Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1434
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ПСЕВДОАДАПТАЦИЯ / ПРИНОРОВЛЕНИЕ / УПОДОБЛЕНИЕ / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / САМООЦЕНКА / НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ / ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIALIZATION / STAGES OF SOCIAL ADAPTATION / PSEUDO-ADAPTATION / LIKENING / COMPONENTS OF SOCIAL ADAPTATION / SELF-ESTEEM / COMMUNICATION SKILLS / УРАВНОВЕШИВАНИЕ / BALANCING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрова Светлана Сергеевна

Статья посвящена проблеме социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая приобретает все большую актуальность в период внедрения инклюзии в образовании. Автор раскрывает особенности процесса адаптации, социализации и социальной адаптации детей с ОВЗ, подходы к исследованию адаптация (А. Маслоу, Г.А. Балл, Г.М. Андреева, А.А. Реан и др.). Описываются компоненты социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, такие как наличие адекватной самооценки, благоприятный психологический климат в группе, уровень сформированности коммуникативных навыков у обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петрова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH DISABLED HEALTH OPPORTUNITIES

The article is devoted to the problem of social adaptation of students with disabilities, which is becoming increasingly important during the period of inclusion in education. The author reveals the features of the process of adaptation, socialization and social adaptation of children with disabilities, approaches to the study of adaptation (A. Maslow, G.A. Ball, G.M. Andreeva, A.A. Rean, etc.). The components of the social adaptation of students with disabilities are described, such as the presence of an adequate self-esteem, a favorable psychological climate in the group, and the level of communication skills of the student.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

деятельности, где субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности [1].

Ведущим научным подходом в системе методологии модернизации отечественного образования на современном этапе его развития признан компетентностный. Такое положение рассматриваемого подхода в системе методологических подходов модернизации указано в «Стратегии модернизации содержания общего образования» [10]. Важная роль данного подхода в реализации шагов по модернизации образования и повышению качества образовательных услуг связано, по мнению Г.И. Зимирева, с тем, что компетентностный подход, преодолев традиционные когнитивные ориентации образования, представив новое видение самого содержания образования, его методов и технологий, сможет стать механизмом создания обновленного образования как среды развития нового человека [4].

Компетентностный подход направлен на обновление содержания образования, раскрывает механизм реализации требований общества к обучающимся на различных ступенях образования.

Особую значимость компетентностный подход приобретает для решения проблем модернизации высшего профессионального образования. По мнению ученых, обращение к данному подходу позволит:

- гарантировать высокий уровень и результативность подготовки будущего специалиста;

- реализовать обновление содержания высшего образования;

- вооружить студенческую молодежь четко определенной системой профессиональных компетенций, которая обосновывается характером, уровнем и тенденциями развития всех сфер и видов жизнедеятельности человека и общества;

- усилить практическую ориентацию образования, выйдя за рамки ограничений триады «ЗУНов»;

- обеспечить способность выпускника вуза отвечать новым запросам рынка труда, иметь соответствующий потенциал для практического решения жизненных проблем, поиска своего «Я» в социальной структуре [7; 8].

Выводы. Таким образом, современное российское образование переживает период модернизации. Успешность данного процесса обеспечивается методологическими основами, которые составляют научные подходы, в частности гуманистический, гуманитарный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный.

Литература:

1. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 140-142.

2. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. - М.: Гелиос - АРВ, 2000. - 340 с.

3. Богуславский М.В. Стратегии модернизации российского образования хх века: теоретико-методологические подходы к исследованию // Проблемы современного образования. - 2013. - № 4. - С. 5-20.

4. Зимирев Г.И. Социологические аспекты компетентностного подхода // сб.науч.тр. по материалам междун. научн-практ. конф. «Компетентностный подход как фактор повышения качества образования». -Чита: Изд-во ЗабКИПРО, 2010. - 141 с.

5. Ильинский И.М. Образовательная революция // М., 2002.

