УДК 94.(4705)083
ЦИРКУЛЯРЫ ГЛАВНОГО ТЮРЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ МВД КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В ПЕРИОД ПОРЕФОРМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ (1879-1885)
© 2009 М.В. Осипов Оренбургский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 24.10.2008
В статье проведен анализ циркуляров Главного тюремного управления МВД, изданных в 1879-1885 гг. Предложена их классификация. Сделан вывод о высокой ценности, которую представляют циркуляры Главного тюремного управления в качестве исторического источника по развитию пенитенциарной системы пореформенной России.
Ключевые слова: пенитенциарная система, циркуляры, Главное тюремное управление МВД
История развития пенитенциарной системы Российской империи в эпоху пореформенной модернизации представляет сегодня значительный научно-практический интерес в условиях современных процессов реформирования мест заключения и органов управления ими, а также и в качестве составной части комплексной фундаментальной научной проблемы эффективности государственного управления пореформенной России.
Несмотря на всплеск интереса к пенитенциарной системе пореформенной России в современной исторической науке1, а также на востребованность научных результатов, полученных дореволюционными исследователями тюрем империи2, можно констатировать, что историографическая ситуация характеризуется явным смещением исследовательского внимания на вопросы состояния столичных мест заключения, ссылки и каторги, центральных органов управления. Во многом это связано с привлечением к анализу не всех доступных источников.
Нам представляется, что адекватно реконструировать и осмыслить развитие пенитенциарной системы в пореформенной России не представляется возможным без специального изучения такого специфического исторического источника, как циркуляры Главного тюремного управления - центрального органа управления тюремной системой позднеимперской России3. Действительно, именно в названном учреждении сосредоточивалась основная информация о состоянии мест заключения, кадровом составе тюремных служащих, деятельности региональных органов управления тюремным делом и т.п. Одним из способов регулирования ситуации являлся выпуск циркулярных писем в адрес губернских властей.
Циркуляры являлись ведомственными правовыми актами, содержащими определенные предписания подчиненным органам. От обычных руководящих указаний, лаконичных по форме, их отличало наличие подробной, зачастую
Осипов Михаил Вячеславович, аспирант кафедры истории России. E-mail: [email protected]
многостраничной мотивирующей части, описывавшей ту или иную проблему, причины ее появления и пути решения. На этой основе принимались конкретные приказы. Такая структура делает циркуляры весьма полезными для историка4. Не случайно П.Н. Зырянов назвал их "прекрасным источником для изучения местной администрации"5. В настоящее время в науке не проведен комплексный анализ содержания циркуляров Главного тюремного управления. Вместе с тем, для проведения этой работы сегодня есть все источниковые предпосылки, поскольку еще до революции для удобства использования циркуляров на практике они были в систематизированном (по хронологии) виде опубликованы6.
В основу данной статьи положен один из таких сборников, содержащий циркуляры за период с 1879 по 1885 гг. Данный интервал времени представляет, на наш взгляд, один из наиболее сложных этапов в развитии пенитенциарной системы империи. Это период с момента учреждения Главного тюремного управления в составе МВД (1879 г.) и до упразднения т.н. Кахановской комиссии по реформированию губернского управления (1885 г.). Он характеризовался явно выраженными либеральными веяниями в подходах к решению различных проблем, окончательную точку в этом процессе поставило лишь безрезультатное закрытие названной комиссии.
Итак, целью статьи является характеристика циркуляров Главного тюремного управления МВД как источника по истории пенитенциарной системы России в период пореформенной модернизации (1879-1885).
По нашим подсчетам, за указанный отрезок времени Главным тюремным управлением было издано 268 циркуляров. Из них 165 имели временный характер или утратили свое значение уже в исследуемый период. Остальные 103 циркуляра по тематике можно разделить на несколько составляющих: быт арестантов и условия их содержания (11 циркуляров), внутренняя организация тюрем (52 циркуляра), кадры тюремных служащих (5 циркуляров), организация хозяйственных работ для арестантов (4 циркуляра), надзор за качеством тюрем-
ных зданий (7 циркуляров), проблема побегов из тюрем (9 циркуляров), организация жизни ссыльных (15 циркуляров). Наглядно тематическое соотношение циркуляров представлено на рис. 1.
Из рисунка ясно видно, что основное внимание Главного тюремного управления в исследуемый период однозначно было нацелено на решение проблемы оптимизации внутренней организации мест заключения, то есть их структуры, финансирования, правил отношений региональных инстанций с Центром и т.п.
