ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация: статья посвящена проблеме адаптации личности в отечественной психологии. В ней проанализированы основные подходы к пониманию сущности процесса адаптации личности отечественных ученых, выделены ключевые понятия в теории адаптации личности.
Ключевые слова: адаптация, взаимодействие, развитие, адаптивность, активность.
Summary: the article is devoted to the problem of adaptation of the individual in the national psychology. It analyzes the main approaches to the understanding of the adaptation of the individual national scientists, defined the key concepts in the theory of adaptation of the individual.
Keywords: adaptation, interaction, development, adjustability, activity.
В отечественной психологии существует множество подходов к определению сущности процесса адаптации личности. Большинство отечественных ученых придерживаются мнения, что изучение проблемы адаптации целесообразно проводить с позиции систем-нодеятельностного подхода к исследованию личности (П.К. Анохин, А.Г. Ас-молов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов) и интегрального подхода к изучению адаптации (А.Н. Жмыриков, Э.Ф. Зеер, А.А. Реан). Ориентация на личность, интегрирующую психофизиологический, социально-психологический, деятельностно-психологический способы взаимодействия с окружающей средой и все уровни психической органи-
Г. К. Аксенова, П. Ю. Аксенова
зации, позволяет воспринимать адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы [4].
Ряд ученых рассматривают адаптацию личности в неразрывной связи с социализацией. Согласно А.В. Петровскому, процесс социализации — это смена фаз адаптации,индивидуализации и интеграции. Каждый период жизни человека начинается фазой адаптации, в ходе которой происходит усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Фаза индивидуализации связана с противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Третья из перечисленных фаз вызвана противоречием между потребностью личности в самореализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, а в случае успешной социализации она разрешается как интеграция личности и группы [14].
А.А. Налчаджян под онтогенетической социализацией понимает такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы, другие особенности и подструктуры, имеющие в целом адаптивное значение. Каждый отдельный про-
цесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в процессе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки, шаблоны поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрип-сихических процессов. Адаптивные механизмы личности успешно выполняют свои функции, если приводят человека к адаптированности в социальной ситуации и природной среде [12].
Важно отметить, что адаптационные процессы идут непрерывно, поскольку постоянно происходят изменения как вокруг человека, так и в нем самом. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с новыми условиями деятельности и общения, поэтому он должен осмысленно выбирать адекватную линию поведения и самосовершенствования. В отличие от социализации, отражающей становление личности, обусловленное в основном влиянием со стороны общества, процесс адаптации отражает в большей степени субъективно опосредованное развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и склонностям [15].
Л.М. Растова дает свое видение соотношения процесса социализации и адаптации, утверждая, что социализация представляет собой прежде всего общее направление развития личности, а адаптация связана с сообщением личности конкретной программы деятельности в определенном коллективе. При этом условием успешного протекания адаптации является наличие необходимого уровня социализации личности (соответствующих знаний, умений, навыков
и др., позволяющих адаптироваться человеку в определенных ситуациях), в то же время процесс адаптации — это определенный вклад в социализацию индивида. Л.М. Растова отмечает значимость условий, формирующихся в процессе социализации, поскольку их отсутствие может не только затормозить, но и сделать невозможной адаптацию личности в той или иной среде. Она указывает на целесообразность изучения социальной среды, в которой будет осуществляться процесс адаптации, так как среда может либо соответствовать общему направлению социализации личности, либо препятствовать ему [1].
О.И. Зотова и И.К. Кряжева утверждают, что социализация личности — необходимое условие адаптации индивида в обществе и конкретном коллективе, но вместе с тем адаптация — это один из необходимых путей полной социализации личности [6].
Таким образом, можно отметить два значимых момента в соотношении процессов социализации и адаптации. Во-первых, благодаря этим процессам человек развивает свою личность, усваивает требования и нормы поведения, присущие обществу, овладевает жизненным опытом. Во-вторых, существует ряд различий между данными понятиями по содержанию, характеру и глубине изменений, происходящих в личности.
