люди», «я и общество», является ведущей деятельностью, которая обусловливает важные изменения в психологических особенностях личности подростка. Литература:
1. Колесов Д.В. Современный подростков. Взросление и пол. - М.: МПСИ, 2003.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.
3. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.
4. Семенюк Л.М., Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: МПСИ, 2003.
5. Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. Учебное пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 128 с.
Психология
УДК: 371.92.
доктор психологических наук, профессор Волковская Татьяна Николаевна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); педагог-психолог Марченко Татьяна Михайловна
Муниципальная автономная образовательная организация Детский сад №49 ( г. Домодедово)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ
ФЕНОМЕНА АДАПТАЦИИ
Аннотация. В статье представлен аналитический обзор теоретико - методологических подходов к пониманию феномена адаптации. Одним из ключевых вопросов в контексте разработки теоретических аспектов обозначенной проблемы выступает определение содержательной сущности понятия « адаптация», понимание данного феномена с позиций различных областей научного знания и, в первую очередь, психологии.
Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация; психосоциальная адаптация, аспекты адаптации, социализация.
Annоtation. The article presents an analytical review of theoretical and methodological approaches to understanding the phenomenon of social adaptation. One of the key issues in the context of developing the theoretical aspects of the problem is the definition of the substantive essence of the concept of "social adaptation", an understanding of this phenomenon from the perspective of various areas of scientific knowledge and, first and foremost, psychology.
Keywords: adaptation, social adaptation; psychosocial adaptation, aspects of adaptation, socialization.
Введение. В настоящее время к проблеме адаптации обращаются специалисты в различных областях. Одним из ключевых вопросов в контексте разработки теоретических аспектов обозначенной проблемы выступает определение содержательной сущности понятия « адаптация», понимание данного феномена с позиций различных областей научного знания. Анализ зарубежных и отечественных литературных источников по проблеме адаптации показал существование различных теоретических подходов к её изучению, используется различная терминология и для определения аспектов адаптации. Различное понимания сущности « адаптации» приводит к появлению множества частных производных терминов и дефиниций, что затрудняет разработку не только теоретико - методологических основ концепции адаптации, но прикладных аспектов проблемы.
Цель статьи - Систематизация основных теоретико - методологических подходов к пониманию феномена адаптации, выявление особенностей в сущностном толковании данного понятия в рамках различных научных школ.
Изложение основного материала статьи. Аналитический обзор теоретико - методологических подходов к пониманию феномена адаптации показал, что понятие «адаптация» относится к категории общенаучных и на сегодняшний день четкого однозначного определения данного явления в науке не существует.[1,2,5,7,8,9]. Возникнув как одно из важнейших понятий в естественных науках (Г.Аутберг, П.К.Анохин, К.Бернар, У.Кэннон, Р.Лазарус, И.П.Павлов, Г.Селье, И.М.Сеченов и др.), термин «адаптация» начал широко использоваться в психологических (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Балл, Ф.Б.Березин, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, А.А.Налчаджян, В.А.Петровский, А.А.Реан и др.), психосоциальных (Г.М.Андреева, И.А.Милославова, Т.Парсонс, Л.Филипс, Т.Шибутани и др.) и других областях научного знания.
В качестве методологического базиса исследований проблемы адаптации в настоящее время общепризнаны подходы, отраженные в зарубежной и отечественной научной литературе: психоаналитический (Г. Гартманн, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон, и др.); когнитивистский (Э. Аронсон, Ж.Пиаже, Л.Фестингер и др.); интеракционистский (Л.Филипс, Дж.Мид, Т.Шибутани и др.); бихевиоральный (А.Бандура, Л.Шаффер, Э.Шобен ); гуманистический (Г.Беккер, А.Маслоу, К.Роджерс и др.); системный (Л.С. Выготский, А.Р.Лурия, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов С. Л., Рубинштейн, и др.); субъектно-деятельностный (К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, и др.).
