период ранней зрелости ведущее значение приобретают интимно-личностные отношения и поиск спутника жизни. Иными словами, это этап является наиболее значимым для изучения по-лоролевой идентичности молодых людей [7]. В то же время, по мнению В. Е. Кагана, средние возрастные границы формирования уверенности в своей гомосексуальной ориентации у женщин находятся от 18,2 до 20,7 лет [8].
Достижение поставленной цели и, как следствие, проверка основной гипотезы, предполагала последовательное решение ряда задач:
1) выявить особенности состава основных ролей у молодых женщин нетрадиционной и гетеросексуальной ориентации;
2) определить соотношение маскулинности / фемининности образов «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-зеркальное» у женщин нетрадиционной и гетеросексуальной ориентации;
3) изучить особенности полоролевой идентичности у молодых женщин нетрадиционной и гетеросексуальной ориентации;
4) обнаружить особенности ролевых ожиданий и притязаний в партнерских отношениях у женщин с разной сексуальной ориентацией;
5) установить взаимосвязь полоролевой идентичности и ролевых ожиданий и притязаний у женщин с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Теоретическая гипотеза: существуют особенности полоролевой идентичности женщин с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Для решения поставленных задач был определен соответствующий методический инструментарий:
1) модифицированная методика «Круг основных ролей личности» (Л. В. Куликов, Е. А. Мудрова, Т. А. Фатеева) [9];
2) методика «МиФ» (Т. А. Бессонова в адаптации Н. В. Дворянчикова) [10];
3) опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова) [10].
При статистической обработке полученных данных использовались методы первичной описательной статистики (среднее значение (М), стандартное отклонение (¿)) и частотный анализ; ^-критерий Манна - Уитни и ^-критерий Фишера (для выявлений различий между группами; коэффициент корреляции Спирмена (для определения связи между компонентами полоролевой идентичности).
Первым этапом исследования выступило определение ролевой структуры личности женщин в зависимости от их сексуальной ориентации. Это достигалось с помощью методики «Круг основных ролей личности», предназначенной для выявления состава ролей, их значимости, степени реализации, некоторых характеристик взаимосвязей между ними, удовлетворенности личностью сложившимся кругом ролей. Для анализа авторы предлагают следующие ролевые категории:
1) родственные (муж, жена, отец, мать, дедушка, бабушка сын, дочь...);
2) дружеские и любовные (друг, помощник, советчик, любовник, любимый, сексуальный партнер, душа компании, покровитель...);
3) социального и правого статуса (ученик, студент, аспирант, ученый, педагог, врач, рабочий, специалист, предприниматель, военнослужащий, домохозяйка, пенсионер, безработный, гражданин ...);
4) должностного статуса (директор, руководитель, начальник, инженер, ведущий инженер, зав. кафедрой, учитель, бригадир, подчиненный...);
5) профессиональные (психолог, программист, бухгалтер, музыкант, актер, режиссер, косметолог, парикмахер, учитель, маркетолог, водитель, строитель, тренер, спортсмен.);
6) пользователя и владельца (пользователь автомобиля, компьютера, интернета. или водитель собственного авто, читатель, покупатель, владелец недвижимости и другой собственности, владелец животных);
7) роли в занятиях вне деловой сферы (досуг, путешествия и туризм, физкультурные занятия.) [9].
В нашем исследовании был использован неполный вариант методики. Нас прежде всего интересовал состав основных ролей, степень удовлетворенности ими, а также те роли, которые испытуемым еще хотелось бы реали-
зовать. В инструкции женщинам предлагалось выделить семь ролей (реальных или воображаемых), осуществление которых для них наиболее важно. Далее следовало указать те роли, от которых они хотели бы избавиться, и напротив, какие роли им еще хотелось бы осуществить.
Согласно полученным данным, основные роли, названные девушками, связаны с семьей, любовными отношениями, дружескими связями, а также с социальной ситуацией. При этом 100 % молодых женщин гетеросексуальной ориентации указали семейные роли, в отличие от девушек нетрадиционной ориентации (см. рис. 1).
