Научная статья на тему 'Маскулинность - фемининность личности как фактор развития ценности семьи современной молодежи'

Маскулинность - фемининность личности как фактор развития ценности семьи современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2139
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СЕМЬЯ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / VALUE / FAMILY / MASCULINITY / FEMININITY / ANDROGYNY / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карнеев Р. К., Мерзлякова С. В.

Представленные в статье результаты исследования доказывают, что гендер является значимым фактором становления и развития семейных ценностей в молодежной среде. При оценке связи ценности семьи в зависимости от степени выраженности маскулинно фемининных составляющих психологического пола у юношей и девушек наблюдаются специфические особенности. Семейные ценности являются приоритетными для юношей с выраженной маскулинной доминантой, в то время как высокие фемининные показатели соответствуют низкой значимости изучаемых ценностей. Ценность семейных отношений является более важной для девушек андрогинного типа по сравнению с теми, для которых свойственна выраженность маскулинных или фемининнных качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the research presented in the article prove that the gender is the significant factor in formation and development of family values in youth medium. One can notice specific features in forming the connection between family values and the degree of masculine feminine components of psychological sex of young men and girls. Family values are priority for young men with much more expressed masculine dominant, while high feminine figures corresponds to a low significance of studied values. The value of family relationships is more important for girls of androgynous type in comparison with those for whom the expressiveness of masculine or feminine personality traits is inherent.

Текст научной работы на тему «Маскулинность - фемининность личности как фактор развития ценности семьи современной молодежи»

УДК 159.922; 159.922.1; 159.9: 316.356.2

МАСКУЛИННОСТЬ - ФЕМНННННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Р.К. Карнеев, C.B. Мерзлякова

Представленные в статье результаты исследования доказывают, что тендер является значимым фактором становления и развития семейных ценностей в молодежной среде. При оценке связи ценности семьи в зависимости от степени выраженности маскулинно - фемининных составляющих психологического пола у юношей и девушек наблюдаются специфические особенности. Семейные ценности являются приоритетными для юношей с выраженной маскулинной доминантой, в то время как высокие фемининные показатели соответствуют низкой значимости изучаемых ценностей. Ценность семейных отношений является более важной для девушек андрогинного типа по сравнению с теми, для которых свойственна выраженность маскулинных или фемининнных качеств личности.

Ключевые слова: ценность, семья, маскулинность, фемининность, андрогинность, молодежь.

Постановка проблемы

В результате масштабных трансформаций, которым подверглось современное российское общество на политическом, экономическом и культурном уровне, в настоящее время глубокий кризис переживает институт семьи и брака. Переоценка традиционных ценностей, их кризис более всего проявляется в сознании подростков и юношества. Все чаще предпочтение отдается внесемейному образу жизни, без дополнительных обязательств и необходимостью выполнения функций, требующих определенной ответственности. Создание семьи сдвигается на более поздний возраст, так как на более ранних возрастных этапах решаются проблемы профессионального самоопределения, карьеры, материального обеспечения.

На рубеже XIX-XX столетий «кризис российской семьи» обострил проблему подготовки молодых людей к семейной жизни, отмечает С.Ю. Девятых [2]. Вопросам полового воспитания посвящены работы В.Н. Жука «Мать и дитя. Гигиена в общедоступном изложении» (1881), К.В. Сидоровича «Дети и половой вопрос» (1909), П. П. Блонского «Введение в дошкольное воспитание » (1915), О.Б. Фельцмана «Нервные дети. Очерк психологии детского возраста для воспитателей» (1916) и др. Авторы указывали, что половое воспитание осуществляется не только в семье, но также является функцией учебных заведений. При этом важна правильная организация учебной и внешкольной деятельности учащегося. Кроме того, половое воспитание предполагает не только информирование о гигиене пола, но и воспитание морально-нравственных качеств личности, подготовку молодежи к будущей семейной жизни.

