УДК 343.812
Ельчанинов Андрей Петрович
кандидат юридических наук,
Andrey P. Elchaninov
Candidate of Law,
Scientific Secretary of the Academic Council,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,
e-mail: petrovich2102@rambler.ru
ученый секретарь ученого совета, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: petrovich2102@rambler.ru
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЮРЕМ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Аннотация. В статье анализируются особенности социального обеспечения администрации тюрем в Российской империи во второй половине XIX в.
Представленная тема крайне актуальна в условиях совершенствования действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения граждан и подготовки Концепции развития УИС до 2030 года.
Автор, опираясь на положения нормативных актов, выявил в рассматриваемый период существенное улучшение социального положения смотрителей (начальников) тюрем и их помощников. На протяжении второй половины XIX в. у рассматриваемой категории тюремных служащих повышалось денежное содержание, было введено бесплатное вещевое обеспечение форменной одеждой, улучшились условия пенсионного обеспечения. Совершенствование системы социальных гарантий и льгот классных чинов тюремного ведомства было обусловлено внутренней политикой государства, направленной на поддержку чиновничьего аппарата в целом, усилением роли правоохранительных органов Российской империи в условиях обострения общественных противоречий между различными классами и социальными группами населения, а также созданием в России в 1879 г. Главного тюремного управления.
Проведенное исследование наглядно показало, что улучшение социального обеспечения администрации тюрем позитивно повлияло на престиж тюремной службы, позволило привлекать более образованные кадры для организации деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Ключевые слова: Главное тюремное управление, социальное обеспечение, классные чины тюремного ведомства, пенсии, вещевое и денежное содержание.
THE PECULIARITIES OF PRISON ADMINISTRATION SOCIAL WELFARE IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY
Summary. The article analyzes the features of social security of prison administration in the Russian Empire in the second half of the XIX century.
The presented topic is extremely relevant in the context of improving the current legislation in the field ofpensions and preparation Of the concept of development of the penal system until 2030.
The author, based on the provisions of normative acts, revealed a significant improvement in the social situation ofprison wardens (chiefs) and their assistants in the period under review. During the second half of the XIX century, the category ofprison officers under consideration increased their monetary content, introduced free clothing, improved the conditions ofpension provision. The improvement of the system of social guarantees and benefits of class ranks of the prison Department was due to the internal policy of the state aimed at supporting the bureaucracy as a whole, strengthening the role of law enforcement agencies of the Russian Empire in the conditions of aggravation of social contradictions between different classes and social groups of the population, as well as the creation in Russia in 1879 of The main prison administration.
The study clearly showed that the improvement of social security of the prison administration had a positive impact on the prestige of the prison service, allowed to attract more educated staff to organize the activities of institutions executing criminal penalties.
Keywords: General prison administration, social security, class ranks of the prison Department, pensions, clothing and money maintenance.
В процессе развития государства как основного института политической системы социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни общества. Оно оказывает существенное влияние на социальное благополучие граждан, занятых в различных сферах деятельности.
© 2019 Ельчанинов А. П.
В юридической науке под социальным обеспечением, как правило, понимают форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества [1, с. 13-14].
В данной работе будет проведено исследование особенностей социального обеспечения лишь одной категории государственных служащих Российской империи в XIX в., а именно администрации тюрем.
Необходимо отметить, что в России функции надзора за осужденными за уголовные преступления до первой трети XIX в. осуществляли или военные, или гражданская губернская или уездная администрация в лице полицейских чиновников различного уровня.
Начатые в начале XIX в. Александром I реформы затронули все сферы государственного управления, в том числе систему исполнения уголовных наказаний. В частности, организация этой деятельности была возложена на Министерство внутренних дел.
В начале 30-х гг. XIX в. был утвержден ряд нормативных актов, всесторонне регламентирующих исполнение уголовных наказаний в Российской империи, среди которых необходимо особо выделить Инструкцию смотрителю губернского тюремного замка (1831 г.) и Устав о содержащихся под стражею (1832 г.).