6. Ковалева О.И. Личностно-ориентированный подход в обучении студентов вузов. - Калуга, 2003. -С. 134-136.

7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.

8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004. - №5. -С. 3-12.

9. Ли Яньхуэй. Гуманистическая направленность модернизации высшего педагогического образования в России и Китае. Диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Иркутск, 2007. - 202 с.

10. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001. - 102 с.

11. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. - 2000. -№ 4. - С. 3-27.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Петрова Светлана Сергеевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая приобретает все большую актуальность в период внедрения инклюзии в образовании. Автор раскрывает особенности процесса адаптации, социализации и социальной адаптации детей с ОВЗ, подходы к исследованию адаптация (А. Маслоу, Г.А. Балл, Г.М. Андреева, А.А. Реан и др.). Описываются компоненты социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, такие как наличие адекватной самооценки, благоприятный психологический климат в группе, уровень сформированности коммуникативных навыков у обучающегося.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, социализация, этапы социальной адаптации: уравновешивание, псевдоадаптация, приноровление, уподобление, компоненты социальной адаптации, самооценка, навыков коммуникации.

Anmtation. The article is devoted to the problem of social adaptation of students with disabilities, which is becoming increasingly important during the period of inclusion in education. The author reveals the features of the

process of adaptation, socialization and social adaptation of children with disabilities, approaches to the study of adaptation (A. Maslow, G.A. Bail, G.M. Andreeva, A.A. Rean, etc.). The components of the social adaptation of students with disabilities are described, such as the presence of an adequate self-esteem, a favorable psychological climate in the group, and the level of communication skills of the student.

Keywords: adaptation, social adaptation, socialization, stages of social adaptation: balancing, pseudo-adaptation, adaptation, likening, components of social adaptation, self-esteem, communication skills.

Введение. На современном этапе развития общества перед образовательными организациями стоит вопрос о создании условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет не только об организации образовательного процесса, но и успешной социальной адаптации данной категории детей.

В ст. 5 п. 5.закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о создании необходимых условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, а также социального развития этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является не только ретардация, как замедление физического развития, уменьшение естественных потребностей в движении, игре, эмоциях, общении, но и состояние пассивности, эгоизма, неуверенности в себе. Указанные особенности осложняют социализацию обучающегося, а именно социальную адаптацию, представляющую собой процесс взаимодействия социальной среды и личности. В ходе такого взаимодействия коррелируют требования и ожидания его участников. В итоге социально адаптированная личность имеет определенный уровень сформированности социальных навыков поведения, общения, принятых в обществе.

Изложение основного материала статьи. Проблема социальной адаптации личности интересует исследователей в области психологии, социальной и специальной психологии и педагогики. В работах А.И. Ковалева, А.А. Реан, М.В. Ромм, М.В. Ростовцевой и др. рассматриваются вопросы адаптации личности в социуме. Л.И. Акатова, Ю.В. Серебренникова и др. изучали социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследованиях Л.Н. Винокурова, Г.Ф. Кумариной и др. описаны особенности интеграции детей в общеобразовательную среду.

В широком смысле социальная адаптация — это возможность и умение соответствовать требованиям общественных отношений: бытовым, учебным, производственным и прочим, в которые вступает человек как субъект социальной деятельности.

Ряд авторов социальную адаптацию рассматривают как активное приспособление человека к изменившейся среде при помощи различных социальных средств. А.В. Петровский описывает, что индивид изначально обладает стремлением к внутренней цели. В соответствии с ней приводятся в действие все проявления его активности, раскрывается адаптивная направленность процессов и поведенческих актов. Сюда входят процессы приспособления индивида к природной и социальной среде, самоприспособления и другие [6, с. 192].

Адаптация в психологии изучается с различных сторон. Гуманистический психолог По А. Маслоу рассматривает адаптацию как динамический процесс взаимодействия личности и среды, и важным критерием успешности адаптации выступает степень интегрированности личности со средой [3, с. 27].