В контексте психоаналитического подхода (Г.Гартманн, Э.Эриксон и др.) адаптация понимается как многоуровневый процесс приспособления к стрессовой ситуации на основе запуска и развертывания механизма защитных реакций личности, которые способствуют формированию личностных новообразований и обеспечивают эффективную адаптацию в более сложных условиях.
Согласно взглядов психоаналитиков, процесс адаптации регулируется со стороны «Я-концепции». Так, неуверенность в себе и низкая самооценка являются источниками нарушения адаптации, а автономия связывается с формированием коммуникативных умений и уверенностью в себе (положительная самооценка)
на их основе. По мнению представителей данного направления, человек обладает врожденными средствами адаптации, которые развиваются, созревают и затем используются в процессе адаптации.
Сторонники исследования адаптации в русле бихевиористического подхода (Л.Шаффер, Э.Шобен и др.) данное явление рассматривают и как состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой, и как процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. По утверждению исследователей внешние воздействия (физических, социально-экономических или организационных изменений в групповом поведении, социальных отношениях или культуре) определяют результативность адаптационного процесса. Бихевиористы обращают внимание на адаптивный характер изменения поведения через механизмы учения (научения, заучивания, обучения), поскольку они являются одним из важнейших условий приобретения адаптивных (в том числе защитных) возможностей индивида. Понятие адаптированности трактуется как отсутствие конфликтов со средой.
Важным теоретическим посылом является позиция бихевиоризма и психоанализа, раскрывающая точку зрения на адаптацию как главную детерминанту, определяющую направление психического развития ребенка.
С научных позиций когнитивистского подхода (Ж. Пиаже, Л.Фестингер) адаптация рассматривается в качестве своеобразного защитного механизма, при помощи которого индивид стремится перейти от эмоционального напряжения («когнитивный диссонанс») к положительному фону («когнитивный консонанс»), преодолевая противоречие между ситуацией и имеющейся установкой личности.
Сторонники интеракционисткого подхода к исследованию адаптации определяют её как процесс вхождения индивида в социальную роль через присвоение установок и моделей поведения других членов социальной группы. Поэтому характеристиками адаптивного поведения являются успешное принятие решений, ясное определение своего будущего, проявление инициативы (Дж. Г. Мид.).
Т.Шибутани проводит различие между понятиями «adjustment» (приспособление, корректирование) и собственно «adaptation» (адаптация), что указывает на различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией. По мнению автора, ситуативная адаптация представляет собой частный компонент процесса адаптации, возникающий в конкретной проблемной ситуации, а общая адаптация (и адаптированность) сводится к процессу интеграции личности со средой через её активное освоение, изменение и создание необходимых условий для успешной деятельности.
С научных позиций гуманистического подхода адаптация изучается одновременно и как процесс, и как результат (Г.Беккер, А.Маслоу, К.Роджерс и др.). Исходя из того, что человек - социальное существо, адаптация в рамках данного направления рассматривается как динамический процесс превращения объективных общественных форм и условий жизнедеятельности личности в продуктивные, индивидуальные, качественно своеобразные способы её организации.
В рамках гуманистического направления исследователями впервые предложен в качестве критерия адаптированности такой показатель как степень интеграции личности и среды, который позволяет оценить соотношение личностно значимых и общесоциальных ценностей.
Отечественные психологи, опираясь на работы зарубежных классиков и развивая их идеи, подходят к изучению проблемы адаптации с позиций субъектно-деятельностного, системного и системно-деятельностного подходов [5, 8, 9].
В исследовании проблемы адаптации с позиции субъектно-деятельностного подхода главное внимание уделяется психологическим особенностям адаптации человека в условиях среды в аспекте его активности, изучаются её механизмы и адаптационный потенциал. Содержание адаптации определяется как процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида в новых условиях существования, при этом важное значение имеет приобретение личностью определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролями (А.К.Абульханова, Н.И.Анциферова, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев,
В. С. Мухина,А.А.Налчалджян, А.В.Петровский, В.А.Петровский, А.А. Реан, С.И.Розум и др.).
