Научная статья на тему 'Проблема формирования социальной адаптивности обучающихся в зарубежной литературе'

Проблема формирования социальной адаптивности обучающихся в зарубежной литературе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1092
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИВНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воскрекасенко О.А.

В статье на основе анализа зарубежной научной литературы определены основные принципы и наиболее эффективные методы практического решения проблемы формирования социальной адаптивности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования социальной адаптивности обучающихся в зарубежной литературе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

В заключении отметим, что каждый из представленных этапов имеет соответствующее содержательно-методическое наполнение. На первом этапе данное наполнение представлено программой повышения квалификации преподавателей-кураторов, представляющей собой 72-х часовой курс «Управление временем». На втором этапе деятельности базировалось на индивидуальных маршрутах преподавателей. Третий этап основан на фиксации достижений преподавателей за год включения активной культурно-досуговой деятельности в своё жизненное пространство, оценке достигнутых изменений и корректировке дальнейших планов.

Список использованной литературы:

1. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.

2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт. 2003. -400 с.

3. Подповетная Ю.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Челябинск, 2012. - 400 с.

4. Салихова Л.Ф. Организационно-методическое обеспечение проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров в региональных условиях // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 66-68.

5. Lewin К. Frontiers in group dynamics. - New York: Harper & Row, 1947. - р. 153.

© Т.А. Вековцева, 2015

УДК37

О.А. Воскрекасенко

к.п.н., доцент кафедры педагогики Пензенский государственный университет Г. Пенза, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В

ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация

В статье на основе анализа зарубежной научной литературы определены основные принципы и наиболее эффективные методы практического решения проблемы формирования социальной адаптивности обучающихся.

Ключевые слова

Адаптация, адаптивность, социальная адаптивность, обучающиеся

В последнее десятилетие проблема развития адаптационных способностей обучающихся получила достаточно широкое освещение в системе научно-педагогического знания. Идея о наличии у индивида способности к адаптации высказывается как отечественными (Ф.Б. Березин, С.В. Величко, А.С. Кислицына, Н.К. Колызаева, А.Г. Маклаков, С.Т. Посохова, А.А. Реан, М.В. Ромм, М.В. Ростовцева, И.Н. Симаева, А.В. Сиомичев, И.В. Черникова и др.), так и зарубежными учёными (А.А. Налчаджян, Т. Парсонс, Г. Селье, А. Тоффлер, Л. Филипс и др.). Для обозначения внутреннего фактора, определяющего успешность адаптации, в научном обиходе используются понятия: адаптивность, социальная адаптивность,

адаптационные ресурсы, личностный адаптационный потенциал, адаптивные характеристики личности и др. Однако единого, общепринятого и отражающего суть явления понятия нет.

247

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

В целом ряде работ зарубежных авторов поднимается вопрос о внутренних факторах, определяющих эффективность адаптации. Так, Г. Селье ввёл в оборот, получивший широкое распространение в современной науке, термин «адаптивный потенциал» [6]. Основным понятием его теории адаптационного синдрома является запас энергии, который и определяет способность личности к адаптации, её адаптационный потенциал. Г. Селье обратил внимание на тот факт, что общий адаптационный синдром сопровождается активным расходованием энергии. На первых двух стадиях стресса (тревоги и резистенции) используется «поверхностная» адаптационная энергия, за счёт которой происходит мобилизация адаптационных резервов и формирование новой «функциональной системности» организма, адекватной новым требованиям среды. На третьей стадии используется «глубокая» адаптационная энергия, которая мобилизуется путём адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Её расходование, по мнению Г. Селье, необратимо. Делать дополнительные вклады адаптационной энергии сверх унаследованного от родителей запаса невозможно. Когда запасы энергии иссякают, наступают старость и смерть. Природу адаптационного потенциала Г. Селье не раскрывает. Вместе с тем, его идеи являются для педагогов основанием для формирования в ходе развития адаптационных способностей у обучающихся навыков саморегуляции психоэмоционального состояния.