В СССР проблему воспитанию будущего семьянина пытались решить на общегосударственном уровне путем введения «родительского всеобуча » и «родительских университетов». В 70-е годы в практике Павлышской средней школы по инициативе директора В. А. Сухомлинского был введен курс «Культура взаимоотношений в семье». Педагог считал, что в этом вопросе на первом месте должна стоять проблема культуры человеческих желаний, «...к материнскому и отцовскому долгу надо готовить чуть ли не с колыбели, а воспитание хорошей матери и хорошего отца - это, по существу, решение доброй половины всех задач школы » [6]. Особого подъема работа по подготовке подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности достигла в 1982, в результате введение в учебный план дисциплины «Этика и психология семейной жизни». Одноименную программу рекомендовал Президиум Академии педагогических наук СССР. Методологической основой курса стало марксистско-ленинское учение, которое легло в основу формирования задач учебного предмета : «вооружить юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях; способствовать формированию у них идеала социалистической семьи, потребности в ее создании; готовности к будущему вступлению в брак; умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей; помочь выработке непримиримого отношения к буржуазным взглядам на семью» [7]. Следует отметить, что на курс «Этика и психология семейной жизни» отводилось 30 часов в год (1 час в неделю обучения в последнем классе), поэтому в программе было мало тем, представляющих реальный интерес для старшеклассников: как адекватно выстроить эмоционально-личностные отношения между влюбленными, супругами, детьми и родителями, как правильно выбрать супруга, как рационально организовать семейный быт, как совместить профессиональную и семейную самореализацию и пр. Кроме того, преподавание, как правило, велось неподготовленными учителями, не владеющими фундаментальными психологическими знаниями психологии семьи и семейных отношений, а руководствующимися собственным житейским

)пытом. Требовалась большая внеклассная работа, к которой необходимо было привлечь психоло? юристов, врачей, искусствоведов.

Социально-экономические и культурно-нравственные изменения в российском обществе на рубеже ХХ-ХХ1 вв. привели к тому, что советский опыт подготовки молодежи к семье и браку оказался невостребованным. В настоящее время в России отсутствуют общественные институты, позволяющие сформировать готовность к браку и семейной жизни, развить навыки семейного самоопределения юношей и девушек. Готовность к созданию семьи является качеством личности, интегрирующем в себе, с одной стороны, принятие ценности семьи, с другой стороны, развитие специальных знаний и умений в области семейных отношений. Для оптимизации процесса формирования готовности молодежи к созданию семьи необходимо изучить особенности ценностного отношения, брачно-семейных представлений в подростковом и юношеском возрасте с учетом современных социально-экономических и политических условий, нравственно-психологических черт современной личности. Разрешение противоречия между потребностью современного российского общества в укреплении авторитета семьи в молодежной среде и необходимостью выявления психологических факторов развития семейных ценностей определяет проблему исследования.

Доказано, что детерминирующими факторами ценности семьи являются пол, возраст, личностная и эмоциональная направленность юношей и девушек [3; 4]. Мы предполагаем, что одним из факторов развития семейных ценностей является тендер.

Гендер или психологический пол - это осознаваемые и личностно принятые проявления маскулинности-феминности, некоторые черты которых могут быть как гормонально обусловленными, так и соответствующими существующим в обществе стереотипам мужественности - женственности. Если под термином пол (биологический пол) обычно понимают биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами, то психологический пол относится к поведению и паттернам деятельности, считающимися общепринятыми для мужчин, либо для женщин в контексте данного общества или культуры [1; 5].

Анализ научной литературы показал, что маскулинность - фемининность долгое время рассматривались как дихотомичные, взаимоисключающие друг друга понятия (А. Адлер, А. Барнетт, О. Вейнингер, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и другие.) Так проявлением маскулинных качеств являются активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, уверенность в себе, властность, способность к творческой деятельности, рассудочность. Для фемининных качеств характерны слабость, беззащитность, пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению. В настоящее время наблюдается смена приоритетов, многие современные исследователи (Е.П. Ильин, И.С. Кон, Н.П. Фетискин, И. Г. Малкина-Пых, С. Бэм, Ш. Берн и др.) считают, что происходит ломка эталонов маскулинности и фемининности, а именно согласованное, взаимодополнительное развитие в личности мужского и женского начал.

В русле изучаемой нами проблемы интересной представляется концепция С. Бэм. Автор сформулировала свою гипотезу о существовании трех типов людей с различной тендерной идентичностью: с преобладанием фемининных характеристик, с преобладанием маскулинных характеристик и андрогинных, то есть тех, у кого наблюдается баланс маскулинных и фемининных характеристик. С. Бэм и ее коллеги в противоположность взгляду о том, что мужчины и женщины, чтобы быть приспособленными в жизни, должны иметь традиционно установленные соответствующие полу характеристики, показали малую адаптивность индивидов, обладающих только такими характеристиками, наиболее приспособленным к жизни оказался андрогинный тип личности, имеющий черты того и другого пола.

Соотношение в структуре личности маскулинно - фемининных качеств оказывает различное психологическое влияние, которое непосредственно отражается на поведении индивида, обеспечивает подкрепление тех или иных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является установление связи между степенью соотношения в структуре личности маскулинно - фемининных качеств и ценностью семьи у юношей и девушек. В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что развитие ценности семьи происходит под влиянием системы различных психологических факторов, одним из них является маскулинность - фемининность личности.

