Научная статья на тему 'Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в контексте социализации личности'

Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в контексте социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2685
1119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL ROLES / SOCIAL EXPERIENCE / SOCIALIZATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смелков Михаил Юрьевич

Статья посвящена проблеме социальной адаптации в контексте социализации личности. В работе рассматривается роль различных видов деятельности и разнообразного социального опыта в повышении адаптивности. Воспитание рассматривается автором как целенаправленная деятельность по передаче социального опыта и включению личности во все сферы жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical analysis of the social adaptation problem in the context of a personality socialization

The article is devoted to the problem of a social adaptation in the scope of a personal socialization. The role of different types of activity and various social experiences in adaptability rise are considered in the work. The education is considered by the author like a purposeful activity of social experience passing and inclusion of a personality into all fields of life.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в контексте социализации личности»

УДК 373.2

М.Ю. Смелков

Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в контексте социализации личности

Статья посвящена проблеме социальной адаптации в контексте социализации личности. В работе рассматривается роль различных видов деятельности и разнообразного социального опыта в повышении адаптивности. Воспитание рассматривается автором как целенаправленная деятельность по передаче социального опыта и включению личности во все сферы жизнедеятельности.

The article is devoted to the problem of a social adaptation in the scope of a personal socialization. The role of different types of activity and various social experiences in adaptability rise are considered in the work. The education is considered by the author like a purposeful activity of social experience passing and inclusion of a personality into all fields of life.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, социальный опыт, социальные роли, социализация, воспитание.

Key words: adaptation, social adaptation, social roles, social experience, socialization, education

Проблематика, связанная с адаптацией человека как субъекта общения, деятельности и познания вызывает интерес у исследователей разных областей науки - биологии, психологии, философии, социологии и педагогики. Изучение приспособительных процессов находится на «стыке» различных дисциплин, являясь перспективным направлением в комплексном изучении человека.

Термин «адаптация» в 1865 г. предложил немецкий физиолог Г. Ауберт. Он рассматривал адаптацию как изменение чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей. [12, с.13]. Изучение этого вопроса продолжил Ж.Б. Ламарк. Адаптационными изменениями он объяснял возникновение отдельных видов и их эволюцию. Французский зоолог различал три вида адаптации: прямую, косвенную (посредством упражнений органов) и внутреннее стремление организма к усовершенствованию, вызванное средой. При этом, согласно представлениям Ж.Б. Ламарка, животные и растения способны сохранять и передавать адаптивные изменения по наследству.

Впоследствии биологи и физиологи - в самом общем виде - понимали под адаптацией механизм эволюции биологических видов и приспособление отдельных особей к воздействию внешней среды. Поскольку человек имеет свою специфическую среду обитания - социальную, то наряду с биологическими механизмами адаптации, логично рассматривать и социальный аспект этого явления.

В гуманитарных науках начало изучению адаптации личности в социокультурной среде положили работы И.Г. Гердера. В своих трудах немецкий философ и культуролог подчеркивал адаптивную «недостаточность» человека - отсутствие узкоспециализированных приспособительных программ и адаптивных стратегий, передаваемых по наследству. Для восполнения этой природной «недостаточности», по его мнению, человек создает культуру. Социокультурная среда, в свою очередь, будучи системой «норм поведения, общения, деятельности и взаимодействия людей» выступает эффективным приспособительным инструментом, который обеспечивает саморазвитие общества [18, с. 22-23].

Понимание адаптации с течением времени менялось, отражая актуальные проблемы, волнующие ученых в разные исторические периоды. Многообразие трактовок термина «адаптация», вероятно, связано с его применением в разных областях знания, задачами, которые ставили перед собой исследователи при его изучении. Современные справочные, научные и научно-популярные издания содержат множество определений категории «адаптация». Все они отличаются характеристикой двух взаимодействующих систем, характером связи между ними, содержанием и результатом процесса адаптации.

В философии под адаптацией понимается как процесс «приспособление системы к условиям внутренней и внешней среды», так и его результат - «наличие у системы приспособленности к некоторым факторам среды» [23]. Психологические словари, в общем, определяют адаптацию как «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды» [7]. Педагогические словари трактуют адаптацию как «способность субъекта приспосабливаться к различным условиям (внешняя среда, информационная среда, социальные условия, процесс обучения)» [16]. С точки зрения социальной педагогики адаптация - это продукт взаимодействия человека с окружающей социальной средой, результат предметной деятельности, преобразующий и среду, и сам субъект этого процесса.

