Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИРОВАННОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ГРУППА / АDAPTABILITY / ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / TRAINING ACTIVITIES / STUDY GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нгуен Ван Ут Ньи

В статье рассматривается особенностей социально-психологической адаптации вьетнамских студентов к обучению в вузе Воронежской области, а также понятие адаптации и социально-психологической адаптации. Исследование, проведенное с вьетнамскими студентами разных вузов, выявило особенностей социально-психологической адаптации. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования образовательного процесса в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF VIETNAMESE STUDENTS TO EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article analyses characteristics of Vietnamese students’ socio-psychological adaptation in Voronezh region, as well as the adaptation and socio-psychological adaptation. The study was conducted by Vietnamese students from different universities in the region. The result of study could be used to improve educational conditions at Universities for not only Vietnamese students but also for the foreign one.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

УДК 159.99

Нгуен Ван Ут Ньи студент магистратуры 2 курс факультет «Философии и Психологии» ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» Россия, г. Воронеж ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

АДАПТИРОВАННОСТИ ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ К

ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Аннотация:

В статье рассматривается особенностей социально-психологической адаптации вьетнамских студентов к обучению в вузе Воронежской области, а также понятие адаптации и социально-психологической адаптации. Исследование, проведенное с вьетнамскими студентами разных вузов, выявило особенностей социально-психологической адаптации. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования образовательного процесса в вузах.

Ключевые слова: адаптированность, адаптация, социально-психологическая адаптация, учебная деятельность, учебная группа.

Nguyen Van Ut Nhi Graduate student 2 year, faculty "Philosophy and Psychology "

Voronezh State University Russia, Voronezh

PECULIARITIES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

OF VIETNAMESE STUDENTS TO EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Annotation:

The article analyses characteristics of Vietnamese students' socio-psychological adaptation in Voronezh region, as well as the adaptation and socio-psychological adaptation. The study was conducted by Vietnamese students from different universities in the region. The result of study could be used to improve educational conditions at Universities for not only Vietnamese students but also for the foreign one.

Key words: аdaptability, adaptation, socio-psychological adaptation, training activities, study group.

1. Постановка проблемы

Актуальность проблемы изучение особенностей социально-психологической адаптированности вьетнамских студентов к обучению в вузе определяется ее высоким значением для разрешения основных проблем конструктивного развития и функционирования личности, с одной стороны, и недостаточностью теоретических и эмпирических изучений в данной научной области, с другой.

Вьетнамские студенты играют очень важную роль в деле защиты, строительства и развития страны. Студенты - будущие интеллектуалы страны, которые будут играть ключевую роль в индустриализации и модернизации страны. Важнейшие задачи студентов являются обучением по программе, реализацией учебного плана, активным самообследованием, проведением научного исследования, творчеством, постижением этики самообучения. Эффективная учебная деятельность предполагает хорошую социально-психологическую адаптированность в вузе.

В 1865 году немецкий физиолог Г. Ауберт впервые использовал термин «адаптация» как изменяет чувствительность кожных анализаторов к влияниию внешних раздражителей.

По мнению Л. Филипса, адаптированность - это принятие и эффективный ответ на тех социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим полом и возрастом; гибкость и эффективность при встрече с новейшими и потенциально тяжелыми условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление.

Согласно З. Фрейду, «психической деятельностью координируется механизмы, приводящиеся в движение колебания между повышением и снижением напряжения, возникающего в итоге чувства удовольствия -неудовольствия».

Э. Фромм разделил динамическую и статическую адаптацию. Динамическая адаптация это приспособление к внешним условиям, стимулирующее процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги, с одной стороны, а статическая адаптация это приспособление, при котором характер человека остается неизменным и непрерывным и как можно появление только каких-либо новых привычек, с другой.

Таким образом, анализ зарубежной психологической литературы можно выделить такие подходы к изучению адаптации: адаптация как естественная реакция организма на воздействие окружающей среды, адаптация как совпадающее поведение и адаптация как когнитивный процесс.

В современной психологической российской литературе встречается следующее понимание к термину «адаптация»: это итог процесса изменений социальных, морально-психологических, социально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде.

Т. А. Калуженина выделила четыре основных уровня адаптации: первый - психический уровень, состоящий из подержания гомеостаза и сохранения психического здоровья; второй - психологический уровень, направленный на анализ, изучение и коррекцию психологического здоровья личности; третий - социально-психологический уровень, направленный на организацию оптимального микро-социального взаимодействия; четвертый -психолого-педагогический уровень, заключающийся в изучении процесса приспособления студентов к новой дидактической ситуации, принципиально

выделяющейся школьной формами и методами организации учебного процесса [2].