С научных позиций системного подхода адаптация рассматривается как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, компоненты которой могут выступать в качестве детерминант развития адаптации в целом и в то же время выполнять на разных её этапах, как подчиненную, так и ведущую роль или системоообразующие функции структур организма, а также явлений, процессов и объектов внешнего мира (Ф.Д.Горбов, Д.Н.Завалишина, В.А.Барабанщиков, Б.Ф.Ломов и др.). Данный подход позволяет установить иерархию взаимосвязей и взаимообусловленности отражательных, регулятивных, коммуникативных функций психики, физиологических и других функций.
Положения, реализованные в концепциях системного подхода, позволяют отечественным психологам (Ю.А.Александровский, М.А.Беребин, Ф.Б.Березин, А.Б.Леонова, В.И.Медведев, К.К.Платонов, Л.Д.Чайнова и др.), трактовать адаптацию как системный ответ организма на длительное и многократное воздействие внешней среды, направленный на такое изменение структуры гомеостатического регулирования, которое обеспечивает минимизацию действий адаптогенных факторов. В данных исследованиях содержание понятия адаптация тесно соотносится с понятием функционального состояния как интегральной характеристики функций и качеств человека, обеспечивающих успешный результат процесса адаптации организма к условиям окружающей среды.
Исследователи (Л.Г.Дикая, Завьялова, А.Л.Журавлев, С.А.Шапкин и др.) обосновывают использование системно-деятельностного подхода к изучению проблемы адаптации тем, что он обеспечивает рассмотрение взаимодействия в системе «личность - среда» как деятельность, в результате которой активизируются внутренние процессы, приводящие к функционированию механизма самоуправления процессом адаптации.
С позиции системно-деятельностного подхода адаптация рассматривается и как процесс активного формирования (осознанное или неосознаваемое) стратегий и способов овладения ситуацией на разных уровнях регуляции поведения, деятельности, состояния, и как результат развития «открытой системы», которая может достигать состояния, не зависящее от исходных условий, за счет приобретенного нового качества.
В современных исследованиях используется различная терминология и для определения аспектов адаптации. Структурные соотношения, иерархия каждого вида адаптации, их взаимосвязь и взаимообусловленность определяются исследуемой областью научного знания, теоретико-методологическими подходами, принятыми в отдельных научных школах [3, 4].
Процесс приспособления психической деятельности человека к условиям и требованиям окружающей среды принято называть психической адаптацией. В связи с тем, что психическая сфера в общем процессе адаптации осуществляет интегративную и регулятивную функцию в деятельности всех систем организма, явление адаптации рассматривается как один из основных критериев разграничения нормы и патологии в психической деятельности человека. (Б.Г.Ананьев, М.А.Беребин, Ф.Б.Березин, Е.К.Завьялова, К.К.Платонов, М.Е.Сандомирский и др.).
Понятие «социальная адаптация» большинством отечественных исследователей рассматривается и как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, и как результат этого процесса. Особенностью современной психологической трактовки социальной адаптации является рассмотрение её в контексте индивидуальных проблем личности, её взаимоотношений в конкретной социальной группе (П.С.Кузнецов, 1996; И.А.Милославова, 1973; А.А.Налчалджян, 1988; Б.Д.Парыгин, 1971; А.А.Реан, 1999; и др.).
В наиболее обобщенном виде понятие «социальная адаптация» определяется как комплекс сложных взаимодействий между подсистемами, входящими в состав двух систем - личности и среды, отражающий общественные отношения между ними.
Связующим звеном категорий «социальная адаптация» и «развитие личности» является понятие «социализация».
Согласно наиболее распространенной в отечественной психологии позиции Г.М. Андреевой, социализация представляет собой динамическую психосоциальную структуру, обеспечивающую интеграцию и отражение различных влияний на индивида в процессе его развития.