** # ж А
/// ^ V>'
Женщины
гетеросексуальной
ориентации
Женщины
гомосексуальной
ориентации
Женщины бисексуаьной ориентации
Категория ролей
Рис. 1. Ролевая структура личности молодых женщин с разной сексуальной ориентацией (частотный анализ, %)
Значимым для нас является, что для женщин с гетеросексуальной ориентацией первостепенную важность занимают роли в родственных (ф = 3,386 прир < 0,01), а также в дружеских и любовных (ф = 2,350 при р < < 0,01) связях, чем у женщин гомосексуальной и бисексуальной ориентации (ф = 1,467 при р < 0,05). При этом последние чаще указывают роли, связанные с проведением свободного времени. Это вовсе не означает, что женщины нетрадиционной сексуальной ориентации недооценивают включенность в систему родственных связей. Скорее, наряду с выполнением этих ролей, девушки бисексуальной и гомосексуальной ориентации отдают немаловажное значение сфере отдыха и досуга. Можно предположить, что небольшой процент опрошенных, не указавших семейные роли (дочь, сестра, внучка), находятся в конфликте с родными из-за их нетрадиционной сексуальной ориентации. Старшее поколение часто придерживается консервативных взглядов по многим вопросам, в том числе на брак и семью. Возможно, неприятие родите-
лями сексуальной ориентации дочери приводит к семейному разладу, вплоть до негативной ситуации, когда родители или дочь или те и другие заявляют, что у них больше нет семьи. Интересно, что среди девушек гомосексуальной ориентации родственные роли не указали 20 %, а среди бисексуальной ориентации всего 5 %. В принципе, это закономерно, так как девушки бисексуальной ориентации занимают «промежуточное» положение в нашей выборке: в юношеские и более старшие годы они окружены как мужчинами, так и женщинами, поэтому у родителей могут не возникнуть подозрения относительно сексуальной ориентации их дочерей.
Помимо неприятия семьей, некоторые девушки с нетрадиционной ориентацией могут испытывать непонимание или осуждение со стороны друзей и знакомых. Также у них усложняется поиск партнера, особенно для женщин гомосексуальной направленности. Вероятно, это служит стимулом находить занятия вне деловой сферы: обретение интересного хобби, спорт, искусство и т. д. Также
гомосексуальные девушки чаще остальных называли роли пользователя или владельца. В ответах можно было встретить такие роли, как «хозяйка кота/собаки» и «пользователь ПК». Роли, связанные профессий, назвали 35 % девушек с гетеросексуальной ориентацией, 25 % лесбиянок и 20 % бисексуалок. В целом общая картина основных ролей девушек традиционной и нетрадиционной ориентации во многом похожа и имеет небольшие различия по категориям ролей родственных связей и роли в занятиях вне деловой сферы.
Следующий этап был направлен на изучение соотношения маскулинности/феминин-ности в образах «Я» у женщин нетрадиционной и гетеросексуальной ориентации. В этом нам помогла методика «МиФ». По мнению ее создателей, она позволяет установить индивидуальную степень выраженности маскулинности, фемининности и андрогинности; определить субъективное отношение личности к уровню развития этих черт у себя, выявить представления о полоролевых стереотипах, паттернах полоролевого поведения и сексуальных предпочтениях. Тест основан на классической структуре «Я-концепции» и позволяет анализировать целый ряд ее составляющих.
• «Я-реальное» - наиболее глубокая, базовая половая идентичность, отражающая то, что означает личность человека, как представителя определенного пола, для самого себя.
• «Я-идеальное» - набор индивидуальных представлений мужчин и женщин о желаемых образцах поведения.
• «Я-зеркальное» - совокупность субъективных представлений мужчин, женщин о том, какими их видят другие [8].
В рамках разрабатываемой авторами концепции полового самосознания нас прежде всего интересовала возможность изучения особенностей «полоролевой идентичности», под которыми понимается представления о типичности для своего пола поведения или качеств, выражающиеся как обобщенные суждения о маскулинности и фемининности («На самом деле я.», Я-реальное). Также она позволяет рассматривать:
• «полоролевые стереотипы» - представления о поведении и функциях, характеризующих мужчин и женщин (представленность соотношения М/Ф в образах «Мужчина должен быть.», «Женщина должна быть.»);
• «полоролевое поведение» - представления о паттернах поведения индивида в соответствии с социальными стереотипами мужчин и женщин; соотношение черт маскулин-ности/фемининности в паттернах, демонстрируемых респондентом (пропорция М/Ф в образах «Мужчины считают, что я.», «Женщины считаю, что я.»);
• «полоролевые предпочтения» - ценностные ориентации индивида в отношении-стереотипа того или иного пола («Хотелось бы, чтобы я был.», Я-идеальное);
• «сексуальные предпочтения» - ценности индивида в отношении сексуального партнера, его оценка через призму гендерных стереотипов («Хотелось бы, чтобы мой сексуальный партнер был.», «Мой реальный сексуальный партнер.») [8].