Адаптации приводит личность к состоянию адаптированности. При этом А.А. Налчаджян, в своих работах отмечает, что успех адаптации зависит от адаптивности - способности человека к адаптации [15]. Понятие «адаптивность» трактуется как педагогами, так и психологами довольно широко. Анализируя определения этого феномена можно го-

ворить о том, что понятие рассматривается исследователями как переменная, характеризующая совокупность индивидуальных и социально-психологических признаков, обусловливающих эффективность адаптации. На основе анализа научной литературы можно выделить два основных подхода к определению адаптивности: через отдельные характеристики личности или их взаимосвязь и через способность к выбору индивидуальных стратегий адаптации.

Первый подход представлен в концепции адаптационного потенциала разработанной А.Г. Маклаковым [9]. Ученый определяет адаптационные возможности, оценивая уровень развития психических характеристик личности, наиболее значимых для процесса адаптации. К ним А.Г. Маклаков относит самооценку личности, уровень нервнопсихической устойчивости, уровень конфликтности, уровень социальной поддержки, степень ориентации на общепринятые нормы поведения и требования коллектива, наличие опыта общения.

Другой подход к проблеме адаптационных способностей заключается в понимании адаптивности, как способности человека выбирать наиболее эффективные индивидуальные стратегии адаптации. «Адаптационная стратегия, - по определению М.В. Ромма, - это осознанные и неосознанные действия, обеспечивающие личности состояние адаптированности» [18, с. 84]. При всем многообразии стратегий адаптации выделить одну универсальную невозможно, срабатывающую во всех адаптационных ситуациях. В природе не существует идеальной адаптации и не существует идеальной стратегии адаптации. Проблема адаптивности личности связана не с усвоением и воспроизводством одной «наилучшей», но с выбором оптимальных в каждой конкретной адаптационной ситуации приемов и способов адаптации.

Высокий уровень развития адаптивности личности может быть достигнут за счет активного взаимодействия с социальной средой при максимальном использовании потенциальных возможностей социума. Условием, необходимым для достижения личностью состояния адаптированности, является совокупность таких факторов как социальные способности, социальные потребности, социальные отношения, социально-значимая деятельность, отмечает в своей работе Торохтий В.С. [22].

В гуманитарных науках чаще применяется категория «социальная адаптация», под которой понимается процесс взаимодействия личности, или коллектива с окружающей общественной средой, в ходе которого они активно взаимодействуют и оказывают воздействие друг на друга [12, с. 24]. Л.Г. Гуслякова рассматривает социальную адаптацию как «процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой» [19, с. 8]. Более емкая трактовка, принадлежащая

А.Г. Морозу, позволяет определить социальную адаптацию как многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности и среды [13].

А.В. Мудрик под социальной адаптацией понимает «процесс и результат становления индивида социальным существом». [14] Согласно представлению Г.П. Медведева, Б.П. Рубина, Ю.Г. Колесникова, социальная адаптация - это «приобщение личности к определенным видам деятельности, усвоение личностью социального опыта общества в целом и той среды (микросреды), к которой он принадлежит» [10, с. 6467].

В зарубежной литературе также существуют различные трактовки и понимания социальной адаптации. Как совокупность приспособительных реакций, в основе которых лежит активное освоение среды, ее изменение и создание необходимых условий для успешной деятельности социальную адаптацию трактовал Т. Шибутани [24]. С. Ганс понимал под социальной адаптацией - выход из стрессовой ситуации [20].

Дж. Г. Мид [11] исследовал социальную адаптацию с позиции ролевой концепции личности. По его мнению, формирование установок и моделей поведения индивида зависит от установок и моделей поведения других членов социальной группы, в которую он включен, а сам процесс принятия социальной роли и является социальной адаптацией. Социальную роль можно определить как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные позиции. Эти ожидания и требования воплощаются в конкретных социальных нормах [21]. Разработке концепции социальной роли и определению этого понятия особое внимание уделял И.С. Кон. По его мнению, «социальная роль - это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе» [3, с. 61]. Понятие социальной роли, относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, то есть его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. И.С. Кон, подчеркивает, что в реальной жизни индивиды не просто усваивают предлагаемые им социальные роли и адаптируются к среде, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир [4, с. 31].

