УДК 159.923(4/9)
ПРОБЛЕМА
АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова, И. И. Купцов
Для цитирования
Аксенова, Г И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии / Г И. Аксенова, П. Ю. Аксенова, И. И. Купцов // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 4(45). - С. 6-11.
Аннотация. В статье проанализированы основные подходы к пониманию сущности процесса адаптации личности в рамках известных зарубежных теорий, а именно: интеракционизм, бихевиоризм и необихевиоризм, социально-когнитивная теория, психоаналитическая теория, экзистенциональная теория, феноменологическая теория, теория мультимо-дального консультирования, теория когнитивного диссонанса, теория групповой динамики. Выделены основные понятия в общей теории адаптации личности: 1) ключевое понятие в теориях адаптации - понятие «взаимодействие»; 2) процесс адаптации личности напрямую связан со степенью ее активности; 3) адаптация в сущности бинарна, поскольку подразумевает единство своей процессуальной и результирующей составляющих; 4) процесс адаптации тесно взаимосвязан с процессом развития личности; 5) адаптированность тесно связана с развитием качеств и свойств личности, ее адаптационных способностей.
© Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю., Купцов И. И., 2018
Ключевые слова: интеракционизм, бихевиоризм, необихевиоризм, социально-когнитивная теория, психоаналитическая теория, экзистенциональная теория, феноменологическая теория, теория мультимодального консультирования, теория когнитивного диссонанса, теория групповой динамики, адаптация, адаптированность, взаимодействие, развитие, адаптивность, активность.
В контексте основных научных школ и направлений, известных как интеракционизм, бихевиоризм и нео-бихевиоризм,социально-когнитивная теория, психоаналитическая теория, экзистенциональная теория, феноменологическая теория, теория мульти-модального консультирования, теория когнитивного диссонанса, теория групповой динамики и др., понятие адаптации личности совпадает с понятием социальной адаптации [1].
Так, в рамках необихевиористиче-ского подхода адаптация понимается, с одной стороны, как процесс, в результате которого гармоничное состояние адаптации достигается, с другой - как состояние, в котором требования среды и потребности индивида достигают гомеостаза, то есть наступает гармоничное состояние между индивидом и природной или социальной средой. Необихевиористы понимают адапта-
цию только в узком смысле - в плане удовлетворения потребностей индивида и установления непротиворечивых отношений с окружающей средой.
С точки зрения бихевиористов, адаптация представляет собой процесс (состояние), напрямую связанный с изменениями в социальной среде, само понятие социальной адаптации отражает информацию не об адаптации индивидов, не об их личностных изменениях, а об адаптации групп. Представители этого направления корректно отмечают, что механизмы научения, заучивания, обучения являются важными условиями формирования качеств личности и приобретения ею адаптивных способностей в процессе социализации.
В рамках бихевиористического подхода Р. Хэнки особый акцент сделан на том, что феномен социальной адаптации - это процесс, через который группа, индивид достигают социального равновесия и отсутствия переживания конфликтных отношений со средой. Такое определение, хотя и содержит минусы, но в целом адекватно.
Д. Уотсон при этом полагает, что человек, как и животное, приспосабливается к окружающей среде при помощи задатков и привычек, сформировавшихся в результате воздействия внешних стимулов. Стимул, который вызывает реакцию, исходит из объектов окружающей среды. Кроме того, на людей действуют стимулы, возникающие во внутренней среде организма. Внешние и внутренние стимулы вызывают реакции, заставляющие организм изменяться до такой степени, что стимулы перестают вызывать реакцию.
Таким образом, можно говорить о том, что бихевиористы отождествляют
процесс адаптации человека с аналогичными процессами у животных, не делая различий в понимании их механизмов, не учитывая роль сознательной деятельности человека в процессе его адаптации, не отделяя групповую адаптацию от адаптации человека в группе. Такая позиция, с нашей точки зрения, не совсем корректна, поскольку адаптация группы - это суммарный процесс адаптивной активности и возможностей ее членов. В этом случае психологические механизмы внутри-групповой адаптации индивидов не могут быть идентичны механизмам групповой адаптации.