Предположительно, у молодых женщин с гомосексуальной ориентацией мужские качества должны превалировать над женскими, по сравнению с девушками гетеросексуальной направленности. Действительно, оценивая себя, они описывают себя как более маскулинных по сравнению с девушками гетеросексуальной (и = 138,0, р < 0,001) и бисексуальной (и = 64,50, р < 0,001) ориентацией. Женские черты у них также меньше выражены, чем у женщин гетеросексуальной (и = = 89,50, р < 0,001) и бисексуальной (и = = 112,50, р < 0,05) ориентации, и они хотели бы стать более женственными (см. табл. 1).
Состав черт образа «Я-идеальное» также имеет различия. Желаемая феминность у гетеросексуальных женщин выше, чем у девушек гомосексуальной (и = 173,5, р < 0,001) и бисексуальной (и = 222,0, р < 0,01) ориентации. Одновременно с этим девушки гетеросексуальной ориентации выражают потребность в маскулинности (и = 265,0, р < 0,01).
Девушки-лесбиянки в отношении с другими женщинами проявляют больше мужских качеств, чем девушки бисексуальной (и = 43,5, р < 0,001) и гетеросексуальной (и = 148,5, р < 0,001) ориентации, а также меньше женских черт (и = 104,0, р < 0,01) и (и = 173,5, р < 0,001) соответственно.
При взаимодействии с мужчинами наиболее феминно ведут себя девушки гетеросексуальной ориентации по сравнению с гомосексуалками (и = 7,5, р < 0,001) и бисек-суалками (и = 203,0, р < 0,01), которые, в свою очередь, проявляют больше женских качеств в отношении с мужчинами, чем лес-
биянки (и = 106,5, р < 0,01). Закономерно, что наибольшую маскулинность в общении с противоположным полом проявляют лесбиянки, чем девушки гетеро - (и = 149,0, р < 0,001) и бисексуальной ориентации
(и = 62,0, р < 0,001).
Таблица 1 Выраженность маскулинности/феминности «Я» образов у женщин с гетеросексуальной, гомосексуальной и бисексуальной ориентацией
Образы (черты) Ориентация, балл
гетеросексуальная гомосексуальная бисексуальная
Я фактическое М 16,1 20,5 17,6
Ф 19,3 15,8 18,7
Я идеальное М 21,1 20,6 20,3
Ф 19,5 17,3 17,6
Я в отношениях с женщинами М 18,3 24,2 19,3
Ф 20,4 16 18,1
Я в отношениях с мужчинами М 16,7 22,3 16,9
Ф 20,6 13,9 17,1
Идеальный мужчина М 21,1 18,6 22,1
Ф 17,9 17,7 16,8
Идеальная женщина М 18,4 21,3 19,1
Ф 22,2 16,6 20,9
Идеальный сексуальный партнер М 21,5 21,7 20,7
Ф 19,8 18,9 19,7
Реальный сексуальный партнер М 21,1 21,2 16,7
Ф 19,1 18,7 18,1
Примечание. 17 баллов и выше говорит о выраженности маскулинной или феминной черты. Показатели ниже 17 баллов выделены цветом. Максимальное значение 28 баллов.
Существенные отличия были обнаружены при рассмотрении полоролевых стереотипов, т. е. представления о функциях и поведении, которыми характеризуются мужчины и женщины в обществе. Образ идеального мужчины в меньшей степени наделяют маскулинными качествами девушки гомосексуальной ориентации, чем гетеросексуальной (U = 150,0, р < 0,001) и бисексуальной (U = 22,0, р < 0,001) ориентации. Идеальную представительницу одного с ними пола лесбиянки наделяют более мужественными чертами, чем бисексуалки (U = 70,0, р < 0,001) и гетеросексуалки (U = 231,5, р < 0,01). Статистически значимо отличаются и представления о маскулинности у девушек с бисексуальной и гетеросексуальной ориентацией (U = 242,0, р < 0,05). Достаточно противоречиво, что девушки гомосексуальной ориентацией с маскулинными чертами, представляют
себе идеальную женщину с аналогичным соотношением мужских и женских черт. Однако этот образ идеальной девушки практически лишен женственности, по сравнению с представлением об идеальной женщине среди девушек гетеросексуальной (и = 86,5, р < 0,001) и бисексуальной ориентации (и = 48,0, р < 0,001). Наибольшую вероятность имеет предположение, что девушки имеют представление об идеальном образе женщины, которого они стремятся достичь. В случае с лесбиянками представление об идеальной женщине может быть портретом желаемой партнерши.
Значимых отличий в соотношении маскулинных и феминных черт у идеального сексуального партнера обнаружено не было. Однако все девушки указали, что он должен быть скорее маскулинным, чем феминным. Реальный сексуальный партнер у девушек бисексуальной ориентации отличается низкой степенью выраженности маскулинности, чем у девушек традиционной (и = 144,0, р <
< 0,001) и гомосексуальной (и = 34,0, р <
< 0,001) ориентации.