С точки зрения О. И. Зотовой и И. К. Кряжевой под социально-психологической адаптацией понимается включенность личности в социальную среду через обретение места, статуса в социальной структуре общества, что представляет собой необходимое условие функционирования общества как единого социального организма. Под адаптированностью личности подразумевают оптимальная реализация внутренних возможностей, способностей человека и его личностного потенциала в значимой сфере.

Вьетнамский психолог Фам Ван Куонг выделил два типа адаптации. Первый тип - адаптация к жизни в целом: социальная адаптация представляет собой самый основный образ человеческой жизни. Другой тип - адаптация в условиях стресса, когда индивид сталкивается с давлением общества, когда старается отрегулировать свои тайные ресурсы, изменять отношение между собой и окружающей средой, уменьшать эмоциональное напряжение, и тем самым восстанавливает психологический баланс, для достижения гармоничных отношений между собой и окружающей средой.

По результатам исследования, Нгуен Тхи Чам Ань сделала вывод о том, что особенности личностной адаптации студентов-психологов к образованию являются готовностью студентов изменять себя и своё поведение по отношению к пониманию проблем другого человека, развитием эмпатических способностей, формированием смысло-жизненных ориентации с учётом социо-культурных различий студентов-психологов во Вьетнаме и в России. Вьетнамские студенты характеризуются замкнутостью, скромностью, неготовностью взаимодействовать с другим, эмоциональной сдержанностью, а российские - самостоятельностью, эмоциональностью, безучастностью, неготовностью к сопереживанию другому человеку.

Таким образом, под социально-психологической адаптированностью понимается как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность в результате коротких внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою главную деятельность, удовлетворяет свои ведущие социогенные потребности, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

2. Цели исследования

Цель исследования является изучением особенностей социально психологической адаптированности вьетнамских студентов к обучению в вузе.

Объект исследования является социально-психологической адаптированностью.

Предмет исследования является особенностями социально-психологической адаптированности вьетнамских студентов к обучению в вузе.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-психологическая адаптированность вьетнамских студентов к обучению в вузе имеет специфические особенности, проявляющиеся в выраженности компонентов и общего уровня, а именно:

1) у вьетнамских студентов наиболее выражены компоненты «адаптированность», «приятие других» и «самопринятие», а наименее выражены компоненты «стремление к доминированию», «эмоциональная комфортность» и «интернальность»;

2) Большинство вьетнамских студентов обладает средним и высоким уровнем адаптированности как к учебной группе, так и к учебной деятельности.

Базой эмпирического исследования выступил вьетнамские студенты, обучающиеся в Воронежской области. Объем выборки составил 120 человек. Возрастной состав испытуемых - от 18 до 26 лет.

Для решения задач исследования был проведен теоретический анализ социально-психологической и психологической литературы. В эмпирическом исследовании использовались следующие методики:

1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;

2. Методика исследования адаптированности студентов в вузе Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой.

Обработка полученных данных осуществляется с помощью методов качественного и количественного, в том числе статистического анализа. Для осуществления статистического анализа мы используем программу статистических пакетов SPSS 16.0.

3. Результаты исследования и их обсуждение

По результатам исследования методики К. Роджерса и Р. Даймонда были получены следующие результаты.

Высокие показатели по шкале «Адаптированность» (60,05% респондентов - выше нормы, 36,70% - норма и 3,25% - ниже нормы) - это говорят о том, что согласованность учащихся с условиями новой социальной среды, адекватная оценка себя и окружающая реальность, а также указывают на социальную компетентность, личностную активность и гибкость. К тому же данные показатели свидетельствуют о наличии у студентов чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения к окружающим.

По показателю «Приятие себя» (70,24% респондентов - выше нормы, 20,87% - норма и 8,89 - ниже нормы) и «Приятие других» (64,40% респондентов - выше нормы, 19,26% - норма и 15,34 - ниже нормы) подтверждают показатель «Адаптированность», так как данные характеристики представляют собой составляющую часть процесса адаптации. Эти говорят о том, что студенты одобряют себя в целом, они обладают положительной самооценкой и у них есть доверие к себе. Студенты, показавшие высокий уровень приятия себя, принимают себя со всеми присущими им нехватками и изъянами. Они умеют сосуществовать со своими слабостями, принимать свои «незнания» в каких-то сферах и относятся к ним открыто и просто, и не стыдятся этого, а наоборот, стараются исправить свои проблемы своими собственными усилиями.