Процесс развития личности и социальной адаптации как динамику освоения социальных ролей рассматривал и А.А. Бодалев [2]. Количество социальных ролей зависит от многообразия видов деятельности, отношений и социальных групп, в которые входит личность с ее по-

требностями, ценностями и интересами. Чем больше социальных ролей индивид способен воспроизвести, тем более приспособленным к жизни он является. Поскольку чем шире спектр социальных связей и чем интенсивнее происходят изменения в окружающей среде, тем более трудной оказывается социальная адаптация, а ее успешность во многом зависит не только от характеристик самого индивида, но и среды.

Человек является субъектом социальным, т.е. принадлежит к определенной общественной структуре, которая задает различные формы, виды, стереотипы поведения и деятельности. Различные социальные роли человек осваивает и воспроизводит во всех сферах жизни. Согласно «Концепции воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области» [5, с. 21-23], разработанной Н.П. Царевой и др., личность включена в пять сфер жизнедеятельности: бытовую, трудовую, общественную, сферу познания и досуга (рис.).

Первичная базовая сфера - это сфера быта, определяющая и организующая условия человеческой жизни. Адаптация в быту заключается

в формировании ряда установок, навыков, привычек и качеств личности, соотносящихся с традициями, существующими отношениями между людьми вне сферы отношений, складывающихся с семьей, родственниками и знакомыми. В сфере быта адаптация наиболее актуальна, так как

Рис. Сферы жизнедеятельности здесь закладываются основы

человека адаптивности.

(по нл. Царев°й) Сфера труда занимает осо-

бое место, так как концентрирует в себе основу для успешной жизненной перспективы, социально-нравственную и гражданскую позицию личности. Адаптация в сфере труда складывается из овладения системой знаний, умений, навыков, необходимых для качественного выполнения профессиональных обязанностей; выполнения требований трудовой дисциплины; самостоятельности при выполнении должностных функций; установлении взаимоотношений с коллегами, основанных на взаимоуважении. От того насколько основателен и разносторонен опыт человека в созидательной продуктивной деятельности, зависит настолько он и готов к построению жизни на основе труда, а не на вымогательстве, мошенничестве и других криминальных проявлениях.

Сфера общественной деятельности представляет собой совокупность институтов гражданского общества и государства, организаций и процессов, которые позволяют человеку реализовать свои взгляды,

убеждения и интересы, добровольно объединяясь в различные клубы, ассоциации и объединения. В процессе адаптации в этой сфере личность, или социальная группа осваивает нормы, ценности, модели поведения и деятельности, свойственные гражданскому обществу.

В сфере познания закладывается интеллектуально-нравственный фон всего происходящего в окружающей среде. В ходе адаптации в этой сфере происходит формирование мировоззрения, умение анализировать процессы, происходящие в жизни природы и общества, выработка по отношению к ним собственного отношения и выстраивание жизненной позиции.

Среда досуга (отдыха) обеспечивает возможность приобщения человека к ценностям художественной культуры, литературы, искусства. Адаптация в этой сфере предполагает формирование ценностей, отвечающих нормам здорового образа жизни, эстетической культуры. Формирование устойчивых ценностей в данной сфере делает жизнь наполненной высокими образами духовной культуры. Именно в этой сфере важна среда общения, где закрепляются добровольно выбранные способы взаимодействия, создаются прочные межличностные связи.

В каждой из вышеперечисленных сфер жизнедеятельности человек приобретает определенный социальный опыт. Социальный опыт А.В. Мудрик трактует как «синтез различного рода умений и навыков, знаний, способов деятельности, мышления, стереотипов поведения, запечатленных ощущений и переживаний». [14] Процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, по мнению И.С. Кона представляет собой социализация. [6] Таким образом, разнообразный социальный опыт является не только основой эффективной социальной адаптации, но и социализации личности.

Г.М. Андреева рассматривает социализацию как процесс воспроизводства индивидом общественных отношений: «Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1].