Так, циркуляром от 7 августа 1879 г. указывалось, чтобы все документы от руководства тюрем отправлялись непосредственно в Главное тюремное управление, минуя губернскую администрацию7. В циркуляре от 16 августа 1879 г. констатировалась неудовлетворительная деятельность уездных тюремных отделений попечительного о тюрьмах общества, возглавляемых местными предводителями дворянства8. Губернаторам предлагалось при представлении к наградам учитывать деятельность данных лиц на пользу местных тюремных учреждений. В циркуляре от 16 ноября 1879 г. указывалось, что для ежегодного составления сметы по сборному тюремному капиталу и для наблюдения за поступлением в этот капитал недоимок требовалось получение сведений о положении данного капитала в каждой губернии, и для этого предлагалась форма для сообщения сведений9.
Отмечая неэффективность и сложность использования военного караула для сопровождения лиц, содержащихся под стражей, на допрос или для производства других следственных действий, циркуляром от 3 декабря 1879 г. настоятельно советовалось производить ряд следственных действий в местах заключения10. Использование военного караула регулировалось и другими циркулярами.
Рис. 1. Тематическое соотношение циркуляров Главного тюремного управления МВД за 1879-1885 гг.
Так, чтобы не использовать военный караул для сопровождения арестантов на хозяйственные работы, циркуляром от 12 февраля 1880 г. приказывалось либо отменить некоторые работы, либо увеличить число тюремных надзирателей за счет экономических тюремных средств11. В приложении к циркуляру от 19 декабря 1885 г. предлагались специальные правила использования военного корпуса для конвойной службы12.
Многие циркуляры были посвящены правилам составления смет расходов и доходов тюрем. Например, в приложении к циркуляру от 27 января 1885 г. губернским местам заключения для удобства использования предлагалась специальная классификация отдельных финансовых смет Министерства внутренних дел по тюремной части13.
Отдельные циркуляры Главного тюремного управления, изданные в исследуемый период, затрагивали проблему переполненности мест заключения. В них давалась и официальная министерская интерпретация данного вопроса. Так, циркуляр от 28 ноября 1879 г. объяснил переполненность тюрем медленностью рассмотрения дел14.
С проблемой эффективной организации внутренней организации тюрем была тесно связана тема кадрового состава и материальной обеспеченности тюремных служащих (5 циркуляров). В приложении к циркуляру от 24 февраля 1884 г. были сформулированы условия, установленные при найме тюремных надзирателей на службу15. В циркуляре от 8 апреля 1882 г. содержалась справка о вводившимся усиленном штатном расписании мест заключения16. Согласно ей, в 51 губернском тюремном замке и в 5 смирительно-рабочих домах империи должны были работать 107 старших и 892 младших надзирателя, с содержанием первых по 240 руб., а последних по 180 руб. в год каждому. Эта сумма была сравнима с зарплатой рядовых канцелярских работников губернского правления17. Согласно этому же документу, в среднем на одного надзирателя приходилось 20 арестантов. В циркуляре от 31 января 1884 г. указывалось, что остатки от штатных сумм, определенных на содержание надзирателей исправительных арестантских отделений, должны были распределяться между последними в виде наградных денег, которые не должны превышать месячный оклад, т.е. 20 руб. для старшего и 15 руб. для младшего надзирателя18. А циркуляром от 5 декабря 1884 г. надзирателям предоставлялось право на периодическое увеличение жалования в зависимости от стажа непрерывной работы19. В циркуляре от 3 мая 1885 г. было объявлено решение Главного тюремного управления о том, что смотрителям губернских и уездных тюремных замков, которым не было отведено казенного помещения для проживания, были выданы квартирные деньги в размере - первым по 150 руб. и вторым по 100 руб. в год20.
Отдельной сферой внимания Главного тюремного управления являлись быт арестантов и условия их содержания (11 циркуляров). Так, в циркуляре от 25 сентября 1879 г. были приведены нормы, согласно которым в камере на одного арестанта дол-
жно было приходиться по 2 кубических сажени воздуха21. Циркуляром от 2 мая 1880 г. тюремным администрациям настоятельно советовалось не пересылать больных арестантов из одного места заключения в другое до их полного выздоровления во избежание как подрыва здоровья последнего, так и его "собратьев по несчастью"22. Циркуляром от 9 декабря 1881 г. было рекомендовано отказаться от длинных цепей для арестантов, препровождаемых по этапу23. Циркуляр от 31 декабря 1881 г. разрешал арестантам иметь при себе нагрудные крестики, а семейным арестантам - посуду, необходимую для их детей24. В циркуляре от 19 апреля 1885 г. говорилось, что в случае появления холерной эпидемии в тюрьмах под руководством врачей проводилась дезинфекция тюремных помещений, мягких постельных принадлежностей, белья, одежды25.