В этих документах давался конкретный перечень персонала тюремных замков. Так, в Инструкции смотрителю губернского тюремного замка упоминаются следующие должностные лица: смотритель тюремного замка, его помощник, дежурный офицер, надзиратели, священник, врач и фельдшер.
В Уставе о содержащихся под стражею определялись должности администрации тюрем -смотрители и его помощники, а также низшие чины, к которым относились надзиратели.
В XVIII-XIX вв. все гражданские чины были разделены на специальные классы согласно Табелю о рангах по должностям с целью их сравнения с военными чинами для определения размеров жалования и пенсий. Согласно Уставу о пенсиях и единовременных пособиях (1827 г.) [2, с. 1032-1044] должности гражданских ведомств были разделены на 9 разрядов. В тюрьмах классный чин присваивался смотрителю тюремного замка и его помощникам. В XIX в. ранг должности тюремного смотрителя зависел от размещения учреждения исполнения наказаний (столичный, губернский, уездный город), а также количества осужденных, содержащихся в тюрьме. Как правило, смотрители тюремных замков и их помощники имели ХГУ-ХП класс. Лишь в столичных тюрьмах должность смотрителя могла соответствовать VI классу, а его помощников УГГГ-ГХ классам [3, с. 107-110].
Как показывают исследования нормативно-правовых актов, в XIX в. к основным формам социального обеспечения администрации тюремных замков можно отнести денежное и вещевое довольствие; обеспечение квартирами или квартирными деньгами; пенсионное обеспечение; оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска.
В ст. 989 Устава о службе по определению от правительства [4, с. 1416] отмечалось, что лицам, состоящим на гражданской службе, для содержания их определяются: 1) жалование; 2) столовые деньги; 3) квартирные деньги или квартиры в натуре.
В соответствии со ст. 21 Устава о содержащихся под стражею (1832 г.) [5, с. 7-8] жалование классным чинам тюремных замков выплачивалось из губернских средств. В отдельных случаях по ходатайству губернских властей смотритель в губернские и уездные тюрьмы назначался Министерством внутренних дел. В этом случае жалование выплачивалось из казны: 228 р. 80 к. серебром в год в губернском тюремном замке; 143 р. - в уездном.
Существенное повышение жалования классным чинам тюремной администрации было определено Высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 5 мая 1865 г. «О замене военных караульных постов в тюрьмах вольнонаемными надзирателями». В п. 5 этого документа отмечалось, что ранг тюремных смотрителей должен быть приравнен по классу должности и разряду пенсии к помощникам полицеймейстеров и уездных исправников. Жалование увеличивалось до 500-900 р. в год в зависимости от количества содержащихся в тюрьме арестантов.
Дальнейшее улучшение денежного содержания администрации тюрем продолжилось после создания в 1879 г. Главного тюремного управления (далее - ГТУ).
Так, в соответствии со штатом управления С.-Петербургскими местами заключения и тюремными больницами, состоящими в непосредственном подчинении ГТУ, утвержденным в 1884 г., начальнику тюрьмы был установлен оклад 1800 р. в год, а также 600 р. в год на питание. Его помощникам устанавливались оклады жалования от 600 до 800 р. в год, а также столовые деньги от 200 до 400 р. в год [6, с. 1360-1361].
Согласно аналогичному документу 1894 г. начальники мест заключения были распределены на три категории с годичным окладом жалования соответственно 1800, 1400, 800 р. Кроме жалования каждому смотрителю в год выделялось от 400 до 600 р. на питание (столовых). Помощники столичных смотрителей тюремных замков были разделены на 5 категорий с годовыми окладами жалования от 400 до 1000 р. Им также полагались столовые деньги из расчета 200-500 р. в год [7, с. 272-273].
