УДК 14.43.43
М.М.Хухунашвили
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Представлены многоплановые подходы к пониманию сущности социальной адаптации личности, рассмотрены ее формы и функции, обоснована актуальность проблемы в условиях современного общества.
Ключевые слова: Социальная адаптация, личность, социальная среда, социализация, общество, социальный
статус.
MARINEH МАNUILOVNA KHUKHUNASHVILI THEORETICAL METHODOLOGICAL ASPECT OF SOCIAL ADA-PTATION OF PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF THE MODERN SOCIETY
The paper Presents cross-cutting approaches to the understanding of the essence of social adaptation of personality, discusses its form and function, the urgency of the problem in terms of modern society.
Keywords: Social adaptation, social environment, socialization, society, social status, personality.
Социальная адаптация возникла в результате социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособления к социальной среде. В Философской энциклопедии отмечается, что содержание социального приспособления составляет ассимиляция личностью или группой основных специфических признаков и характеристик социальной среды [4].
Неоднозначный характер понимания сущности «социальной адаптации» в какой-то мере объясняется многообразием ее форм, механизмов и носителей. Носителем «социальной адаптации» может выступать не только группа, но и отдельный человек, как совокупность всех общественных отношений. Во многих исследованиях под адаптацией понимается приспособление к окружающим условиям. Соответственно в сложной природе человека, адаптация имеет разные аспекты: биологический, психологический, социальный. Источником социальной адаптации является сама личность, ее внутреннее стремление к развитию, а не только влияние внешних по отношению к ней условий. Любое общественное преобразование личность оценивает с точки зрения приобретений и потерь, социальные перемены, способствующие реализации актуальных потребностей, принимает и поддерживает, препятствующие - отвергает.
Если в общем виде адаптация представляет собой соответствие между актуализированными и удовлетворенными потребностями человека, то социальная адаптация - это социальный процесс взаимодействия личности и социальной среды. Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. По мнению А.В. Мудрика, адаптация представляет собой устойчивую модель поведения в определенных условиях и ситуациях [2,с.147]. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации — это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.
Человек - существо социальное, так как он постоянно взаимодействует с социумом и можно сказать, что в течение всей его жизни идет непрерывный процесс социализации. А.В. Мудрик под социализацией понимает «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» [2,с.7]. В процессе социализации индивид становится личностью, развивается его способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретаются необходимые для этого знания и умения. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины и женщины, обрели профессию, создали семью, были законопослушными гражданами. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют его саморазвитию, самоопределению, самореализации.
Социальная адаптация - сложный процесс, осуществляемый в различных сферах жизнедеятельности человека. Адаптация является одной из составляющих социализации, в переводе с латинского (от лат. -adaptio - приспособляю) она означает «прилаживание организма и его функций, органов, клеток с условиями среды». В учебнике по социальной педагогике социальная адаптация трактуется как «активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе» [1,с.117].
Педагогическая адаптация свидетельствует о том, что условия, в которых находится человек для него
наиболее оптимальны с позиции научения и воспитания. Адаптация протекает под влиянием внушения и осознания личностью необходимости (или потребности) принятия новых ценностных установок и поведения. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус личности в данной среде, ее психологическая удовлетворенность этой средой. Показателем низкой социальной адаптации являются вынужденные перемещения человека в разные социальные среды, их частая смена (миграция, текучесть кадров, разводы и т.д.).
Результаты адаптации носят различные формы (от позитивных до негативных) для статусного и индивидуального состояния личности. Так, конкретными формами процесса социальной адаптации, его конечными результатами являются: снижение (или повышение) социального, должностного и профессионального статусов личности (или группы); социальная мобильность (разной направленности); определенное социально-психологическое состояние (от полного комфорта до полного дискомфорта). В любом случае итогом социальной адаптации выступает принятие адаптирующимся индивидом (или социальной группой) определенной социальной роли. Сложность механизма социальной адаптации связана с взаимодействием двух систем - личности индивида и социальной среды. Эффективность и конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений индивида и субъективной удовлетворенности им своими достижениями в условиях данной социальной среды.
