2 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УДК 343.8
Н. И. Петренко
ПОРЯДОК СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
В статье рассматриваются правовые основы карательно-репрессивной деятельности в местах заключения Российской империи во второй половине XIX в. Центральное место в ней отводится анализу условий похождения службы работниками тюремной администрации и стражи, а так же мер стимулирования их труда.
Ключевые слова: пенитерциарная система, стимулирования, тюремный надзор, надзиратели, тюремные служащие, арестанты.
Нормальное функционирование мест заключения Российской империи обеспечивали правовая основа карательно-репрессивной деятельности и субъекты ее реализации. Основными субъектами выступали тюремная администрация и тюремная стража. Если состав тюремной администрации оставался достаточно стабильным, то состав тюремной стражи в своем развитии претерпел существенные изменения.
До 1865 года обязанности тюремного надзора распределялись между надзирателями из инвалидов и военными караулами от местных команд, а где их не было - от резервных и полевых войск, наряжавших внутренние и внешние тюремные караульные посты. Местные войсковые формирования в основном несли наружную караульную службу в тюрьмах Сибири, Туркестана, Кавказа и Степного края. В тюрьмах европейской части России военные караулы использовались значительно реже.
Такой порядок организации службы был крайне неудовлетворительным. Функции и права надзирателей и стражи были различными, эти два субъекта карательного воздействия, существуя параллельно, не были ориентированы на выполнение единой задачи, стоящей перед местами заключения. Зачастую их деятельность сопровождалась противоречиями и конфронтацией. Нечто подобное происходило до недавнего времени и в исправительных колониях, когда охрана осуществлялась еще силами внутренних войск МВД. Администрация исправительной колонии и охрана выполняли каждый свою часть общей задачи исполнения наказания, что порой приводило к неоправданному доминированию интересов одного из этих субъектов и противопоставлению их.
38
2014
2. Вопросы теории и истории государства и права
В большей или меньшей степени этого практически не удавалось избежать повсеместно, даже при наличии довольно четкой правовой урегулированности всех вопросов порядка исполнения наказания.
Силы и средства, привлекаемые к выполнению этапных, караульных и надзорных функций в отношении арестантов, неоднократно реорганизовывались.
Законом от 3 мая 1865 года было определено заменить внутренние караульные посты вольнонаемными надзирателями. Однако из-за недостаточного финансирования замена шла довольно вяло. Количество надзирателей было сведено к минимуму, а низкие оклады не позволяли привлечь к этой работе необходимое количество достойных людей.
В 1879 году в тюрьмах общего устройства почти половины губерний на одного надзирателя приходилось от 29,9 до 84,4 арестантов, средние оклады надзорного состава колебались в пределах от 8 до 20 рублей в месяц. К тому же им не полагались казенное вещевое довольствие и паек1. Все это привело к тому, что квалификация и нравственные качества надзирателей находились на довольно низком уровне. Они часто оказывались в материальной зависимости от арестантов, получая от них за смягчение режимных требований различные подношения и подачки.
26 января 1882 года император утверждает мнение Государственного Совета о переименовании в исправительные арестантские отделения девяти оставшихся не переименованными арестантских рот гражданского ведомства и введении нового штатного расписания отделений. Одновременно преобразовывался и надзор в них. Была установлена предельная норма соотношения арестантов и надзирателей с расчета 20 к 1 и введена должность старшего надзирателя в каждом из 33 исправительных арестантских отделений1 2.
По представлению министра внутренних дел и с одобрения Государственного Совета 9 февраля 1882 года законом «Об усилении надзора в губернских замках и смирительно-рабочих домах» утверждаются новые штаты тюремных надзирателей. В 51 губернском тюремном замке и 5 смирительно-рабочих домах вводятся должности 107 старших и 892 младших надзирателей с окладом содержания соответственно 240 и 180 рублей в год. В 16 тюремных замках снимались внутренние воинские караульные посты и заменялись надзирателями. Необходимое количество службы надзора рассчитывается по той же норме соотношения - один надзиратель на 20 арестантов, а количество старших надзирателей в зависимости от размера места заключения - не более 5 человек. Главное тюремное управление получило право самостоятельно определять необходимое количество надзирателей в каждом конкретном учреждении в пределах выделенных общих штатов. Впервые устанавливается право надзорного состава на получение надбавки к жалованью за выслугу лет3.
1 Обзор десятилетней деятельности Главного тюремного управления (1879-1889 гг.). -СПб., 1889. - С. 13.
