Научная статья на тему 'Социальная адаптивность будущего педагога: структура и основные направления развития'

Социальная адаптивность будущего педагога: структура и основные направления развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИВНОСТЬ / СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ / SOCIAL ADAPTIVITY / ADAPTATION STRATAGIES / FUTURE TEACHER / SOCIAL ADAPTIVITY COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскрекасенко Ольга Александровна

В статье раскрывается сущность понятий «социальная адаптивность», «стратегии адаптации». Основное внимание уделяется характеристике структурных компонентов социальной адаптивности, целенаправленное формирование которых рассматривается в качестве возможных направлений её развития у будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future Teacher’s Social Adaptivity: Structure and the Main Ways of Development

The article reveals such notions as “social adaptivity” and “adaptation stratagies”. The author pays special attention to social adaptivity structural components characteristics, the purposeful development of which is considered as a possible way of its development in future teachers.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптивность будущего педагога: структура и основные направления развития»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.1 ББК 74.58

Воскрекасенко Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

г. Пенза

Voskrekasenko Olga Aleksandrovna

Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Pedagogics Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky

Penza

Социальная адаптивность будущего педагога: структура и основные направления развития Future Teacher’s Social Adaptivity:

Structure and the Main Ways of Development

В статье раскрывается сущность понятий «социальная адаптивность», «стратегии адаптации». Основное внимание уделяется характеристике структурных компонентов социальной адаптивности, целенаправленное формирование которых рассматривается в качестве возможных направлений её развития у будущих педагогов.

The article reveals such notions as “social adaptivity” and “adaptation stratagies” The author pays special attention to social adaptivity structural components characteristics, the purposeful development of which is considered as a possible way of its development in future teachers.

Ключевые слова: социальная адаптивность, стратегии адаптации, будущий педагог, компоненты социальной адаптивности.

Key words: social adaptivity, adaptation stratagies, future teacher, social adaptivity components.

Мобильность социокультурной ситуации ставит перед будущим

педагогом, как в годы обучения в вузе, так и на перспективу, задачи установления новых социальных связей и отношений, нахождения своего места в стремительно изменяющихся условиях, профессиональной и личностной самореализации. Успешность её решения во многом определяется уровнем развития социальной адаптивности личности. В этой связи перед системой высшего педагогического образования встаёт задача профессиональной подготовки специалистов, адаптивных к меняющимся обстоятельствам среды и

готовых содействовать успешной адаптации учащихся (С.В. Дроздов, Н.Н. Мельникова, А.А. Налчаждян, С.А. Пакулина, Н.А. Свиридов, Б.А. Сосновский, В.Д. Шадриков и др.).

Под социальной адаптивностью будущего педагога нами понимается интегративная характеристика личности, выступающая внутренним условием её успешной социализации и отражающая способность к выбору стратегий адаптации, отвечающих потребностям личности и оптимизирующих взаимодействие с социальной средой. Стратегии адаптации - это осознанные и неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия) обеспечивающие личности субъективно воспринимаемое, объективно складывающееся состояние личностной адаптированности [3, с. 40].

В силу многообразия адаптивных форм поведения, в современной научной литературе существует множество классификаций стратегий адаптации. Так, например, Мельникова Н.Н. выделяет: стратегии активного

изменения среды или партнёра; стратегии активного изменения себя; стратегии активного ухода из среды и поиск новой; стратегии активного ухода от контакта со средой и погружение в свой внутренний мир; стратегии пассивной репрезентации себя; стратегии пассивного подчинения условиям среды; стратегии пассивного выжидания внешних и внутренних изменений [2]. Однако при всём многообразии стратегий адаптации невозможно выделить одну универсальную, срабатывающую во всех адаптационных ситуациях. Проблема социальной адаптивности личности связана не с усвоением и воспроизводством одной «наилучшей», но с выбором оптимальных в каждой конкретной адаптационной ситуации приёмов и способов адаптации. На осуществление этого выбора оказывает влияние целый комплекс внешних (связанных с особенностями среды) и внутренних (связанных с особенностями субъекта адаптации) факторов. Вместе с тем, для успешного развития социальной адаптивности, как способности личности к оптимальному выбору стратегий адаптации, педагогу необходимо знать не столько о внешних факторах,

влияющих на выбор адаптационных стратегий, сколько о внутренних, обуславливающих эффективность осуществляемого выбора.