Таким образом, женщины гетеросексуальной и бисексуальной ориентации воспринимают себя как более феминных, чем маскулинных, в отличие от девушек гомосексуальной ориентации. При этом первые хотели бы, чтобы они были скорее мужественными, чем женственными. Только девушки с гомосексуальной ориентацией, оставаясь маскулинными, стремятся к большему уровню феминности.
В отношениях с женщинами девушки нетрадиционной ориентации ощущают себя как более маскулинных, чем женщины гетеросексуальной ориентации. В отношениях с мужчинами феминную позицию занимают девушки гетеро- и бисексуальной ориентации и противоположную девушки гомосексуальной ориентации. Девушки, независимо от их ориентации, считают, что у идеального мужчины маскулинные черты должны преобладать над феминными. В представлении девушек гомосексуальной ориентации идеальная женщина скорее должна быть наделена мужскими качествами, тогда как женщины гетеро- и бисексуальной ориентации видят в этом образе преобладание феминности над маскулинностью. Кроме того, идеальный сексуальный партнер для всех девушек должен быть с уровнем выраженности мужских качеств выше, чем женских. В реальной ситуации, это
совпадает, только у девушек бисексуальной ориентации партнер более феминный, чем маскулиный.
Опираясь на полученные результаты, мы подошли к следующей задаче нашего исследования - определение особенностей полоро-левой идентичности у молодых женщин нетрадиционной и гетеросексуальной ориентации. Авторы методики Т. А. Бессонова, Н. В. Дворянчиков отмечают, что образ «Я-реальное» характеризует базовую половую идентичность, ощущение себя как представителя определенного пола. Под полоролевой идентичностью, согласно методике, понимается соотнесение сочетания качеств мужественности и женственности с существующими формами поведения для своего пола. Иначе говоря, насколько психологический пол соответствует биологическому [10]. Определение полоролевой идентичности производится путем расчета семантической близости маскулинности/фемининности. На
-О I—
о о
® ©
Во-первых, полученные данные наглядно иллюстрируют тенденцию к андрогинности современных молодых женщин. Постепенно стираются жесткие границы дифференциации 72
графике изображаются оси: горизонтальная -маскулинность и вертикальная - феминность, которые пересекаются в точке 14 (максимальное значение баллов - 28) (рис. 2). Таким образом, возникает семантическое пространство, разделенное на секции:
Ф - феминность, предполагающая преобладание женских качеств в идентичности;
М - маскулинность, предполагающая преобладание мужских качеств в идентичности;
А - андрогинность, предполагающая примерно равное количество и мужских, и женских черт в идентичности;
Н - неопределенная идентичность, т. е. низкий уровень выраженности мужских и женских качеств.
Расположение опрошенных нами женщин в этом семантическом пространстве позволило, с одной стороны, установить их общие черты, с другой - выявить различия в сфере их полоролевой идентичности (см. рис. 2).
полов. Многие профессии и виды деятельно-стей, которыми исторически занимались только мужчины, получают все большую популяризацию среди женщин. Девушки состо-
28
ГТ
БИ
ГМ
1 1 28
1
Маскулинность
Рис. 2. Полоролевая идентичность молодых женщин с разной сексуальной ориентацией:
ГТ - девушки с гетеросексуальной ориентацией, БИ - девушки с бисексуальной ориентацией, ГМ - девушки с гомосексуальной ориентацией
ят в силовых структурах и имеют звания, получают техническое, инженерное образование, работают на опасных объектах и предприятиях. Также с каждым годом становится больше девушек водителей не только личных, но и служебных автомобилей, а также такси. Некоторые женщины участвуют в мужских соревнованиях: по скоростным гонкам, по компьютерным играм, рыбалке и охоте. Они зачастую становятся руководителями мужских коллективов. Феминизация, эмансипация и эгалитаризация и другие социальные процессы в области психологии полов привели к формированию у женской части населения маскулинных черт. Андрогинизация происходит не только с женщинами, но и с мужчинами. Иными словами, подвергаются изменению мужские и женские паттерны поведения, многие стереотипы теряют свою актуальность,
Во-вторых, данные подтверждают существующие в литературе взгляды на нетрадиционную ориентацию. Так, девушки гомосексуальной ориентации имеют тенденцию к маскулизации. Женщины гетеросексуальной ориентации все же в большей степени демонстрируют феминность. Девушки бисексуальной ориентации занимают промежуточное положение, не имея четко выраженной тенденции к какой-либо черте [3].