Ряд циркуляров был посвящен непосредственно фиксации различных недостатков и недоработок в сфере быта и условий содержания арестантов. Так, в циркуляре от 8 марта 1882 г. констатировалась практика, согласно которой караульные солдаты проносили за плату водку и вино для заключенных26. В циркуляре от 17 марта 1882 г. описывался случай, когда в одной из уездных тюрем арестанты питались не из общего котла, организованного местным отделением попечительного о тюрьмах общества, а получали кормовые деньги на руки для приобретения пищи через арестантских старост, которые и посылались в лавки и на базар. Неизбежно образующиеся при такой системе остатки от кормовых денег распределялись между арестантами, а это противоречило правилу, при котором арестанты не должны были иметь при себе денег. На этом основании Главное тюремное управление наложило запрет на подобную систему обеспечения арестантов продо-вольствием27. В продолжении продовольственной темы в циркуляре от 20 августа 1882 г., отвечая на вопрос некоторых губернаторов об обеспечении питанием арестантов-иноверцев, говорилось, что для данной категории заключенных на кухнях должен быть устроен особый очаг, а приготовление пищи должно возлагаться на избираемых из их же среды людей28.
Отдельным направлением регулирования тюремной жизни для Главного тюремного управления была организация оплачиваемых и неоплачиваемых хозяйственных работ для арестантов (4 циркуляра). Циркуляр от 21 августа 1879 г. обращал внимание тюремного начальства на возможность улучшения продовольственного положения заключенных путем создания собственных огородов, а также устройство хлебопечения в тюрьмах29. В циркуляре от 20 мая 1880 г. признавалось, что не во всех губерниях были организованы арестантские работы. Причинами тому являлись местные неблагоприятные условия: недостаток спроса на арестантский труд, малочисленность конвоя во многих городах препятствовали выходу арестантов на внешние ра-
боты; внутренние же работы не всегда могли быть осуществимы из-за тесноты тюремных помещений. В циркуляре анализировалась практика бесплатных казенных работ арестантов по очистке площадей, улиц, дворов. Был сделан однозначный вывод о неправомерности такой практики, поскольку согласно букве закона бесплатно арестанты могли работали только на внутренних работах либо во время эпидемий и других экстремальных ситуаций. Незаплаченные суммы официально взыскивались с соответствующих "начальствующих лиц"30. В циркуляре от 31 декабря 1880 г. тюрьмам было предложено заняться работами по производству некоторых предметов "артиллерийского довольствия", несложных по своему устройству31. В циркуляре от 30 ноября 1882 г. жестко указывалось, что на счета государственного казначейства должно было поступать 2/3 всех сумм, зарабатываемых арестантами, содержащихся в исправительных арестантских отделениях32.
Отдельной проблемой, волновавшей Главное тюремное управление в исследуемый период, являлось качество тюремных зданий (7 циркуляров). Согласно циркуляру от 10 октября 1880 г., в МВД должны были предоставляться до 1 февраля каждого года технические описи тюремных зданий для финансирования ремонтных работ33. Циркуляром от 10 сентября 1881 г. срок представления технических описей переносился на 1 декабря. Для производства мелких починок в распоряжение губернского начальства ежегодно предоставлялась особая сумма в 1710 руб. 34 Вопросы финансирования постройки новых тюремных корпусов, конечно, рассматривались отдельно. При этом циркуляром от 30 июня 1881 г. не допускалось строительство отдельных пристроев к корпусам без предоставления плана всего тюремного здания35.
В приложении к циркуляру от 13 апреля 1882 г. предлагались общие правила для составления проектов на постройку, переустройство и расширение мест заключения. Тюрьма должна была состоять из жилых квартир чинов управления и надзора, из помещений, предназначенных для потребностей администрации тюрьмы и из собственно арестантских камер и хозяйственных помещений36. Циркуляр от 17 ноября 1883 г. четко указывал, что в строительном отношении тюремные здания подконтрольны строительным отделениям губернских правлений, и поэтому тюрьмы должны были на общем основании ежегодно подвергаться осмотру со стороны губернского инженера или техников губернского правления37.
Проблема побегов из тюрем также была отдельной темой циркуляров Главного тюремного управления (9 циркуляров). Так, в циркуляре от 24 июля 1879 г. главной причиной неоднократных случаев побега арестантов из тюрем и беспорядков в местах заключения называлось отсутствие единства в порядке управления местами заключения и нечеткое разделение полномочий между соответствующими органами административного
управления и суда38. Циркуляр разъяснял, в какой мере должны участвовать в управлении местами заключения различные органы власти. В циркуляре от 3 сентября 1881 г. среди причин побегов назывались ветхость и плохое устройство тюремных положений, недостаточность, неумелость и неопытность надзора, а главной причиной называлось все же неисполнение существующих законов и постановлений относительно порядка содержания арестантов и наблюдения за ними в местах заключения39. Предлагались меры по предотвращению побегов, которые, в основном, сводились к проведению тщательных осмотров и обысков.