Г.А. Балл рекомендует, опираясь на понятие адаптации Ж. Пиаже о единстве аккомодации и ассимиляции, адаптацию рассматривать как единство взаимообусловленных противоположно направленных процессов уравновешивания субъекта со средой [3, с. 28].

Адаптация - естественное состояние человека, которое проявляется в привыкании к новой деятельности, новым условиям жизни, новым социальным ролям и контактам [3, с. 27].

Для того, чтобы глубже понять сущность социальной адаптации необходимо развести понятия «социальная адаптация» и «социализация». Многие исследователи рассматривает социальную адаптацию как часть процесса социализации. Б.Д. Парыгин, И. А. Милославова считают, что социальная адаптация достигается и реализуется в ходе социализации, которая в широком смысле — это процесс становления и развития человека как общественного субъекта деятельности, общения и самосознания [4, с. 24]. Социализация — это процесс формирования навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, который присущ любому человеку.

Различают первичную и вторичную социализации. Первичная - является основой для всего остального процесса социализации и проходит в основном в семье, где ребёнок получает первые представления об обществе, о его ценностях и нормах. Во вторичная социализации основой является образовательная организация, где обучающиеся действуют в соответствии с новыми правилами и обстановкой.

В обществе социализация направлена на выполнение задач:

1. Интегрирует индивида в общество и в различные социальные общности через усвоение им элементов культуры, ценностей и норм.

2. Способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей.

3. Сохраняет общество, передает и производит культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

М.В. Ромм пишет, что социальная адаптация - это логический итог глобального процесса социализации, тогда как социализация - этап становления индивида и приобщения его к основным ценностям и нормам, социокультурным институтам для выполнения в будущем определенной социальной роли. Социализация формирует всю систему предпосылок социальной адаптации» [5].

Социальная адаптация в социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья заключается в активном приспособлении, усвоении социальных норм и требований социальной среды. Необходимым критерием и результатом эффективной социальной адаптации является самореализация, самоактуализация, саморазвитие личности в обществе.

Г.М. Андреева, А.А. Реан выделили четыре этапа социальной адаптации:

1. Уравновешивание — минимальная степень включенности индивида в процесс адаптации к новой среде. Оно связана с узнаванием новой ситуации. Ребенок знакомится с новой для него обстановкой, коллективом, устанавливает контакты, изучает психологическую атмосферу.

2. Псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее требованиям и нормам, противоречие между взглядами, ориентациями, интересами, убеждениями и реальными действиями или поведением. Ребенок знает, как он должен действовать и вести себя в новой среде, но в сознании не признает этого и, при возможности, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей.

3. Приноровление — признание и принятии основных ценностей через систему взаимных уступок.

4. Уподобление — изменение прежних установок, взглядов, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения.

Итогом социальной адаптации является достижение младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья равновесия с обществом с помощью постоянной выработки социально-значимых качеств. Внутренняя удовлетворенность ребенка собственной деятельностью в социуме, самоудовлетворенность собой, своей жизнью, в социальной адаптации выходит на первое место. Потому, главным критерием успешной социальной адаптации является высокая удовлетворенность от взаимодействия с социумом, самопринятие.

Двумерное измерение результата социальной адаптации предлагает А.А. Реан. Это соответствие требованиям социального окружения (внешний критерий) реального поведения человека и отсутствие ощущения угрозы, наличие внутренней комфортности (внутренний критерий). Автор подчеркивает, что «личностные характеристики во многом определяют успешность и неуспешность адаптации, и в то же время сама эта адаптация является мощным стимулом для развития личности» [5, с. 43].

Ю.Н. Казаков выделяет субъективные и объективные стороны адаптации [2, с. 13]. Субъективный процесс связан с убеждениями, с социально-психологическим развитием, личными качествами человека. В субъективном процессе проявляется активная роль человека, его желание или нежелание усвоить или изменить существующие социальные ценности.

Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что с рождения человек приобретает различные социальные особенности, определяющие и отражающие его место в общественных отношениях. В течение жизни идет непрерывный процесс адаптации через окружающую социальную среду (родители, друзья и др.) и различные социальные институты.

А.В. Сухарев, Ю. Н. Казаков и др. выделяют когнитивный, эмоциональный и практический механизмы адаптации личности.

Когнитивный механизм - психические процессы, связанные с познанием: восприятие, ощущение, представление, память, мышление, воображение.

Основой эмоционального механизма являются эмоциональные состояния и моральные чувства (озабоченность, беспокойство, сочувствие, одобрение, жалость, осуждение и др.).

Практический или поведенческий механизм - определенная направленная деятельность человека в социальной практике.

Механизмы социальной адаптации взаимосвязаны и включаются в работу при возникновении адаптивной ситуации, возникающей при переходе человека из одной среды в другую либо при изменениях в субъекте адаптации, которые делают невозможным им новых целей в прежних условиях среды.

Н.Н. Мельникова выделяет следующие условия возникновения адаптации:

— адаптация всегда предполагает взаимодействие объектов;

— взаимодействие разворачивается в условиях дисбаланса, несогласованности между системами;

— целью взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер варьирующиеся в достаточно широких пределах;

— достижение цели предполагает определённые изменения во взаимодействующих системах [2, с. 229].

Б. Ф. Ломов обозначает, что основными составляющими психологического климата являются система межличностных отношений (симпатия, антипатия, дружба), общее настроение, психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие), общий стиль совместной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [7, с. 276].

Психологический климат - это совокупность психологических настроений, состояний, отношений людей в группе и коллективе (Г.М. Андреева).

Благоприятный климат в группе ощущается каждым как удовлетворенность отношениями с окружающими, своей деятельностью, ее процессом и результатами. Неблагоприятный климат переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в группе.

Благоприятная атмосфера в коллективе возникает, когда человек добивается успеха в деятельности, чувствует заинтересованность других, ощущает их поддержку и сам готов прийти к ним на помощь.

Благоприятная атмосфера в группе обусловлена индивидуальными психологическими особенностями ее членов. Степень уверенности ребенка в себе оказывает влияние на общий климат группы. Самоуверенные, как и неуверенные в себе субъекты могут создать в группе нервозную обстановку. Еще одним важным фактором в формировании благоприятного климата в группе является умение уважать друг друга.

Отметим, что для младших школьников уровень социальной адаптации можно определить, опираясь на исследования Э.М. Александровской и С.М. Тромбах, которые предлагают определять уровень адаптации по успешности обучения (усвоение образовательной программы), степени принятия социальных норм поведения в микросоциуме, успешность социальных контактов и эмоциональное благополучие.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Паньков в качестве критериев адаптации к успешному обучению и положению в структуре социальных взаимоотношений добавляют общественную активность обучающегося. Т.В. Дорожевец выделяет академическую, социальную и личностную адаптацию в школе.

Академическая адаптация - степень соответствия ребенка школьным нормам (принятие школьных норм поведения, выполнение требований педагога, освоение школьной программы). Социальная адаптация - это степень развития у ребенка коммуникативных навыков, умение решать конфликтные ситуации и достаточное количество социальных связей. Личностная адаптация — это степень принятия роли учащегося, проявляющаяся в адекватной самооценке, достаточном уровне притязаний, сформированности учебной мотивации.

Таким образом, компонентами социальной адаптации младшего школьника являются:

— принятие социальных норм поведения и действие в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обучающемуся (либо занимающемуся по программе дополнительного образования);

— владение навыками коммуникации, бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми, имеет в классе друзей;

— адекватная самооценка;

— усвоение образовательной программы.

Особое внимание следует обратить на коммуникацию и самооценку обучающихся.

Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина и др. понимают под коммуникативностью степень овладения и развития определенных навыков коммуникации.

