Научная статья на тему 'Педагогические условия, способствующие саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности'

Педагогические условия, способствующие саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / HIGH SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вековцева Татьяна Александровна

В статье представлен подход, согласно которому целесообразно использовать ресурсы социокультурной (особенно культурно-досуговой) среды для саморазвития преподавателей вуза. Преподаватель вуза как субъект социокультурной деятельности выдвигается на передний план. Социокультурная деятельность преподавателей вуза представлена как специально организованный процесс их взаимодействия в рамках действующих культурных норм и значений с использованием доступных культурных ценностей. Особое внимание уделено характеристике развивающе-феликсологической среды жизнедеятельности человека. Данная среда характеризуется как эмоционально-насыщенное единство профессиональной, культурно-досуговой, социальной и семейной составляющих, оказывающих позитивное влияние (разной степени интенсивности) на жизнедеятельность человека, принося ему удовлетворение и удовольствие. Обосновано, что содержательное наполнение содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности необходимо реализовывать в специально созданных условиях, которые определяют саморазвитие как процесс. Разработан комплекс психологопедагогических условий для эффективного содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурнодосуговой деятельности, который включает следующие условия: пропаганда возможностей досуговой деятельности для саморазвития и достижения внутриличностного благополучия преподавателей; создание рефлексивно-инновационной среды, побуждающей преподавателей к общекультурному непрерывному развитию; применение разнообразных методов и средств стимулирования активности и инициативы преподавателей в организации культурно-досуговой деятельности; внедрение в вузе педагогической анимации, проводимой руководителями подразделений, в виде систематического коучинга, а точнее один из его видов коучинг личной эффективности или коучинг жизни (так называемый лайф-коучинг). Выявленные психолого-педагогические условия в совокупности представляют необходимые и достаточные условия, которые создают наиболее благоприятную среду для успешного саморазвития преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF UNIVERSITY LECTURERS’ EMPOWERMENT IN CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

The modern practice of education shows that the activity of the university lecturer has a pronounced multifunctional character, emotionally and intellectually costly, requires a demonstration of a large range of properties that can go far beyond basic professional functions. This underlines the fact that the teacher’s professional activity is carried out in a certain socio-cultural environment, in particular, the socio-cultural environment of the university, which is a specially organized process of interaction in the framework of existing cultural norms and standards using the available cultural values. Based on the analysis, the self-development of the university lecturer is defined as a purposeful process of quality development of culture, which is embodied in its commitment to progress, develop its essential power, enrich the available knowledge, acquire and improve skills, enhance personal qualities in an individual space of life and professional way. Information content of university lecturers’ empowerment in the cultural and leisure activities must be implemented in specially created conditions that determine the self-development of the process. Designed complex psychological and pedagogical conditions for the effective empowerment of teachers’ college in the cultural and leisure activities include: promotion of opportunities for self-development and leisure activities and achievements intrapersonal welfare of teachers; creating the reflective innovation environment that encourages teachers to general cultural continuous development; use a variety of methods and means to promote the activity and initiative of teachers in the organization of cultural and leisure activities; introduction of university teaching animation, carried the heads of departments in the form of systematic coaching, but rather one of its forms of personal effectiveness coaching or life coaching (the so-called life coaching). Identified psychological and pedagogical conditions together are necessary and sufficient conditions that create the most favorable environment for successful university lecturer’s self-development in the cultural and leisure activities. Each of the presented conditions implemented in practice if there didactic-felixologic living environment, which is characterized as an emotionally-rich unity of professional, cultural, recreational, social and family environments, providing a positive impact of varying intensity in the self-development of the teacher of high school in the cultural and leisure activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, способствующие саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности»

УДК 378. 2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ САМОРАЗВИТИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вековцева Татьяна Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры «Маркетинговые коммуникации», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск, РФ). E-mail: vek-73@mail.ru