Итак, мы можем предположить, что ан-дрогинные девушки с тенденций к феминно-сти будут демонстрировать характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе - прежде всего рождение и воспитание ребенка, т. е. будут реализовы-вать историческую функцию и, следовательно, поддерживать существующий институт брака и семьи. Что касается девушек нетрадиционной сексуальной направленности, то их полоролевая идентичность в меньшей степени ориентирована на осуществление исключительно женских паттернов поведения.
Для проверки этого предположения мы обратились к методике РОП, предназначенной для оценки адекватности ролевых ожиданий (установки на активное выполнение партнером семейных обязанностей) и притязаний (личная готовность выполнять семейные роли) [11]. В контексте нашего исследо-
вания опросник А. Н. Волковой позволяет выяснить ролевые установки и ценности женщин с нетрадиционной сексуальной ориентацией в наиболее важных семейных сферах:
• интимно-сексуальная;
• идентификация с партнером;
• хозяйственно-бытовая;
• родительско-воспитательная;
• социальная активность;
• эмоционально-психотерапевтическая;
• внешняя привлекательность.
Прежде чем изучать структуру ролевых ожиданий и притязаний, мы поинтересовались у девушек, состоят ли они сейчас в отношениях и был ли подобный опыт. Самые длительные отношения с партнером оказались у женщин гетеросексуальной ориентации, наименьший стаж был у девушек бисексуальной ориентации с мужчинами (см. табл. 2).
Таблица 2 Средняя продолжительность отношений женщин
Сексуальная ориентация Средний стаж отношений
с мужчинами с женщинам
Гетеросексуальная 2 год 8 мес. ± ± 1 год 7 мес. -
Бисексуальная 7 мес. ± 2 мес. 1 год 4 мес. ± ± 1 год
Гомосексуальная 1 год 7 мес. ± ± 9 мес. 10 мес. ± ± 6 мес.
Таким образом, девушки имеют представления об отношениях, и, следовательно, у них сформированы ролевые ожидания и притязания к своему актуальному (или потенциальному) партнеру.
Важно в контексте проблематики нашего исследования, что для всех девушек характерен средний уровень выраженности ценности интимно-сексуальной сферы. Это означает, что они признают её важность, но это не составляет фундамент отношений. Для них важнее общность интересов, потребностей и возможность совместного времяпрепровождения. При этом нами были выделены явные различия семейных ролевых установок у молодых женщин в зависимости от их сексуальной ориентации (см. табл. 3).
Примечание. Высокие оценки (7-9 баллов) выражают установку на значимость этой сферы, а низкие оценки (0-3 баллов) интерпретируются как недооценка данного аспекта семейных отношений.
Таблица 3
Особенности ролевых ожиданий и притязаний у молодых женщин с разной сексуальной ориентацией
Шкала О риентация, балл
гетеросексуальная бисексуальная гомосексуальная
Интимно-сексуальная 3,98 ± 2,3 3,95 ± 1 ,6 3,4 ± 0,82
Идентификация с партнером 6,88 ± 1,8 7,25 ± 1,33 7,25 ± 1,1
Хозяйственно-бытовая: Ожидания Притязания 5,73 ± 1,6 5,95 ± 1,54 6.5 ± 1 3.6 ± 1,5 5,45 ± 0,6 5,1 ± 2,12
Родительско-воспитательная: Ожидания Притязания 7,6 ± 1,3 5,12 ± 2,3 7,3 ± 1,17 3,9 ± 1,8 5,1 ± 2,6 2,85 ± 2,4
Социальная активность: Ожидания Притязания 7,07 ± 1,5 7,55 ± 1,53 7,45 ± 0,94 7,25 ± 1,4 6,5 ± 1,84 6,8 ± 2
Эмоционально-терапевтическая: Ожидания Притязания 8,4 ± 0,92 6,63 ± 1,63 8,3 ± 0,6 8,25 ± 0,91 8,7 ± 0,6 7,25 ± 2,14
Внешняя привлекательность: Ожидания Притязания 6,65 ± 1,4 6,93 ± 1,9 6,15 ± 0,7 6,5 ± 1,7 5 ± 2,9 5,45 ± 2,3
При рассмотрении особенностей ролевых ожиданий и притязаний в отношениях обнаружен целый ряд статистически значимых различий. Так уровень ожиданий от партнера при выполнении хозяйственно-бытовой функции у девушек бисексуальной ориентации выше, чем у девушек традиционной (и = = 270,0, р < 0,05) и гомосексуальной (и = = 83,0, р < 0,001) направленности. Противоречиво, что уровень притязаний в этой же сфере средний, с тенденцией к низкому, т. е. девушки бисексуалки в меньшей степени готовы выполнять роль хозяйки в доме, чем лесбиянки (и = 104,0, р < 0,01) и гетеросексу-алки (и = 106,0, р < 0,001).