Внутренние факторы, определяющие успешность осуществляемого личностью выбора стратегий адаптации, составляют структуру социальной адаптивности как интегративной личностной характеристики. Их выявление позволит определить направления опытно-экспериментальной работы по целенаправленному развитию социальной адаптивности будущих педагогов.

Как показывают многочисленные исследования (А.К. Акименко,

А.А. Баранов, С.В. Величко, В.Г. Витун, А.Р. Кудашев, С.А. Пакулина,

А.А. Реан, Е.В. Шаповалова и др.), на протяжении всего процесса социальной адаптации значимую роль играет мотивационная сфера. Это связано с тем, что ведущие мотивы выступают в качестве побудительной силы, направляющей активность личности. Традиционно различают внутреннюю (диспозиционную) и внешнюю (ситуативную) мотивацию. В нашем исследовании процесс целенаправленного развития социальной адаптивности будущего педагога должен представлять собой такую педагогическую деятельность, при которой действия педагога будут являться внешним мотивом для обучающихся при формировании социально значимого качества и восприниматься как стимул к саморазвитию. В результате педагогической деятельности у них должна формироваться внутренняя мотивация, т.е. понимание необходимости формирования социальной адаптивности как залога успешной личностной и профессиональной самореализации.

Особую роль в успешной адаптации играет мотивация на успех (А.А. Баранов, А.Р. Кудашев, С.А. Пакулина, А.А. Реан). Мотивированного на успех человека в ситуации адаптации отличает высокая активность, инициативность, осознанность действий. Такие люди отдают предпочтения активным стратегиям адаптации, направленным на изменение ситуации в сочетании с самоизменением и самосовершенствованием. Тогда как человек мотивированный на неудачу чаще использует стратегии избегания, ухода от контакта со средой и погружения в свой внутренний мир.

9

Наряду с мотивацией на успех, на эффективность выбора адаптационных стратегий оказывает влияние установка на ту или иную форму активности. Как показывают исследования, адаптивную роль в процессе адаптации играет установка на поисковую активность (В.В. Аршавский, С.М. Бондаренко,

В.С. Ротенберг, Ю.М. Десятникова). Под поисковой активностью понимается «деятельность, направленная на изменение ситуации или её субъективного осмысления при невозможности заранее предвидеть результаты своих действий, но при постоянном учёте этих результатов на каждой стадии деятельности» [1 с. 19]. Исходя из адаптивного характера поисковой активности, перед педагогом встает задача формирования установки на поисковую активность в рамках развития социальной адаптивности будущего педагога.

Мотивация на достижение успеха, сформированность установки на поисковую активность способствуют успешной социальной адаптации лишь при условии соответствия имеющихся у личности ценностных ориентаций существующим в обществе нормам морали. Показателем этого соответствия выступает моральная нормативность, представляющая собой свойство личности, характеризующее её способность соблюдать моральные нормы, а также адекватно воспринимать предлагаемую для неё определённую социальную роль. Особое значение моральная нормативность играет в педагогической деятельности. Педагог, являясь транслятором культуры от старшего поколения к младшему, способствует приобщению детей к системе общечеловеческих ценностей, формирует моральную нормативность своих воспитанников.

Таким образом, в структуре социальной адаптивности будущего педагога можно выделить мотивационно-ценностный компонент, включающий в себя: ценностные ориентации личности (моральную нормативность); мотивацию на успех в ситуации адаптации; установку на активное изменение своего положения в адаптационной ситуации (поисковую активность).

