а. а. желтов доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России,
a. a. zheltov
кандидат исторических наук, доцент, подполковник внутренней службы
Становление женской форменной одежды в тюремной системе Российской империи
Formation of the female uniform in prison system of the Russian Empire
Аннотация. В статье рассмотрен ранний период становления женской форменной одежды в тюремном ведомстве Российской империи. В хронологическом порядке показаны установления о женском обмундировании как для отдельных мест заключения, так и для всего тюремного ведомства. Даны описания женской тюремной формы и экипировки образца 1885 года.
Ключевые слова: история женской формы в тюремной системе Российской империи, установление, обмундирование.
Abstract. In this article the author researches the early period of formation of female uniform in prison department of the Russian Empire. He gives chronological order establishments of female regimentals both for separate detention places and for all prison departments. He also gives descriptions of a female prison uniform and equipment of 1885.
Key words: history of the female uniform in prison system of the Russian Empire, establishment, regimentals.
Официально установленная форменная одежда у чинов тюремного ведомства в Российской империи появилась позже по сравнению с другими ведомствами, государственными структурами и учреждениями. Единообразная форменная одежда для нижних и классных чинов данного ведомства была введена в 1884-1885 годах. Однако ей предшествовало установление специальной форменной одежды для лиц, возглавлявших отдельные тюрьмы, или для особых категорий тюремных служащих. Так, в 1862 году было определено шитье на мундирах в соответствии с присвоенными классными чинами у медицинских работников в Санкт-Петербургской и Московской тюремных больницах: «Служащих при упомянутых больницах чинов отнести по должностям и шитью на мундирах, к следующим классам и разрядам: старших врачей и консультантов к VI, старших ординаторов к VII, млад-
ших и сверхштатных ординаторов и аптекарей к VIII, аптекарских помощников (гезелей) к X, смотрителя и бухгалтера к IX и письмоводителя к X» [1]. В этом же году вновь назначенному в Московскую временную тюрьму смотрителю был установлен класс по должности и соответствующее шитье по мундиру.
Обмундирование сотрудников-женщин на фоне становления ведомственной формы служащих тюремной системы Российской империи представляет особый интерес, так как в этот период служба во многих структурах и ведомствах была для женщин закрыта. Например, в полицию разрешалось их принимать лишь с 1916 года [2]. Тюремное ведомство в этом отношении - исключение и женщины-сотрудники в нем уже служили с середины XIX века. Поэтому, когда 28 января 1875 года в Санкт-Петербурге был учрежден дом предварительного заключения [3]
научный раздел
Рис. 1. Форма женщин-телеграфисток (введена 26 января 1866 года)
и всем служащим ввели особую форму одежды, свою форму получили и женщины-сотрудницы [3]. В том же году установлен и персонал этого дома: управляющий, два его помощника (старший и младший), помощница по женскому отделению, эконом, врач, два фельдшера, одна фельдшерица, священник, псаломщик, письмоводитель, ключник при цейхгаузе1, шесть старших надзирателей и две старших надзирательницы, 36 младших надзирателей и 12 младших надзирательниц. Впоследствии в 1876 году был введен «временный дополнительный штат» в составе двух младших помощников управляющего, помощника эконома, четырех старших надзирателей, одной старшей надзирательницы и 18 младших надзирателей [4].
Служащим дома предварительного заключения сразу же при утверждении штатов были установлены классы по должности и разряды по шитью на мундире: управляю-
1 Цейхгауз - военная кладовая для оборудования и оружия.
щему - VI, его помощникам: старшему - VII, младшему - VIII, эконому - VIII, врачу - VIII, письмоводителю - IX [5]. Однако через месяц (28 февраля 1875 года) вышел указ «О форме одежды чинов С.-Петербургского дома предварительного заключения», устанавливающий особенности мундиров, их покрой, цвет и вид материала, а также экипировку и вооружение управляющего звена (классных чинов) данного учреждения. Этим указом помощнице управляющего по женскому отделению предписывалась особая форма, для которой за основу была взята форма, утвержденная
26 января 1866 года для женщин-телеграфисток, с тем отличием, что на концах воротника вышиты золотом накрест лежащие два ключа, а на поясной бляхе накладывался такой же знак из бронзы [6].