В теории когнитивного развития (М. Вертгеймер, У. Найссер, Ж. Пиаже и др.) существенная роль в успешной адаптации личности отводится интеллектуальным структурам. Представителями данного направления становление познавательных процессов описывается по приспособительному принципу, а уровень адаптивности определяется уровнем развития интеллекта и когнитивных структур, обеспечивающих глубокое и одновременно устойчивое структурное равновесие личности, непрерывность и преемственность развития.

Так, Ж. Пиаже, утверждая тезис об адаптивной природе интеллекта, выделяет два основных механизма, способствующие приспособлению человека к условиям окружающей среды - ассимиляцию (т.е. совокупность интеллектуальных действий индивида, направленных на включение факторов окружающей среды в уже сложившиеся у него когнитивные структуры) и аккомодацию (противоположный процесс воздействия среды на субъект, когда он направляет собственную активность на изменение уже сформировавшихся когнитивных структур, изменяет действия и представления в соответствии с новыми обстоятельствами) [4]. Саму адаптацию Ж. Пиаже определяет как равное соотношение этих двух векторов интеллектуальной активности. В этой связи, процесс адаптации рассматривается им не как пассивное, а активное взаимодействие организма со средой, в котором именно понимание, создание правильной схемы окружающего мира обеспечивает успешную адаптацию личности к изменениям среды, а значит, осознанное приспособление.

Когнитивный подход имеет практическое значение для собственно педагогического исследования проблемы развития социальной адаптивности, поскольку позволяет определить один из её показателей -способность интеллекта конструировать и находить нужные решения в адаптационной ситуации. С другой стороны, когнитивный подход открывает один из путей формирования социальной адаптивности -развитие мыслительных процессов обучающихся через создание на занятиях проблемных ситуаций.

Значимую роль в успешной адаптации отводят такому внутреннему фактору как социальный интеллект. Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Позднее, Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Д. Векслер определял социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию, которая включает в себя способность уживаться с другими людьми, ставить себя на место других [3, с. 563-564].

В дальнейшем, способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом и Г. Айзенком. Так, в трёхмерной модели интеллекта Дж. Гилфорда интеллект описывается

248

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

при помощи трёх ключевых измерений: операции (оценивание, конвергентное мышление, дивергентное мышление, память, познание); результаты (элементы, классы, отношения, системы, трансформации, импликации); содержание (образное, символическое, семантическое, поведенческое) [5, с. 37-38]. В этой связи социальный интеллект представляет собой результат применения операции «познание» к содержанию операции «поведение» и включает в себя: способность выделять из ситуации отдельные элементы поведения; распознавать его общие свойства; выделять отношения между различными характеристиками поведения; идентифицировать смысл поведения людей в различных ситуациях, понимать изменения сходного поведения в контексте разных ситуаций; определять последствия того или иного поведения.

Таким образом, социальный интеллект, являясь когнитивным компонентом коммуникативной сферы личности и оказывая непосредственное влияние на успешность социального взаимодействия, выступает внутренним фактором, обеспечивающим более успешную адаптацию личности.

Представителями бихевиористского (Б. Скиннер, Э. Толмен) и необихевиористского направлений (А. Бандура, Р. Уолтерс) приспособительные свойства рассматриваются как формирование определённых способностей групп людей или отдельного индивида к такой форме научения и организации своего поведения, при котором оно согласовано с нормами и требованиями внешней среды. Изучение А. Бандурой внутренних психологических механизмов, обеспечивающих адаптивное поведение, позволили автору ввести понятие «самоэффективность» [1]. В соответствии с этим подходом успешность адаптационного процесса, его длительность во многом определяется таким внутренним фактором адаптации, как уверенность в своих способностях и вера в успешность своих действий. А. Бандура выделил четыре источника, поведенческого и когнитивного плана, которые будут способствовать формированию необходимой самоэффективности, а следовательно, и успешной адаптации: конкретный успех в решении той или иной задачи, наблюдение за адекватным поведением других людей, вербально-логическое воздействие на рациональную сферу со стороны других, воспринимаемое эмоциональное (позитивное или негативное) возбуждение.