В соответствии со штатом как 1884 г., так и 1894 г. всем перечисленным чиновникам полагалась казенная квартира, находящаяся в здании тюрьмы, при отсутствии у них собственного жилья.
В Уставе о службе по определению от правительства отмечалось, что квартиры в натуре могли предоставляться гражданским чиновникам или казенные, или в форме постоя в квартирах и домах обывателей. Вариант предоставления жилья чиновнику определялся в штатном расписании ведомства. Размещение чиновников в казенных квартирах зависело от усмотрения непосредственных начальников исходя из возможностей учреждения.
При отсутствии такой возможности классным чинам тюрем предоставлялись дополнительные выплаты из казны для найма помещений для себя и членов своей семьи. Суммы, выделяемые для этих целей, могли составлять 25 % от жалованья и столовых денег, выплачиваемых сотруднику. Квартирный годовой оклад начальника тюрьмы составлял не менее 240 р., а его помощника -не менее 180 р.
Квартирные и столовые деньги выплачивались авансом, первые - за треть, а последние - за месяц.
Вещевое довольствие классных чинов тюремного ведомства определялось Высочайшим повелением Императора от 27 сентября 1884 г. «Об установлении формы одежды для чинов управления и надзора С.-Петербургских мест заключения» [8, с. 2022-2024].
Изначально обеспечение форменной одеждой полагалось только гражданским чинам администрации по надзору дома предварительного заключения, тюрьмы, исправительного арестантского отделения, пересыльной тюрьмы Санкт-Петербурга, а также чинам Главного тюремного управления во время командировок и при посещении тюрем.
Высочайшим повелением от 5 октября 1885 г. «О форме одежды гражданских чинов и нижних служителей тюремного ведомства» обеспечение форменной одеждой за счет казенных денег предусматривалось для всех категорий служащих тюремного ведомства [9, с. 429].
Для классных чинов предусматривались следующие элементы обмундирования:
1) мундир черного сукна образца, установленного для офицеров армейских войск. В летний период мундир разрешалось заменять кителем офицерского образца из парусины без выпушек и галунов с пуговицами Министерства внутренних дел;
2) шаровары черного сукна, с выпушкой, укороченные для носки в сапоги;
3) кушак офицерского образца такого же цвета, как выпушка на мундире;
4) фуражка черного сукна офицерского образца с кокардой на тулье;
5) плащ (пальто) офицерского образца, но черного цвета, с золоченными пуговицами с орлами образца Министерства внутренних дел.
После 1885 г. классным чинам тюремного ведомства полагалась как парадная, так и повседневная форма одежды.
Форменная одежда для классных чинов тюремного ведомства предполагала ношение оружия (шашки с темляком военного образца) на плечевой портупее золотого галуна.
После перевода ГТУ в Министерство юстиции двумя Высочайшими повелениями от 22 февраля 1895 г. «О некоторых изменениях в форме одежды чинов тюремного ведомства» и от 20 декабря 1895 г. «О замене пуговиц на форме одежды, установленной для чинов тюремного ведомства, пуговицами образца, установленного для чинов судебного ведомства» были внесены изменения в форму одежды классных чинов. Так, вместо наплечных жгутов были введены погоны из золотого галуна с синими просветами и выпушками; золотые галунные портупеи заменили армейскими обер-офицерскими, черной лакированной кожи. В виде обыкновенного головного убора была сохранена фуражка. Классным чинам Пермской, Вятской, Вологодской, Олонецкой и Архангельской губерний разрешалось носить папахи, как в сибирских губерниях. В остальных губерниях Европейской России классным чинам тюремного ведомства выдавались для носки шапки из чер-
ной мерлушки с черным суконным донышком, и синей выпушкой. При несении службы обувью являлись обыкновенные кожаные сапоги офицерского образца. Также к элементам форменной одежды относились шинель или тужурка черного цвета.