Существует несколько интерпретаций соотношения, характера связи и понятийных рамок феноменов «социализация» и «адаптация»:
- адаптация как важнейший этап и механизм социализации, успешность которой является залогом благополучного прохождения последующих этапов социализации и адаптированности индивида в социуме (А.В.Петровский (1992,1996), В.С.Мухина (1979, 1980), Р.М.Шамионов (2004));
- адаптация и социализация как самостоятельные процессы, которые в ходе социального становления и утверждения личности взаимодополняют друг друга (В.Г. Бочарова, Т.Шибутани);
- адаптация и социализация как единый процесс взаимодействия личности и общества (О.И.Зотова и И.И.Кряжева);
- адаптация как механизм формирования базы для качественно новой ступени социализации, а социализация - как необходимое условие адаптации (И.А.Милославова, И.Б.Котова и Е.Н.Шиянов, А.П.Расстигеев).
По мнению сторонников «онтогенетической социализации» (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.А.Налчалджян, и др.), среда оказывает влияние на человека, воздействуя на его поведение; причем, наибольшее её влияние осуществляется в период бурного развития физиологических и личностных характеристик. Социальная адаптация как один важнейших механизмов социализации позволяет индивиду на начальном этапе социализации активно включаться в разные структурные элементы социальной среды, а также входить в социальную роль через присвоение установок и моделей поведения, отвечающих запросам общества [6].
А.А. Налчалджяном (2009) сформулирована концепция социально-психической адаптации личности как интегральной характеристики адаптивных возможностей индивида и характера ситуации, в которой этот процесс протекает. Самое общее определение социально-психической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе онтогенетической социализации, представлено им как изменение психического состояния параллельно с активизацией и использованием адаптивных механизмов в особенно трудных для личности проблемных ситуациях, которые определяются автором как фрустрирующие проблемные ситуации. Согласно позиции А.А. Налчалджяна, каждый процесс преодоления ситуаций фрустрации на уровне личностных механизмов можно считать процессом социально-психической адаптации [6].
Выводы: Анализ вышеприведенных источников позволяет сделать вывод о том, что в научной литературе на сегодняшний день отсутствуют четкие критерии смыслового разграничения таких понятий как «психическая адаптация», «социальная адаптация», социально-психическая, «психологическая», «социально-психологическая адаптация», связанных с изучением адаптации человека в социальной среде. Более того, понятия «социально-психологическая адаптация» и «социально-психическая адаптация» часто рассматриваются исследователями как взаимозаменяемые. «Размытость» формулировок содержательной, терминологической и критериальной части теоретических построений концепции адаптации вызывает также отсутствие строгого научного определения и других понятий, находящихся в поле исследования данного явления. Сложность этой проблемы, на наш взгляд, определяется не множеством формулировок используемых понятий, а в существовании у исследователей различного понимания их сущности.
Литература:
1. Айрапетян С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация». Ереван, 1984.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии, № 1, 1989.
3. Беребин М.А. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики Тематический сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 155 с.
4. ВолковскаяТ.Н.,МарченкоТ.М. Особенности проявления коммуникативной дезадаптации личности у детей с недостатками речи. В сборнике: Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г. Ю. Гуляева. 2016. С. 304-308.
5. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991. 358 с.
6. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии 2-е изд. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
7. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А.Реан, А.Р.Кудашев, А.А.Баранов. - СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 479 с.
8. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск:
Наука. Сиб. издательская фирма РАН, 2002. - 275 с.
9. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности. М.: РОУ, 1992. - 223 с.
Психология
УДК 159.96
кандидат психологических наук,
доцент возрастной психологии и педагогики семьи Дунаевская Эльвира Брониславовна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном, и не реализующей инклюзивное образование образовательных учреждениях. Целью работы - изучение особенности параметров (отношение, удовлетворенность, защищенность, комфортность) психологической безопасности образовательной среды начального общего образования, реализующего инклюзивную практику (на примере Республики Хакасия). Выявлено, что параметры психологическая комфортность, удовлетворенность и отношения в образовательной среде школы, реализующей инклюзивную практику, имеют более низкие значения, чем в образовательной среде школы, не реализующей инклюзивную практику.