Тем самым, можно предположить, что в качестве эффективных педагогических методов развития социальной адаптивности могут использоваться такие как создание ситуации успеха, положительный пример, словесные методы и др.

Центральное место в исследованиях представителей психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм) занимает изучение особенностей формирования адаптивных защитных механизмов как основных регуляторов внешнего взаимодействия человека со средой, её требованиями и нормами. Защитные механизмы используются человеком, по их мнению, чтобы блокировать стрессовую или любую другую ситуацию, являющуюся для личности фрустрирующей, и определяют стратегии взаимодействия с другими людьми и обществом. Именно представители психоанализа впервые выделили бессознательные стратегии поведения личности, тем самым расширили представление о сущности социальной адаптации, в процессе которой проявляется как сознательная активность индивида, так и глубинные бессознательные мотивы. Следовательно, можно предположить, что развитие социальной адаптивности происходит посредством как бессознательных (стихийных, пассивно усваиваемых), так и целенаправленно формируемых механизмов.

В рамках гуманистического психоанализа, определённый интерес для нашего исследования представляют взгляды Э. Фромма, который выделяет базовую потребность «преодоления» пассивности, достижения собственной значимости, творческого самовыражения [9]. Автор считает результатом активной адаптации формирование в структуре личности новообразования, которое называет социальным характером, представляющим результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. По мнению Э. Фромма, изменение социальных условий приводит к появлению новых потребностей и тревог. Они, в свою очередь, порождают новые идеи, укрепляют, усиливают социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло. Тем самым, Э. Фромм впервые говорит о зависимости адаптированности от личностных свойств, характеризующих стратегию поведения.

249

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

Идеи Э. Фромма об укреплении социального характера в ходе преодоления трудностей адаптации выступают психологическим основанием применения в ходе целенаправленного развития социальной адаптивности педагогического принципа социального закаливания.

Ярким проявлением социального характера личности является понимание процесса адаптации в логотерапии В. Франкла [8]. Он считает опасным заблуждением предположение, что человеку требуется равновесие (в биологии - гомеостаз). Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать «равновесия» со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять её тяготам. Это создает напряженность, с которой индивид может справиться только благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым безвыходным и критическим ситуациям (в том числе адаптационной ситуации). По мнению В. Франкла, стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Человеку требуется не состояние равновесия, гомеостаз, а скорее борьба за какую -то цель, достойную его. Найдя смысл, человек несет ответственность за осуществление этого уникального смысла. Как показывает В. Франкл, хотя биологические, психологические и социальные факторы оказывают влияние на реакции человека, всегда имеется элемент свободы выбора. Индивид не может всегда контролировать условия, в которых находится, но может контролировать свои реакции на них. Следовательно, человек несет ответственность за свои реакции, выборы и действия.

Идеи В. Франкла о роли мотивационного компонента, субъектной активности личности, свободе выбора и ответственности соотносимы с основополагающими принципами личностно-ориентированного подхода: субъектности, выбора, самоактуализации.

Определённый интерес для исследования проблемы развития социальной адаптивности представляет теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера [7]. Процесс адаптации в конкретной ситуации рассматривается автором как движение от эмоционального дискомфорта вследствие недостаточно осознанного выбора, к консонансу. Диссонанс может существовать в результате давления окружающей реальности в направлении приведения когнитивных компонентов в соответствие с этой реальностью, а также вследствие приобретённого опыта или ожиданий. Таким образом, в восстановление равновесного состояния Л. Фестингер включает элемент познания, следовательно, можно сделать вывод, что адаптивные изменения сознательны, не внешне, а внутренне регулируемы, следовательно, адаптационные способности можно целенаправленно развивать в ходе специально организованных тренинговых занятии.