На протяжении XIX в. пенсионное обеспечение классных чинов тюремного ведомства в основном регламентировалось Уставом о пенсиях и единовременных пособиях (1827 г.) [2, с. 1032-1044], в который по мере необходимости вносились изменения.
Для начальников тюрем и их помощников (помощниц) устанавливались льготные сроки выслуги (30 лет), по сравнению с другими чиновниками гражданского ведомства (35 лет). Таким образом, данная категория лиц получала право на назначение полной пенсии, прослужив в календарном исчислении 30 лет, а половинного пенсионного содержания - 20 лет.
Размер пенсии определялся по должности чиновника, которую он занимал не менее пяти лет. Если он состоял в должности менее пяти лет, то пенсия назначалась исходя из оклада по предыдущей должности. При определении пенсий учитывался размер жалования по должности, прибавочное жалование, а также столовые деньги.
При выходе на пенсию чины тюремного ведомства имели право претендовать на выходное пособие, размер которого зависел от жалованья сотрудника и его выслуги лет, а также состояния здоровья. Так, при отставке классного чина, выслужившего максимальный срок службы, ему полагался единовременный годовой оклад жалованья. Размер пенсии и пособия исчислялся на основе оклада сотрудника на день выхода в отставку.
Чиновники тюремного ведомства, которым при отставке была установлена пенсия, при возвращении на службу могли получать или жалование по новой должности, или продолжать получать пенсию, в зависимости от того, какая выплата была больше по размеру.
Уставом о службе по определению от правительства в определенных случаях разрешалось представление отпусков классным чинам тюремного ведомства. В этом документе отмечается, что отпуск мог предоставляться по домашним делам или другим надобностям от одного до четырех месяцев.
Если был необходим отпуск более четырех месяцев, то чиновник увольнялся с должности, а после решения всех своих вопросов, мог быть восстановлен в должности. Время, проведенное чиновником в отпуске более 4 месяцев, не включалось в выслугу лет при определении права выхода на пенсию.
При увольнении в отпуск чинов тюремного ведомства на срок свыше одного месяца у них удерживались все виды денежного довольствия (жалование, дополнительные выплаты) за исключением получаемых на службе пенсий, арендных и квартирных денег, столовых денег.
Если увольняемый в отпуск чиновник получал содержание по двум или более должностям, то вычеты производились по всем занимаемым им должностям.
Подводя итоги, отметим, что социальное обеспечение администрации тюрем во второй половине XIX в. по сравнению с первой половиной XIX в. существенно улучшилось: было повышено денежное содержание, вещевое довольствие обеспечивалось за счет казны, совершенствовалось пенсионное обеспечение, правовое положение классных чинов тюремного ведомства приравнивалось к положению полицейских чиновников.
Повышение социальных гарантий смотрителям (начальникам) тюрем и их помощникам именно во второй половине XIX в. объясняется, по нашему мнению, несколькими факторами.
Во-первых, внутренняя политика государства в этот период была направлена на усиление роли чиновничьего аппарата. Во-вторых, нарастание протестных настроений в обществе заставляло правительство укреплять силовой блок (армия, полиция, тюремное ведомство), вводя для сотрудников этих ведомств дополнительные льготы и социальные гарантии. В-третьих, создание в 1879 г. Главного тюремного управления создало предпосылки лоббирования интересов ведомства как перед правительством, так и перед императором.
В целом, улучшение социального обеспечения администрации тюрем не только способствовало повышению престижности тюремной службы, но и благоприятно сказалось на стабильности кадров тюремной системы вплоть до крушения Российской империи.
Библиографический список
1. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект, 2001. 328 с.
2. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Т. II. 1827. СПб.: Издательство Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. 1561 с.
3. Желтов А. А. Классы чинов тюремного ведомства Российской Империи по «Табели о рангах» // Международный научный журнал. 2017. № 12(66). Ч. 2. Декабрь. С. 107-110.
4. Свод законов Российской Империи. Том третий. Уставы о службе гражданской. СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1857. 1416 с.
