Особенности социального взаимодействия в образовательной организации МВД России с позиции педагогики
Остапенко Владимир Савельевич
доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», [email protected],
Конорев Дмитрий Валерьевич
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры автомобильной подготовки ВУНЦ «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», [email protected]
В статье приводятся результаты теоретического исследования особенностей социального взаимодействия в образовательной организации МВД России с позиции педагогики. Даются обобщенные характеристики данному феномену, исходя из специфики образовательного процесса в ведомственных образовательных организациях МВД России.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, образовательная организация МВД, социальная среда, компетентность социального взаимодействия.
Социальное взаимодействие в российском обществе во многом определяет отношения власти и народа, этнокультурные, межнациональные, конфессиональные взаимосвязи различных групп населения. Социальное взаимодействие может быть предметом рассмотрения философии, социологии, политологии, культурологии и других наук. Свой вклад в изучение проблемы вносит и педагогика, определяя свой предмет исследования.
В Федеральном законе от 07.02.2011 N З-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "О полиции" ст. 10 «Взаимодействие и сотрудничество» подчеркивается, что «полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами» [2]. Открытое взаимодействие с гражданами, властью, социальными институтами, гражданским обществом, защита прав и свобод граждан - вот далеко не полный перечень стоящих перед полицией социальных задач, решение которых ложится на плечи выпускников вузов МВД России. Готовность сотрудников полиции к такому взаимодействию и сотрудничеству во многом определяется качеством подготовки будущих сотрудников полиции, реализацией социально-педагогического потенциала вузовской и региональной культурно-образовательной среды. Совершенствование подготовки сотрудников полиции к социальному взаимодействию осложняется отсутствием научно обоснованных рекомендаций по её осуществлению, что и составляет проблему исследования, результаты теоретического анализа которой частично представлены в статье.
Понимание социального взаимодействия в XX веке рассматривалось в трудах представителей западных социологических школ: Г. Блумера, Р. Дарендорфа, Дж. Г. Мида, Т. Парсонса, Дж. Хо-манса, А. Шюца, Ю. Хабермаса и др. Г. Блумер рассматривает социальное взаимодействие в качестве непрерывного диалога, в отличие от обмена действиями, начинающемся уже на стадии осознания намерения субъекта совершить эти дей-
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
0
сч
«9
01 г
ствия и появления вызванного им соответствующих состояний, стремлений и реакций [1, с.15]. Его позиция существенно расширяет проблемное поле исследования социального взаимодействия, охватывая ценностно-смысловые и мотивационные конструкты, предшествующие реальным взаимонаправленным действиям, и базирующиеся на мировоззрении личности.
Современное направление в теории социального взаимодействия представлено научными исследованиями отечественных ученых, таких как Г.М. Андреева, Ю.Г. Волков, Л.Г. Ионин, А.И. Кравченко, Г.В. Осипов, И.Б. Орлова, Н.Е. Покровский, Ф.Р. Филиппов, С.С. Фролов, В.Л. Шульц и др. Отдельные работы рассматривают вопросы развития социального взаимодействия в ведомственных вузах силовых ведомств (А. Ш. Гусейнов, Ф. Г. Коблов, О. П. Курбасов, В. Н. Рыбаков, И. П. Тро-фименко, А. Г. Шашкин, Е. А. Шумилова и др.). Это своего рода ведомственная трактовка отдельных аспектов формирования социального взаимодействия и компетентности, и в частности, таких как информационно-коммуникационная компетентность, коммуникабельно-нравственная компетентность и др. Вместе с тем отметим, что проблема педагогической подготовки будущих сотрудников полиции в вузах МВД России к социальному взаимодействию глубоко не изучалась и является открытой для педагогического исследования.
Особенности социального взаимодействия с точки зрения педагогики определяются той средой, в которой они проявляются. Воронина М.Ф. и Карпова Е.А. отмечают, что «социокультурная среда, являясь фундаментом образовательного пространства, способствует формированию определенных норм и ценностей, составляющих основу социального взаимодействия обучающегося. Образовательный уровень индивида определяет не только спектр социальных контактов и связей, но также и их качество» [3]. Не является исключением и ведомственная система работы с кадрами, специфика данного процесса ярко выражена в образовательных организациях МВД России, осуществляющих подготовку специалистов для органов внутренних дел. Для совершенствования социально-коммуникативной подготовки будущих специалистов важно выделить и исследовать специфику и функции социального взаимодействия в образовательных организациях МВД России.
Во-первых, социальное взаимодействие формирует аксиологический компонент профессионального мировоззрения будущих сотрудников полиции, понимание ценности и социальной значимости правоохранительной деятельности, выделение в ней ценностно-смысловых приоритетов. Именно в рамках аксиологического подхода социальное взаимодействие обретает практическую значимость и ценность для личности, становится ясно, что в основе социального взаимодействия лежит концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. В соответствии с данной концепцией наше жизненное пространство - это мир человека целостного, поэтому важно видеть общее,
объединяющее одновременно всех, при этом не игнорируя интересы и потребности отдельного индивида. Гуманистическая ценностная ориентация - это своеобразный аксиологический движетель, придающий активность социальному взаимодействию. Аксиологизация образования предполагает реализацию социального взаимодействия в новом направлении, ориентированном не на приоритет подготовки квалифицированных «обезличенных» кадров для системы, а на формирование ценностных мировоззренческих установок у будущих сотрудников полиции в образовательном процессе вуза.