Б.Д. Парыгин дает следующее определение социализации: «Процесс социализации - вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» [17].

Таким образом, социальная адаптация неразрывно связана с социализацией личности. В понятии социализации заключается способ-

ность человека усваивать изменяющиеся условия, его адаптационная сущность. Разница заключается лишь в том, что социализация является более широким понятием и представляет собой непрерывный процесс, в результате которого человек, который изначально наделен определенными биологическими задатками, приобретает необходимые качества и социальный опыт для полноценной жизнедеятельности в обществе. В то время как социальная адаптация выступает важнейшим механизмом социализации личности.

Социализация человека происходит не только в условиях непрерывного воздействия на личность всевозможных обстоятельств жизни, но и в условиях целенаправленного образования и воспитания. Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации, целенаправленной деятельностью по передаче социального опыта и процессом включения личности в жизнь общества.

Воспитание как общественное явление - сложный и противоречивый процесс включения подрастающего поколения в жизнь общества: в сферу быта, общественно - производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производственных сил общества. Оно обеспечивает общественный процесс и преемственность поколений. Воспитание осуществляет все общество, так как оно означает социальное становление личности, процесс достижения ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор [8].

В широком педагогическом смысле - воспитание - это целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в еще более узком значении, имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с воспитанием нравственных качеств [8].

Среди множества концепций воспитания, в современном обществе лидируют концепции гуманизации и социализации личности. В них большое внимание уделяется усвоению индивидуумом социального опыта, необходимого ему для адекватной адаптации в социальном мире. А.В. Мудрик, рассматривая социализирующее значение воспитания, отмечает, воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает социальные нормы и ценности, не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные установки и поведенческие сценарии. Воспитание, мо его мнению, имеет определенные возможности создания условий для просоциальной самореализации себя человеком как

субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте. Воспитание может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, то есть в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации. Воспитание имеет некоторые возможности предотвратить столкновение человека с теми или иными опасностями стихийной социализации, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия случившихся столкновений, то есть уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации [14].

Для того чтобы сохранить социальную структуру, общество формирует социальные стандарты и образцы ролевого поведения. Личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду. Однако в силу своей природной активности человек сохраняет и развивает тенденцию к автономии и формированию собственной позиции. Следствием этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Исходя из вышесказанного, можно выявить общие характеристики социальной адаптации и социализации. Оба процесса связаны с формированием личности индивида и предполагают активную позицию субъекта, связаны с усвоением и последующим воспроизводством социального опыта, протекают в различных видах деятельности во всех сферах жизни. Но, несмотря на тесную взаимосвязь эти два явления представляют собой самостоятельные процессы. При этом социализация предполагает интеграцию человека в социальную среду на протяжении всей его жизни. А социальная адаптация выступает в качестве одного из эффективных механизмов включения человека в систему социальных отношений. Воспитание же, как целенаправленная деятельность по передаче социального опыта и процесса включения человека в общественную жизнь позволяет сформировать просоци-альную направленность этих процессов.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1998

2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988

3. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1965.

4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.,

5. Концепции воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области // Воспитание школьника, ЛОИРО, СПб., 2001

6. Крайг Г. Психология развития, С.-П. 2006

7. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».

Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998

8. Лихачев Б. Т. Педагогика. М., 1998

9. Маклаков А.Г. // Психологический журнал 2001. Т.22. №1.

10. Медведев Г.П., Рубин Б.П., Колесников Ю.Г. Адаптация важнейшая проблема педагогики//Советская педагогика. 1969. 3.

11. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. -М., 1994

12. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дисс. канд. философ, наук. Л., 1974

13. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Киев: КГУ, 1983

14. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

15. Налчаджян А. А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1988

16. Образование и педагогика. Тезаурус. - ИНИНФО-2006

17. Парыгин В.Д. Основные социально-психологические теории. М., 1971

18. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002

19. Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1. М.: Институт социальной работы,1997

20. Селье Ганс. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. -М.:МЕДГИЗ, 1960

21. Тадевосян Э.В. Словарь справочник по социологии и политологии. М.,

1996

22. Торохтий В.С. Модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений // Педагогическое образование в России. 2010. № 1

23. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

24. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.