Социальная адаптация представляет, в отличие от биологической адаптации, единство приспособительной и преобразовательной деятельности, оценивая этот процесс как процесс взаимный на всех уровнях и системах. Процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого открываются новые способы поведения, новые программы и планы внутриличностных процессов. Не вызывает сомнения, что основой успешности социальной адаптации личности является её адаптированносгь на социальном уровне. Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества и является необходимым условием функционирования общества как социального организма. Основные функции социальной адаптации личности в социальной среде заключаются в формировании средств, нахождении условий и форм для свободного прогрессивного развития личности и ее жизнедеятельности.
Любая деятельность всегда включает в себя три аспекта: а) мотивационный; б) целевой; в) исполнительный. Целенаправленная деятельность всегда связана с адаптивными потребностями индивида. Реализация целей социальной адаптивной деятельности предполагает выполнение ряда процедур:
• осознание адаптивной потребности, требующей удовлетворения;
• осознание путей ее удовлетворения;
• нахождение средств удовлетворения потребности;
• реализация адаптивной деятельности (проявляющейся в адаптивном поведении как ответ-ной реакции адаптанта на изменения среды жизнедеятельности), направленной на удовлетворение адаптивной потребности;
• последействие - интерпретация достигнутых результатов с точки зрения их соответствия идеальной исходной цели и индивидуальным потребностям личности [3,с.89].
Как считает, Г.В.Палаткина, в структуру социальной адаптации личности входят: адаптирующийся элемент, адаптивная среда, адаптивная ситуация, адаптивная потребность, адаптационная деятельность [3,с.87]. Социальная адаптация является связующим звеном между общественной сущностью человека и окружающей действительностью, носит многофункциональный характер:
а) необходимое условие и одновременно средство оптимизации взаимодействия человека с социальной средой;
б) фактор развития человека и совершенствования окружающей среды;
в) средство реализации сущностных потенциальных возможностей человека.
Определение области содержания явлений социальной адаптации затрагивает следующие категории: социальный статус, профессиональное самоопределение, сформированность социальнозначимых способностей, качеств, положение в коллективе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения, удовлетворяющее личностный статус; возможность проявления индивидуальности.
В последнее время стали говорить о многочисленных межнациональных конфликтах, что повлекло за собой выделение еще одного вида адаптации - этническая или межкультурная, которая представляет собой процесс вхождения в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей, образцов поведения, достижение социального и эмоционального приспособления к новой среде, социальной и психологической интеграции с новой культурой без потери богатств собственной культуры. Материальная и духовная деятельность выступает как адаптивно-адаптирующий культурный контекст, в котором возникает и реализуется все многообразие реальных или потенциальных адаптивных стратегий в мультикультурном регионе.
Таким образом, на основании вышеизложенного, мы можем констатировать, что анализ философской,
социологической и психолого-педагогической литературы подтверждает многоплановость подходов к пониманию сущности и содержания социальной адаптации. Однако, в научной литературе нет универсального определения данного понятия, которое бы отражало в совокупности многоплановость сущностной характеристики социальной адаптации личности на современном этапе развития общества.
Литература
1. Мардахаев, Л.В. «Социальная педагогика». Учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: «Гардарики», 2005. - 269с.
2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / АВ.Мудрик. - Москва: «Академия», 1999.
3. Палаткина, Г.В. Содержание социокультурной адаптации подростков-мигрантов в мультикультурном обществе / Г.В.Палаткина // Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства, туризма в условиях модернизации российского общества. - Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та культуры и искусств, 2010. - Ч. II. -244с.
4. Философская энциклопедия. М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1970. - Т.5. - 742с.
1. Mardahaev, L.V. «Social'naja pedagogika». Uchebnik / L.V. Mardahaev. - M.: «Gardariki», 2005. - 269s.
2. Mudrik, A.V. Social'naja pedagogika / A.V.Mudrik. -Moskva: «Akademija», 1999.
3. Palatkina, G.V. Soderzhanie sociokul'turnoj adaptacii podrostkov-migrantov v mul'tikul'turnom obshhestve / G.V.Palatkina // Social'no-integracionnyj potencial nacional'noj kul'tury, iskusstva, turizma v uslovijah modernizacii rossijskogo obshhestva. - Kazan': Izd-vo Kaz. gos. un-ta kul'tury i iskusstv, 2010. - Ch. II. - 244s.
4. Filosofskaja jenciklopedija. M.: Izd. «Sovetskaja jenciklopedija», 1970. - T.5. - 742s.