Помимо мотивационно-ценностного, в качестве значимого структурного компонента социальной адаптивности будущего педагога, выступает когнитивный компонент. В современном информационном обществе ключевую роль в любой целесообразной деятельности (в том числе, адаптационной) играет информация. Так, на роль информации в успешной социальной адаптации личности указывают исследования С.В. Величко, В.Г. Витуна, М.А. Петрова, М.В. Ромма, М.В. Ростовцевой, Н. Е. Шафажинской и др. Какого рода информацией, какими знаниями должен обладать будущий педагог для успешного осуществления выбора стратегий адаптации? Рассматривая адаптационную ситуацию схематично, абстрагируясь от менее значимых факторов, можно условно все эти знания сгруппировать в два блока: ситуативный и постоянный (стабильный). Ситуативный блок связан с особенностями макро-, мезо- и микросреды адаптации, конкретными условиями адаптационной ситуации, т.е. представляет собой внешний, объективный фактор адаптации, трудно прогнозируемый и меняющийся в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. Постоянный блок включает в себя: систему знаний и представлений личности о себе как субъекте адаптационного процесса; представлений об основных закономерностях протекания процесса адаптации; знания о существующих приёмах и способах адаптации в новых условиях; знание правил эффективного общения и поведения в конфликтной ситуации.

Как субъект адаптационного процесса, будущий педагог обладает целым рядом психологических свойств и характеристик, оказывающих влияние на процесс социальной адаптации. Система знаний и представлений о себе позволяет ему выбрать оптимальные стратегии адаптации с учётом своих сильных и слабых сторон, особенностей протекания эмоционально-волевых и мыслительных процессов, склонностей и способностей (Н.Г. Колызаева, М.В. Ромм, Е.И. Савонько, Н.Е. Шафажинская и др.). Активное самопознание личностью своих индивидуальных психологических особенностей, способствует формированию адекватной самооценки, выступающей одним из

11

важнейших факторов регуляции адаптационной деятельности (Ю.С. Бабахин,

О.И. Зотова, И.К. Кряжева, Е.И. Савонько, Т.В. Снегирева, Т. И. Юферова).

Структуру когнитивного компонента социальной адаптивности будущего педагога составляет также система знаний и представлений об основных закономерностях протекания процесса адаптации, существующих приёмах и способах адаптации в новых условиях. Не менее важен накопленный всей историей человечества опыт выработки адаптационных стратегий, приёмов и способов адаптации. В этой связи, одним из наиболее распространённых вариантов осуществления адаптационного поведения становится обращение к уже существующим в арсенале общества стратегиям или модификация и усовершенствование отдельных стратегий из числа уже известных.

Особое место в когнитивном компоненте социальной адаптивности будущего педагога занимают знания правил эффективного общения и поведения в конфликтной ситуации. Это связано, с одной стороны, со спецификой социальной адаптации, с другой, со спецификой педагогической профессии. Так, на значимость для успешной адаптации знаний в области эффективного общения, как составной части коммуникативной компетентности, указывают работы А.Р. Акимовой, И.В. Баковой,

С.В. Гринько, К.П. Зайцевой, Ю.Ю. Мерзляковой, М.В. Ростовцевой и др. В свою очередь, коммуникативная компетентность является важной составляющей в общей профессиональной компетентности педагога (А.А. Бодалев, Н.В. Казаринова, В.А. Кан-Калик, Н.В. Клюева, Ю.А. Конев,

В.Н. Куницына, А.К. Маркова, Л.А. Петровская и др.).

Вместе с тем, наличие определённого знания ещё не гарантирует эффективности его применения в ситуации адаптации. В этой связи, социальная адаптивность будущего педагога включает в себя операционно-деятельностный компонент. В ряду важнейших его составляющих выступают: навыки

саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации; умения действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации; владение техникой эффективного общения и

12

разрешения конфликтной ситуации.

