Научная статья на тему 'Проблема развития социальной адаптивности будущих педагогов в системе научно -педагогического знания'

Проблема развития социальной адаптивности будущих педагогов в системе научно -педагогического знания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
275
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИВНОСТЬ / АДАПТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL ADAPTABILITY / ADAPTATION ABILITIES / FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воскрекасенко Ольга Александровна

Раскрывается понятие «социальная адаптивность» и характеризуются основные подходы к развитию адаптационных способностей личности. Особое внимание уделяется рассмотрению развития социальной адаптивности будущих педагогов как собственно педагогической проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is revealed the notion social adaptability and characterized the main approaches to adaptation abilities of a person. Special attention is paid to future teachers social adaptability development as a pedagogical issue.

Текст научной работы на тему «Проблема развития социальной адаптивности будущих педагогов в системе научно -педагогического знания»

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

8. Столярчук Л.И. Гендерный подход к педагогическому образованию в вузе // Изв. Волгогр. гос. соц.-пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». 2011. № 8 (62). С. 91 - 94.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) образование. М., 2011. С. 4 - 39.

Essence of the communicative competence of a future teacher with the consideration of gender peculiarities of pupils

There are suggested the essential characteristics of future teachers’ communicative competence with the consideration of gender peculiarities ofpupils.

Key words: communicative competence of a teacher, gender peculiarities of pupils.

о.А. воскрекасенко

(Пенза)

проблема развития социальной адаптивности будущих педагогов в системе научно-педагогического знания

Раскрывается понятие «социальная адаптивность» и характеризуются основные подходы к развитию адаптационных способностей личности. Особое внимание уделяется рассмотрению развития социальной адаптивности будущих педагогов как собственно педагогической проблеме.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, социальная адаптивность, адаптационные способности, будущие педагоги.

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России на современном этапе резко обозначило проблему адаптации личности относительно трансформирующегося социума. При всей значимости роли семьи в успешной адаптации подрастающего поколения именно современное образовательное учреждение призвано формировать модели продуктивного адаптивного поведения мо-

лодежи, способствующие достижению ею баланса между адаптацией и автономизацией в обществе. В этой связи перед системой высшего педагогического образования встает задача профессиональной подготовки специалистов, адаптирующихся к меняющимся обстоятельствам среды и готовых содействовать успешной адаптации учащихся (С.В. Дроздов, Н.Н. Мельникова, A.A. Налчаждян, Р.В. Овча-рова, С.А. Пакулина, H.A. Свиридов, Б.А. Со-сновский, В.Д. Шадриков и др.). Таким образом, формирование и развитие у будущего педагога набора ключевых компетенций должно включать помимо собственно профессиональных знаний и умений способность адаптироваться к новым ситуациям - социальную адаптивность.

В последнее десятилетие проблема развития адаптационных способностей получила достаточно широкое освещение в системе научно-педагогического знания. Идея о наличии у индивида способности к адаптации, как и к любому другому виду активности, высказывается многими учеными (С.В. Величко,

А.С. Кислицына, Н.К. Колызаева, А.Г. Маклаков, A.A. Налчаджян, С.Т. Посохова, В.В. Константинов, A.A. Реан, М.В. Ромм, И.Н. Сима-ева и др.). В научном обиходе используются понятия «адаптивность», «личностный адаптационный потенциал», «адаптивные характеристики личности». Однако единого, общепринятого и отражающего суть явления понятия нет.