Навыки коммуникации — это осознанные коммуникативные действия учащихся и способность правильно строить свое поведение и управлять им в соответствии с задачами общения. Навыки коммуникации являются сложными навыками высокого уровня и включают элементарные коммуникативные умения - широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение.

Г.М. Андреева определила, что качество эффективной коммуникации является показателем развитости навыков коммуникации, необходимых для успешной социальной адаптации школьников. К основным показателям развитости навыков коммуникации относятся:

— речевая компетентность: умение говорить бегло, точно, конкретно, кратко;

— умение и желание слушать собеседника;

— внимание и восприимчивость к невербальной информации: жесты, мимика, поза;

— наблюдательность, умение замечать тонкие нюансы поведения;

— эмпатия: чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников;

— гибкость: способность менять свое поведение в зависимости от ситуации;

— правильный выбор времени, окружающей обстановки, места для общения.

Для организации взаимодействия необходимы навыки коммуникации, от уровня развития которых зависит уровень социализации. Таким образом, развитие навыков коммуникации - один из компонентов социальной адаптации.

Следующий компонент социальной адаптации — адекватная самооценка. Адекватная самооценка один из показателей успешной социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. В.С. Сластенин отмечает, что самооценка является составной и неотъемлемой частью развития личности, и она влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека, она во многом определяет динамику и направленность развития субъекта в целом [1, с. 345].

Важное значение в формировании самооценки имеет период младшего школьного возраста, так как на этом возрастном этапе появляются психические новообразования, расширяются виды деятельности и социальные контакты, создающие условия для формирования адекватной самооценки.

Самооценка младшего школьника — это интегральное качество личности, которое базируется на системе знаний о себе и своих возможностях. Проявляется данное качество личности в потребности и способности оценивать свое поведение, и обусловлено системой возрастных личностных новообразований.

А.В. Захарова выделяет два основных фактора, обеспечивающие условия развития самооценки: общение с окружающими (усваиваются способы оценивания, формы и критерии оценок) и собственная деятельность субъекта (происходит апробация данных способов) [1, с. 345].

У младших школьников можно выделить устойчивую адекватную, устойчивую завышенную, неустойчивую с неадекватным завышением или занижением самооценки. Младшие школьники с адекватной самооценкой - бодрые, обладающие чувством юмора, активные, способные к самостоятельному анализу своих действий, в том числе и ошибочных.

Младшие школьники с устойчиво завышенной самооценкой отличаются активностью и стремлением преуспевать в деятельности самостоятельно и без посторонней помощи (творческой, учебной, спортивной). У них преобладает уверенность в том, что они могут решить поставленные перед ними задачи.

Обучающиеся с завышено неустойчивой самооценкой склонны переоценивают свои силы и часто берутся за задачи, решение которых им не под силу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занижено неустойчивая самооценка проявляется у учащихся в чертах личности и поведении, нормальному развитию личности препятствует неуверенность в себе, повышенная самокритичность, для учащихся важно одобрение со стороны окружающих, которое способно поднимать их самооценку.

Следовательно, адекватный уровень самооценки формируется в процессе общения с социумом и является одним из показателей социальной адаптации младшего школьника.

Выводы. Таким образом, социальная адаптация - это стимул для развития личности, представляющий собой процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Следовательно, показателями успешной социальной адаптации можно считать сложившиеся способы взаимодействия ребенка и социальной среды, уровень развития навыков коммуникации и уровень самооценки младшего школьника.

Литература:

1. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст] / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. — М.: Владос, 2004. — 349 с.

2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие [Текст] / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. — М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.

3. Дикая, Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований [Текст] / Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», — 2007. — С. 17-42.

4. Кузнецов, П.С. Уровни социальной адаптации [Текст] / П.С. Кузнецов // Материалы пятых саратовских чтений. — Саратов: Саратовский пед. инст-т, — 2012. — С. 17-19.

5. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика [Текст] / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2016. — 479 с.

6. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект [Текст] / М.В. Ромм. — Новосибирск: Наука, 2012. — 275 с.