Анализ работ М.В. Жуйковой, А.В. Зобкова, Е.И. Манаповой,

Н.А. Нестер, С.А. Пакулиной и др. позволяет сделать вывод о взаимосвязи сформированности навыков саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации и успешности адаптации. Особую роль данные навыки играют в педагогической деятельности, способствуя не только успешной профессиональной адаптации, но и сохранению психического здоровья педагога (А.П. Агафонов, В.Б. Арюткин, О.В. Белоус, Г.Ю. Маштакова,

Н.П. Невзорова, Е.А. Соболева, Е.В. Соловьёва, Е.Г. Ткачёва и др.).

Успешному осуществлению выбора адаптационных стратегий будущим педагогом также способствует сформированность у него умения действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации. Так, А. Нэзу и Т. Дзурилла выделили пять компонентов стресс-преодолевающего поведения, которые можно рассматривать как алгоритм поведения в ситуации выбора адаптационных стратегий: ориентация в проблеме; определение и формулирование проблемы; генерация альтернатив; выбор оптимального варианта решения проблемы; выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности [4, с. 41-42]. Овладение им повышает эффективность протекания адаптационных процессов.

В структуру операционно-деятельностного компонента социальной адаптивности будущего педагога также входит владение техникой эффективного общения и разрешения конфликтной ситуации. Она включает в себя такие умения и навыки как: умение вступления в контакт, навыки активного слушания, невербальные коммуникативные умения и навыки, умение правильно оценить ситуацию общения, умение предупреждать и разрешать конфликты ситуации и др. Данные умения и навыки, составляя основу коммуникативной компетентности будущего педагога, не только способствуют его успешной социальной адаптации, но и выступают основанием для эффективного педагогического взаимодействия.

Целенаправленное развитие социальной адаптивности будущего педагога, как способности выбирать наиболее эффективные стратегии адаптации, возможно через формирование её компонентов: мотивационно -ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного. Данный подход к развитию социальной адаптивности будущего педагога строится на признании его субъектом собственного развития и жизнедеятельности. Педагог, воздействуя на внутренние факторы, определяющие эффективность выбора, и активизируя саморегуляционные процессы, лишь создаёт условия для осуществления ответственного выбора.

Библиографический список

1. Десятникова, Ю.М. Психологические условия адаптации

старшеклассников к новой социальной действительности: дис. ...канд. психолог. наук [Текст] / Ю.М. Десятникова. - М., 1996. - 187 с.

2. Мельникова, Н.Н. Проблема социально-педагогической адаптации. Некоторые подходы к изучению [Текст] / Н.Н. Мельникова // Социальная психология: теория, эксперимент, практика. - Ярославль, 2000. - С. 266270.

3. Ромм, М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования

социальной адаптации личности (информационный подход): дис........канд.

филос. наук [Текст] / М.В. Ромм. - Новосибирск, 1995. - 181 с.

4. Петунс, О.В. Особенности адаптационных стратегий личности младшего школьника в стрессовых ситуациях: дис. ... канд. психолог. наук [Текст] / О.В. Петунс. - Москва, 2006. - 252 с.

Bibliography

1. Desyatnikova, Yu. M. Psychological Conditions of Senior Pupil’s Adaptation to New Social Reality: Diss. ... Cand. of Psycholog. [Text] / Yu. M. Desyatnikova. - Moscow, 1996. - 187p.

2. Melnikova, N.N. The Problem of Socio-Pedagogical Adaptation. Some Approaches To Investigation [Text] / N.N.Melnikova // Social Psychology: Theory, Experiment, Practice. V.2. - Yaroslavl, 2000. - P. 266-270.

3. Petuns, O.V. Peculiarities of Junior Pupils’ Personality Adaptation Strategies in Stress Situations: Diss. ... Cand. of Psycholog. [Text] / O.V. Petuns. -Moscow, 2006. - 252 p.

4. Romm, M.V. Theoretical-and-Methodological Research Problems of Personality’s Social Adaptation (Informational Approach): Diss. ... Cand. of Psycholog. [Text] / M.V.Romm. - Novosibirsk, 1995. - 181 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.