международный научный журнал «инновационная наука» УДК 378.2
№9/2015
ISSN 2410-6070
Т.А. Вековцева
Кандидат искусствоведения, доцент Институт экономики, торговли и технологий Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОДЕЙСТВИЯ САМОРАЗВИТИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается проблема саморазвития преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности. Обосновано, что саморазвитие на практике представляет достаточно сложный процесс и предполагает содействие данному процессу. Выявлены основные этапы технологии содействия саморазвитию преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности.
Ключевые слова
Саморазвитие, культурно-досуговая деятельность, преподаватель вуза, содействие, технология.
Современная практика образования показывает, что деятельность преподавателя вуза предполагает потребность в восстановлении физических, эмоциональных и интеллектуальных сил, возможность переключиться с одного вида деятельности на другой. Возможность предотвращения стрессовых ситуаций в полной мере реализуется в культурно-досуговой деятельности, которая направлена на преодоление профессиональных деформаций и других негативных аспектов в профессиональной деятельности преподавателя вуза. Кроме того, в культурно-досуговой деятельности возможен профессиональный рост преподавателя, совершенствование его профессиональной деятельности, а также саморазвитие [3; 4 и др.].
Саморазвитие человека на практике представляет собой достаточно сложный процесс, который требует определенного воздействия на данный процесс. Такого вида воздействие в педагогической науке определяется «содействие» и трактуется как средство помощи в сложных ситуациях, а также как условие осуществления эффективной деятельности. В аспекте нашего исследования целесообразно рассматривать технологию содействия саморазвитию преподавателям вуза в культурно-досуговой деятельности. Данная технология предполагает совместные действия преподавателей и их наставников (тьюторов), в специально созданных условиях (педагогических условиях), детерминирующих желаемое развитие (в данном случае саморазвитие в культурно-досуговой деятельности), при сохранении (восстановлении) физических, психических и душевных сил.
Саморазвитие преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности рассматривается как система, как процесс и как результат. На основе данного утверждения строится логика проектирования технологии. Результат саморазвития фиксируется целями разрабатываемой технологии, системность саморазвития отражена в содержании технологии, процесс саморазвития выражается через формы, методы, средства и специально созданные условия.
Необходимо отметить, что разрабатываемая технология должна быть целостной и эффективно содействовать саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности на протяжении длительного периода времени. С учетом этого целесообразно выделение этапов её реализации с определением целевого и содержательного компонентов. Такой подход к разработке технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности фиксирует достигнутый результат саморазвития преподавателя.
Выявление этапов осуществлялось на основе интеграции позиций А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова, раскрывающих особенности технологии организации досуговой деятельности [1, с. 104-106], позиции Л.М. Митиной, демонстрирующей алгоритм конструктивного изменения поведения человека [2] и на основе модели управления изменениями К. Левина [5]. В результате нами выделены три основных этапа
245
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
реализации технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности:
1 этап - диагностико-просветительский;
2 этап - мотивационно-технологический;
3 этап - оценочно-коррекционный.
Особенностью первого (диагностико-просветительского) этапа является его просветительская направленность, создание индивидуального маршрута саморазвития для каждого преподавателя. Содействие тьютора (опытного наставника, куратора) на данном этапе реализации технологии осуществляется в виде работы по постановке целей саморазвития преподавателя в культурно-досуговой деятельности (специально разработанный алгоритм) и через определение и составление индивидуальных маршрутов саморазвития. Иными словами данный этап является подготовительным, на котором тьюторское содействие предопределяет успешность применения всей технологии.
Целью первого этапа реализации технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности является построение индивидуальных маршрутов саморазвития преподавателей. Содержательное наполнение этапу обеспечивает программа повышения квалификации преподавателей-кураторов по теме «Тайм-менеджмент преподавателя и студента», которая построена по модульному принципу. Модульный подход позволяет осваивать программу в различных вариантах и дифференцировать ее содержание. Программа состоит из четырех основных модулей, обеспечивающих теоретико-методическую основу и интеграцию развития знаний, умений и навыков управления своим временем, как студентов, так и самих преподавателей.