Во-вторых, деятельностный подход к изучению феномена «социальное взаимодействие» позволяет расставить акценты в подготовке сотрудников полиции в вузах МВД РФ к этому виду взаимодействия. Рассматривая социальное взаимодействие как процесс, мы предлагаем его конкретизировать как вариативно-индивидуальный опыт взаимодействия обучающихся с преподавателями, воспитателями, командирами, начальниками в специфической среде ведомственного вуза. Мы в полной мере согласны с Е.В. Коваленко, что опыт «социального взаимодействия, являясь интегрированной, личностно-деятельностной характеристикой будущего специалиста может и должен быть предметом актуализации, целенаправленного формирования и развития в образовательном процессе не только вуза, но и общеобразовательной школы» [4, с. 12]. Опираясь на методологию А.М. Новикова в исследовании социального опыта личности, суть которой в «передаче общественного опыта от одного поколения другому» [5], отметим, что на уровне подготовки сотрудников полиции опыт социального взаимодействия представляет собой базовую основу для обретения обучающимися опыта профессиональной деятельности в системе «человек-человек» [6]. Вслед за А.М. Новиковым мы выделяем в понятии «социальный опыт» два аспекта - философский и психолого-педагогический. Философский аспект отражает мировоззренческий уровень развития обучающегося, а психолого-педагогический - «единство знаний и умений как процесс и результат воздействия человека на внешний мир» [7, с. 32]. В своей совокупности они образуют социальный опыт взаимодействия конкретной личности с окружающей средой.
Данный подход позволяет выявить практические возможности каждого обучающегося при организации и реализации социального взаимодействия в конкретной среде: первоначально в образовательном пространстве вуза, а зачем - в конкретном подразделении органов внутренних дел.
В-третьих, развитие социального взаимодействия у будущих сотрудников полиции в вузах МВД России ведет к постепенной смене его объектной позиции в социальном и педагогическом аспектах субъектной позицией. Такая смена сопровождается деятельным освоением новых способов взаимодействия с людьми, что составляет содержание и результат социального обучения и воспитания.
Этот процесс протекает в совместной деятельности обучающихся и педагогов, воспитателей, командиров, начальников в условиях отношений, имеющих субъект-субъектную и полисубъектную основу. В таких условиях существенно активизируется социальная функция индивидуального опыта субъекта взаимодействия, возрастает конструктивность, рациональность и ответственность принимаемых им решений в социально значимых ситуациях. При этом следует учитывать развитие важнейших качеств, характеризующих рассматриваемый феномен у будущих сотрудников МВД России: а) субъектность как способности к автономности, самостоятельности и ответственности, б) со-бытийность как готовность к взаимодействию и совместной деятельности на основе приоритета нравственно-этических ориентиров, в) рефлексивность как возможность обращать свой мысленно-аналитический взор на свой внутренний мир, внутренний мир других людей и окружающий мир.
В-четвертых, важнейшей характеристикой и функцией социального взаимодействия в образовательном процессе вузов МВД России, реализующих ФГОС, является развитие социальной компетентности профессионала, без которой рассматриваемый феномен теряет свой практико-ориентированный смысл. Так, В.И. Байденко классифицируя социально-личностные компетенции (общие компетенции), выделяет следующие блоки компетенций: ценностно-смысловой, политико-правовой, здоровьесбережения, самостоятельной познавательной деятельности, социального взаимодействия [8 с. 31].
Конструкт «компетентность социального взаимодействия» в педагогической психологии появился благодаря И.А. Зимней, применившей его для описания готовности личности к успешному взаимодействию в социальной среде в максимально широком спектре человеческих отношений.
Относя компетентность социального взаимодействия к группе социальных компетентностей, автор выделяет в ней личностно-деятельностное содержание, состоящее из: знаний и навыков взаимодействия с социальными субъектами (общество, коллектив, семья); предупреждения, преодоления и разрешения конфликтов; готовности к сотрудничеству и толерантности; владения вербальными и невербальными средствами общения, монолога и диалога; знания делового языка, норм этикета, правил ведения переговоров и др. [9].
Профессия сотрудника полиции, отличается от множества иных профессий системы «человек-человек» неопределенной множественностью разнообразием деловых и личностных контактов в процессе решения профессиональных задач правоохранительной деятельности. В дополнение к широкому компонентному составу компетентности социального взаимодействия сотрудника полиции, которое должно быть представлено в содержании его профессионального образования, в педагогическом процессе необходимо обеспечивать и широкий социальный контекст профессиональной деятельности сотрудника, включая широкий спектр
реализуемых полицией социальных функций и поликультурным многообразием субъектов такого взаимодействия.