В статье представлен подход, согласно которому целесообразно использовать ресурсы социокультурной (особенно культурно-досуговой) среды для саморазвития преподавателей вуза. Преподаватель вуза как субъект социокультурной деятельности выдвигается на передний план. Социокультурная деятельность преподавателей вуза представлена как специально организованный процесс их взаимодействия в рамках действующих культурных норм и значений с использованием доступных культурных ценностей. Особое внимание уделено характеристике развивающе-феликсологической среды жизнедеятельности человека. Данная среда характеризуется как эмоционально-насыщенное единство профессиональной, культурно-досуговой, социальной и семейной составляющих, оказывающих позитивное влияние (разной степени интенсивности) на жизнедеятельность человека, принося ему удовлетворение и удовольствие. Обосновано, что содержательное наполнение содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности необходимо реализовывать в специально созданных условиях, которые определяют саморазвитие как процесс. Разработан комплекс психолого-педагогических условий для эффективного содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности, который включает следующие условия: пропаганда возможностей досуго-вой деятельности для саморазвития и достижения внутриличностного благополучия преподавателей; создание рефлексивно-инновационной среды, побуждающей преподавателей к общекультурному непрерывному развитию; применение разнообразных методов и средств стимулирования активности и инициативы преподавателей в организации культурно-досуговой деятельности; внедрение в вузе педагогической анимации, проводимой руководителями подразделений, в виде систематического коучинга, а точнее один из его видов - коучинг личной эффективности или коучинг жизни (так называемый лайф-коучинг). Выявленные психолого-педагогические условия в совокупности представляют необходимые и достаточные условия, которые создают наиболее благоприятную среду для успешного саморазвития преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности.

Ключевые слова: саморазвитие, культурно-досуговая деятельность, преподаватель вуза, педагогические условия.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF UNIVERSITY LECTURERS' EMPOWERMENT IN CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

Vekovtseva Tatiana Aleksandrovna, PhD in Art History, Associate Professor, Associate Professor of Department of Marketing Communications, South Ural State University (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: vek-73@mail.ru

The modern practice of education shows that the activity of the university lecturer has a pronounced multifunctional character, emotionally and intellectually costly, requires a demonstration of a large range of properties that can go far beyond basic professional functions. This underlines the fact that the teacher's professional activity is carried out in a certain socio-cultural environment, in particular, the socio-cultural

environment of the university, which is a specially organized process of interaction in the framework of existing cultural norms and standards using the available cultural values. Based on the analysis, the self-development of the university lecturer is defined as a purposeful process of quality development of culture, which is embodied in its commitment to progress, develop its essential power, enrich the available knowledge, acquire and improve skills, enhance personal qualities in an individual space of life and professional way. Information content of university lecturers' empowerment in the cultural and leisure activities must be implemented in specially created conditions that determine the self-development of the process. Designed complex psychological and pedagogical conditions for the effective empowerment of teachers' college in the cultural and leisure activities include: promotion of opportunities for self-development and leisure activities and achievements intrapersonal welfare of teachers; creating the reflective innovation environment that encourages teachers to general cultural continuous development; use a variety of methods and means to promote the activity and initiative of teachers in the organization of cultural and leisure activities; introduction of university teaching animation, carried the heads of departments in the form of systematic coaching, but rather one of its forms of personal effectiveness coaching or life coaching (the so-called life coaching). Identified psychological and pedagogical conditions together are necessary and sufficient conditions that create the most favorable environment for successful university lecturer's self-development in the cultural and leisure activities. Each of the presented conditions implemented in practice if there didactic-felixologic living environment, which is characterized as an emotionally-rich unity of professional, cultural, recreational, social and family environments, providing a positive impact of varying intensity in the self-development of the teacher of high school in the cultural and leisure activities.

Keywords: self-development, cultural and leisure activities, high school teacher, pedagogical conditions.

Сегодня практически ни один крупный научный или методический журнал не обходит вниманием какие-либо аспекты профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Современная практика образования показывает, что деятельность преподавателя вуза имеет ярко выраженный полифункциональный характер, эмоционально и интеллектуально затратна, требует демонстрации большого спектра качеств, которые могут далеко выходить за рамки основных профессиональных функций [6; 7 и др.]. При этом интересна и показательна проблематика вопросов: саморазвития, самосовершенствования и самореализации преподавателя вуза. Однако авторы, как правило, рассматривают их в плоскости профессиональной деятельности. Ресурсы социокультурной (особенно культурно-досуговой) среды для саморазвития преподавателя вуза зачастую недооцениваются и поднимаются крайне редко [2; 3; 10].