5. Свод законов Российской Империи. Том четырнадцатый. Уставы о паспортах, о предупреждении преступлений, о цензуре, о содержащихся под стражею и о ссыльных. СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1857. 909 с.
6. Штат управления С.-Петербургскими местами заключения и тюремными больницами, состоящими в непосредственном подчинении ГТУ // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. 1884. № 77. 13 июля. С. 1360-1361.
7. Штат управления С.-Петербургскими местами заключения и тюремными больницами, состоящими в непосредственном подчинении ГТУ // Тюремный вестник. 1894. № 6. Июнь. С. 272-273.
8. Высочайшее повеление «Об установлении формы одежды для чинов управления и надзора С.-Петербургских мест заключения» // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. 1884. № 110. 30 октября. С. 2022-2024.
9. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье. Т. V. 1885. СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1887. 833 с.
References
1. Pravo sotsial'nogo obespecheniya: uchebnik [Social security law]. In K. N. Gusov (ed.). Moscow: Prospekt, 2001, 328 p. [in Russian].
2. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobranie Vtoroe. Tom II. 1827 g [Complete collection of laws of the Russian Empire. Assembly The Second. Volume II. 1827] Saint-Petersburg, 1830, 1561 p. [in Russian].
3. Zheltov А. А. Klassy chinov tyuremnogo vedomstva rossijskoj imperii po «Tabeli o rangakh» [Classes of ranks of the prison Department of the Russian Empire on the «Table of ranks»]. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal [International scientific journal], 2017, no. 12(66), part 2, December, pp. 107-110 [in Russian].
4. Svod zakonov Rossijskoj imperii. Tom tretij. Ustavy o sluzhbe grazhdanskoj [Code of laws of the Russian Empire. Volume three. Statutes of the civil service]. Saint-Petersburg, 1857, 1416 p. [in Russian].
5. Svod zakonov Rossijskoj imperii. Tom chetyrnadtsatyj. Ustavy o pasportakh, o preduprezhdenii prestuplenij, o tsenzure, o soderzhashhikhsya pod strazheyu, i o ssyl'nykh [Code of laws of the Russian Empire. Volume fourteen. Charters about passports, about the prevention of crimes, the censorship, contained in custody, and about exiles]. Saint-Petersburg, 1857, 909 p. [in Russian].
6. Shtat upravleniya S.-Peterburgskimi mestami zaklyucheniya i tyuremnymi bol'nitsami, sostoyashhimi v neposredstvennom podchinenii GTU [The management staff of the St. Petersburg places of detention and prison hospitals, consisting in the direct control GTU]. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva, izdavaemoe pri Pravitel'stvuyushhem Senate [Meeting of legalizations and orders of the government published at the Governing Senate], 1884, no. 77, July 13, pp. 1360-1361 [in Russian].
7. Shtat upravleniya S.-Peterburgskimi mestami zaklyucheniya i tyuremnymi bol'nitsami, sostoyashhimi v neposredstvennom podchinenii GTU [The staff of management of St. Petersburg places of detention and prison hospitals, which are directly subordinate to the GTU]. Tyuremnyj vestnik [Prison Bulletin], 1894, no. 6, June, pp. 272-273 [in Russian].
8. Vysochajshee povelenie «Ob ustanovlenii formy odezhdy dlya chinov upravleniya i nadzora S.-Peterburgskikh mest zaklyucheniya» [Supreme decree «About establishment of forms of clothes for officials of control and supervision of the St. Petersburg prison»]. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva, izdavaemoe pri Pravitel'stvuyushhem Senate [Meeting of legalizations and orders of the government published at the Governing Senate], 1884, no. 110, October 30, pp. 2022-2024 [in Russian].
9. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobranie Tret'e. Tom V. 1885 g [Complete collection of laws of the Russian Empire. Meeting The Third. Volume V. 1885] Saint-Petersburg, 1887, 833 p. [in Russian].