Второй (мотивационно-технологический) этап реализации технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности, согласно концепции К. Левина предполагает активную деятельность преподавателя. Задача тьютора на данном этапе заключается в поддержке предпринимаемых шагов, в одобрении любых (даже незначительных) успехов, в расширении горизонтов культурно-досуговых потребностей. Направления саморазвития представлены различными векторами в соответствии с индивидуальным состоянием и личностными особенностями каждого преподавателя.
Целью второго этапа является освоение преподавателями различных форм и видов культурно -досуговой деятельности, способствующей саморазвитию преподавателя. Данный этап направлен на структуризацию культурно-досуговой деятельности преподавателей вуза (на основе выявленных ценностных ориентаций) по нескольким модулям: коммуникативно-познавательный, художественноэстетический, рекреационный, общекультурный, экстремально-состязательный и спортивнооздоровительный (реабилитационный). Выбор выделенных модулей, средств и форм культурно-досуговой деятельности осуществляется преподавателями самостоятельно, но во взаимодействии и при поддержке тьютора.
Особенностью третьего (оценочно-коррекционного) этапа является становление преподавателей -членов клубов как пропагандистов активного досуга среди студентов, преподавателей кафедры и факультета, иными словами, они становятся «социокультурными аниматорами». Анимация в данном случае проявляется по нескольким направлениям работы со студентами и взаимодействия с коллегами: движение, общение, успокоение, переживание, творчество, культура.
Целью третьего этапа является повышение эффективности культурно-досуговой деятельности, направленной на саморазвитие преподавателей вуза. Данный этап предусматривает проведение оценки и самооценки произошедших изменений у преподавателей, соотнесение полученных результатов с запланированными и, при необходимости, внесение корректировки в осуществляемую деятельность. Это этап стабилизации («заморозки») произошедших изменений. На данном этапе роль тьютора также очень значима, так как оценка только тогда будет способствовать дальнейшему саморазвитию преподавателей, когда она адекватно воспринимается, а самооценка - когда она реалистичная. К сожалению, преподавателям вуза адекватности самооценки своей досуговой деятельности явно не хватает, поэтому внешнее содействие будет нивелировать этот недостаток.
246
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
В заключении отметим, что каждый из представленных этапов имеет соответствующее содержательно-методическое наполнение. На первом этапе данное наполнение представлено программой повышения квалификации преподавателей-кураторов, представляющей собой 72-х часовой курс «Управление временем». На втором этапе деятельности базировалось на индивидуальных маршрутах преподавателей. Третий этап основан на фиксации достижений преподавателей за год включения активной культурно-досуговой деятельности в своё жизненное пространство, оценке достигнутых изменений и корректировке дальнейших планов.
Список использованной литературы:
1. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.
2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт. 2003. -400 с.
3. Подповетная Ю.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Челябинск, 2012. - 400 с.
4. Салихова Л.Ф. Организационно-методическое обеспечение проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров в региональных условиях // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 66-68.
5. Lewin К. Frontiers in group dynamics. - New York: Harper & Row, 1947. - р. 153.
© Т.А. Вековцева, 2015
УДК37
О.А. Воскрекасенко
к.п.н., доцент кафедры педагогики Пензенский государственный университет Г. Пенза, Российская Федерация
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация
В статье на основе анализа зарубежной научной литературы определены основные принципы и наиболее эффективные методы практического решения проблемы формирования социальной адаптивности обучающихся.
Ключевые слова
Адаптация, адаптивность, социальная адаптивность, обучающиеся
В последнее десятилетие проблема развития адаптационных способностей обучающихся получила достаточно широкое освещение в системе научно-педагогического знания. Идея о наличии у индивида способности к адаптации высказывается как отечественными (Ф.Б. Березин, С.В. Величко, А.С. Кислицына, Н.К. Колызаева, А.Г. Маклаков, С.Т. Посохова, А.А. Реан, М.В. Ромм, М.В. Ростовцева, И.Н. Симаева, А.В. Сиомичев, И.В. Черникова и др.), так и зарубежными учёными (А.А. Налчаджян, Т. Парсонс, Г. Селье, А. Тоффлер, Л. Филипс и др.). Для обозначения внутреннего фактора, определяющего успешность адаптации, в научном обиходе используются понятия: адаптивность, социальная адаптивность,
адаптационные ресурсы, личностный адаптационный потенциал, адаптивные характеристики личности и др. Однако единого, общепринятого и отражающего суть явления понятия нет.
247