Прежде чем перейти к анализу существующих подходов к развитию социальной адаптивности, остановимся на характеристике биологических предпосылок адаптационных способностей. Как показывают открытия в области генетики, достижения в области эволюционной теории, приобретенные в течение индивидуальной жизни (фенотипические) адаптивные признаки лишь частично передаются по наследству. Aдаптивность формируется главным образом в онтогенезе. Данное положение открывает перед педагогом возможность целенаправленного развития способности личности к адаптации с учетом биологических предпосылок. В качестве последних выделяют особенности анатомо-физиологического строения нервной системы. так, экспериментально доказано влияние свойств нервной системы на темп, длительность и характер протекания адаптации личности (Н.В. Василевский, С.В. Кинелев, М.О. Марикян, Л.В. Меньшико-

© Воскрекасенко O.A., 2012

ва, К.О. Сантросян, Д.Г. Элькин и др). Вместе с тем особенности анатомо-физиологического строения нервной системы наибольшее влияние оказывают на протекание физиологической и психологической адаптации. Успешность же социальной адаптации в значительной степени определяется социальным опытом. Такое понимание соотношения биологического и социального в формировании адаптационных способностей выступает условием их целенаправленного развития, в том числе и у будущих педагогов.

Вопрос о наличии способности личности к адаптации поднимается и в общественных науках, где ключевое место занимает теория систем. так, в философии адаптивность рассматривается как атрибутивное свойство, функциональный признак любой сложной системы (М.В. Ромм, М.В. Ростовцева, Ю.А. Урман-цев, Г.И. Царегородцев и др.). Личность также можно рассматривать как сложную, многоуровневую, антиэнтропийную адаптивную систему. По определению М.В. Ромма, «Адаптивная система - это система, которая обладает потенциальной возможностью, основанной на использовании информационного механизма обратной связи, к целенаправленному (активному или реактивному) изменению своей структуры в соответствии с потребностью» [8, с. 32]. По мнению автора, личность будет адаптивной, если выбранная ею стратегия адаптации в большинстве случаев отвечает ее потребностям и оптимизирует взаимодействие с социальной средой. Под стратегией социальной адаптации в данном случае М.В. Ромм понимает «осознаваемые или не осознаваемые, регулярные или случайные действия (бездействия), обеспечивающие состояние индивидуальной или групповой адаптированности» (Там же, с. 40).

конкретизацию понятия «адаптивность» применительно к ситуации социальной адаптации находим в исследовании М.В. Ростовцевой. Автор рассматривает социальную адаптивность как ключевое понятие при выявлении соотношения между степенью приспособления личности к социуму и степенью ее автономности. Так, под социальной адаптивностью М.В. Ростовцева понимает «целенаправленно формирующееся отношение личности и общества, определяющее их взаимообусловленную направленность на разрешение противоречий, которые возникают в процессе социализации» [9, с. 9].

особое место в понимании сущности социальной адаптивности занимают психологические исследования, где для обозначения внут-

реннего фактора, определяющего эффективность адаптации, широко используются понятия «адаптивность», «личностный адаптационный потенциал», «адаптивные характеристики личности». Значительная часть психологических работ выполнена в русле разработанной

A.Г. Маклаковым концепции адаптационного потенциала (Г.Ю. Авдиенко, А.С. Кислицына,

B.В. Константинов, И.А. Королева, И.В. Фе-доткина, М.В. Ходжич, Л.Е. Шевчук и др.) [5]. Способность к социально-психической адаптации рассматривается в ней как свойство личности, оценить которое можно через диагностику уровня развития наиболее значимых для процесса адаптации психологических характеристик: нервно-психическую устойчивость, самооценку, особенности построения контакта с окружающими, моральную нормативность, уровень групповой идентификации. Данные характеристики взаимосвязаны и составляют, по мнению А.Г. Маклакова, интегральную характеристику психического развития - личностный адаптационный потенциал. В последующих работах делались попытки расширить спектр включенных в личностный адаптационный потенциал психологических характеристик (А.С. Кислицына, И.А. Королева и др.). Однако до сих пор в психологии четко не выделены свойства и качества личности, по которым можно было бы точно определить структуру адаптивных способностей, что затрудняет использование данного подхода для решения педагогической задачи целенаправленного развития адаптивности.