Ю.О. Яблонская выделяет следующие различия: 1) понятие «социализация» шире понятия «социальная адаптация», поскольку социализация представляется для личности глобальным процессом, а социальная адаптация разворачивается в достаточно определенных границах вхождения в новые социальные обстоятельства, новые социальные общества;
Таблица 1
Подходы к определению сущности процесса социальной адаптации
Ученые Понятие процесса социальной адаптации
1 2
Д. А. Андреева Процесс выработки оптимального режима целенаправленного функционирования личности, то есть приведение его в конкретных условиях времени в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы личности направлены и расходуются только на выполнение ее основных задач
И. А. Милославова Сложный противоречивый процесс, включающий в себя момент активности со стороны личности и сопровождающийся определенными сдвигами в ее структуре
А. В. Петровский Усвоение действующих в обществе норм поведения и овладение соответствующими формами и средствами деятельности
Т. Г. Дичев Процесс взаимодействия и взаимовлияния двух систем — социальной среды и личности, в результате чего происходит изменение в обеих системах
В. Я. Крявкин Процесс активного освоения личностью новой социальной среды, связанной с усвоением знаний об окружающей ее действительности, приобретением умений и навыков в построении собственного образа жизнедеятельности, активным участием в общественной жизни, присвоением норм и ценностей
Б. Н. Алмазов Уравновешенное состояние социальной действительности и социального в человеке
М. И. Скубий Детерминированный социально-экономическим и политическим строем процесс взаимодействия субъекта с новой социальной средой, в ходе которого изменяются объективные и субъективные характеристики обеих сторон и тем самым обеспечивается эффективность их функционирования
Л. А. Гордон Процесс психологического и поведенческого освоения меняющегося типа целостной системы общественных отношений
2) социальная адаптация — один из механизмов социализации; 3)личность в процессе социальной адаптации в большей степени выступает субъектом этого процесса, а в социализации она является объектом воздействия общества [18].
Современные отечественные ученые выделяют различные виды адаптации личности: социальная (Д.А. Андреева, И.А. Милославова, Л.Л. Шпак и др.); психологическая (А.Г. Абрумова, Ю.А. Александровский, В.Д. Тихоненко и пр.); социально-психологическая (Н.Н. Мельникова, А.А. Налчаджян, В.С. Олейников и др.); педагогическая (Б.А. Бенедиктова, Н.Ю. Бугримова). Анализ психолого-
педагогической литературы показал, что нет единства взглядов в понимании сущности социальной адаптации.
Из таблицы мы видим, что определения сущности процесса социальной адаптации весьма разнообразны. Однако несмотря на множественность трактовок этого феномена, можно выделить ряд общих положений:
• социальная адаптация возникает в результате взаимодействия и взаимовлияния двух систем (социальной среды и личности) и приводит к изменению и развитию в обеих системах;
• постоянная изменчивость условий социальной среды свидетельствует о не-
прерывности процесса адаптации;
• социальная адаптация имеет социально трансформированные способы и средства вхождения личности в изменившиеся социальные обстоятельства, поэтому качественно отличается от приспособительных механизмов в животном мире;
• социальная адаптация личности — динамичное явление, проходящее в своем функционировании ряд стадий, последовательность развертывания которых различна;
• в общественной жизни социальная адаптация личности выступает фактором оптимизации и регуляции общения, условием и предпосылкой эффективности человеческой деятельности [2].
Ряд отечественных ученых (П.К. Анохин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович) под психологической адаптацией понимают приспособление человека к условиям жизни на уровне психических процессов [16]. Мы считаем данную позицию в некоторой степени узкой, так как она не подразумевает внутреннего характера адаптации, а сводит адаптационный процесс к элементарному приспособлению.
А.Н. Макарова в своем исследовании под психологической адаптацией понимает процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических, и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Согласно А.Н. Макаровой, психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей общества. Основное проявление этого феномена заключается во взаимодействии (в том числе общении) человека с окружающими людь-
ми и его активной деятельности. Важное средство достижения адаптации — образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, выраженной в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды, как с использованием различных средств, так и с подчиненными ему приспособительными актами [9].
Ключевой момент указанной позиции состоит для нас в признании автором в качестве ведущих средств достижения успешности адаптационного процесса обучения и воспитания, а также необходимости активности личности в процессе адаптации.