2 Там же. - С. 59.
3 ПСЗ. - СПб., 1882. - Т II, № 668.
39
Марийский юридический вестник
Выпуск 11
В целях улучшения работы с кадрами Главное тюремное управление циркуляром № 5 от 24 февраля 1884 года предписало при приеме на службу надзирателей по вольному найму отбирать у них письменное обязательство, нечто вроде современного контракта, где бы оговаривались условия службы. Приложением к циркуляру объявлялась утвержденная 2 декабря 1883 года министром внутренних дел типовая форма такого обязательства, где устанавливались следующие условия:
- в отношении надзора за арестантами надзиратель обязан в полном объеме выполнять распоряжения начальника места заключения, соблюдать правила тюремного содержания, к своим обязанностям относиться честно и добросовестно и не употреблять спиртных напитков;
- определялись размер жалованья, условия проживания и обязанность приобретать за свой счет установленную форму одежды;
- в течение первых пяти месяцев ежемесячно из надзирательского жалованья производятся удержания в размере 2-3 рублей, которые составляли сумму залога;
- оставить службу по собственному желанию надзиратель мог не ранее, чем через год, предупредив об этом начальника места заключения за две недели. Ранее оговоренного срока увольнение возможно только по болезни, что должен удостоверить тюремный врач, по призыву на действительную военную службу или по иным причинам, если тюремное начальство сочтет их уважительными. Только при соблюдении этих условий залог возвращался оставляющему службу, в иных случаях он обращался в доход государства;
- за проступки по службе, не влекущие уголовную ответственность, надзиратель мог быть подвергнут властью начальника места заключения следующим взысканиям: замечание, выговор, арест до 7 дней, штраф в размере от 1 до 5 рублей с вычетом из жалованья и увольнение со службы без расчета за текущий месяц, а также с удержанием залога1.
Обязательство подписывалось надзирателем и хранилось в конторе тюрьмы, а на руки ему выдавалась заверенная начальником копия.
В целях усиления социальной защиты служащих тюремного ведомства 16 февраля 1884 года утверждаются «Правила о назначении пенсий лицам тюремного ведомства, которые от умышленных действий арестантов получили увечья или неизлечимые болезни, препятствующие исполнению служебных обязанностей, а также семьям тюремных работников, погибших на службе». Служащие тюремного ведомства, получившие увечья и лишившиеся возможности продолжать службу, получали повышенную пенсию без учета выслуги лет, а семьи погибших получали единовременное пособие, им также выплачивалась пенсия без учета выслуги лет.
5 декабря 1885 года император разрешил Министерству внутренних дел ввести для гражданских чинов и нижних служащих тюремного ведомства особую форму одежды. Описание формы было утверждено министром внутрен-
1 См.: Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 18791910 гг. - СПб., 1911. - Ч. I, № 5 от 24 февраля 1884 г.
40
2014
2. Вопросы теории и истории государства и права
них дел И. Н. Дурново и доведено до сведения тюремного ведомства циркуляром № 4 от 24 января 1886 года. Форма одежды устанавливалась по образцу военной и разделялась на обмундирование классных чинов, обмундирование нижних чинов (старших и младших надзирателей, стражников, вахтеров и ключников), обмундирование служебного персонала женского пола. Для первой категории предусматривалась парадная и повседневная форма, для остальных - только повседневная1.
25 ноября 1885 года утверждается решение о замене оставшихся внутренних караульных постов в местах заключения вольнонаемными надзирателями. Тюремное управление снова было наделено правом самостоятельно определять необходимое количество надзирателей в каждом конкретном учреждении. На реализацию этого решения отводилось шесть месяцев для губерний европейской России, а для остальных - один год с момента начала финансирования замены внутренних постов.
15 июля 1887 года законом «Об устройстве управления отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи» утверждается временный штат стражи. Законом определено, что тюремная стража является особым учреждением, непосредственно подведомственным Министерству внутренних дел через Главное тюремное управление. Она состоит из классных чинов и вольнонаемных надзирателей. На службе они подчиняются особому дисциплинарному уставу, пользуются правом выхода на пенсию по сокращенной выслуге лет. Нижние чины во время службы не подлежали призыву в армию по мобилизации. Служащим тюремной стражи устанавливалась специальная форма одежды, представляющая собой разновидность военной формы. Нижние чины носили на левой стороне груди медные бляхи с наименованием тюрьмы. На бляхах поясного ремня, фуражки и кушака изображались начальные буквы названия тюрьмы1 2.