Установленная в 1866 году форма женщин-телеграфисток имела следующий вид: «Пальто из драдедама2 черного цвета с белыми пуговицами, присвоенными телеграфному ведомству, с желтою по бортам и обшлагам рукавов вы-пушкой3, на воротнике две бархатные петлицы с пуговицами и желтой выпушкой кругом. Пояс из лакированной кожи с пряжкой и телеграфным на ней знаком. На левом плече бархатный черного цвета бант, с желтой выпушкой и телеграфным знаком» [7] (рис. 1).
Однако обмундирование, установленное служащим Санкт-Петербургского дома предварительного заключения, не было распространено на все другие тюремные учреждения. Четкой регламентации форменной одежды для тюремного ведомства не обнаруживается и в последующий период. Лишь в 1876 году начальствующему составу тюрем Российской империи была установлена форма полиции: «Смотрителям тюрем и их помощникам предоставить носить общую полицейскую форму одежды» [8]. Впрочем, это не снимает вопроса, что же использовалось в качестве форменной одежды женским персоналом тюрем. Как уже было отмечено, женщины на тот период в полиции не служили, а потому и форма для них не существовала.
Начало появлению собственной формы в тюремном ведомстве положил указ от
27 сентября 1884 года «Об установлении фор-
2 Драдедам - старинное тонкое сукно.
3 Выпушка - меховая оторочка по краям одежды.
мы одежды для чинов управления и надзора С.-Петербургских мест заключения». Форма вводилась для гражданских чинов администрации и надзора в Санкт-Петербурге: дома предварительного заключения, тюрьмы, исправительного арестантского отделения и пересыльной тюрьмы, а также для чинов государственного тюремного управления при посещении тюрем. Форма женщин, служивших в местах заключения, в первоначальном проекте форменной одежды Санкт-Петербургских мест заключения (1884 года) конкретно не уточнялась. В отношении нее в постановлении было сделано следующее указание: «Форму обмундирования для женского персонала управления и надзора в поименованных выше местах заключения предоставить утвердить Министру внутренних дел» [9].
Окончательное принятие ведомственной формы одежды нижних и классных чинов для всех мест заключения Российской империи определил закон от 05.10.1885 № 3210 «О форме одежды гражданских чинов и нижних служителей тюремного ведомства» [10]. Установленная этим законом форма имела ряд отличий по сравнению с принятой раньше для Санкт-Петербургских мест заключения. Кроме того, новое установление охватывало форменную одежду не только классных, но и нижних чинов (надзирателей).
Впрочем, форменная одежда женщин, занимавших должности в местах заключения, остается фактически не отрегламентированной в деталях. Женскому персоналу тюрем была установлена в качестве обязательного элемента одежды двубортная кофта, сшитая в талию, из черного сукна или кашемира, застегивавшаяся на крючках. Также обязательна была темно-синяя выпушка по воротнику и обшлагам рукавов, воротник стоячий, округленный спереди (рис. 2).
У смотрительниц особых тюрем, помощниц смотрителей тюрем и старших надзирательниц по воротнику и обшлагам был нашит золотой галун различной ширины в зависимости от должности: например, у смотрительниц особых тюрем и у помощниц смотрителей тюрем -шириной в 1/3 вершка.
Кофту носили поверх платья черного цвета, особенности которого четко не были определены. Дополняли форму кушаки, ремни и бляхи. Шерстяные или кашемировые кушаки
Рис. 2. Обмундирование служебного персонала женского пола тюремного ведомства (утверждено 5 октября 1885 года)
с обыкновенной гладкой черной пряжкой были установлены для смотрительниц особых тюрем и помощниц смотрителей, а черные суконные - для старших надзирательниц. Кушаки также имели обязательную выпушку темно-синего цвета.
Младшим надзирательницам, так же как младшим надзирателям, полагался поясной ремень из черной юфтевой кожи с медной бляхой для ношения револьвера в кобуре и патронташа. На бляхе были выбиты начальные буквы названия тюрьмы. Старшим и младшим надзирательницам на левой стороне груди полагалось носить медные бляхи с наименованием тюрьмы (такие же были установлены для тюремных надзирателей) [10].
