Научная статья на тему 'Теоретико-методологический аспект социальной адаптации личности в условиях современного общества'

Теоретико-методологический аспект социальной адаптации личности в условиях современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1742
479
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хухунашвили М. М.

Представлены многоплановые подходы к пониманию сущности социальной адаптации личности, рассмотрены ее формы и функции, обоснована актуальность проблемы в условиях современного общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL METHODOLOGICAL ASPECT OF SOCIAL ADA-PTATION OF PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF THE MODERN SOCIETY

The paper Presents cross-cutting approaches to the understanding of the essence of social adaptation of personality, discusses its form and function, the urgency of the problem in terms of modern society

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологический аспект социальной адаптации личности в условиях современного общества»

УДК 14.43.43

М.М.Хухунашвили

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Представлены многоплановые подходы к пониманию сущности социальной адаптации личности, рассмотрены ее формы и функции, обоснована актуальность проблемы в условиях современного общества.

Ключевые слова: Социальная адаптация, личность, социальная среда, социализация, общество, социальный

статус.

MARINEH МАNUILOVNA KHUKHUNASHVILI THEORETICAL METHODOLOGICAL ASPECT OF SOCIAL ADA-PTATION OF PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF THE MODERN SOCIETY

The paper Presents cross-cutting approaches to the understanding of the essence of social adaptation of personality, discusses its form and function, the urgency of the problem in terms of modern society.

Keywords: Social adaptation, social environment, socialization, society, social status, personality.

Социальная адаптация возникла в результате социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособления к социальной среде. В Философской энциклопедии отмечается, что содержание социального приспособления составляет ассимиляция личностью или группой основных специфических признаков и характеристик социальной среды [4].

Неоднозначный характер понимания сущности «социальной адаптации» в какой-то мере объясняется многообразием ее форм, механизмов и носителей. Носителем «социальной адаптации» может выступать не только группа, но и отдельный человек, как совокупность всех общественных отношений. Во многих исследованиях под адаптацией понимается приспособление к окружающим условиям. Соответственно в сложной природе человека, адаптация имеет разные аспекты: биологический, психологический, социальный. Источником социальной адаптации является сама личность, ее внутреннее стремление к развитию, а не только влияние внешних по отношению к ней условий. Любое общественное преобразование личность оценивает с точки зрения приобретений и потерь, социальные перемены, способствующие реализации актуальных потребностей, принимает и поддерживает, препятствующие - отвергает.

Если в общем виде адаптация представляет собой соответствие между актуализированными и удовлетворенными потребностями человека, то социальная адаптация - это социальный процесс взаимодействия личности и социальной среды. Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. По мнению А.В. Мудрика, адаптация представляет собой устойчивую модель поведения в определенных условиях и ситуациях [2,с.147]. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации — это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.

Человек - существо социальное, так как он постоянно взаимодействует с социумом и можно сказать, что в течение всей его жизни идет непрерывный процесс социализации. А.В. Мудрик под социализацией понимает «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» [2,с.7]. В процессе социализации индивид становится личностью, развивается его способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретаются необходимые для этого знания и умения. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины и женщины, обрели профессию, создали семью, были законопослушными гражданами. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют его саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Социальная адаптация - сложный процесс, осуществляемый в различных сферах жизнедеятельности человека. Адаптация является одной из составляющих социализации, в переводе с латинского (от лат. -adaptio - приспособляю) она означает «прилаживание организма и его функций, органов, клеток с условиями среды». В учебнике по социальной педагогике социальная адаптация трактуется как «активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе» [1,с.117].

Педагогическая адаптация свидетельствует о том, что условия, в которых находится человек для него

наиболее оптимальны с позиции научения и воспитания. Адаптация протекает под влиянием внушения и осознания личностью необходимости (или потребности) принятия новых ценностных установок и поведения. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус личности в данной среде, ее психологическая удовлетворенность этой средой. Показателем низкой социальной адаптации являются вынужденные перемещения человека в разные социальные среды, их частая смена (миграция, текучесть кадров, разводы и т.д.).

Результаты адаптации носят различные формы (от позитивных до негативных) для статусного и индивидуального состояния личности. Так, конкретными формами процесса социальной адаптации, его конечными результатами являются: снижение (или повышение) социального, должностного и профессионального статусов личности (или группы); социальная мобильность (разной направленности); определенное социально-психологическое состояние (от полного комфорта до полного дискомфорта). В любом случае итогом социальной адаптации выступает принятие адаптирующимся индивидом (или социальной группой) определенной социальной роли. Сложность механизма социальной адаптации связана с взаимодействием двух систем - личности индивида и социальной среды. Эффективность и конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений индивида и субъективной удовлетворенности им своими достижениями в условиях данной социальной среды.

