УДК 371 ББК 431
Б. Б. Бадмаева п. Агинское, Россия Адаптация и социализация: постановка вопроса в педагогическом знании
В статье рассматривается актуальная проблема определения понятий «адаптация» и «социализация». Представлены определения категорий адаптация и социализация, а также их соотношение и сравнение. Автором показаны различные трактовки данных дефиниций зарубежными и отечественными исследователями. Цель этой статьи заключается в выявлении феноменологического поля данных понятий. Проведён теоретический анализ понятий «адаптация» и «социализация» с позиций разных подходов. Отсутствие единства взглядов на проблему определения позволяет различным подходам в русле этих подходов взаимно дополнять друг друга. Сравнительно-сопоставительный анализ понятий «адаптация» и «социализация» даст импульс для дальнейших исследований в их изучении.
Ключевые слова: адаптация, социализация, определение понятий, феноменологическое поле, приспособление, обособление, процесс взаимодействия, интеграция, социальное научение, социальные процессы.
B. B Badmaeva Aginskoe, Russia
Adaptation and Socialization: the Question of Pedagogical Knowledge
The article considers the actual problem of the definition of “adaptation” and “socialization” concepts. It presents the definitions of these concepts, as well as their correlation and comparison. The author introduces various interpretations of the definitions given by foreign and Russian researchers. The purpose of this article is to identify the phenomenological field of these terms. The author makes the theoretical analysis of the concepts of “adaptation” and “socialization” in terms of different approaches. Lack of views unity on the problem of defining allows different approaches to complement each other. A comparative analysis of the presented concepts will give impetus to further research in their study.
Keywords: adaptation, socialization, definition of concepts, phenomenological field, adjustment, isolation, process of interaction, integration, social teaching, social processes.
Понятие «адаптация», возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г. И. Царегородцева, возникают на «стыках» наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук [16, с. 6]. Целью данной статьи является выявление феноменологического поля понятий адаптация и социализация. Анализ понятий адаптация и социализация позволяют расширить понимание процессов с точки зрения их применения.
Понятие «адаптация» (как общенаучное) содействует синтезу, объединению знаний различных природных, социальных, технических систем. Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия способствуют объединению исследуемых объектов различных наук в целостные теоретические построения.
Существует множество определений адаптации, как имеющих широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии А. В. Петровский и В. В. Богословский практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [12, с. 215; 13, с. 168;
8, с. 546].
А. Д. Слоним определяет адаптацию как совокупность физиологических особенностей, обусловливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды [15, с. 89]. Ф. Б. Березин обозначает адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности,
© Б. Б. Бадмаева, 2011
129
Учёные записки ЗабГГПу
который позволяет удовлетворять потребности и реализовывать значимые цели [3, с. 166]. Другими словами, адаптация подразумевает согласование требований и ожиданий общества по отношению к человеку с его установками и социальным поведением, согласование его возможностей с социальной средой.
Согласно Ф. З. Меерсону, адаптация представляет собой процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, происходящими в организме. По его мнению, помимо генотипической адаптации, которая выработалась в процессе эволюционного развития и передаётся по наследству, существует фенотипическая адаптация, приобретённая в ходе индивидуальной жизни [9, с. 5]. Ряд авторов (Б. Г. Иоганзен, Е. Д. Логачев) выделяют онтогенетическую, связанную с индивидуальными изменениями организма в ответ на воздействие среды, и филогенетическую адаптацию как результат исторического преобразования организмов [11, с. 32]. Подобное разделение основывается на идеях об отличиях приспособления как реакции и приспособления в результате естественного отбора.
В самом распространённом значении адаптация подразумевает приспособление человека к новой системе социальных условий (Т. В. Середа, А. А. Налчаджян). Некоторые исследователи понимают адаптацию как процесс приспособления организма к внешней среде (А. В. Петровский,
С. А. Козлова). Таким образом, в проблеме определения адаптации существенное место отводится приспособлению. Такое понимание справедливо в рамках субъект-объектного подхода.
Другой точке зрения придерживаются представители субъект-субъектного подхода: «адаптация - это приспособление, разделение убеждения социальной группы, а затем воздействие на неё и изменение» (Н. И. Сарджевеладзе); «адаптация является изменением состояния как самого приспосабливающегося организма, так и той среды, где это происходит» (М. С. Каган).
По мнению Б. Д. Парыгина, адаптация -часть социализации, которую он рассматривает как «многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду» [14, с. 164]. Т. К. Кончанин придерживается мнения, что адаптация является одним из этапов социализации личности [8, с. 78].
Существует множество различных трактовок процесса социализации. А. Бандура определяет
социализацию как процесс социального научения. И. С. Кон считает, что социализация - это усвоение индивидом социального опыта, определённой системы социальных ролей, в ходе которой создаётся конкретная личность [3; 7]. В. И. Ше-вандрин утверждает, что социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения, которое осуществляется путём усвоения социального опыта [18].
Социализацию понимают как процесс полной интеграции личности в социальную систему путём приспособления или адаптации к социальной системе (Т. Парсонс, Р. Мертон). В работе
О. И. Зотовой и И. К. Кряжевой делается вывод, что социализация личности, обусловленная в основном влиянием со стороны социальной среды, является необходимым условием адаптации индивида в обществе и в конкретном коллективе [6, с. 220].
Социализацию считают также базовым процессом включения человека в общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация (А. И. Кравченко). В данном случае адаптация и социализация оказываются здесь неразрывно связанными.
В этих определениях многозначный термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым человек осваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Причём социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.
Сущность социализации зависит от роли человека в этом процессе - пассивной или активной. При пассивной позиции социализация рассматривается как адаптация человека к обществу, при этом человек является объектом для общества. При активной позиции человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства.
Некоторые авторы заявляют об отсутствии принципиальных различий между понятиями адаптация и социализация, подразумевая, что в основе данных явлений лежит процесс накопления индивидом разнообразных навыков (В. Г. Бочарова, Т. Шибутани).
Д. А. Андреева рассматривает адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодейс-
твия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности [1, с. 66].
Анализ различных подходов к определению понятий показывает, что так или иначе они тяготеют к двум подходам, расходящимся между собой в понимании роли самого человека в процессе адаптации и социализации.
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. 429 с.
2. Анохин П. К. Философские аспекты функциональной системы. М.: Наука, 1973. 89 с.
3. Бандура А. Теория социального научения / пер. с англ.; ред. Н. Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.
5. Георгиевский А. Б. Эволюция адаптаций (историко-методологическое исследование). Л.: Наука, 1989. 189 с.
6. Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. 220 с.
7. Кон И. С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1999. 560 с.
8. Кончанин Т. К. К вопросу о социальной адаптации молодёжи // Коммунистическое воспитание студенчества: материалы конф. Ч. 2. Тарту, 1971. С. 89.
9. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика. М., 1981. 278 с.
10. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван, 1988. 262 с.
11. Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. завед. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994. 576 с.
12. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М., 1977. 480 с.
13. Общая психология / под ред. В. В. Богословского. М., 1981. 383 с.
14. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 351 с.
15. Слоним А. Д. Среда и поведение: формирование адаптивного поведения. Л., 1976. 212 с.
16. Философские проблемы адаптации / под ред. Г. И. Царегородцева. М.: Мысль, 1975. 277 с.
17. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. 78 с.
18. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: Владос, 1995.
Рукопись поступила в редакцию 10.10.2011