Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODEL OF PROFESSIONAL EDUCATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ / EDUCATIONAL ADAPTATION / QUALITIES OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лаврентьева Ирина Владимировна

В статье обсуждаются вопросы учебной (более широко - социальной) адаптации студентов высшего учебного заведения, обучающихся по дефектологическим специальностям. Анализируется понятие «адаптация» в аспекте овладения студентами навыками учения и освоения будущих профессиональных компетенций. Рассматриваются адаптационные качества личности на различных этапах обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF THE IDENTITY OF FUTURE TEACHER-SPEECH PATHOLOGIST IN THE CONDITIONS OF A VOCATIONAL EDUCATION

In article questions educational (more widely - social) adaptations of the students of a higher educational institution who are trained on correctional specialties are discussed. The concept «adaptation» of aspect of mastering students is analyzed by skills of the doctrine and development of future professional competences. Adaptation qualities of the personality at various grade levels in higher education institution are considered.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 377.1

И. В. Лаврентьева

социальная адаптация личности будущего педагога-дефектолога в условиях профессионального обучения

В настоящее время высшее педагогическое образование должно содействовать личностному и профессиональному становлению будущего педагога как субъекта социальных отношений и собственной жизнедеятельности.

Перед системой профессионального образования стоит задача дать такой запас «фундаментальности», который способствовал бы формированию специалиста компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Так, в Федеральном проекте «Облик современной модели образования к 2020 году», отмечается: «... высшее образование станет социальным стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в первой четверти XXI века. За счет этого будет обеспечена долгосрочная конкурентоспособность России в мировой экономике, постоянное порождение инноваций и готовность к восприятию и ис-

пользованию нового во всех отраслях экономики» [1, с. 35—36].

Социальная адаптация личности является актуальной и одновременно одной из сложнейших проблем педагогики и психологии, так как она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Категориальное понятие «социальная адаптация» изучается различными отраслями науки — социологией, социальной педагогикой, социальной психологией. Так, понятие «социальная адаптация» различными исследователями рассматривается как процесс активного приспособления индивида или группы к определенным новым для нее условиям социальной среды. При этом в ходе взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой согласовываются требования и ожидания его участников. Расширяя данное понятие, психологическая наука уточняет, что социальная адаптация есть не только процесс, но и результат постоянно-

го приспособления индивида к условиям социальной среды [2]. Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды. В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде [3]:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, то есть признание и принятие индивидом основных элементов системы ценно -стей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, то есть полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

А. А. Налчаджан [4] трактует социально-психологическую адап-тированность личности как особое состояние взаимодействия личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

По Л. Филипсу [5], адаптиро-ванность — это: 1) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом, например посещение школы и овладение учебными предметами или установление дружеских отношений со сверстниками; 2) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей и стремлений.

Итак, семантика рассматриваемого нами категориального понятия, в свете деятельностного подхода отечественной педагогики и психологии, сводится к тому, что в

процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды (по В. П. Зинченко [6]). Понятно, что общим показателем адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации.

Основу изучения проблемы адаптации студентов к учебной деятельности в вузе образует обобщение и систематизация научных подходов к исследованию феномена адаптации. Сравнительный анализ большого числа определений понятия «адаптация» с опорой на исследования А. Б. Георгиевского [7] позволил определить, что все его дефиниции могут быть объединены в три группы: тавтологические определения, в которых понятие «адаптация» интерпретируется как буквальный перевод латинского «adapto» (adaptatio) в значении «приспособление организмов к среде»; определение через «главный признак», то есть выраженность ключевого аспекта структурно-функциональной организации индивида: на биохимическом, морфологическом, физиологическом, поведенческом уровнях; полисемантические определения, которые подчеркивают многозначный характер самого явления адаптации как процесса и результата.

Адаптация к обучению в вузе — одна из форм приспособительного поведения человека, имеет те же аспекты, что и любой другой адаптивный процесс. Образователь-

ный процесс в вузе должен быть направлен на обеспечение сознательного и активного вхождения будущего педагога в социально-педагогическую действительность, адаптацию к профессионально ориентированным видам деятельности и становление потребностно-мотивационной сферы личности.

Целью образовательного процесса в вузе является не просто трансляция профессиональных знаний и профессионально-педагогическая подготовка, а, в большей степени, создание условий для целостного личностно-про-фессионального развития студента, что является невозможным без позитивной адаптации к учебной деятельности. Залогом личностной и профессиональной успешности молодого человека, динамичного развития его интеллекта в будущем, является наличие полноценного опыта продуктивной учебно-познавательной деятельности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что процесс адаптации студентов к учебной деятельности сопровождается рядом трудностей, которые различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны личностными особенностями студента.

Показателями слабой адапти-рованности студентов к учебной деятельности и к новым условиям образования являются: низкий уровень академической успеваемости и мотивации учебной дея-

тельности, отсутствие учебной самостоятельности, пассивность в усвоении нового учебного материала и др. Знание закономерностей и сложностей адаптации студентов вуза к учебной деятельности обусловливает необходимость их учета в практической работе с целью предупреждения дезадаптации и стимулирования адаптационных механизмов становления личности в новых условиях обучения. В этой связи становится актуальным осуществление целенаправленного содействия адаптации студентов к учебной деятельности в вузе [8].

