Е. А. Луцко
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КРИТЕРИЕВ И ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТАЦИИ
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptю» («приспособление») и был введен в 1864 г. Аубертом1 для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя. Данное понятие является общенаучным и в значительной степени универсальным, оно используется во многих естественных, технических и общественных науках. В настоящее время установлено, что адаптация протекает на разных уровнях функциональной организации человека: психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом.
С точки зрения физиологии, адаптация является фундаментальным свойством организма поддерживать гомеостатическое равновесие в условиях меняющегося окружения и, следовательно, в динамическом отношении представляет собой совокупность изменений, обусловленных взаимодействием организма со средой, повышающих жизнедеятельность и увеличивающих его возможности.
На психологическом уровне адаптация представляет собой изменения психических функций, в их интегральной связи (Ц. П. Короленко), а также изменение индивида в процессе жизнедеятельности, причем не прямое изменение под воздействием среды, а опосредованное психикой.
Социально-психологическая адаптация представляет собой постоянный процесс активного приспособления личности к условиям социальной среды, освоение социальных ролей, установление определенных взаимоотношений между личностью и социумом, т. е. приведение индивидуального поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, социальной группе системой установок, норм и ценностей2.
Таким образом, адаптация — это процесс и результат постоянного, как пассивного, так и активного приспособления индивида к изменяющимся условиям среды, разворачивающийся и приводящий к изменениям на всех уровнях функциональной организации человека от физиологического до социально-психологического. А эффективность адаптации представляет собой достижение определенного уровня адаптации (т. е. адаптированности) за определенное время. При этом можно предположить, что скорость адаптации различна на разных уровнях функциональной организации, поскольку существуют определенные различия в механизмах и сущности протекающих там процессов. Так, эффективность адаптации на физиологическом уровне представляет собой повышение устойчивости организма к изменениям условий среды, скорость перестройки физиологических реакций, функций отдельных органов и организма в целом, которая раздвигает границы его существования и нормального функционирования3. Эффективность адаптации на психологическом уровне представляет собой не только достаточность психических ресурсов для удовлетворения актуальных потребностей, согласованность самой системы потребностей, отсутствие состояния фрустрации (т. е. блокады мотивированного поведения при достижении цели)4, но и адекватную и своевременную
© Е. А. Луцко, 2008
перестройку использования психических ресурсов в соответствии с изменениями системы потребностей человека. А эффективной социально-психологической адаптацией можно назвать принятие индивидом своей социальной роли, адекватное восприятие человеком себя и своих социальных связей (М. П. Будякина, И. А. Георгиева, М. Д. Маслов, А. А. Русалинова)5; уровень включенности человека в сферу непосредственного и опосредованного общения, в систему массовой коммуникации (И. А. Баева)6; умение реагировать адекватно изменяющейся ситуации, использовать адекватные адаптационные механизмы (поведенческие стратегии, копинги, психологические защиты).
Оценка эффективности адаптации невозможна без определения критериев. Однако с определением критериев оценки адаптации, а также с показателями, которые можно отнести к этим критериям, в литературе наблюдается путаница. Основные противоречия в этой области касаются разделения понятий критерия, показателя и фактора адаптации. На наш взгляд, многие авторы смешивают критерии оценки эффективности, успешности адаптации и показатели этой успешности, кроме того, в различных классификациях зачастую объединяются показатели эффективности адаптации и факторы эффективности.
Так, некоторыми авторами (Н. В. Кузьмина, В. Н. Намазов, А. Н. Жмыриков, И. А. Георгиева и др.) в качестве критериев адаптации выделяются характеристики личности (ценностные ориентации, интернальность-экстернальность, общественная активность, ответственность, умение самостоятельно работать, творческие способности, волевые качества, дисциплинированность и коллективизм), социально-демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение, наличие детей, членство в общественных организациях и т. д.), особенности социальной организации коллектива и деятельности (степень регламентации, возможность индивидуальной вариативности способов и методов ее выполнения, формы контроля за ее процессом и итогами, система стимулирования, поощрения), содержание деятельности (труд, познание и т. д.), которые, на наш взгляд, скорее являются факторами, влияющими на эффективность адаптации.
В некоторых работах под критериями понимаются показатели адаптации. Например, И. К. Кряжева использует в качестве критериев адаптации: деловую включенность в трудовую деятельность и эмоциональное самочувствие, выражающееся в настроениях. Ю. С. Бабахан называет субъективным критерием самооценку деловых и личностных качеств; а Toffler и Mechanic к значимым критериям успешности адаптации относят количественные сдвиги психофизиологических показателей.
Попытаемся развести эти понятия на основании этимологического анализа. Так, понятие «критерий» произошло от греческого «criterion» («средство для суждения») и определяется как мерило оценки, признак, являющийся основой классификации. Фактор — от латинского «factor» («делающий, производящий»), понимаемый как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты.