Рассмотрение преподавателей вуза как субъектов социокультурной деятельности приобретает особую актуальность в настоящее время, когда социально ценной признана идея построения «общества знания». Говоря о преподавателе

как субъекте социокультурной деятельности, мы имеем ввиду то обстоятельство, что его профессиональная деятельность осуществляется в некой социокультурной среде, в частности, социокультурной среде вуза. Кроме того, нами определена социокультурная деятельность преподавателей вуза, которая представляет собой специально организованный процесс их взаимодействия в рамках действующих культурных норм и значений с использованием доступных культурных ценностей. Все смысловые элементы, лежащие в основе социокультурного взаимодействия, насыщены человеческими смыслами и, соответственно, способствуют проявлению субъектами в данном процессе индивидуальности и самовыражения в мире культурных ценностей.

На основе анализа научных публикаций установлено, что саморазвитие как феномен и психологический процесс присутствует в рамках жизнедеятельности человека. Осуществляется саморазвитие в процессе проявления человеком активности в преодолении не только критических, но традиционных бытовых ситуаций. В основе процесса саморазвития лежит умение его субъекта делать целесообразный выбор от-

носительно своего поведения на основе четкого представления о своих потребностях и возможностях их воплощения [4; 6; 8]. Исходя из приведенного выше анализа, саморазвитие преподавателя вуза определим как целенаправленный процесс качественного освоения культуры, в котором находит воплощение его стремления прогрессиро-

вать, развивать свои сущностные силы, обогащать имеющиеся знания, приобретать и совершенствовать умения, улучшать личностные качества в индивидуальном пространстве жизненного и профессионального пути. Также отметим, что данный процесс характеризуется общими и особенными характеристиками (рис. 1).

Саморазвитие преподавателя вуза

Рисунок 1. Общее и особенное в саморазвитии преподавателя вуза

В качестве ресурса для саморазвития преподавателя вуза мы рассматриваем культурно-досуговую деятельность, которая представляет собой процесс освоения, осознания и создания социально значимых культурных ценностей, осуществляемый в свободное время в соответствии с потребностями и интересами личности.

Важно отметить, что эффективное саморазвитие преподавателей вуза в культурно-досуго-вой деятельности происходит только при наличии развивающе-феликсологической среды жизнедеятельности. Данная среда характеризуется

как эмоционально-насыщенное единство профессиональной, культурно-досуговой, социальной и семейной составляющих, оказывающих позитивное влияние (разной степени интенсивности) на жизнедеятельность человека, принося ему удовлетворение и удовольствие [3; 5].

Развитие происходит только при уравновешенном сочетании всех четырех составляющих, то есть зона пересечения и есть развивающая характеристика среды. Безусловно, данный тезис может показаться спорным, однако полагаем убедительным является факт, что доминирова-

ние одной из сред в жизнедеятельности человека будет способствовать его развитию, но только в этом конкретном направлении. Оптимальным вариантом является то, что развитие должно быть всесторонним, «гармоничным» (рис. 2).

Рисунок 2. Развивающе-феликсологическая среда жизнедеятельности преподавателя вуза

Системность саморазвития обусловила необходимость разработки содержательно-методического обеспечения процесса содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности. Данное обеспечение целесообразно рассматривать по трем основным характеристикам: программно-содержательная, организационно-методическая и технологическая [1; 8]. Программно-содержательная характеристика содержит структуру, содержание, программы, планы преподавателей по саморазвитию в культурно-досуговой деятельности. Организационно-методическая характеристика представлена формами реализации содержания процесса в культурно-досуговой деятельности. Технологическая характеристика представлена

методами, педагогическими средствами и приемами саморазвития преподавателей вуза.

Не требует отдельного доказательства тот факт, что содержательное наполнение содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности необходимо реализовы-вать в специально созданных условиях, которые определяют саморазвитие как процесс. В педагогической практике условия создаются исходя из двух аспектов: психологического и педагогического, так как необходимо оказывать влияние с помощью специальной среды, обстоятельств или мер воздействия на личность (педагогический аспект) на интересующий феномен с учетом его внутренних характеристик, особенностей и структуры (психологический аспект). Следовательно, целесообразно вести речь о психолого-педагогических условиях, которые мы понимаем как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер воздействия, направленных на развитие требуемых качеств или характеристик личности.