Для достижения поставленной цели, проверки выдвинутой гипотезы нами были намечены и решались следующие задачи.

1. Выяснить процентное соотношение студентов маскулинного, андрогинного и фемининЕ^®'!! типов личности.

2. Для определения влияния фактора маскулинность - фемининность личности на развитие ценности семьи современной молодежи построить регрессионную зависимость между указанными признаками.

3. Выявить особенности связи ценности семьи с маскулинно-фемининными составляющими психологического пола у юношей и девушек.

В исследовании приняли участие 223 студента I—III курсов очного отделения Астраханского государственного университета, Брянского государственного университета и филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Астрахани. Из них 102 юноши и 121 девушка.

Методы и методики исследования

Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования обоснованным представляется применение следующих диагностических методик: методика «Психологический пол» С. Бэм, опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой.

Применение методики С. Бэм позволяет определить психологический пол индивида и степень маскулинности, андрогинности и фемининности личности.

Опросник Е.Б. Фанталовой ««Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» позволяет определить структурно-содержательные характеристики системы ценностных ориентаций юношей и девушек. С помощью указанной методики мы установили значимость ценности «счастливая семейная жизнь».

Для проведения аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы SPSS 18. В анализ включались описательные статистики, критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерий Ливена, однофакторный дисперсионный анализ, критерий Краскела — Уоллеса, регрессионный анализ.

Результаты исследования

На первом этапе испытуемые были опрошены с помощью методик «Психологический пол» С. Бэм, «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой. Круговая диаграмма (см. рис. 1) наглядно демонстрирует нам, что в исследуемой выборке 14,3 % (32 чел.) опрошенных имеют маскулинный, 72,2 % (161 чел.) - андрогинный, 13,5 % (30 чел.) -фемининный психологический пол. Таким образом, у большинства современных юношей и девушек наблюдается гармоничная интеграция маскулинных и фемининных составляющих психологического пола. Согласно концепции С. Бэм, современная молодежь характеризуется адаптивностью и гибкостью поведения, отличается творческими способностями и является психологически благополучной.

Рис. 1. Результаты диагностики методики «Психологический пол» С. Бэм

Для проверки справедливости выдвинутой нами гипотезы мы использовали регрессионный анализ, позволяющий статистически адекватно описать зависимость одних переменных от других. С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки мы установили, что распределение исследуемых переменных значимо не отличается от нормального. Так как, мы изучали зависимость ценности семьи (переменная У) от одного-единственного фактора «маскулинность-фемининность личности» (переменная X) мы построили простую линейную регрессию. Регрессионная модель имеет высокий уровень значимости, так как статистика критерия Фишера Б = 13,856 при уровне значимости р < 0,001. Кроме того, значимость вычисленных коэффициентов достаточно высока: р < 0,001 как для регрессионной константы, так и для фактора. При этом изучаемый предиктор вносит достаточно существенный вклад в объяснение отклика «счастливая семейная жизнь», так как значение X -

статистики Стьюдеита по модулю больше двух (1 = -3, 722; р < 0,001). Итак, полученное уравне регрессии имеет вид:

1 счастливая семейная жизнь

7,534 1, маскулинностъ-фемининностъ личности

Таким образом, регрессионная модель, построенная стандартным методом, является адекватной и объясняет более 7% общей дисперсии отклика, так как коэффициент множественной детерминации Я2 = 0,072. Этот факт указывает на то, что «маскулинность -фемининность личности» является одним из факторов, определяющим развитие ценности семьи современных юношей и девушек.

На следующем этапе нашего исследования, мы изучили особенности связи ценности семьи с маскулинно-фемининными составляющими психологического пола в группе юношей. В результате расчета критерия Ливена установлено, что дисперсии в сравниваемых группах различаются между собой: Б= 9,82 и уровень значимости р = 0,00014. Вследствие этого для проведения сравнительного статистического анализа развития ценности семьи у юношей маскулинного, андрогинного и фемининного типов мы использовали непараметрический критерий Краскела - Уоллеса. Обнаружены статистически достоверные различия Н = 13, 33526 ир = 0,0013. В группе юношей маскулинного типа среднее значение ценности семьи равно 10,2 (см. рис. 2). У юношей андрогинного типа среднее значение равно 7,25. Для юношей фемининного типа наблюдается наименьшее среднее значение, равное 4,04. Наличие выраженных маскулинных качеств в мужской половине выборки связано с высокой значимостью семейных ценностей. Следование традиционным нормам и идеалам общественной жизни, умение нести ответственность за себя и других способствуют развитию ценности «счастливая семейная жизнь». Для юношей фемининного типа личности характерны ведомость, мечтательность, пассивность, стремление к приятному, необременительному времяпрепровождению, отсутствию обязанностей. Этим, на наш взгляд, объясняется меньшая значимость ценности семейных отношений для юношей с выраженными фемининными качествами.