Таким образом, критерий — это «позиция» оценки, т. е. точка зрения оценивающего. Например, адаптацию человека можно оценивать с позиции самого человека (внутренний критерий) или с позиции стороннего наблюдателя (внешняя оценка). Факторами мы называем условия, влияющие на протекание процесса адаптации и ее эффективность. Показателем же адаптации является характеристика, свойство, то, в чем проявляется адаптация.
По мнению ряда исследователей, процесс адаптации может быть направлен на приспособление к требованиям среды или на поиск возможностей реализации субъективных стремлений и удовлетворения потребностей индивида. Соответственно, достигнутое
в результате состояние адаптированности, также может расцениваться с точки зрения соответствия требованиям среды (внешний критерий) или же потребностям индивида (внутренний критерий). То есть внешний критерий тесно связан с понятием «приспособление», он определяет соответствие требованиям среды и описывается в терминах компетентности, успеха. К внешнему критерию можно отнести такие показатели, как продуктивность и успешность деятельности, профессиональный рост, статус личности в коллективе (Е. Л. Андреева, Е. Ю. Коржова)7, степень интеграции личности с мак-ро- и микросредой (В. Н. Намазов, А. Н. Жмыриков); реальное положение человека в коллективе, его социометрический статус, авторитет как социальная реальность, отражающая устойчивое признание членами группы приоритета личности (Зотова, Е. Ю. Кряжева)8.
Внутренний критерий может описываться через общее психологическое благополучие, комфорт, субъективную удовлетворенность, самочувствие. Он связан с сохранением внутренних энергетических ресурсов, отсутствием напряжения и тревоги. К нему можно отнести такие показатели, как оценка человеком степени удовлетворенности содержанием, организацией, условиями труда, оплатой, а также оценка удовлетворенности своим положением в коллективе и отношениями с другими его членами (Е. Л. Андреева, И. А. Георгиева), уровень включенности человека в сферу непосредственного и опосредованного общения и в систему массовой коммуникации (И. А. Баева), эмоциональное и физическое самочувствие (В. Н. Намазов, А. Н. Жмыриков).
Многие исследователи, говоря о критериях оценки адаптации, не ограничиваются двумя группами показателей и наряду с внешним и внутренним выделяют еще интегральный критерий (И. К. Кряжева (1980), А. А. Налчаджян (1988), А. А. Реан (2002), В. А. Ядов, Н. Н. Мельникова (1999))9. Согласно этой позиции, в результате оптимального процесса адаптации образуется новая, более сложная система, которая должна характеризоваться новыми качествами, отсутствующими в исходных системах. В качестве показателей, дающих возможность оценки по интегральному критерию, предлагаются: способы реагирования на ситуацию, показатели, характеризующие активную позицию человека, его способности к конструктивному поведению, склонность к аутоагрессивным реакциям в стрессовых ситуациях и др.
Однако, поскольку взаимодействие человека и той среды, в которой он находится, может проявляться в различных моделях поведения, компонентами которых могут выступать и стратегии адаптации, и механизмы психологической защиты, и копинги, то возникает вопрос, всегда ли возможно однозначно оценить эффективность этих механизмов. Мы считаем, что они не могут выступать в качестве показателей адаптации, т.к. их нельзя оценить однозначно, они достаточно ситуативны, а их эффективность зачастую зависит от конкретной ситуации. Что же касается склонности к аутоагрессивным реакциям, то они в большей степени относятся к личностным особенностям, которые скорее выступают в качестве факторов адаптации.
Таким образом, выделение стратегий как показателей интегрального критерия для оценки эффективности адаптации с точки зрения взаимодействия между индивидом и средой нам представляется сомнительным. Интегральным критерием может являться некий общий коэффициент адаптации, учитывающий всесторонние изменения и, вероятно, специфичный для определенных областей жизнедеятельности.
При этом для оценки эффективности адаптации, на наш взгляд, необходим комплексный подход, рассматривающий эффективность адаптации с точки зрения как человека, так и среды на всех уровнях функциональной организации человека: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом. Так как процессы, отражающие направленность человека на приспособление к требованиям среды или поиск возможностей
реализации субъективных стремлений и удовлетворения потребностей индивида, идут параллельно, но проявляются в разных соотношениях. То есть эффективная адаптация на одном уровне функциональной организации человека может сочетаться с проблемами в адаптации на другом. Адаптированность, в таком случае, предполагает высокую адаптацию на всех уровнях ее протекания и определяется как внешним, так и внутренним критериями. Такая позиция обобщенно представлена в четырехклеточной модели А. А. Реана, описывающего типы адаптации на основе сочетания внешнего и внутреннего критериев. Типы адаптации в данном случае представляют собой различные результаты этого процесса, т. е. варианты адаптированности. Приведенные им типы неравноценны по своей эффективности и выстраиваются от полной дезадаптации к системной адаптации.