Следует отметить позицию Г.И. Симоновой, рассматривающую психологическую адаптацию как процесс, возникающий в ответ на значительную новизну окружающей среды, включающий в себя мотивацию адаптивного поведения человека, формирование целей и программы поведения. С точки зрения автора, психологическая адаптация, будучи социально обусловленной общественным характером вызывающих ее изменений окружающей среды и человеческого сознания и психики, в свою очередь, через формирование целей и программы жизнедеятельности воздействует на эффективность адаптивной деятельности, а также придает ее динамике индивидуально-эмоциональную окраску [17].
Согласно исследованиям М.Е. Дура-нова, педагогическую адаптацию следует рассматривать как вхождение личности в социокультурную среду, как процесс, в котором основные параметры со-
циальной характеристики личности приводятся в соответствие с новыми условиями образования [5].
А.Н. Макарова и Е.Е. Федорова под педагогической адаптацией личности понимают процесс ее взаимодействия с образовательным пространством, и выделяют два ее вида: 1) адаптация к учебно-профессиональной деятельности, потребностям изменившейся социальной среды; 2) адаптация как процесс формирования новых качеств личности, в том числе ее ориентация на профессионально значимые ценности.
В социальной педагогике адаптация рассматривается как развитие или восстановление утраченных ранее социальных связей индивида, широкого спектра отношений с людьми, к семье, самому себе, а также возвращение или принятие в мире нравственных ценностей важнейших видов человеческой деятельности, при этом она имеет свою специфику [9].
Мы полагаем, что наиболее емкое в педагогическом контексте определение адаптации учащихся дает Г.И. Симонова, определяя ее как процесс педагогически целесообразно организованного взаимодействия учащихся с новой социальной средой и как результат, характеризующийся их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением, саморазвитием и жизненной устойчивостью [17].
В отечественной психолого-педагогической литературе проблемой социально-психологической адаптации занимались такие ученые, как Н.А. Ермоленко, Р.У. Исмагилов, И.К. Кряжева, Н.Н. Мельникова, А.А. Налчад-жян, Г.Г. Овчинникова, В.С. Олейников, А.А. Реан и др.
В современной науке существуют
два основных подхода к пониманию социально-психологической адаптации личности. Первый подход—философско-социологический (И.А. Милославова, В.В. Новиков, М.И. Субий и т. д.), в его рамках социально-психологическая адаптация понимается как аспект либо производственной (в случае адаптации к профессии), либо социальной (в случае адаптации к социуму) адаптации. При таком понимании адаптацию определяют два направления: адаптация к предмету труда и адаптация к отношениям в коллективе, под которой и понимают социально-психологическую адаптацию. В рамках второго подхода — социально-психологического — социально-психологическую адаптацию рассматривают не как аспект во всех ситуациях адаптации, а как самостоятельный процесс уравновешивания внутренней среды человека как личности и социума, способствующий качественным изменениям взаимодействующих сторон (А.Д. Глоточкин, Э.В. Мусаева, Ж.Г. Сенокосов и др.) [3]. Однако выделение границ, специфики, предметных областей социально-психологической адаптации не проводится. Нередко социально-психологическая адаптация отождествляется с адаптацией личности (психологической) в целом.
Г.Н. Филонов определяет социально-психологическую адаптацию как оптимизацию взаимоотношений личности и групп, сближение цели их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру [8].
Социально-психологическая адаптация, по определению О.И. Зотовой и И.К. Кряжевой, — это взаимодействие личности и социальной среды, которое приво-
дит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация наступает тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию ее индивидуальности [7].
На наш взгляд, общим звеном в указанных дефинициях является использование категории «взаимодействие» в определении сущности социально-психологической адаптации личности, свидетельствующее о возможных изменениях как адаптирующейся личности, так и группы (среды), к которой она адаптируется. При этом социально-психологическая адаптация личности может выступать одновременно и как аспект учебной, профессиональной, производственной адаптации, и как самостоятельный автономно происходящий процесс.
Стоит отметить позицию А.А. Налчад-жяна, который полагает, что определение сущности социально-психологической адаптации личности возможно только на основе идеи онтогенетической социализации, рассмотренной нами ранее. Социально-психологическая адаптиро-ванность — такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою деятельность, удовлетворяет социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения творческих способностей. В свою очередь, адаптация — это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности [11].