Рис. 2. Сравнительный анализ значимости ценности «счастливая семейная жизнь» в зависимости от выраженности маскулинно - фемининных качеств юношей и девушек

Проводя сравнительный анализ девушек, с различной степенью выраженности маскулинно -фемининных составляющих психологического пола, с помощью критерия Ливена установлена гомогенность дисперсий (Б = 1,08 р = 0,34). Это позволило нам использовать однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок. Выявлены статистически достоверные различия при сравнении значимости ценности «счастливая семейная жизнь» у девушек маскулинного, андрогинного и фемининного типов: Б = 7,403 и р = 0,001. При высоком уровне маскулинности у девушек наблюдается снижение значимости семейных ценностей, так как среднее значение равно 7 (см. рис. 2). Студентки маскулинного типа отличаются высокой мотивацией достижений в учебной и профессиональной деятельности, активностью, автономностью, умением сознательно планировать свою жизнь. Они принимают решение достичь большего, чем предполагает традиционная роль женщины, и откладывают замужество, материнство на более поздний срок. Испытуемые андрогинного типа выделяются высокой значимостью семейных ценностей (среднее значение равно 9,42). Девушки, у которых наблюдается достаточно высокий уровень и фемининных, и маскулинных показателей, отличаются направленностью на создание семьи, проявлением нежности и заботы к другим, способностью разделять чувства близкого

шловека. При наличие выраженных фемининных качеств в женской половине выборки вступленг брак, рождение, содержание и воспитание детей не является приоритетной ценностью (среднее значение равно 7,17).

Таким образом, при оценке связи ценности «счастливая семейная жизнь» в зависимости от степени выраженности маскулинно - фемининных составляющих психологического пола у юношей и девушек наблюдаются специфические особенности.

Выводы

1. Психологический пол является немаловажным фактором, определяющим значимость ценности семьи современной молодежи, на что указывает построенная регрессионная модель на уровне высокой статистической значимости.

2. В мужской части выборки семейные ценности являются приоритетными для юношей с выраженной маскулинной доминантой, в то время как высокие фемининные показатели соответствуют низкой значимости ценности «счастливая семейная жизнь».

3. Для девушек андрогинного типа характерно большая значимость ценности семейных отношений по сравнению с теми, для которых свойственно доминирование одной составляющей психологического пола при достаточно слабой выраженности другой.

4. Полученные результаты исследования необходимо учитывать при составлении рекомендаций и программ, направленных на культивирование ценности семьи среди молодежи. У юношей значимость семейных ценностей повышается при развитии маскулинной составляющей психологического пола. У девушек предпосылкой приоритетности ценности «счастливая семейная жизнь» является интегрированность маскулинно - фемининных качеств (андрогинный тип).

The results of the research presented in the article prove that the gender is the significant factor in formation and development of family values in youth medium. One can notice specific features in forming the connection between family values and the degree of masculine -feminine components of psychological sex of young men and girls. Family values are priority for young men with much more expressed masculine dominant, while high feminine figures corresponds to a low significance of studied values. The value of family relationships is more important for girls of androgynous type in comparison with those for whom the expressiveness of masculine or feminine personality traits is inherent.

Key words: value, family, masculinity, femininity, androgyny, youth.

Список литературы

1. Берн Ш. Тендерная психология. СПб., 2004.

2. Девятых С.Ю. Освещение вопросов подготовки к семейной жизни в российской психологической и педагогической науке рубежа XIX - XX вв. // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследования. Психология. Частные методики.2010. № 1. Брянск: РИО БГУ, 2010. С.141-145.

3. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Поло-возрастные особенности ценности семьи современной молодежи // Вестник Московского городского педагогического университета 2010. № 3 (13). С. 38-47.

4. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и девушек // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследования. Психология. Частные методики.2010. № 1. Брянск: РИО БГУ, 2010. С. 145-149.

5. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.

6. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971.

7. Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы. М., 1986.

Об авторах

Карнеев Р. К. - кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского, [email protected]

Мерзлякова С. В. - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.