7. Серебреникова, Ю.В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе [Текст] / Ю.В. Серебренникова // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология», — 2012. — № 2 (9). — С. 274-277.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Петрова Людмила Андреевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); доктор технических наук, профессор отделения информационных технологий Берестнева Ольга Григорьевна

Томский политехнический университет (г. Томск)

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Аннотация. В статье рассматриваются феномен готовности педагога к инновационной деятельности в аспекте его профессионального роста. Выделены критериальные характеристики профессионализма педагога. Раскрыта значимость готовности педагога в его профессиональном становлении.

Ключевые слова: инновация, готовность к реализации инновационной деятельности, компоненты готовности к инновационной деятельности, профессионализм, профессиональный рост.

An^tatton. The article deals with the phenomenon of teacher readiness for innovation in the aspect of his professional growth. Criteria characteristics of the teacher's professionalism are highlighted. The significance of the teacher's readiness in his professional development is revealed.

Keywords: innovation, readiness to implement innovative activities, components of readiness for innovation, professionalism, professional growth.

Введение. Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в образовании, связанные с необходимостью повышения его качества, обострили проблему профессиональной компетентности педагога. На уровне профессионализма практически полностью сказывается насколько современны педагогические технологии, используемые педагогом в своей деятельности.

Готовность к инновационной деятельности играет особую роль в профессиональном становлении любого специалиста, в том числе и педагога. Профессиональная деятельность педагога сегодня считается уже неполноценной, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования. Переход учебно-воспитательной работы педагога в инновационный режим сегодня рассматривается уже как закономерное явление, как показатель высшей ступени развития его профессионализма. В современных научных исследованиях и практике изучение профессиональной деятельности осуществляется в контексте рассмотрения вопросов введения инноваций в образовательный процесс.

Инновация в целом в современной системе образования имеет свою специфику, которая проявляется в том, что предметом инновационной деятельности является личность ребенка (неповторимая, развивающаяся, обладающая специфическими особенностями) и практика использования инноваций в учебно-воспитательном процессе; зависимость значимости инновационных изменений в педагогической деятельности от объективных условий в виде социального заказа, востребованности обществом; психологическая готовность педагога к использованию инновационных технологий в организации образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. В научных исследованиях проблемы профессионализма всё чаще поднимается вопрос о готовности специалиста, в частности педагога, к реализации инновационной деятельности. Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать «способность создавать, воспринимать, реализовывать новшества, а также своевременно избавляться от устаревшего, нецелесообразного» [13].

Профессионализм имеет широкий спектр проявлений, начиная от поверхностного знания, представления о профессиональной деятельности педагога и заканчивая формированием готовности к реализации инновационной деятельности, научно-исследовательскому поиску путей достижения высоких результатов педагогического труда. Изучение и анализ научно-педагогической литературы (С.Г. Григорьева, С.И. Зимин, А.В. Коптелов, А.К. Маркова, В.Н. Панова и др.) позволил определить содержание и уровни сформированности профессиональной позиции педагога [5; 11]:

- уровень первичного усвоения педагогического мастерства: знание и понимание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение путем использования методик, средств, различных педагогических технологий, наличие профессионально значимых личностных качеств;

- уровень информационно-воспроизводящий, т.е. педагог умеет воспроизводить опыт других, использовать на хорошем методическом уровне лучшие образцы накопленного педагогического опыта;

- уровень рационализаторский - педагог проявляет личный творческий потенциал, рационализаторские способности в решении нестандартных педагогических задач;

- уровень научно-исследовательский - педагог умеет вырабатывать индивидуальный стиль деятельности в организации учебно-воспитательного процесса;

- уровень открытости для восприятия новшеств в образовании и осознания необходимости реализовывать инновации в образовательном процессе;

- уровень проявления готовности к использованию инноваций в учебно-воспитательной работе, что является предпосылкой эффективной деятельности, максимальной реализации возможностей, раскрытия творческого потенциала педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.