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социально-психологической адаптации личности позволяет определить следующие ее особенности:
• протекает в постоянно меняющейся среде;
• не имеет четких границ и развивается в течение всего онтогенетического развития человека;
• характеризуется индивидуальностью и уникальностью способов;
• имеет высокую степень реализации активной преобразовательной функции как личности, так и среды (существенная особенность данного процесса);
• подразумевает взаимодействие равноправных сторон — личности и среды, а не сводится к элементарному приспособлению;
• предполагает больше возможностей контроля и целенаправленной организации процесса со стороны личности;
• предусматривает в качестве основной цели не приспособление, а самореализацию личности.
Проанализировав все многообразие взглядов на проблему адаптации личности в отечественной психологии, можно сделать ряд выводов:
1. Выявлена бинарная сущность адаптации личности, заключающаяся в единстве процессуальной и результирующей составляющей. При этом адаптация личности как процесс предполагает взаимодействие индивида и той социальной среды, к которой он адаптируется (микросоциум, группы людей, институты общества и др.). Анализ процессуальной составляющей адаптации позволяет решать задачи по поиску оптимальных пу-
тей взаимодействия адаптирующейся личности и среды, и разрабатывать комплекс психолого-педагогических технологий (психолого-педагогическое сопровождение), направленных на оптимизацию адаптационного процесса. Результирующая составляющая рассматривается через призму категории «адапти-рованность», являющейся результатом адаптации личности. В свою очередь, адаптация — процесс социально-психологического взаимодействия, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптиро-ванности [10]. В этом случае динамика адаптации личности предполагает движение адаптирующейся личности, включающейся в процесс взаимодействия с новой средой, к адаптированной личности, находящейся в состоянии равновесия с этой средой.
2. Ключевое понятие в теории адаптации — это «взаимодействие», оно основывается на четырех аспектах: 1) процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух или нескольких систем; 2) взаимодействие разворачивается в особых условиях — условиях дисбаланса, несогласованности между системами; 3) основная цель такого взаимодействия — некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах; 4) достижение цели предполагает изменения во взаимодействующих системах.
Взаимодействие—это категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосред-
ственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Понятие взаимодействия носит объективный и универсальный характер. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и, как следствие, одновременного обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие обусловливает развитие объектов. Оно характеризуется как многокомпонентный процесс, включающий в себя взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние субъектов взаимодействия [13]. По нашему мнению, именно понятие взаимодействия наиболее точно отражает особенности протекания процесса адаптации.
3. Идея активности личности в процессе адаптации. Взаимодействие человека со средой происходит в различных формах. Следовательно, и процесс адаптации личности, основывающийся на понятии взаимодействия, имеет несколько форм проявления. Активная форма предполагает воздействие адаптирующейся личности на среду адаптации с целью ее изменить. На наш взгляд, именно такая форма способствует оптимизации адаптационного процесса и свидетельствует об истинной адаптации личности. Пассивная форма — отсутствие стремления воздействовать и изменять среду адаптации; конформное отношение к требованиям и нормам, предъявляемым к адаптирующейся личности. Мы считаем, что постоянное использование подобной формы в процессе адаптации приведет личность к состоянию лжеадаптации или дезадаптации.
4. Взаимосвязь процессов адаптации и развития. При достижении согласованности и гармонии в процессе адаптации происходит преодоление внутренних и внешних конфликтов, решение проблем, формирование личностных новообразований, приобретение знаний, умений, навыков, что свидетельствует о неразрывной связи, а также существенном пересечении процессов адаптации и развития. Наша точка зрения солидарна с позицией исследователей (А.В. Петровский, С.М. Ред-лих, А.Н. Ростовцев и др.), рассматривающих адаптацию как микроцикл в развитии личности, начало определенного периода ее развития, прохождение которого в значительной степени определяет характер дальнейшего личностного развития индивида [8]. Более того, мы полагаем, что одним из самых существенных результатов процесса адаптации является развитие личности, то есть адаптация всегда ведет за собой развитие, иначе следует говорить о дезадаптации/лжеадаптации личности.