По шкале «родительско-воспитательная» можно наблюдать недооценку этой сферы у девушек гомосексуальной ориентации. Ожидания соответствуют среднему уровню выраженности, но это все равно ниже, чем у девушек бисексуальной (и = 95,0, р < 0,01) и гетеросексуальной (и = 160, р < 0,001) ориентации. Аналогичная ситуация обстоит и с уровнем притязаний по шкале «родительско-воспитательная». Лесбиянки и бисексуалки имеют скорее низкий уровень готовности исполнять роль родителя в отличие от гетеро-сексуалок (и = 194,0, р < 0,00; и = 260,0, р < 0,05).
По шкале «социальная-активность» обнаружены статистически достоверные отличия по уровню ожиданий у девушек би- и гомо-
сексуальной ориентации (и = 110,0, р < 0,05). Это шкала получила высокий балл среди всех девушек, т.е. можно утверждать, что девушки хотят развиваться и добиваться успехов на профессиональном поприще и ожидают такого же поведения от своего партнера. Наиболее значимая для женщин стала сфера «эмоционально-психотерапевтическая». Благоприятный психологический климат, эмоциональная поддержка, готовность выступать для своего партнера психотерапевтом - имеет для девушек большое значение, независимо от их ориентации. Есть некоторые статистически значимые различия: женщины гомосексуальной ориентации имеют выше уровень ожиданий по сравнению с девушками бисексуальной ориентации (и = 124,0, р < 0,05), кроме того последние в большей степени готовы оказывать моральную и психотерапевтическую поддержку партнеру, чем гетеросексуальные женщины (и = 175,0, р < 0,001). Интересные результаты получились по шкале «внешняя привлекательность». В среднем для девушек имеет значение, как выглядят они и их партнер, но для женщин традиционной ориентации уровень притязаний имеет тенденцию к высокому в отличие от лесбиянок (и = 254,5, р < 0,05).
Таким образом, больше всего различий было обнаружено по шкалам «хозяйственно-бытовая» и «родительско-воспитательная». Наибольшую значимость эти сферы приобре-
тают для девушек традиционной ориентации. Они в большей степени ориентированы на реализацию себя как матери и хранительницы домашнего очага, чем девушки бисексуальной и гомосексуальной ориентации. Учитывая, что официально однополые браки запрещены, а следовательно, и усыновление детей, эти результаты вполне закономерны. Девушки, которые предпочитают в качестве сексуального партнера мужчину, могут беспрепятственно создавать семью, рожать и воспитывать детей. И от своего партнера они ожидают выполнение супружеских ролей. У лесбиянок и бисексуалок, как мы уже отмечали выше, низкий уровень готовности выполнять роль родителя. С одной стороны, это может быть связано с невозможностью официальной регистрации своих отношений, и это во многом останавливает девушек. С другой стороны, низкий уровень притязаний по шкале «родительско-воспитательная», вероятно, можно интерпретировать не как неготовность, а как нежелание, личный осознанный выбор отсутствия детей. Кроме того, мы уже отмечали, что девушки гомосексуальной ориентации андрогинные с тенденцией к маску-
линности, возможно, это также влияет на ролевые ожидания и притязания.
Последняя задача нашего исследования предполагала установление взаимосвязи по-лоролевой идентичности с представлениями об идеальном партнере, ролевыми ожиданиями и притязаниями в различных сферах семейного взаимодействия.
Под полоролевой идентичностью, действуя согласно методике, мы понимали соотношение маскулинности и феминности в образе «Я-реальное». Таким образом, поиск значимых взаимосвязей осуществлялся между составляющими «Я-фактическое» (маскулинное и феминное) и ролевыми установками молодых женщин.
На выборке гомосексуальных девушек были обнаружены взаимосвязи между маскулинным «Я-фактическое» с ожиданиями по шкалам «хозяйственно-бытовая» и «внешняя привлекательность». Феминная составляющая образа «Я-реальное» оказалась отрицательно связана с ожиданиями по шкалам «со-циальная-активность» и «внешняя привлекательность» (см. рис. 3).