Варианты адаптированности, выделенные А. А. Реаном, согласуются с четырьмя уровнями адаптированности, выделенными А. Н. Жмыриковым: высокий оптимальный, высокий избыточный, низкий и уровень дезадаптации10. В данном случае высокий оптимальный уровень, характеризующийся высокой успешностью и оптимальным эмоциональным состоянием, близок к описанию комплексной адаптации. Высокий избыточный, для которого характерна высокая успешность при выраженном синдроме психоэмоционального напряжения, соответствует результату адаптации по внешнему критерию. Низкий уровень, признаками которого являются невысокая успешность, наличие неконструктивных реакций приспособления на фоне положительного настроения, стоит ближе к результату адаптации по внутреннему критерию; и соответственно, характеристики уровня дезадаптации по А. Н. Жмырикову согласуются с признаками полной дезадаптации в классификации А. А. Реана. По мнению Реана, при наличии высоких оценок по двум критериям можно говорить об оптимальном варианте адаптации.
Изучение адаптации человека также невозможно без учета факторов, влияющих на нее. Факторы адаптации влияют на регуляцию поведения, способность человека адекватно оценить ситуацию, принимать решения в новых условиях.
В настоящее время в науке установилось разделение факторов, определяющих процесс адаптации, на внешние и внутренние. К внутренним факторам относятся не только адаптивные изменения, происходящие на клеточном и психофизиологических уровнях, но и, в силу целостности адаптационного процесса, изменения, обнаруживающиеся на уровне личности (Н. В. Андреенкова (1971), И. А. Милославова (1975), Б. Д. Парыгин (1978), М. А. Славина, И. А. Георгиева, Т. В. Середа, Т. И. Ронгинская, В. И. Медведев, Т. И. Кухарева)11. Таким образом, к внутренним факторам относят показатели, соответствующие трем функциональным уровням: социально-психологическому, психологическому, психофизиологическому.
Социально-психологическими факторами являются: воспитание, жизненный опыт, взгляды, установки, идеалы, значимость происходящего для данного индивидуума, возраст, социальное положение и т. д.
На психологическом уровне можно выделить ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабильностью, и во многом определяют успех адаптации. К числу таких характеристик относятся уровень нервно-психической устойчивости, особенности самооценки, самоконтроль поведения, самоуверенность, конформность, активность, ответственность, социальная зрелость, реалистичность и др. Например, Е. Ю. Коржова в качестве одного из основных психологических факторов выделяет низкий порог толерантности к фрустрирующим ситуациям, который можно сравнить с соотнесенной фрустрационной напряженностью (04/С) по Ф.Б. Березину. К личностным факторам можно также отнести личностный адаптационный потенциал, который,
по мнению А. Г. Маклакова, включает в себя генетически обусловленные свойства нервной системы, условия воспитания, адекватность восприятия человеком себя и своих социальных связей, адекватность соизмерения своих потребностей с имеющимися возможностями и осознание мотивов своего поведения. Помимо отдельных личностных особенностей, некоторыми авторами (А. А. Алдашева (1978), А. В. Сиомичев (1985) и др.) в качестве фактора адаптации выделяется и структура личности в целом. Так, по мнению А. В. Сиомичева12, способ адаптации и достижение определенного уровня адапти-рованности обусловлены всей совокупностью индивидуальных особенностей личности. Этот вывод подчеркивает справедливость мнения Б. Г. Ананьева о том, что целостный человек как социальное и психофизическое единство выступает в любом из параметров, характеризующих структуру личности. Структура личности (по Б. Г. Ананьеву) представляет собой динамический феномен, развертывающийся во времени путем последовательной смены ведущего вида деятельности.
Психофизиологическому уровню соответствуют такие факторы, как приспособляемость организма, которая зависит от ряда типологических особенностей человека; здоровье (наличие хронических заболеваний, перенесенных тяжелых травм и операций и т. д.); употребление алкоголя, наркотиков и т. д.
К внешним факторам относят, прежде всего, характеристики окружающей среды, оказывающие влияние на степень адаптированности в различных сферах жизни (познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др.). Такими характеристиками являются: специфика среды, степень незнакомости, новизны и интенсивности ее условий, их отличие от внешних факторов, предшествующих адаптации. Чем больше этих отличий и чем интенсивнее воздействие, тем больших преобразований можно ожидать у человека на всех уровнях.
1 Человек-производство-управление. Психологический словарь справочник руководителя / Под ред. А. А. Крылова Л., 1982.
2 Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 198G.
3 Жмыриков А. Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Дисс. . канд. психол. наук. М., 1989.
4 Реан А. А. Психология адаптации личности: Анализ, теория, практика. М., 2GG6.
5 Будякина М. П., Русалинова А. А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на редприятии // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973. C. 92-97.
6 Баева И. А. Социально психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1985.
7 Андреева Д. А. О понятии адаптации. Исследования адаптации студентов к условиям труда в вузе // Человек и общество. Л., 1973. Вып. XIII. С. 62-69.
8 Зотова О. И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации // Методология и методы социальной психологии. М., 1974. С. 173-188.
9 Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Дисс. . канд. психол. наук. М., 198G.
1G Жмыриков А. Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Дисс. . канд. психол. наук. М., 1989.
11 Середа Т. В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса. Дисс. . канд. психол. наук. Л., 1987.
12 Сиомичев А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Дисс. . канд. психол наук. Л., 1985.