Немало циркуляров Главного тюремного управления было посвящено пересылаемым по этапу арестантам. Так, в циркуляре от 28 августа 1881 г. указывалось на недопустимость практики, согласно которой пересыльные арестанты неправомерно задерживались в тюрьмах по нескольку недель, что вело к переполнению тю-рем40. Указывалось, что пересыльные арестанты не должны были задерживаться на промежуточных пунктах этапа более 6 дней и предлагалось тюремной администрации отправлять арестантов уже в первый этапный день.
Таким образом, циркуляры Главного тюремного управления регулировали самые разнообразные стороны тюремной жизни и подробно разъясняли многие тонкости тюремного законодательства. В исследуемый период в центре внимания данного органа власти находилась проблема оптимизации внутренней организации мест заключения. Анализ содержания указанных циркуляров позволяет доказательно утверждать, что они являются одним из ценных источников по истории пенитенциарной системы пореформенной России, который содержит свидетельства специалистов о реальной практике ее функционирования, а также материалы о фактической, а не декларируемой позиции верховного руководства тюремной системой по поводу путей оптимизации работы мест заключения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Марголис А.Д. Тюрьма и ссылка в императорской России: исслед. и арх. находки. - М.: Лантерна-Вита, 1995. - 207 с.; РассказовЛ.П., УпоровИ.В. Исправительные аре-
стантские роты гражданского ведомства как вид лишения свободы в российском праве XIX в.// Правоведение - 2000. - №4. - С. 180-185; Зубкова А.И., Калинина Ю.И., Сысоева В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России: история и современность /Под. ред. С.В. Степашина, П.В. Крашенни-кова. - М.: НОРМА, 1998. - 172 с. и др.
2 О дореволюционной историографии вопроса подробнее см.: Осипов М.В. Пенитенциарная система Российской империи в пореформенный период: анализ дореволюционной историографии // Аспирант, или молодое поколение ученых о...: научно-практический альманах аспирантского сообщества. - Вып.Ш. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - С.185-188.
3 ПСЗ-2. - Т.54. - №59360.
4 См.: Любичанковский С.В. Архивы Урала об эффективности работы губернских администраций позднеимперской России // Отечественные архивы. - М., 2008. - №2. - С.95.
5 Зырянов П.Н. Социальная структура местного управления капиталистической России (1861-1914 гг.) // Исторические записки. М., 1982. Т. 107. С. 294.
6 Сборник циркуляров, изданных по Главному Тюремному Управлению в 1879-1910 гг. - Ч.1. 1879-1895 гг. - СПб., 1911
7 Там же. - С. 95. №1530
8 Там же. - С. 96. №1
9 Там же. - С.100. № 4488
10 Там же. - С.104. №4590
11 Там же. - С. 110-111. №1236
12 Там же. - С. 277. №75
13 Там же. - С.255-259. №3
14 Там же. - С. 104. №4560
15 Там же. - С. 241-242. №5
16 Там же. - С. 188-190. №13
17 Об этом подробнее см.: Любичанковский С.В. Губернская администрация и проблема кризиса власти в позднеимперс-кой России (на материалах Урала, 1892-1914 гг.) / Поволжский филиал Института российской истории РАН. - Самара-Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - С.145-157.
18 Там же. - С.240. №2
19 Там же. - С. 252-253. №25
20 Там же. - С. 261. №11
21 Там же. - С. 100. №2677
22 Там же. - С. 120-121. №3572
23 Там же. - С. 173-174. №1371
24 Там же. - С.174. №1507
25 Там же. - С. 264. №9
26 Там же. - С. 179. №8
27 Там же. - С. 185. №58
28 Там же. - С. 213-214. №183
29 Там же. - С. 97-99. №1836
30 Там же. - С. 126 -127. №4364
31 Там же. - С. 146-147. № 11388
32 Там же. - С. 222. №34
33 Там же. - С.139-141. № 9118
34 Там же. - С. 155-157. №19
35 Там же. - С. 154. №16
36 Там же. - С. 190-193. №14
37 Там же. -С. 238-239. №19
38 Там же. - С. 91-92. №104
39 Там же. - С. 157-160. №20
40 Там же. - С.155. №971
CIRCULARS OF THE GENERAL PRISON ADMINISTRATION OF THE MINISTRY OF HOME AFFAIRS AS A SOURCE FOR THE HISTORY OF THE RUSSIAN PENAL SYSTEM DURING THE POST-REFORM MODERNIZATION PERIOD (1879-1885)
© 2009 M.V. Osipov
Orenburg State Pedagogical University
The General Prison Administration circulars issued in 1879-1885 are analyzed in the article. Circular classification is presented. The conclusion about appreciated value of the General Prison Administration circulars as a historical source on the penal system development in post-reform Russia is made. Key-words: Russian penal system, circulars, General Prison Administration of the Ministry of Home Affairs
Mikhail Osipov, Graduate Student, Russian History Department. E-mail: [email protected]