Социальная адаптация представляет, в отличие от биологической адаптации, единство приспособительной и преобразовательной деятельности, оценивая этот процесс как процесс взаимный на всех уровнях и системах. Процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого открываются новые способы поведения, новые программы и планы внутриличностных процессов. Не вызывает сомнения, что основой успешности социальной адаптации личности является её адаптированносгь на социальном уровне. Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества и является необходимым условием функционирования общества как социального организма. Основные функции социальной адаптации личности в социальной среде заключаются в формировании средств, нахождении условий и форм для свободного прогрессивного развития личности и ее жизнедеятельности.

Любая деятельность всегда включает в себя три аспекта: а) мотивационный; б) целевой; в) исполнительный. Целенаправленная деятельность всегда связана с адаптивными потребностями индивида. Реализация целей социальной адаптивной деятельности предполагает выполнение ряда процедур:

• осознание адаптивной потребности, требующей удовлетворения;

• осознание путей ее удовлетворения;

• нахождение средств удовлетворения потребности;

• реализация адаптивной деятельности (проявляющейся в адаптивном поведении как ответ-ной реакции адаптанта на изменения среды жизнедеятельности), направленной на удовлетворение адаптивной потребности;

• последействие - интерпретация достигнутых результатов с точки зрения их соответствия идеальной исходной цели и индивидуальным потребностям личности [3,с.89].

Как считает, Г.В.Палаткина, в структуру социальной адаптации личности входят: адаптирующийся элемент, адаптивная среда, адаптивная ситуация, адаптивная потребность, адаптационная деятельность [3,с.87]. Социальная адаптация является связующим звеном между общественной сущностью человека и окружающей действительностью, носит многофункциональный характер:

а) необходимое условие и одновременно средство оптимизации взаимодействия человека с социальной средой;

б) фактор развития человека и совершенствования окружающей среды;

в) средство реализации сущностных потенциальных возможностей человека.

Определение области содержания явлений социальной адаптации затрагивает следующие категории: социальный статус, профессиональное самоопределение, сформированность социальнозначимых способностей, качеств, положение в коллективе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения, удовлетворяющее личностный статус; возможность проявления индивидуальности.

В последнее время стали говорить о многочисленных межнациональных конфликтах, что повлекло за собой выделение еще одного вида адаптации - этническая или межкультурная, которая представляет собой процесс вхождения в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей, образцов поведения, достижение социального и эмоционального приспособления к новой среде, социальной и психологической интеграции с новой культурой без потери богатств собственной культуры. Материальная и духовная деятельность выступает как адаптивно-адаптирующий культурный контекст, в котором возникает и реализуется все многообразие реальных или потенциальных адаптивных стратегий в мультикультурном регионе.

Таким образом, на основании вышеизложенного, мы можем констатировать, что анализ философской,

социологической и психолого-педагогической литературы подтверждает многоплановость подходов к пониманию сущности и содержания социальной адаптации. Однако, в научной литературе нет универсального определения данного понятия, которое бы отражало в совокупности многоплановость сущностной характеристики социальной адаптации личности на современном этапе развития общества.

Литература

1. Мардахаев, Л.В. «Социальная педагогика». Учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: «Гардарики», 2005. - 269с.

2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / АВ.Мудрик. - Москва: «Академия», 1999.

3. Палаткина, Г.В. Содержание социокультурной адаптации подростков-мигрантов в мультикультурном обществе / Г.В.Палаткина // Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства, туризма в условиях модернизации российского общества. - Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та культуры и искусств, 2010. - Ч. II. -244с.

4. Философская энциклопедия. М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1970. - Т.5. - 742с.

1. Mardahaev, L.V. «Social'naja pedagogika». Uchebnik / L.V. Mardahaev. - M.: «Gardariki», 2005. - 269s.

2. Mudrik, A.V. Social'naja pedagogika / A.V.Mudrik. -Moskva: «Akademija», 1999.

3. Palatkina, G.V. Soderzhanie sociokul'turnoj adaptacii podrostkov-migrantov v mul'tikul'turnom obshhestve / G.V.Palatkina // Social'no-integracionnyj potencial nacional'noj kul'tury, iskusstva, turizma v uslovijah modernizacii rossijskogo obshhestva. - Kazan': Izd-vo Kaz. gos. un-ta kul'tury i iskusstv, 2010. - Ch. II. - 244s.

4. Filosofskaja jenciklopedija. M.: Izd. «Sovetskaja jenciklopedija», 1970. - T.5. - 742s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.