Разработанный нами комплекс психолого-педагогических условий для эффективного содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности включает следующие условия:

- пропаганда возможностей досуговой деятельности для саморазвития и достижения внут-риличностного благополучия преподавателей. К индивидуальным формам пропаганды отнесены: беседа, консультации и разовые индивидуальные занятия. К групповым формам - семинар, лекция-беседа, тренинговые упражнения. Среди методов пропаганды предложено использовать как традиционные: метод устной, метод печатной и метод наглядной пропаганды; так и новые, составленные автором: музыкальные аудиозаписи и личный пример культурно-досуговой деятельности руководителей структурных подразделений (зав. кафедрами, деканы);

- создание рефлексивно-инновационной среды, побуждающей преподавателей к общекультурному непрерывному развитию. Рефлексивно-инновационная среда представляет собой сочетание осмысления (рефлексия) и инноваций, творчества (развитие). Такая среда создается с помощью культурно-досугового объединения

преподавателей вуза. Подобное объединение -крайне редкое явление для вуза, так как вся социокультурная работа направлена только на студентов, а преподаватели могут лишь иногда присоединяться к этой работе. Мы полагаем, что это серьезное упущение со стороны ректората вуза, и предлагаем данное упущение устранить. Культурно-досуговое объединение преподавателей вуза обеспечит общекультурное развитие, как минимум, по трем векторам:

1) постижение законов природы, социума и совершенствования человека; понимание и принятие ценностей мировой культуры, национальных традиций; освоение современных информационных технологий;

2) совершенствование мотивационно-по-требностной сферы человека, выражающееся в создании системы ценностных ориентаций, определения стратегии профессионального и личностного роста;

3) развитие творческих способностей [10].

- применение разнообразных методов и средств стимулирования активности и инициативы преподавателей в организации культурно-досуговой деятельности. К таким методам были отнесены: а) методы сотрудничества: коллективные творческие проекты; метод «личного примера»; б) игровые методы: игровые тренинги, инсценировки, упражнения; в) методы соревнования: спортивные игры, командно-игровые турниры, соревнования при выполнении упражнений; г) методы визуализации: визуализация данных; визуализация информации; визуализация образа;

- внедрение в вузе педагогической анимации, проводимой руководителями подразделений, в виде систематического коучинга, а точнее одного из его видов - коучинга личной эффективности или коучинга жизни (так называемого лайф-коучинга). Выбор коучинга обоснован тем, что только коучинг предполагает равные, партнерские отношения между субъектами взаимодействия. Мы пришли к выводу, что необходимо

предусмотреть индивидуальный коучинг, который по времени длится от 15 до 40 минут, а тематика предопределяется полученными данными в ходе диагностических процедур. Проведение коуч-сессий в данном случае предполагает акцентирование коучем внимания преподавателей на качество осуществляемой ими культурно-досуговой деятельности, от которого зависят настроение, физическая активность, удовлетворенность жизнью и т. п. [9; 11].

Выявленные психолого-педагогические условия в совокупности представляют необходимые и достаточные условия, которые создают наиболее благоприятную среду для успешного саморазвития преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности. Каждое из представленных условий реализуется на практике при наличии развивающе-феликсологической среды жизнедеятельности, характеризуемой как эмоционально-насыщенное единство профессиональной, культурно-досуговой, социальной и семейной сред, оказывающих позитивное влияние разной степени интенсивности на саморазвитие преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности.

В заключение отметим, что содействие саморазвитию преподавателя вуза в культурно-до-суговой деятельности предполагает педагогически выстроенные совместные действия преподавателей и тьюторов, в специально созданных условиях, детерминирующие желаемое развитие, при сохранении (восстановлении) физических, психических и душевных сил. Представление саморазвития преподавателя вуза как системы, процесса и результата обусловили логику данного исследования, в частности, саморазвитие как результат зафиксировано целями исследования, саморазвитие как система отражено в содержательном наполнении, саморазвитие как процесс представлено в формах, методах, средствах и педагогических условиях его успешного осуществления.

Литература

1. Архангельский Г А. Формула времени: тайм-менеджмент на Outlook 2007. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 221 с.

2. Антонов К. А. Телевизионные новости в массово-коммуникационном процессе: социологический анализ механизмов социально-политического конструирования: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 23.00.02. - Кемерово, 2009. - 48 с.

3. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. акад. РАЕН А. Д. Жаркова и проф. В. М. Чижико-ва. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.

4. Михайлова Е. Н. Праксеологический подход в исследовательской деятельности педагога // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогика». - 2006. - Вып. 10(61). - С. 25-27.

5. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. - 2-е изд., стер. - М.: Москов. психол.-соц. ин-т. 2003. - 400 с.