Иную позицию занимает Н.К. Колызае-ва [4]. Как показывает исследование автором адаптации студентов к условиям вуза, конкретизация понятия через отдельные свойства личности, их взаимосвязь и попытки выделения адаптивного типа личности приводят к выводу об отсутствии универсальной адаптивной характеристики и универсального адаптивного типа личности. В зависимости от конкретных условий, актуализирующих те или иные черты личности, отдельные характеристики, влияющие на процесс адаптации, могут выступать как в качестве адаптивных, так и дез-адаптивных. Адаптивными, по мнению автора, в конкретном случае выступают те характеристики, которые преобразующим образом определяют приспособление к среде, ситуации, деятельности.

особый интерес для решения задачи развития социальной адаптивности будущих педагогов имеет исследование С.А. Пакулиной структуры, факторов и средств развития адаптивных способностей студентов педвуза. Под

адаптивными способностями автор понимает «индивидуально-психологические особенности личности, которые в единстве сознания и деятельности проявляются в успешности и качественном своеобразии приспособительного поведения личности» [6, с. 4]. К ведущим свойствам адаптивных способностей студентов педагогического вуза CA. Пакулина относит рефлексию, эмпатию и саморегуляцию, представляющие когнитивное, эмоциональное и волевое отношение сознания к определенной стороне действительности. Aдаптив-ные способности, по мнению автора, определяют изменение поведения и отношений личности будущего педагога к социальной среде. В основе такой смены лежат рефлексивномотивационные процессы, которые преобразуют содержание смысла адаптации студента педагогического вуза: от ориентировки на приспособление к сознанию, направленному на преодоление и преобразование. Иными словами, развитие адаптационных способностей сопряжено со сменой стратегий адаптации: от реактивных, конформистских стратегий к активному преобразованию действительности.

В этой связи в целом ряде психологических исследований успешность протекания адаптационных процессов рассматривается с позиции осуществления личностью выбора оптимальных способов и приемов адаптации, саморегуляции своего поведения в адаптационной ситуации (К.В. Aбрамов, Л.Г. Дикая,

H.H. Мельникова, С.Т. Посохова, A.K Приходько, A^. Сиомичев, СА. Шапкин и др.). Так, A^. Сиомичев при рассмотрении внутренних факторов адаптации студентов дает следующее определение: «Aдаптивность -

способность человека вырабатывать адекватные условиям существования способы поведения и деятельности на основе присущих ему психологических качеств» [10, с. 36], т.е. индивидуальные стратегии адаптации. Сообразно с этим личность будет считаться адаптивной, если выбранная ею стратегия адаптации способствует состоянию личностной адапти-рованности.

Психологические исследования выступают в качестве теоретических предпосылок к решению проблемы развития социальной адаптивности будущих педагогов. Вместе с тем специфика педагогического исследования требует рассмотрения проблемы в системе собственно педагогического знания. В педагогической науке традиционно проблему успешной адаптации решали через воздействие на внешний фактор, т.е. создание максимально благоприятной среды адаптации. Од-

нако понимание возрастающей роли субъекта адаптации, личностно-деятельностный подход в образовании, а также создание теоретических предпосылок в виде психологических исследований адаптационных способностей личности привели к появлению ряда собственно педагогических работ, связанных с развитием внутреннего фактора адаптации.

В немногочисленных педагогических исследованиях также используются понятия «адаптивность», «адаптационный потенциал», «социальная адаптивность». Так, в педагогической энциклопедии дается следующее определение адаптивности: «Адаптивность человека - врожденно-приобретенная способность к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях» [7, с. 13 -14]. Л.В. Антропова в исследовании профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в адаптивной школе трактует адаптивность как «реальные и потенциальные возможности личности вырабатывать адекватные условиям способы поведения и деятельности» [1, с. 3].

Иную терминологию использует В.Г. Ви-тун [2]. В контексте концепции А.Г. Маклако-ва автор использует понятие «адаптационный потенциал» и трактует его как показатель, характеризующий уровень латентных и явных возможностей личности к новым или меняющимся условиям социального взаимодействия, способствующий активному приспособлению, повышению работоспособности, самосовершенствованию и саморазвитию личности. Особое место в его формировании исследователь отводит физическому воспитанию.