«Я-фактическое» (маскулинное)
Ожидания:
Хозяйственно-бытовые
«Я-фактическое» (феминное)
Ожидания:
Внешняя привлекательность
Ожидания:
Социальная активность
Рис. 3. Взаимосвязь «Я-фактическое» (маскулинное и феминное) и ролевых ожиданий у молодых женщин гомосексуальной ориентации: ► прямая взаимосвязь при р < 0,05 ^ ► обратная взаимосвязь при р < 0,05
Из рис. 3 видно, что чем больше выражен уровень маскулинности, тем больше лесбиянки ожидают от своего партнера хозяйственно-бытовой активности (га = 0,525 при р = 0,018), а также привлекательной внешности (га = = 0,534 при р = 0,015). Подобная установка характерна для мужчин, которые ищут женщину, которая следит за своей фигурой, красиво одевается и выглядит всегда опрятной и ухоженной, к тому умеющей готовить, поддерживать чистоту и уют в доме. Эта закономерность подтверждается обратной взаимосвязью между уровнем феминности и внешней привлекательностью (га = -0,493 при р =
= 0,027). Девушки гомосексуальной ориентации с преобладающими женскими чертами в меньшей степени заинтересованы, чтобы их партнер имел профессиональные или общественные достижения (га = -0,490 при р = = 0,028).
Резюмируя полученные результаты, можно констатировать, что у маскулинной девушки с гомосексуальной ориентацией образ идеальной спутницы включает следующие черты: красивая и привлекательная домоседка, которой нравится заниматься домом и которая не стремится за статусом и престижем. Такой образ часто привлекателен имен-
но для мужчин, так как в нем закреплены исторически женские качества, которые ценятся противоположным полом. Наши результаты демонстрируют, что такая женщина привлекательна не только для мужчин, но для женщин.
Что касается женщин с бисексуальной ориентацией, то на этой выборке нами было обнаружено значительно большее число взаимосвязей между «Я-образом» и ролевыми установками в семейных отношениях (см. рис. 4).
Рис. 4. Взаимосвязь «Я-фактическое» (маскулинное и феминное) и ролевых ожиданий у молодых женщин бисексуальной ориентации ™ ™ ► обратная взаимосвязь р < 0,01; ► прямая взаимосвязь р < 0,01
Итак, чем выше уровень маскулинности у женщины с бисексуальными характеристиками, тем ниже оценивается ею значимость интимно-сексуальной сферы (rs = -0,770 при р = 0,001). Однако возрастает потребность в эмоционально-близком партнере, который может поддержать и утешить при необходимости (rs = 0,552 при р = 0,012). Также, чем больше девушка проявляет мужских качеств, тем выше её профессиональные амбиции и потребность стать успешной, специалистом своего дела (rs = 0,612 при р = 0,004), при этом быть привлекательной, очевидно, как для мужчин, так и для женщин (га = 0,481 при р = 0,032). Складывается образ женщины-карьеристки, которая независима, самостоятельна, не стремится к роли домохозяйки (га = -0,552 при р = 0,012) и матери (га = = -0,866 при р = 0,001).
Если же в девушке бисексуальной ориентации преобладают феминные черты, то мы наблюдаем обратную ситуацию. Возрастает значимость «интимно-сексуальной» сферы (га = 0,713 при р = 0,001) и потребность в реализации себя как хранительницы домашнего очага (га = 0,731 при р = 0,001). Также, чем
больше уровень феминности, тем выше притязания на выполнение роли матери и жены (га = 0,747 при р = 0,001). Обнаружена обратная взаимосвязь между «Я фактическим» фе-минным и притязаниями «социальная активность» (га = -0,553 при р = 0,011) «внешняя привлекательность» (га = -0,588 при р = = 0,006). В противовес карьеристке, у которой преобладают маскулинные черты, у нас складывается образ женщины, которой в радость заниматься семьей и домом, возможность продвижения по службе её мало привлекает, так как у нее не будет оставаться из-за этого времени на партнера и детей, имеющих большую ценность.
Таким образом, женщины гомосексуальной ориентации, у которых маскулинные качества преобладают над феминными, ожидают видеть рядом с собой привлекательного партнера, готового принять ответственность за бытовой уют и комфорт. Иными словами, они занимают ведущую мужскую позицию в отношениях. Девушки с бисексуальной ориентацией, напротив, желают, чтобы их партнер был прежде всего другом, с которым можно разделить личные переживания.
Если значительно выражены феминные черты, то лесбиянки значительно меньше внимания обращают на внешнюю привлекательность и профессиональные достижения. Вероятно, есть другие более значимые качества, которыми наделен идеальный партнер. Чем более феминна девушка с бисексуальной направленностью, тем больше она ориентирована на исполнение роли жены, матери и домохозяйки. Значимых связей между уровнем феминности и ожиданиями обнаружено не было, поэтому мы можем только предположить, что такая девушка будет стремиться к созданию комплементарных отношений. Образ идеального партнера будет наделен более маскулинными чертами, хотя возможна и противоположная ситуация, когда идеальный партнер максимально близок по характеристикам с девушкой.
Кратко обобщая полученные результаты, можно сделать следующие выводы о связи полоролевой идентичности и сексуальной ориентации у молодых женщин.