6. Подповетная Ю. В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Челябинск, 2012. - 400 с.

7. Подповетная Ю. В., Резанович И. В. Преподаватель высшей школы: деятельность в современных социально-педагогических условиях // European Social Science Journal. - 2012. - № 2. - С. 320-324.

8. Салихова Л. Ф. Организационно-методическое обеспечение проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров в региональных условиях // Проблемы и перспективы развития образования: мат-лы междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. - Т. I. - С. 66-68.

9. Третьякова Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2008. - 56 с.

10. Флиер А. Я. «Культура мира» и культурная компетентность личности // Теория и история культуры. - М.: Вестн. МГУКИ. - 2004. - № 1. - С. 18-33.

11. Lewin К. Frontiers in group dynamics. - New York: Harper & Row, 1947. - Р. 153.

References

1. Arkhangel'skii G.A. Formula vremeni: taim-menedzhment na Outlook 2007 [Formula Time: time management to Outlook 2007]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2014. 221 p. (In Russ.).

2. Antonov K.A. Televizionnye novosti v massovo-kommunikatsionnom protsesse: sotsiologicheskii analiz mekha-nizmov sotsial'no-politicheskogo konstruirovaniia. Avtoref. diss. d-ra sotsiol. nauk: 23.00.02 [Television news in mass-communication process: sociological analysis of the mechanisms of social and political construction. Аuthor's abstract of diss. Dr. sotciol. sciences: 23.00.02]. Kemerovo, 2009. 48 p. (In Russ.).

3. Kul'turno-dosugovaia deiatel'nost'. Uchebnik [Recreational Activities. A tutorial]. Science ed. academic RAEN A.D. Zharkova, prof. V.M. Chizhikova. Moscow, Moscow State University of Culture Publ., 1998. 461 p. (In Russ.).

4. Mikhailova E.N. Prakseologicheskii podkhod v issledovatel'skoi deiatel'nosti pedagoga [Praxeological approach to research teacher]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriia "Pedagogika" [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. A series of "Pedagogy"], 2006, iss. 10(61), pp. 25-27. (In Russ.).

5. Mitina L.M. Psikhologiia razvitiia konkurentosposobnoi lichnosti [Psychology of competitive personality]. Moscow, Moscow psychology-social institute Publ., 2003. 400 p. (In Russ.).

6. Podpovetnaia Iu.V. Kontseptsiia razvitiia nauchno-metodicheskoi kul'tury prepodavatelia vuza. Diss. d-ra ped. nauk: 13.00.08 [The concept of development of scientific and methodological culture of the teacher of high school. Diss. Dr. pedagogic sciences: 13.00.08]. Cheliabinsk, 2012. 400 p. (In Russ.).

7. Podpovetnaia Iu.V., Rezanovich I.V. Prepodavatel' vysshei shkoly: deiatel'nost' v sovremennykh sotsial'no-peda-gogicheskikh usloviiakh [High school teacher: activities in the current socio-educational conditions]. European Social Science Journal, 2012, no. 2, pp. 320-324. (In Russ.).

8. Salikhova L.F. Organizatsionno-metodicheskoe obespechenie proektirovaniia soderzhaniia povysheniia kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov v regional'nykh usloviiakh [Organizational-methodical maintenance of designing of the maintenance training teachers in regional conditions]. Problemy i perspektivy razvitiia obrazovaniia. Materialy me-zhdunar. nauch. konf. [Problems and prospects of the development of education. Proceedings of the international scientific conf.]. Perm', Merkurii Publ., 2011, vol. 1. pp. 66-68. (In Russ.).

9. Tret'iakova T.N. Animatsionnaia deiatel'nost' v sotsial'no-kul'turnom servise i turizme. Ucheb. posobie dlia vuzov [Animation activities in the socio-cultural service and tourism. Studies manual for schools]. Moscow, Akademiia Publ., 2008. 56 p. (In Russ.).

10. Flier A.Ia. "Kul'tura mira" i kul'turnaia kompetentnost' lichnosti ["Culture of Peace" and the cultural competence of the person]. Teoriia i istoriia kul'tury [Theory and history of culture]. Moscow, Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts Publ., 2004, no. 1, pp. 18-33. (In Russ.).

11. Lewin К. Frontiers in group dynamics. New York, Harper & Row Publ., 1947, р. 153. (In Eng.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.