Учреждение тюремной стражи положительно отразилось на состоянии тюремного надзора. Если до этого соотношение надзирателей к арестантам в среднем по стране составляло 1 к 13,7, то после организации стражи - 1 к 9,7. Среднегодовой оклад надзирателя со 151 рубля возрос до 171 рубля, причем надзиратели стали снабжаться обмундированием за государственный счет3.
Немногим ранее, 9 марта 1886 года, циркуляром № 8 Главное тюремное управление установило размеры доплаты за выслугу лет нижним служащим, работающим по вольному найму, в размере 1/3 оклада - после пяти лет, 2/3 оклада - после 10 лет и оклад после 15 лет службы4. Такая надбавка полагалась только тем, кто нес службу в качестве надзирателя оговоренные сроки беспрерывно и не подвергался дисциплинарным взысканиям за серьезные про-
1 См.: Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1910 гг. Ч. I, № 4 от 26 января 1886 г.
2 См.: Там же. 4.1. № 7 от 5 марта 1888 г.
3 Обзор десятилетней деятельности Главного тюремного управления (1879-1889 гг.). -С. 74.
4 См.: Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1910 гг.
4.1. № 8 от 9 марта 1886 г.
41
Марийский юридический вестник
Выпуск 11
ступки. Статья 33 Устава о содержащихся под стражей уже не требовала для получения доплаты отсутствия перерыва в службе, что и было разъяснено циркуляром № 5 от 5 февраля 1891 года1.
Для укрепления нарождающейся тюремной стражи высочайшим повелением все тюремные надзиратели с 1888 года освобождались от призыва на действительную военную службу сроком на 5 лет. Этим же законом с 1 марта 1888 года по всей Империи, за исключением отдельных местностей, упразднялась воинская охрана тюрем. Теперь на тюремных надзирателей возлагалось, помимо внутренней службы при арестантах, и, если того требовали особенности устройства места заключения, несение караульной службы на наружных постах.
9 января 1888 года начальник Главного тюремного управления рассмотрел и одобрил «Общие указания, преподанные по установлению в тюремных учреждениях надзора, при введении в действие Положения о тюремной страже», которые в корне меняли ранее сложившуюся концепцию организации охраны и надзора1 2. Этот документ устанавливал, что при снятии военных караульных постов не должна происходить их механическая замена на надзирателей. В местах заключения должна быть организована такая система надзора, которая бы позволяла постоянно держать под бдительным наблюдением всех арестантов.
Циркуляр № 11 от 9 сентября 1893 года довел до сведения тюремной стражи новое пенсионное законодательство. 28 декабря 1892 года император утвердил мнение Государственного Совета «О правилах выплаты пенсий и единовременных выходных пособий чинам тюремной стражи гражданского ведомства». Полная пенсия теперь назначалась после 30 лет выслуги, но если служащий отбыл действительную военную службу, то срок выслуги сокращался на 5 лет. При определенных условиях в срок выслуги, дающей право на пенсию, включалась и служба в других ведомствах. Пенсия по болезни в полном объеме назначалась после 20 лет службы, а половинная - после 15 лет. Для формирования пенсионного фонда из жалованья тюремных служащих производились удержания в размере 2 % с сумм более 150 рублей и 1 % с меньших сумм в год3. Порядок исчисления, назначения и прекращения пенсионных выплат служащим тюремной стражи и их семействам был аналогичен порядку, установленному для гражданских чинов по Общему пенсионному уставу.
26 июля 1893 года утверждается представленный Кабинетом Министров перечень должностей государственной гражданской службы, замещение которых давало право на освобождение от призыва из запаса или на действительную военную службу. В него вошли офицеры и нижние чины тюремного ведомства. Это повышало интерес населения к работе в тюремном ведомстве
1 Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1910 гг. № 5 от 5 февраля 1891 г.
2 Там же. № 1 от 25 января 1888 г.
3 См.: Там же. № 11 от 9 сентября 1893 г.
42
2014
2. Вопросы теории и истории государства и права
и позволяло более качественно комплектовать тюремный персонал. Запрещалось принимать офицеров, уволенных со службы в войсках по отрицательным мотивам1.
Качественная сторона комплектования надзирательского состава постоянно находилась в поле зрения Главного тюремного управления. Этому вопросу были посвящены циркуляры № 10 от 1905 года и № 13 от 1910 года, где рекомендовалось при назначении на надзирательские должности предпочтение отдавать нижним воинским чинам из запаса, соблюдая при этом большую осмотрительность, назначая только вполне благонадежных и способных кандидатов.