Т. И. Ронгинская [9] утверждает, что адаптация студентов — это сложный процесс перестройки психической деятельности, и он должен проявляться в изменениях уровневых значений отдельных характеристик личности, и в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в различные периоды адаптационного процесса.

Важно отметить и то, что в литературе существует разделение субъективного и объективного критериев успешности адаптации. Н. В. Тарабрина, Е. О. Лазебная [10] субъективный критерий определяют как степень осознанной или неосознанной удовлетворенности исполнителя различными аспектами жизнедеятельности и самим собой. В качестве же объективного критерия рассматривают эффективность деятельности, которую трактуют как определенный

уровень продуктивности, результативности деятельности.

По данным А. В. Сиомичева [11] адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения. Вторая «критическая» точка соответствует третьему курсу обучения и характеризуется как процесс профессионального самоопределения личности, начало профессиональной адаптации личности к своей будущей специальности. Но оба эти процесса рассматриваются как составные компоненты процесса адаптации, находящиеся в логической последовательности.

Исследование проблемы адаптации студента к учебной деятельности в вузе в контексте гуманистической педагогики и психологии, которая признает своим главным предметом личность человека как уникальную целостную систему, представляющую собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, позволило сделать следующие выводы:

каждый человек уникален, поэтому процесс адаптации — это всегда процесс персонифицированный, сопровождающийся индивидуальными проявлениями, проблемами, успехами, трудностями;

человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются ча-

стью его природы, поэтому в процессе адаптации важно стимулировать собственный потенциал и творческую активность, самостоятельность личности;

человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации, благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе, из этого следует, что процесс адаптации к учебной деятельности имеет не жестко заданную траекторию, а носит стохастический характер, определяемый самой личностью и ее потенциалами;

человек — это активное, творческое существо, способное к открытому творческому диалогу и конструктивному взаимодействию, а значит, организация процесса адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности есть взаимодействие педагога и обучающегося, основанное на принципе личностной ориентации и стимулировании собственной активности студента в учебной деятельности.

Ценность основных идей гуманистической педагогики и психологии для нашего исследования заключается в том, что они позволяют воспринимать бывшего школьника — студента педагогического вуза — как субъекта собственной жизнедеятельности, субъекта учебной деятельности. В этой связи можно считать, что адаптация студента к учебной деятельности в вузе — это не только приспособление индивида к условиям образовательного

процесса в вузе, направленного на обретение общекультурных и профессионально ориентированных знаний, опыта деятельности, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Такое понимание сущности результата процесса адаптации личности позволило ввести сложное понятие «уровень адаптированности студента к учебной деятельности» и рассматривать его в качестве образа, отражающего достижение цели реализуемого процесса. В данном аспекте следует отметить целесообразность изучения адаптирован-ности студента к учебной деятельности в вузе не только как совокупности когнитивных и практических компонентов, но и как определенного уровня личностного развития, проявляющегося в устойчивости мотивов учебной деятельности и готовности к ее осуществлению как одной из жизненно важных функций.

В связи с вышесказанным целью нашего исследования стало изучение особенностей социально-психологической адаптации

студентов вуза на различных этапах обучения (курсах). При этом ставились задачи — выявить уровень социально-психологической адап-тированности студентов специальности учитель-логопед, средние показатели адаптированности, в том числе по курсам, интерпретировать полученные данные.

Эксперимент проводился на базе факультета психологии, педа-

гогики и коммуникативистики Кубанского Государственного Университета, в нем принимали участие студенты с первого по пятый курс в количестве 69 человек (возраст — от 16 до 22 лет).

Для изучения особенностей социально-психологической адаптации студентов использовалась стандартизированная методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд).

В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7-бальная шкала ответов. Авторами опросника выделяются следующие семь интегральных показателей, каждый из которых рассчитывается по индивидуальной формуле: 1) адаптация, 2) приятие других, 3) интернальность, 4) самовосприятие, 5) эмоциональная комфортность, 6) стремление к доминированию, 7) эскапизм. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данны-

ми, рассчитанными отдельно для взрослой выборки.

Анализ результатов характеризует экспериментальную группу (69 респондентов) следующим образом: по шкале «адаптация» 100% респондентов с высокими и нормальными адаптивными способностями; большинство респондентов имеют высокий интегральный показатель «самопринятия», «принятие других», «эмоциональный комфорт», «ин-тернальность», «доминирование».

При сравнении полученных результатов в нашем исследовании и статистических норм выявлены показатели, как превышающие норму (адаптивность; принятие себя; внутренний контроль), так и имеющие значения ниже нормы (дезадаптивность; непринятие себя; непринятие других; эмоциональный дискомфорт; внешний контроль). Средние показатели степени адаптированности по курсам, представлены в таблице 1.