Шкала «Доминирование» (40,25% респондентов - выше нормы, 30,05% - норма и 29,70 - ниже нормы) отражает уровень стремления студента доминировать в межличностных отношениях. Студенты имеют высокие

показатели, свидетельствующие о склонности подавлять другого человека, ощущать превосходство над другими. А низкие показатели - склонность к подчинению, покорность и мягкость. Это говорят о возможности возникновения конкуренции внутри группы, что может вызвать дезадаптацию.

Одним из условий успешной адаптации является эмоциональный комфорт. У 20,28 % респондентов наблюдается высокий уровень и 45,02 % студентов имеют средний уровень «Эмоционального комфорта». Это говорит о том, что у данных студентов преобладают положительные эмоции, ощущение благополучия в своей жизни, тогда как у 34,7 % студентов с низким уровнем «эмоционального комфорта» выражено отрицательное эмоциональное состояние.

«Интернальность» представляет собой устойчивую структуру личности, сформированную в процессе ее социализации. Высокий показатель «Интернальность» - 39,08 % студентов, средний - 50,25% и низкий 20,67 %. Студенты, показавшие высокий процент «Интернальность» обладают большой ответственностью за важные события, которые происходят в их жизни. Они управляют собственными действиями и контролируют свою жизнь в целом. Несмотря на неудачи они твердо и уверенно идут к намеченным целям, вызывая к себе симпатию и уважение со стороны других людей. А наоборот, студенты с низким уровнем «Интернальность» не видят связи между своими действиями и важными для них событиями, большинство из них думают, что все, что происходит в их жизни, это итог случая или действия других людей. Такие студенты приписывают свои радости, успехи и достижения внешним обстоятельствам.

По результатам исследования методики Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой были получены следующие результаты.

Высокий уровень адаптированности к учебной группе зафиксирован у респондентов - 50,58%, средний 40,01%, а низкий - 3,41%. В целом по всей выборке выявлен низкий уровень адаптированности мало, большинство респондентов показали высокий и средний уровень адаптированности к учебной группе. Это может свидетельствовать о том, что студенты чувствуют себя комфортно в своих группах, легко находят общий язык с однокурсниками и следуют общепринятым нормам и правилам. При необходимости могут обратиться к ним за помощью, способны проявить активность и взять инициативу в группе на себя.

По отношению к учебной деятельности низкий уровень адаптированности показали 3,41% от общего количества испытуемых. Возможно они испытывают трудности с учебными дисциплинами, нуждаются в дополнительных консультациях. Наряду с этим большинство у респондентов показали средний (46,01%) и высокий (50,58%) уровни адаптированности к учебной деятельности. Эти студенты легко осваивают учебные дисциплины, успешно и в срок выполняют учебные задания, при необходимости могут обратиться к преподавателю. Кроме того, они более-менее свободно выражают свои мысли, могут проявить индивидуальность и способности.

В результате исследования показали, что уровень адаптированности у большинства студентов к учебной группе и к учебной деятельности довольно высок, но при этом есть необходимости более внимательного отношения кураторов, а также преподавательского состава вуза к студентам, имеющим низкий уровень адаптированности.

Итак, в обществе постоянных перемен, стремительного процесса происходящих событий адаптация личности затруднена. Успешная социально- психологическая адаптированность студентов, формирование у них необходимых качеств и умений, соответствующие требованиям предъявляемых молодому специалисту, является одним из главных этапов к будущей профессиональной деятельности.

В целом, полученные в процессе исследования результаты могут быть использованы для совершенствования образовательного процесса в вузах и служить основой для создания не только вариативных психодиагностических, но и психокорректирующих адаптационных программ.

Использованные источники:

1. Зотова О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О. И. Зотова, И. К. Кряжева. - Москва : Медицина, 1988. - 256 с.

2. Субъективные критерии адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе [Текст] / Т. А. Калуженина // Психология в экономике и управлении. - 2009. - № 2. - С. 95-98.

3. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - Москва : ACT, 2016. - 571 с.

4. Huynh Van Son Tam ly hoc / Huynh Van Son. Ho Chi Minh : NXB Dai hoc Quoc gia Ho Chi Minh, 2015. - 312 tr.

5. Philips L. Human adaptation and his failures / L. Philips. - New York & London : Academic Press, 1968. - 271 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.