Ролевой репертуар женщин с разной сексуальной ориентацией скорее обладает сходством, нежели различиями и преимущественно включает позиции в родственных, дружеских и любовных отношениях (все же более значимые для женщин с гетеросексуальной ориентацией), а также социального и правового статуса. При этом молодые женщины гомосексуальной направленности чаще выделяют в качестве важных роли пользователя или владельца, а также связанные с занятиями вне деловой сферы (хобби, интересы, увлечения).
Все женщины, независимо от их сексуальной ориентации, имеют андрогинный тип личности. Однако андрогинность женщин с гомосексуальной направленностью характеризуется тенденцией к маскулинности, а с гетеросексуальной - к феминности. К андро-гинам относятся женщины бисексуальной ориентации. При этом в образах «Я» (реальном, идеальном и зеркальном) у женщин гомосексуальной ориентации доминируют маскулинные черты, в отличие от тех, кто имеет гетеросексуальную и бисексуальную направленность личности.
Ролевые установки у молодых женщин традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентации имеют различия в «хозяйственно-бытовой» и «родительско-воспитательной» сферах семейных (партнерских) отношений:
наибольшую значимость они имеют для женщин гетеросексуальной ориентации, которые в большей степени ориентированы на реализацию себя как матери и хранительницы домашнего очага, чем женщины бисексуальной и гомосексуальной направленности.
Маскулинные качества у женщин гомосексуальной ориентации связаны с образом идеального партнера как внешне привлекательного и хозяйственного, у бисексуальных девушек она связана с ценностью партнера как близкого друга. Выраженная феминность молодых женщин при гомосексуальной ориентации обратно связана с ожиданиями по шкалам «внешняя привлекательность» и «социальная активность», а при бисексуальной -прямо с исполнением роли жены, матери и хозяйки.
Таким образом, результаты исследования отражают и подтверждают современные тенденции в обществе, обусловленные упразднением полоролевой дифференциации его членов. Мы наблюдаем рост андрогинности личности независимо от ее биологического пола, что, с одной стороны, выступает ответом на социальные запросы, с другой - детерминирует отношения субъекта в разных сферах жизнедеятельности. Среди последних особое значение приобретает область брачно-семей-ных отношений, наиболее тесно связанная с формированием и проявлением полоролевой идентичности личности. Разнообразие сексуальных ориентаций молодежи и их вариаций может как содействовать появлению новых брачных альтернатив, так и противостоять традиционным ценностям семьи и брака, препятствуя их реализации. Изучение женской выборки в данном контексте позволило нам обнаружить обе эти тенденции, породив множество новых вопросов, ответы на которые в перспективе могут запустить целую серию исследовательских срезов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Свободная энциклопедия «Википедия». -URL: https://ш.wikipedia.org/wiki/Однополые_ браки.
2. Свободная энциклопедия «Википедия». -URL: https://rJ.wikipedia.org/wiki/Однополые_ браки_в_России.
3. Кон И. С. Введение в сексологию. - М. : Медицина, 1989. - 336 с.
4. Ильин Е. П. Пол и гендер. - СПб. : Питер 2010. - 688 с.
5. Ижванова Е. М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. - М., 2004. - 211 с.
6. Распоряжение Правительства РФ. - URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqO U.pdf.
7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых - М. : Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
8. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. - М. : Педагогика, 1991. - 493 с.
9. Куликов Л. В., Мудрова Е. А., Фатеева Т. А. Методика «Круг основных ролей личности»
// Социальная психология: диалог Санкт-Петербург - Якутск / ред. В. Н. Куницына, А. Л. Свенцицкий. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2002.- С. 127-133.
10. Исаев Д. Д. Психологическое понимание и измерение пола: учеб. пособие. - СПб., 2012. - 63 с.
11. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. - СПб. : Речь, 2007. - 360 с.
Информация о статье
Дата поступления 4 мая 2017
Дата принятия в печать 29 сентября 2017
Сведения об авторах
Маленова Арина Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: [email protected].
Малюга Кристина Вадимовна - магистрант факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: kristina. [email protected].
Для цитирования
Маленова А. Ю., Малюга К. В. Особенности полоролевой идентичности у молодых женщин с нетрадиционной сексуальной ориентацией // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 66-78.
Article info
Received May 4, 2017 Accepted
September 29, 2017 About authors
Malenova Arina, Yu. - Ph. D. in Psych., Associate Professor, Department of Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].
Malyuga Kristina, V. - Undergraduate, Faculty of Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: kristina. [email protected].
For citations
Malenova A. Yu., Malyuga K. V. Features of sex role identity at young women with noncom-ventional sexual orientation Herald of Omsk University. Series «Psychology», 2017, no. 3, pp. 66-78 (in Russian).