Таблица 1

средние показатели степени адаптированности академических групп по шкалам (в %)

№ Личностная качественная 1 2 3 4 5 Средний

п/п составляющая адаптивности курс курс курс курс курс показатель

I Адаптация 65 72 62 68 70 67,4

II Самопринятие 73 81 69 76 78 75,4

III Принятие других 68 77 67 72 72 71,2

IV Эмоциональная комфортность 64 71 60 65 66 65,2

V Интернальность 63 72 60 67 67 65,8

VI Стремление к доминированию 48 53 50 51 52 50,8

Средний показатель по шкалам 1-5: 66,6 74,6 63,6 69,6 70,6 -

Из таблицы 1 видно, что наивысшие показатели адаптации наблюдаются у студентов второго курса, а наименьшие — у студентов 3-го курса. К более старшим курсам (4-й и 5-й курсы) адаптирован-ность растет, но показателя второго курса все равно не достигает. Важно отметить, что у академической группы 2-го курса показатели по всем шкалам на порядок выше, чем у групп первого и третьего курсов (кроме «стремления к доминированию»). В среднем адаптация по экспериментальной выборке составляет 67,4%, а наиболее высокие показатели по шкалам «принятие себя» и «принятие других» — 75 и 71 процентов соответственно. По шкалам «эмоциональный комфорт» и «интернальность» показатели — по 65%.

Таким образом, делая обобщающие выводы, можно сказать, что большинство студентов специальности учитель-логопед оптимально адаптировано (по И. В. Никола-юк [12] — уровневая интерпретация) к учебной деятельности в вузе, что выражается в наличии общекультурных и специальных знаний, необходимых для продуктивного ос-

воения учебных дисциплин; устойчивых мотивов профессионального образования и учебной деятельности; во владении способами осуществления учебной деятельности с учетом требования, форм и методов ее организации в вузе.

В заключение хочется отметить, что поступление в вуз и обучение приводит к значительным изменениям межличностных контактов, социального статуса, жизненных стереотипов и неизбежно требует пересмотра установок, представлений о социальных ролях таким образом, чтобы они были адекватны вновь сложившимся условиям. Ускорение процессов адаптации студентов к новому для них образу жизни и деятельности, а также выявление психологических факторов успешности социально-психологической адаптации к вузовскому обучению — чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.

список литературы

1. Федеральный проект «Облик современной модели образования к 2020 году».

2. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.

3. Социологический словарь / Авт. сост. Я. В. Леверовская, В. А. Бал-цевич, С. Я. Балцевич. М., 2009.

4. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии).

Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988.

5. Philips L, Human Adaptation and his Failures. N.Y., 1968.

6. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. М., 2002.

7. Георгиевский А. Б. Эволюционная антропология. — М., 2003.

8. Гришанов Л. К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990.

9. Ронгинская Т. И. Изменение системы личностных характеристик

в процессе адаптации студентов. М., 1987.

10. Тарабрина Н. В., Лазеб-ная Е. О. Успешность профессиональной деятельности и профессиональная пригодность оператора. М., 1994.

11. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе. М., 1985.

12. Николаюк И. В. Содействие адаптации студентов младших курсов педагогического вуза к учебной деятельности посредством технологии проектного обучения: дисс. ... канд. пед. наук. Чита, 2009. 245 с.

references

1. Federal project "Shape of Modern Model of Education by 2020".(In Russ.)

2. Dictionary of the practical psychologist / Sost. S.Yu. Golovin. Minsk: Harvest, 1998.800 p. (In Russ.)

3. Sociological dictionary / Bus сост. Ya. V. Leverovskaya, V. A. Baltsevich, S. Ya. Baltsevich. M, 2009. (In Russ.)

4. Nalchadzhyan A. A. Social and mental adaptation of the personality (forms, mechanisms and strategy). Yerevan: Publishing house of AN Armenian Soviet Socialist Republic, 1988. (In Russ.)

5. Philips L, Human Adaptation and his Failures. N.Y., 1968.

6. Zinchenko V. P., MeshcheryakovB. G. Big psychological dictionary. M., 2002.

7. Georgiyevsky A. B. Evolutionary anthropology. M, 2003. (In Russ.)

8. Grishanov L. K., Tsurkan V. D. Sociological problems of adaptation of junior students // Psychology and pedagogical aspects of adaptation of

students to educational process in higher education institution. Kishinev, 1990. (In Russ.)

9. Ronginsky T. I. Change of system of personal characteristics in the course of adaptation of students. M, 1987. (In Russ.)

10. Tarabrina N. V., E. O. Uspeshnost's Lazebnaya of professional activity and professional suitability of the operator. M, 1994. (In Russ.)

11. Siomichev A. V. Psychological features of adaptation of students in the sphere ofknowledge and communication in higher education institution. M., 1985. (In Russ.)

12. Nikolayuk I. V. Assistance of adaptation of junior students of pedagogical higher education institution to educational activity by means of technology of design training: thesis... edging. ped. sciences. Chita, 2009. 245 pages. (In Russ.)

Поступила 15.01.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.