Непосредственно проблемой формирования социальной адаптивности (применительно к выпускникам школы-интерната) занималась Л.В. Соловьёва. Под адаптивностью автор понимает одно из основных качеств личности, определяющих способность последней к самореализации в процессе социализации, характеризующих способность человека к гибкому приспособлению к условиям среды, необходимому для его целенаправленного и успешного самопроявления. как качество личности адаптивность рассматривается в зависимости от того, кого оно характеризует. Под социальной адаптивностью выпускника школы-интерната Л.В. Соловьёва понимает «интегративное качество личности, определяющее предрасположенность его к приспособлению к различным социальным средам в самостоятельной жизни, включающее владение ею нормами социального поведения и уровень сформированности

компонентов (когнитивного, деятельностного, аксиологического) социально-нравственного опыта» [11, с. 42].

Таким образом, в современной системе научно-педагогического знания накоплен достаточный опыт изучения внутренних резервов адаптационного процесса, способный стать теоретическим основанием практического решения проблемы развития социальной адаптивности будущих педагогов. Анализ литературы позволяет выделить два основных подхода к определению адаптивности: через отдельные характеристики личности или их взаимосвязь и через способность личности к выбору индивидуальных стратегий адаптации. В контексте второго подхода в нашем исследовании под социальной адаптивностью будущего педагога понимается способность личности к осуществлению выбора индивидуальных стратегий адаптации, отвечающих ее потребностям и оптимизирующих взаимодействие с социальной средой.

целенаправленное развитие социальной адаптивности будущих педагогов возможно через формирование ее компонентов: мотивационно-ценностного, когни-

тивного, деятельностно-практического [3]. Мотивационно-ценностный компонент включает готовность следовать существующим в обществе нормам и правилам поведения, наличие установки на активное изменение своего положения, а также осознанный ответственный выбор стратегий адаптации в обществе. когнитивный компонент адаптивности предполагает наличие у будущего педагога системы знаний и представлений о себе как субъекте адаптационного процесса, представлений об основных закономерностях протекания процесса адаптации, знаний о существующих стратегиях адаптации в обществе, правилах эффективного общения и поведения в конфликтной ситуации. Деятельностнопрактический компонент социальной адаптивности включает навыки саморегуляции психофизического состояния в стрессовой ситуации, умение действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации, владение техникой общения и разрешения конфликтной ситуации.

Развитие социальной адаптивности будущих педагогов будет способствовать достижению ими баланса между адаптацией и автоно-мизацией в обществе, что составляет сущность успешной социализации личности, а также выступает в качестве условия подготовки конку-

рентоспособного специалиста, способного к личностной и профессиональной самореализации.

литература

1. Антропова Л.В. Формирование профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в адаптивной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.

2. Витун В.Г. Формирование адаптационного потенциала студентов вузов в процессе физического воспитания : дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2009.

3. Воскрекасенко О.А. Развитие адаптационных способностей обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования : учеб. пособие. Пенза : ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2010.

4. Колызаева Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения : дис. ... канд. психол. наук. Л., 1989.

5. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. 2001. №1. С. 16 - 24.

6. Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития : дис. ... канд. психол. наук. Челябинск,

2004.

7. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Минск : Совр. слово,

2005.

8. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск : Наука. Сиб. изд. фирма РАН, 2002.

9. Ростовцева М.В. Адаптивность как отношение личности и общества: социально-философский аспект : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2010.

10. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения : дис. ... канд. психол. наук. Л., 1985.

11. Соловьева Л.В. Формирование социальной адаптивности выпускников школы-интерната : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008.

Issue of future teachers’ social adaptability in the system of science and pedagogical knowledge

There is revealed the notion “social adaptability" and characterized the main approaches to adaptation abilities of a person. Special attention is paid to future teachers’ social adaptability development as a pedagogical issue.

Key words: adaptation, social adaptation, social adaptability, adaptation abilities, future teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.