С позиции интеракционистского направления адаптация обусловлена психологическими и социальными факторами; о ней говорят тогда, когда личность конгруэнтна требованиям социальной среды. При этом адаптиро-ванность рассматривается через принятие и ответ на социальные ожидания, с которыми сталкивается человек в соответствии со своим полом, возрастом и социальным положением, и принятие социальных норм, гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, способность придавать событиям желательное для себя направление (адаптация в специфическом смысле). Во втором случае адаптация понимается как осуществление человеком собственных целей, стремлений и достижение желаемого результата. Этот вид адапти-рованности можно «зафиксировать» в любой сфере жизнедеятельности. Само по себе адаптивное поведение связано с проявлением инициативы, успешным принятием решений и четким определением собственного будущего. Такое понимание процесса адаптации связано с идеей доминанты личностной ак-
тивности в адаптации, наличием у личности творческих способностей по ее преобразованию, что свидетельствует о социальной ответственности и моральной зрелости личности. Люди, «эксплуатирующие» эту форму адаптации, планируют свое будущее, прямо используют проблемные ситуации для решения жизненных задач.
Преимущество минтеракционист-ского подхода для понимания динамики адаптации личности - разграничение понятий «адаптация» (adaptation) и «приспособление» (adjustment). В рамках этого подхода проводятся различия между общей адаптацией и ситуативной адаптацией к проблемным ситуациям. Так, общая адаптация понимается как результат ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие черты.
Психоаналитики адаптацию понимают как процесс, а адаптированность -как ее результат. С их точки зрения, адаптированным можно назвать человека высоко продуктивного, способного наслаждаться жизнью, характеризующегося психическим равновесием. Адаптация ведет к изменению не только личности, но и среды, как следствие, отношения между средой и личностью становятся отношениями адаптированности. При этом социально-психологическая адаптация личности не всегда сводится к конформизму. По мнению представителей психоаналитического направления, стратегия конформизма -лишь одна из адаптивных стратегий; ставить знак равенства между успешным и адаптированным человеком некорректно, поскольку успешность и адаптированность - разные социально-психологические явления.
Неофрейдисты определяют следующие виды адаптации:1)аллопласти-ческая адаптация, обеспечивающаяся изменениями во внешнем мире, которые необходимы человеку для гармоничного удовлетворения своих потребностей; 2) аутопластическая адаптация, которая связана с изменениями в структуре самой личности, необходимыми ей для приспособления к среде; 3) поиск индивидом среды, благоприятной для продуктивного функционирования.
Психоаналитики акцентируют внимание на значимости социальной адаптации личности. С их точки зрения, проблема адаптации человека к другим людям возникает с момента его рождения. Среда, окружающая человека, - объект для его адаптации. При этом он сам продуцирует условия своей адаптации, участвуя и в социальной жизни. Успешность адаптации определяется социальной структурой, социальным статусом человека в обществе. Социальная структура определяет (при помощи обучения и воспитания), какие формы поведения обеспечивают адаптацию. Так, Г Гартман под понятием «социальная уступчивость» понимает феномен, связанный с влиянием социальной среды на дезадап-тационную направленность личности, в результате чего неприемлемые в одних условиях формы поведения становятся адекватными в других. Такая точка зрения свидетельствует о том, что психоаналитики связывают процесс адаптации не только с внутриличност-ными, но и со средовыми изменениями, характеризуя, таким образом, процесс адаптации как сложное социально-психологическое явление.
С точки зрения А. Эллиса - представителя социально-когнитивной теории
личности, в жизни человека возникает целый ряд проблем, касающихся социальной адаптации. Как считает автор, важная роль в их решении принадлежит учителю, поскольку профессионально он старается сформировать навыки самопомощи, как следствие, развить у человека способность к рациональному мышлению, что позволит достигнуть поставленных целей. Результат такого воздействия со стороны учителя, а следовательно, состоявшейся адаптации - успешность. К чертам социально адаптированной личности ученый относит: личный интерес, гибкость, творческий потенциал, толерантность и др.
Яркий представитель теории муль-тимодального консультирования А. Ла-зарус отмечает, что адаптация - результат взаимодействия генетического фонда, социального научения и сре-довых воздействий.
В. Франкл - основоположник эк-зистенциональной теории личности утверждает, что в процессе адаптации в социуме личность, ощущая беспомощность, ломку традиций, ценностей и невозможность осуществить реальный выбор, испытывает глубокий нравственный кризис. Неспособность обрести жизненный смысл или его потеря формирует состояние эк-зистенционального вакуума, которое, в свою очередь, становится причиной ноогенных неврозов [4].
Исследуя факторы социально-психологической адаптации, К. Левин предлагает категорию «валентность». Автор подчеркивает, что адаптация личности развивается в ряде ключевых сфер жизнедеятельности личности (общении, самосознании и др.); при этом на нее постоянно воздействуют факторы валентности (положительной
и отрицательной). По мнению ученого, тщательный анализ таких факторов позволяет развить положительный потенциал личности.