Важное значение для постановки проблемы развития социальной адаптивности имеет понимание сущности адаптации в концепции самоактуализации А. Маслоу и выделенные автором качественные характеристики самоактуализирующихся людей, которые могут стать основой для обозначения признаков социально адаптивной личности [2]. Среди них: эффективное восприятие жизни, принятие себя, других, непосредственность, простота, центрированность на проблеме, креативность, глубокие межличностные отношения, разграничение средств и целей, вершинные переживания, демократический характер. Основными критериями адаптивности, с точки зрения гуманистической психологии, выступают: степень интеграции личности и окружающего мира, способность достижения духовного здоровья, соответствие ценностей личности ценностям социума.

В соответствии с интеракционистской концепцией, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как средовыми, так и внутрипсихическими факторами [10]. Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом (такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям, которые общество предъявляет к поведению личности); б) в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле, по мнению Л. Филипса, адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Адаптивное поведение такой личности характеризуется успешным принятием

250

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Личность, которая осуществляет эту форму адаптации, не уходит от проблемных ситуаций, а использует их для реализации своих целей.

Второй вариант понимания автором сущности адаптивных форм поведения представляет наибольший интерес для исследования проблемы социальной адаптивности, поскольку в нём содержится идея активности личности, творческого и целеустремлённо, преобразующего характера её социальной активности.

Помимо этого, в работе Л. Филипса используется понятие «относительный потенциал» личности к адаптации под которым автор понимает её способность удовлетворять требования общества. Л. Филипс полагает, что, если этот фактор остаётся постоянным, то можно предвидеть, каково будет поведение личности в ситуации адаптации. Автор ставит вопрос о том, каким образом можно использовать особенности адаптации личности в прошлом и настоящем для измерения будущего потенциала адаптации. По мнению Л. Филипса, в личности сохраняются те психологические ресурсы, которыми она адаптируется к сложным ситуациям. По сути дела, в работе Л. Филипса идёт речь о потенциальной адаптивности личности, которая в будущем, в новых социальных ситуациях, должна стать ситуативной способностью, чтобы обеспечить актуальную адаптацию.

Таким образом, в зарубежной научной литературе уделяется серьёзное внимание внутреннему, субъективному фактору, оказывающему заметное влияние на успешность адаптации личности к изменяющимся условиям жизнедеятельности. К таким факторам, определяющим адаптационные способности личности, относятся: уровень развития интеллекта и когнитивных структур, определяющий способность конструировать нужные решения в адаптационной ситуации; мотивация как двигатель поведения личности; навыки саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации, выступающие условием психологического здоровья; уверенность в своих способностях и вера в успешность своих действий; активная позиция личности в ситуации адаптации, сочетающая в себе свободу выбора и ответственность.

Анализ зарубежной литературы также позволяет определить ряд принципов целенаправленного развития социальной адаптивности обучающихся. Среди них: принцип социального закаливания, принцип субъектности и выбора, принцип самоактуализации. В ходе практического решения проблемы развития социальной адаптивности целесообразно использование активных методов обучения, создание проблемных ситуаций на теоретических и практических занятиях, создание ситуации успеха и ситуации выбора, использование моральных дилемм, организация и проведение тренинговых занятий.

Список использованной литературы:

1. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: МГУ, 1984.

2. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999.

3. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие / А.В. Мудрик. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.

4. Пиаже, Ж. Теория, эксперименты, дискуссия / Ж. Пиаже; Под ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. -М.: Изд-во Академика, 2001.

5. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика /А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - С. 37-38.

6. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1979.

7. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. - СПб.: Речь, 2000.

8. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник / Пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. - М.: Прогресс, 1990.

9. Фромм, Э. Иметь или быть / Пер. Э. М. Телятниковой. - Москва: АСТ, Астрель, 2010.

10. Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press, New York and London, 1968.

© О.А. Воскрекасенко, 2015

251

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.