В целях стимулирования добросовестного отношения к службе тюремных служащих по ходатайству министра внутренних дел, император 3 декабря 1887 года утвердил порядок награждения их серебряной медалью «За беспорочную службу в тюремной страже» на Анненской ленте. Право на получение медали имели лица, безупречно прослужившие в тюремной страже не менее пяти лет и продолжающие далее службу. Последующие пять лет службы давали право на ношение награды и после завершения службы. Оставившие службу ранее этого срока обязаны были возвратить медаль своему начальству. Возвращенные таким образом медали, равно как и медали нижних чинов, умерших во время службы в тюремной страже и по выходе из нее, возвращались в установленном порядке в Капитул Орденов.
Представления на получение наград готовились начальством места заключения и направлялись губернатору либо градоначальнику, которые после проверки обоснованности ходатайства направляли раз в полугодие списки представляемых к награждению в Главное тюремное управление1 2.
Циркуляром министра внутренних дел Д. Толстого № 7 от 5 марта 1888 года, который объявил порядок награждения, было разъяснено, что непременным условием награждения является пятилетняя служба в составе тюремной стражи, учрежденной 15 июня 1887 года. Беспрерывная служба по надзору за арестантами до этого времени в выслугу срока, необходимого для возбуждения ходатайства о награждении, не засчитывалась, ибо медалью награждались исключительно за службу в тюремной страже. Данная награда устанавливалась только для лиц мужского пола, надзирательницы правом на получения медали не пользовались.
Для поднятия престижа службы тюремных надзирателей и поощрения наиболее отличившихся из них 4 ноября 1892 года распоряжением государя на всех чинов надзора мест заключения гражданского ведомства распространялось действие Положения о награждении околоточных, портовых и полицейских (в столицах) надзирателей, брандмейстеров и нижних чинов полицейских и пожарных команд золотыми и серебряными медалями «За усердие». Положением, высочайше утвержденным 8 декабря 1888 года, устанавливались зо-
1 См.: Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1910 гг.
4.1. № 14 от 18 октября 1893 г.
2 См.: Там же. № 7 от 5 марта 1888 г.
43
Марийский юридический вестник
Выпуск 11
лотые на Анненской ленте, серебряные на Владимирской ленте шейные медали и серебряные нагрудные медали на Станиславской и Александровской лентах. Статья 2 Положения определяла, что к награждению серебряными нагрудными медалями могли быть представлены «лишь те из чинов тюремного надзора, которые действительно окажут особо выдающееся по службе отличие, выходящее из понятия прямого добросовестного исполнения служебных обязанностей, по долгу присяги...»1.
Циркуляр министра внутренних дел № 12 от 6 июля 1894 года разъяснил, что получение надзирателем медали «За беспорочную службу в тюремной страже» не служило препятствием к награждению его медалью «За усердие» независимо от срока награждения первой1 2.
Меры стимулирования добросовестного отношения к службе и установление почетных внешних отличий благоприятно сказались на деятельности тюремного ведомства.
Важную роль в организации службы чинов стражи и администрации мест заключения и соблюдении требований закона при исполнении наказания сыграл составленный помощником начальника Главного тюремного управления
В. Н. Коковцовым и инспектором этого управления С. В. Рухловым «Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части». Циркуляры № 15 от 5 июня 1890 года и № 9 от 1 мая 1894 года рекомендовали тюремным служащим повсеместно использовать его в практической деятельности3.
N. I. Petrenko
THE ORDER OF PROMOTING OF THE PENITENTIARY SYSTEM OF PERSONNEL IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF XIX CENTURY
In this article the legal basis of punitive-repressive activities of the prisons of Russian Empire in the second half of the 19th century is examined. The central place is given to the analysis of the conditions of employees' service of the prison's authorities and guards and to measures which stimulate their work.
Key words: penitertsiarnaya system, stimulation, prisonal supervision, guards, prison officers, prisoners.
ПЕТРЕНКО Николай Иванович - доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
PETRENKO Nikolay Ivanovich - Doctor of Legal Sciences, professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
1 См.: Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1910 гг.
4.1. № 2 от 17 января 1893 г.
2 См.: Там же. № 12 от 6 июля 1894 г.
3 См.: Там же. № 15 от 5 июня 1890 г.; № 9 от 1 мая 1894 г.
44