5. Адаптационные способности человека во многом зависят от психологических особенностей, качеств и свойств личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизнедеятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды. Чем выше уровень их развития, тем выше вероятность успешной адаптации, и тем значительнее диапазон внешних факторов среды, к которым личность может
адаптироваться. Данные психологические особенности, свойства и качества личности взаимосвязаны и образуют одну из интегративных характеристик ее психического развития — адаптивность (личностный адаптационный потенциал). Адаптивность, на наш взгляд, представляет собой интегрирующее свойство адаптации личности к среде адаптации, высокий уровень которой обеспечивает успешное протекание процесса адаптации и соответственно высокую степень адаптированности индивида как результат адаптации.
Литература
1. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов СБ. Психология обучения и воспитания в высшей школе. — Минск: Вышэйшая школа, 1983. — 223 с.
2. Варламова И.А. Адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию в технических вузах: дис. ... канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2006. — 188 с.
3. Волкова М.Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды: дис. ... канд. психол. наук. — Ярославль, 2003. — 239 с.
4. Дорошенко Т.Е. Социально-психологическая адаптация как фактор развития профессиональной Я-концепции студентов вуза: дис. . канд. психолог. наук. — Ставрополь, 2008. — 224 с.
5. Дуранов М.Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект). — Челябинск: ЧГАКИ, 2006. — 337 с.
6. Зотова О.И., Кряжева И.К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии. — М.: Наука, 1977. — 197 с.
7. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции поведения. — М.: Просвещение, 1979. — С. 219-232.
8. Кундозерова Л.И., Редлих С.М., Ростовцев А.И. Проблемы социально-профессиональной адаптации. — Новокузнецк: НГПИ, 2001. — 230 с.
9. Макарова А.Н. Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования: дис. ... канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2005. — 189 с.
10. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в
экстремальных условиях // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 1. — С. 16-24.
11. Налчаджян A.A. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ереван, 1995. — 345 с.
12. Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). — Ереван: Изд-во АН Армянский ССР, 1988. — 207 с.
13. Охремчук С.И. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2002. — 192 с.
14. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. — М.: Просвещение, 1982. — 255 с.
15. Психологические механизмы регуляции социального поведения / отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. — М.: Наука, 1979. — 335 с.
16. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. — СПб.: Речь, 2006. — 365 с.
17. Симонова Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: теория и практика: дис. ... д-ра пед. наук. — Киров, 2006. — 425 с.
18. Яблонская Ю.А. Социально-педагогическая адаптация детей сирот в условиях учреждения НПО: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Челябинск, 1975. — 21 с.
«УРОВНЕВЫЙ» ПОДХОД В КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ А. Ф. ЛАЗУРСКОГО И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В. А. Урываев
Аннотация: в публикации рассматриваются перспективы использования в правоприменительной деятельности (криминология, судебная экспертиза, работа с кадрами) первой отечественной концепции личности, разработанной А.Ф. Лазурским.
Ключевые слова: теория личности А.Ф. Лазурского, уровень личности, личность преступника, извращенная личность, судебная экспертиза, отбор кадров.
Summary: the article considered an opportunity of first native personality conception of A.F. Lazurski using in judicial practice (criminal law, legal expertise, the work with personnel).
Keywords: personality theory of A.F. Lazurski, personality level, the personality of criminal, perversive personality, legal expertise, manpower deployment.
Несмотря на высокую оценку вклада А.Ф. Лазурского в развитие психологии личности целым рядом ведущих специалистов (Б.Ф. Ломов, 1984; Ю.Б. Гиппен-рейтер, 1988; А.В. Брушлинский и со-авт., 1997; В.А. Аверин, 2002 и др.), его концепция личности, к сожалению, практически упущена в современных курсах психологии. Вместе с тем профессор Д.А. Леонтьев дает превосходную оценку теории личности А.Ф. Лазурского, «... которая при пристальном анализе оказывается не только первой полноценной теорией личности в отечественной психологии, но и практически первой в мире» [4, с. 8]. Мы не просто соглашаемся с оценкой Д.А. Леонтьева, но полагаем, что вклад А.Ф. Лазурского не только исторический. Мы убеждены, основываясь на практике работы в правоприменительной системе, что концепция личности А.Ф. Лазурского, созданная поч-