Ключевые слова: инклюзивное образование, психологическая безопасность, психологическая защищенность, психологическая удовлетворенность.
Annotation. The article examines the features of a psychologically comfortable and safe educational environment in an inclusive and inclusive educational institution. The purpose of the work is to study the peculiarities of the parameters (attitudes, satisfaction, security, comfort) of the psychological security of the educational environment of primary general education that realizes inclusive practice (on the example of the Republic of Khakassia). It is revealed that the parameters psychological comfort, satisfaction and attitudes in the educational environment of the school implementing inclusive practice, have lower values than in the educational environment of the school, which does not realize inclusive practice.
Keywords: inclusive education, psychological security, psychological security, psychological satisfaction.
Введение. В реализации «Закона об образовании в Российской Федерации» базовым условием и результатом достижения качества образования становится обеспечение условий психологической безопасности образовательного процесса.
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Существует два главных системообразующих вида безопасности - физическая и психологическая, а все остальные включают их в свою структуру. При этом, психологическая безопасность первична, так как ценности и смыслы, представления и отношения человека определяют его поведение [4].
В настоящее время существует множество подходов к пониманию психологической безопасности: одни психологи рассматривают ее в рамках личности и определяют ее как свойство личности (О.Н. Истратова, Н.А. Лызь), как состояние сохранности сознания или психики (Г.В. Грачев, С.К. Рощин, Т.И. Колесникова), как отношение человека к разным сторонам действительности и к другим людям (Б.А. Еремеев). Другие ученые рассматривают психологическую безопасность с позиции взаимодействия человека со средой и определяют ее как возможности среды по предотвращению и устранению угроз (О.Б. Полякова, Т.С. Кабаченко), как состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии (И.А. Баева).
Как показано в работах И.А. Баевой, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга [5]. Образовательная среда является частью социальной среды человека. Важность изучения психологической безопасности образовательной среды определяется тем, что образовательные учреждения через обучение и воспитание, а также через решения задач развития учащихся, способны создавать свою частную систему безопасности, благоприятную для выявления одаренности обучающихся [3].
Особую актуальность приобретает проблема формирования психологической безопасности образовательной среды, в учреждениях интегрированного и инклюзивного образования. Одним из главных задач инклюзивного образования выступает создание условий для позитивного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способной к саморазвитию [2]. Под условиями в данном случае понимается взаимодействие школьника со сверстниками и педагогами в условиях психологической защищенности и поддержки. Именно создание условий взаимодействия участников образовательного процесса с позиций психологической защищенности и поддержки личности воспитанника и составляет психологический аспект инклюзивного образования [3].
Исследование было проведено с целью изучения особенности параметров (отношение, удовлетворенность, защищенность, комфортность) психологической безопасности образовательной среды начального общего образования, реализующего инклюзивную практику (на примере Республики Хакасия).
Экспериментальная выборка составила 76 человек: из них 16 педагогов и 20 учеников из школы, реализующей инклюзивную практику и 20 педагогов и 20 учеников из школы, не реализующей инклюзивное образование.
Методы исследования. Для исследования особенностей параметров психологической безопасности образовательной среды школы в оценках участников образовательного процесса мы использовали следующую методику: опросник «Психологическая безопасность образовательной среды (ПБОС)» (для учащихся и педагогов) В.В. Коврова, Г.С. Кожухарь.
Цель методики: выявить уровень психологической защищенности, психологической комфортности; психологической удовлетворенности педагогов и учащихся образовательной средой.
Результаты исследования. Проанализировав, результаты ответов педагогов и учеников начального общего образования, реализующего и не реализующего инклюзивную практику по опроснику