Впоследствии женская форменная одежда строилась по аналогии с мужской. Свидетельства этому можно найти и в художественной литературе того времени. Так, в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» (1899) можно встретить следующие описания: «...в темный... коридор женского отделения, в восемь часов утра, вошел старший надзиратель. Вслед за ним вошла в коридор женщина с измученным лицом и вьющимися седыми волосами, одетая в кофту с рукавами, обшитыми галунами, и подпоясанную поясом с синим кантом. Это была надзирательница» (гл. I); «Комната эта, так же как и мужская,
научный раздел
была разделена натрое двумя сетками. Также между сетками ходило начальство. Начальство здесь представляла надзирательница в мундире с галунами на рукавах и синими выпушками и таким же кушаком, как у надзирателей» (гл. ХЬП) [11].
Обобщая все изложенное, можно отметить, что в своем становлении форма женщин-сотрудниц в тюремном ведомстве Российской империи прошла те же этапы, что и в целом общеведомственное тюремное обмундирование. При этом женская форма одежды рассматривалась обособленно и зачастую не была жестко регламентированной и установленной. Даже положение 1885 года с детальным регламентом всего обмундирования мужчин-сотрудников для женской формы оставляет много неопределенностей. В результате женщины-сотрудники, работавшие в непосредственном контакте с заключенными или выполнявшие официальные представительские функции при контакте с населением, в своей форме копировали элементы мужской ведомственной формы соответствующих должностей. ^
1. О служебных правах медицинских чинов при С.-Петербургской и Московской тюремных больницах. 17 февраля 1862 года : высочайше утвержденное мнение Государственного совета // ПСЗРИ (Полное собрание законов Российской империи). Собр. 2. Т. 37. Отд. 1. 1862. № 37827-38621. № 37991. СПб., 1865. С. 148-149.
2. Исторические аспекты приема женщин на службу в полицию // Женщины в полиции : [сайт]. URL: http://policewoman.ru/index/istorija/0-4 (дата обращения: 25.11.2015).
3. Об учреждении в С.-Петербурге дома предварительного заключения и о порядке управления оным. 28 января 1875 года : высочайше утвержден-
ное мнение Государственного совета // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 50. Отд. 1. 1875. № 54341-54878. № 54330. СПб., 1877. С. 96-97.
4. Высочайше утвержденный 29 мая - 10 июня 1876 года временный дополнительный штат С.-Петербургского дома предварительного заключения // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 51. Отд. 3. 1876. Штаты и табели. № 56017. СПб., 1878. С. 173.
5. Высочайше утвержденный 28 января 1875 года временный штат С.-Петербургского дома предварительного заключения // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 50. Отд. 3. 1875. Штаты и табели. № 54330. СПб., 1877. С. 44-45.
6. О форме одежды чинов С.-Петербургского дома предварительного заключения. 28 февраля 1875 года : именной указ, объявленный Сенату Министром внутренних дел 13 Марта 1875 г. // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 50. Отд. 1. 1875. № 54341-54878. № 54439. СПб., 1877. С. 206.
7. Форма для женщин-телеграфистов : высочайше утверждено 26 января 1866 года // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 41. Отд. 1. 1866. № 42861-43602. Чертежи и рисунки. Л. 2. № 42937. СПб., 1868.
8. Об увеличении окладов содержания и повышении классов должностей и разрядов по пенсии для должностных лиц тюремного управления. 7 декабря 1876 г. : высочайше утвержденное мнение Государственного совета // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 51. Отд. 2. 1876. № 56150-56795. № 56689. СПб., 1878. С. 511-512.
9. Об установлении формы одежды для чинов управления и надзора С.-Петербургских мест заключения. 27 сентября 1884 г. (собр. узак. 30 октября 1884 г., ст. 832) : высочайшее повеление, объявленное Министром внутренних дел // ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 4. 1882. № 1934-2642. № 2437. СПб. 1887. С. 496.
10. О форме одежды гражданских чинов и нижних служителей тюремного ведомства : высочайшее повеление, объявленное управляющим Министерством внутренних дел (собр. узак. 29 октября 1885 г., ст. 897) // ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 5. 1885. № 2643-3435. № 3210. СПб., 1887. С. 429.
11. Толстой Л. Н. Собрание сочинений : в 22 т. М. : Художественная литература, 1983. Т. 13 : Воскресение.