Обобщив вышесказанное по данному четвертому положению, мы считаем, что компетентность социального взаимодействия сотрудников полиции включает следующий компонентный состав. Важнейшим является ценностно-смысловой компонент, который представляет собой аксиологическое осмысление способов бытия и со-бытия человека в меняющемся социальном мире. Социально-когнитивный компонент характеризует опыт интеллектуальной деятельности на основе социального интеллекта, позволяющий сотруднику понимать социальную реальность и принимать адекватные регулятивные решения (прогнозировать, моделировать, планировать, выбирать стратегии, тактики, способы взаимодействия). Регулятивно-деятельностный компонент включает в себя опыт субъектной организации и саморегуляции собственной деятельности на основе реализации приоритетно субъектных функций, а также взаимодействие на уровне объект-субъектных, субъект-субъектных, полисубъектных позиций и отношений. Аналитико-рефлексивный компонент выражает рефлексивный опыт, аналитико-критическое обращение внутреннего взгляда на себя, свое сознание, процесс и логику рассуждений и принятия решений, поступков и оценки результатов деятельности и отношений в системе МВД России.
Таким образом, социальное взаимодействие в образовательной организации МВД России - это система социально обусловленных индивидуальных или групповых действий его участников (обучающихся, преподавателей, начальников, командиров) в специфических условиях ведомственного вуза, связанных циклической и взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Изучение процесса социального взаимодействия является одним из важных условий для подготовки сотрудников правоохранительных органов в ведомственных вузах МВД. Социальное взаимодействие в образовательном процессе вузов МВД России рассмотрено в педагогическом аспекте, что способствует повышению качества и эффективности подготовки будущих сотрудников полиции.
Литература
1. Blumer H. Symbolic Interactionism. Perspective and Method. New Jersey, 1969. P.70.
2. О полиции: Федеральный закон от 7.02.2011 №3-Ф3 (ред.от 01.04.2019) [электронный ресурс] https://
Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 12.06.19 г.). 3. Воронина М.Ф. Компетенции социального взаимодействия и их роль в образовательном процессе / М.Ф. Воронина, Е.А. Карпова / [электронный ресурс]
https://www.sworld.com.ua/konfer32/494.pdf_(дата
обращения 12.06.19 г.).
о о и и m 5 m
О m э m Д А
X £ m О
х О m
0
01 и А ы О и А X X m
4. Коваленко Е.В. Опыт социального взаимодействия будущего специалиста: теория и практика формирования. Монография / Е.В. Коваленко. -Белгород. Издательство: Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (Белгород). - 2018. - 184 с.
5. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования / А.М. Новиков // Педагогика. -2011. - № 6. - С. 3-14.
6. Климов С. Н. Воспитание в аспекте компе-тентностного подхода / С.Н. Климов // Педагогическое образование и наука. - 2013. - №2. - С.26-35.
7. Новиков А.М. Основания педагогики / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2010. - 208 с.
8. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие / В.И. Байденко. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
Features of social interaction in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia from the position of pedagogy Ostapenko V.S., Konarev D.V.
Russian state University of justice, VUNTS "air Force Academy.
Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin" The article deals with the actual problem of social interaction in the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia from the perspective of pedagogy. Generalized characteristics of this phenomenon based on the specifics of the educational process in departmental educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia are given. Key words: social interaction, educational organization of the Ministry of internal Affairs, social environment, specificity of universities of the Ministry of internal Affairs, competence.
References
1. The Blumer H. Symbolic Interactionism. Perspective and method.
New Jersey, 1969. P. 70.
2. About police: the Federal law of 7.02.2011 №3-FZ (ed. from
01.04.2009) [electronic resource] Protocol HTTPS:// Consultant.ru"document/cons_doc_LAW_110165/ (accessed 12.06.19.).
3. Voronina M.F. Competence of social interaction and their role in
the educational process / M.F. Voronina, E.A. Karpova / [electronic resource]
https://www.sworld.com.ua/konfer32/494.pdf (date of treatment 12.06.19 g.).
4. Kovalenko E.V. Experience of social interaction of the future specialist: theory and practice of formation. Monograph / E.V. Kovalenko. - Belgorod. Publisher: Belgorod law Institute of the Russian interior Ministry named after I. D. Putilin (Belgorod). -2018. - 184 p.
5. Novikov A.M. Culture as the basis of the content of education /
A.M. Novikov // Pedagogy. - 2011. - № 6. - P. 3-14.
6. Klimov S.N. Education in the aspect of competence approach /
S.N. Klimov // Pedagogical education and science. - 2013. -№2. - P. 26-35.
7. Novikov A.M. Bases of pedagogics / A.M. Novikov. - M.: Egues,
2010. - 208 p.
8. Baidenko V.I. Competence approach to the design of state educational standards of higher professional education (methodological and methodological issues): Handbook / V.I. Baidenko. - M.: Research center for quality training 2005, 114 p.
9. Zimnyy I.A. Key competence - a new paradigm of the result of
education / I.A. Zimnyy // Higher education today. - 2003. - № 5. - P. 34-42.
о
(4
(в SI
Z