С позиции феноменологического подхода в зарубежной психологии представлен механизм социальной адаптации. Так, К. Роджерс полагает, что поведение личности в социуме - результат восприятия человеком своего окружения. Как считает К. Роджерс, развитая способность к самосовершенствованию - залог успешной адаптации. А. Маслоу указывает на регуляцию поведения человека в обществе потребностной иерархией.
Согласно точке зрения феноменологов, социальная адаптация личности, ее развитие происходят за счет непрерывного поиска личностного роста и самореализации, поскольку личность находится в постоянном поиске возможностей достижения вершин самосовершенствования. Как следствие, адаптация в рамках этого научного направления не сводится к приспособлению к условиям среды, а рассматривается в динамике.
Автор теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер считает, что процесс адаптации вызывает сложные изменения в структуре личности, поскольку новая информация и представления человека о предметах и явлениях тесно связаны между собой. Если социальные сигналы соответствуют уже сформировавшимся ранее представлениям личности о предметах и явлениях, то это вызывает состояние психологического комфорта (когнитивного консонанса), что, в свою очередь, позитивно влияет на эмоциональный фон, настроение и мировосприятие. Противоположное состояние «психологический дискомфорт» («когнитивный
диссонанс») возникает тогда, когда социальные сигналы не соответствуют взглядам, убеждениям личности, что вызывает отрицательные эмоции, чувство неуверенности и неудовлетворенности жизнью. Как следствие, актуализируется потребность в адаптации, которая помогает снять напряжение между внутренней мотивацией и внешней социальной ситуацией. При этом основным средством адаптации становятся защитные механизмы личности. Если такой конфликт грозит самому процессу развития личности, сохранению ее целостности, то защитные механизмы должны прежде всего обеспечить идентичность и устойчивость ее самосознания.
Ж. Пиаже внес свой вклад в научное описание механизмов личностной адаптации. С его точки зрения, адаптация - это гармоничное сочетание противоположных по сути процессов -аккомодации и ассимиляции. Аккомодация понимается им как изменение схем действий в соответствии с новыми требованиями, ассимиляция - как процесс включения новой проблемной ситуации в уже сформировавшиеся схемы действий. В процессе аккомодации изменяются нормы поведения личности в сторону соответствия особенностям среды, а при ассимиляции меняется сама среда в соответствии с особенностями жизнедеятельности личности. В рамках этого подхода психическая деятельность в целом понимается как проявление адаптивной активности личности.
В заявленном контексте основополагающие черты адаптации:
1. «Взаимодействие» - одно из ключевых понятий, адаптация - взаимодействие систем, для него важны особые условия; цель такого взаимо-
действия - согласованность систем; достижение цели - условие изменения в самих системах; взаимодействие -сложный процесс, компонентами которого являются взаимовлияние, взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия и условие развития систем.
2. Процесс адаптации личности напрямую связан со степенью ее активности. Адаптация может иметь активную и пассивную формы. Основная характеристика активной формы -потребность личности в изменении среды адаптации, а пассивной - отсутствие такой потребности.
3. Адаптация в сущности бинарна, поскольку подразумевает единство своей процессуальной и результирующей составляющих. Результирующая составляющая адаптации часто трактуется через понятие «адаптиро-ванность», которая, в свою очередь, возникает в результате адаптации личности. Процессуальная же составляющая позволяет выбрать оптимальные стратегии взаимодействия личности и среды ее адаптации. Таким образом, адаптация - процесс социально-психологического взаимодействия в динамике.
4. Процесс адаптации тесно взаимосвязан с процессом развития личности. Процесс «истинной» адаптации позитивно влияет на развитие личности, формирование ее новообразований, преодоление внутренних конфликтов, приобретение новых способностей и др.
5. Адаптированностьтесно связана с развитием качеств и свойств личности, то есть ее адаптационных способностей, уровень развития которых прямо влияет на успешность адаптации, увеличивает или уменьшает диапазон средовых факторов [2, 3].
Библиографический список
1. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Курсант в образовательной среде вуза: развитие субъектности // Педагогическое образование: вызовы XX века : материалы VII Междунар. на-уч.-практ. конф., посвященной памяти академика В. А. Сластёнина (Воронеж, 22-23 сентября 2016 г.). Воронеж, 2016. С. 116-118.
2. Аксенова П. Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу (на при-
мере образовательных учреждений ФСИН России) : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2011. 254 с.
3. Аксенова П. Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу (на примере образовательных учреждений ФСИН России) : автореф. дис. . канд. психол. наук. Рязань, 2011. 24 с.
4. Леонтьев Д. А. Виктор Франкл. В борьбе за смысл // Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Изд-во МГУ, 1990. С. 302-324.